МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
г.о. Королёв мкр. Юбилейный Московской обл.
ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1»
г.о.Королёв мкр. Юбилейный
____________________/А. В. Ивлев/
«____» _________________ 2015 г.
М.П.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию для 9 класса
основной школы
(базовый уровень)
Домашнее обучение
Составитель – учитель истории и социальных дисциплин
Сумкина Анна Александровна
Высшая квалификационная категория
2015
I. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова, требований к обязательному минимуму содержания филологического образования в средней (полной) школе (при учебной нагрузке 1 час в неделю), Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса с ограниченными возможностями здоровья, которым по медицинским показаниям рекомендовано домашнее обучение. В связи с этими рекомендациями и специальным Учебным планом для таких учащихся предусмотрена укороченная нагрузка в 0,5 часа в неделю, соответственно программа рассчитана на 17 учебных часов.
Данная Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.
2. Иванова Л. Ф. Обществознание. 9 класс: поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л. Ф. Иванова [и др.]. - М.: Просвещение, 2012
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
II. Содержание рабочей программы
Тема 1. Политика и социальное управление. (4 ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Тема 2. Право. (13 ч.)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношение органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Механизм реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения права. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
III. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование главы | Количество часов |
1 | Политика и социальное управление | 4 |
2 | Право | 13 |
| Итого | 17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема и тип урока | Содержание ФГОС | Домашнее задание | Оснащение урока (в том числе ЦОРы) | Дата |
Предметные результаты | Ключевые компетенции | По плану | Фактически |
Тема 1. Политика и социальное управление. (4 часа) |
1 | Политика и власть Изучение нового материала | Научатся: определять, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества; называть главные особенности политической власти. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Ценностно-смысловая компетенция: Умеют: конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм; определять понятия; вступать в речевое общение; работать с книгой. | § 1, термины, | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Политика и власть»// http://900igr.net/prezentasii/obschestvoznanie/Politika-1/Politicheskaja-vlast.html | | |
2 | Государство. Политические режимы Комбинированный | Научатся: определять признаки и формы государства; сравнивать конституционную и абсолютную монархию; определять, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов; сравнивать авторитарный и тоталитарный режимы; Получат возможность научиться: формулировать собственную точку зрения; выделять главное анализировать, делать выводы; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ, отвечать на вопросы | Ценностно-смысловая компетенция: Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой; определят собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности. Коммуникативная компетенция: Умеют: вступать в речевое общение; участвовать в диалоге, работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями | § 2-3, выучить термины, построить схемы | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Формы государства»// http://www.pedsovet.su/lood/130-1-0-8566 Конституция РФ Презентация «Политические режимы»// http://www.pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.html | | |
3 | Правовое государство и гражданское общество Комбинированный | Научатся: определять принципы правового государства и основные признаки гражданского общества; характеризовать ветви власти; осуществлять поиск социальной информации; объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, принимать другое мнение и позицию; задавать вопросы с целью уточнения информации; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Учебно-познавательная компетентность: Умеют: ставить цель и реализовывать её достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод. Коммуникативная компетентность: Умеют: вступать в речевое общение; участвовать в диалоге, работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями | § 4-5, выучить термины, устно ответить на вопрос | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Правовое государство»// http://www.pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.html Конституция Российской Федерации Презентация «Гражданское общество и государство»// http://www.pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.html | | |
4 | Политические партии и движения Комбинированный | Научатся: определять, что такое политические партии и общественные движения; анализировать текст; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Коммуникативная компетентность: Умеют: вступать в речевое общение; участвовать в диалоге, работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог | § 7, выучить термины | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Политические партии и движения»// http:// www.tijey.ucoz.ru/load/prezentacija_po_obshhestvoznaniju/obshhestvoznanija/skachat_beaplatno_pjliticheskie_ partii_i_dvizhe nija/61-1-0-2013 | | |
Тема 2. Право. (13 часов) |
5 | Право, его роль в жизни общества и государства Изучение нового материала | Научатся: определять основное назначение права в обществе, объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки, понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Коммуникативная компетенция: Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой, взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог | § 8, выучить термины | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Право, его роль в жизни общества и государства»//http://www.openclass.ru/lessons/107051 | | |
6 | Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность Комбинированный | Научатся: определять, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений; признаки и виды правонарушений, виды юридической ответственности. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Ценностно-смысловая компетенция: Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение, работать с книгой, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм Коммуникативная компетенция: Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой, взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог | § 9, 10, выучить термины, решить задачи 1-5 | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Субъекты правоотношений»//http://www.otherreferats.albest.ru/low00065714_0.html Презентация «Правонарушения», «Юридическая ответственность»//http://www.dmsuslin.narod.ru/club-licey6.html | | |
7. | Правоохранительные органы Комбинированный | Научатся: определять, какие органы являются правоохранительными, принцип правосудия; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общем решению; задавать вопросы с целью уточнения информации; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Учебно-познавательная компетентность: Умеют: ставить цель и реализовывать её достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод. | § 11, выучить термины, структуру судов | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Правоохранительные органы» //http://festival1september.ru/articles/566020/ | | |
8 | Конституция РФ. Комбинированный | Научатся: определять, почему Конституция является законом высшей юридической силы; что является принципом правового государства; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; называть отличия между статусом человека и гражданина. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, создавать слайдовые презентации | Информационная компетенция: Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии. Коммуникативная компетенция: Умеют: владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог | § 12-13, выучить термины, изучить структуру Конституции | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация учащихся по защите проекта «История Конституции в России», «Основы конституционного строя», «Конституция РФ – главный закон страны» | | |
9. | Права и свободы человека и гражданина Комбинированный | Научатся: определять особенности юридических норм (прав человека); характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Коммуникативная компетенция: Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой, взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог | § 15, выучить термины, ответить на вопросы | Всеобщая Декларация прав человека, ст. 1-30 Конституция РФ, гл.2, ст. 17-64 Конвенция о правах ребёнка, ст. 1-32 Семейный кодекс, гл. 11, ст. 54 - 60 Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Права и свободы граждан»//http://anapaschool11.my1.ru/load/gotovimsja_k_egeh_po_obshhestvoznanija_plotnikova_m_p/2-1-0-72.html | | |
10. | Гражданские правоотношения Комбинированный | Научатся: определять суть гражданского прав и особенности гражданских правоотношений; объяснять, в чём проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних, характеризовать виды гражданско-правовых договоров. Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; осуществлять поиск нужной информации | Информационная компетентность: Владеют: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, СМИ, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии | § 16, выучить термины, вопросы к параграфу | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Гражданские правоотношения»//http://prezentacia.ucoz.ru/load/ obshhestvoznanie/grazhdanskoe_pravo_i_grazhdanskie_pravootnoshenija_ dlja_uchitelja/13-1-0-866 | | |
11. | Трудовые правоотношения Комбинированный | Научатся: определять, какие пправа и обязанности включаются в трудовой договор, в чём заключается значение дисциплины труда. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Коммуникативная компетенция: Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой, взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог | § 17, выучить термины, решить задачи 8-11 | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Трудовое право» //http://www.uchportal.ru/load\54-1-0-4215 | | |
12. | Семейные правоотношения Комбинированный | Научатся: определять, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению; что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребёнок; в чём сущность, цели и принципы семейного права; в чём суть личных и имущественных правоотношений супругов. Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести; осуществлять поиск нужной информации | Информационная компетентность: Владеют: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, СМИ, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии | § 18, рабочая тетрадь, решить задачи 1-3 | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Семейное право»// http:// powerpt.ru/getfile-715 | | |
13. | Административные правоотношения Комбинированный | Научатся: определять какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чём состоят важнейшие черты административных правоотношений. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Ценностно-смысловая компетенция: Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение, работать с книгой, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм. | § 19, выучить термины | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Административные правоотноше ния»//http://dmsuslin.narod.ru/club-licee6.html | | |
14. | Уголовные правоотношения Комбинированный | Научатся: определять особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений, познакомятся с признаками, характеризующими преступления. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Ценностно-смысловая компетенция: Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение, работать с книгой, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм. | § 20, выучить термины | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Уголовная ответственность, уголовное наказание»// http://dmsuslin.narod.rut/club-licey6.html | | |
15. | Социальные права Комбинированный | Научатся: определять роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие»социальное государство», каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право на охрану здоровья, кто имеет право на социальное обеспечение. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, анализировать объекты | Ценностно-смысловая компетенция: Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение, работать с книгой, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм. | § 21, рабочая тетрадь, выучить термины, индив. задание: сообщения/презентации о МККК | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Социальные права»// http:/ /sch4.clan.su/load\prezentacija_hj_j,shhestvoznaniju_na_temu_quot_socialnye_prava_cheloveka_quot/17-1-0-227 | | |
16 . | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов Комбинированный | Научатся: определять, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда были приняты нормы МГП; называть особенности и значение МГП. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Коммуникативная компетенция: Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой, взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог | § 22, рабочая тетрадь, выучить термины | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Женевские конвенции I-IV | | |
17. | Правовое регулирование отношений в сфере образования Комбинированный | Научатся: определять, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни, что даёт образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы с целью получения информации; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Коммуникативная компетенция: Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с книгой, взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог | § 23, рабочая тетрадь, выучить термины, повторить § 19 – 22, вопросы 13 – 16 для повторения на с. 214 - 215 | Репродукции, иллюстрации, схемы Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010 Презентация «Право на образование»// http://narod.ru/disk/1651443001/ivanenko_OB.rar.html | | |
IV. Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалами, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и право вой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
V. Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы
1. Методические пособия для учителя:
Боголюбов Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе/Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с дидакт. материалами/А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи ... »: методические разработки социально-психологических тренингов/А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков А. С. Наедине с собой: психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников/А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков А. С. Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов/А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников. 5-9 кл.: конспекты занятий/авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.
2. Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс/И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова Л С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений: в 2 ч./Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев К. А. Обществознание : учеб. пособие/ К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Лозовский Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями/Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 1997.
Сычев А. А. Обществознание: учеб. пособие/А. А. Сычев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.
Тюляева Т. И. Обществознание: настольная книга учителя/Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
3. Дополнительная литература для учащихся:
Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию/Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Сазонова Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.
Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
Человек познает мир.
Внутренний мир и социализация человека.
Человек, природа, общество.
Рыночная экономика.
Развитие общества.
Политическая система общества.
Политическая жизнь общества.
Право.
Социальная система общества.
Взаимодействие людей в обществе.
Культура и духовная жизнь.
2. Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание. Рекомендации. Разработки/Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов/сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград: Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Курс лекций: учеб. пособие/А. 10. Ларин, О. Е. Боровик. - М.: Книжный мир, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
5. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2015г. Руководитель ШМО ________/Е. В. Шароухова/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/Л. В. Ляпунова/ '' ___ '' _______________ 2015 г. |