СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе Бабайцевой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6 класс»

Календарно-тематическое планирование

русский язык 6 класс


урока

Тема урока

Содержание урока

Формирование УУД

Виды и формы контроля

Дата план.

Дата факт.

1

Русский язык – один из богатейших

языков мира.

Русский язык как развивающееся явление.Лексические и фразеологические новации последних лет

Понимать, что язык-явление развивающееся, знать элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка.

Работа с текстом



2

Повторение изученного в 5 классе

Разделы и основные принципы русской орфографии

Уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы.

Анализ пословиц, объяснение их смысла



3

Повторение синтаксиса и пунктуации

Основные признаки предложения. Знаки препинания, их функции

Уметь определять синтаксическую роль изученных частей речи, строить пунктуационные схемы предложений

Комплексный анализ текста



4

Повторение фонетики

Звуки и буквы

Уметь делать фонетический разбор, характеризовать звуки




5

Повторение орфографии

Разделы и основные принципы русской орфографии

Уметь выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы.




6

Повторение морфемики

Виды морфем

Уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы.




7

Повторение лексики

Значение слова

Уметь давать характеристику слову, пользоваться толковым словарем




8

Повторение морфологии

Части речи

Уметь распознавать части речи по их признакам




9

Подготовка к диктанту.

Правописание изученных частей речи

Уметь применять изученные правила правописания




10

Диктант

Правописание изученных частей речи

Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила

Диктант



11

Анализ

диктанта.

Анализ

диктанта.

Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка



12

Самостоятельные и служебные части

речи


Система частей речи в русском языке

Уметь опознавать части речи

Заполнить таблицу



13

Слово и его формы

Слово и его формы

Уметь различать однокоренные и формы одного и того же слова

Распределительный диктант



14-15

Понятие о существительном.

Одуш. и неодуш.имена существительные. Роль в предложении.

Употребление в речи

Уметь опознавать сущ. среди частей речи, различать одуш. и неодуш суш.

Поисковое чтение



16 - 17

Род, число имен существительных

Одуш. и неодуш.имена существительные. Роль в предложении.

Употребление в речи Число имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Уметь опознавать сущ. среди частей речи, различать одуш. и неодуш суш.

Знать существительные, имеющие форму только мн. Числа

Поисковое чтение



18 - 29

Падеж и склонение имен

существительных

Система падежей в русском языке. Типы склонений существительных.

Знать способ определения склонения имен сущ. уметь задавать падежные вопросы

Диктант «Проверяю себя»



20-21

Разносклоняемые имена

существительные.

Разносклоняемые существительные

Знать разносклоняемые сущ., уметь обосновывать выбор гласной

Распределять сущ. по типам склонения



22-23

Неизменяемые имена существительные.

Несклоняемые существительные

Знать происхождение несклоняемых существительных

Ответить на вопросы



24-25

Словообразование имен существительных с помощью суффиксов.

Словообразование имён существительных

Образование существительных с помощью суффиксов

Уметь группировать слова по значению суффиксов

Выборочные слова



26-27

Образование существительных с помощью приставок. НЕ с существительными.

Слитное и раздельное написание НЕ с сущ.

Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с сущ

Объяснительный диктант



28

Правописание сложных имен

существительных.

Образование имен существительных при помощи сложения

Знать способы

образования существительных путем сложения

Образовать сложные слова с ПОЛ-



29

Повторение и обобщение материала

Морфологические признаки имен сущ, их образование и правописание .

Уметь опознавать имена существительные

Работа с текстом



30

Подготовка к диктанту.

Правописание существительного

Уметь применять изученные правила правописания




31

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Правописание имен существительных

Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила

Диктант



32

Анализ диктанта.

Анализ

диктанта.

Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка



33-34

Понятие о глаголе.

Глагол как часть речи

Уметь опознавать глагол на основе общего значения

Выборочный диктант



35

Р.р. Темы «широкие» и «узкие».

Темы «широкие и узкие». Микротема текста

Уметь различать темы широкие и узкие

Анализ текста. Создание устного сочинения



36-37

Инфинитив.

Инфинитив. Суффикс инфинитива. Основа инфинитива. Правописание ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах.

Уметь находить инфинитив глагола, определять синтаксическую роль в предложении

Выборочный диктант



38-39

Изложение , близкое к тексту.

Способы развития темы в тексте. Структура текста. Заглавия, отражающие тему или основную мысль. Анализ авторских языковых средств.

Уметь излагать текст подробно от первого лица, составлять к нему сложный план, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства, соблюдать последовательность изложения мысли, нормы русского языка.

Работа с текстом. Определение темы и идеи текста в соответствии с пунктами плана. Изложение.



40

Р.р.Простой и сложный план.

Способы развития темы в тексте Структура текста

Знать отличие простого плана и сложного, пересказывать текст по плану

Работа с текстом. Устный пересказ текста по плану



41-42

Возвратные глаголы.

Возвратные глаголы. Категория переходности и непереходности.

Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики, знать определения переходных и непереходных глаголов, образовывать возвратные глаголы, уметь употреблять в речи возвратные переходные и непереходные глаголы.

Объяснительный диктант



43

Контрольный диктант.

Правописание изученных частей речи

Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

Диктант



44

Анализ диктанта.

Анализ

диктанта.

Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка



45-47

Виды глагола.

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Знать понятия о категории вида глагола и видовых парах, различать вид

Комментированное письмо



48

Наклонение глаголов. Изъявительное

наклонение.

Наклонение глагола Изъявительное наклонение

Знать о наклонении глагола как изменяемой категории, различать наклонения глаголов

Распределительный диктант



49

Времена глагола.

Времена глагола

Знать о временах русского языка и их значениях, уметь образовывать формы времени

Объяснительный диктант



50-51

Прошедшее время.

Прошедшее время глагола. Чередование звуков при образовании прошедшего времени

Уметь образовывать формы прошедшего времени глагола

Редактирование предложений



52

Р.р. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот..

Толкование лексического значения слова с помощью описания.

Иметь понятия об описательном обороте и его функциях, уметь подбирать описательные обороты к ключевым словам в тексте, вычленять в повествовательных текстах элементы описания, определять роль описательных оборотов в текстах различных стилей речи.

Анализ образца начала сочинения. Соединить предложения при помощи описательных оборотов



53

Урок- практикум по орфографии.

Орфограммы глагола

Уметь опознавать глагол в тексте на основе общего грамматического значения




54

Диктант

Правописание изученных частей речи

Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила

Диктант



55

Анализ

диктанта.

Анализ

диктанта.

Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка



56-57

Настоящее и будущее время.

Образование наст. и буд. Времени от глаголов сов. и несов. вида

Уметь образовывать глаголы наст. И будущего времени

Диктант «Проверяю себя»



58

Р.р. Официально- деловой стиль.

Особенности официально-делового стиля

Знать особенности официально делового стиля

Анализ текстов одного из документов.



59-60

Изложение «Шорох листьев».

Способы развития темы в тексте. Структура текста. Заглавия, отражающиетему или основную мысль. Анализ авторских языковых средств.

Уметь излагать текст подробно от первого лица, составлять к нему сложный план, сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства, соблюдать последовательность изложения мысли, нормы русского языка.

Работа с текстом. Определение темы и идеи текста в соответствии с пунктами плана.Изложение.



61-62

Лицо и число глагола.

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам

Знать значение глаголов1-го, 2-го и 3-го лица ,уметь обозначать формы глаголов 2-го лица

Текст



63-68

Спряжение глаголов.

Спряжение глаголов. Способ определения спряжения глаголов

Гласная в личном окончании глаголов


Уметь по личной форме находить инфинитив, знать алгоритм применения правила определения спряжения

Уметь по инфинитиву определять спряжение глаголов

Объяснительный диктант



69

Диктант

Правописание изученных частей речи

Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила

Диктант



70

Анализ

диктанта.

Анализ

диктанта.

Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка



69

Разноспрягаемые глаголы.

Разноспрягаемые глаголы. Особенности их изменения

Знать особенности разноспрягаемых глаголов, уметь

опознавать их в тексте

Сообщение на тему «Почему глаголы называются разноспрягаемы»



70-72

Условное наклонение.

Значение, образование

изменение и употребление глаголов в условном наклонении

Знать о значении, образовании и о

изменении глаголов условного наклонения. Уметь их употреблять в речи

Творческий диктант



73-75

Повелительное наклонение.

Орфограмма «Мягкий знак после согласной в повелительном наклонении»

Знать значение глаголов повелительного наклонения, способ образования, сферу их употребления

Составление памяток



76-77

Правописание глаголов в повелительном наклонении

Ь после согласных в повелительном наклонении. Суффикс - И в глаголе повелительного наклонения

Уметь писать Ь в глаголах повелительного наклонения, уместно использовать в речи средства передачи оттенков побуждения к действию

Диктант



78

Р.р.Сравнение.

Структура текста

Уметь находить сравнительные обороты в художественном тексте и самому создавать их




79-80

Безличные глаголы.

Безличные глаголы Значение и употребление предложений с одним главным членом

Знать семантику безличных глаголов и их функцию в речи. Уметь употреблять безличные глаголы, отличать их от личных

Объяснительный диктант



80-81

Словообразование глаголов.

Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов

Знать способы образования глаголов, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ глаголов

Объяснительный диктант



82

Р.р.Составление плана «Песни о вещем Олеге»

Способы развития темы в тексте Структура текста

Знать отличие простого плана и сложного, пересказывать текст по плану

Работа с текстом. Устный пересказ текста по плану



83-84

Правописание суффиксов глаголов.

Правописание гласных в суффиксах –ОВА (-ЕВА,-)---ЫВА-,(-ИВА)

Знать правописание суффиксов в глаголах.

Уметь применять правила правописания суффиксов глагола и графически обозначать орфограммы.

Составить таблицу «Суффиксы глаголов»



85-86

Повторение и обобщение материала

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки.

Уметь опознавать глагол в тексте на основе общего грамматического значения

Морфологический разбор разных форм глаголов



87

Контрольный диктант.


Правописание глагола , его морфологические признаки

Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, записывать под диктовку.

Диктант с грамматическим заданием.



88

Анализ диктанта.

Анализ орфографических и пунктуационных ошибок.

Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок.

Тест.



89-90

Изложение «Воробей».

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Уметь воспринимать текст на слух, определять основную мысль и тему аудируемого текста

Изложение.



91 – 92

Понятие о прилагательном.

Прилагательное как часть речи

Знать морфологические признаки прилагательного

Морфологический разбор прилагательного



93

Роль прилагательного в тексте, употребление в речи

Роль прилагательного в тексте, употребление в речи

Знать речевые функции прилагательного

Составить рассказ, используя прилагательные



94-95

Разряды прилагательных по значению.

Разряды имен прилагательных, их признаки

Знать разряды имен прилагательных

Составить схему предложения и выполнить устный синтаксический разбор



96-97

Полные и краткие имена

прилагательные.

Полные и краткие качественные имена прилагательные, их грамматические признаки

Знать способы образования форм прилагательного, их изменение, опознавать краткую форму

Объяснительный диктант



98-99

Склонение полных прилагательных.

Склонение полных прилагательных. Буквы О - Е после шипящих в окончаниях прилагательных

Уметь сопоставлять правило правописания гласного после шипящих в окончаниях сущ. и прил.

Выборочный диктант



100-101

Изложение

Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль

Уметь составлять сложный план

Изложение



102

Притяжательные прилагательные

с суффиксом –ый.

Правописание суффиксов-ЫЙ в притяжательных прилагательных

Уметь опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль в предложении


Диктант «Проверяю себя»



103

Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин-(-ын-), -ов-(-ев-).




Морфемный состав, образование и особенности изменения прилагательных на – ИН - (-ЫН), -ОВ(-ЕВ-)

Уметь определять морфемный состав, способ образования и особенности изменения прилагательных

Работа с текстом














104

Контрольный диктант

Правописание изученных частей речи

Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила

Диктант



105

Анализ

диктанта.

Анализ

диктанта.

Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка



106-107

Степени сравнения прилагательных.

Степени сравнения прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в форме сравнительной степени

Знать способы образования сравнительной степени. Уметь её образовывать , определять её значение, находить в тексте

Редактирование текста



108-109

Словообразование прилагательных с помощью суффиксов.

Образования прилагательных с помощью суффиксов - ОВ - (- ЕВ -) от имён существительных

Знать условия выбора О-Е в суффиксах прил. после шипящих и Ц, уметь находить орфограммы в морфеме, опознавать часть речи, безошибочно писать

Распределительный диктант



110-111

Словообразование прилагательных с помощью суффиксов.

Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов-Н, - ОНН, - ЕНН-

Знать условие выбора Н НН в суффиксах прилагательных, образованных от сущ., опознавать слова с орфограммой, графически её обозначать

Из данных слов составить словосочетание



112-113

Выборочное изложение «Вот что значит увлеченность»

Способы развития темы в тексте. Структура текста

Уметь воспроизводить текст сжато, свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Изложение



114-115

Словообразование прилагательных с помощью приставок.

Образование прилагательных с помощью приставок

Знать приставочный способ образования прилагательных от прилагательных, уметь безошибочно писать приставки ПРЕ - и ПРИ-

Объяснительный диктант



116-117

Словообразование прилагательных с помощью сложения основ.

Правописание сложных прилагательных. О - Е в сложных прилагательных

Знать основные способы образования сложных прилагательных, уметь безошибочно писать соединительные гласные в сложных словах

Распределительный диктант



118

Повторение и обобщение материала

Правописание О – Е в окончаниях прил.после шипящих, -НН- в суффиксах прилагательных, ИН-АН-ЯН- в суффиксах прилагательных, НЕ с прилагательными

Уметь различать способы образования прил., производить морфемный разбор прил., согласовывать с сущ.

Выборочный диктант



119

Р.р.Описание природы. Зима.

Описание как тип речи. Основная мысль и тема описания. Озаглавливание. План текста. Средства выразительности в тексте- описании.

Уметь опознавать тексты-описания, анализировать типичные языковые средства и композицию данного типа речи, определять характерную для типа речи цепную связь, пересказывать миниатюры описания зимней природы.

Работа с текстами-образцами.



120

Контрольный диктант.

Правописание О – Е в окончаниях прил. после шипящих, - НН- в суффиксах прилагательных, ИН-АН-ЯН- в суффиксах прилагательных, НЕ с прилагательными

Уметь различать способы образования прил., производить морфемный разбор прил., согласовывать с сущ.

Диктант с грамматическим заданием



121

Анализ диктанта.

Анализ орфографических и пунктуационных ошибок


Работа по карточкам



122-123

Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево »

Признаки текста – описания. Композиция описания. Изобразительно – выразительные средства

Уметь писать сочинение по картине, описывая зимний пейзаж, соблюдать последовательность и связность изложения мыслей

Работа по картине Сочинение



124-125

Понятие о числительном.

Имя числительное как часть речи. Отличие числительных от других частей речи

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении

Таблица (заполнить примерами числительных)



126-128

Простые, сложные и составные

числительные.

Разряды числительных по строению

Знать признаки простых и составных числительных, уметь видеть составные числительные, употреблять числительные в косвенных падежах

Осложненное списывание



129-132

Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

Количественные числительные. Склонение количественных числительных

Знать признаки количественных числительных, отличать их от порядковых, знать особенности склонения количественных числительных

Выборочный диктант Морфологический разбор числительных. Составление расписки



133-135

Собирательные числительные.

Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление

Понимать значение собирательных числительных, особенности их сочетаемости с существительными

Уметь употреблять числительные «двое», «трое», «оба», «обе» в сочетании с именем существительным

Прочитать зашифрованные слова



136-137

Изложение «Снегири».

Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста

Уметь составлять сложный план, пересказывать прочитанный текст, определять тему и идею, тип текста, стиль текста

Работа с текстом рассказа



138-140

Порядковые числительные.

Порядковые числительные, их значение и изменение

Употребление порядковых числительных

Знать признаки порядковых числительных, отличать их от количественных, знать отличия в склонении количественных и порядковых числительных

Уметь употреблять порядковые числительные в косвенных падежах, использовать числительные при составлении деловых бумаг

Составить и записать автобиографию



141

Дробные числительные.

Дробные числительные, их значение и изменение

Знать значение, образование и изменение дробных числительных. Уметь употреблять дробные числительные в косвенных падежах

Ответить на вопросы



142

Повторение и обобщение материала

Имя числительное как часть речи. Отличие числительных от других частей речи

Уметь опознавать числительные, грамотно их писать, соблюдать нормы произношения и употребления

Работа с текстом



143

Повторение орфографии

Образование числительных

Знать способы образования числительных, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ

Объяснительный диктант



144

Повторим пунктуацию.

Знаки препинания в простом предложении, знаки препинания в предложениях с прямой речью

Уметь обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами

Составить схемы предложения



145

Диктант

Правописание изученных частей речи

Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила

Диктант



146

Анализ

диктанта.

Анализ

диктанта.

Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка



147-148

Понятие о наречии.

Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи

Знать морфологические признаки наречия: разряд по значению, степени сравнения , уметь сопоставлять наречие с другими частями речи

Работа с текстом



149

Р.р. Рассуждение в научном стиле

Тип речи – рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения

Уметь создавать текст-рассуждение в научном стиле на лигвистическую тему, аргументировать тезис, делать выводы, использовать наречия, вводные слова для связи частей текста

Написать рассуждение



150-151

Степени сравнения наречий.

Образование степеней сравнения наречий

Знать способы образования сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий

Синтаксический разбор



152-153

Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.

Образование наречий с помощью приставок и суффиксов

Знать морфологические способы образования наречий, уметь различать морфологические омонимы

Объяснительный диктант



154

Правописание о-е после шипящих на конце наречий

О – Е после шипящих на конце наречий. Н и НН в наречиях на О – Е

Знать условия выбора гласной после шипящих на конце наречий. Усвоить орфограмму « Н и НН в наречиях на О – Е»

Распределительный диктант



155

Не с наречиями

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями

Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями

Сформулировать вывод



156-157

Правописание о и а на конце наречий

О-А на конце наречий с приставками ИЗ -, ДО-,С -, В-, НА -, ЗА-

Уметь находить орфограммы в морфеме безошибочно писать

Создать сочинение – миниатюру по рисункам



158-160

Дефис в наречиях

Правописание дефиса в наречиях

Знать правило дефисного написания наречия и применять на практике

Комментированное письмо.



161

Диктант

Правописание изученных частей речи

Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила

Диктант



162

Анализ

диктанта.

Анализ

диктанта.

Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка



163

Р.р.Описание помещения.

Описание помещения. Цепная и параллельная связь предложений в тексте как основа совершенствования навыка сжатого пересказа текста и описания интерьера

Уметь описывать помещение последовательно, развертывая и свертывая это описание, опираясь на понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте.

Составление текста-описания



164 – 165

Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.

Образование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую

Знать неморфологический способ образования наречий. Уметь отличать наречия от существительных с предлогами

Выборочный диктант



166

Р.р.Описание одежды, костюма.

Описание одежды, костюма

Уметь составлять план исходного текста-описания

Работа с текстом



167-171

Слова состояния.

Слова состояния, значение и их употребление

Знать слова состояния, значение и их употребление

Устное высказывание



172

Повторение и обобщение материала

Морфологические признаки наречий. Правописание наречий

Уметь распознавать наречия и правильно их писать

Редактирование текста. Творческое списывание



173

Урок- зачет по теме «Наречие»

Морфологические признаки наречий. Правописание наречий

Уметь анализировать текст, определять тему, основную мысль , стиль и тип речи

Зачет



174

Р.р.Рассказ на основе картины, включающей описание одежды, костюма.

Р./Р. Рассказ на основе картины с элементами описания

Иметь представление о жанровой картине. Уметь создавать текст повествовательного характера

Устный рассказ по картине



175

Описание книги.

Описание переплета, суперобложки. Структура книги. Пересказ исходного текста. Анализ образцов описания книги

Знать внешнее оформление книги, уметь создавать текст-описание книги по личным впечатлениям

Работа с текстом



176

Контрольный диктант

Правописание изученных частей речи

Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила

Диктант



177

Анализ

диктанта.

Анализ

диктанта.

Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка



178

Понятие о местоимении. Местоимение и другие части речи.

Местоимение как часть речи

Знать особенности семантики местоимения, уметь опознавать их в тексте

Работа с текстом



179

Употребление местоимений в речи

Нормы употребления местоимений. Уметь соотносить местоимения с другими частями речи

Уметь соотносить местоимения с другими частями речи, определять их роль в тексте




180-181

Личные местоимения.

Личные местоимения, их значение роль в предложении

Знать значение личных местоимений,

Уметь находить их в тексте

Работа с текстом



182-183

Притяжательные местоимения.

Притяжательные местоимения, их склонения

Знать значение притяжательных местоимений

Объяснительный диктант



184

Р.р.Рассуждение в разных стилях речи.

Типовая композиция текста- рассуждения

Уметь определять композицию текста- рассуждения

Работа с текстом



185

Возвратное местоимение.


Возвратное местоимение «себя»

Знать значение местоимения «себя»




186

Проверочная работа

Правописание изученных частей речи

Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила

тест



187

Вопросительные местоимения.

Вопросительные местоимения их значение, роль в предложении

Знать значение вопросительных местоимений, их роль в тексте




188

Относительные местоимения.

Относительные местоимения : значение, роль в предложении

Понимать значение относительных местоимений, их роль в тексте




189

Р.р.Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимения.

Местоимения как средства связи предложений в тексте

Иметь понятие о местоимения как средства связи предложений в тексте

Составить текст по данному началу



190

Неопределенные местоимения.

Неопределенно- личные местоимения : значение, роль в предложении

Понимать значение неопределенно-личных местоимений, их роль в тексте

Выборочный диктант



191-192

Отрицательные местоимения.

Отрицательные местоимения : значение, роль в предложении

Понимать значение отрицательных местоимений, их роль в тексте

Объяснительный диктант



193

Определительные местоимения.

Определительные местоимения : значение, изменение и роль в предложении

Уметь отличать определительные местоимения ,знать их морфологические признаки




194

Указательные местоимения.


Указательные местоимения : значение, изменение и роль в предложении

Понимать значение указательных местоимений, их роль в тексте

Работа с текстом



195-196

Сочинение по картине Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Р./Р.Сочинение по картине Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Уметь писать сочинение по картине

Сочинение



197

Анализ сочинения.

Анализ

сочинения

Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка



198-199

Повторение и обобщение материала

Правописание местоимений

Уметь распознавать разряды местоимений




200

Повторение орфографии

Образование местоимений

Знать способы образования местоимений, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ

Объяснительный диктант



201

Повторение пунктуации

Знаки препинания в простом предложении, знаки препинания в предложениях с прямой речью

Уметь обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами

Составить схемы предложения



202

Контрольный диктант.

Правописание изученных частей речи

Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные правила

Диктант



203

Анализ диктанта.

Анализ

диктанта.

Уметь находить орфографические, грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка



204

Р.р.Почему мы так говорим.

Текст, тема, основная мысль, заголовок. Типы и стили речи

Уметь доказывать признаки текста

Подготовить устное высказывание



205-208

Повторение.

Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных частей речи

Уметь различать функциональные омонимы, безошибочно писать, уместно использовать в речи

Редактирование текста



209

Словари русского языка.

Словари русского языка. Отражение норм русского литературного языка в разных типах лингвистических словарей

Уметь пользоваться всеми видами словарей, соблюдать нормы современного русского языка

Составить памятку «Как пользоваться словарем»



210

Повторение.

Правописание гласных в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов

Опознавать части речи, видеть морфему и орфограмму в ней

Творческое списывание















































Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом, на базовом уровне. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. Основу рабочей программы по русскому языку в 6 классе составляют следующие документы:

  • Государственный стандарт общего образования;

  • Примерная программа основного общего образования по русскому языку - М.: «Дрофа», 2015;

  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова) М.: Дрофа, 2015

  • Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык: Теория 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013 (или другие последующие издания).

  • Русский язык: Практика. 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений \ под ред. Г.К Лидман-Орловой. - М.: Дрофа, 2015 (или другие последующие издания).

  • Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015.

Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания - развитие личности учащегося путем усвоения им основ лингвистики. Элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

Общее количество часов – 210 (6 часов в неделю)

На развитие речи – 30 часов

Контрольных работ – 14 часов


Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно – тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, материалы для контроля уровня обученности обучающихся.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения

человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культурологическая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

  • Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.

  • Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

  • Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

  • Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

  • Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

  • Формирование у обучающихся языковой интуиции.

  • Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культурологическая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Количество часов соответствует программным требованиям: 204 часов, т.е. 6 часов в неделю. В программе предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов. Количество итоговых контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений) представлено в соответствии с программными требованиями для 6 класса.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),



  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 6 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.





Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

  • владеть ознакомительными понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста текста;

ЧТЕНИЕ:

  • владеть техникой чтения;

  • выделять главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

  • разбивать текст на составные части и составлять простой план;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические и изучающими видами чтения;

ГОВОРЕНИЕ:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных и языковых средств и интонации;

ПИСЬМО:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • создавать письменное высказывание разных типов речи;

  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

  • делить текст на абзацы;

  • писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • выражать своё отношение к предмету речи;

  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения

  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста

  • исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении;

Фонетика и орфоэпия:

  • Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

  • Использовать транскрипцию;

  • Правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;

  • Пользоваться орфоэпическим словарём;

  • Обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

Морфемика и словообразование:

  • Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

  • Давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

  • Выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

  • Различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, наречий;

  • Составлять словообразовательные цепочки слов;

  • Пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология:

  • Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

  • Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

  • Толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

  • Подбирать синонимы и антонимы;

  • Пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.)

  • Анализировать примеры использования слов в переносном значении;

  • Проводить лексический разбор слов.

Морфология:

  • Указывать морфологически признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

  • Уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • Опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография:

Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • Объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;

  • Владеть приёмом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация:

  • Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

  • Анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

  • Определять синтаксическую роль изученных частей речи;

  • Правильно применять изученные пунктуационные правила;

  • Устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения;

  • Строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Формы контроля (текущего и итогового).

Диктанты (словарный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, творческий, выборочный, распределитель­ный, с дополнительными заданиями, контрольный, словарно-орфографический)

тесты

комплексный анализ текста

сочинение по плану, по опорным словам, по данному сюжету, по данному началу, по рисунку и др.

устное сообщение на лингвистическую тему.

списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями)

Содержание программы.

Введение

Русский язык – один из богатейших языков мира.

Грамматика

Морфология

Части речи самостоятельные и служебные

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Понятие о существительном. Роль существительных в речи (в тексте). Разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные). Особенности употребления их в речи.

Нарицательные и собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль олицетворений в художественной речи.

Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Род имени существительного. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных. Переосмысление рода как художественный прием.

Падеж имен существительных. Способы определения косвенных падежей существительных: по вопросу, по предлогу.

Склонение существительных в единственном и множественном числе.

Правописание падежных окончаний. Правописание ь и ов-ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.

Разносклоняемые существительные. Правописание суффикса –ен- в существительных на –мя.

Неизменяемые существительные. Нормы их употребления.

Словообразование существительных с помощью приставок, суффиксов.

Правописание суффиксов –ик-. –ек-: -ок-. –ек-, , -онок-, (-онк-), -еньк- после шипящих; суффиксы –чик-, -щик-.

Правописание НЕ с существительными.

Правописание сложных существительных.



Глагол

Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.

Правописание не с глаголами.

Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.

Буква ь в инфинитиве.

Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.

Глаголы переходные и непереходные

Правописание –ться и –тся в глаголах.

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.

Правописание корней –бир- - -бер-, -мир- - -мер-, -тир- - -тер- и др.

Наклонение глагола.

Изъявительное наклонение.

Времена глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Их значение.

Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.

Правописание глагольных суффиксов перед –л в глаголах прошедшего времени..

Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.

Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.

Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего

времени.

Лицо и число глагола. Значение 1,2,3-го лица.

Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.

Спряжение глаголов. Окончание глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.

Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.

Правописание бы с глаголами в условном наклонении.

Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.

Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание гласных в суффиксах –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

Умения и навыки:

- аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;

- соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;

- различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;

- согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательными существительными;

- употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);

- употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;

- правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию;

- соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;

- строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.



Имя прилагательное

Понятие о прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.

Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных.

Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых.

Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.

Склонение полных прилагательных.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.

Имена прилагательные с суффиксом –ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Употребление их в роли определений.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий.

Прилагательные с суффиксами –ин (-ын), -ов (-ев).

Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.

Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Правописание суффиксов –к- и –ск-.

Правописание не с прилагательными.

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Умения и навыки:

- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

- различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;

- анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;

- употреблять относительные прилагательные в значении качественных;

- различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;

- характеризовать предмет с помощью прилагательных;

- правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;

- согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемых для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);

- согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).



Имя числительное

Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Роль числительных в речи.

Имена числительные простые, сложные и составные.

Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.

Правописание удвоенной согласной в числительных.

Правописание ь в числительных.

Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.

Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.

Порядковые числительные, их значение и изменение.

Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.

Дробные числительные, их значение и изменение.

Правописание падежных окончаний имен числительных.

Умения и навыки:

- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;

- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;

- употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;

- правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая);

- употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;

- правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т.д.).



Наречие

Понятие о наречии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Роль наречий в речи.

Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Степени сравнения наречий.

Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.

Правописание не с наречиями.

Правописание суффиксов о – е после шипящих.

Правописание н и нн в наречиях на о.

Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.

Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.

Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.

Ь на конце наречий после шипящих.

Слитное и раздельное написание наречий (по списку).

Слова состояния. Их значение и употребление.

Умения и навыки:

доказывать принадлежность слова к наречию;

различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;

отличать слова состояния от наречий;

различать синонимичные и антонимичные значения наречий;

употреблять наречия со значением оценки;

использовать наречия как средство организации текста.



Местоимение

Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи.

Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимениями.

Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.

Правописание местоимений с предлогами.

Прописная буква в формах вежливости.

Возвратное местоимение себя: значение, изменение и роль в предложении.

Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Вопросительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Относительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимениям.

Неопределённые местоимения: значение, изменение и роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.

Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, то-, -либо, -нибудь.

Правописание не- в неопределённых местоимениях.

Отрицательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Правописание не и не в отрицательных местоимениях.

Определительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Указательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.

Умения и навыки:

- аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;

- правильно образовывать формы местоимений;

- использовать местоимений в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;

- использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;

- пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическим нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующих в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы и др.).



Повторение





Развитие речи

Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф.

Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Характеристика официально-делового стиля речи.

Художественное повествование. Рассказ.

Описание природы, помещения, одежды, костюма.

Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.

Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Речевое общение, его условия, разновидности, ситуации и компоненты.

Умения:

- анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки) с точки зрения особенностей построения;

- вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;

- анализировать и излагать статью как образец рассуждения (текста научного стиля);

- излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);

- создавать текст-описание (природы, одежды, костюма и др.) по личным впечатлениям и наблюдениям;

- создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);

- составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложнённый элементами описания обстановки;

- строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;



- совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.



Для работы над данными умениями используются темы из личного жизненного опыта учащихся, а также темы, связанные с произведениями литературы и живописи.























Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во часов

В том числе кол-во контрольных

работ

Кол-во

часов на

развитие речи

Введение.

Русский язык – один из богатейших языков мира




1



Повторение изученного в 5 классе




9

1

2

Грамматика. Морфология.

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Слово и его формы.

2



1

Самостоятельные части речи.

Имя существительное

26

2

2

Глагол

37


4

6

Имя прилагательное


32

2

7

Имя числительное

15


1

3

Наречие

Слова состояния

20

3

1

4

Местоимение

23

2

3

Повторим изученное в 6 классе

6

1

2

ИТОГО

170


14

26









Учебное и учебно-методическое обеспечение:

для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакци­ей С.Н. Пименевой. - М.: Дрофа, 2015

  2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2015

  3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2015

  4. Крамаренко Н.О. «Русский язык 6 класс. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой» Волгоград, изд. «Учитель», 2010 г.

  5. Колоколоцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2004

  6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5-9 классы: материалы для организации инспекционного и внутришкольного контроля/ Авт.-сост. Н.А. Паюсова, М.А. Сенькова, Т.А. Яружина, ИПКиПРО Курганской области, - Курган, 2010. – 82 с.

для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2015

  2. Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник под редакцией Г.К Лидман-Орловой. - М.: Дрофа, 2015

  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. - М.: Дрофа, 2015

  4. Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс - М.: Дрофа, 2016


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!