Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004) и Программы для общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), 2002 г.
Преподавание русского языка в 8 классе ведется по учебнику под редакцией С.Г.Бархударова и рассчитано на 105 часов (3 часа в неделю), в том числе 18 часа развития речи. Учебник и программа отражают обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
1. Общения во всех сферах жизни.
2. Связи поколений.
3. Хранения и передачи информации.
Свободное владение родным, русским языком – необходимость в жизни каждого современного россиянина. Для реализации этой потребности необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Изучение русского языка опирается в основном на действующую программу и уже устоявшийся минимум понятий по синтаксису. Однако предполагается более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил. Особое внимание уделяется таким вопросам, как «Речевые умения и навыки учащихся», «Интонация и пунктуация», «Назначение знаков препинания», «Принцип русской пунктуации».
Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная – «Простое предложение». Теоретический материал подаётся в свете идей структурно-семантического подхода, предписывающего рассматривать семантические явления в единстве их значения, формы и функции. Поэтому особое внимание уделяется семантическому, функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий. Особое внимание в 8 классе уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация является отличительной чертой, присущей предложению. Все сведения и умения интонационного характера, которыми располагают учащиеся, обобщаются, углубляются и обобщаются. Внимание обращается на особенности произношения фраз-предложений разных конструкций, на передачу разнообразных индивидуально-эмоциональных аспектов в ходе речевого общения. Пристальное внимание к интонации объясняется тем, что интонация – один из показателей речевого развития человека: от способности улавливать интонационные нюансы и самому владеть интонационным богатством речи в значительной степени зависит пунктуационная грамотность. В 8 классе пунктуационной грамотности уделяется самое серьёзное внимание. Поскольку многие правила пунктуации формируются на более сложном языковом материале, чем прежде, учащиеся знакомятся с новыми понятиями: вводные и вставные конструкции, уточняющие члены предложения.
Особенностью работы по развитию речи в 8 классе является то, что в качестве единицы обучения используется целый текст – рассматривается структура жанра. Особое внимание уделяется публицистическому стилю. Объясняется это тем, что разные жанры публицистики имеют практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни. Поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, бывший школьник должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации.
Цель курса:
более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка; усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс русского языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.
Задачи курса:
• совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
• обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
• совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;
• формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
-дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
-фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
-рецензировать устный ответ учащегося;
-задавать вопросы по прослушанному тексту;
-отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
-при необходимости переходить на изучающее чтение;
-читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
ТЕКСТ:
-находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
-правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их
определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п,);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов,
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Учебно-тематический план
Раздел | К-во часов | В том числе |
К. Р | Р.Р |
Функции русского языка в современном мире | 1 | - | - |
Повторение изученного в 5-7 классах | 8 | 1 | 2 |
Словосочетание | 2 | | |
Простое предложение | 4 | 1 | 1 |
Простые двусоставные предложения | 17 | 2 | 3 |
Простые односоставные предложения | 12 | 1 | 2 |
Неполные предложения | 2 | | |
Однородные члены предложения | 14 | 1 | 2 |
Обособленные члены предложения | 22 | 2 | 4 |
Обращения, вводные слова и междометия | 9 | 1 | 2 |
Прямая и косвенная речь | 4 | 1 | |
Повторение в конце года | 7 | 1 | 2 |
Общее количество часов | 102 | 11 | 18 |
3 часа – резервное время
Тематическое планирование учебного материала
ВВЕДЕНИЕ (1час)
Функции русского языка в современном мире.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (8 ч.)
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (86ч.)
Словосочетание (2 ч.)
Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольное, именное, наречное).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение 4ч.)
Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация простого предложения.
Умение выделять с помощь логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.
Описание архитектурного памятника как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения.(17 ч.)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного материала о сказуемом. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нём.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (12ч.)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом- сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Неполные предложения(2ч.)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (14 ч.)
Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении. Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения.
Обособленные члены предложения (22)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Обращения, вводные слова и междометия (9 ч.)
Повторение изученного материала об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Прямая и косвенная речь (4ч.)
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (7 ч.)
Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».
Формы контроля:
-диктант ( объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверяю себя»);
-словарный диктант;
-проверочная работа;
-комплексный анализ текста,
-тест;
-изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
-изложение с элементами сочинения-рассуждения;
-сочинение-описание памятника;
-публичное выступление по общественно-важным проблемам;
-устное высказывание на лингвистическую тему.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
№ п/п | Форма контроля уровня достижений учащихся | Критерии оценки |
1 | Сочинение (примерный объем классных сочинений 3 – 4 страницы) | Оценка | Содержание и речь | Грамотность | «5» | - Содержание работы полностью соответствует теме - Фактические ошибки отсутствуют - Содержание излагается последовательно - Работа отличается богатством словаря - Достигнуто стилевое единство текста - В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет. | (1 орфографич.) или ( 1 пунктуац.) или ( 1 грамматич.) | «4» | - Содержание работы в основном соответствует теме - Имеются единичные фактические неточности - Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей - Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен - Стиль работы отличается единством - В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов. | (2 орфограф. и 2 пунктац.) или (1 орфограф. и 3 пунктуац.) или (4 пунктуац.) или (2 грамматич.) | «3» | - В работе допущены существенные отклонения от темы - Работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности - Допущены отдельные нарушения последовательности изложения - Беден словарь - Стиль работы не отличается единством - В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | (4 орфограф. и 4 пунктуац.) или (3 орфограф. и 5 пунктуац.) или (7 пунктуац.) или (4 грамматич.) | При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется. | |
2 | Изложение |
3 | Диктант | ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Отметка «5» ставится, если ошибок нет совсем или имеется одна негрубая ошибка: исключения из правил. Отметка «4» ставится за одну ошибку или за две однотипных ( написание слов подчиняется одному правилу). Если в работе встречается более трех однотипных ошибок, то четвертая и все последующие ошибки на данное правило считаются самостоятельными. Неоднотипными следует считать ошибки в словах с проверяемыми гласными и согласными в корне слова, большие буквы в собственных наименованиях, гласные в приставках пре- и при-. Отметка «3» ставится за четыре орфографических ошибки. Ее можно ставить за шесть орфографических ошибок, если среди них есть три обычные ошибки и три однотипные ошибки. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ К негрубым пунктуационным ошибкам относятся: 1. Ошибка в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия и наоборот). 2. Ошибки, связанные с употреблением сочетающихся знаков препинания. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Грамматические ошибки могут быть трех видов: словообразовательные: нарушена структура слова; морфологические: нарушена форма слова; синтаксические: нарушена структура словосочетания или предложения. Оценка | Грамотность | «5» | (1 орфографич.) или ( 1 пунктуац.) или ( 1 грамматич.) | «4» | (2 орфограф. и 2 пунктац.) или (1 орфограф. и 3 пунктуац.)или (4 пунктуац.) или (2 грамматич.) | «3» | (4 орфограф. и 4 пунктуац.) или (3 орфограф. и 5 пунктуац.) или (7 пунктуац.) или (4 грамматич.) | При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется. В словарных диктантах: (25-30 слов) «5» - правильность 100-90% «4» - правильность 90-80% «3» - правильность 80-50% «2» - правильность менее 50% «1» - ошибочное написание 100% работы |
| | |
4 | Тест | В тестовых заданиях предусматривается 25 вопросов. 25-22 верных ответа – «5» 21-18 верных ответов – «4» 17-13 верных ответов – «3» 12 и менее верных ответов - «2» |
5 | Самостоятельная работа | Оценивается Степень самостоятельности: - без помощи учителя (3 балла) - незначительная помощь учителя (2 балла) - существенная помощь учителя (1 балл) - не справился (0 баллов) Правильность выполнения: - работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла) - работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла) - ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл) - ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов) Оценка выставляется по количеству набранных баллов: 6-5 баллов – «5» 4-3 балла – «4» 2-1 балл – «3» 0 баллов – «2» |
Перечень учебно-методического обеспечения
Печатные издания.
Для учащихся:
С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Для учителя:
Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – ВАКО, 2007.
Дейкина А.Д , Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-8 классы / В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2007.
Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 8 – 9 кл. / В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2007.
Дидактический материал. Русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Культура речи. 8-11 кл. / Г. М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников. – М.: Дрофа, 2007.
Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык. Русская словесность. Литература. Произведения изобразительного искусства. 8 – 9 классы: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных школ. – М.; Дрофа, 2007.
Комплект таблиц по русскому языку. Автор-составитель С.И. Львова. «Дрофа», 2003.
Комплект портретов для кабинета русского языка. «Дрофа», 2007.
Мультимедийные пособия.
DVD-CD:
Русский язык. Справочник школьника: 5 -11 кл.
Единый Государственный экзамен. Русский язык.
Вся школьная программа с 1 по 9 классы + подготовка в ВУЗ.
Страна Лингвиния. Сборники диктантов, тренингов, электронных словарей.
Лингвокультурологическое учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии этимологии (в трёх частях).
Мультимедийное приложение к учебнику русского языка 5, 6, 7 кл. под ред. Разумовской.
Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Лингвотренажёр «Фраза».