I. Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1)развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.
Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ь и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для разви- тия орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Отличие данной программы заключается в том, что:
Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год)
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы.
3-4-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
4-й класс
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
правильно писать слова с изученными орфограммами;
видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Таблица предметных требований к умениям учащихся по русскому языку (4-й класс) |
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» |
овладение функциональной грамотностью; развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи; развитие умений и навыков понимания и анализа текстов | | |
Речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
|
4 класс |
владеть типом правильной читательской деятельности; читать учебно-научный текст изучающим чтением; читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного); составлять предложения по схемам; читать и составлять простые таблицы; писать подробное изложение доступного текста-повествования; писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи | выполнять фонетический разбор доступных слов; выполнять разбор по составу доступных слов; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи; выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного); видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова | писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; писать ь после шипящих на конце имён существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце имён существительных м.р. 2 склонения; писать частицу не с глаголами; писать буквосочетание -тся–-ться в глаголах; писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.; ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но); ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей; графически объяснять выбор написаний, знаков препинания; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила |
VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»
4-й класс
170ч (5 часов в неделю)
Повторение (18 ч)
Предложение. Текст (35ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное (42ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное (21ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол (42ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (12 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел «Повторение» (18 часов) |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке. | 1 | |
2 | Контрольное списывание. | 1 | Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. |
3 | Повторение фонетики и графики. | |
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 |
5 | Что такое графика. | 1 |
6 | Фонетический разбор слова. | 1 |
7 | Повторение орфографии. | 1 |
8-9 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | 2 |
10 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. | 1 |
11 | Повторение состава слова. | 1 |
12 | Повторение изученного о частях речи. Словарный диктант. | | Записывать текст под диктовку. Выполнять письменные упражнения, направленные на развитие умений по написанию слов с изученными орфограммами, по нахождению грамматической основы предложения. Участвовать в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при объяснении правил проверки безударной гласной, чередование согласных звуков в корне однокоренных слов, правописания удвоенных согласных, непроизносимых согласных . Строить осознанные речевые высказывания при анализе, классификации, синтезе при определении частей слова и предложения Строить знаково-символические модели при разборе предложений по членам, графическом выделении орфограмм, построении схем предложений. |
13 | Входной контрольный диктант. | 1 |
14 | Повторение изученного по синтаксису. Работа над ошибками. | 1 |
15 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». | 1 |
16 | Р\р Обучающее изложение «Золотой рубль». | 1 |
17 | Контрольный диктант № 1 по теме: "Повторение изученного в 3-м классе". | 1 |
18 | «Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте). | 1 |
Раздел «Предложение. Текст» (35 часов) |
19 | Как отличить простое предложение от сложного. | 1 | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю») Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму |
20 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и. | 1 |
21 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. | 1 |
22-23 | Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами. Словарный диктант. | 2 |
24 | Р\р Обучающее изложение «Что я люблю». | 1 |
25 | Р\р Обучающее сочинение «Что я люблю». | 1 |
26 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения. | 1 |
27 | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
28 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 | 1 |
29 | Развитие пунктуационных умений. | 1 |
30 | Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами». | 1 |
31 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 |
32 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | 1 |
33-34 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 2 | Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). |
35 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но. | 1 |
36 | Р\р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. | 1 |
37 | Работа над ошибками. Постановка запятой в сложном предложении. Словарный диктант. | 1 |
38 | Упражнения на расстановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 |
39 | Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». | 1 |
40 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2. | 1 |
41 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. |
42 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе. | 1 |
43 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. | 1 |
44 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора). | 1 |
45 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора). | 1 |
46 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 |
47 | Р\р Обучающее сочинение «Что сказала мама» (использование в тексте предложений с прямой речью) | 1 |
48 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. | 1 |
49 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью. | 1 |
50 | Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». | 1 |
51 | Развитие пунктуационных умений. Словарный диктант. | 1 |
52 | Контрольный диктант № 4 по теме: "Предложения с прямой речью". | 1 |
53 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 |
Раздел «Имя существительное» (42 часа) |
54-55 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных | 2 | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи, употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков |
56 | Роль имен существительных в речи. Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 1 |
57 | Роль имен существительных в речи и предложении. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | 1 |
58 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | 1 |
59 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | 1 |
60-61 | Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. числе | 2 |
62-63 | Именительный и винительный падежи. Словарный диктант. | 2 |
64 | Родительный падеж | 1 |
65 | Дательный падеж | 1 |
66 | Творительный падеж | 1 |
67 | Предложный падеж | |
68 | Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам». | 1 |
69 | Упражнение на повторение. Проверочная работа №3. | 1 |
70 | Три склонения имен существительных. | 1 |
71 | Развитие умения определять склонение имён существительных. | 1 |
72-73 | Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 2 |
74 | Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления. Словарный диктант. | 1 |
75 | Р\р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» | 1 |
76 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | 1 |
77 | Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами. Работа над ошибками. | 1 | Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме ь знака на конце имен существительных |
78 | Мягкий знак после шипящих на конце имен существительного женского рода. | 1 |
79-80 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имён существительных». | 2 |
81 | Упражнение в графическом обозначении выбора написания Ь после шипящих. | 1 |
82 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 | 1 | Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. |
83 | Контрольный диктант № 5 по теме: "Правописание мягкого знака в именах существительных". | 1 |
84 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 |
85 | Урок – исследование. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 |
86 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. | 1 | |
87-88 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графическое объяснение выбора написания слов с изученной орфограммой. | 2 | |
89 | Р\р Обучающее изложение «Первая газета». | 1 | |
90 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка». | 1 | |
91 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Редактирование текстов творческих работ. | 1 | |
92 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №5 | 1 | |
93 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант. | 1 | |
94 | Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных» | 1 | |
95 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |
Раздел «Имя прилагательное» (21 час) |
96 | Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи. Роль прилагательных – антонимов в речи. | 1 | Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания. Наблюдать за ролью прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. |
97 | Морфологический разбор имен прилагательных. | 1 |
98 | Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи. | 1 |
99 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ. |
100-101 | Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам. | 2 |
102 | Главное и зависимое слово в словосочетании. | 1 |
103 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 1 |
104 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 1 |
105 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р/р Свободный диктант. | 1 |
106 | Упражнение в умении писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Словарный диктант. | 1 |
107-108 | Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие». | 2 | |
109 | Редактирование творческих работ. Развитие орфографических умений. | 1 | |
110 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка». | 1 | |
111 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | |
112 | Проверочная работа № 6 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных». | 1 | |
113 | Развитие орфографических умений, подготовка к диктанту. | 1 | |
114 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
115 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |
Раздел «Глагол» (42 часа) |
116 | Роль глаголов в предложении, речи. Правописание глаголов с частицей НЕ. | 1 | Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить самоанализ и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). |
117-118 | Значение и грамматические признаки глаголов. | 2 |
119-120 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. Словарный диктант. | 2 |
121 | Контрольный диктант за 3четверть. | 1 |
122 | Развитие орфографических умений. Работа над ошибками. | 1 |
123 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1и 2 спряжения. | 1 |
124 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | 1 |
125 | Упражнение в определении спряжений глагола. | 1 |
126 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. | 1 |
127 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | 1 |
128 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. | 1 |
129-130 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 2 |
131 | Упражнение в написании глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить самоанализ и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). |
132 | Разбор глагола как части речи. | 1 |
133 | Р\р Сочинение по серии картин (картинки весны) | 1 |
134 | Контрольный диктант № 8 по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов". | 1 |
135 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 |
136 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться. | 1 |
137 | Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. | 1 |
138-139 | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Словарный диктант. | 2 |
140 | Контрольное списывание. | 1 |
141-142 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями (закрепление знаний). | 2 |
143-144 | Р/р Изложение «Первые школы». | 2 |
145 | Развитие орфографических умений. Редактирование творческих работ. | 1 |
146 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. | 1 | |
147-148 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. | 2 | |
149 | Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием. | 1 | |
150 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении. | 1 | |
151 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. | 1 | |
152 | Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы». | 1 | - коллективная работа; - работа с информационными источниками (учебник); - тестовые задания; - работа в парах; - самостоятельная работа. - творческая работа. - выполнение индивидуальных заданий. - дидактические игры; - устный опрос; - работа в группах; - словарный диктант. |
153 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Контрольный словарный диктант. | 1 |
154 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №7 по теме: «Глагол» | 1 |
155 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». | 1 |
156 | Контрольный диктант № 9 по теме: «Глагол» | 1 |
157 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 |
Раздел «Повторение» (12 часов) |
158 | Повторение по теме: «Слово». | 1 | - работа с информационными источниками (учебник); - дидактическая игра; -устный опрос; - тестовые задания - самостоятельная работа; - письменный опрос; -работа в парах; - творческая работа. - работа в группах; - индивидуальная работа по карточкам; - словарный диктант. - коллективная работа |
159 | Повторение по теме: «Слово». | 1 |
160-161 | Повторение по теме: «Части речи». | 2 |
162 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
163 | Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками. | 1 |
164 | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
165-166 | Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками. | 2 |
167 | Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт». | 1 |
168 | Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово». | 1 |
169 | Комплексное повторение изученного материала. | 1 |
170 | Урок-игра «Части речи и члены предложения». | 1 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Раздел «Повторение» (18 часов) |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке. | 1 | | | |
2 | Контрольное списывание. | 1 | | | |
3 | Повторение фонетики и графики. | 1 | | | Самоконтроль |
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 | | | |
5 | Что такое графика. | 1 | | | |
6 | Фонетический разбор слова. | 1 | | | |
7 | Повторение орфографии. | 1 | | | Индивидуальные карточки |
8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | 1 | | | |
9 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | 1 | | | |
10 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. | 1 | | | |
11 | Повторение состава слова. | 1 | | | Самоконтроль |
12 | Повторение изученного о частях речи. Словарный диктант. | 1 | | | Самоконтроль |
13 | Входной контрольный диктант. | 1 | | | Диктант. Самоконтроль |
14 | Повторение изученного по синтаксису. Работа над ошибками. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
15 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». | 1 | | | Самоконтроль |
16 | Р\р Обучающее изложение «Золотой рубль». | 1 | | | Самоконтроль |
17 | Контрольный диктант № 1 по теме: "Повторение изученного в 3-м классе". | 1 | | | Диктант. Самоконтроль |
18 | «Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте). | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
Раздел «Предложение. Текст» (37 часов) |
19 | Как отличить простое предложение от сложного. | 1 | | | |
20 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и. | 1 | | | |
21 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. | 1 | | | |
22 | Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | | | Самоконтроль |
23 | Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами. Словарный диктант. | 1 | | | Словарный диктант |
24 | Р\р Обучающее изложение «Что я люблю». | 1 | | | Текущий контроль |
25 | Р\р Обучающее сочинение «Что я люблю». | 1 | | | Текущий контроль |
26 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
27 | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | | |
28 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 | 1 | | | Тематический контроль |
29 | Развитие пунктуационных умений. | 1 | | | Самоконтроль |
30 | Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами». | 1 | | | Тематический контроль |
31 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
32 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | 1 | | | Фронтальный опрос |
33 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | | | |
34 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | | | |
35 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и ,а, но. | 1 | | | Индивидуальные карточки |
36 | Р\р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. | 1 | | | Тематический контроль |
37 | Работа над ошибками. Постановка запятой в сложном предложении. Словарный диктант. | 1 | | | Словарный диктант. |
38 | Упражнения на расстановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | | | Самоконтроль |
39 | Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». | 1 | | | Тематический контроль |
40 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2. | 1 | | | Тематический контроль |
41 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | | | Тематический контроль |
42 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
43 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. | 1 | | | |
44 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора). | 1 | | | Индивидуальные карточки |
45 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора). | 1 | | | |
46 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | | | Взаимоконтроль |
47 | Р\р Обучающее сочинение «Что сказала мама» (использование в тексте предложений с прямой речью) | 1 | | | Текущий контроль |
48 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. | 1 | | | Индивидуальные карточки |
49 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью. | 1 | | | Самоконтроль |
50 | Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». | 1 | | | Тематический контроль |
51 | Развитие пунктуационных умений. Словарный диктант. | 1 | | | Словарный диктант |
52 | Контрольный диктант № 4 по теме: "Предложения с прямой речью". | 1 | | | Тематический контроль |
53 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
Раздел «Имя существительное» (42 часа) |
54 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных | 1 | | | |
55 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных | 1 | | | |
56 | Роль имен существительных в речи. Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 1 | | | Текущий контроль |
57 | Роль имен существительных в речи и предложении. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | 1 | | | Фронтальный опрос |
58 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | 1 | | | |
59 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | 1 | | | Тесты |
60 | Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. числе | 1 | | | |
61 | Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. числе | 1 | | | Тесты |
62 | Именительный и винительный падежи. | 1 | | | |
63 | Именительный и винительный падежи. Словарный диктант | | | | Словарный диктант |
64 | Родительный падеж | 1 | | | |
65 | Дательный падеж | 1 | | | |
66 | Творительный падеж | 1 | | | |
67 | Предложный падеж | 1 | | | Тесты |
68 | Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам». | 1 | | | Текущий контроль |
69 | Упражнение на повторение. Проверочная работа №3. | 1 | | | Тематический контроль |
70 | Три склонения имен существительных. | 1 | | | Самоконтроль |
71 | Развитие умения определять склонение имён существительных. | 1 | | | |
72 | Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | | Индивидуальные карточки |
73 | Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | | |
74 | Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления. Словарный диктант. | 1 | | | Словарный диктант |
75 | Р\р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» | 1 | | | Текущий контроль |
76 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | 1 | | | Тематический контроль |
77 | Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами. Работа над ошибками. | 1 | | | Индивидуальные карточки |
78 | Мягкий знак после шипящих на конце имен существительного женского рода. | 1 | | | |
79 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имён существительных». | 1 | | | Самоконтроль |
80 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имён существительных». | 1 | | | |
81 | Упражнение в графическом обозначении выбора написания Ь после шипящих. | 1 | | | Тесты |
82 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 | 1 | | | Тематический контроль |
83 | Контрольный диктант № 5 по теме: "Правописание мягкого знака в имёнах существительных". | 1 | | | Тематический контроль |
84 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
85 | Урок – исследование. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | | | |
86 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. | 1 | | | |
87 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графическое объяснение выбора написания слов с изученной орфограммой. | 1 | | | Тесты |
88 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графическое объяснение выбора написания слов с изученной орфограммой. | 1 | | | |
89 | Р\р Обучающее изложение «Первая газета». | 1 | | | Тематический контроль |
90 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка». | 1 | | | Тематический контроль |
91 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Редактирование текстов творческих работ. | 1 | | | Словарный диктант |
92 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №5 | 1 | | | Тематический контроль |
93 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант. | 1 | | | Словарный диктант |
94 | Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных» | 1 | | | Тематический контроль |
95 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
Раздел «Имя прилагательное» (21 час) |
96 | Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи. Роль прилагательных – антонимов в речи. | 1 | | | |
97 | Морфологический разбор имен прилагательных. | 1 | | | Индивидуальные карточки |
98 | Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи. | 1 | | | Самоконтроль |
99 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | | | Самоконтроль |
100 | Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам. | 1 | | | |
101 | Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам. | 1 | | | |
102 | Главное и зависимое слово в словосочетании. | 1 | | | Самоконтроль |
103 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | | | |
104 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 1 | | | Самоконтроль |
105 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р/р Свободный диктант. | 1 | | | Свободный диктант |
106 | Упражнение в умении писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Словарный диктант. | 1 | | | Словарный диктант |
107 | Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие». | 1 | | | Тематический контроль |
108 | Работа над ошибками. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
109 | Редактирование творческих работ. Развитие орфографических умений. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
110 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка». | 1 | | | Тематический контроль |
111 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | | | Индивидуальные карточки |
112 | Проверочная работа № 6 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных». | 1 | | | Тематический контроль |
113 | Развитие орфографических умений, подготовка к диктанту. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
114 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | Тематический контроль |
115 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
Раздел «Глагол» (42 часа) |
116 | Роль глаголов в предложении, речи. Правописание глаголов с частицей НЕ. | 1 | | | |
117 | Значение и грамматические признаки глаголов. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
118 | Значение и грамматические признаки глаголов. | 1 | | | |
119 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. | 1 | | | |
120 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. Словарный диктант. | 1 | | | Словарный диктант |
121 | Контрольный диктант за 3четверть. | 1 | | | Тематический контроль |
122 | Развитие орфографических умений. Работа над ошибками. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
123 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1и 2 спряжения. | 1 | | | |
124 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | 1 | | | Самоконтроль |
125 | Упражнение в определении спряжений глагола. | 1 | | | |
126 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
127 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | 1 | | | Самоконтроль |
128 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. | 1 | | | |
129 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
130 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 1 | | | |
131 | Упражнение в написании глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | | | |
132 | Разбор глагола как части речи. | 1 | | | Индивидуальные карточки |
133 | Р\р Сочинение по серии картин (картинки весны) | 1 | | | Тематический контроль |
134 | Контрольный диктант № 8 по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов". | 1 | | | Тематический контроль |
135 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
136 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться. | 1 | | | |
137 | Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. | 1 | | | |
138 | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | 1 | | | Тесты |
| Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Словарный диктант. | 1 | | | Словарный диктант |
140 | Контрольное списывание. | 1 | | | Самоконтроль |
141 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 1 | | | |
142 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями (закрепление знаний). | 1 | | | Индивидуальные карточки |
143 | Р/р Написание изложения «Первые школы». | 1 | | | Тематический контроль |
144 | Работа над ошибками. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
145 | Развитие орфографических умений. Редактирование творческих работ. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
146 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. | 1 | | | |
147 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. | 1 | | | Индивидуальные карточки |
148 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. | 1 | | | |
149 | Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием. | 1 | | | Текущий контроль |
150 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении. | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
151 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. | 1 | | | Тесты |
152 | Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы». | 1 | | | Тематический контроль |
153 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Контрольный словарный диктант. | 1 | | | Контрольный словарный диктант |
154 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №7 по теме: «Глагол» | 1 | | | Тематический контроль |
155 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». | 1 | | | Индивидуальные карточки |
156 | Контрольный диктант № 9 по теме: «Глагол» | 1 | | | Тематический контроль |
157 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | | | Самоконтроль. Взаимоконтроль |
Раздел «Повторение» (12 часов) |
158 | Повторение по теме: «Слово». | 1 | | | Самоконтроль |
159 | Повторение по теме: «Слово». | 1 | | | |
160 | Повторение по теме: «Части речи». | 1 | | | Самоконтроль |
161 | Повторение по теме: «Части речи». | 1 | | | Тесты |
162 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | | Итоговый контроль |
163 | Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками. | 1 | | | Самоконтроль, фронтальный опрос |
164 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | | | Итоговый контроль |
165 | Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками. | 1 | | | |
166 | Повторение изученного в 4-м классе. | 1 | | | |
167 | Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт». | 1 | | | Итоговый контроль |
168 | Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово». | 1 | | | Текущий контроль |
169 | Комплексное повторение изученного материала. | 1 | | | Итоговый контроль |
170 | Урок-игра «Части речи и члены предложения». | 1 | | | |
| Итого: | 170 | | | |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев. Программа «Русский язык» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Баласс, 2011.
Бунеев Р.Н., Бунеева В.Е., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х ч. – Изд. 5-е, перераб. - М.: Баласс, 2016.
Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1, 2 / Е.В Бунеева. – Изд. 5-е, испр. - М.: Баласс, 2016.
Бунеева В.Е., Исаева Н.А. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.
Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 4-й кл. / М. А. Яковлева; под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2016.