Календарно-тематическое планирование
русский язык 6 класс
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Формирование УУД | Виды и формы контроля | Дата план. | Дата факт. |
1 | Русский язык – один из богатейших языков мира. | Русский язык как развивающееся явление.Лексические и фразеологические новации последних лет | Понимать, что язык-явление развивающееся, знать элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка. | Работа с текстом | | |
2 | Повторение изученного в 5 классе | Разделы и основные принципы русской орфографии | Уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы. | Анализ пословиц, объяснение их смысла | | |
3 | Повторение синтаксиса и пунктуации | Основные признаки предложения. Знаки препинания, их функции | Уметь определять синтаксическую роль изученных частей речи, строить пунктуационные схемы предложений | Комплексный анализ текста | | |
4 | Повторение фонетики | Звуки и буквы | Уметь делать фонетический разбор, характеризовать звуки | | | |
5 | Повторение орфографии | Разделы и основные принципы русской орфографии | Уметь выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы. | | | |
6 | Повторение морфемики | Виды морфем | Уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы. | | | |
7 | Повторение лексики | Значение слова | Уметь давать характеристику слову, пользоваться толковым словарем | | | |
8 | Повторение морфологии | Части речи | Уметь распознавать части речи по их признакам | | | |
9 | Подготовка к диктанту. | Правописание изученных частей речи | Уметь применять изученные правила правописания | | | |
10 | Диктант | Правописание изученных частей речи | Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила | Диктант | | |
11 | Анализ диктанта. | Анализ диктанта. | Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Редакторская правка | | |
12 | Самостоятельные и служебные части речи | Система частей речи в русском языке | Уметь опознавать части речи | Заполнить таблицу | | |
13 | Слово и его формы | Слово и его формы | Уметь различать однокоренные и формы одного и того же слова | Распределительный диктант | | |
14-15 | Понятие о существительном. | Одуш. и неодуш.имена существительные. Роль в предложении. Употребление в речи | Уметь опознавать сущ. среди частей речи, различать одуш. и неодуш суш. | Поисковое чтение | | |
16 - 17 | Род, число имен существительных | Одуш. и неодуш.имена существительные. Роль в предложении. Употребление в речи Число имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Уметь опознавать сущ. среди частей речи, различать одуш. и неодуш суш. Знать существительные, имеющие форму только мн. Числа | Поисковое чтение | | |
18 - 29 | Падеж и склонение имен существительных | Система падежей в русском языке. Типы склонений существительных. | Знать способ определения склонения имен сущ. уметь задавать падежные вопросы | Диктант «Проверяю себя» | | |
20-21 | Разносклоняемые имена существительные. | Разносклоняемые существительные | Знать разносклоняемые сущ., уметь обосновывать выбор гласной | Распределять сущ. по типам склонения | | |
22-23 | Неизменяемые имена существительные. | Несклоняемые существительные | Знать происхождение несклоняемых существительных | Ответить на вопросы | | |
24-25 | Словообразование имен существительных с помощью суффиксов. | Словообразование имён существительных Образование существительных с помощью суффиксов | Уметь группировать слова по значению суффиксов | Выборочные слова | | |
26-27 | Образование существительных с помощью приставок. НЕ с существительными. | Слитное и раздельное написание НЕ с сущ. | Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с сущ | Объяснительный диктант | | |
28 | Правописание сложных имен существительных. | Образование имен существительных при помощи сложения | Знать способы образования существительных путем сложения | Образовать сложные слова с ПОЛ- | | |
29 | Повторение и обобщение материала | Морфологические признаки имен сущ, их образование и правописание . | Уметь опознавать имена существительные | Работа с текстом | | |
30 | Подготовка к диктанту. | Правописание существительного | Уметь применять изученные правила правописания | | | |
31 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Правописание имен существительных | Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила | Диктант | | |
32 | Анализ диктанта. | Анализ диктанта. | Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Редакторская правка | | |
33-34 | Понятие о глаголе. | Глагол как часть речи | Уметь опознавать глагол на основе общего значения | Выборочный диктант | | |
35 | Р.р. Темы «широкие» и «узкие». | Темы «широкие и узкие». Микротема текста | Уметь различать темы широкие и узкие | Анализ текста. Создание устного сочинения | | |
36-37 | Инфинитив. | Инфинитив. Суффикс инфинитива. Основа инфинитива. Правописание ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах. | Уметь находить инфинитив глагола, определять синтаксическую роль в предложении | Выборочный диктант | | |
38-39 | Изложение , близкое к тексту. | Способы развития темы в тексте. Структура текста. Заглавия, отражающие тему или основную мысль. Анализ авторских языковых средств. | Уметь излагать текст подробно от первого лица, составлять к нему сложный план, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства, соблюдать последовательность изложения мысли, нормы русского языка. | Работа с текстом. Определение темы и идеи текста в соответствии с пунктами плана. Изложение. | | |
40 | Р.р.Простой и сложный план. | Способы развития темы в тексте Структура текста | Знать отличие простого плана и сложного, пересказывать текст по плану | Работа с текстом. Устный пересказ текста по плану | | |
41-42 | Возвратные глаголы. | Возвратные глаголы. Категория переходности и непереходности. | Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики, знать определения переходных и непереходных глаголов, образовывать возвратные глаголы, уметь употреблять в речи возвратные переходные и непереходные глаголы. | Объяснительный диктант | | |
43 | Контрольный диктант. | Правописание изученных частей речи | Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. | Диктант | | |
44 | Анализ диктанта. | Анализ диктанта. | Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Редакторская правка | | |
45-47 | Виды глагола. | Глаголы совершенного и несовершенного вида | Знать понятия о категории вида глагола и видовых парах, различать вид | Комментированное письмо | | |
48 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | Наклонение глагола Изъявительное наклонение | Знать о наклонении глагола как изменяемой категории, различать наклонения глаголов | Распределительный диктант | | |
49 | Времена глагола. | Времена глагола | Знать о временах русского языка и их значениях, уметь образовывать формы времени | Объяснительный диктант | | |
50-51 | Прошедшее время. | Прошедшее время глагола. Чередование звуков при образовании прошедшего времени | Уметь образовывать формы прошедшего времени глагола | Редактирование предложений | | |
52 | Р.р. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.. | Толкование лексического значения слова с помощью описания. | Иметь понятия об описательном обороте и его функциях, уметь подбирать описательные обороты к ключевым словам в тексте, вычленять в повествовательных текстах элементы описания, определять роль описательных оборотов в текстах различных стилей речи. | Анализ образца начала сочинения. Соединить предложения при помощи описательных оборотов | | |
53 | Урок- практикум по орфографии. | Орфограммы глагола | Уметь опознавать глагол в тексте на основе общего грамматического значения | | | |
54 | Диктант | Правописание изученных частей речи | Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила | Диктант | | |
55 | Анализ диктанта. | Анализ диктанта. | Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Редакторская правка | | |
56-57 | Настоящее и будущее время. | Образование наст. и буд. Времени от глаголов сов. и несов. вида | Уметь образовывать глаголы наст. И будущего времени | Диктант «Проверяю себя» | | |
58 | Р.р. Официально- деловой стиль. | Особенности официально-делового стиля | Знать особенности официально делового стиля | Анализ текстов одного из документов. | | |
59-60 | Изложение «Шорох листьев». | Способы развития темы в тексте. Структура текста. Заглавия, отражающиетему или основную мысль. Анализ авторских языковых средств. | Уметь излагать текст подробно от первого лица, составлять к нему сложный план, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства, соблюдать последовательность изложения мысли, нормы русского языка. | Работа с текстом. Определение темы и идеи текста в соответствии с пунктами плана.Изложение. | | |
61-62 | Лицо и число глагола. | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам | Знать значение глаголов1-го, 2-го и 3-го лица ,уметь обозначать формы глаголов 2-го лица | Текст | | |
63-68 | Спряжение глаголов. | Спряжение глаголов. Способ определения спряжения глаголов Гласная в личном окончании глаголов | Уметь по личной форме находить инфинитив, знать алгоритм применения правила определения спряжения Уметь по инфинитиву определять спряжение глаголов | Объяснительный диктант | | |
69 | Диктант | Правописание изученных частей речи | Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила | Диктант | | |
70 | Анализ диктанта. | Анализ диктанта. | Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Редакторская правка | | |
69 | Разноспрягаемые глаголы. | Разноспрягаемые глаголы. Особенности их изменения | Знать особенности разноспрягаемых глаголов, уметь опознавать их в тексте | Сообщение на тему «Почему глаголы называются разноспрягаемы» | | |
70-72 | Условное наклонение. | Значение, образование изменение и употребление глаголов в условном наклонении | Знать о значении, образовании и о изменении глаголов условного наклонения. Уметь их употреблять в речи | Творческий диктант | | |
73-75 | Повелительное наклонение. | Орфограмма «Мягкий знак после согласной в повелительном наклонении» | Знать значение глаголов повелительного наклонения, способ образования, сферу их употребления | Составление памяток | | |
76-77 | Правописание глаголов в повелительном наклонении | Ь после согласных в повелительном наклонении. Суффикс - И в глаголе повелительного наклонения | Уметь писать Ь в глаголах повелительного наклонения, уместно использовать в речи средства передачи оттенков побуждения к действию | Диктант | | |
78 | Р.р.Сравнение. | Структура текста | Уметь находить сравнительные обороты в художественном тексте и самому создавать их | | | |
79-80 | Безличные глаголы. | Безличные глаголы Значение и употребление предложений с одним главным членом | Знать семантику безличных глаголов и их функцию в речи. Уметь употреблять безличные глаголы, отличать их от личных | Объяснительный диктант | | |
80-81 | Словообразование глаголов. | Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов | Знать способы образования глаголов, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ глаголов | Объяснительный диктант | | |
82 | Р.р.Составление плана «Песни о вещем Олеге» | Способы развития темы в тексте Структура текста | Знать отличие простого плана и сложного, пересказывать текст по плану | Работа с текстом. Устный пересказ текста по плану | | |
83-84 | Правописание суффиксов глаголов. | Правописание гласных в суффиксах –ОВА (-ЕВА,-)---ЫВА-,(-ИВА) | Знать правописание суффиксов в глаголах. Уметь применять правила правописания суффиксов глагола и графически обозначать орфограммы. | Составить таблицу «Суффиксы глаголов» | | |
85-86 | Повторение и обобщение материала | Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки. | Уметь опознавать глагол в тексте на основе общего грамматического значения | Морфологический разбор разных форм глаголов | | |
87 | Контрольный диктант. | Правописание глагола , его морфологические признаки | Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, записывать под диктовку. | Диктант с грамматическим заданием. | | |
88 | Анализ диктанта. | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок. | Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок. | Тест. | | |
89-90 | Изложение «Воробей». | Способы развития темы в тексте. Структура текста. | Уметь воспринимать текст на слух, определять основную мысль и тему аудируемого текста | Изложение. | | |
91 – 92 | Понятие о прилагательном. | Прилагательное как часть речи | Знать морфологические признаки прилагательного | Морфологический разбор прилагательного | | |
93 | Роль прилагательного в тексте, употребление в речи | Роль прилагательного в тексте, употребление в речи | Знать речевые функции прилагательного | Составить рассказ, используя прилагательные | | |
94-95 | Разряды прилагательных по значению. | Разряды имен прилагательных, их признаки | Знать разряды имен прилагательных | Составить схему предложения и выполнить устный синтаксический разбор | | |
96-97 | Полные и краткие имена прилагательные. | Полные и краткие качественные имена прилагательные, их грамматические признаки | Знать способы образования форм прилагательного, их изменение, опознавать краткую форму | Объяснительный диктант | | |
98-99 | Склонение полных прилагательных. | Склонение полных прилагательных. Буквы О - Е после шипящих в окончаниях прилагательных | Уметь сопоставлять правило правописания гласного после шипящих в окончаниях сущ. и прил. | Выборочный диктант | | |
100-101 | Изложение | Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль | Уметь составлять сложный план | Изложение | | |
102 | Притяжательные прилагательные с суффиксом –ый. | Правописание суффиксов-ЫЙ в притяжательных прилагательных | Уметь опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль в предложении | Диктант «Проверяю себя» | | |
103 | Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин-(-ын-), -ов-(-ев-). | Морфемный состав, образование и особенности изменения прилагательных на – ИН - (-ЫН), -ОВ(-ЕВ-) | Уметь определять морфемный состав, способ образования и особенности изменения прилагательных | Работа с текстом
| | |
104 | Контрольный диктант | Правописание изученных частей речи | Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила | Диктант | | |
105 | Анализ диктанта. | Анализ диктанта. | Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Редакторская правка | | |
106-107 | Степени сравнения прилагательных. | Степени сравнения прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в форме сравнительной степени | Знать способы образования сравнительной степени. Уметь её образовывать , определять её значение, находить в тексте | Редактирование текста | | |
108-109 | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов. | Образования прилагательных с помощью суффиксов - ОВ - (- ЕВ -) от имён существительных | Знать условия выбора О-Е в суффиксах прил. после шипящих и Ц, уметь находить орфограммы в морфеме, опознавать часть речи, безошибочно писать | Распределительный диктант | | |
110-111 | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов. | Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов-Н, - ОНН, - ЕНН- | Знать условие выбора Н НН в суффиксах прилагательных, образованных от сущ., опознавать слова с орфограммой, графически её обозначать | Из данных слов составить словосочетание | | |
112-113 | Выборочное изложение «Вот что значит увлеченность» | Способы развития темы в тексте. Структура текста | Уметь воспроизводить текст сжато, свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Изложение | | |
114-115 | Словообразование прилагательных с помощью приставок. | Образование прилагательных с помощью приставок | Знать приставочный способ образования прилагательных от прилагательных, уметь безошибочно писать приставки ПРЕ - и ПРИ- | Объяснительный диктант | | |
116-117 | Словообразование прилагательных с помощью сложения основ. | Правописание сложных прилагательных. О - Е в сложных прилагательных | Знать основные способы образования сложных прилагательных, уметь безошибочно писать соединительные гласные в сложных словах | Распределительный диктант | | |
118 | Повторение и обобщение материала | Правописание О – Е в окончаниях прил.после шипящих, -НН- в суффиксах прилагательных, ИН-АН-ЯН- в суффиксах прилагательных, НЕ с прилагательными | Уметь различать способы образования прил., производить морфемный разбор прил., согласовывать с сущ. | Выборочный диктант | | |
119 | Р.р.Описание природы. Зима. | Описание как тип речи. Основная мысль и тема описания. Озаглавливание. План текста. Средства выразительности в тексте- описании. | Уметь опознавать тексты-описания, анализировать типичные языковые средства и композицию данного типа речи, определять характерную для типа речи цепную связь, пересказывать миниатюры описания зимней природы. | Работа с текстами-образцами. | | |
120 | Контрольный диктант. | Правописание О – Е в окончаниях прил. после шипящих, - НН- в суффиксах прилагательных, ИН-АН-ЯН- в суффиксах прилагательных, НЕ с прилагательными | Уметь различать способы образования прил., производить морфемный разбор прил., согласовывать с сущ. | Диктант с грамматическим заданием | | |
121 | Анализ диктанта. | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок | | Работа по карточкам | | |
122-123 | Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево » | Признаки текста – описания. Композиция описания. Изобразительно – выразительные средства | Уметь писать сочинение по картине, описывая зимний пейзаж, соблюдать последовательность и связность изложения мыслей | Работа по картине Сочинение | | |
124-125 | Понятие о числительном. | Имя числительное как часть речи. Отличие числительных от других частей речи | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении | Таблица (заполнить примерами числительных) | | |
126-128 | Простые, сложные и составные числительные. | Разряды числительных по строению | Знать признаки простых и составных числительных, уметь видеть составные числительные, употреблять числительные в косвенных падежах | Осложненное списывание | | |
129-132 | Количественные числительные. Склонение количественных числительных. | Количественные числительные. Склонение количественных числительных | Знать признаки количественных числительных, отличать их от порядковых, знать особенности склонения количественных числительных | Выборочный диктант Морфологический разбор числительных. Составление расписки | | |
133-135 | Собирательные числительные. | Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление | Понимать значение собирательных числительных, особенности их сочетаемости с существительными Уметь употреблять числительные «двое», «трое», «оба», «обе» в сочетании с именем существительным | Прочитать зашифрованные слова | | |
136-137 | Изложение «Снегири». | Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста | Уметь составлять сложный план, пересказывать прочитанный текст, определять тему и идею, тип текста, стиль текста | Работа с текстом рассказа | | |
138-140 | Порядковые числительные. | Порядковые числительные, их значение и изменение Употребление порядковых числительных | Знать признаки порядковых числительных, отличать их от количественных, знать отличия в склонении количественных и порядковых числительных Уметь употреблять порядковые числительные в косвенных падежах, использовать числительные при составлении деловых бумаг | Составить и записать автобиографию | | |
141 | Дробные числительные. | Дробные числительные, их значение и изменение | Знать значение, образование и изменение дробных числительных. Уметь употреблять дробные числительные в косвенных падежах | Ответить на вопросы | | |
142 | Повторение и обобщение материала | Имя числительное как часть речи. Отличие числительных от других частей речи | Уметь опознавать числительные, грамотно их писать, соблюдать нормы произношения и употребления | Работа с текстом | | |
143 | Повторение орфографии | Образование числительных | Знать способы образования числительных, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ | Объяснительный диктант | | |
144 | Повторим пунктуацию. | Знаки препинания в простом предложении, знаки препинания в предложениях с прямой речью | Уметь обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами | Составить схемы предложения | | |
145 | Диктант | Правописание изученных частей речи | Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила | Диктант | | |
146 | Анализ диктанта. | Анализ диктанта. | Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Редакторская правка | | |
147-148 | Понятие о наречии. | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи | Знать морфологические признаки наречия: разряд по значению, степени сравнения , уметь сопоставлять наречие с другими частями речи | Работа с текстом | | |
149 | Р.р. Рассуждение в научном стиле | Тип речи – рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения | Уметь создавать текст-рассуждение в научном стиле на лигвистическую тему, аргументировать тезис, делать выводы, использовать наречия, вводные слова для связи частей текста | Написать рассуждение | | |
150-151 | Степени сравнения наречий. | Образование степеней сравнения наречий | Знать способы образования сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий | Синтаксический разбор | | |
152-153 | Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов. | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов | Знать морфологические способы образования наречий, уметь различать морфологические омонимы | Объяснительный диктант | | |
154 | Правописание о-е после шипящих на конце наречий | О – Е после шипящих на конце наречий. Н и НН в наречиях на О – Е | Знать условия выбора гласной после шипящих на конце наречий. Усвоить орфограмму « Н и НН в наречиях на О – Е» | Распределительный диктант | | |
155 | Не с наречиями | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями | Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями | Сформулировать вывод | | |
156-157 | Правописание о и а на конце наречий | О-А на конце наречий с приставками ИЗ -, ДО-,С -, В-, НА -, ЗА- | Уметь находить орфограммы в морфеме безошибочно писать | Создать сочинение – миниатюру по рисункам | | |
158-160 | Дефис в наречиях | Правописание дефиса в наречиях | Знать правило дефисного написания наречия и применять на практике | Комментированное письмо. | | |
161 | Диктант | Правописание изученных частей речи | Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила | Диктант | | |
162 | Анализ диктанта. | Анализ диктанта. | Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Редакторская правка | | |
163 | Р.р.Описание помещения. | Описание помещения. Цепная и параллельная связь предложений в тексте как основа совершенствования навыка сжатого пересказа текста и описания интерьера | Уметь описывать помещение последовательно, развертывая и свертывая это описание, опираясь на понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте. | Составление текста-описания | | |
164 – 165 | Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую. | Образование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую | Знать неморфологический способ образования наречий. Уметь отличать наречия от существительных с предлогами | Выборочный диктант | | |
166 | Р.р.Описание одежды, костюма. | Описание одежды, костюма | Уметь составлять план исходного текста-описания | Работа с текстом | | |
167-171 | Слова состояния. | Слова состояния, значение и их употребление | Знать слова состояния, значение и их употребление | Устное высказывание | | |
172 | Повторение и обобщение материала | Морфологические признаки наречий. Правописание наречий | Уметь распознавать наречия и правильно их писать | Редактирование текста. Творческое списывание | | |
173 | Урок- зачет по теме «Наречие» | Морфологические признаки наречий. Правописание наречий | Уметь анализировать текст, определять тему, основную мысль , стиль и тип речи | Зачет | | |
174 | Р.р.Рассказ на основе картины, включающей описание одежды, костюма. | Р./Р. Рассказ на основе картины с элементами описания | Иметь представление о жанровой картине. Уметь создавать текст повествовательного характера | Устный рассказ по картине | | |
175 | Описание книги. | Описание переплета, суперобложки. Структура книги. Пересказ исходного текста. Анализ образцов описания книги | Знать внешнее оформление книги, уметь создавать текст-описание книги по личным впечатлениям | Работа с текстом | | |
176 | Контрольный диктант | Правописание изученных частей речи | Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила | Диктант | | |
177 | Анализ диктанта. | Анализ диктанта. | Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Редакторская правка | | |
178 | Понятие о местоимении. Местоимение и другие части речи. | Местоимение как часть речи | Знать особенности семантики местоимения, уметь опознавать их в тексте | Работа с текстом | | |
179 | Употребление местоимений в речи | Нормы употребления местоимений. Уметь соотносить местоимения с другими частями речи | Уметь соотносить местоимения с другими частями речи, определять их роль в тексте | | | |
180-181 | Личные местоимения. | Личные местоимения, их значение роль в предложении | Знать значение личных местоимений, Уметь находить их в тексте | Работа с текстом | | |
182-183 | Притяжательные местоимения. | Притяжательные местоимения, их склонения | Знать значение притяжательных местоимений | Объяснительный диктант | | |
184 | Р.р.Рассуждение в разных стилях речи.
| Типовая композиция текста- рассуждения | Уметь определять композицию текста- рассуждения | Работа с текстом | | |
185 | Возвратное местоимение. | Возвратное местоимение «себя» | Знать значение местоимения «себя» | | | |
186 | Проверочная работа | Правописание изученных частей речи | Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила | тест | | |
187 | Вопросительные местоимения. | Вопросительные местоимения их значение, роль в предложении | Знать значение вопросительных местоимений, их роль в тексте | | | |
188 | Относительные местоимения. | Относительные местоимения : значение, роль в предложении | Понимать значение относительных местоимений, их роль в тексте | | | |
189 | Р.р.Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимения. | Местоимения как средства связи предложений в тексте | Иметь понятие о местоимения как средства связи предложений в тексте | Составить текст по данному началу | | |
190 | Неопределенные местоимения. | Неопределенно- личные местоимения : значение, роль в предложении | Понимать значение неопределенно-личных местоимений, их роль в тексте | Выборочный диктант | | |
191-192 | Отрицательные местоимения. | Отрицательные местоимения : значение, роль в предложении | Понимать значение отрицательных местоимений, их роль в тексте | Объяснительный диктант | | |
193 | Определительные местоимения. | Определительные местоимения : значение, изменение и роль в предложении | Уметь отличать определительные местоимения ,знать их морфологические признаки | | | |
194 | Указательные местоимения. | Указательные местоимения : значение, изменение и роль в предложении | Понимать значение указательных местоимений, их роль в тексте | Работа с текстом | | |
195-196 | Сочинение по картине Маковского «Дети, бегущие от грозы» | Р./Р.Сочинение по картине Маковского «Дети, бегущие от грозы» | Уметь писать сочинение по картине | Сочинение | | |
197 | Анализ сочинения. | Анализ сочинения | Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Редакторская правка | | |
198-199 | Повторение и обобщение материала | Правописание местоимений | Уметь распознавать разряды местоимений | | | |
200 | Повторение орфографии | Образование местоимений | Знать способы образования местоимений, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ | Объяснительный диктант | | |
201 | Повторение пунктуации | Знаки препинания в простом предложении, знаки препинания в предложениях с прямой речью | Уметь обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами | Составить схемы предложения | | |
202 | Контрольный диктант. | Правописание изученных частей речи | Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила | Диктант | | |
203 | Анализ диктанта. | Анализ диктанта. | Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Редакторская правка | | |
204 | Р.р.Почему мы так говорим. | Текст, тема, основная мысль, заголовок. Типы и стили речи | Уметь доказывать признаки текста | Подготовить устное высказывание | | |
205-208 | Повторение. | Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных частей речи | Уметь различать функциональные омонимы, безошибочно писать, уместно использовать в речи | Редактирование текста | | |
209 | Словари русского языка. | Словари русского языка. Отражение норм русского литературного языка в разных типах лингвистических словарей | Уметь пользоваться всеми видами словарей, соблюдать нормы современного русского языка | Составить памятку «Как пользоваться словарем» | | |
210 | Повторение. | Правописание гласных в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов | Опознавать части речи, видеть морфему и орфограмму в ней | Творческое списывание | | |
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом, на базовом уровне. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. Основу рабочей программы по русскому языку в 6 классе составляют следующие документы:
Государственный стандарт общего образования;
Примерная программа основного общего образования по русскому языку - М.: «Дрофа», 2015;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова) М.: Дрофа, 2015
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык: Теория 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013 (или другие последующие издания).
Русский язык: Практика. 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений \ под ред. Г.К Лидман-Орловой. - М.: Дрофа, 2015 (или другие последующие издания).
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания - развитие личности учащегося путем усвоения им основ лингвистики. Элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.
Общее количество часов – 210 (6 часов в неделю)
На развитие речи – 30 часов
Контрольных работ – 14 часов
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно – тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, материалы для контроля уровня обученности обучающихся.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культурологическая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах реализуется в процессе осуществления следующих направлений:
Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.
Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:
Формирование у обучающихся языковой интуиции.
Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культурологическая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Количество часов соответствует программным требованиям: 204 часов, т.е. 6 часов в неделю. В программе предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов. Количество итоговых контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений) представлено в соответствии с программными требованиями для 6 класса.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 6 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
владеть ознакомительными понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста текста;
ЧТЕНИЕ:
владеть техникой чтения;
выделять главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
разбивать текст на составные части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические и изучающими видами чтения;
ГОВОРЕНИЕ:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных и языковых средств и интонации;
ПИСЬМО:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменное высказывание разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать своё отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста
исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении;
Фонетика и орфоэпия:
Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
Использовать транскрипцию;
Правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
Пользоваться орфоэпическим словарём;
Обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
Морфемика и словообразование:
Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
Давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
Выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
Различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, наречий;
Составлять словообразовательные цепочки слов;
Пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология:
Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
Толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
Подбирать синонимы и антонимы;
Пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.)
Анализировать примеры использования слов в переносном значении;
Проводить лексический разбор слов.
Морфология:
Указывать морфологически признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
Уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
Опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография:
Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
Объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;
Владеть приёмом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация:
Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
Анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
Определять синтаксическую роль изученных частей речи;
Правильно применять изученные пунктуационные правила;
Устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения;
Строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Формы контроля (текущего и итогового).
Диктанты (словарный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, творческий, выборочный, распределительный, с дополнительными заданиями, контрольный, словарно-орфографический)
тесты
комплексный анализ текста
сочинение по плану, по опорным словам, по данному сюжету, по данному началу, по рисунку и др.
устное сообщение на лингвистическую тему.
списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями)
Содержание программы.
Введение
Русский язык – один из богатейших языков мира.
Грамматика
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Понятие о существительном. Роль существительных в речи (в тексте). Разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные). Особенности употребления их в речи.
Нарицательные и собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль олицетворений в художественной речи.
Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Род имени существительного. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных. Переосмысление рода как художественный прием.
Падеж имен существительных. Способы определения косвенных падежей существительных: по вопросу, по предлогу.
Склонение существительных в единственном и множественном числе.
Правописание падежных окончаний. Правописание ь и ов-ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.
Разносклоняемые существительные. Правописание суффикса –ен- в существительных на –мя.
Неизменяемые существительные. Нормы их употребления.
Словообразование существительных с помощью приставок, суффиксов.
Правописание суффиксов –ик-. –ек-: -ок-. –ек-, , -онок-, (-онк-), -еньк- после шипящих; суффиксы –чик-, -щик-.
Правописание НЕ с существительными.
Правописание сложных существительных.
Глагол
Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.
Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
Буква ь в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.
Глаголы переходные и непереходные
Правописание –ться и –тся в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
Правописание корней –бир- - -бер-, -мир- - -мер-, -тир- - -тер- и др.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Времена глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Их значение.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.
Правописание глагольных суффиксов перед –л в глаголах прошедшего времени..
Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего
времени.
Лицо и число глагола. Значение 1,2,3-го лица.
Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончание глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.
Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание гласных в суффиксах –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Умения и навыки:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
- соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;
- различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
- согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательными существительными;
- употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);
- употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;
- правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию;
- соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;
- строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.
Имя прилагательное
Понятие о прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных.
Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых.
Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Имена прилагательные с суффиксом –ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Употребление их в роли определений.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий.
Прилагательные с суффиксами –ин (-ын), -ов (-ев).
Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.
Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Правописание суффиксов –к- и –ск-.
Правописание не с прилагательными.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Умения и навыки:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
- различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;
- анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;
- употреблять относительные прилагательные в значении качественных;
- различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;
- характеризовать предмет с помощью прилагательных;
- правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;
- согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемых для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);
- согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).
Имя числительное
Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.
Правописание удвоенной согласной в числительных.
Правописание ь в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Дробные числительные, их значение и изменение.
Правописание падежных окончаний имен числительных.
Умения и навыки:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;
- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
- употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;
- правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая);
- употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
- правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т.д.).
Наречие
Понятие о наречии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль наречий в речи.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.
Правописание не с наречиями.
Правописание суффиксов о – е после шипящих.
Правописание н и нн в наречиях на о.
Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.
Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.
Ь на конце наречий после шипящих.
Слитное и раздельное написание наречий (по списку).
Слова состояния. Их значение и употребление.
Умения и навыки:
доказывать принадлежность слова к наречию;
различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;
отличать слова состояния от наречий;
различать синонимичные и антонимичные значения наречий;
употреблять наречия со значением оценки;
использовать наречия как средство организации текста.
Местоимение
Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи.
Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимениями.
Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.
Правописание местоимений с предлогами.
Прописная буква в формах вежливости.
Возвратное местоимение себя: значение, изменение и роль в предложении.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Относительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимениям.
Неопределённые местоимения: значение, изменение и роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.
Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, то-, -либо, -нибудь.
Правописание не- в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Правописание не и не в отрицательных местоимениях.
Определительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Указательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Умения и навыки:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;
- правильно образовывать формы местоимений;
- использовать местоимений в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;
- использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;
- пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическим нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующих в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы и др.).
Повторение
Развитие речи
Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф.
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Характеристика официально-делового стиля речи.
Художественное повествование. Рассказ.
Описание природы, помещения, одежды, костюма.
Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.
Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Речевое общение, его условия, разновидности, ситуации и компоненты.
Умения:
- анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки) с точки зрения особенностей построения;
- вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
- анализировать и излагать статью как образец рассуждения (текста научного стиля);
- излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
- создавать текст-описание (природы, одежды, костюма и др.) по личным впечатлениям и наблюдениям;
- создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
- составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложнённый элементами описания обстановки;
- строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;
- совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
Для работы над данными умениями используются темы из личного жизненного опыта учащихся, а также темы, связанные с произведениями литературы и живописи.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | В том числе кол-во контрольных работ | Кол-во часов на развитие речи |
Введение. Русский язык – один из богатейших языков мира |
1 | | |
Повторение изученного в 5 классе
| 9 | 1 | 2 |
Грамматика. Морфология. |
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Слово и его формы. | 2 | | 1 |
Самостоятельные части речи. |
Имя существительное | 26 | 2 | 2 |
Глагол | 37 | 4 | 6 |
Имя прилагательное | 32 | 2 | 7 |
Имя числительное | 15 | 1 | 3 |
Наречие Слова состояния | 20 3 | 1 | 4 |
Местоимение | 23 | 2 | 3 |
Повторим изученное в 6 классе | 6 | 1 | 2 |
ИТОГО | 170 | 14 | 26 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для учителя:
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакцией С.Н. Пименевой. - М.: Дрофа, 2015
Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2015
Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2015
Крамаренко Н.О. «Русский язык 6 класс. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой» Волгоград, изд. «Учитель», 2010 г.
Колоколоцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2004
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5-9 классы: материалы для организации инспекционного и внутришкольного контроля/ Авт.-сост. Н.А. Паюсова, М.А. Сенькова, Т.А. Яружина, ИПКиПРО Курганской области, - Курган, 2010. – 82 с.
для учащихся:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2015
Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник под редакцией Г.К Лидман-Орловой. - М.: Дрофа, 2015
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. - М.: Дрофа, 2015
Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс - М.: Дрофа, 2016