Рабочая программа по русскому языку в 7 классе соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень лабораторных работ и контрольных работ.
- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г.
-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5-6 2012 г.)
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для V – ІX классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;
– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;
– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот.
/ Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий.
/ Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Словообразование страдательных причастий.
/ Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
/ Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
/ Правописание не с причастиями.
аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;
различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения – признака, который они обозначают (летящий – летучий);
соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола – сказуемого;
соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;
совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности при употреблении придаточных определительных с союзным словом который);
употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи.
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
/ Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
/ Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям.
Общее понятие о служебных частях речи.
Понятие о предлоге.
Назначение предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
/ Раздельное написание производных предлогов.
/ Слитное написание производных предлогов.
определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи;
употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания (отзыв о книге – рецензия на книгу);
пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами.
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей речи.
Простые и составные союзы.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочинённых предложениях.
/ Запятая при однородных членах и в сложносочинённом предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчинённых предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
/ Правописание составных подчинительных союзов.
пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи.
Понятие о частицах. Значение частиц.
/ Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;
использовать частицы для связи частей текста.
Понятие о междометии.
Значение междометий в речи. Признаки междометий.
/ Знаки препинания при междометиях.
Описание общего вида местности, действий.
Рассказ на основе услышанного.
Создание киносценария в разных формах.
Отзыв о книге.
Характеристика литературного героя.
Публицистический стиль, жанры публицистики (интервью).
Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз.
анализировать текст-описание (общего вида местности, действий) с точки зрения особенностей построения;
излагать повествовательный текст, осложнённый описанием (общего вида местности, действий), подробно, сжато, с творческим заданием;
излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы публицистики);
создавать текст-описание (общего вида местности, действий) по личным впечатлениям и наблюдениям;
создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
составлять сочинение-рассказ, созданный на основе услышанного и осложнённый элементами описания общего вида местности, действий;
строить текст публицистического стиля в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу, представленному в учебнике;
совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9. – М.: Просвещение, 2015.
2.А.Ю.Купалова и др. Русский язык. Практика. 5 класс. – М.: Дрофа, 2015.
3.Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.
4.Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.
5. С.Н. Пименова и др. Русский язык. Практика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.
6. Ю.С. Пичугов и др. Русский язык. Практика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.
7.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. – М.: Дрофа, 2015.
8.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.
9.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.
10.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.
11.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Формирование УУД | Виды и формы контроля | Дата план. | Дата факт. |
1 | Язык как развивающееся явление. | Изменения в лексике, морфологии, орфоэпии. Русский язык как основное средство общения. | Понимать. что язык развивается. Знать лексические, орфоэпические и орфографические нормы изменчивости языка. | Работа с текстом. | | |
2 | Русский язык - национальный язык русского народа | Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык - национальный язык русского народа. | Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности. | Работа с текстом. | | |
3-4 | Морфология. | Части речи. Общее значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении, употребление в речи. | Уметь опознавать части речи, знать их морфологические и грамматические признаки. Определять функцию в предложении и тексте. Употреблять в речи. | Объяснительный диктант | | |
5 | Правописание имён существительных и прилагательных. | Е- И в окончаниях имён существительных, О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. | Уметь находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, группировать слова по видам орфограмм. | Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами. | | |
6 | Правописание глагола и наречия. | Правописание безударных личных окончаний глаголов, суффиксов наречий. | Правильно выбрать форму глагола, соблюдать видовременную соотнесённость глаголов – сказуемых в связном тексте, безошибочно писать, обозначая орфограммы в глаголах и наречиях. | Деформированный текст. | | |
7-8 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении | Знаки препинания при обращении, вводных словах, однородных членах предложения. | Уметь выделять знаки препинания обращения, вводные слова. Однородные члены предложения, видеть структуру предложения, конструировать предложения, составлять схемы, употреблять осложнённые простые предложения в речи, соблюдать на письме пунктуационные нормы. | Графический диктант | | |
9 | Синтаксис и пунктуация. | Словосочетание и предложение, грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Уметь находить грамматическую основу предложения, знать правила постановки знаков препинания в предложениях, уметь различать словосочетания и предложения. | Проверочный тест. | | |
10 | Диктант с грамматическим заданием | | Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора. | Диктант | | |
11 | Анализ диктанта | Работа над ошибками. | Умение находить и объяснять допущенные ошибки, аргументировано доказывать правильное написание | | | |
12-13 | Р/Р Что такое текст? Стили речи | Текст как единица речи, его заголовок, тема, основная мысль, единство стиля. Средства связи предложений в тексте. | Уметь находить признаки текста, аргументировано доказывать принадлежность к тексту выразительно читать, соблюдая правильную интонацию, озаглавливать текст, определять его тему, основную мысль, средства связи предложений в тексте. | Сочинение – миниатюра. Анализ текста. | | |
14 | Вопрос о причастии в системе частей речи. | Вопрос о причастии в системе частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. | Знать общее грамматическое значение причастия, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении, опознавать причастия в предложении и тексте, отличать причастия от прилагательных, понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным. | Выборочный диктант. | | |
15 | Морфологические и синтаксические признаки причастий. | Общее грамматическое значение, Морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Причастие в системе частей речи, семантика причастий. | Уметь аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков, определять его функцию в предложении, отличать его функцию в предложении, отличать предложения от прилагательных. | Списывание, определить роль причастия в тексте. Устное сообщение. | | |
16 | Признаки прилагательного у причастия | Сфера употребления причастий, согласование причастий с определяемым словом в роде, числе и падеже. | Определять грамматические признаки причастия. Уметь строить рассуждение в научном стиле на основе образца доказательств в опорных материалах, согласовывать причастие с определяемым существительным, определять условие выбора гласных в окончаниях причастий. | Объяснительный диктант. | | |
17 | Признаки прилагательного у причастия | Нормы согласования причастий с определяемыми словами. | Уметь правильно согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно. Отличать причастия от прилагательных. | Текст | | |
18-19 | Признаки глагола у причастия | Глагольные признаки причастия: возвратность, вид, время, семантика причастий. | Уметь определять признаки глагола у причастия, соблюдать видовременную соотнесённость употребляемых в предложении причастий с формой глагола – сказуемого. | Сообщение о причастии по плану. | | |
20-21 | Причастный оборот | Конструирование причастного оборота, норма порядка слов в предложении с причастным оборотом, в причастном обороте, интонация предложений с причастным оборотом. | Уметь определять границы причастного оборота, составлять интонационные схемы, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, понимать отличия зависимого слова от определяемого. | Выборочный диктант. | | |
22-23 | Причастный оборот | Определение причастного оборота, нормы согласования причастия с определяемым словом, сходство прилагательных и причастий, пунктуация в предложении с причастным оборотом. | Уметь выделять интонацией причастный оборот в устной и пунктуационно – в письменной речи, правильно определять синтаксическую роль причастного оборота, предупреждать ошибки в употреблении причастного оборота, строить предложения синонимичных конструкций. | Анализ текста. Редакторская правка. | | |
24 | Причастный оборот | Текстообразующая роль причастий, нормы согласования причастия с определяемым словом, сходство прилагательных и причастий, пунктуация в предложении с причастным оборотом. | Уметь графически обозначать причастный оборот, использовать причастные обороты в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, выделять причастный оборот на письме и в устной речи. | Творческий диктант. | | |
25 | Диктант по теме «Причастный оборот» | | Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора. | Диктант | | |
26 | Анализ диктанта | Работа над ошибками. | Умение находить и объяснять допущенные ошибки, аргументировано доказывать правильное написание | карточки | | |
27 | Правописание НЕ с причастиями | Правописание частицы НЕ с причастиями. | Знать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; уметь различать НЕ как приставку, часть корня, частицу; графически обозначать орфограмму; применять алгоритм правила на основе оппозиции «полное одиночное причастие»- «причастный оборот» | Составление таблицы «НЕ с причастиями». | | |
28 | Правописание НЕ с причастиями | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | Уметь обобщать знания о правописании НЕ с причастиями и другими частями речи, делать правильный выбор написания, употреблять в речи, исправлять ошибки, соблюдая литературные нормы. | Объяснительный диктант. | | |
29-30 | Изложение | Разные способы обозначения одного и того же действующего лица. Тип речи повествование. Композиция текста –повествования. Сложный план. | Понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, составить сложный план, обобщая материал, уметь воспроизводить текст, сохраняя логику изложения мысли. | Пересказ по цепочке смысловых частей текста. | | |
31-32 | Действительные и страдательные причастия | Семантика действительных и страдательных причастий, их словообразование, синонимичные средства языка, замена действительных причастных оборотов страдательными и наоборот. | Знать отличия действительных и страдательных причастий, отличать их, аргументировано доказывать принадлежность слова к действительному или страдательному причастиям по совокупности признаков, уметь конструировать предложения с причастным оборотом, правильно ставить знаки препинания, употреблять в речи в соответствии с нормами. | Выборочный диктант. | | |
33 | Образование и правописание действительных причастий настоящего времени | Суффиксы действительных причастий настоящего времени, правописание гласных в суффиксах; словообразование действительных причастий. | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, уметь образовывать действительные причастия, обосновывать выбор гласной в суффиксах. | Составление таблицы «Суффиксы причастий» | | |
34 | Образование и правописание действительных причастий настоящего времени | Суффиксы действительных причастий настоящего времени, правописание гласных в суффиксах; словообразование действительных причастий. Нормы употребления причастий данного типа. | Уметь образовывать действительные причастия, обосновывать выбор гласной в суффиксах. | Свободный диктант | | |
35-36 | Р/Р Описание общего вида местности | Описание как тип речи, композиция описания, композиционные части описания общего вида местности. Роль заглавия в строении текста. | Уметь описывать местность с позиции наблюдателя (автора описания), использовать нужный тип речи при создании текста, выразительно читать текст, употреблять глаголы, выступающие в роли однородных членов, уметь создавать связный текст, соблюдая композицию описания, определяя границы темы. | Составление сложного плана к описанию местности. Пересказ описательного текста. | | |
37 | Р/Р Сочинение-описание по картине В.Д.Поленова «Золотая осень» | Описание, составные части текста, тема, тип речи - описание. | Уметь описывать местность с позиции наблюдателя (автора описания), использовать нужный тип речи при создании текста, уметь создавать связный текст, соблюдая композицию описания, определяя границы темы. | Сочинение. | | |
38 | Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени | Нормированное употребление причастий, словообразование страдательных причастий, гласные в суффиксах причастий. | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени, обосновывать выбор гласной в суффиксах ОМ, ЕМ, ИМ, уметь выделять знаками препинания причастный оборот в предложении. Правильно писать гласную перед суффиксом страдательного причастия. | Дополнить таблицу «Суффиксы причастий». Деформированный текст. | | |
39 | Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий, гласные в суффиксах причастий. | Уметь правильно писать суффиксы страдательных причастий настоящего времени, аргументировано доказывать свой выбор, согласовывать причастия с определяемыми словами, анализировать роль причастия в тексте, выделять знаками препинания причастный оборот в предложении. | Распределительный диктант. | | |
40 | Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени | Образование действительных причастий прошедшего времени, правописание гласной перед суффиксами. | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласной перед суффиксами причастий, уметь правильно писать причастия, обосновывая выбор гласной перед суффиксом, опознавать действительные причастия прошедшего времени по суффиксу, соблюдать орфоэпические нормы при произнесении причастия. | Дополнить таблицу «Суффиксы причастий». Деформированный текст. | | |
41 | Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени | Образование действительных причастий прошедшего времени, правописание гласной перед суффиксами, синонимические синтаксические конструкции. | Уметь правильно писать причастия, аргументировано доказывать написание причастий. | Устное сообщение. | | |
42 | Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени | Образование страдательных причастий прошедшего времени, роль причастий – определений в тексте. | Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени, уметь их образовывать, правильно писать причастия, аргументировано доказывать написание причастий, отличать страдательные причастия прошедшего времени от прилагательных. | Распределительный диктант. | | |
43 | Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени | Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Уметь объяснять и обозначать орфограммы «Гласные после шипящих», соблюдать орфоэпические нормы. | Распределительный диктант | | |
44 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» | Правописание причастий, не с причастиями, пунктуация при причастном обороте | Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора. | Диктант | | |
45 | Анализ диктанта | Работа над ошибками. | Умение находить и объяснять допущенные ошибки, аргументировано доказывать правильное написание | | | |
46-47 | Правописание гласных перед НН и Н | Правописание гласных перед Н и НН. | Уметь объяснять и правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, выбирать гласную перед Н и НН, используя алгоритм, правильно произносить причастия. | Работа с деформированным текстом. | | |
48 | Р/Р Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина «Парк в Павловске». | Описание, составные части текста, тема, тип речи - описание. | Уметь описывать местность, использовать нужный тип речи при создании текста, уметь создавать связный текст, соблюдая композицию описания, определяя границы темы. | Сочинение. | | |
49 | Краткие причастия. | Образование краткой формы причастий, правописание Н в краткой форме причастия; синтаксическая роль кратких причастий в предложении, акцентологические нормы употребления краткого причастия. | Знать, как образуется краткая форма причастия. Уметь правильно употреблять их в собственной речи, соблюдать нормы орфоэпии. | Выборочный диктант. | | |
50 | Краткие причастия. | Правописание кратких причастий и употребление их в речи. | Уметь отличать краткие страдательные причастия, краткие прилагательные и наречия, определять их синтаксическую функцию в предложении, правильно употреблять в речи. | Текст | | |
51 | Не с краткими и полными причастиями. | Не с краткими и полными причастиями. | Уметь применять правило написания НЕ с полными и краткими причастиями при письме под диктовку и при создании собственных текстов, отличать причастия от прилагательных, соблюдать орфоэпические нормы при произнесении причастий. | Свободный диктант. Устное сообщение. | | |
52,53 | Правописание НН в причастиях | Полные страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -ЕНН- и –НН-, разграничение омонимичных прилагательных и причастий. | Знать способ разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, уметь обосновывать написание Н и НН, правильно употреблять в речи. | Проверочная работа | | |
54 | Правописание НН в причастиях | Полные страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -ЕНН- и –НН-, разграничение омонимичных прилагательных и причастий. | Уметь применять правила написания Н и НН в причастиях и прилагательных, правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, разграничивать омонимичные причастия и прилагательные. | Объяснительный диктант | | |
55 | Повторение по теме «Теория причастий» | Образование и правописание причастий. Разграничение причастий и омонимичных прилагательных, употребление в речи причастных форм и конструкций. | Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, разграничивать омонимичные части речи, правильно писать орфограммы в причастиях, определять границы причастного оборота, выделять его на письме запятыми, осуществлять замену придаточного определительного синонимичными конструкциями с причастиями и причастными оборотами, правильно строить и читать предложения с причастным оборотом. | | | |
56 | Повторение по теме «Правописание причастий» | Образование и правописание причастий. Разграничение причастий и омонимичных прилагательных, употребление в речи причастных форм и конструкций. | Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, разграничивать омонимичные части речи, правильно писать орфограммы в причастиях, определять границы причастного оборота, выделять его на письме запятыми, осуществлять замену придаточного определительного синонимичными конструкциями с причастиями и причастными оборотами, правильно строить и читать предложения с причастным оборотом. | Проверочная работа | | |
57 | Контрольный диктант по теме «Причасти» | Правописание причастий , знаки препинания при них | Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора. | Контрольный диктант | | |
58 | Анализ диктанта | Работа над ошибками. | Умение находить и объяснять допущенные ошибки, аргументировано доказывать правильное написание | | | |
59,60, 61,62 | Повторение причастий | Образование и правописание причастий. Разграничение причастий и омонимичных прилагательных, употребление в речи причастных форм и конструкций. | Уметь находить причастия в тексте. Определять их грамматические признаки. Разграничивать омонимичные части речи, правильно писать орфограммы в причастиях, определять границы причастного оборота, выделять его на письме запятыми, осуществлять замену придаточного определительного синонимичными конструкциями с причастиями и причастными оборотами, правильно строить и читать предложения с причастным оборотом, производить композиционно- содержательный, стилистический, типологический анализ текста. | Комплексный анализ текста | | |
63,64 | Р/Р Описание действий | Типовая схема текста о трудовых процессах. Пересказ. Синтаксические особенности текста. Описание трудовых процессов , составные части текста. темы сочинения. | Уметь составлять связный рассказ с описанием трудовых процессов, соблюдая выбранный тип речи; уметь включать в текст причастные обороты. | "Немой" диктант - демонстрация действий по сюжету. Составление связного высказывания. | | |
65,66 | Р/Р Рассказ на основе услышанного | Типовая композиция рассказа. Специфика рассказа на основе услышанного. Назначения в нём введения. | Уметь писать преамбулу( введение) рассказа, выбирать из вариантов введения необходимое, воспринимать материал для рассказа от собеседника на слух, создавать рассказ на основе услышанного, соблюдать нормы русского языка при создании собственного текста. | Анализ текста. Коллективная работа над преамбулой прослушанного текста, оформление рабочих записей. | | |
67 | Понятие о деепричастии | Вопрос о деепричастии в системе речи. Лексическое и грамматическое значение деепричастий, деепричастный оборот, синтаксическая функция деепричастий. Нормы употребления деепричастий. | Знать лексическое и грамматическое значение деепричастий, уметь разграничивать основное и добавочное действие, конструировать предложения с деепричастием, соблюдать нормы при употреблении деепричастий. | Конструирование предложений. | | |
68 | Понятие о деепричастии | Морфологические признаки деепричастия, речевая функция деепричастий, нормы употребления. | Аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастию, определять его значение, уметь использовать деепричастия как синонимы к глаголам – сказуемым. | Работа с деформированным текстом. | | |
69 | Признаки глагола и наречия у деепричастия | Разграничение основного и добавочного действия; сопоставление деепричастия с глаголом и причастием по значению. Морфемному составу, синтаксической функцией, НЕ с деепричастиями. | Уметь различать в тексте деепричастие, определять его значение, сопоставлять с глаголом, причастием и наречием, определять синтаксическую роль в предложении, безошибочно писать НЕ с деепричастием, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий. | | | |
70-71 | Деепричастный оборот | Деепричастный оборот. Запятая при деепричастном обороте. | Знать определение деепричастного оборота, понимать, что добавочное действие производится тем же лицом(предметом), что и основное, уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи. | | | |
72 | Деепричастный оборот. Запятая при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.. | Личные формы глаголов, причастия, конструирование деепричастного оборота, обособление одиночного деепричастия, границы деепричастного оборота и его позиция. | Уметь находить деепричастный оборот, отличать его от причастного оборота, правильно ставить пунктуационные знаки, использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи, правильно строить предложения по заданной модели, находить и исправлять ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов. | Деформированный текст. | | |
73 | Словообразование деепричастий | Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. | Знать способы образования деепричастия, уметь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, опознавать их в тексте, безошибочно писать гласную перед суффиксами В-ВШИ, употребляя в речи, соблюдая орфоэпические и грамматические нормы. | Выборочный диктант | | |
74 | Словообразование деепричастий | Словообразование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. | Уметь различать в тексте деепричастия, определять вид, синтаксическую функцию в предложении, безошибочно писать гласную перед суффиксами, употреблять в речи, правильно строить предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. | Составление таблицы «Образование деепричастий» | | |
75,76 | Повторение темы «Деепричастие» | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастием. Знаки препинания при деепричастном обороте. | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на основе структурно – семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять их, исправлять ошибки. | Осложнённое списывание, конструирование предложений. | | |
77 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастием. Знаки препинания при деепричастном обороте. | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на основе структурно – семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять, конструировать предложения с деепричастным оборотом и деепричастием, исправлять ошибки в предложениях, воспроизводить текст, воспринятый на слух, в соответствии с нормами, выполнять различные виды разбора. | Диктант с грамматическим заданием. | | |
78 | Анализ диктанта | Работа над ошибками | Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументировано доказывать правильное написание | | | |
79 | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | Самостоятельные части речи, образованные путём перехода в другие части речи, способ образования новых частей речи путём перехода из одной части речи в другую. | Уметь опознавать части речи, определять их значение, синтаксическую роль в предложении, способ образования. | Устное сообщение на основе теоретического материала П 145 | | |
80 | Р/Р Как создавать киносценарий в разных формах? | Точность, логичность, выразительность речи. Редакторская правка. | Уметь видеть и слышать речевые ошибки, исправлять их, редактировать чужой текст. | Конкурс на лучшее редактирование небольшого текста. | | |
81 | Повторим орфографию | Орфограмма – буква (гласная, согласная в корне). | Уметь осуществлять выбор орфограмм «Гласная и согласная буква в корне», применять алгоритм при рассуждении, группировать орфограммы по видам, грамотно писать под диктовку и в собственных высказываниях. | | | |
82 | Повторим орфографию | Правописание НЕ с разными частями речи. | Уметь делать правильный выбор слитного/раздельного написания НЕ с разными частями речи, опознавать разные части речи, группировать слова по видам орфограмм. | Устное сообщение «НЕ с разными частями речи» | | |
83-84 | Повторим пунктуацию | Знаки препинания в простом предложении. | Уметь определять структуру предложения. Расставлять в нём знаки препинания, анализировать конструкции заданной модели, конструировать предложения по схеме, использовать различные синтаксические конструкции в речи. | Конструирование предложений по схемам. Устное сообщение «Что я знаю о пунктуации». | | |
85,86 | Понятие о служебных частях речи | Различие самостоятельных и служебных частей речи, специфика служебных частей речи, отсутствие морфологических категорий. Основная роль служебных частей речи. | Уметь различать самостоятельные и служебные части речи, знать их специфику, определять их значение и роль в предложении, находить в тексте. | Выборочный диктант. | | |
87 | Понятие о предлоге | Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. | Знать определение предлога как служебной части речи, его роль в предложении, уметь отличать предлог от омонимичных приставок, определять производные предлоги, их происхождение, правильно их писать. | | | |
88 | Разряды предлогов по значению. | Разряды предлогов по значению. Их многообразие, нормы употребления предлогов, роль предлога в словосочетании. Многозначность предлогов. | Знать об однозначных и многозначных предлогах, разрядах предлогов по значению, способностях предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; уметь определять производные предлоги, их происхождение, правильно их писать, употреблять в речи; производить синонимичную замену предлогов, различать предлоги – антонимы и предлоги – синонимы. | Распределительный диктант. | | |
89 | Употребление предлогов. | Употребление предлогов. | Уметь употреблять предлоги с разными частями речи, соблюдать нормы употребления предлогов В, НА, С, ИЗ,БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО,ВОПРЕКИ и др., с существительными, производить синонимичную замену предлогов, исправлять допущенные ошибки при употреблении предлогов. | | | |
90,91 | Р/Р Отзыв о книге | Описание внешнего оформления книги и её содержания в отзыве, разнообразные формы отзыва разных типов речи: повествования, описания, рассуждения в одном тексте. Оценка произведения, впечатление от прочитанного, составление плана. | Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык и стиль, писать сочинение –отзыв в соответствии с требованиями о логичности, выразительности. | Чтение и обсуждение литературных отзывов о книге. Озаглавливание отзыва. Коллективное составление плана отзыва. | | |
92 | Производные и непроизводные предлоги. | Производные и непроизводные предлоги. | Знать разряды предлогов по происхождению, приёмы отграничения предлогов от омонимичных частей речи, уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять в речи. | Работа с текстом: заменить непроизводные предлоги производными. | | |
93 | Правописание производных предлогов. | Роль предлога в словосочетании и предложении, орфограмма «Буква Е на конце предлогов», «Пробел между частями производного предлога». | Уметь правильно писать производные предлоги с нужным падежом, букву Е на конце предлогов, различать производные предлоги, отличать их от омонимичных частей речи. | Взаимодиктант | | |
94 | Правописание предлогов. | Правописание предлогов. Орфограмма «отсутствие пробела в производных предлогах», разграничение омонимов. | Уметь правильно писать производные предлоги, уметь отличать производные предлоги от существительных с непроизводными предлогами, соблюдать норму употребления предлогов ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ и др. | Творческое списывание. | | |
95 | Правописание предлогов. | Правописание предлогов. Речевая норма употребления производных предлогов. | Уметь правильно писать производные предлоги, определять роль предлогов в русском языке, отличать их от существительных с предлогом, от наречий, деепричастий. | Анализ текста. Редакторская правка. № 319 (устное высказывание). | | |
96 | Р/Р Отзыв о научно-популярной книге | Особенности научно- популярной книги. | Уметь писать отзыв по составленному плану, оценивать содержание, форму и стиль научно – популярной книги, владеть разными типами речи, подтверждать примерами, фактами каждое положение отзыва. | Чтение и обсуждение отзывов -образцов | | |
97,98 | Повторение по теме «Правописание предлогов» | Предлог как служебная часть речи, как средство связи слов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов по происхождению и составу. | Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания, анализировать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги. | Выборочный диктант. Работа со словарём: выписать 4-5 выражений с производными предлогами | | |
99 | Контрольный диктант по теме «Предлог» с грамматическим заданием | Предлог как служебная часть речи, как средство связи слов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов по происхождению и составу. | Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания, анализировать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги. | Контрольный диктант | | |
100 | Анализ диктанта | Работа над ошибками | Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументировано доказывать правильное написание | | | |
101,102 | Понятие о союзе | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложении и тексте. Союзы – синонимы. | Знать определение союза, уметь опознавать союз, определять его роль в предложении и тексте, правильно ставить знаки препинания, в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. | Составление предложений по схемам. Устное сообщение «Что я знаю о союзах». | | |
103 | Сочинительные союзы | Разряды сочинительных союзов по значению. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | Знать группы сочинительных союзов по значению, определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простом и сложном предложении. | Конструирование предложений по схемам. | | |
104 | Сочинительный союз в простом и сложносочинённом предложении. Употребление сочинительных союзов. | Сочинительный союз в простом и сложносочинённом предложении. Употребление сочинительных союзов. | Уметь ставить знаки препинания в простых осложнённых предложениях и сложносочинённых, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи. | | | |
105 | Подчинительные союзы. | Функции и значения подчинительных союзов. Синтаксическая структура сложного предложения. | Знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных, правильно их использовать в сложном предложении. | Объяснительный диктант. Конструирование предложений. | | |
106 | Подчинительные союзы. | Употребление подчинительных союзов. | Уметь различать подчинительные союзы, употреблять их для связи предложений и целого текста, производить синонимичную замену союзов и синтаксических конструкций, разграничивать функциональные омонимы. | Заменить простые предложения сложными. | | |
107 | Союзы сочинительные и подчинительные. Морфологический разбор союза. | Союзы сочинительные и подчинительные. Морфологический разбор союза. | Уметь выполнять морфологический разбор союзов, различать союзы сочинительные и подчинительные, объяснять их значение, определять смысловые отношения между частями сложных предложений, которые передаются союзами, использовать союзы для связи предложений и частей текста, безошибочно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении. | Найти ошибки в построении предложений, исправить их. | | |
108,109 | Р/Р Характеристика литературного героя | Характеристика литературного героя, выявление особенностей в характере, внешности, речи героя. Развёрнутый план. Отбор цитат. Способы раскрытия характера героя. | Уметь составить характеристику литературного героя на основе нескольких фрагментов художественного произведения, включать цитаты в собственный текст, систематизировать фактический материал, необходимый для характеристики героя, использовать смысловые связи между частями текста и лингвистические средства их выражения. | Составление плана характеристики. Выборочный пересказ характеристики. Обсуждение образцов. | | |
110 | Правописание союзов | Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ | Знать правила правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, применять правила на письме. | | | |
111 | Правописание союзов | Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ | Уметь различать союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ от других частей речи, правильно их писать, употреблять в речи, интонационно и пунктуационно оформлять, соблюдать нормы при произношении союзов ЧТО, ЧТОБЫ | | | |
112,113 | Повторение темы «Союз» | Сочинительные и подчинительные союзы, морфологические признаки союзов, разряды по значению, синтаксическая роль союзов. | Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы. Определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски. | Устное высказывание «Общее и отличное между союзом и предлогом». Конструирование предложений. | | |
114 | Р/Р Публицистический стиль | Признаки публицистического стиля речи. | Знать признаки публицистического стиля. Анализировать тексты, составлять собственные тексты. | Устное выступление «Знания важны» | | |
115,116, | Повторим орфографию | Правописание приставок, группы приставок по значению. Разделительный мягкий и твёрдый знаки. | Уметь образовывать новые слова приставочным способом, выделять исходную часть слова из словообразовательной морфемы в процессе словообразовательного анализа, писать приставки с опорой на морфемно – словообразовательный анализ слова, на письме применять правила правописания неизменяемых приставок, написание которых зависит от первой согласной корня, приставок, написание которых зависит от их значения, безошибочно писать разделительные Ь и Ъ. | Заполнить таблицу « Правописание приставок». | | |
117,118 | Повторим пунктуацию. | Синтаксические конструкции, их пунктуационное оформление, тире между подлежащим и сказуемым. | Понимать интонации в осмыслении содержания текста, безошибочно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, уметь оценивать языковые средства, характерные для научного стиля речи, различать ССП, СПП, БСП, уметь объяснять их сходство и различие. | Работа со схемами предложений. Графический диктант. | | |
119 | Контрольный диктант по теме «Союз» с грамматическим заданием | Сочинительные и подчинительные союзы, морфологические признаки союзов, разряды по значению, синтаксическая роль союзов. | Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора. | Контрольный диктант | | |
120 | Анализ диктанта | Работа над ошибками. | Умение находить и объяснять допущенные ошибки, аргументировано доказывать правильное написание | | | |
121 | Р/Р Интервью – жанр публицистики | Интервью – жанр публицистики. Типовая композиция интервью. Тематическое единство в заглавии, связности и последовательности вопросов. | Знать типовую композицию интервью, уметь озаглавливать его, формулировать цепочку взаимосвязанных вопросов, оформлять диалог, создавать сочинение в жанре интервью, сохраняя его композиционные части. | Прослушивание интервью, его озаглавливание, запись по памяти 3-4 реплик из интервью, формулирование вопросов. | | |
122 | Понятие о частице. | Частица как служебная часть речи. Раздельное написание частиц. Отличие частиц от знаменательных частей речи. Роль частиц в предложении. | Знать особенности частиц как служебной части речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, семантику частиц, доказывать принадлежность слова к частицам, использовать частицы в разных стилях речи, выразительно читать предложения с частицами. | | | |
123 | Формообразующие частицы. | Формообразующие частицы. | Знать частицы, образующие формы слов или новые слова, понимать её роль в предложении и при образовании форм глагола, степеней сравнения прилагательных и наречий, неопределённых местоимений; уметь отличать частицу от других частей речи по совокупности признаков; усвоить формы вежливости при выражении просьбы и использовать их в речи. | | | |
124 | Раздельное и дефисное написание частиц. | Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ, раздельное и дефисное написание частиц. | Уметь отличать частицы по значению и написанию, правильно их писать, использовать их для выражения различных эмоций, отличать написания частиц БЫ, ЖЕ со знаменательными частями речи от правописания союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ. | | | |
125 | Значения частиц. | Группы частиц по значению, функция вопросительных частиц. | Знать группы частиц по значению, уметь пользоваться вопросительными частицами, правильно их писать, выделять их среди других частей речи, читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи. | | | |
126 | Значения частиц. | Модальные частицы, их значения. | Понимать многообразие значений модальных частиц, уметь находить их в тексте, определять значение, оценивать их выразительную роль, употреблять в собственной речи. | | | |
127 | Р/Р Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз | Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. | Знать лексические и морфологические средства связи предложений в тексте, роль союза как средства связи самостоятельных предложений, смысловых частей текста, функции присоединительных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, | Анализ текста, выразительное чтение текста. Определение его основной мысли, темы, способов и средств связи частей текста. | | |
128 | Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ. | Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ. | Понимать роль и смысловое значение частицы НЕ, определять её смысловое значение (отрицательное, утвердительное), правильно писать частицу НЕ с разными частями речи. | | | |
129 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ. | Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ. | Понимать значение частицы НИ, смысловые различия частиц НЕ и НИ, уметь использовать алгоритм рассуждения при различении этих частиц, различать приставку НЕ и частицу НЕ, употреблять частицу НЕ с разными частями речи. | | | |
130 | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ, правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении, отличать частицу НИ от повторяющегося сочинительного союза НИ-НИ, понимать. Что такое двойное отрицание, знать роль частицы НЕ в восклицательных предложениях, значение частицы НИ в устойчивых сочетаниях. | | | |
131 | Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ | Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ | Уметь различать частицу и приставку НИ, союз НИ-НИ, выбирать правильное написание, уметь писать безошибочно выражения НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК, НЕ КТО ИНОЙ, КАК, НИЧТО ИНОЕ, НИКТО ИНОЙ, устойчивые сочетания слов с НИ, конструировать предложения с ними. | | | |
132 | Диктант | Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении. Различение частицы не и приставки не. | Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора. | Диктант | | |
133 | Анализ диктанта | Работа над ошибками. | Умение находить и объяснять допущенные ошибки, аргументировано доказывать правильное написание | | | |
134,135, 136,137 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ. | Уметь применять правило написания НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных и неопределённых местоимениях, в отрицательных наречиях. | | | |
138,139, 140,141 | Повторение темы «Частица» | Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении. Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм. | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи. | Выписать из басни И. Крылова «Зеркало и обезьяна» частицы, объяснить их роль. | | |
142 | Грамматическая работа по теме «Частица» | Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении. Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм. | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи. | Грамматическая работа | | |
143 | Анализ работ | Работа над ошибками. | Умение корректировать свои работы. | | | |
144 | Р/Р Союз как морфологическое средство связи предложений | Союз как морфологическое средство связи предложений и смысловых частей текста. | Знать лексические и морфологические средства связи предложений в тексте, роль союза как средства связи самостоятельных предложений, смысловых частей текста, функции присоединительных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, | Анализ текста, выразительное чтение текста. Определение его основной мысли, темы, способов и средств связи частей текста. | | |
145 | Понятие о междометии | Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий. | Понимать, что междометия не являются ни самостоятельными, ни служебными частями речи, уметь распознавать междометия, определять группы междометий по значению и происхождению, употреблять междометия, выразительно читать предложения с междометиями, пунктуационно оформлять на письме. | Составить таблицу «Междометия, используемые для 1) выражения эмоций; 2) некоторых форм общения; 3) команды, приказа» Подготовить устное высказывание на основе таблицы о группах междометий. | | |
146 | Разряды междометий | Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий. | Использовать звукоподражательные, разговорные слова в устной речи, находить их в художественном тексте, определять роль, выразительно читать предложения с междометиями и звукоподражательными словами. | | | |
147 | Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях. | Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях. | Знать о пунктуационном оформлении междометий, уметь интонационно и пунктуационно употреблять междометия в речи и тексте. | Составить и записать предложения, в которых междометия выражали бы разные чувства. | | |
148 -149 | Р/Р Сочинение по картине Ромадина «Первое цветение» | Описание, составные части текста, тема, тип речи - описание. | Уметь описывать местность, использовать нужный тип речи при создании текста, уметь создавать связный текст, соблюдая композицию описания, определяя границы темы. | Сочинение | | |
150 | Знаки препинания при междометиях. | Знаки препинания при междометиях. Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и в художественном произведении. | Правильно и уместно использовать междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия в предложениях, понимать экспрессивное использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественном произведении, различать омонимичные междометия и самостоятельные части речи. | | | |
151-152 | Повторим орфографию | Правописание приставок, группы приставок по значению. Разделительный мягкий и твёрдый знаки. | Уметь образовывать новые слова приставочным способом, выделять исходную часть слова из словообразовательной морфемы в процессе словообразовательного анализа, писать приставки с опорой на морфемно – словообразовательный анализ слова, на письме применять правила правописания неизменяемых приставок, написание которых зависит от первой согласной корня, приставок, написание которых зависит от их значения, безошибочно писать разделительные Ь и Ъ. | Заполнить таблицу « Правописание приставок». | | |
153-154 | Повторим пунктуацию | Синтаксические конструкции, их пунктуационное оформление, тире между подлежащим и сказуемым. | Понимать интонации в осмыслении содержания текста, безошибочно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, уметь оценивать языковые средства, характерные для научного стиля речи, различать ССП, СПП, БСП, уметь объяснять их сходство и различие. | Работа со схемами предложений. Графический диктант. | | |
155 | Р. Текст. Стили речи. | Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте. | Знать особенности текста, черты стилей речи; уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стили речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте. | Анализ текстов разных типов и стилей. | | |
156-157 | Р/Р Подробное изложение «Купание Егорушки». | Изложение публицистического стиля. | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, передавать его содержание на письме, сохраняя типологическую структуру текста, его выразительные языковые и речевые средства, соблюдая на письме орфографические, грамматические и пунктуационные нормы. | Изложение. | | |
158-159 | Культура речи. Орфоэпическая норма. | Основные виды языковых и речевых норм. Орфоэпические нормы. | Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их. | Работа с текстом, с отдельными предложениями. | | |
160-161 | Лексические нормы. | Лексические нормы. Что может их нарушать. | Уметь находить нарушения лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы. | Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок. | | |
162-164 | Грамматические нормы. | Нарушение грамматических норм, связанное с неправильным построением словосочетаний и предложений, с неправильным образованием слов. | Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправить её, самим не допускать нарушения грамматических норм. | Творческое списывание. | | |
165-166 | Нормы построения текста. | Соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность фактического материала. | Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в тексте. | Редакторская правка. № 459(текстоведческий анализ). | | |
167-168 | Орфография | Орфограммы причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц. | Уметь определять части речи, находить орфограммы, изученных частей речи. | | | |
169-170 | Пунктуация | Пунктуация простого осложненного предложения. | Уметь находить изученные пунктограммы. | | | |
171-172 | Нормы речевого поведения ( речевой этикет). | Этикетно -речевые формулы. | Уметь применять правила речевого поведения, использовать этикетные выражения в определённой речевой ситуации и объяснять уместное их использование. | Устное высказывание о словах, смягчающих отказ. | | |
173 | Тестирование | Орфограммы и пунктограммы причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц. | Уметь определять части речи, находить орфограммы, знать морфологические и синтаксические признаки, изученных частей речи | Тестирование | | |
174 | Контрольный диктант | | Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора. | Диктант с грамматическим заданием. | | |
175 | Анализ диктанта | Работа над ошибками. | Умение находить и объяснять допущенные ошибки, аргументировано доказывать правильное написание | | | |