СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Перспективная начальная школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом начального общего образования, Положением о рабочей программе МБОУ Гимназии №21, на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига/ Учебник, 2012 г. Рекомендованной МО и Науки РФ, учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, М. Л. Каленчук. (Сборник программ к комплекту учебников «Перспективная начальная школа». – 5-е изд., стереотип. – М.: Академкнига/Учебник, 2016).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Перспективная начальная школа"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №21

г. Батайска




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Гимназия №21

Приказ от 01.09.2017 № 249


_______________/С.Н.Козырев/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по___________Русскому языку_________________

Класс__1 «В» класса_____


Учитель __Жарова Ольга Васильевна _____________


Программа разработана на основе авторской издательской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, М. Л. Каленчук. (Сборник программ к комплекту учебников «Перспективная начальная школа». – 5-е изд., стереотип. – М.: Академкнига/Учебник, 2016).

























Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Положением о рабочей программе МБОУ Гимназии №21, на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига/ Учебник, 2012 г. Рекомендованной МО и Науки РФ, учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, М. Л. Каленчук. (Сборник программ к комплекту учебников «Перспективная начальная школа». – 5-е изд., стереотип. – М.: Академкнига/Учебник, 2016).



Программа по русскому языку для начальных классов является органичной частью курса русского языка и литературы средней общеобразовательной школы. Уроки русского языка должны строиться таким образом, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органично сочетались бы с выработкой положительных качеств, которые характерны для активной, конструктивно мыслящей и творчески развитой личности.

Данная программа разработана в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа». Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны - организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождение интереса к языковым проблемам.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

В рабочей программе по русскому языку, в соответствии с ФГОС начального общего образования, представлены следующие содержательные линии: «Алфавит», «Звуки речи», «Построение звуковой схемы слов», «Слова - названия предметов, признаков, действий», «Речь письменная и устная», «Азбука вежливости».

Основной целью блока «Русский язык. Обучение грамоте» является освоение графики русского языка на основе осмысления детьми её закономерностей.

При этом решаются следующие задачи:

  • обеспечение введения ребёнка в мир наблюдений за языком (за лексическим значе­нием слов, за их строением и изменением, за взаимосвязью между лексическим значением слова и его звуковым составом, ударением);

  • формирование основ фонетических умений первоклассников, что необходимо для успешного освоения как русской графики, так и орфографии, а следовательно, для даль­нейшего обучения грамотному письму;

  • знакомство (на практическом уровне) с признаками наиболее распространённых ор­фограмм («опасных при письме мест»);

  • целенаправленное формирование орфографической зоркости школьников;

  • создание условий для практического освоения учащимися всех видов речевой деятельно­сти: говорения, слушания, чтения и письма; для формирования культуры речевого поведения.

Основными целями изучения блока «Русский язык» являются:

  • создание условий для осознания ребёнком себя как языковой личности, для станов­ления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

  • становление основ лингвистических знаний как элемента представления о научной картине мира и как базы для формирования умения осознанно пользоваться языком в про­цессе коммуникации;

  • формирование комплекса языковых и речевых умений, обеспечивающих сознатель­ное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

  • влияние на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятель­ности и в целом умения учиться средствами предмета «Русский язык»;

обеспечение становления у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

В соответствии с целями происходит комплексное решение следующих задач:

  • формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;

  • совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);

  • обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.

В учебном плане отводится на курс русского языка в 1 классе 5 часов в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным на 2017-2018 год по курсу русский язык в 1 классе запланировано 165 часов.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подготовительный период

Чтение (10ч)

Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.

Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Первичное представление о словах как структурных единицах языка. Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.

Письмо (12ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.

Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.

Основной (звукобуквенный) период

Чтение (80ч)

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем – знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква – это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки (непарные по глухости–звонкости и парные по твердости–мягкости).

Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й] как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных согласных звуков по твердости–мягкости; обозначение их твердости–мягкости на письме при помощи гласных букв а, о, у, э, ы для твердых (-ма-, -мо-, -му-, -мэ-, -мы-) и и для мягких (-ми-). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом – ) фиксируются мягкие, другим (без апострофа – ) – твердые звонкие звуки.

Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл – мил, Нил – ныл.

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (-ам-, -ун-, -ир-) и открытых слогов-слияний (-ма-, -ну-, -ри-) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук [й’] в начале слова и между гласными.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв я, ё, ю, е и мягкого знака.

«Работа» (функция) букв я, ё, ю, е – обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] – яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’ан] – баян, [р’исуй’у] – рисую).

Обозначение мягкости согласных в слоге с помощью букв я, ё, ю, е ([но] – -но-; [н’о] – -нё-; [ру] – -ру-; [р’у] – -рю-; [ла] – -ла-; [л’а] – -ля-; [мэ] – -мэ-; [м’э] – -ме-).

Мягкий знак, указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв я, ё, ю, е. Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, еЕ, ь.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Отличие звонких и глухих звуков [д] – [д’], [т] – [т’], [з] – [з’], [с] – [с’], [г] – [г’], [к] – [к’], [в] – [в’], [ф] – [ф’], [б] – [б’], [п] – [п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости–глухости звуков [д – т, д’ – т’, з – с, з’ – с’, г – к, г’ – к’, в – ф, в’ – ф’, б – п, б’ – п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости–мягкости). Например: Дима – Тима, Даня – Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, жЖ, ш Ш.

Упражнение в произнесении минимальных пар слов, например: жар – шар, Луша – лужа, отличающихся звуками [ж] – [ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: -жи-, -ши-.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Звук [й’] после разделительных мягкого и твердого знаков.

Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков ь и ъ и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем – орфоэпически.

Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.

Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц].

Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости–мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: -же-, -ше- (жесть, шесть); -шо-, -шё- (шорох, шёлк); -жо-, -жё- (обжора, жёлудь); -че- (честь); -чо-, -чё- (чох, чёлка); -ще- (щепка); -що-, -щё- (трещотка, щётка), -чк- (ручка, дочка), -чн- (точный, мучной), -чт- (мачта, почта), -щн- (хищник), -щр- (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.

Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц.

Письмо(88ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.

Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших (заглавных) и малых (строчных)). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.

Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.

Заключительный период

Чтение (10ч)

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень их слогового прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Формирование умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

Формирование умения находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало (с чего все начиналось), б) главная часть (что произошло с героями), в) заключение (чем все завершилось). Формирование умения передать отношение автора и свое (то есть читающего ученика) к описанным в тексте событиям.

Письмо (15ч)

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.

Формирование умения чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования) . Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.


Планируемые результаты освоения программы

К концу изучения блока программы «Русский язык. Обучение грамоте» у первоклассни­ков будут сформированы следующие результаты.

Личностные результаты

У первоклассника начнут формироваться:

  • представление о роли языка в речи и жизни людей;

  • умение выражать свои эмоции, сопереживать, высказывать своё мнение.

Метапредметные результаты

Первоклассник научится:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • определять и формулировать цель своей деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • работать по плану, предложенному учителем.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ориентироваться в учебнике, в условных обозначениях;

  • находить ответы на вопросы в тексте и по иллюстрациям;

  • обобщать и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или не­большого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • работать в паре, группе, выполняя при этом различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты

Первоклассник научится:

В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

  • слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

  • разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;

  • различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й’];

  • выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последователь­ность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;

  • выделять слоги, различать ударные и безударные;

  • различать гласные буквы, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; разли­чать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с ко­торой они произносятся, определять нужный знак препинания для её обозначения;

  • различать парные и непарные по твёрдости-мягкости, по глухости-звонкости соглас¬ные, для парных по глухости-звонкости определять их место в слове (на конце, перед глас¬ным, перед другим парным).

Первоклассник научится:

В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):

  • соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

  • правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;

  • осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й’];

  • обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, предложении «опасные при письме места»;

  • применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного напи¬сания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу\

  • различать два вида чтения: «как говорим» и «как написано» (орфоэпическое и орфо-графическое);

  • писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения по освоенной технологии.

  • Первоклассник получит возможность научиться:

  • при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;

  • в целом оценивать качество своего письма;

  • различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёр¬дость или мягкость;

  • применять освоенные правила переноса слов;

  • успешно проверять написанное.


В результате изучения блока «Русский язык» по данной программе у первоклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.


Личностные результаты

  • У первоклассника начнут формироваться:

  • первичное представление о русском языке как языке его страны;

  • осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека;

  • желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

  • Первоклассник получит возможность для формирования:

  • понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникатив¬ного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

  • познавательного интереса к русскому языку;

  • сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты

Первоклассник научится:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать учебную задачу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внут¬ренней речи) свои действия для решения задачи;

- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источ-никах информации: речь учителя, учебник и т.д.;

- использовать речь для регуляции своих действий;

- оценивать свои достижения.

Первоклассник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять дейст¬вия для реализации замысла;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планиро¬вать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Первоклассник научится:

Познавательные универсальные учебные действия

- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, однокласс-ников), решать её;

- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представ-ленную в явном виде;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Первоклассник получит возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источ-никах (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Первоклассник научится:

Коммуникативные универсальные учебные действия

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведе-ния (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбо¬ра языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или слова¬ми нарисовать увиденное, показать действия или признаки);

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и си¬туацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять добро-желательное отношение к партнёрам;

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и кон-кретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Первоклассник получит возможность научиться:

- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем.

Предметные результаты

Первоклассник научится:

В области речи, речевой деятельности:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения на уроке;

- пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, про-щания, просьбы, извинения, благодарности);

- выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе по толковому словарю, их значения;

- под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в учебнике;

- осознавать наличие в речи разных задач общения: по-деловому сообщать и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;

- создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на осно¬ве различных источников;

- конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления, теле-граммы.

Первоклассник получит возможность научиться:

- соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;

- замечать в речи слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, на-ходить в толковом словаре учебника;

- в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»;

- использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;

- фиксировать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции («звуко¬вых значков»);

- читать записи, сделанные «значками звуков», и осознанно «переводить» их в буквен¬ные;

- различать деловые сообщения и словесные картинки, формулировать, о чём и что в них говорится;

- создавать устные воспоминания на заданную тему о событиях своей жизни и вырази-тельно их рассказывать;

- использовать записки в общении со сверстниками, с близкими, писать им короткие поздравления.

Первоклассник научится:

В области освоения языка (грамматики, фонетики, графики):

- различать слово и предложение;

- выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);

- различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие и др.;

- различать звуки и буквы;

- выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (глас- ный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой); строить модель слогового и звукового состава слова из 5-6 звуков;

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном по¬рядке;

- правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’] (без случаев с разделительными знаками), объяснять выбор способа обозначения.

В области письма (орфографии и пунктуации, каллиграфии):

- обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (ча-ща, чу-щу)\ буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;

- правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);

- обозначать пробелами границы слов;

- писать большую букву в собственных именах;

- соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);

- правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу,

- списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);

- под руководством учителя осуществлять проверку написанного;

- правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, ве-село, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок;

- использовать приобретённые каллиграфические умения.

Первоклассник получит возможность научиться:

- обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначе¬ние твёрдости и мягкости, звука [й1], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных запи¬сях;

- соблюдать требования к каллиграфической стороне письма, различать удачные и не-удачные начертания букв и их соединение, заботиться о каллиграфической стороне своего письма.

Умения, формируемые в процессе обучения

Речевые: слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?».

Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравле¬ние, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку, обдумывать их содержание и язы¬ковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).

Языковые (фонетико-графические и грамматические): проводить фонетико¬

графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрип¬ции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать бу¬квы для каждого звука, объяснять, если оно есть, различие в количестве звуков и букв.

Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и пере-становок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й']), обнару-живать и исправлять встретившиеся нарушения.

Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники).

Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).

Орфографические: замечать буквы, на месте которых встречаются орфограммы.

Пользоваться орфографическим словарем учебника.

Списывать и писать под диктовку текст объемом до 25 слов. Соблюдать при этом пра¬вила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

Система оценки достижения планируемых результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной дея-тельности и управление ею.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

- с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

- при анализе выполнения проверочных заданий по русскому языку, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности мета-предметных умений.

Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по предмету «Русский язык». В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником.

В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся:

- устный опрос;

- письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;

- тестовые диагностические задания;

- графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.;

- комплексные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период времени (четверть, полугодие, год).

Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников необходимо использовать комплексные проверочные и тренировочные задания, которые помогут ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации, осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.

Комплексная работа позволяет учителю выявить и оценить как уровень сформирован-ности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.

В соответствии с базисным планом, на изучение учебного предмета «Русский язык» в 1 классе отводится 165 часов в год, 5 часов в неделю (при 33 учебных неделях).


Календарно-тематическое планирование


п/п

Блок. Содержание курса

Дата

Тема урока

«Подготовительный этап»

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.

Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.

Выполнение логических заданий на

сравнение, группировку и обобщение элементов письменных

букв как структурных единиц графической системы.


01.09

Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве.

04.09

Письмо прямой

линии.

Пространственная ориентация

05.09

Рабочая строка. Точ-ка начала письма. Гигиенические правила

06.09

Письмо короткой и длинной прямой ли-нии. Развитие про-странственных пред-ставлений. Гигиенические правила

07.09

Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила

8.09

Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). Гигиенические правила

11.09

Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Гигиенические правила

12.09

Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е). Гигиенические правила

13.09

Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху

14.09

Письмо овалов: малого и большого (О, о)

15.09

Письмо полуовалов: письмо справа и письмо слева


18.09

Письмо короткой прямой линии с поло-винным овалом (б)

«Звуко-буквенный период»

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.

Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших (заглавных) и малых (строчных)). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.

Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.


19.09

Письмо строчной и заглавной букв А, а. Введение работы со звуко-буквенной схе-мой

20.09

Письмо строчной и заглавной букв А, а. Введение работы со звуко-буквенной схе-мой

21.09

Письмо строчной и заглавной букв О, о

22.09

Письмо строчной и заглавной букв О, о

25.09

Письмо строчной и заглавной букв У, у

26.09

Письмо строчной и заглавной букв У, у

27.09

Закрепление письма букв гласных в соче-таниях: уа, ау. Подго-товка к введению ал-горитма письма под диктовку

28.09

Письмо строчной и заглавной букв Э, э. Введение алгоритма, письмо под диктовку

29.09

Письмо строчной и заглавной букв Э, э. Введение алгоритма, письмо под диктовку

2.10

Письмо строчной буквы ы

3.10

Работа над алгоритмом письма под дик-товку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль

4.10

Работа над алгоритмом письма под дик-товку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль

5.10

Письмо строчной и заглавной букв И, и

6.10

Письмо строчной и заглавной букв И, и

9.10

Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты

10.10

Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты

11.10

Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты

12.10

[у], [ы] _ звуки, кото-рые не меняются в безударном положе-нии.

[а], [о], [э], [и] – звуки, которые в безударном положении могут «надевать маски» других

звуков


13.10

Выборочный

диктант:

запись буквами глас-ных звуков под уда-рением

16.10

Письмо строчной и заглавной букв М, м.

Введение алгоритма записи слов под дик-товку и самопровер-ки

17.10

Письмо строчной и заглавной букв М, м.

Введение алгоритма записи слов под дик-товку и самопровер-ки

18.10

Закрепление письма соединений букв

19.10

Письмо строчной и заглавной букв Н, н

20.10

Письмо строчной и заглавной букв Н, н

23.10

Письмо строчной и заглавной букв Л, л

24.10

Письмо строчной и заглавной букв Л, л

25.10

Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки

26.10

Письмо строчной и заглавной букв Р, р

27.10

Письмо строчной и заглавной букв Р, р

7.11

Письмо строчной и заглавной букв Й, й

8.11

Письмо строчной и заглавной букв Й, й

9.11

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам

10.11

Письмо строчной и заглавной букв Я, я

13.11

Письмо строчной и заглавной букв Я, я

14.11

Письмо строчной и заглавной букв Ё, ё

15.11

Письмо строчной и заглавной букв Ё, ё

16.11

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам

17.11

Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю

20.11

Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю

21.11

Письмо строчной и заглавной букв Е, е

22.11

Письмо строчной и заглавной букв Е, е

23.11

Чтение и записывание с доски предложения с именами собственными. Взаимопроверка

24.11

Письмо буквы ь

27.11

Письмо буквы ь

28.11

Письмо строчной и заглавной букв Д, д

29.11

Письмо строчной и заглавной букв Д, д

30.11

Составление и списывание предложений. Взаимопроверка

1.12

Письмо строчной и заглавной букв Т, т

4.12

Письмо строчной и заглавной букв Т, т

5.12

Письмо строчной и заглавной букв 3, з

6.12

Письмо строчной и заглавной букв 3, з

7.12

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки

8.12

Письмо строчной и заглавной букв С, с

11.12

Письмо строчной и заглавной букв С, с

12.12

Работа над алгорит-мом списывания предложения и само-проверки.

Игры со словами

13.12

Письмо строчной и заглавной букв Г, г.


14.12

Письмо строчной и заглавной букв Г, г.

15.12

Письмо строчной и заглавной букв К, к

18.12

Письмо строчной и заглавной букв К, к

19.12

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки

20.12

Письмо строчной и заглавной букв В, в

21.12

Письмо строчной и заглавной букв В, в

22.12

Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф

25.12

Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф

26.12

Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков.

Письмо под диктовку

27.12

Письмо строчной и заглавной букв Б, б

28.12

Письмо строчной и заглавной букв Б, б

9.01

Письмо строчной и заглавной букв П, п

10.01

Письмо строчной и заглавной букв П, п

11.01

Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков.

12.01

Письмо строчной и заглавной букв

Ж, ж.

Жи пиши с буквой и

15.01

Письмо строчной и заглавной букв

Ж, ж.

Жи пиши с буквой и

16.01

Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш. Жи, ши пиши с бук-вой и

17.01

Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш. Жи, ши пиши с бук-вой и

18.01

Слова с сочетаниями жи-ши

19.01

Разделительный мягкий знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков

22.01

Разделительный твердый знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков

23.01

Твердый и мягкий разделительные знаки

24.01

Письмо строчной и заглавной букв X, х

25.01

Письмо строчной и заглавной букв X, х

26.01

Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч. Правописание ча, чу

29.01

Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч. Правописание ча, чу

30.01

Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. Правописание ща, щу

31.01

Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. Правописание ща, щу

1.02

Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц

2.02

Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц

«Заключительный этап»

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.

Формирование умения чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования) . Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.



5.02

Закрепление технологии написания письменных букв

6.02

Диагностирование орфографической зоркости. Слуховой диктант

7.02

Выборочный

диктант.Взаимопроверка

8.02

Письмо по памяти.

Самопроверка

9.02

Диагностирование орфографической зоркости.

Запись слов под диктовку. Создание и запись с помощью заданных слогов новых слов

12.02

Составление и

Запись предложений из 2-3 слов

13.02

Правописание

жи-ши

14.02

Составление текста диктанта с жи-ши

(в паре, в группе – по желанию)

15.02

Правописание ча-ща

16.02

Составление текста диктанта с ча-ща

(в паре, в группе – по желанию)

26.02

Правописание

чу-щу

27.02

Составление текста диктанта с чу-щу

(в паре, в группе – по желанию)

28.02

Правописание

чк, чн, чт

1.03

Составление текста диктанта с сочетани-ями чк, чн, чт

2.03

Заглавная буква

в именах собственных

5.03

Придумывание текста письма Маше и Мише, запись предложенных мыслей в парах и группах с определением ошибкоопасных мест

6.03

Диагностирование орфографической зоркости. Запись слов и предложений под диктовку. Запись предложений с бла-годарностью «Азбуке». Взаимопроверка.

Самопроверка

«Алфавит»

Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

7.03

Знакомство с новым учебником «Русский язык»

8.03

Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке

9.03

Закрепление знаний об алфавите

«Построение звуковой схемы слова»

Построение звуковой схемы слова.

Слова - названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов - названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

12.03

Слова-предметы. Слова-действия

13.03

Слова-признаки

14.03

Слова-предметы, сло-ва-действия, слова-признаки

15.03

Слова-помощники

«Речь письменная и устная»

Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не под¬тверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не под¬тверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особен¬ности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказыва¬ния и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

16.03

Устная и письменная речь

19.03

Упражнение в распознавании устной и письменной речи

20.03

Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи

21.03

Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек

«Звуки речи»

Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие соглас¬ные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Бук¬вы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й’]. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи - ши, ча - ща, чу - шу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

22.03

Маша и Миша знако-мятся со звуковым столбиком

23.03

Звонкие и глухие

парные согласные

2.04

Звонкие и глухие

парные согласные

3.04

Звук [й'] и буква й

4.04

Звук [й'] и буква й

5.04

Звук [й'] и буква й

6.04

Упражнение в различении мягких и твёрдых звуков.

9.04

Написание слов с мягкими и твёрдыми согласными. Повторение правил переноса

10.04

Различие твёрдых и мягких согласных. Обозначение на письме гласных звуков

11.04

Двойная роль

(работа) букв е, ё, ю, я

12.04

Двойная роль

(работа) букв е, ё, ю, я

13.04

Двойная роль

(работа) букв е, ё, ю, я

16.04

Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше


17.04

Слова с сочетаниями ци, це, цы

18.04

Слова с сочетаниями ци, це, цы

19.04

Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща

20.04

Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща

23.04

Мягкий знак на конце слов

24.04

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

25.04

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

26.04

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

27.04

Звонкие и глухие согласные на конце слов

1.05

Звонкие и глухие со-гласные на конце слов

2.05

Способы проверки слов с парными

согласными на конце слов

3.05

Написание слов

с парными согласны-ми

4.05

Закрепление знаний о предложении

7.05

Обобщение знаний о предложении.

Итоговый диктант

8.05

Схемы предложений. Словарный диктант

9.05

Оформление писем и заполнение анкет



Резервный урок



Резервный урок



Резервный урок



Резервный урок



Резервный урок



Резервный урок



Резервный урок



Резервный урок



Резервный урок



Резервный урок































Итоговая контрольная работа по русскому языку 1 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Диктант

Весна.

Кончилась зима. Наступила весна. Солнце шлёт на землю тепло. Звонко стучит капель. Журчат весёлые ручейки. Уже зазеленела травка. Федя и Боря пошли в рощу. Мальчики собрали ландыши. Как чудесно пахнут белые ландыши! (32 слова).













Грамматическое задание:

Уровень 1

  1. Выполнить разбор 3 предложения.

  2. Разделить слова 1 предложения на слоги.

  3. Найти в тексте 3-4 слова, с известными орфограммами и подчеркнуть.

  4. В слове «мальчики» подчеркни мягкие согласные, поставь ударение.

Уровень 2

  1. Выполнить разбор 5 предложения.

  2. Разделить слова 2 предложения на слоги.

  3. Найти в тексте 1-2 слова, с известными орфограммами и подчеркнуть.











Учебно – методические и материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

  • Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс : учебник по обучению грамоте и чтению / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков ; под ред. М. Л. Каленчук. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.

  • Агаркова, Н. Г. Азбука : тетрадь по письму № 1, 2, 3 / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.

  • Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс : методическое пособие / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.

  • Лаврова, Н. М. Азбука. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс : методическое пособие / Н. М. Лаврова. – М. : Академкнига/Учебник, 2011

  • Русский язык [Текст] : 1класс : учебник / Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук – М.: «Академкнига/ Учебник», 2011
































«СОГЛАСОВАНО»


Протокол заседания

МО учителей начальных классов

МБОУ Гимназия №21

от 24.08.2017г. № 1


_________Т. А. Полищук



«СОГЛАСОВАНО»


Заместитель директора по УВР


__________Н. А. Приходченко


31.08.2017г.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!