СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку рекомендуется учителям русского языка, реализующим ГОС ООО. 

Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004) и Программы для общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).

Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Программа по русскому языку в 8 классе предусматривает изучение общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит отобранную в необходимых пределах в соответствии с задами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Предметом изучения в 8 классе является систематический курс синтаксиса (простое предложение) и соответствующие правила пунктуации.

Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

В обучении используются традиционные методы обучения: объяснение нового материала, беседа, самостоятельный анализ учебного материала, опрос и др. и инновационные технологии: информационно-коммуникативные.

Формы контроля знаний, умений и навыков различны: тесты, диктанты, осложнённое списывание, монологическое высказывание на лингвистическую тему, анализ текста.

В программе увеличено (по сравнению с программой по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2010) на два часа количество часов по развитию речи и включен такой вид творческой работы как написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, увеличено количество контрольных работ.

Изучение курса проводится по учебнику «Русский язык». 8 класс. Авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др., 2012.

Количество часов:102 часа (3 часа в неделю)

Количество контрольных работ: 11

Количество часов развития речи: 18



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


Учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

-дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

-фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащегося;

-задавать вопросы по прослушанному тексту;

-отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

-при необходимости переходить на изучающее чтение;

-читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

-находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их

определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п,);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов,

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.















Учебно-тематический план



Раздел

К-во часов

В том числе

К. Р

Р.Р

Функции русского языка в современном мире

1

-

-

Повторение

изученного в 5-7 классах

8

1

2

Словосочетание

2



Простое предложение

4

1

1

Простые двусоставные предложения

17

2

3

Простые односоставные предложения

12

1

2

Неполные предложения

2



Однородные члены предложения

14

1

2

Обособленные члены предложения

22

2

4

Обращения, вводные слова и междометия

9

1

2

Прямая и косвенная речь

4

1


Повторение в конце года

7

1

2

Общее количество часов

102

11

18



Тематическое планирование учебного материала

ВВЕДЕНИЕ (1час)

Функции русского языка в современном мире.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (8 ч.)

Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (86ч.)

Словосочетание (2 ч.)

Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольное, именное, наречное).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение 4ч.)

Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация простого предложения.

Умение выделять с помощь логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.

Описание архитектурного памятника как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения.(17 ч.)

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного материала о сказуемом. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нём.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (12ч.)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом- сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Неполные предложения(2ч.)

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (14 ч.)

Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении. Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения.

Обособленные члены предложения (22)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Обращения, вводные слова и междометия (9 ч.)

Повторение изученного материала об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Прямая и косвенная речь (4ч.)

Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (7 ч.)

Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».
























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел

К-во часов

В том числе

Результат по разделу

К. Р

Р.Р

Функции русского языка в современном мире

1

-

-

Получить представление о роли русского языка в мире, о месте его среди других европейских языков

Повторение

изученного в 5-7 классах

8

1

2

Обобщить и систематизировать изученный ранее языковой материал, восстановить и закрепить основные знания и умения, полученные учащимися в 5—7 классах.

Словосочетание

2



Знать основные виды связи слов в словосочетании. Уметь отличать словосочетание от слова и предложения, вычленять словосочетание из предложения, определять грамматическое значение словосочетания, правильно употреблять словосочетания в предложении, использовать синонимические по значению словосочетания

Простое предложение

4

1

1

Уметь характеризовать предложения разных типов (утвердительные — отрицательные, повествовательные — вопросительные — побудительные; восклицательные); по количеству членов грамматической основы; по количеству грамматических основ; по наличию — отсутствию второстепенных членов, по функции в речи; выразительно читать, правильно выделяя с помощью логического ударения главное слово в тексте

Простые двусоставные предложения

17

2

3

Знать признаки и функцию подлежащего в предложении,уметь находить подлежащее в предложении; определять способ выражения подлежащего; отличать подлежащее от омонимичных с ним форм.

Знать признаки сказуемого и типы сказуемых (способы выражения в речи). Уметь характеризовать сказуемое в предложении; разграничивать простое глагольное и составное глагольное сказуемые; использовать разные типы сказуемых в речи (тексте).

Знать, что такое второстепенные члены предложения, в чем их отличие от главных Уметь находить второстепенные члены в предложении.

Простые односоставные предложения

12

1

2

Знать основные виды односоставных предложений. Уметь отличать односоставные предложения от двусоставных. Понимать роль односоставных предложений в тексте.

Неполные предложения

2




Однородные члены предложения

14

1

2

Знать признаки однородности. Понимать специфику предложений с рядами однородных членов, соединенных повторяющимися союзами (многосоюзие) и интонацией (бессоюзие); знать правила постановки знаков препинания между однородными членами, соединенными союзами, и применять их в письменной речи. Уметь схематически изображать предложения с однородными членами; правильно произносить предложения с однородными членами, соединенными разными способами; отличать предложения с однородными членами, соединенными союзной связью, от сложных предложений; отличать однородные определения от неоднородных; уметь ставить знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

Обособленные члены предложения

22

2

4

Понимать, что такое обособление. Знать причины обособления, основные правила обособления определений и приложений и применять их на письме. Уметь характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные; находить определения в предложении; выделять распространенные определения. Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и существительными в косвенных падежах. Уметь находить одиночные и распространенные обстоятельства в предложении; применять правила при письменном оформлении текста.

Обращения, вводные слова и междометия

9

1

2

Знать, что такое обращение; функции обращений в речи (звательная, оценочная, изобразительная); правила постановки знаков препинания при обращении. Уметь пользоваться знаками препинания в письменной речи; правильно произносить предложения с обращениями; отличать обращение от других функций существительных в форме именительного падежа (подлежащего, сказуемого, приложения при подлежащем. Получить представление о вводности как речевой категории. Понимать различия в смыслах, которые возникают при замене одного вводного слова другим
Знать группы вводных слов по значению. Уметь выразительно, интонационно правильно читать предложения с вводными словами.

Прямая и косвенная речь

4

1


Знать, что такое прямая речь; правила постановки знаков препинания при различных случаях употребления прямой речи (перед словами автора, после них, прямая речь разрывает слова автора). Уметь находить прямую речь в тексте; правильно строить предложения с прямой речью; правильно произносить предложения с прямой речью, интонационно выделяя слова автора; создавать предложения по заданным схемам Знать, в чем отличие косвенной речи от прямой
Уметь правильно трансформировать прямую речь в косвенную.Знать, что такое цитата и каковы способы введения ее в текст. Уметь цитировать различные высказывания; пользоваться правилами постановки знаков препинания при цитировании; заменять предложения с прямой речью предложениями с косвенной, видеть при этом стилистическое различие этих конструкций. Иметь представление о вставных конструкциях и их отличии от вводных слов. Знать правила постановки знаков препинания и применять их на письме. Уметь с правильной интонацией читать предложения с вводными конструкциями, находить вводные слова в предложении; отличать их от омонимичных членов предложения (может быть, к счастью и т. п.)
Расширить и углубить знания о междометиях. Знать группы междометий и роль междометий в тексте, правила постановки знаков препинания при междометиях
Уметь использовать междометия в собственных высказываниях и применять правила постановки знаков препинания при них в письменной речи.

Повторение в конце года

7

1

2

Знать определения изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил
Уметь анализировать словосочетания и простые предложения, а также предложения с прямой речью; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии со стилем речи и целью высказывания

Общее количество часов

102

11

18
















12


Просмотр содержимого документа
«Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса»

Пояснительная записка



Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004) и Программы для общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), 2002 г.

Преподавание русского языка в 8 классе ведется по учебнику под редакцией С.Г.Бархударова и рассчитано на 105 часов (3 часа в неделю), в том числе 18 часа развития речи. Учебник и программа отражают обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.


Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

1. Общения во всех сферах жизни.

2. Связи поколений.

3. Хранения и передачи информации.


Свободное владение родным, русским языком – необходимость в жизни каждого современного россиянина. Для реализации этой потребности необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Изучение русского языка опирается в основном на действующую программу и уже устоявшийся минимум понятий по синтаксису. Однако предполагается более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил. Особое внимание уделяется таким вопросам, как «Речевые умения и навыки учащихся», «Интонация и пунктуация», «Назначение знаков препинания», «Принцип русской пунктуации».

Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная – «Простое предложение». Теоретический материал подаётся в свете идей структурно-семантического подхода, предписывающего рассматривать семантические явления в единстве их значения, формы и функции. Поэтому особое внимание уделяется семантическому, функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий. Особое внимание в 8 классе уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация является отличительной чертой, присущей предложению. Все сведения и умения интонационного характера, которыми располагают учащиеся, обобщаются, углубляются и обобщаются. Внимание обращается на особенности произношения фраз-предложений разных конструкций, на передачу разнообразных индивидуально-эмоциональных аспектов в ходе речевого общения. Пристальное внимание к интонации объясняется тем, что интонация – один из показателей речевого развития человека: от способности улавливать интонационные нюансы и самому владеть интонационным богатством речи в значительной степени зависит пунктуационная грамотность. В 8 классе пунктуационной грамотности уделяется самое серьёзное внимание. Поскольку многие правила пунктуации формируются на более сложном языковом материале, чем прежде, учащиеся знакомятся с новыми понятиями: вводные и вставные конструкции, уточняющие члены предложения.

Особенностью работы по развитию речи в 8 классе является то, что в качестве единицы обучения используется целый текст – рассматривается структура жанра. Особое внимание уделяется публицистическому стилю. Объясняется это тем, что разные жанры публицистики имеют практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни. Поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, бывший школьник должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации.

Цель курса:

более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка; усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс русского языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.

Задачи курса:

• совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

• обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

• совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;

• формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.





Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


Учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

-дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

-фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащегося;

-задавать вопросы по прослушанному тексту;

-отвечать на вопросы по содержанию текста;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

-при необходимости переходить на изучающее чтение;

-читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

-находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их

определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п,);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов,

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Учебно-тематический план



Раздел

К-во часов

В том числе

К. Р

Р.Р

Функции русского языка в современном мире

1

-

-

Повторение

изученного в 5-7 классах

8

1

2

Словосочетание

2



Простое предложение

4

1

1

Простые двусоставные предложения

17

2

3

Простые односоставные предложения

12

1

2

Неполные предложения

2



Однородные члены предложения

14

1

2

Обособленные члены предложения

22

2

4

Обращения, вводные слова и междометия

9

1

2

Прямая и косвенная речь

4

1


Повторение в конце года

7

1

2

Общее количество часов

102

11

18


3 часа – резервное время


Тематическое планирование учебного материала

ВВЕДЕНИЕ (1час)

Функции русского языка в современном мире.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (8 ч.)

Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (86ч.)

Словосочетание (2 ч.)

Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольное, именное, наречное).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение 4ч.)

Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация простого предложения.

Умение выделять с помощь логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.

Описание архитектурного памятника как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения.(17 ч.)

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного материала о сказуемом. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нём.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (12ч.)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом- сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Неполные предложения(2ч.)

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (14 ч.)

Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении. Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения.

Обособленные члены предложения (22)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Обращения, вводные слова и междометия (9 ч.)

Повторение изученного материала об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Прямая и косвенная речь (4ч.)

Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (7 ч.)

Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».













Формы контроля:

-диктант ( объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверяю себя»);

-словарный диктант;

-проверочная работа;

-комплексный анализ текста,

-тест;

-изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

-изложение с элементами сочинения-рассуждения;

-сочинение-описание памятника;

-публичное выступление по общественно-важным проблемам;

-устное высказывание на лингвистическую тему.





Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки



п/п

Форма контроля уровня

достижений учащихся

Критерии оценки

1

Сочинение

(примерный объем

классных сочинений

3 – 4 страницы)








Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует

теме

- Фактические ошибки отсутствуют

- Содержание излагается последовательно

- Работа отличается богатством словаря

- Достигнуто стилевое единство текста

- В целом в работе допускается 1 недочет в

содержании и 1 речевой недочет.

(1 орфографич.)

или

( 1 пунктуац.)

или

( 1 грамматич.)


«4»

- Содержание работы в основном соответствует

теме

- Имеются единичные фактические неточности

- Имеются незначительные нарушения

последовательности в изложении мыслей

- Лексический и грамматический строй речи

в целом достаточно разнообразен

- Стиль работы отличается единством

- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

(2 орфограф. и

2 пунктац.)

или

(1 орфограф. и

3 пунктуац.)

или

(4 пунктуац.)

или

(2 грамматич.)

«3»

- В работе допущены существенные отклонения

от темы

- Работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

- Беден словарь

- Стиль работы не отличается единством

- В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

(4 орфограф. и

4 пунктуац.)

или

(3 орфограф. и

5 пунктуац.)

или

(7 пунктуац.)

или

(4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.



2

Изложение

3

Диктант

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Отметка «5» ставится, если ошибок нет совсем или имеется одна негрубая ошибка: исключения из правил.

Отметка «4» ставится за одну ошибку или за две однотипных ( написание слов подчиняется одному правилу). Если в работе встречается более трех однотипных ошибок, то четвертая и все последующие ошибки на данное правило считаются самостоятельными. Неоднотипными следует считать ошибки в словах с проверяемыми гласными и согласными в корне слова, большие буквы в собственных наименованиях, гласные в приставках пре- и при-.

Отметка «3» ставится за четыре орфографических ошибки. Ее можно ставить за шесть орфографических ошибок, если среди них есть три обычные ошибки и три однотипные ошибки.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

К негрубым пунктуационным ошибкам относятся:

1. Ошибка в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия и наоборот).

2. Ошибки, связанные с употреблением сочетающихся знаков препинания.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматические ошибки могут быть трех видов:

  1. словообразовательные: нарушена структура слова;

  2. морфологические: нарушена форма слова;

  3. синтаксические: нарушена структура словосочетания или предложения.


Оценка

Грамотность

«5»

(1 орфографич.) или ( 1 пунктуац.) или ( 1 грамматич.)


«4»

(2 орфограф. и 2 пунктац.) или (1 орфограф. и 3 пунктуац.)или (4 пунктуац.) или (2 грамматич.)

«3»

(4 орфограф. и 4 пунктуац.) или (3 орфограф. и 5 пунктуац.) или (7 пунктуац.) или (4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

В словарных диктантах: (25-30 слов)

«5» - правильность 100-90%

«4» - правильность 90-80%

«3» - правильность 80-50%

«2» - правильность менее 50%

«1» - ошибочное написание 100% работы




4

Тест

В тестовых заданиях предусматривается 25 вопросов.

25-22 верных ответа – «5»

21-18 верных ответов – «4»

17-13 верных ответов – «3»

12 и менее верных ответов - «2»

5

Самостоятельная работа

Оценивается

Степень самостоятельности:

- без помощи учителя (3 балла)

- незначительная помощь учителя (2 балла)

- существенная помощь учителя (1 балл)

- не справился (0 баллов)

Правильность выполнения:

- работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)

- работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла)

- ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл)

- ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)

Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»



Перечень учебно-методического обеспечения


Печатные издания.

Для учащихся:


С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

Для учителя:

Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – ВАКО, 2007.

Дейкина А.Д , Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.

Тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-8 классы / В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2007.

Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 8 – 9 кл. / В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2007.

Дидактический материал. Русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Культура речи. 8-11 кл. / Г. М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников. – М.: Дрофа, 2007.

Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык. Русская словесность. Литература. Произведения изобразительного искусства. 8 – 9 классы: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных школ. – М.; Дрофа, 2007.

Комплект таблиц по русскому языку. Автор-составитель С.И. Львова. «Дрофа», 2003.

Комплект портретов для кабинета русского языка. «Дрофа», 2007.


Мультимедийные пособия.

DVD-CD:

Русский язык. Справочник школьника: 5 -11 кл.

Единый Государственный экзамен. Русский язык.

Вся школьная программа с 1 по 9 классы + подготовка в ВУЗ.

Страна Лингвиния. Сборники диктантов, тренингов, электронных словарей.

Лингвокультурологическое учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии этимологии (в трёх частях).

Мультимедийное приложение к учебнику русского языка 5, 6, 7 кл. под ред. Разумовской.

Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Лингвотренажёр «Фраза».




Просмотр содержимого документа
«тематическое планирование»

Календарно-тематическое планирование


в теме

Тема

Дата проведения

Требования к знаниям и умениям обучающихся по теме

Подготовка

к ОГЭ

Примечание

План

Факт

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1 ЧАС)



1.

1.

Функции русского языка в современном мире

01.09-10.09



Ученик должен иметь представление о роли русского языка в мире, о месте его среди других европейских языков



РАЗДЕЛ 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (8 ЧАСОВ: 1, 2)



2.

1.

Единицы языка.

01.09-10.09



Ученик должен иметь представление об основных языковых единицах, разделах языкознания; проводить различные виды разбора; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.



3.

2.

Фонетика и графика

01.09-10.09



Должен знать характеристику звуков речи; проводить фонетический разбор слов; уметь работать с орфоэпическим словарём; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.



4.

3.

Морфемика и словообразование

12.09-17.09



Знать понятия темы, проводить морфемный и словообразовательный разбор слов; уметь работать со словообразовательным словарём; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

№4


5.

4.

Лексика и фразеология

12.09-17.09



Знать основные понятия лексикологии; уметь пользоваться словарями: этимологическим, толковым, синонимов, антонимов; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными и необособленными определениями и обстоятельствами.

№3,6


6.

5.

Морфология и орфография. Морфологический разбор частей речи.

12.09-17.09



Уметь определять частеречную принадлежность слов; определять морфологические признаки, синтаксическую роль каждой части речи; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в предложениях.

№9


7.

6.к.р.

Контрольный диктант по теме «Повторение»

19.09-25.09



Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, морфологические признаки, выполнять синтаксический разбор предложений.



8.

7. р.р.

Текст. Стили и типы речи.

19.09-25.09



Уметь определять смысловую связь частей текста, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учётом речевой ситуации, характера адресата речи, выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства.

№15


9.

8.р.р.

Подготовка к сочинению по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии».

19.09-25.09



Должны выбрать заголовок, определить основную мысль, тип, стиль речи текста, правильно отобрать языковой материал для сочинения, уметь высказать оценочные суждения.






10.

1.

Строение и грамматическое значение словосочетаний.


26.09-02.10



Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетаний (отличия от слов и предложений); уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

№7


11.

2.

Связь слов в словосочетаниях.

26.09-02.10



Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания, уметь моделировать словосочетание всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания.

№7





12.

1.

Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложений

26.09-02.10



Знать основные признаки предложения, его отличие от других языковых единиц; уметь опознавать и характеризовать предложения; определять границы предложения и способы передачи их в устной (интонация) и в письменной (знаки препинания конца предложения), выразительно читать, составлять предложения разного вида.



13.

2.

Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Синтаксический разбор предложения.

03.10-08.10



Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

№8


14.

3.

Контрольная работа (тестирование) по теме «Словосочетания и простое предложение»

03.10-08.10






15.

4.

Описание архитектурных памятников как вид текста, его языковые особенности.

03.10-08.10



Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин (А.Баулина, С.В.Герасимова), составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме.






16.

1.

Подлежащее.

10.10-15.10



Знать и пояснять функцию подлежащего, находить и характеризовать подлежащее, определять способы выражения подлежащего.

№11


17.

2.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

10.10-15.10



Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.

№11


18.

3.

Составное глагольное сказуемое.

10.10-15.10



Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное сказуемое

№11


19.

4.

Составное именное сказуемое. Выражение именной части составного именного сказуемого.

17.10-22.10



Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.

№11


20.

5.

Тире между подлежащим и сказуемым.

17.10-22.10



Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения.



21.

6.

Закрепление темы «Главные члены предложения».

17.10-22.10



Знать способы выражения подлежащего, типы сказуемых, уметь применять на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.

№11


22.

7.

Контрольная работа(тестирование) по теме «Главные члены предложения».

24.10-30.10



Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, находить грамматическую основу предложения, определять способы выражения подлежащего и сказуемого.



23.

8.

Контрольное публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности.

24.10-30.10



Уметь создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные для публицистики средства языка(выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённое предложение, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения однородных членов).



24.

9.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

24.10-30.10



Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивая подлежащее и прямое дополнение.



25.

10.

Определение.

07.11-12.11



Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения-эпитеты – как средства выразительности речи.

№9


26.

11.

Приложение.

07.11-12.11



Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи.



27.

12.

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

07.11-12.11



Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах.



28.

13.

Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом.

14.11-19.11



Уметь узнавать сравнительный оборот и ставить знаки препинания при сравнительном обороте, использовать обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом в речи.



29.

14.

Закрепление темы «Второстепенные члены предложения».

14.11-19.11



Знать понятия темы «Второстепенные члены предложения», уметь различать в предложении второстепенные члены, правильно производить синтаксический разбор предложения.



30.

15.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения»

14.11-19.11



Уметь различать в предложении второстепенные члены, правильно производить синтаксический разбор предложения, уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.



31.

16.

Ораторская речь, её особенности. Приёмы ораторской речи.

21.11-26.11



Знать особенности ораторской речи, её приёмы; уметь анализировать текст, составлять ораторскую речь.



32.

17.

Ораторская речь, её особенности. Приёмы ораторской речи.

21.11-26.11



Знать особенности ораторской речи, её приёмы; уметь анализировать текст, составлять ораторскую речь и публично выступать.






33.

1.

Основные группы односоставных предложений. Определённо-личные предложения.

21.11-26.11



Знать структурные особенности односоставных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определённо-личные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо-личные предложения.



34.

2.

Неопределённо-личные предложения.

28.11-03.12



Знать особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными.



35.

3.

Неопределённо-личные предложения.

28.11-03.12



Знать особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными.



36.

4.

Безличные предложения

28.11-03.12



Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи.



37.

5.

Безличные предложения.

05.12-10.12



Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи.



38.

6.

Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым».

05.12-10.12



Различать односоставные и двусоставные предложения, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений.



39.

7.

Назывные предложения.

05.12-10.12



Знать особенности назывных предложений, особенности употребления, уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях.



40.

8.

Обобщение по теме «Односоставные предложения».

12.12-17.12



Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, употреблять разные виды односоставны предложений в речи.



41.

9.

Обобщение по теме «Односоставные предложения».

12.12-17.12



Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, употреблять разные виды односоставны предложений в речи.



42.

10.

Контрольная работа (тестирование) по теме «Односоставные предложения».

12.12-17.12



Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания.



43.

11.

Подготовка к изложению «Письмо матери» (А.А.Лиханов «Последние холода»)

19.12-24.12



Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию прослушанного текста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу и функциональной разновидности языка, пересказывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, использовать изученные синтаксические конструкции при создании текста изложения.

№1


44.

12.

Изложение «Письмо матери» (А.А.Лиханов «Последние холода»)

19.12-24.12



Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию прослушанного текста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу и функциональной разновидности языка, пересказывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, использовать изученные синтаксические конструкции при создании текста изложения.


№1





45.

1.

Неполные предложения.

19.12-24.12



Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных.



46.

2.

Неполные предложения.

26.12-30.12



Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных.






47.

1.

Понятие об однородных членах предложения.

26.12-30.12



Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные разными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов.



48.

2.

Однородные и неоднородные определения.

26.12-30.12



Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.



49.

3.

Однородные и неоднородные определения.

16.01-21.01



Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений.



50.

4.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

16.01-21.01



Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами



51.

5.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

16.01-21.01



Уметь определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами, чередование или неопределённость оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания.



52.

6.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

23.01-28.01



Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения; производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах.



53.

7.

Обобщающие слова при однородных членах.

23.01-28.01



Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.



54.

8.

Обобщающие слова при однородных членах.

23.01-28.01



Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида; правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей.



55.

9.

Обобщение материала по теме «Однородные члены предложения».

30.01-04.02



Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.



56.

10.

Систематизация материала по теме «Однородные члены предложения».

30.01-04.02



Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.



57.

11.

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

30.01-04.02



Уметь опознавать однородные члены, различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения, различать предложения с обобщающими словами при однородных членах.



58.

12.

Анализ контрольной работы по теме «Однородные члены предложения».

06.02-11.02






59.

13.

Рассуждение. Строение текста типа рассуждение


06.02-11.02



Знать и находить особенности строения текста типа рассуждение, уметь отличать текст типа рассуждение от текстов других стилей.

№15


60.

14.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

06.02-11.02



Уметь создавать текст типа рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), отобрать нужные аргументы, обосновывать своё мнение.

№15.1





61.

1.

Предложения с обособленными членами. Обособленные определения.

13.02-18.02



Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании, уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные, правильно произносить предложения с обособленными определениями, уметь находить грамматические условия обособления определений, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста.

№9


62.

2.

Обособленные определения.

13.02-18.02



Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в тексте.

№9


63.

3.

Обособленные определения.

13.02-18.02



Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно-выразительные функции обособленных определений в художественной речи.

№9


64.

4.

Обособленное приложение.

20.02-25.02



Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.

№9


65.

5.

Особенности обособления приложений.

20.02-25.02



Уметь опознавать приложение в тексте, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных текстах.

№9


66.

6.

Обобщение материала по теме «Обособление определений и приложений».

20.02-25.02



Уметь видеть в тексте, осложнённом другими конструкциями, предложения с обособленными определениями и приложениями, находить грамматические условия обособления определений и приложений, верно ставить знаки препинания, включать изучаемые конструкции в речь.

№9


67.

7.

Контрольная работа (тестирование) по теме «Обособление определений и приложений».

27.02-04.03




№9


68.

8.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

27.02-04.03



Уметь создавать текст типа рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), отобрать нужные аргументы, обосновывать своё мнение.

№15.1


69.

9.

Обособленные обстоятельства.

27.02-04.03



Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.



70.

10.

Обособленные обстоятельства.

06.03-11.03



Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.



71.

11.

Обособленные обстоятельства.

06.03-11.03



Знать правила
обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельства; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом. Уметь конструировать предложения с использованием производных предлогов, с помощью которых обособляются обстоятельства.



72.

12.

Обобщение знаний по теме «Обособленные обстоятельства».

06.03-11.03



Уметь определять и выделять на письме обособленные обстоятельства, строить предложения с использованием обособленных обстоятельств.



73.

13.

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

13.03-19.03



Уметь определять и выделять на письме обособленные обстоятельства, строить предложения с использованием обособленных обстоятельств, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно читать их.

№9


74.

14.

Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

13.03-19.03



Уметь создавать текст типа рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), отобрать нужные аргументы, обосновывать своё мнение.

№15.1


75.

15.

Понятие об обособлении уточняющих членов предложения.

13.03-19.03



Знать правила обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами.



76.

16.

Обособление уточняющих членов предложения.

20.03-25.03



Уметь находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения по предложенной теме.



77.

17.

Обособление уточняющих членов предложения.

20.03-25.03



Умение производить смысловой анализ предложений с уточняющими членами, соблюдать интонацию уточнения, составить небольшой рассказ.



78.

18.

Обобщение материала по теме «Обособленные члены предложения».

20.03-25.03



Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи. Выборочная работа с текстами художественных произведений. Уметь составлять связный текст в научном стиле речи об обстоятельствах и уточняющих членах предложения.



79.

19.

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».

03.04-08.04



Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач.



80.

20

Анализ контрольной работы по теме «Обособленные члены предложения».

03.04-08.04



Осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки и исправлять их.



81.

21.

Публицистический стиль. Применение публицистического стиля на практике.

03.04-08.04






82.

22.

Контрольное сочинение-рассуждение публицистического характера о бережном отношении к природе.

10.04-15.04









83.

1.

Обращение и знаки препинания при нём.

10.04-15.04



Иметь представление об обращении за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная, изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.



84.

2.

Обращение и знаки препинания при нём.

10.04-15.04



Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения.



85.

3.

Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них.

17.04-22.04



Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения.

№10


86.

4.

Вводные слова и предложения. Предложения с междометиями.

17.04-22.04



Уметь употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов.

№10


87.

5.

Вставные конструкции.

17.04-22.04



Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания при письме.



88.

6.

Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями».

24.04-29.04



Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как приём публицистического и художественного стилей.

№10


89.

7.

Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями».

24.04-29.04



Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения.

№10


90.

8.

Контрольное сжатое изложение

« Язык – самая большая ценность народа»

24.04-29.04



Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме.

№1


91.

9.

Контрольное сжатое изложение

« Язык – самая большая ценность народа»

01.05-07.05



Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме.

№1





92.

1.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Диалог.

01.05-07.05



Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку.



93.

2.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

01.05-07.05



Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи.



94.

3.

Цитаты и знаки препинания при них.

08.05-13.05



Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании.



95.

4.

Контрольная работа (тестирование) по теме «Прямая и косвенная речь».

08.05-13.05



Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью.






96.

1.

Повторение тем «Синтаксис и морфология».

08.05-13.05



Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи.



97.

2.

Повторение тем «Знаки препинания в предложениях»

15.05-20.05



Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания.

№9,10


98.

3.

Повторение тем «Синтаксис и культура речи»

15.05-20.05



Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы – при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения.



99.

4.

Годовая контрольная работа (тестирование).

15.05-20.05






100.

5.

Контрольное сжатое

изложение « Учитель – особенная профессия»

22.05-31.05



Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме.

№1


101.

6.

Контрольное сжатое

изложение « Учитель – особенная профессия»

22.05-31.05



Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме.

№1


102.

7.

Итоговый урок.

22.05-31.05










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!