МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
г..о. Королёв мкр. Юбилейный Московской обл.
ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1»
г.о.Королёв мкр. Юбилейный
____________________/А. В. Ивлев/
«____» _________________ 2015 г.
М.П.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию для 5 класса
основной школы
(базовый уровень)
(домашнее обучение)
Составитель – учитель истории и социальных дисциплин
Сумкина Анна Александровна
Высшая квалификационная категория
2014
I. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова, требований к обязательному минимуму содержания обществоведческого образования в основной школе (при учебной нагрузке 1 час в неделю), Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
Данная рабочая программа по обществознанию предназначена для работы с обучающимися 5-го класса с ограниченными возможностями здоровья (с полностью сохранённым интеллектом), получающими образование по индивидуальному учебному плану (в том числе и посредством дистанционных технологий) в общеобразовательной школе. Рабочая программа рассчитана на 17 часов школьного учебного плана при нагрузке 0,5 часа в неделю, выделенный из компонента образовательного учреждения. Срок реализации программы - 1 год.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Данная Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013.
2. Иванова Л. Ф. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2012.
3. Иванова Л. Ф. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л. Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2012.
В 5 классе содержание интегрированного курса «Обществознание» носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Курс включает пять тем: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина».
Первая тема «Человек» вводит ученика в проблематику, связанную с социальными проявлениями человека, раскрывает отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. В теме освещаются особенности подросткового возраста, важного для становления личности; значение и назначение самопознания.
В процессе обучения учащиеся расширяют круг сведений не только о таких важнейших социальных институтах, как семья, школа, труд, Родина, их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с этими институтами.
Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых ученики выполняют практические задания, развивают свои
познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенный материал.
Изучение курса обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
а) способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, на уважении закона и правопорядка, а также развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
б) способствовать развитию:
- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников;
- умения анализировать и систематизировать получаемые данные;
- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Задачи курса:
Научить обучающихся:
а) сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
б) логично выстраивать устные высказывания, монолог, вести дискуссию, при этом следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
в) выполнять познавательные и практические задания;
г) выполнять причинно-следственный анализ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Личностными результатами учащихся 5-х классов, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
- умении давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнении в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения. этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
коммуникативной
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приема ми и техниками преодоления конфликтов.
II. Содержание рабочей программы
Вводный урок (1 час)
Тема 1. Человек (2 часа)
Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Тема 2. Семья (3 часа)
Семья — ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.
Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа (6 часов)
Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба — основной труд школьника. Умение учиться.
Образование и самообразование. Организация собственной учебной деятельности. Формы самообразования.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
Тема 4. Труд (2 часа)
Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 5. Родина (4 часа)
Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России.
Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность.
Россия — федеративное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Повторение (2 ч)
III. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование главы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Человек | 2 |
3 | Семья | 3 |
4 | Школа | 3 |
5 | Труд | 2 |
6 | Родина | 4 |
7 | Повторение | 2 |
| Итого | 17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 5 КЛАССЕ
№ | Тема и тип урока | Содержание образования | Понятия и персоналии | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Домашнее задание | Оснащение урока (в том числе ЦОРы) | Дата 5а и 5б |
предметные | метапредметные УУД | личностные УУД | По плану | Фактически |
регулятивные | коммуникативные | познавательные | | |
1 | Что изучает предмет «обществознание» Вводный урок | Знакомство с курсом обществознания. Работа с учебником Правила пользования значками | Общество, обществознание | Познакомиться с предметом «Обществознание». Уметь работать с учебником, понимать содержание различных рубрик, значков. Давать определение понятиям, изучаемым по тематике | Смогут: работать по плану урока, научатся планировать свою деятельность на уроке | Смогут понимать свои интересы при изучении нового курса, организовать работу в паре, задавая друг другу вопросы при знакомстве с курсом | Смогут ориентироваться в учебнике, рабочей тетради при выполнении познавательных заданий, осознававать необходимость нового знания | Смогут развить мотивацию к получению знаний. Будут понимать правила работы с учебником | Прочитать раздел «Как работать с учебником», подготовить ответ на вопрос рубрики «Вспомним» (с. 10) | Учебник | | |
Раздел 1. Человек (2 часа) |
2 | Загадка человека Урок изучения нового материала/Урок изучения и первичного закрепления знаний | Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность | Человек. Наследственность. биологическое и социальное в природе человека. личность | Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий; характеризовать и рассматривать на конкретных примерах биологическое и социальное в природе человека | Обучающиеся смогут: определять цели своей деятельности, выполнять проектное задание (задание 4 на стр. 15), используя ИКТ | Обучающиеся смогут: учитывать разные мнения по вопросу «природа человека», стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Обучающиеся смогут: уметь точно выражать свои мысли, работать с текстом, сравнивать свойства человека и животных | Обучающиеся смогут: давать нравственную оценку целям и ценностям человеческой жизни | § 1; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» | Презентация «Человек родился», Режим доступа: www. proshkolu. ru/user/rizingelena/filе/586150 |
| |
3 | Отрочество – особая пора жизни. Урок закрепления знаний и выработки умений/Урок комплексного использования знаний | Отрочество - особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. размышления подростка о будущем. самостоятельность - показатель взрослости. | Отрочество. Подросток. Самостоятельность | Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий; описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости | Обучающиеся смогут: рефлектировать при оценивании полученных на уроке знаний и умений | Обучающиеся смогут: формулировать собственной мнение по вопросу «Почему отрочество – особая пора в жизни?» и аргументировать его, понимать и принимать позицию другого в процессе работы по созданию модели подростка будущего, корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. | Обучающиеся смогут: уметь точно выражать свои мысли, работать с текстом учебника, делать вывод по вопросу «В чём значение самостоятельности как показателя взрослости?», характеризовать изучаемые понятия с опорой на личный опыт | Обучающиеся смогут: осознавать важность подросткового возраста в выборе своего жизненного пути, определении позитивной модели поведения, значения самостоятельности и ответственности | § 2; задания рубрики «В классе и дома», С. 21-2. Составить кроссворд по теме «Человек» | Презентация «Отрочество – особая ора жизни», Режим доступа: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-obshhestvoznaniju/40472-otrochestvo-osobaya-pora-v-zhizni.html |
|
|
Раздел 2. Семья (3 часа) |
4 | Семья и семейные отношения Урок изучения и первичного закрепления знаний | Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы | Семья, двухпоколенная семья, трёхпоколенная семья, неполная семья, бобыль | Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий; показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи, сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи | Обучающиеся смогут: определять проблему учебной деятельности при рассмотрении вопросов темы. | Обучающиеся смогут: излагать своё мнение по теме «Отношения между поколениями», аргументируя его | Обучающиеся смогут: устанавливать причинно-следственные связи в практических ситуациях, связанных с отношениями в семье, типичные для разных стран и исторических периодов | Обучающиеся смогут: аргументированно оценивать свои и чужие поступки в семейных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | § 3; задания рубрики «В классе и дома», с. 32 | Презентации: «Семья». Режим доступа: http:// www. rusedu. ru/detai1 1761.html; «Родословная Пушкиных». Режим доступа: http:www. ru. wikipedia. оrg.wikil Пушкины | |
|
5 | Семейное хозяйство Урок изучения и первичного закрепления знаний | Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства | Потребности, ресурсы, рачительность, экономика | Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий; характеризовать совместный труд членов семьи, сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя | Обучающиеся смогут: участвовать в формулировании проблемы к теме урока | Обучающиеся смогут: определять и сравнивать различные точки зрения на проблему «Отношения родителей и детей», корректировать своё мнение под воздействием контрагрументов. | Обучающиеся смогут: уметь использовать такие логические операции, как анализ объектов с целью выделения их признаков и синтез как составление целого из частей при сравнении домашнего хозяйства городского и сельского жителей, составить кластер по вопросу «Обязанности подростка». | Обучающиеся смогут: описывать свои обязанности по ведению семейного хозяйства, уважительно относиться к домашнему труду, понимать значение рационального ведения хозяйства, совместного труда членов семьи для укрепления семейных отношений | § 4. выполнить задание рубрик «проверь себя», «В классе и дома» | Презентация «Семейный бюджет». Режим доступа: http:// prezentacii. com/obschestvoznanie/262-prezentaciya- semeynyy- byudzhet- коnsрекt . html | |
|
6 | Свободное время Урок комплексного использования знаний | Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни | Свободное время, хобби, здоровый образ жизни, увлечения | Обучающиеся смогут: объяснять и интерпретировать понятия; устно использовать их во время дискуссии | Обучающиеся смогут: планировать индивидуальную учебную деятельность, составлять хронокарту своей работы и отдыха | Обучающиеся смогут: излагать своё мнение, аргументируя его; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов | Обучающиеся смогут: анализировать практические ситуации, связанные с использованием подростками свободного времени | Обучающиеся смогут: описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития; характеризовать значимость здорового образа жизни | § 5. Составить текст выступления на тему «Здоровый образ жизни – это…»/нарисовать рисунок на тему «Здоровый образ жизни» | Презентация «Делу время, потехе час». Режим доступа: http:// nsporta1.ru/ shkola/obsh chestvosnanie/ library /infor matsiya- dlya- uchitelei- obshchestvo snanуа | | |
Раздел 3. Школа (3 часа) |
7 | Образование в жизни человека Урок комплексного использования знаний | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования | Образование. Система школьного образования, ступени школьного образования | Обучающиеся смогут: объяснять значение понятия; описывать ступени школьного образования, описывать систему общего школьного образования в нашей стране; характеризовать учёбу как основной труд школьника | Обучающиеся смогут: определять цель учебной деятельности при изучении темы, работать по плану, сверяясь с целью | Обучающиеся смогут: владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание о роли образования в жизни человека | Обучающиеся смогут: анализировать ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом; развивать способности осмысленного чтения и рефлексии письменных текстов, использование содержания текста для обогащения своих знаний и применение этих знаний на практике | Обучающиеся смогут: выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений и свой опыт | § 6, выполнить проект: «Школа вчера, сегодня, завтра», «Школа моей мечты» (по выбору обучающихся) | Презентация «Профессия - ученик». Режим доступа: http://festival.1 september.ru/ articles/576984/ | |
|
8 | Образование и самообразование Урок комплексного использования знаний | Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться | Образование, самообразование | Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий; характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. | Обучающиеся смогут: развивать свои способности, понимать, что такое целеполагание, включая постановку новых целей; выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний | Обучающиеся смогут: излагать своё мнение по вопросу «Что значит уметь учиться?» | Обучающиеся смогут: составить кластеры «Образование» и «Самообразование», создать памятку «Учись учиться» | Обучающиеся смогут: оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; развивать готовность к самообразованию и самовоспитанию | § 7. Выполнить задания рубрики «В классе и дома», Рабочая тетрадь | Презентация «Профессия - ученик». Режим доступа: http:// Festival.1 sep tember.ru/ articles/576984/ |
|
|
9 | Одноклассники, сверстники, друзья Урок комплексного использования знаний | Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс | Одноклассники, сверстники, друзья | Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий на конкретных примерах. | Обучающиеся смогут: отрефлексировать собственный стиль и формы общения с одноклассниками и друзьями | Обучающиеся смогут: преодолевать конфликты; уметь договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого человека | Обучающиеся смогут: использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями | Обучающиеся смогут: иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого | § 8. Написать правила дружной жизни в классе | Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья». Режим доступа: http:// www.uchportal.ru/load/ 143-1-0- 21913 | | |
Раздел 4. Труд (2 часа) |
10 | Труд - основа жизни Урок комплексного использования знаний/Урок закрепления знаний и выработки умений | Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство | Труд, профессия, товары, услуги, благотворительность, меценатство, заработная плата | Обучающиеся смогут: характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; приводить примеры благотворительности и меценатства; раскрыть сущность понятий | Обучающиеся смогут: определять основные проблемы темы; планировать учебную деятельность для решения проблем | Обучающиеся смогут: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; излагать своё мнение по проблеме «Труд - источник всех богатств или основное условие человеческой жизни?», аргументируя его | Обучающиеся смогут: объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества; различать материальную и моральную оценку труда; выделять общие и отличительные черты благотворительности и меценатства | Обучающиеся смогут: определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии | § 9. Подготовить иллюстрации работ мастеров народного промысла | Презентация «Труд- основа жизни». Режим доступа: http:// prezentacii.com/obschestvoznanie/1916-trud- osnovazhizni. html | | |
11 | Труд и творчество Урок закрепления знаний и выработки умений | Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве | Ремесло, мастерство, творческий труд | Обучающиеся смогут: раскрыть сущность понятий; объяснить последствия разделения труда, взаимосвязь творчества и труда | Обучающиеся смогут: определять цель учебной деятельности по изучению темы, работать по плану, сверяясь с целью | Обучающиеся смогут: представлять публично сообщения о различных жанрах народного творчества; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Обучающиеся смогут: расширить представления о творчестве как одном из видов трудовой деятельности; раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров; находить положительные и отрицательные стороны разделения труда | Обучающиеся смогут: осознавать и стремиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах через уважение к истинным мастерам, создающим своим трудом материальные и духовные ценности | § 10, задания практикума | Презентация «Труд и творчество». Режим доступа: http://nsportal.ru/ shkola/ obshchestvoznanie/ library/prezentatsiya-k-uroku-ob shchestvoznaniya-v-6-klasse-trud- i-tvorches | | |
Раздел 5. Родина (4 часа) |
12 | Наша Родина-Россия Урок изучения нового материала/ Урок изучения и первичного закрепления знаний | Россия - Федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный | Россия, Отечество, Отчизна, Родина, федерация, субъект, патриот | Обучающиеся смогут: объяснять сущность понятий; раскрывать сущность вопроса «Россия – федеративное государство», называть статус субъектов РФ и их права, раскрывать функции русского языка как государственного | Обучающиеся смогут: определять основные проблемы темы, планировать учебную деятельность для решения проблем | Обучающиеся смогут: корректировать своё мнение под воздействием контраргументов по вопросу «Почему русский язы является государственным?» | Обучающиеся смогут: характеризовать особенности России как многонационального государства, составлять схему «Структура России как федерации», составлять кластер по вопросу «Права субъектов», определять понятия темы | Обучающиеся смогут: осознавать и стремиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах через уважение к истории своей страны; осознание сущности патриотизма, его ценности. Приводить примеры, характеризующие данное понятие | § 11. индивидуальные задания | Презентация «Что значит быть патриотом». Режим доступа: http:// nsportal.ru/ shkolalobsh сhestvоznaпiе/ library/urok- chto-znachit- byt-patriotоm-0 | |
|
13 | Государственные символы России Урок изучения нового материала/Урок закрепления знаний и выработки умений | Государственные символы России: герб, гимн, флаг, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России | Герб, флаг, гимн, Конституция | Обучающиеся смогут: описывать основные государственные символы российской Федерации, знать их история. Знать текст гимна РФ. рассказывать о государственных праздниках и столице России | Обучающиеся смогут: определять цель учебной деятельности по изучению темы, работать по плану, сверяясь с целью | Обучающиеся смогут: использовать ИКТ как инструмент образного знакомства с государственными символами, с Москвой – столицей России | Обучающиеся смогут: находить информацию об истории государственных символов и Москве – столице России в дополнительных источниках информации; владеть смысловым чтением; вычитывать фактуальную информацию по вопросу «Государственные праздники» | Обучающиеся смогут: осознавать себя гражданином России, проявлять уважительное отношение к государственным символам своей страны; объяснять, почему государственные символы России: герб, гимн, флаг, государственные праздники – являются ценностями страны | § 12; задания рубрики «В классе и дома», Задания рабочей тетради | Презентация «Государственная символика». Режим доступа: http:// www.rusedu. ru/detail 2490.html | |
|
14 | Гражданин России Урок комплексного изучения знаний/Урок закреплении знаний и выработки умений | Гражданин - Отечества достойны сын. Права и обязанности граждан России. Гражданственность | гражданин, гражданственность, права и обязанности гражданина | Обучающиеся смогут: объяснить и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин», называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ, определять основные обязанности граждан РФ; раскрывать сущность понятия «гражданственность» | Обучающиеся смогут: контролировать своё время и управлять им при выполнении заданий самостоятельной работы | Обучающиеся смогут: излагать своё мнение по проблеме «Гражданин - Отечества достойный сын», аргументируя свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи | Обучающиеся смогут: владеть основами поискового чтения, структурировать текст, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Смогут составить синквейн с терминами: гражданин, гражданственность; приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей из материалов СМИ, художественной литературы | Обучающиеся смогут: осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах, объяснять обязательства свои и своей страны | § 13. индивидуальные задания | Презентация «Гражданин - Отечества достойный сын». Режим доступа: http:// arbuzschool. ucoz.ru/index/O-19 |
|
|
15 | Мы - многонациональный народ Урок комплексного изучения знаний/Урок закрепления знаний и выработки умений | Россия - многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения | Россия, народ, национальность, межнациональные отношения | Обучающиеся смогут: раскрыть смысл понятий темы; характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия; объяснять особенности межнациональных отношений и многонациональной культуры в России | Обучающиеся смогут: включаться в постановку целей, на каждом этапе деятельности контролировать выполнение поставленных целей; осуществлять рефлексию по решению учебных познавательных задач | Обучающиеся смогут: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, излагать своё мнение, участвуя коллективном обсуждении проблемы «Народы России – одна семья», аргументируя свою позицию | Обучающиеся смогут: находить в адаптированных источниках конкретные примеры исторического прошлого и современной жизни российского общества, проявления толерантного отношения к людям разных национальностей | Обучающиеся смогут: вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям других национальностей, стремиться идти на взаимные уступки в разных ситуациях, осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него | § 14. Составление кроссворда | Презентация «Мы - многонациональный народ». Режим доступа: http:// nsportal.ru/ shkolalobshchestvosnanie/library/prezentatsiya-%22 mnogonatsionalnaya-rossiya%22. Карта субъектов РФ | |
|
Повторение (2 часа) |
16- 17 | Я – гражданин России Урок проверки, оценки и контроля знаний | Смотр знаний по курсу «Обществознание» Проектная работа «Мы научились» | Повторение основных понятий курса | Обучающиеся смогут: обобщить и закрепить полученные знания и умения | Обучающиеся смогут: наметить перспективы работы в следующем учебном году | Обучающиеся смогут: проанализировать результаты своей работы и работы одноклассников за год | Обучающиеся смогут: закрепить навыки реализации проектно-исследовательской деятельности | Обучающиеся смогут: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, развивать способность адекватной самооценки | | | | |
IV. Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалами, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и право вой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
V. Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы
1. Методические пособия для учителя:
Боголюбов Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе/Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013.
Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с дидакт. материалами/А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы. - М.: Планета, 2010.
Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи ... »: методические разработки социально-психологических тренингов/А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков А. С. Наедине с собой: психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников/А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков А. С. Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов/А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников. 5-9 кл.: конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.
2. Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс/И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова Л С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений: в 2 ч./Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев К. А. Обществознание : учеб. пособие/ К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Лозовский Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями/Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 1997.
Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию (классные часы, проекты, диспуты, игры, тесты, викторины, литературно-музыкальные композиции, олимпиада по международному гуманитарному праву). 5-10 классы. - М.: Глобус, 2008.
Северина О.А., Дронова Т.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, праздники, классные часы, тесты. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
Сычев А. А. Обществознание: учеб. пособие/А. А. Сычев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.
Тюляева Т. И. Обществознание: настольная книга учителя/Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
3. Дополнительная литература для учащихся:
Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию/Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Сазонова Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.
Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
Человек познает мир.
Внутренний мир и социализация человека.
Человек, природа, общество.
Рыночная экономика.
Развитие общества.
Политическая система общества.
Политическая жизнь общества.
Право.
Социальная система общества.
Взаимодействие людей в обществе.
Культура и духовная жизнь.
2. Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание. Рекомендации. Разработки/Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов/сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград: Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Курс лекций: учеб. пособие/А. 10. Ларин, О. Е. Боровик. - М.: Книжный мир, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Технические средства обучения.
Телевизор.
Мультимедийный компьютер с веб-камерой.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
5. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2015г. Руководитель ШМО ________/Е. В. Шароухова/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/Л. В. Ляпунова/ '' ___ '' _______________ 2015г. |