СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (7 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подсосновская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________________Дернова Ю.А.

Протокол № ___ от «__»

__________________2017г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______________Демидова Е.А.

«__»________________2017г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Подсосновская СОШ» ________________Е.С.Миленко

Приказ № ___

от «__»____________2017г.



Рабочая программа

основного общего образования

по русскому языку

7 класс

(ФГОС)





Составитель Дернова Юлия Андреевна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории






с. Подсосново


2017 год

1. Пояснительная записка.


Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897).

  2. Основной образовательной программы ФГОС ООО основной образовательной программы МБОУ «Дегтярская СОШ».

  3. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Касатых Е.А. – М.: Просвещение, 2017

  4. Программы по русскому языку для 5-9 кл. (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова) - М.: Просвещение, 2011.

  5. Опирается на учебник Русский язык. 7 класс. (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский) - М.: Просвещение, 2017.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.



Сроки реализациитекущий учебный год


Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностногоподхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.


Линия учебно-методических комплексов по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы.

Линия УМК по русскому языку предназначена для учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений.

Линия переработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основной школы. Разработано новое внешнее и внутреннее оформление учебников.

Рабочая программа курса русского языка для основной школы, помимо распределения учебного материала по годам обучения, содержит характеристику основных видов деятельности ученика.

Учебник обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций, развивает у учащихся универсальные учебные умения, воспитывает отношение к родному языку как к общенациональной ценности и как к важному средству общения. При переработке учебников особое внимание было уделено различным способам организации учебной деятельности, формам взаимодействия участников образовательного процесса, направленным на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.

Рабочая тетрадь включает упражнения и задания, которые структурированы в соответствии с разделами учебника и предназначены для организации закрепления и проверки знаний учащихся по русскому языку. Упражнения и творческие задания по развитию речи могут быть использованы учителем для работы в классе, в качестве домашних заданий, а также во внеклассной работе.

Скорая помощь по русскому языку. Тетрадь содержит дифференцированные задания по всем разделам изучаемого языкового курса и предназначена для обучения школьников, сталкивающихся с затруднениями при усвоении учебного материала.

Дидактический материал дополняет практическую часть учебников лексическими, грамматическими, орфографическими, синтактико-пунктуационными упражнениями, а также упражнениями, формирующими и развивающими речь учащихся.

Карточки-задания могут использоваться как на уроке, так и вне урока для проведения индивидуальных занятий. Весь учебный материал представлен в них на текстовой основе и учитывает особенности курса русского языка в основной школе. Карточки-задания способствуют выработке у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности. Помимо текста и грамматического задания к нему в каждой карточке содержится задание по развитию речи. Задания даны в двух вариантах, которые отличаются степенью сложности.

Методическое пособие поможет учителю разобраться в специфике доработанных учебников по русскому языку, в методических проблемах современной школы.

В пособии представлено планирование учебного материала с учетом изменений в школьной программе.

К каждому учебнику данной линии издаются пособия «Русский язык. Диктанты и изложения», к учебникам для 8 и 9 классов - поурочные разработки.


Состав УМК:

  • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

  • Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.). - М.: Просвещение, 2009.

  • Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  • Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г., Скугаревская А.А. «Скорая помощь по русскому языку». Рабочая тетрадь в двух частях. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  • Русский язык. Методические рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.]. – М.: Просвещение, 2014.

  • Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич]. – М.: Просвещение, 2014.

  • Русский язык. Диагностические работы. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Н. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2014.

  • Русский язык. Тематические тесты. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / И.А. Каськова. – М.: Просвещение, 2014.

  • Русский язык. Карточки-задания. 7 класс Ларионова Л. Г. – М.: Просвещение, 2014

  • Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс Касатых Е.А. – М.: Просвещение, 2014


Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссий­ского гражданского сознания, человека, любящего свою ро­дину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и законо­мерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, класси­фицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенство­вание орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 140 часов (из расчета 4 раза в неделю). Срок реализации программы – текущий уч.год.

В связи с тем, что уроки могут выпадать на праздничные дни по календарю, в тематическом планировании может быть произведена корректировка часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения.

Технологии, используемые в обучении:

развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемногообучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегательные и т. д.

Методы и приёмы обучения:

    • обобщающая беседа по изученному материалу;

    • индивидуальный устный опрос;

    • фронтальный опрос;

    • выборочная проверка упражнения;

    • взаимопроверка;

    • самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

    • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

    • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

    • составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

    • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

    • изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

    • написание сочинений;

    • письмо под диктовку;

    • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного,фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, буквенных, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями,тестов, проверочных работ, комплексного анализатекстов; итоговый – итоговый контрольный диктант,словарный диктант, комплексный анализ текста.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 7 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.


 2.Планируемые образовательные результаты


Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Русский язык» в основной школе.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых основ лингвистики;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационныхправил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать\ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;

  • об особенностях склонения причастий;

  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

  • действительные и страдательные причастия;

  • краткие страдательные причастия;

  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

  • порядок морфологического разбора причастий;

  • грамматические признаки деепричастия как части речи;

  • определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

  • порядок морфологического разбора деепричастий;

  • грамматические признаки наречия как части речи;

  • смысловые группы наречий;

  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

  • признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;

  • правила употребления предлогов с разными падежами;

  • о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

  • о сочинительных и подчинительных союзах;

  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;

  • формообразующие и смысловые частицы;

  • отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;

  • о назначении в речи междометий.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

  • производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфограммы, изученные в 7 классе:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

  • Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;

  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;

  • Правописание НЕ с деепричастиями;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;

  • Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;

  • Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;

  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;

  • Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;

  • Дефис между частями слова в наречиях;

  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;

  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий;

  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;

  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;

  • Раздельное и дефисное написание частиц;

  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;

  • Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.

  • правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


3. Содержание курса





Содержание

Кол-во часов

Количество тестов и контрольных работ

Развитие речи

1. Русский язык как развивающееся явление

1

-

-

2. Повторение изученного материала в 5-6 классах

12

1

1

3. Тексты. Стили речи.

4



4. Морфология и орфография.

Причастие.

33

3

7

Деепричастие.

11

2

1

Наречие.

31

3

5

Категория состояния.

4


2

5. Служебные части речи.

1



Предлог.

8



Союз.

12

1

1

Частица.

12

1

2

7. Междометие.

1

-

-

8. Повторение изученного материала в 5-7 классах

10

1

2

ИТОГО

140

12

21




РАЗДЕЛ I.

Раздел I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Раздел II.

Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.

Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.

Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.

Описание действий как вид текста.

Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Раздел V.Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.


Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала).

  2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы).

  3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы).






4. Календарно – тематическое планирование



урока

Количество часов

Дата проведения

Тема раздела / тема урока

1.

1


РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1Ч)

Русский язык как развивающееся явление.

2.

1


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ 12 (11+1Ч)

Синтаксис. Синтаксический разбор.

3.

1


Пунктуация. Пунктуационный разбор.

4.

1


Лексика и фразеология.

5.

1


Фонетика. Фонетический разбор слов.

6.

1


Орфография. Орфографический разбор слов.


7.

1


Словообразование и орфография. Морфемный разбор.

8.

1


Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор.

9.

1


Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Морфология и орфография.

10.

1


Морфологический разбор имён числи тельных и местоимений. Морфология и орфография.

11.

1


Морфологический разбор глагола. Морфология и орфография

12.

1


РР Сочинение по картине И. И. Бродского

«Летний сад осенью» (письмо о впечатлениях).

13.

1


КР Контрольный диктант

14.

1


ТЕКСТЫ И СТИЛИ РЕЧИ 4 Ч

Текст

15.

1


Диалог. Виды диалогов

16.

1


Стили литературного языка

17.

1


Публицистический стиль

18.

1


МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

ПРИЧАСТИЕ 33 Ч (26+7)

Причастие как часть речи

19.

1


Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

20.

1


Причастный оборот

21.

1


Причастный оборот.

22.

1


РР Описание внешности человека

23.

1


РР Описание внешности человека

24.

1


Действительные и страдательные причастия

25.

1


Краткие и полные страдательные причастия

26.

1


Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

27.

1


Действительные причастия прошедшего времени

28.

1


РР Изложение от третьего лица

29.

1


Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

30.

1


Страдательные причастия прошедшего времени

31.

1


Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

32, 33, 34.

3


Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.

35-36.

2


Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

37-38.

2


РР Выборочное изложение. «Художественное описание портрета литературного героя» (отрывок из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»).

39.

1


Морфологический разбор причастия

40.

1


КРКонтрольный диктант

41-42.

2


Слитное и раздельное написание не с причастиями

43-44.

2


Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

45-46.

2


РР Сочинение «Успешный телеведущий»

47-48.

2


Обобщение по теме «Причастие»

49

1


Зачёт по теме «Причастие»

50.

1


КРКонтрольный диктант по теме «Причастие»

51.

1


ДЕЕПРИЧАСТИЕ 11 Ч (10+1 Ч)

Деепричастие как часть речи

52-53.

2


Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

54

1


Раздельное написание не с деепричастиями

55-56.

2



Деепричастия совершенного и несовершенного вида

57

1


РР Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов (работа по картинам С. Григорьева «Вратарь» и А. Сайкиной «Детская спортивная школа»)

58.

1


Морфологический разбор деепричастия

59.

1


Обобщение изученного по теме «Деепричастие»

60.

1


Зачёт по теме «Деепричастие»

61.

1


КР Контрольный диктант

62.

1


Наречие как часть речи

63-64.

2


Разряды наречий

65-66.

2


РР Пейзаж на картине И. Попова «Первый снег» (дневниковая запись)

67.

1


Степени сравнения наречий.

68.

1


Морфологический разбор наречия

69

1


РР Сочинение-рассуждение «Моё отношение к прозвищам»

70-71.

2


Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е.

72

1


Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий

73-74.

2


Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

75

1


КРКонтрольный диктант

76.

1


Описание действий

77.



Буквы о и е после шипящих на конце

наречий

78-79.

2


Буквы о и а на конце наречий

80-81

2


РР Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

82-83.

2


Дефис между частями слова в наречиях

84-85.

2


Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

86.

1


Мягкий знак после шипящих на конце наречий

87.

1


Обобщение по теме «Наречие».

88.

1


Зачёт по теме «Наречие»

89-90.

1


КР Контрольный диктант и его анализ

91.

1


Учебно-научная речь

92.

1


Учебный доклад.

93.

1


КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ 4 Ч (2+2 Ч)

Категория состояния как часть речи

94.

1


Морфологический разбор категории состояния

95-96

2


РР Сочинение на лингвистическую тему

97.

1


СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 Ч)

Самостоятельные и служебные части речи

98.

1


ПРЕДЛОГ (8 Ч)

Предлог как часть речи

99.

1


Употребление предлогов

100-101

2


Непроизводные и производные предлоги

102.

1


Простые и составные предлоги

103.

1


Морфологический разбор предлога

104-105

2


Слитное и раздельное написание производных предлогов

106.

1


СОЮЗ 12 ч (11 +1 Ч)

Союз как часть речи

107.

1


Простые и составные союзы

108-109.

2


Союзы сочинительные и подчинительные

110.

1


Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

111.

1


Сочинительные союзы

112.

1


Подчинительные союзы

113.

1


Морфологический разбор союза

114.

1


РР Сочинение-рассуждение «Книга в современном мире»

115.

1


Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

116.

1


Обобщение сведений о предлогах и союзах

117.

1


КРКонтрольный диктант

118.

1


ЧАСТИЦА 12 Ч (10 +2 Ч)

Частица как часть речи

119.

1


Разряды частиц. Формообразующие частицы

120-121.

2


РР Работа над вымышленными рассказами. Сочинение - рассказ «Горе-мечтатель»

122

1


Смысловые частицы

123.

1


Раздельное и дефисное написание частиц

124.

1


Морфологический разбор частицы

125.

1


Отрицательные частицы не и ни

126.

1


Различие частицы не и приставки не-

127.

1


Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни.

128.

1


Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица»

129.

1


КРКонтрольный диктант.

130.

1


МЕЖДОМЕТИЕ (1 Ч)

Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях

131.

1


ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 КЛАССАХ 10 Ч (8+2 Ч)

Разделы науки о русском языке.

РР Текст и стили речи

132.

1


Фонетика. Графика

133.

1


Лексика и фразеология

134.

1


Морфемика. Словообразование

135-136.

2


Морфология и орфография

137-138.

2


Синтаксис и пунктуация

139.

1


КР Контрольный диктант

140.

1


РР Урок творчества: от впечатления к слову









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!