СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа (планирование) по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 4 класс»

I. Пояснительная записка

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1)развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.




II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания , в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся-ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для разви- тия орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

  3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

  4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

  5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

  6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год)

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы.


3-4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:



4-й класс

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

  • правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

  • писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.



Таблица предметных требований
к умениям учащихся по русскому языку (4-й класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

  • овладение функциональной грамотностью;

  • развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

  • развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

  • приобретение и систематизация знаний о языке;

  • развитие чувства языка

  • овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения


4 класс

  • владеть типом правильной читательской деятельности;

  • читать учебно-научный текст изучающим чтением;

  • читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного);

  • составлять предложения по схемам;

  • читать и составлять простые таблицы;

  • писать подробное изложение доступного текста-повествования;

  • писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;

  • использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;

  • подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи

  • выполнять фонетический разбор доступных слов;

  • выполнять разбор по составу доступных слов;

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

  • выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

  • выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);

  • видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова

  • писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

  • писать ь после шипящих на конце имён существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце имён существительных м.р. 2 склонения;

  • писать частицу не с глаголами;

  • писать буквосочетание -тся–-ться в глаголах;

  • писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;

  • ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);

  • ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;

  • графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

  • находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила


VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

4-й класс

170ч (5 часов в неделю)

Повторение (18 ч)

Предложение. Текст (35ч)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное (42ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное (21ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол (42ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (12 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.


























VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Раздел «Повторение» (18 часов)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.

1


2

Контрольное списывание.

1

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

Проводить фонетический разбор слов.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания.

Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

3

Повторение фонетики и графики.


4

Повторение фонетики. Слог и ударение.

1

5

Что такое графика.


1

6

Фонетический разбор слова.

1

7

Повторение орфографии.

1

8-9

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.

2

10

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.

1

11

Повторение состава слова.

1

12

Повторение изученного о частях речи. Словарный диктант.


Записывать текст под диктовку.

Выполнять письменные упражнения, направленные на развитие умений по написанию слов с изученными орфограммами, по нахождению грамматической основы предложения.

Участвовать в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при объяснении

правил проверки безударной гласной, чередование согласных звуков в корне однокоренных слов,

правописания удвоенных согласных, непроизносимых согласных .


Строить осознанные речевые высказывания при анализе, классификации, синтезе при определении частей слова и предложения

Строить знаково-символические модели при разборе предложений по членам, графическом выделении орфограмм, построении схем предложений.



13

Входной контрольный диктант.

1

14

Повторение изученного по синтаксису.

Работа над ошибками.

1

15

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».

1

16

Р\р Обучающее изложение «Золотой рубль».

1

17

Контрольный диктант № 1 по теме: "Повторение изученного в 3-м классе".

1

18

«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте).

1

Раздел «Предложение. Текст» (35 часов)

19

Как отличить простое предложение от сложного.

1

Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.

Использовать эти параметры при создании собственных текстов.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но.

Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»)

Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму


20

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и.

1

21

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.

1

22-23

Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами. Словарный диктант.

2

24

Р\р Обучающее изложение «Что я люблю».


1

25

Р\р Обучающее сочинение «Что я люблю».


1

26

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения.

1

27

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

1

28

Упражнения на повторение.

Проверочная работа №1

1

29

Развитие пунктуационных умений.

1

30

Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами».

1

31

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

32

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

1

33-34

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

2

Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов).

Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану.

Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.

Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»).

35

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

1

36

Р\р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант.

1

37

Работа над ошибками. Постановка запятой в сложном предложении. Словарный диктант.

1

38

Упражнения на расстановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но.

1

39

Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».

1

40

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2.

1

41

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1

Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь).

Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления.

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки).

Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.


42

Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе.

1

43

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

1

44

Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора).

1

45

Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора).

1

46

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

47

Р\р Обучающее сочинение «Что сказала мама» (использование в тексте предложений с прямой речью)

1

48

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

1

49

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью.

1

50

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух».

1

51

Развитие пунктуационных умений. Словарный диктант.

1

52

Контрольный диктант № 4 по теме: "Предложения с прямой речью".

1

53

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Раздел «Имя существительное» (42 часа)

54-55

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

2

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи, употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании).

Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков

56

Роль имен существительных в речи. Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна»

1

57

Роль имен существительных в речи и предложении. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

1

58

Наблюдение за словоизменением имен существительных

1

59

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

1

60-61

Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. числе

2

62-63

Именительный и винительный падежи. Словарный диктант.

2

64

Родительный падеж

1

65

Дательный падеж

1

66

Творительный падеж

1

67

Предложный падеж


68

Обобщение знаний о падежах.

Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам».

1

69

Упражнение на повторение. Проверочная работа №3.

1

70

Три склонения имен существительных.

1

71

Развитие умения определять склонение имён существительных.

1

72-73

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

2

74

Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления. Словарный диктант.

1

75

Р\р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!»

1

76

Контрольный диктант за 1 полугодие.

1

77

Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами. Работа над ошибками.

1

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме ь знака на конце имен существительных

78

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительного женского рода.

1

79-80

Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имён существительных».

2

81

Упражнение в графическом обозначении выбора написания Ь после шипящих.

1

82

Упражнения на повторение.

Проверочная работа № 4

1

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

83

Контрольный диктант № 5 по теме: "Правописание мягкого знака в именах существительных".

1

84

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

85

Урок – исследование. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

1

86

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму.

1


87-88

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графическое объяснение выбора написания слов с изученной орфограммой.

2


89

Р\р Обучающее изложение «Первая газета».

1


90

Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка».

1


91

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Редактирование текстов творческих работ.

1


92

Упражнения на повторение. Проверочная работа №5

1


93

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант.

1


94

Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных»

1


95

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1


Раздел «Имя прилагательное» (21 час)

96

Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи.

Роль прилагательных – антонимов в речи.

1

Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания.

Наблюдать за ролью прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи.

97

Морфологический разбор имен прилагательных.

1

98

Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи.

1

99

Изменение имен прилагательных по падежам.

1

Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.


100-101

Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам.

2

102

Главное и зависимое слово в словосочетании.

1

103

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

1

104

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

1

105

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

Р/р Свободный диктант.

1

106

Упражнение в умении писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Словарный диктант.

1

107-108

Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие».

2


109

Редактирование творческих работ. Развитие орфографических умений.

1


110

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

1


111

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

1


112

Проверочная работа № 6 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных».

1


113

Развитие орфографических умений, подготовка к диктанту.

1


114

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное»

1


115

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1


Раздел «Глагол» (42 часа)

116

Роль глаголов в предложении, речи. Правописание глаголов с частицей НЕ.

1

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить самоанализ и взаимоанализ выполнения заданий.

Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

117-118

Значение и грамматические признаки глаголов.

2

119-120

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. Словарный диктант.

2

121

Контрольный диктант за 3четверть.

1

122

Развитие орфографических умений. Работа над ошибками.

1

123

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1и 2 спряжения.

1

124

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.

1

125

Упражнение в определении спряжений глагола.

1

126

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

1

127

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

1

128

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.

1

129-130

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

2

131

Упражнение в написании глаголов с безударными личными окончаниями.

1

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить самоанализ и взаимоанализ выполнения заданий.

Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).


132

Разбор глагола как части речи.

1

133

Р\р Сочинение по серии картин (картинки весны)

1

134

Контрольный диктант № 8 по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

1

135

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

136

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с

-тся, -ться.

1

137

Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом.

1

138-139

Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Словарный диктант.

2

140

Контрольное списывание.

1

141-142

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями (закрепление знаний).

2

143-144

Р/р Изложение «Первые школы».

2

145

Развитие орфографических умений. Редактирование творческих работ.

1

146

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

1


147-148

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов.

2


149

Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием.

1


150

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении.

1


151

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.

1


152

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы».

1

- коллективная работа;


- работа с информационными источниками (учебник);

- тестовые задания;


- работа в парах;

- самостоятельная работа.

- творческая работа.

- выполнение индивидуальных заданий.

- дидактические игры;

- устный опрос;

- работа в группах;

- словарный диктант.



153

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Контрольный словарный диктант.

1

154

Упражнения на повторение. Проверочная работа №7

по теме: «Глагол»

1

155

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

1

156

Контрольный диктант № 9

по теме: «Глагол»

1

157

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Раздел «Повторение» (12 часов)

158

Повторение по теме: «Слово».

1

- работа с информационными источниками (учебник);

- дидактическая игра;

-устный опрос;

- тестовые задания

- самостоятельная работа;

- письменный опрос;


-работа в парах;


- творческая работа.

- работа в группах;

- индивидуальная работа по карточкам;

- словарный диктант.


- коллективная работа

159

Повторение по теме: «Слово».

1

160-161

Повторение по теме: «Части речи».

2

162

Итоговая контрольная работа.

1

163

Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками.

1

164

Итоговый контрольный диктант.

1

165-166

Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками.

2

167

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт».

1

168

Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово».

1

169

Комплексное повторение изученного материала.

1

170

Урок-игра «Части речи и члены предложения».

1













Календарно - тематическое планирование

п/п

Название разделов, тем

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание


Раздел «Повторение» (18 часов)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.

1




2

Контрольное списывание.

1




3

Повторение фонетики и графики.

1



Самоконтроль

4

Повторение фонетики. Слог и ударение.

1




5

Что такое графика.


1




6

Фонетический разбор слова.

1




7

Повторение орфографии.

1



Индивидуальные карточки

8

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.

1




9

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.

1




10

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.

1




11

Повторение состава слова.

1



Самоконтроль

12

Повторение изученного о частях речи. Словарный диктант.

1



Самоконтроль


13

Входной контрольный диктант.

1



Диктант. Самоконтроль

14

Повторение изученного по синтаксису.

Работа над ошибками.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

15

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».

1



Самоконтроль

16

Р\р Обучающее изложение «Золотой рубль».

1



Самоконтроль

17

Контрольный диктант № 1 по теме: "Повторение изученного в 3-м классе".

1



Диктант. Самоконтроль

18

«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте).

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль


Раздел «Предложение. Текст» (37 часов)

19

Как отличить простое предложение от сложного.

1




20

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и.

1




21

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.

1




22

Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами.

1



Самоконтроль

23

Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами. Словарный диктант.

1



Словарный диктант

24

Р\р Обучающее изложение «Что я люблю».


1



Текущий контроль

25

Р\р Обучающее сочинение «Что я люблю».


1



Текущий контроль

26

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

27

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

1




28

Упражнения на повторение.

Проверочная работа №1

1



Тематический контроль

29

Развитие пунктуационных умений.

1



Самоконтроль

30

Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами».

1



Тематический контроль

31

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

32

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

1



Фронтальный опрос

33

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

1




34

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

1




35

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и ,а, но.

1



Индивидуальные карточки

36

Р\р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант.

1



Тематический контроль

37

Работа над ошибками. Постановка запятой в сложном предложении. Словарный диктант.

1



Словарный диктант.

38

Упражнения на расстановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но.

1



Самоконтроль

39

Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».

1



Тематический контроль

40

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2.

1



Тематический контроль

41

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1



Тематический контроль

42

Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

43

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

1




44

Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора).

1



Индивидуальные карточки

45

Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора).

1




46

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1



Взаимоконтроль

47

Р\р Обучающее сочинение «Что сказала мама» (использование в тексте предложений с прямой речью)

1



Текущий контроль

48

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

1



Индивидуальные карточки

49

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью.

1



Самоконтроль

50

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух».

1



Тематический контроль

51

Развитие пунктуационных умений. Словарный диктант.

1



Словарный диктант

52

Контрольный диктант № 4 по теме: "Предложения с прямой речью".

1



Тематический контроль

53

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

Раздел «Имя существительное» (42 часа)

54

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

1




55

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

1




56

Роль имен существительных в речи. Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна»

1



Текущий контроль

57

Роль имен существительных в речи и предложении. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

1



Фронтальный опрос

58

Наблюдение за словоизменением имен существительных

1




59

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

1



Тесты

60

Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. числе

1




61

Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. числе

1



Тесты

62

Именительный и винительный падежи.

1




63

Именительный и винительный падежи. Словарный диктант




Словарный диктант

64

Родительный падеж

1




65

Дательный падеж

1




66

Творительный падеж

1




67

Предложный падеж

1



Тесты

68

Обобщение знаний о падежах.

Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам».

1



Текущий контроль

69

Упражнение на повторение. Проверочная работа №3.

1



Тематический контроль

70

Три склонения имен существительных.

1



Самоконтроль

71

Развитие умения определять склонение имён существительных.

1




72

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

1



Индивидуальные карточки

73

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

1




74

Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления. Словарный диктант.

1



Словарный диктант

75

Р\р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!»

1



Текущий контроль

76

Контрольный диктант за 1 полугодие.

1



Тематический контроль

77

Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами. Работа над ошибками.

1



Индивидуальные карточки

78

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительного женского рода.

1




79

Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имён существительных».

1



Самоконтроль

80

Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имён существительных».

1




81

Упражнение в графическом обозначении выбора написания Ь после шипящих.

1



Тесты

82

Упражнения на повторение.

Проверочная работа № 4

1



Тематический контроль

83

Контрольный диктант № 5 по теме: "Правописание мягкого знака в имёнах существительных".

1



Тематический контроль

84

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

85

Урок – исследование. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

1




86

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму.

1




87

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графическое объяснение выбора написания слов с изученной орфограммой.

1



Тесты

88

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графическое объяснение выбора написания слов с изученной орфограммой.

1




89

Р\р Обучающее изложение «Первая газета».

1



Тематический контроль

90

Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка».

1



Тематический контроль

91

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Редактирование текстов творческих работ.

1



Словарный диктант

92

Упражнения на повторение. Проверочная работа №5

1



Тематический контроль

93

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант.

1



Словарный диктант

94

Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных»

1



Тематический контроль

95

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

Раздел «Имя прилагательное» (21 час)

96

Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи.

Роль прилагательных – антонимов в речи.

1




97

Морфологический разбор имен прилагательных.

1



Индивидуальные карточки

98

Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи.

1



Самоконтроль

99

Изменение имен прилагательных по падежам.

1



Самоконтроль

100

Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам.

1




101

Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам.

1




102

Главное и зависимое слово в словосочетании.

1



Самоконтроль

103

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

1




104

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

1



Самоконтроль

105

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

Р/р Свободный диктант.

1



Свободный диктант

106

Упражнение в умении писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Словарный диктант.

1



Словарный диктант

107

Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие».

1



Тематический контроль

108

Работа над ошибками.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

109

Редактирование творческих работ. Развитие орфографических умений.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

110

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

1



Тематический контроль

111

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

1



Индивидуальные карточки

112

Проверочная работа № 6 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных».

1



Тематический контроль

113

Развитие орфографических умений, подготовка к диктанту.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

114

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное»

1



Тематический контроль

115

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

Раздел «Глагол» (42 часа)

116

Роль глаголов в предложении, речи. Правописание глаголов с частицей НЕ.

1




117

Значение и грамматические признаки глаголов.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

118

Значение и грамматические признаки глаголов.

1




119

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.

1




120

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. Словарный диктант.

1



Словарный диктант

121

Контрольный диктант за 3четверть.

1



Тематический контроль

122

Развитие орфографических умений. Работа над ошибками.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

123

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1и 2 спряжения.

1




124

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.

1



Самоконтроль

125

Упражнение в определении спряжений глагола.

1




126

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

127

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

1



Самоконтроль

128

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.

1




129

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

130

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

1




131

Упражнение в написании глаголов с безударными личными окончаниями.

1




132

Разбор глагола как части речи.

1



Индивидуальные карточки

133

Р\р Сочинение по серии картин (картинки весны)

1



Тематический контроль

134

Контрольный диктант № 8 по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

1



Тематический контроль

135

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

136

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с

-тся, -ться.

1




137

Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом.

1




138

Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

1



Тесты


Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Словарный диктант.

1



Словарный диктант

140

Контрольное списывание.

1



Самоконтроль

141

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

1




142

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями (закрепление знаний).

1



Индивидуальные карточки

143

Р/р Написание изложения «Первые школы».

1



Тематический контроль

144

Работа над ошибками.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

145

Развитие орфографических умений. Редактирование творческих работ.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

146

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

1




147

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов.

1



Индивидуальные карточки

148

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов.

1




149

Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием.

1



Текущий контроль

150

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении.

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

151

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.

1



Тесты

152

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы».

1



Тематический контроль

153

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Контрольный словарный диктант.

1



Контрольный словарный диктант

154

Упражнения на повторение. Проверочная работа №7

по теме: «Глагол»

1



Тематический контроль

155

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

1



Индивидуальные карточки

156

Контрольный диктант № 9

по теме: «Глагол»

1



Тематический контроль

157

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1



Самоконтроль. Взаимоконтроль

Раздел «Повторение» (12 часов)

158

Повторение по теме: «Слово».

1



Самоконтроль

159

Повторение по теме: «Слово».

1




160

Повторение по теме: «Части речи».

1



Самоконтроль

161

Повторение по теме: «Части речи».

1



Тесты

162

Итоговая контрольная работа.

1



Итоговый контроль

163

Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками.

1



Самоконтроль, фронтальный опрос

164

Итоговый контрольный диктант.

1



Итоговый контроль

165

Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками.

1




166

Повторение изученного в 4-м классе.

1




167

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт».

1



Итоговый контроль

168

Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово».

1



Текущий контроль

169

Комплексное повторение изученного материала.

1



Итоговый контроль

170

Урок-игра «Части речи и члены предложения».

1





Итого:

170




















VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»



  1. Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев. Программа «Русский язык» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Баласс, 2011.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева В.Е., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х ч. – Изд. 5-е, перераб. - М.: Баласс, 2016.

  3. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1, 2 / Е.В Бунеева. – Изд. 5-е, испр. - М.: Баласс, 2016.

  4. Бунеева В.Е., Исаева Н.А. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.

  5. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 4-й кл. / М. А. Яковлева; под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2016.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!