МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
г.о.Королёв мкр. Юбилейный Московской обл.
ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1»
г.о.Королёв мкр. Юбилейный
____________________/А. В. Ивлев/
«____» _________________ 2015 г.
М.П.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию для 6 класса
основной школы
(базовый уровень)
домашнее обучение
Составитель – учитель истории и социальных дисциплин
Сумкина Анна Александровна
Высшая квалификационная категория
2015
I. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова, требований к обязательному минимуму содержания историко-обществоведческого образования в основной школе (при учебной нагрузке 1 час в неделю), Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья, которым по медицинским показаниям рекомендовано домашнее обучение (но с абсолютно сохранённым интеллектом), в том числе с использованием дистанционных технологий. В связи с этими рекомендациями и специальным Учебным планом для таких учащихся предусмотрена укороченная нагрузка 0,5 часа в неделю, 17 часов школьного учебного плана при нагрузке. Срок реализации программы - 1 год.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Данная Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.
2. Иванова Л. Ф. Обществознание. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2012.
3. Иванова Л. Ф. Обществознание. 6 класс: поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л. Ф. Иванова [и др.]. - М.: Просвещение, 2012.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
II. Содержание рабочей программы
Тема 1. Человек в социальном измерении (6 часов)
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 2. Человек среди людей (5 часов)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 3. Нравственные основы жизни (4 часов)
Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Итоговое повторение (2 часов)
III. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование главы | Количество часов |
1 | Человек в социальном измерении | 6 |
2 | Человек среди людей | 5 |
3 | Нравственные основы жизни | 4 |
4 | Повторение | 2 |
| Итого | 17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема и тип урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | Домашнее задание | Оснащение урока (в том числе ЦОРы) | Дата |
предметные | метапредметные УУД | личностные УУД | По плану | Фактически |
Раздел 1. Человек в социальном измерении (6 часов) |
1 | Человек-личность (ознакомление с новым материалом) | 1. Что такое личность. 2. Индивидуальность - плохо или хорошо? 3. Сильная личность - какая она? | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | § 1. Индивидуальные задания | Набор карточек с определениями. Презентация «Человек, индивид, личность». Режим доступа: www.prоshkolu.ru/user/rizin gelena/filе/586150/ | | |
2 | Познай самого себя (комбинированный) | 1. Познание мира и себя. 2. Что такое самосознание. 3. На что ты способен | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | § 2. Индивидуальные задания | Е. В. Домашеек. Школьный справочник по обществознанию. Ростов н/Д.: Феникс, 2010 | | |
3 | Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом) | 1. «Птицу узнают по полету, а человека - по работе». 2. «Пчела мала, да и та работает». 3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека) | Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | § 3. Индивидуальные задания | Презентация «Человек и его деятельность». Режим доступа: http:// www.proshkolu.ru/user/galsto nok/file/651848 | | |
4 | Потребности человека (ознакомление с новым материалом) | 1. Какие бывают потребности. 2. Мир мыслей. 3. Мир чувств | Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | § 4. Индивидуальные задания | Презентация «Что человек чувствует, о чем размышляет», Режим доступа: http://nspor tal.ru/shkola/ obshcllestvo snanie/library/ сhto-сhelovek-chuvstvuеt-о-сhеm- razmyshlyaet | | |
5 | На пути к жизненному успеху (комбинированный) | 1. Слагаемые жизненного успеха. 2. Привычка к труду помогает успеху. 3. Готовимся выбирать профессию. 4. Поддержка близких - залог успеха. 5. Выбор жизненного пути | Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | § 5. Индивидуальные задания | Презентация «На пути к жизненному успеху». Режим доступа: http://nsportal.ru/shkolalobshchestvoznanie/ library/urok- na-puti-k-zhiznennomu-uspekhu | | |
6 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек в социальном измерении» (обобщение и систематизация знаний) | 1. Работа с дополнительным материалом. 2. Выполнение индивидуальных заданий | Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | § 1-5. Повторение | Е. В. Селезнева Я познаю мир: Психология: дет. энциклопедия. М.: АСТ-Астрель, 2002 | | |
Раздел 2. Человек среди людей (5 часов) |
7 | Межличностные отношения (ознакомление с новым материалом) | 1. Какие отношения называются межличностными. 2. Чувства - основа межличностных отношений. 3. Виды межличностных отношений | Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | § 6. Индивидуальные задания | Презентация «Отношения между людьми»: Режим доступа: http://www. rusedu.ru/ detail 10287. html | | |
8 | Человек в группе (ознакомление с новым материалом) | 1. Какие бывают группы. 2. Группы, которые мы выбираем. 3. Кто может быть лидером. 4. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. 5. О поощрениях и наказаниях. 6. С какой группой тебе по пути | Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; выделять главное | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала . | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | § 7. Индивидуальные задания | Презентация «Ты и твои товарищи», Режим доступа: http://www. uchportal.ru/lоad/143-1-0-3838 | | |
9 | Общение (комбинированный) | 1. Что такое общение. 2. Каковы цели общения. 3. Как люди общаются. 4. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. 5. «Слово - серебро, молчание - золото» | Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | § 8. Индивидуальные задания | Презентация «Зачем люди общаются», Режим доступа: http:// festival.1 september.ru/ articlesl 5715521 | | |
10 | Конфликты в межличностных отношениях (ознакомление с новым материалом) | 1. Как возникает межличностный конфликт. 2. «Семь раз отмерь ... ». 3. Как не проиграть в конфликте | Научатся: сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | § 9. Индивидуальные задания | Презентация «Почему нужно быть терпимым», Режим доступа: http://festival.1 september. ru/articlesl 5795641 | | |
11 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей» (обобщение и систематизация знаний) | 1. Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации». 2. Практикум | Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | § 6-9. Повторение | Е. В. Селезнева. Я познаю мир: Психология: дет. энциклопедия. М.: АСТ-Астрель,2002 | | |
Раздел 3. Нравственные основы жизни (4 часов) |
12 | Человек славен добрыми делами (ознакомление с новым материалом) | 1. Что такое добро. Кого называют добрым. 2. Доброе - значит хорошее. 3. Главное правило доброго человека | Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | § 10. Индивидуальные задания | Презентация «Человек славен добрыми делами». Режим доступа: http:// nsроrtal.гц/ shkola/obshc hestvoznanie llibrary/chelovek- slaven-dobrom | | |
13 | Будь смелым (ознакомление с новым материалом) | 1. Что такое страх. 2. Смелость города берет. 3. Имей смелость сказать злу «нет» | Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | § 11. Индивидуальные задания | Е: В. Домашек. Школьный справочник по обществознанию. Р/нД.: Феникс, 2010 | | |
14 | Человек и человечность (ознакомление с новым материалом) | 1. Что такое гуманизм. 2. Прояви внимание к старикам | Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | § 12. Индивидуальные задания | Презентация «Что такое человечность». Режим доступа: http:// nsportal.ru/ shkola/obshchestvoznanie /library/chto-takoe-chelovech nost | | |
15 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Нравственные основы жизни» (обобщение и систематизация знаний) | 1. Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме. 2. Письменные задания по теме урока | Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | | Подготовка к уроку- конференции | | |
Итоговое повторение (2 часа) |
16 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) | 1. Зачетные вопросы. 2. Практические задания | Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно- познавательную мотивацию учения | | Подготовка к защите проекта | | |
17 | Итоговая контрольная работа (контроль и коррекция знаний и умений) | Выполнение тестовых заданий | Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию. Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно- познавательную мотивацию учения . | Подготовка к контрольной работе | | | |
IV. Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалами, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и право вой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
V. Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы
1. Методические пособия для учителя:
Боголюбов Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе/Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с дидакт. материалами/А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи ... »: методические разработки социально-психологических тренингов/А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков А. С. Наедине с собой: психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников/А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков А. С. Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов/А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников. 5-9 кл.: конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.
2. Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс/И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова Л С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений: в 2 ч./Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев К. А. Обществознание : учеб. пособие/ К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Лозовский Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями/Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 1997.
Сычев А. А. Обществознание: учеб. пособие/А. А. Сычев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.
Тюляева Т. И. Обществознание: настольная книга учителя/Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
3. Дополнительная литература для учащихся:
Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию/Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Сазонова Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.
Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
Человек познает мир.
Внутренний мир и социализация человека.
Человек, природа, общество.
Рыночная экономика.
Развитие общества.
Политическая система общества.
Политическая жизнь общества.
Право.
Социальная система общества.
Взаимодействие людей в обществе.
Культура и духовная жизнь.
2. Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание. Рекомендации. Разработки/Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов/сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград: Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Курс лекций: учеб. пособие/А. 10. Ларин, О. Е. Боровик. - М.: Книжный мир, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
5. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2015 г. Руководитель ШМО ________/Е. В. Шароухова/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/Л. В. Ляпунова/ '' ___ '' _______________ 2015 г. |