Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Курс русского языка в 7 классе общеобразовательной школы рассчитан на 136 учебных часов (4 часов в неделю).
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
1. Русский язык. 7 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2015
2. Дидактические материала по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс». Е.П.Черногрудова
3. Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». Л.А. Аксёнова.
восточнославянских языков, совпадает с другими славянскими языками в фонетике,
лексике, грамматике. Русский язык – государственный язык России, один из мировых языков.Язык представляет собой исторически развивающееся явление. «Язык живет вместе с жизнью народа».(В.Г. Белинский)
1.. Синтаксис и пунктуация.
Основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания и т.п). Разделы лингвистики – основные определения. Синтаксический и пунктуационный разбор..
2 Лексика и фразеология.
Основные понятия раздела. Умение работать с различными словарями.
3. Фонетика и орфография.
Фонетический разбор слова, умение различать опознавательные признаки орфограмм – букв.
4. Морфемика и словообразование.
Морфемный и словообразовательный разборы. Нахождение слов с омонимичными корнями.
5. Морфология.
Повторение изученных морфологических признаков частей речи, отработка навыков морфологического разбора.
6. Развитие речи. Текст. Стили литературного языка.
Понятие текста, средства связи предложений в нем, определение абзаца, типы высказывания и их признаки; стили речи.
1. Характеристика причастия по значению, морфологические признаки глагола и
прилагательного у причастия, синтаксическая роль причастия в предложении.
Различие причастий и прилагательных, умение находить причастия и причастные обороты в тексте, определение признаков прилагательного и глагола у причастий, определение
причастия, действительные и страдательные причастия. Основные орфографические и пунктуационные правила и применение их.
2. Особенности публицистического стиля: назначение, сфера употребления, языковые приметы. Признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Формирование умения адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности.
1. Характеристика деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у
Умение находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях;
употреблении деепричастий; вид деепричастий. Основные орфографические и пунктуационные правила и применение их.
2. Особенности в составлении рассказа-описания.
I. Повторение пройденного о наречии в 5 – 6 классах; своеобразие наречия как части речи, его место в системе других частей речи, общие и специфические признаки наречия, синтаксическая функция данной категории, словообразовательный и этимологический анализ наречий, смысловые группы наречий; орфографические правила и применение их.
2. Языковые особенности текста описания действия и дневниковых записей. Умение анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме.
1. Категория состояния как часть речи. Значение категории состояния; знать, слова категории состояния не изменяются; состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния. Умение находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
2. Подробное изложение текста. Адекватно понимать содержание художественного
текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности.
1. Служебные части речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Предлог как служебная часть речи, отличие его от омонимичных приставок, роль предлога в словосочетании и предложении, употребление предлогов; виды предлогов; правописание производных предлогов.
2. Особенности рассказа –репортажа.
1. Союз как служебная часть речи. Роль союза в предложении и тексте; отличие предлога от союза, простые и составные союзы, союзы по значению, группы сочинительных и подчинительных союзов; правописание омонимичных союзов.
2 Особенности публицистического стиля. Отработка умений применять эти особенности в работе.
1. Понятие о частице, отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие , роль частиц в предложении и в образовании форм слов; разряды частиц, раздельное и дефисное написание частиц, правописание отрицательных частиц.
2. Особенности написания сочинения по картине.
Междометие как часть речи, назначение в языке, знаки препинания при междометиях, правописание междометий. Конструирование предложений с междометиями.
Повторение определений основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, отработка умений и навыков, презентации по выбранным изученным темам.
.
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты обучения | | Дата план. | Дата факт. |
Освоение предметных знаний | УУД |
| Русский язык – один из развитых языков мира. 1ч. |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | Знать группы славянских языков; знать, что русский язык входит в группу восточнославянских языков, о совпадениях с другими славянскими языками в фонетике, лексике, грамматике. Уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живет и развивается (на примере устаревших слов и неологизмов). | Личностные УУД – выражать положительное отношение к процессу познания: - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; | | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛ.8+2 РР | Регулятивные УУД: 1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | Знать основные синтаксические понятия, уметь производить синтаксический разбор простого предложения. | | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | Уметь расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях, в предложениях с прямой речью, уметь производить пунктуационный разбор . | | |
4 | Лексика, фразеология. | 1 | Знать основные понятия раздела, уметь работать с различными словарями. | | |
5 | Фонетика и орфография. | 1 | Уметь различать опознавательные признаки орфограмм – букв, делать фонетический разбор слова | | |
6 | Словообразование и орфография. Разбор слова по составу. | 1 | Знать части слова, уметь делать морфемный и словообразовательный разбор, находить слова с омонимичными корнями. | | |
7 | Морфология и орфография. | 1 | Знать части речи, уметь находить грамматические признаки | | |
8 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слов. | 1 | Уметь делать морфологический разбор изученных частей речи | | |
9 | Р/р. Текст. | 1 | Знать, что такое текст, каковы средства связи в нем, уметь определять абзац. | | |
10 | Р/р. Стили русского литературного языка. | 1 | Уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю. | | |
11 | Контрольный диктант. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕН- НОГО В 5 - 6 КЛ. | 1 | | | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. 28+4РР |
12 -13 | Причастие как часть речи | 2 | Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль, правильно употреблять в речи. | Регулятивные УУД: -.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД --применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. | | | |
14 | Р/р. Публицистический стиль. | 1 | Уметь определять текст публицистического стиля, его признаки. | | |
15 | Склонение причастий. | 1 | Знать, что причастия общаются так же, как прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы, определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму | | |
16 | Причастный оборот. | 1 | Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым словом и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастными оборотами. | | |
17 | Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | Уметь выделять из предложения сочетания причастия и определяемого слова, причастия и зависимого слова, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову, графически обозначать причастный оборот, устанавливая связь причастия с определяемым и зависимым словами, выразительно читать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастного оборота, строить предложения синонимических конструкций. | | | |
18 | Р/р. Описание внешности человека. | 1 | Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте прилагательные и причастия, словосочетания со значением качественного признака, сравнительные обороты и др., основные средства связи предложения: местоимение, подбор слов,· синонимы, описательные обороты и др. | | | |
19 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания | | |
20 | Полные и краткие страдательные причастия | 1 | Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких стра- дательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль. | Регулятивные УУД: -.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | | | |
21 -22 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/- ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать причастия. | | |
23 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, проверять себя по словарю. | | |
24 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. | | | |
25 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом(-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом | | |
26 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени, их суффиксы. | | | |
27 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | 2 | Знать правило правописания гласных перед Н. Уметь выбирать правильное гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях, исправлять ошибки в употреблении причастий. | | |
28 - 30 | Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. | 3 | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи | | |
31 - 32 | Н-НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 2 | Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных, правильно употреблять в речи. Уметь различать краткие и полные причастия. | | |
33 | Р/р. Выборочное изложение. | 1 | Художественное описание портрета литературного героя Адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информа- цию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности |
34 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи | Регулятивные УУД: 1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Личностные УУД: - Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. - .Адекватно воспринимать оценку учителя. -– выражать положительное отношение к процессу познания: - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. | | | |
35 - 37 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 3 | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы. | | |
38 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Уметь делать выбор букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий пр. времени, уметь составлять связанный рассказ на грамматическую тему | | |
39 | Р/р. Сочинение «Мой знакомый». | 1 | Уметь писать сочинения по личным наблюдениям | | |
40 41 | Повторение изученного о причастии. | 2 | Уметь находить причастие в тесте, правильно применять орфографические и пунктуационные правила, употреблять причастия в речи. | | |
42 | Контрольный диктант. | 1 | | | |
43 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Уметь анализировать допущенные ошибки | | |
Деепричастие 11+2РР | | |
44 | Понятие о деепричастии. | 1 | Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного действия | | |
45 | Деепричастный оборот. | 1 | Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям | | | |
46 | Запятые при деепричастном обороте. | 1 | Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям | | | |
47 -48 | НЕ с деепричастиями. | 2 | Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грам- матическую тему | | | |
49 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | 1 | Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий | | | |
50 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | Уметь правильно выбирать гласную перед –в, -вши. | | | |
51 - 52 | Р/р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь». | 2 | Уметь писать сочинение от имени одного из действующих лиц картины. | | | |
53 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи | | | |
54 | Повторение по теме «Деепричастие». | 1 | Уметь правильно использовать в речи деепричастия и деепричастные обороты, применять полученные знания о деепричастии на письме. | | | |
55 | Контрольный диктант. | 1 | | | | |
56 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | | | |
Наречие 21+4РР | | | |
57 | Наречие как часть речи. | 1 | Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. | | | |
58 - 59 | Смысловые группы наречий. | 2 | Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли. | | | |
60 - 61 | Сочинение в форме дневниковых записей. | 2 | Знать особенности текста в форме дневниковых записей, уметь составлять такой текст по данному началу. | | | |
62 - 63 | Степени сравнения наречий. | 2 | Знать способы образования степеней сравнения, критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приёмы распознавания морфологических омонимов, уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения разных смысловых оттенков. | | | |
64 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значение грамматических омонимов. | | | |
65 -66 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е. | 2 | Знать правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания, безошибочно писать. | | | |
67 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | 1 | Знать условия выбора на письме букв Е, И в приставках НЕ-НИ, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ, НИ в отрицательных наречиях и местоимениях | | | |
68 - 69 | Н и НН в наречиях на -о и -е. | 2 | Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы, уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия, безошибочно писать | | | |
70 -71 | Сочинение-описание действий. | 2 | Знать структуру, языковые особенности текста описания действия. Уметь анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме. | | | |
72 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Уметь отличать наречия от кратких прилагательных, безошибочно писать, определять способ образования наречий, синтаксическую функцию в предложениях, употреблять в речи. | | | |
73 | Буквы О и А на конце наречий. | 1 | Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять, анализировать роль наречий в связных текстах | | | |
74 - 75 | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, анализировать роль наречия, образованного повтором слов в тексте. | | | |
76 -77 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. | 2 | Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом | | | |
78 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Знать правило, уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию в предложении. | | | |
79 | Повторение изученного по теме «Наречие». | 1 | Распознавать наречие, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения, безошибочно писать, применяя изученные правила. | | | |
80 | Контрольный диктант. | 1 | . | | | |
81 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | | | |
Категория состояния.2+ 2РР | | | |
82 - 83 | Категория состояния. | 2 | Уметь находить слова категории состояния, определять их принадлежность к определенной группе, определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении. | | | |
84 - 85 | Подробное изложение. | 2 | Адекватно понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности | | | |
Предлог 8+ 1РР | | | |
86 | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. | 1 | Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи. Знать о предлоге как о служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок, писать с сам.частями речи, знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями | | | |
87 | Употребление предлогов. | 1 | Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки | | | |
88 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи. | | | |
89 | Простые и составные предлоги. | 1 | Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги», порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор предлога | | | |
90 | Морфологический разбор предлога. | 1 | Уметь производить морфологический разбор предлога. | | | |
91 - 92 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 | Знать условия слитного и раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно писать их, обосновывая свой выбор, употреблять в речи. | | | |
93 | Р/р. Рассказ – репортаж на основе увиденного на картине.(А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») | 1 | Знать особенности текста-репортажа, составлять репортаж, подбирая необходимые языковые средства. | | | |
94 | Систематизация и обобщение по теме «Предлог». | 1 | Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, правильно писать производные предлоги, отличать их от созвучных сочетаний, правильно употреблять в речи и письме. | | | |
Союз 12+ 1РР | | | |
95 | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | 1 | Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом в тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении. Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы. | | | |
96 | Сочинительные и подчинительные союзы. | 1 | Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, правильно ставить знаки препинания. | | | |
97 - 98 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 2 | Уметь разграничивать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, правильно ставить знаки препинания. | | | |
99 | Сочинительные союзы. | 1 | Знать группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями. Выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи. | | | |
100 | Подчинительные союзы. | 1 | Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений. Уметь различать подчинительные союзы по значению употреблять для связи предложений и целого текста, производить синонимическую замену синтаксических конструкций. | | | |
101 | Морфологический разбор союза. | 1 | Уметь различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями сложных предложений передают союзы. | | | |
102 | Сочинение публицистического стиля о пользе чтения. | 1 | Уметь писать сочинение, используя средства публицистического стиля. | | | |
103 - 104 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | 2 | Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме. употреблять в речи, интонационно и пунктуационно правильно оформлять различные синтаксические конструкции. | | | |
105 | Повторение сведений о предлогах и союзах. | 1 | Уметь систематизировать, обобщать знания, подбирать материал, работая с различными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, определять роль в предложении и тексте. | | | |
106 | Контрольная работа. | 1 | | | | |
107 | Анализ контрольной работы | 1 | | Уметь анализировать допущенные ошибки. | | | |
Частица 16+ 3РР | | | |
108 | Частица как часть речи. | 1 | Знать особенности частицы как служебной части речи, уметь отличать частицу от знаменательных частей речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола, употреблять частицы для выражения смысловых оттенков. | | | |
109 - 110 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 2 | Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, уметь распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков. | Регулятивные УУД: 1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы ЛичностныеУУД: --воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | | | |
111 - 112 | Смысловые частицы. | 2 | Уметь распознавать смысловые частицы. Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства. | | | |
113 - 114 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 2 | Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи, определять стилистическую роль частиц, употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами. | | | |
115 - 116 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 2 | Уметь писать сочинение по картине в соответствующем стиле. | | | |
117 | Морфологический разбор частиц. | 1 | Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать. | | | |
118 | Отрицательные частицы. | 1 | Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение НЕ, правильно писать частицу НЕ с различными частями речи. Понимать смысловое значение частицы НИ. Уметь определять смысловое значение частицы НИ, уметь употреблять в речи, различать частицу НЕ и НИ на письме, приставку НЕ и частицу НЕ, безошибочно употреблять с разными частями речи | | | |
119 - 120 | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | 2 | Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ и правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении; применять обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме. | | | |
122 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ. | 1 | Уметь различать частицу НЕ и приставку НЕ | | | |
123 | Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 1 | Уметь создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания, распространять текст характеристикой героя, элементами описания, диалогом. | | | |
124 | Различение на письме частицы НИ и приставки НИ. | 1 | Уметь различать частицу НИ и приставку НИ, выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения с данными словам | | | |
125 | Обобщение и систематизация по теме «Частица». | 1 | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ-НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи. | | | |
| Контрольная работа | 1 | | | | |
126 | Анализ контрольной работы | 1 | Уметь анализировать допущенные ошибки. | | | |
Междометие 2 | Регулятивные УУД: 1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: - Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. - .Адекватно воспринимать оценку учителя. -– выражать положительное отношение к процессу познания: - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разныеточки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности | | | |
127 | Междометие как часть речи. | 1 | Уметь находить междометие в тексте, знать о его назначении в речи, уметь конструировать предложения с междометиями. | | | |
128 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 | Знать правила дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями. | | | |
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. 7+ 1РР | | | |
129 | Разделы науки о языке. Р/р. Текст. Стили речи. | 1 | Знать определения разделов лингвистики, что такое текст и его особенности, стили речи. | | | |
130 | Фонетика и графика. | 1 | Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить орфоэпический и фонетический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи. | | | |
131 | Контрольный итоговый диктант с заданием. | 1 | | | | |
132 | Лексика и фразеология. | 1 | Знать определения. Уметь разъяснять значения слов правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, соблюдать лексические нормы, уметь работать с фразеологическим словарём, использовать синонимы в речи, проводить элементарный анализ текста. | | | |
133 | Морфемика и словообразование. | 1 | Знать способы образования слов, уметь производить морфемный и словообразовательный разборы. | | | |
134 | Морфология. | 1 | Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологический разбор, правильно употреблять изученные части речи. | | | |
135 | Орфография. | 1 | Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания. | | | |
136 | Синтаксис и пунктуация. Заключительный урок. | 1 | Знать, чем отличается словосочетание от предложения, простые предложения от сложных, главные члены от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, соблюдать правильную интонацию речи, объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, подбирать примеры на изученные правила. | | | |
• производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.