СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5 класса с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5-х классов с ОВЗ, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5 класса с ОВЗ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


г..о. Королёв мкр. Юбилейный Московской обл.

ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30



УТВЕРЖДАЮ:


Директор МБОУ «СОШ №1»

г.о.Королёв мкр. Юбилейный

____________________/А. В. Ивлев/

«____» _________________ 2015 г.

М.П.






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию для 5 класса

основной школы

(базовый уровень)

(домашнее обучение)







Составитель – учитель истории и социальных дисциплин

Сумкина Анна Александровна

Высшая квалификационная категория
















2014

I. Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа по обществознанию для 5 клас­са составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова, требований к обя­зательному минимуму содержания обществоведческого обра­зования в основной школе (при учебной нагрузке 1 ча­с в неделю), Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.

Данная рабочая программа по обществознанию предназначена для работы с обучающимися 5-го класса с ограниченными возможностями здоровья (с полностью сохранённым интеллектом), получающими образование по индивидуальному учебному плану (в том числе и посредством дистанционных технологий) в общеобразовательной школе. Рабочая программа рассчитана на 17 часов школьного учебного плана при нагрузке 0,5 часа в неделю, выделенный из компонента образовательного учреждения. Срок реализации программы - 1 год.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Данная Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013.

2. Иванова Л. Ф. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2012.

3. Иванова Л. Ф. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л. Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2012.

В 5 классе содержание интегрированного курса «Обществознание» носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Курс включает пять тем: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина».

Первая тема «Человек» вводит ученика в проблематику, связанную с социальными проявлениями человека, раскрывает отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. В теме освещаются особенности подросткового возраста, важного для становления личности; значение и назначение самопознания.

В процессе обучения учащиеся расширяют круг сведений не только о таких важнейших социальных институтах, как семья, школа, труд, Родина, их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с этими институтами.

Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых ученики выполняют практические задания, развивают свои
познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенный материал.

Изучение курса обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

а) способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, на уважении закона и правопорядка, а также развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

б) способствовать развитию:

- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников;

- умения анализировать и систематизировать получаемые данные;

- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

Задачи курса:

Научить обучающихся:

а) сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

б) логично выстраивать устные высказывания, монолог, вести дискуссию, при этом следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

в) выполнять познавательные и практические задания;

г) выполнять причинно-следственный анализ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Личностными результатами учащихся 5-х классов, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

- направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

- умении давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнении в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения учащимися программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения. этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

коммуникативной

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приема ми и техниками преодоления конфликтов.

II. Содержание рабочей программы

Вводный урок (1 час)

Тема 1. Человек (2 часа)

Цели и ценность человеческой жизни. Человек — био­логическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

Отрочество — особая пора жизни. Особенности под­росткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.

Тема 2. Семья (3 часа)

Семья — ячейка общества. Семья под защитой государ­ства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. От­ношения между поколениями.

Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределе­ние обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа (6 часов)

Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная дея­тельность. Учеба — основной труд школьника. Умение учиться.

Образование и самообразование. Организация собственной учебной деятельности. Формы самообразования.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.

Тема 4. Труд (2 часа)

Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие бла­гополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Тема 5. Родина (4 часа)

Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъ­екты Федерации. Многонациональное государство. Рус­ский язык — государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России.

Гражданин — Отечества достойный сын. Права граж­дан России. Обязанности граждан. Гражданственность.

Россия — федеративное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонацио­нальная культура России. Межнациональные отношения.

Повторение (2 ч)







III. Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование главы

Количество часов

1

Введение

1

2

Человек

2

3

Семья

3

4

Школа

3

5

Труд

2

6

Родина

4

7

Повторение

2


Итого

17




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 5 КЛАССЕ



Тема и тип урока

Содержание образования

Понятия и персоналии

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Домашнее задание

Оснащение урока (в том числе ЦОРы)

Дата

5а и 5б

предметные

метапредметные УУД

личностные УУД

По плану

Фактически

регулятивные

коммуникативные

познавательные



1

Что изучает предмет «обществознание»

Вводный урок

Знакомство с курсом обществознания.

Работа с учебником

Правила пользования значками

Общество, обществознание

Познакомиться с предметом «Обществознание». Уметь работать с учебником, понимать содержание различных рубрик, значков. Давать определение понятиям, изучаемым по тематике

Смогут: работать по плану урока, научатся планировать свою деятельность на уроке

Смогут понимать свои интересы при изучении нового курса, организовать работу в паре, задавая друг другу вопросы при знакомстве с курсом

Смогут ориентироваться в учебнике, рабочей тетради при выполнении познавательных заданий, осознававать необходимость нового знания

Смогут развить мотивацию к получению знаний. Будут понимать правила работы с учебником

Прочитать раздел «Как работать с учебником», подготовить ответ на вопрос рубрики «Вспомним» (с. 10)

Учебник





Раздел 1. Человек (2 часа)

2


Загадка человека

Урок изучения нового материала/Урок изучения и первичного закрепления знаний

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность

Человек. Наследственность. биологическое и социальное в природе человека. личность

Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий; характеризовать и рассматривать на конкретных примерах биологическое и социальное в природе человека

Обучающиеся смогут: определять цели своей деятельности, выполнять проектное задание (задание 4 на стр. 15), используя ИКТ

Обучающиеся смогут: учитывать разные мнения по вопросу «природа человека», стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Обучающиеся смогут: уметь точно выражать свои мысли, работать с текстом, сравнивать свойства человека и животных

Обучающиеся смогут: давать нравственную оценку целям и ценностям человеческой жизни

§ 1; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя»


Презентация «Человек родился», Режим доступа:

www. proshkolu.

ru/user/rizingelena/filе/586150





3


Отрочество – особая пора жизни.

Урок закрепления знаний и выработки умений/Урок комплексного использования знаний

Отрочество - особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. размышления подростка о будущем. самостоятельность - показатель взрослости.

Отрочество. Подросток. Самостоятельность

Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий; описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости

Обучающиеся смогут: рефлектировать при оценивании полученных на уроке знаний и умений

Обучающиеся смогут: формулировать собственной мнение по вопросу «Почему отрочество – особая пора в жизни?» и аргументировать его, понимать и принимать позицию другого в процессе работы по созданию модели подростка будущего, корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

Обучающиеся смогут: уметь точно выражать свои мысли, работать с текстом учебника, делать вывод по вопросу «В чём значение самостоятельности как показателя взрослости?», характеризовать изучаемые понятия с опорой на личный опыт

Обучающиеся смогут: осознавать важность подросткового возраста в выборе своего жизненного пути, определении позитивной модели поведения, значения самостоятельности и ответственности

§ 2; задания

рубрики

«В классе и дома»,

С. 21-2. Составить кроссворд по теме «Человек»

Презентация «Отрочество – особая ора жизни», Режим доступа:

https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-obshhestvoznaniju/40472-otrochestvo-osobaya-pora-v-zhizni.html











Раздел 2. Семья (3 часа)

4



Семья и семейные отношения

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы

Семья, двухпоколенная семья, трёхпоколенная семья, неполная семья, бобыль

Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий; показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи, сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи

Обучающиеся смогут: определять проблему учебной деятельности при рассмотрении вопросов темы.

Обучающиеся смогут: излагать своё мнение по теме «Отношения между поколениями», аргументируя его

Обучающиеся смогут: устанавливать причинно-следственные связи в практических ситуациях, связанных с отношениями в семье, типичные для разных стран и исторических периодов

Обучающиеся смогут: аргументированно оценивать свои и чужие поступки в семейных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

§ 3; задания рубрики «В классе и дома»,

с. 32

Презентации: «Семья».

Режим доступа: http://

www. rusedu.

ru/detai1

1761.html;

«Родословная Пушкиных». Режим доступа: http:www.

ru. wikipedia.

оrg.wikil

Пушкины















5


Семейное хозяйство

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства

Потребности, ресурсы, рачительность, экономика

Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий; характеризовать совместный труд членов семьи, сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя

Обучающиеся смогут: участвовать в формулировании проблемы к теме урока

Обучающиеся смогут: определять и сравнивать различные точки зрения на проблему «Отношения родителей и детей», корректировать своё мнение под воздействием контрагрументов.

Обучающиеся смогут: уметь использовать такие логические операции, как анализ объектов с целью выделения их признаков и синтез как составление целого из частей при сравнении домашнего хозяйства городского и сельского жителей, составить кластер по вопросу «Обязанности подростка».

Обучающиеся смогут: описывать свои обязанности по ведению семейного хозяйства, уважительно относиться к домашнему труду, понимать значение рационального ведения хозяйства, совместного труда членов семьи для укрепления семейных отношений

§ 4. выполнить задание рубрик «проверь себя», «В классе и дома»


Презентация «Семейный

бюджет».

Режим доступа: http://

prezentacii. com/obschestvoznanie/262-prezentaciya-

semeynyy-

byudzhet-

коnsрекt .

html















6


Свободное время

Урок комплексного использования знаний

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом.

Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни

Свободное время, хобби, здоровый образ жизни, увлечения

Обучающиеся смогут: объяснять и интерпретировать понятия; устно использовать их во время дискуссии

Обучающиеся смогут: планировать индивидуальную учебную деятельность, составлять хронокарту своей работы и отдыха

Обучающиеся смогут: излагать своё мнение, аргументируя его; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов

Обучающиеся смогут: анализировать практические ситуации, связанные с использованием подростками свободного времени

Обучающиеся смогут: описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития; характеризовать значимость здорового образа жизни

§ 5. Составить текст выступления на тему «Здоровый образ жизни – это…»/нарисовать рисунок на тему «Здоровый образ жизни»

Презентация «Делу время, потехе час».

Режим доступа: http://

nsporta1.ru/

shkola/obsh

chestvosnanie/

library /infor

matsiya-

dlya-

uchitelei-

obshchestvo

snanуа





Раздел 3. Школа (3 часа)

7


Образование в жизни человека

Урок комплексного использования знаний

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования

Образование. Система школьного образования, ступени школьного образования

Обучающиеся смогут: объяснять значение понятия; описывать ступени школьного образования, описывать систему общего школьного образования в нашей стране; характеризовать учёбу как основной труд школьника

Обучающиеся смогут: определять цель учебной деятельности при изучении темы, работать по плану, сверяясь с целью

Обучающиеся смогут: владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание о роли образования в жизни человека

Обучающиеся смогут: анализировать ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом; развивать способности осмысленного чтения и рефлексии письменных текстов, использование содержания текста для обогащения своих знаний и применение этих знаний на практике

Обучающиеся смогут: выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений и свой опыт

§ 6,

выполнить проект: «Школа вчера, сегодня, завтра»,

«Школа

моей мечты» (по выбору обучающихся)

Презентация «Профессия -

ученик».

Режим доступа: http://festival.1 september.ru/

articles/576984/











8


Образование и самообразование

Урок комплексного использования знаний

Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться

Образование, самообразование

Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий; характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры.

Обучающиеся смогут: развивать свои способности, понимать, что такое целеполагание, включая постановку новых целей; выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

Обучающиеся смогут: излагать своё мнение по вопросу «Что значит уметь учиться?»

Обучающиеся смогут: составить кластеры «Образование» и «Самообразование», создать памятку «Учись учиться»

Обучающиеся смогут: оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; развивать готовность к самообразованию и самовоспитанию

§ 7.

Выполнить задания рубрики «В классе и дома», Рабочая

тетрадь

Презентация

«Профессия - ученик».

Режим доступа: http://

Festival.1 sep

tember.ru/

articles/576984/













9

Одноклассники, сверстники, друзья

Урок комплексного использования знаний

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс

Одноклассники, сверстники, друзья

Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий на конкретных примерах.

Обучающиеся смогут: отрефлексировать собственный стиль и формы общения с одноклассниками и друзьями

Обучающиеся смогут: преодолевать конфликты; уметь договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого человека

Обучающиеся смогут: использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями

Обучающиеся смогут: иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого

§ 8.

Написать правила дружной жизни в классе

Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья».

Режим доступа: http:// www.uchportal.ru/load/

143-1-0- 21913





Раздел 4. Труд (2 часа)

10



Труд - основа жизни

Урок комплексного использования знаний/Урок закрепления знаний и выработки умений

Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство

Труд, профессия, товары, услуги, благотворительность, меценатство, заработная плата

Обучающиеся смогут: характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; приводить примеры благотворительности и меценатства; раскрыть сущность понятий

Обучающиеся смогут: определять основные проблемы темы; планировать учебную деятельность для решения проблем

Обучающиеся смогут: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; излагать своё мнение по проблеме «Труд - источник всех богатств или основное условие человеческой жизни?», аргументируя его

Обучающиеся смогут: объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества; различать материальную и моральную оценку труда; выделять общие и отличительные черты благотворительности и меценатства

Обучающиеся смогут: определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии

§ 9.

Подготовить иллюстрации работ мастеров народного промысла

Презентация «Труд- основа

жизни».

Режим доступа: http://

prezentacii.com/obschestvoznanie/1916-trud-

osnovazhizni. html



11

Труд и творчество

Урок закрепления знаний и выработки умений

Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве

Ремесло, мастерство, творческий труд

Обучающиеся смогут: раскрыть сущность понятий; объяснить последствия разделения труда, взаимосвязь творчества и труда

Обучающиеся смогут: определять цель учебной деятельности по изучению темы, работать по плану, сверяясь с целью

Обучающиеся смогут: представлять публично сообщения о различных жанрах народного творчества; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Обучающиеся смогут: расширить представления о творчестве как одном из видов трудовой деятельности; раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров; находить положительные и отрицательные стороны разделения труда

Обучающиеся смогут: осознавать и стремиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах через уважение к истинным мастерам, создающим своим трудом материальные и духовные ценности

§ 10, задания практикума


Презентация «Труд и творчество». Режим доступа: http://nsportal.ru/ shkola/ obshchestvoznanie/ library/prezentatsiya-k-uroku-ob

shchestvoznaniya-v-6-klasse-trud- i-tvorches





Раздел 5. Родина (4 часа)

12


Наша Родина-Россия

Урок изучения нового материала/

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Россия -

Федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный

Россия, Отечество, Отчизна, Родина, федерация, субъект, патриот


Обучающиеся смогут: объяснять сущность понятий; раскрывать сущность вопроса «Россия – федеративное государство», называть статус субъектов РФ и их права, раскрывать функции русского языка как государственного

Обучающиеся смогут: определять основные проблемы темы, планировать учебную деятельность для решения проблем

Обучающиеся смогут: корректировать своё мнение под воздействием контраргументов по вопросу «Почему русский язы является государственным?»

Обучающиеся смогут: характеризовать особенности России как многонационального государства, составлять схему «Структура России как федерации», составлять кластер по вопросу «Права субъектов», определять понятия темы

Обучающиеся смогут: осознавать и стремиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах через уважение к истории своей страны; осознание сущности патриотизма, его ценности. Приводить примеры, характеризующие данное понятие

§ 11.

индивидуальные задания

Презентация «Что значит быть патриотом».

Режим доступа: http://

nsportal.ru/

shkolalobsh

сhestvоznaпiе/

library/urok-

chto-znachit-

byt-patriotоm-0















13


Государственные символы России

Урок изучения нового материала/Урок закрепления знаний и выработки умений

Государственные символы России: герб, гимн, флаг, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России

Герб, флаг, гимн, Конституция

Обучающиеся смогут: описывать основные государственные символы российской Федерации, знать их история. Знать текст гимна РФ. рассказывать о государственных праздниках и столице России

Обучающиеся смогут: определять цель учебной деятельности по изучению темы, работать по плану, сверяясь с целью

Обучающиеся смогут: использовать ИКТ как инструмент образного знакомства с государственными символами, с Москвой – столицей России

Обучающиеся смогут: находить информацию об истории государственных символов и Москве – столице России в дополнительных источниках информации; владеть смысловым чтением; вычитывать фактуальную информацию по вопросу «Государственные праздники»

Обучающиеся смогут: осознавать себя гражданином России, проявлять уважительное отношение к государственным символам своей страны; объяснять, почему государственные символы России: герб, гимн, флаг, государственные праздники – являются ценностями страны

§ 12;

задания

рубрики

«В классе и дома»,

Задания рабочей тетради

Презентация «Государственная символика».

Режим доступа: http://

www.rusedu.

ru/detail

2490.html









14

Гражданин России

Урок комплексного изучения знаний/Урок закреплении знаний и выработки умений

Гражданин - Отечества достойны сын. Права и обязанности граждан России.

Гражданственность

гражданин, гражданственность, права и обязанности гражданина

Обучающиеся смогут: объяснить и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин», называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ, определять основные обязанности граждан РФ; раскрывать сущность понятия «гражданственность»

Обучающиеся смогут: контролировать своё время и управлять им при выполнении заданий самостоятельной работы

Обучающиеся смогут: излагать своё мнение по проблеме «Гражданин - Отечества достойный сын», аргументируя свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи

Обучающиеся смогут: владеть основами поискового чтения, структурировать текст, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Смогут составить синквейн с терминами: гражданин, гражданственность; приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей из материалов СМИ, художественной литературы

Обучающиеся смогут: осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах, объяснять обязательства свои и своей страны

§ 13.

индивидуальные задания

Презентация «Гражданин -

Отечества

достойный

сын». Режим доступа: http://

arbuzschool.

ucoz.ru/index/O-19













15


Мы - многонациональный народ

Урок комплексного изучения знаний/Урок закрепления знаний и выработки умений

Россия - многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения

Россия, народ, национальность, межнациональные отношения

Обучающиеся смогут: раскрыть смысл понятий темы; характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия; объяснять особенности межнациональных отношений и многонациональной культуры в России

Обучающиеся смогут: включаться в постановку целей, на каждом этапе деятельности контролировать выполнение поставленных целей; осуществлять рефлексию по решению учебных познавательных задач

Обучающиеся смогут: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, излагать своё мнение, участвуя коллективном обсуждении проблемы «Народы России – одна семья», аргументируя свою позицию

Обучающиеся смогут: находить в адаптированных источниках конкретные примеры исторического прошлого и современной жизни российского общества, проявления толерантного отношения к людям разных национальностей

Обучающиеся смогут: вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям других национальностей, стремиться идти на взаимные уступки в разных ситуациях, осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него

§ 14.

Составление кроссворда

Презентация «Мы - многонациональный

народ». Режим доступа: http://

nsportal.ru/

shkolalobshchestvosnanie/library/prezentatsiya-%22 mnogonatsionalnaya-rossiya%22.

Карта субъектов РФ

















Повторение (2 часа)


16- 17

Я – гражданин России

Урок проверки, оценки и контроля знаний

Смотр знаний по курсу «Обществознание»

Проектная работа «Мы научились»

Повторение основных понятий курса

Обучающиеся смогут: обобщить и закрепить полученные знания и умения

Обучающиеся смогут: наметить перспективы работы в следующем учебном году

Обучающиеся смогут: проанализировать результаты своей работы и работы одноклассников за год

Обучающиеся смогут: закрепить навыки реализации проектно-исследовательской деятельности

Обучающиеся смогут: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, развивать способность адекватной самооценки





IV. Требования к уровню подготовки


В результате изучения обществознания ученик должен


знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;


уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалами, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и право вой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
    обязанностей;

      • первичного анализа и использования социальной информации.


V. Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы

1. Методические пособия для учителя:

Боголюбов Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе/Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013.

Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с дидакт. материалами/А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы. - М.: Планета, 2010.

Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи ... »: методические разработки социально-психологических тренингов/А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.

Прутченков А. С. Наедине с собой: психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников/А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Прутченков А. С. Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов/А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.

Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2010.

Правовое воспитание школьников. 5-9 кл.: конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.


2. Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Александрова И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс/И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова Л С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений: в 2 ч./Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

Бекешев К. А. Обществознание : учеб. пособие/ К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.

Лозовский Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями/Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 1997.

Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию (классные часы, проекты, диспуты, игры, тесты, викторины, литературно-музыкальные композиции, олимпиада по международному гуманитарному праву). 5-10 классы. - М.: Глобус, 2008.

Северина О.А., Дронова Т.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, праздники, классные часы, тесты. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.

Сычев А. А. Обществознание: учеб. пособие/А. А. Сычев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.

Тюляева Т. И. Обществознание: настольная книга учителя/Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.


3. Дополнительная литература для учащихся:

Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию/Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

Сазонова Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.


Учебно-методическое обеспечение

1. Печатные пособия.

Демонстрационные таблицы:

Человек познает мир.

Внутренний мир и социализация человека.

Человек, природа, общество.

Рыночная экономика.

Развитие общества.

Политическая система общества.

Политическая жизнь общества.

Право.

Социальная система общества.

Взаимодействие людей в обществе.

Культура и духовная жизнь.

2. Информационно-коммуникативные средства.

Обществознание. Рекомендации. Разработки/Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов/сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград: Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Обществознание. Курс лекций: учеб. пособие/А. 10. Ларин, О. Е. Боровик. - М.: Книжный мир, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).


3. Технические средства обучения.

Телевизор.

Мультимедийный компьютер с веб-камерой.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

4. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

5. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.



Рассмотрено на заседании ШМО.

Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2015г.

Руководитель ШМО ________/Е. В. Шароухова/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/Л. В. Ляпунова/

'' ___ '' _______________ 2015г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!