СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ритмике 1-5 классы для детей с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ритмике 1-5 классов для детей с нарушением слуха.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ритмике 1-5 классы для детей с нарушением слуха»

ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА -ИНТЕРНАТ І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 19

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

пр. Партизанский, 14а, г. Донецк, 83108, тел./факс 0 (62) 258-27-80,

е-mail: donshkola9@mail.ru Код ОКПО 25703346






Принято Утверждаю:

Педагогическим советом школы Директор школы Протокол №_____от__________ __________ Н.Г.Воронова

Приказ №_____от____





Рабочая программа


по (предмету)__музыкально-ритмические занятия

Класс - подготовительный, 1-5


Всего часов на учебный год – 70

Количество часов в неделю – 2


Составлена в соответствии с «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей) подготовительный – 7 класс» под редакцией Т.С.Зыковой, М. «Просвещение» 2005 год



Учитель:

Нудько

Ольга

Викторовна





РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:

Школьным методическим объединением Методическим советом

Руководитель ШМО Председатель МС

___________/_____________________/ ___________/__________________/

Протокол №_____от__________ Протокол №_____от__________




Донецк, 2016г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебной дисциплине «Музыкально - ритмические занятия» составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей)» под редакцией Т.С.Зыковой, М. «Просвещение» 2005 год, в соответствии с требованиями НГОС начального общего образования и с учётом регионального компонента и особенностей развития детей с нарушениями слуха.

Программа рассчитана на работу с глухими детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным культурным ценностям.

Музыкально-ритмические занятия являются одним из важных специальных (коррекционных) предметов в системе образовательно-коррекционной работы с глухими обучающимися, направленной на их всесторонне развитие, наиболее полноценную социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Цель программы: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности; соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики, формирование у глухих детей естественной речи с выраженной и ритмической стороной, развитие слухового восприятия учащихся и использование его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Музыкально-ритмические занятия решают коррекционно-развивающие и общеобразова- тельные задачи, тесно взаимосвязанные между собой:

• усиление слухового компонента в комплексном восприятии неслышащим ребёнком музыки и звуков речи;

• развитие слухового восприятия средствами музыки, обогащение представлений детей о звучащем мире, развитие восприятия разнообразной акустической информации – речи, неречевых звучаний, музыки;

• совершенствование произносительных навыков неслышащих младших школьников;

• расширение кругозора неслышащих учащихся, их словарного запаса, обогащение речи учащихся новой лексикой;

• эстетическое и нравственное воспитание неслышащих учащихся средствами музыки и танца, содействие их более полной социальной адаптации;

• развитие творческих способностей, важнейших психических функций глухих учащихся (мышления, воображения, памяти, внимания, наблюдательности и сообразительности);

• развитие у учащихся умений выполнять двигательные упражнения по словесной инструкции, без наглядного показа;

• восприятие и воспроизведение песен и несложных музыкальных пьес, формирование музыкальной памяти.

• использование жестовой речи в соответствии с психо-физическими особенностями каждого ученика;

• широкое применение игровых форм деятельности, с частыми сменами видов работ;

• физическое развитие учащихся: формирование правильной осанки, совершенствование движений, их координация;

• развитие эмоциональной сферы детей;

• воспитание музыкального вкуса детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственной музыкально- исполнительской деятельности;

• обогащение музыкальных впечатлений глухих детей в процессе их знакомства с разнообразными произведениями;

• приобщение глухих детей к различным видам музыкально- исполнительской деятельности: развитие певческих и музыкально- ритмических умений и навыков, обучение игре на детских музыкальных инструментах;

• формирование тактичного поведения, уважительного отношения к партнёру и окружающим;

• развитие умения работать в коллективе и ставить интересы коллектива выше своих, развитие личностных характеристик.

Общая характеристика предмета.

Музыкально-ритмические занятия направлены на эстетическое воспитание глухих обучающихся средствами музыки, совершенствование их движений, развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи. Большое внимание уделяется эмоциональному развитию детей, расширению их кругозора, развитию воображения творчества.

Образовательно-коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь.

Важное коррекционно-развивающее значение имеет сочетание музыки и движений. Развитие у детей возможностей восприятия музыки содействует ритмической организации их движений, создает определенный эмоциональный настрой. В свою очередь, движения оказывают положительное влияние на развитие восприятия музыки. Двигательное моделирование музыкальных структур является одним из основных приемов развития у глухих детей слухового восприятия музыки.

Коррекционно-развивающий эффект взаимодействия движений и речи на музыкально-ритмических занятиях состоит в том, что специальная (коррекционная) работа по развитию правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений, чувства равновесия, формированием правильной осанки, умениями расслаблять и напрягать мышцы положительно влияет на формирование у обучающихся произносительной стороны речи при широком использовании фонетической ритмики, базирующейся на стимуляцию воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, а также слов, фраз и др. с помощью движений, соответствующих характеру воспроизведения данных речевых элементов, и опоре на развивающееся слухо-зрительное и слуховое восприятие речи.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки и ритмики по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.

Таким образом, взаимодействие музыки, движений и устной речи на музыкально-ритмических занятиях при использовании специальных педагогических технологий способствует преодолению нарушений в развитии глухих детей, более полноценному формированию личности, их социальной адаптации и интеграции в обществе.


Место учебного (коррекционного) предмета в учебном плане.

Предмет «Музыкально-ритмические занятия» изучается в подготовительном, 1-5 классах 70 часов (2ч в неделю).

К музыкально-ритмическому занятию предъявляются требования, аналогичные требованиям к любому фронтальному уроку в специальных школах для глухих и слабослышащих. Это относится к организации урока, к общему и речевому развитию детей. Особое значение придается реализации дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от состояния их слуховой функции, возможностей восприятия на слух речи и основных музыкальных структур, состояния произношения, общего и речевого развития, а также двигательных способностей и других индивидуальных особенностей.

Отметим, что основным способом восприятия речевого материала на музыкально-ритмических занятиях является слухо-зрительное. При этом, как и на других уроках и занятиях, большое внимание уделяется развитию речевого слуха, закреплению произносительных навыков в ходе всего занятия.


Ценностные ориентиры содержания специального (коррекционного) предмета.

Музыкально-ритмические занятия способствуют личностному развитию обучающихся - приобщению к музыкальной культуре (народному и профессиональному музыкальному творчеству), формированию более целостной картины мира, воспитанию патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, расширению кругозора, активизации познавательных возможностей, реализации творческого потенциала, желания и умений участвовать в художественной деятельности, связанной с музыкой. Это имеет важное значение для приобщения глухих детей к социуму, их интеграции в обществе.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


В результате изучения курса «Музыкально-ритмические занятия» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

  1. Личностные

• закрепление положительного отношения учащихся к процессу обучения на музыкально-ритмических занятиях;

• осознание значимости развития слухового восприятия музыкальными средствами для социализации и значимости музыки в жизни;

• формирование способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении; с пониманием относиться к замечаниям со стороны взрослого; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

• формирование мотивации учебной деятельности, стремления занимать активную позицию в коллективе (желание принимать участие в праздничных мероприятиях);

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире через развитие коммуникативной сферы неслышащих учащихся;

• развитие уважительного отношения к иному мнению, недостаткам окружающих; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

  1. Метапредметные

• осознание общности различных видов искусств;

• развитие способности адекватно использовать остаточный слух для ритмичного эмоционального движения под музыку, а так же контроля собственной речи и речи товарища в ходе всего учебно- воспитательного процесса;

• закрепление навыков смыслового восприятия учебного материала в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание, формулировать вопрос, просьбу, пожелание и т.д.;

• развитие способности запоминать последовательность движений в этюдах и танцах, развитие способности к осуществлению логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий и причинно- следственных связей, отнесению к известным понятиям;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• опосредованное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач (в том числе манипулировать мышкой и вводить текст с помощью клавиатуры)

  1. Предметные

• расширение объёма воспринимаемых неречевых звучаний и музыки;

• наличие умения на максимальном (индивидуально для каждого ученика) расстоянии уверенно реагировать на музыку и речевые сигналы с различением их на слух;

• овладение элементарными гимнастическими движениями, простейшими построениями;

• разучивание несложных танцев (этюдов);

• различение на слух длительности, краткости, степени интенсивности, тембра и высоты звучаний музыки;

• наличие умения реагировать на предъявляемые стимулы движениями и голосом, воспроизводить речевой материал (слова и фразы) эмоционально, внятно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в темпе, приближающемся к нормальному, соблюдая звуковой состав и ритмическую структуру слов и фраз (с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика);

• знание и умение называть музыкальные инструменты, исполнять на них сильную и каждую долю такта в музыке в умеренном темпе;

• определение на слух основных музыкальных ритмов (марш, вальс, полька);

• понимание основных дирижёрских жестов, воспроизведение ритмического рисунка мелодии и коллективное речитативное исполнение текста песен под музыку под руководством учителя доступным по силе голосом, реализуя произносительные умения

• слухо-зрительное восприятие и воспроизведение внятно, реализуя произносительные возможности, основной организационный и терминологический материал урока.

Основное содержание музыкально-ритмических занятий.


Рабочая программа музыкально-ритмических занятий включает следующие разделы:

- автоматизация произносительных навыков;

- обучение движениям под музыку;

- обучение восприятию музыки;

- декламация песен под музыку;

- игра на элементарных музыкальных инструментах.

В календарно-тематическом планировании представлены основные темы, на которых учащиеся изучают все разделы предмета.

1. Ведущее значение имеют движения под музыку. В процессе занятий у детей целенаправленно развиваются двигательные навыки, формируется хорошая осанка. Они учатся правильно, выразительно и ритмично выполнять под музыку основные движения (ходьба, бег, хлопки, прыжки и др.), танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять элементы танца и пляски, несложные композиции народных и современных танцев. Дети обучаются движениям, передающим повадки животных, характер героев музыкальных сказок, участвуют в музыкально-двигательных играх. Учащиеся также учатся дирижировать, исполнять ритмический рисунок мелодии руками, моделировать движениями высотные соотношения звуков (рука внизу — звук ниже, наверху — выше), ориентируясь на наглядно представленные пространственные отношения (например, пособие «Музыкальная лесенка»).

Подготовительный класс. Обучение движениям под музыку.

Эмоциональное и правильное исполнение гимнастических и танцевальных движений под музыкальное сопровождение учителя. Овладение элементарными и гимнастическими движениями (наклоны, повороты головы, туловища, различные положения рук и т. п.), простейшие построения (в колонну, в шеренгу, в круг, свободное размещение в классе и т. п.), элементы танца и пляски (элементарные движения, принятые в русском танце, польке и т. п.). Разучивание несложных плясок (русская пляска, полька и т. п.), подвижных игр с музыкальным заданием (типа «Волк и зайцы», «Кто первый?» и т. п.). Изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки, смену музыкальной динамики (громкая, тихая музыка), темп (умеренный, быстрый, медленный), регистры в музыкальном звучании (высокий, низкий, средний).

1 класс. Обучение движениям под музыку.

Эмоциональное и правильное исполнение гимнастических и танцевальных движений под музыкальное сопровождение учителя.

Овладение элементарными гимнастическими движениями (наклоны, повороты головы, различные положения рук, круговые движения руками, плечами, полуприседания, вставание на полупальцы и т.д.), простейшими построениями (в одну, две, три линии, в колонну, в шеренгу, в круг, свободное размещение в классе и т.д.), элементами танца и пляски (пружинное полуприседание и вставание на полупальцы, выставление ноги на пятку и носок, положения и движения рук, принятые в русском танце, плавные движения рук, шаг галопа, хороводный шаг, поскоки и т.д.).

Разучивание несложных плясок, хороводов, танцевальных упражнений.

Изменение заданных движений, ориентируясь на начало и конец музыки, музыкальный акцент, смену музыкальной динамики (громкая, тихая, негромкая музыка), темп (быстрый, медленный, умеренный), регистры в музыкальном звучании (высокий, средний, низкий).

Фиксирование движениями сильной и слабой доли такта в музыке дву-, трёх- и четырёхдольного метра в умеренном темпе. Определение движением руки высотного положения двух и более звуков внутри среднего регистра.

2 класс. Обучение движениям под музыку.

Выразительное, правильное и ритмичное выполнение под музыку гимнастических и танцевальных движений.

Совершенствование основных движений, элементов танцев и плясок (ритмичная ходьба, ходьба на полупальцах, лёгкий бег, кружение поскоками, шаг с притопом, повторные три притопа, выставление ноги на пятку с подпрыгиванием, шаг польки и т.д.)

Освоение перестроения группы ( построение двух концентрических кругов, сужение и расширение круга, различные положения в парах и т.д.).

Разучивание несложных танцевальных композиций (полька парами, русская пляска, русский хоровод и т.д.).

Фиксирование движениями сильной и каждой доли такта в музыке дву-, трёх-, четырёхдольного метра в умеренном, медленном и быстром темпе.

Дирижирование по четырёхдольной сетке. Изменение движений в связи со сменой частей музыкальной пьесы.

Исполнение руками (хлопками) несложного ритмического рисунка мелодий, состоящих из восьмых, четвертных и половинных длительностей (2-8 тактов) в двудольном метре. Определение движением руки высотного положения двух и более звуков внутри первой октавы.

3 класс. Обучение движениям под музыку.

Выразительное, правильное, ритмичное выполнение гимнастических и танцевальных упражнений под музыкальное сопровождение учителя и грамзаписи.

Совершенствование основных движений и элементов танцев и пляски (например: вальсовая дорожка, припляс, скользящий ход на невысоких полупальцах, верёвочка, присядка, упражнения с предметами и т.д.); освоение перестроения группы (фигурная маршировка, сведение и разведение круга, змейка, построение цепочками) и т.д.

Разучивание танцевальных композиций.

Импровизация отдельных музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки, ритмичное исполнение.

4 класс. Обучение движениям под музыку.

Выразительное, правильное и ритмичное исполнение танцевальных композиций под музыку в аудиозаписи.

Освоение основных элементов бального народного танца (например, русского: тройной ход с ударом, переменный ход, притоп), их несложных композиций (например в кадрильном стиле в медленном темпе – «Сударушка»).

Разучивание основных движений вальса (в паре): дорожка вперёд, назад в паре, вальсовые повороты и т.д.; соединение их в несложные композиции.

Выполнение подготовительных и основных движений танцев в современных ритмах (повороты, наклоны, вращение кистей, сгибание и выпрямление рук, отведение ног вперёд, назад, на каблук, приставные шаги с поворотом).

Разучивание танцевальных композиций в современных ритмах.

Импровизация танцевальных композиций под музыку различного характера.

Оценка собственного исполнение и исполнения товарищей.

5 класс. Обучение движениям под музыку.

Совершенствование выразительного, правильного и ритмичного исполнения несложных танцевальных композиций под музыку в аудиозаписи. Свободное и лёгкое выполнение танцевальных движений.

Разучивание несложных композиций бальных, народных танцев (в кадрильном стиле в умеренно быстром темпе и плясовом стиле в умеренно быстром темпе), бальных танцев в современных ритмах, танцевальных композиций в ритме вальса (например: медленный вальс и др.).

Импровизация танцевальных композиций под музыку различного характера.

Совершенствование умений изменять движения в соответствии с разными частями музыкальной пьесы (запев, припев, двух-, трёхчастная форма и т.д.).


2. Формирование восприятия музыки у глухих школьников осуществляется на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т. е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух. Обучение восприятию музыки проходит в двух формах: как самостоятельная деятельность и как составная часть других видов деятельности — музыкально-ритмических движений, игры на элементарных инструментах, декламации песен под музыку.

Обучение восприятию музыки как самостоятельному виду деятельности включает формирование сенсорной основы восприятия музыки (обучение различению, узнаванию и распознаванию на слух основных свойств музыкальных звуков — высоты, силы, длительности, тембра, в различных их сочетаниях), развитие навыков слушательской культуры (обучение внимательному слушанию музыкальных произведений или фрагментов из них, проведению элементарного анализа музыки — определение характера, доступных средств музыкальной выразительности, различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них, высказыванию отношения к прослушанному). Обучение восприятию музыки как составной части других видов деятельности — музыкально-ритмических движений, игры на элементарных инструментах, декламации песен под музыку предполагает развитие у учащихся в процессе формирования исполнительских навыков постоянного целенаправленного вслушивания в музыкальное сопровождение, согласованного с музыкой исполнения танцев, декламации песен и др.

Музыкальный материал, используемый на занятиях, должен быть художественным, соответствовать возрасту и интересам учащихся, возможностям восприятия ими музыки в данный период обучения, принципам педагогической целесообразности и воспитывающего обучения.

В процессе занятий дети учатся сопоставлять впечатления от музыки различного характера. Сначала они неоднократно прослушивают каждую пьесу, с помощью учителя определяют ее характер (бодрый, веселый, грустный, спокойный и т. д.) и известные им средства музыкальной выразительности (звуковысотные, метроритмические, темповые, динамические, тембровые отношения в музыке). Правильному восприятию детьми характера и настроения музыкальной пьесы в большой мере содействует создание учителем соответствующего эмоционального настроя в классе, яркое, выразительное исполнение музыки. Затем школьники учатся самостоятельно узнавать каждую из прослушанных пьес (в начале обучения при выборе из 2—3). На следующих занятиях перед детьми ставится более сложная задача: сразу узнать пьесу (без предварительного ее прослушивания на данном уроке). Ученики сначала различают и узнают пьесы в условиях, когда видят и слышат исполнение музыки учителем, затем только на слух (восприятие музыкального инструмента и исполнения учителем музыки исключается, например дети встают спиной к пианино). В процессе работы учащиеся воспринимают музыку в исполнении учителя и в аудиозаписи.


Подготовительный класс. Восприятие музыки.

Определение на слух начала и окончания звучания музыки. Различение на слух громкой и тихой музыки, быстрого, медленного и умеренного темпа, регистров в музыкальном звучании. Различение на слух веселой и грустной музыки. Определение в небольших музыкальных пьесах или фрагментах из них характера (веселый, грустный) и средств музыкальной выразительности (динамика, темп, регистр).

1 класс. Восприятие музыки.

Различение на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа, музыки дву-, трёхдольного метра (полька, вальс), регистров в музыкальном звучании, высотных соотношений двух звуков в среднем регистре (интервал не менее септимы), поступенного и скачкообразного звукорядов в среднем регистре.

Различение и опознавание на слух марша, танца и песни при выборе из трёх пьес.

Различение и опознавание на слух маршей, танцев и песен различного характера при выборе из двух пьес одного жанра.

Определение в музыкальных пьесах жанра (марш, танец, песня), характера (весёлый, грустный и т.п.), средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метрических, высотных отношений).

2 класс. Восприятие музыки.

Различение и опознавание на слух музыки двухдольного, трёхдольного, четырёхдольного метра (польки, марша, вальса);плавной и отрывистой музыки; мелодий (фрагментов из них) с опорой на графическую запись ритмического рисунка, состоящего из восьмых, четвертных, половинных длительностей; поступенного восходящего и нисходящего звукорядов в первой октаве и многократного повторения одного и того же звука, поступенного и скачкообразного звукорядов в первой октаве.

Различение и опознавание на слух частей пьесы Л. Бетховена «Весёлая. Грустная», Д.Кабалевского «Три подружки».

Различение и узнавание пьес из «Детского альбома» П.Чайковского(«Вальс», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Песня жаворонка»).

Словесное определение в пьесах характера музыки (весёлый, грустный, спокойный, песенный, танцевальный, маршевый и т.д.) и средств музыкальной выразительности (темп, динамика звучания, метр, характер звуковедения, звуковысотные отношения).

Знакомство с кратким содержанием музыкальной сказки, различение и опознавание на слух музыкальных фрагментов при выборе из 4-6.

3 класс. Восприятие музыки.

Знакомство с симфонической сказкой С.Прокофьева «Петя и волк», балетом на сказочный сюжет «Щелкунчик» П.Чайковского, оперой «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова (в аудиозаписи).

Прослушивание фрагментов из данных произведений.

Различение и опознавание на слух фрагментов из этих произведений при выборе из 3-5 (в аудиозаписи).

Определение характера музыки, доступных средств музыкальной выразительности; узнавание солирующего голоса и хорового звучания при прослушивании вокально-инструментальной музыки; знакомство со звучанием инструментов симфонического оркестра и певческих голосов.

Различение и опознавание на слух мелодий песен с опорой на их графическую запись (при выборе из 2-4), фрагментов из одной мелодии (запев, припев) в исполнении учителя.

Исполнение руками (хлопками) ритмического рисунка мелодии (одновременно с её исполнением учителя на фортепиано и после прослушивания), включая мелодии с пунктирным ритмом (в исполнении учителя).

4 класс. Восприятие музыки.

Прослушивание музыкальных произведений (фрагментов из них), объединённых по тематике, например: «Народная музыка», «Природа в музыке», «Музыка о детях и для детей».

Определение в прослушанной пьесе (фрагменте) характера (радостный, грустный, торжественный, взволнованный и т.д.), средств музыкальной выразительности (звуковысотных, темпоритмических, динамических, тембровых отношений).

Различение 2-5 пьес (фрагментов из музыкальных произведений) разного характера.

Прослушивание музыки в разном исполнении (фортепьяно, скрипка, труба и т.д.; симфонический оркестр, оркестр народных инструментов и т.д.; мужской, женский, детский хор).

Закрепление умений вычленять солирующий голос или инструмент, различать коллективное и сольное, вокальное, вокально-инструментальное и инструментальное исполнение.

Подбор к прослушанной музыке близких по настроению произведений изобразительного искусства, литературы. Развитие представлений учащихся о связи музыки с другими видами искусства, их взаимосвязи с жизнью.

Знакомство с авторами и исполнителями музыки.

5 класс. Восприятие музыки.

Прослушивание музыкальных произведений (фрагментов из них), объединённых по тематике, например «Сказки в музыке», «Музыкальная жизнь страны: концертные залы, музыка театра, кино и т.д.

Совершенствование умений самостоятельно определять характер музыки, доступные средства музыкальной выразительности (звуковысотные, темповые, динамические, тембровые отношения).

Различение фрагментов из музыкальных произведений или небольших пьес (песен) различного характера в условиях ограниченного выбора (из 3-5).

Подбор к прослушанной музыке близких по настроению произведений изобразительного искусства.

Развитие представлений учащихся о связи музыки с другими видами искусства.

Знакомство с авторами и исполнителями музыкального произведения. Подготовка учащихся (с помощью учителя, воспитателя) кратких сообщений о музыке, музыкантах на основе чтения статей из газет, журналов, глав из книг.


3. Обучение декламации песен под музыку способствует совершенствованию произносительных навыков школьников, развитию у них способности проникновения в эмоциональное содержание песни, выразительного коллективного ее исполнения. Дети обучаются эмоциональной, внятной и выразительной декламации песен под аккомпанемент учителя, точному воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.). На занятиях большое внимание уделяется работе над ансамблем под управлением учителя, созданию у детей эмоционального настроя, необходимого для песни того или иного характера. Репертуар включает народные и современные детские песни, которые должны быть художественными, соответствовать возрасту детей, их интересам и произносительным возможностям.

Подготовительный класс. Обучение декламации песен под музыку.

Понимание основных дирижерских жестов (внимание, дыхание, начало, окончание, логическое ударение). Эмоциональная коллективная декламация под музыку, реализуя сформированные произносительные умения; воспроизведение ритмического рисунка мелодии, состоящей из четвертных, восьмых и половинных длительностей в умеренном темпе.

1 класс. Обучение декламации песен под музыку.

Понимание основных дирижёрских жестов (внимание, дыхание, начало, окончание, логическое ударение). Эмоциональное коллективное исполнение текста песен под музыку под руководством учителя доступным по силе голосом; реализуя произносительные умения.

Воспроизведение ритмического рисунка мелодии, состоящей из четвертных, восьмых, половинных длительностей в умеренном и медленном темпе, выделение логического ударения во фразе.


2 класс. Обучение декламации песен под музыку.

Эмоциональная декламация песен (спокойно, весело, бодро, грустно и т.д.) под аккомпанемент и управлением учителя, реализуя сформированные умения воспроизводить звуковую и ритмико-интонационную структуру речи. Исполнение напевных песен - мягко, спокойно, плавно; песен энергичных, бодрых – более твёрдо, легко.

Воспроизведение ритмического рисунка мелодий песен в умеренном темпе.

Исполнение в контрастной динамике (громко, тихо) отдельных фрагментов песен.

3 класс. Обучение декламации песен под музыку.

Выразительная декламация песен под аккомпанемент и управление учителя, реализуя умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.

Исполнение каждого куплета песни с соответствующими эмоциональными оттенками и в различной манере (мягко, спокойно, плавно, энергично, бодро и т.д.

Воспроизведение ритмического рисунка мелодий песен в умеренном и умеренно-быстром темпе (включая мелодии с пунктирным ритмом).

Инсценирование песни.

4 класс. Обучение декламации песен под музыку.

Выразительная и эмоциональная декламация песен под аккомпанемент и управлением учителя, реализуя умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.

Разучивание песен различного темпа, включая быстрый. Разучивание попевок в быстром темпе.

Воспроизведение в декламации постепенного усиления и ослабления звучания, замедления и убыстрения темпа. Чёткое и лёгкое исполнение песен быстрого темпа.

Определение характера песни, анализ звуковысотной и ритмической структуры мелодии, динамических оттенков.

Оценивание собственной декламации песен, декламации товарищей.

5 класс. Обучение декламации песен под музыку.

Выразительная и эмоциональная декламация песен под аккомпанемент и управлением учителя, реализуя умения воспроизводить звуковую и ритмико-интонационную структуру речи.

Декламация песен с одновременным их звучанием в аудиозаписи (под управлением учителя).

Декламация песен под музыку с хорошей дикцией, чёткое воспроизведение ритмической структуры мелодии (включая пунктирный ритм), динамических оттенков и темповых изменений; достижение свободного, лёгкого звучания. Разучивание попевок в быстром темпе.

Самостоятельный анализ музыки, характера песни, звуковысотной и ритмической структуры мелодии, определение кульминации в песне, изменений динамики звучания и темпа.



4.Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах направлено на развитие у глухих детей звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового слуха, эмоционального восприятия музыки. На занятиях дети овладевают игрой на элементарных музыкальных инструментах (металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках и т. д.), учатся исполнять в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне (ведущую партию исполняет учитель на фортепьяно или ученики на металлофоне, ксилофоне, пианоле и др.).

Подготовительный класс. Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах.

Исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сильной и каждой доли такта в музыке двудольного метра в умеренном темпе.

1 класс. Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах.

Эмоциональное исполнение ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне.

Исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сильной и каждой доли такта в музыке дву-, трёх-, четырёхдольного метра в умеренном темпе.

2 класс. Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах.

Эмоциональное и выразительное исполнение в ансамбле ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне. Одновременное и поочерёдное исполнение в ансамбле ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне (ритмический рисунок одинаковый для всех инструментов).

3 класс. Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах.

Эмоциональное и выразительное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе (ритмический рисунок одинаковый или разный для каждого инструмента.


4 класс. Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах.

Эмоциональное и выразительное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне (ритмический рисунок одинаковый или разный для каждого инструмента).

Исполнение ведущей партии учениками на инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофон, ксилофон, флейта, гармоника и др.), а также на электромузыкальных инструментах.

5 класс. Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах.

Эмоциональное и выразительное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне (ритмический рисунок одинаковый или разный для каждого инструмента).

Исполнение ведущей партии учениками на инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофон, ксилофон, флейта, гармоника и др.), а также на электромузыкальных инструментах.


5. Восприятие и воспроизведение устной речи (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки). Важное значение придается развитию слухозрительного и слухового восприятия речи, закреплению навыков внятного, выразительного, достаточно естественного ее воспроизведения при реализации произносительных возможностей. Ведется работа по развитию речевого дыхания, голоса, закреплению звукового состава речи, восприятия на слух и воспроизведения элементов ритмико – интонационной структуры речи, воспроизведения слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера. Обучение строится на основе преемственности с индивидуальными занятиями: на индивидуальных занятиях формируются первичные произносительные умения, а их закрепление целенаправленно осуществляется как на индивидуальных занятиях, так и на музыкально-ритмических занятиях, что требует реализации преемственности в работе по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи в разных организационных формах образовательно-коррекционного процесса.

Подготовительный класс. Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики)

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний с постепенным их наращиванием до 4 — 5 слогов, слов и коротких фраз, состоящих из 4—5 слогов. Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, сохраняя одинаковую высоту тона на разных гласных, а также согласных, произносимых с голосом (м, в, л, р); восприятие на слух и воспроизведение модуляции голоса по силе (нормальный — громкий — тихий), сохраняя нормальную высоту и тембр. Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: слитно и раздельно слогосочетания, слитно слова, синтагматическое членение фразы; кратко и долго гласные звуки, выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в дву-, трехсложных словах, логического ударения во фразе. ; Закрепление правильного воспроизведения в речевом материа-ле звуков и их сочетаний, усвоенных учащимися класса.

Общие требования к речи учеников. Произнесение речевого материала эмоционально, голосом нормальной высоты, силы и тембра (с помощью учителя и самостоятельно), в темпе, приближающемся к нормальному, по подражанию учителю использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики); произнесение слов слитно, с ударением (с помощью учителя, по графическому знаку и самостоятельно), реализуя возможности воспроизведения их звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных и допустимых замен), соблюдая орфоэпические правила (с помощью учите-ля и самостоятельно); произнесение коротких фраз слитно, деление фраз на синтагмы, выделение логического ударения во фразе (с помощью учителя и самостоятельно).

1 класс. Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики).

Правильное пользование речевым дыханием, слитное воспроизведение слогосочетаний (для сочетаний взрывного и гласного звука типа папа… до 8-10 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звуков типа саса… до 4-6 слогов), слов, коротких фраз, состоящих из 6-8 слогов.

Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра, умений изменять голос по силе (нормальный – громкий – тихий) и по высоте (нормальный – более высокий – более низкий в пределах естественного диапазона), сохраняя нормальный тембр.

Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: слитно и раздельно слогосочетания, синтагматическое членение фразы, кратко и долго гласные звуки, выделение ударного гласного в ряду слогов, ударения в дву-, трёхсложных словах, логического и синтагматического ударения во фразе; передача в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации.

Закрепление правильного воспроизведения в речевом материале звуков и их сочетаний, усвоенных учащимися класса.

Общие требования к речи учеников. Произнесение речевого материала эмоционально, голосом нормальной высоты, силы и тембра (с помощью учителя и самостоятельно), в темпе, приближающемся к нормальному, по подражанию учителю использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики); произнесение слов слитно, с ударением (с помощью учителя, графическому знаку и самостоятельно), реализуя возможности воспроизведения их звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных и допустимых замен), соблюдая орфоэпические правила (с помощью учителя и самостоятельно); произнесение коротких фраз слитно, деление фраз на синтагмы, выделение логического ударения во фразе (с помощью учителя и самостоятельно), эмоциональное и выразительное инсценирование диалогов.

2 класс. Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики).

Слитное воспроизведение слогосочетаний с постепенным их наращиванием до 8-10 , слов и коротких фраз, состоящих из 8-10 слогов, деление более длинных фраз паузами на синтагмы (по подражанию учителя и самостоятельно.

Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра; восприятие на слух и воспроизведение модуляций голоса по силе (постепенное усиление: тихо – громче – громко, ослабление голоса: громко – тише – тихо) и высоте (базовые мелодические модуляции голоса в пределах его естественного диапазона: ровная интонация, повышение от среднего уровня, понижение от высокого и среднего уровня).

Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: ударение в дву-, трёх-, четырёхсложных словах, синтагматическое членение фразы, фразовое ударение, изменение темпа речи (нормальный – медленный – быстрый), изменение силы голоса (нормальный – громкий – тихий), а также произнесение речевого материала шепотом в зависимости от требований учителя, расстояния до собеседника, размера помещения, необходимости соблюдать тишину; передача в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации.

Закрепление правильного воспроизведения в речевом материале звуков и их сочетаний, усвоенных учащимися класса.

Общие требования к речи учеников. Произнесение речевого материала эмоционально, голосом нормальной высоты, силы и тембра (с помощью учителя и самостоятельно), в темпе, приближающемся к нормальному, по подражанию учителю использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики); произнесение слов слитно, с ударением (с помощью учителя, графическому знаку и самостоятельно), реализуя возможности воспроизведения их звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных и допустимых замен), соблюдая орфоэпические правила (с помощью учителя и самостоятельно); произнесение коротких фраз слитно, деление фраз на синтагмы, выделение логического ударения во фразе (с помощью учителя и самостоятельно), эмоциональное и выразительное инсценирование диалогов. Участие в инсценировании музыкальной сказки. Эмоциональное и выразительное исполнение 2 роли, внятное и достаточно естественное воспроизведение отработанного речевого материала при реализации произносительных возможностей.

3 класс. Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики).

Слитное воспроизведение слогосочетаний с постепенным их наращиванием (с учётом возможностей обучающихся), слитное произнесение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз на синтагмы.

Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра; восприятие на слух и воспроизведение динамических и мелодических модуляций голоса в пределах его естественного диапазона.

Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: изменение темпа речи (постепенное замедление и убыстрение); ударение в двух-,трёх-, четырёх- и пятисложных словах; синтагматическое членение фразы, выделение логического и синтагматического ударения, по возможности, воспроизведение мелодической структуры фраз, передача в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации.

Закрепление правильного воспроизведения в речевом материале звуков и их сочетаний, усвоенных учащимися класса. Предупреждение возможных отклонений от нормального произнесения родственных по артикуляции звуков в слогах, словах, фразах.

Общие требования к речи учеников. Произнесение речевого материала внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, передача в речи повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации (самостоятельно по графическому знаку – точка, вопросительный знак, восклицательный знак), различных эмоциональных оттенков высказывания – радости, огорчения, растерянности, испуга, а также значений предельно высокой степени - признака, действия, состояния, самостоятельный выбор адекватных неречевых средств коммуникации (выразительной мимики, позы, пластики), сопровождающих речь (в рамках речевого этикета); произнесение слов слитно (включая разного типа сочетания согласных в одном слове и на стыке слов), с ударением, реализуя возможности соблюдения звукового состава, соблюдая орфоэпические правила (по надстрочному знаку и самостоятельно); правильное произнесение новых слов, руководствуясь надстрочными знаками; произнесение фраз слитно и деление на синтагмы (группы слов до 10-12 слогов), выделение логического и синтагматического ударения по возможности соблюдение мелодического контура фраз (с помощью учителя и самостоятельно). Самостоятельное эмоциональное и выразительное инсценирование диалогов при реализации произносительных возможностей.

4 класс. Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики). Развитие речевого дыхания, голоса нормальной высоты, силы и тембра, умений воспроизводить модуляции голоса по силе и высоте.

Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: распределение дыхательных пауз при произношении длинных фраз; выделение логического и синтагматического ударения во фразе, соблюдение по возможности мелодической структуры фраз, изменении темпа речи, сохраняя его звуковой состав и ритмико-интонационную структуру.

Закрепление правильного воспроизведения в речевом материале звуков, усвоенных учащимися класса. Предупреждение возможных отклонений от нормального произнесения родственных по артикуляции звуков в слогах, словах, фразах.

Эмоциональная и выразительная декламация стихотворений или фрагментов из них после прослушивания музыки соответствующего настроения.

Общие требования к речи учеников. Произнесение речевого материала внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, передача в выразительной речи с помощью естественных невербальных средств коммуникации (выражение лица, поза, пластика и др.) повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации, различных эмоциональных оттенков высказывания. Самостоятельное эмоциональное и выразительное инсценирование диалогов при реализации произносительных возможностей. Эмоциональная и выразительная декламация стихотворений или фрагментов.


5 класс. Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики).

Восприятие на слух и воспроизведение усвоенных модуляций голоса по силе и высоте.

Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: распределение дыхательных пауз при произношении длинных фраз; выделение логического и синтагматического ударения во фразе, соблюдение по возможности мелодической структуры фраз, изменении темпа речи, сохраняя его звуковой состав и ритмико-интонационную структуру.

Закрепление правильного воспроизведения в речевом материале звуков, усвоенных учащимися класса. Предупреждение возможных отклонений от нормального произнесения родственных по артикуляции звуков в слогах, словах, фразах.

Выразительное и эмоциональное чтение стихотворений (наизусть и по книге) после прослушанной музыки.

Самостоятельный подбор известных учащимися стихотворений, фрагментов из прозы, близких по настроению прослушанной музыке.

Общие требования к речи учеников. Произнесение речевого материала внятно, достаточно естест-венно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, передача в речи различных эмоциональных оттенков высказывания, самостоятельный выбор адекватных неречевых средств коммуникации(выразительной мимики, позы, пластики), сопровождающих речь (в рамках речевого этикета); произнесение слов слитно, с ударением, реализуя возможности воспроизведения звукового состава, зная и соблюдая орфоэпические правила; произнесение фраз слитно, самостоятельное распределение дыхательных пауз при произнесении длинных фраз (группы слов до 10—12 слогов), выделение логического и синтагматического ударения, по возможности соблюдение мелодического контура фраз (под контролем учителя и самостоятельно).

Мониторинг результатов обучения. Текущий контроль овладения различными видами деятельности, связанными с музыкой, осуществляется на каждом занятии, периодический контроль – в конце четверти.

К контрольным измерителям следует отнести

• контрольно-обобщающий урок в конце каждой учебной четверти;

• танцевальные проекты (готовые танцевальные номера, представленные на внеклассных мероприятиях различного уровня).

Проверки, включаемые в периодический контроль, направлены на изучение достижения детьми запланированных личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. При проверке достигнутых результатов обучения и их оценке учитываются овладение всеми видами деятельности, связанными с музыкой: восприятием музыки, музыкально – ритмическими движениями, декламацией песен, игрой на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Задания соответствуют планируемым результатам обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. Проверки по овладению различными видами деятельности, связанными с музыкой, проводятся на музыкально – ритмических занятиях фронтально, малыми группами или индивидуально.


Примерное тематическое планирование музыкально – ритмических занятии.

При планировании музыкально-ритмических занятий учитывается, что время, отводимое на работу по автоматизации произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики и музыки) занимает примерно 20 минут на каждом занятии; остальное время равномерно распределяется между работой по формированию и развитию различных видов деятельности, связанных с музыкой - обучение восприятию музыки, музыкально-ритмическим движениям, декламации песен под музыку; игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле включается, прежде всего, в содержание музыкально-ритмических занятий, на которых ведется работа над метроритмическими отношениями в музыке.

Сетка часов




предмет


класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов по четвертям

Кол-во часов за год

I


II


III


IV




Музыкально- ритмические занятия

Подг.

2

16

16

20

18

70

1

2

16

16

20

18

70

2

2

16

16

20

18

70

3

2

16

16

20

18

70

4

2

16

16

20

18

70

5

1

8

8

10

9

35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!