СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой  "Литературное чтение» опубликованной в сборнике: «Школа России»  – М.: Просвещение, 2011. При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы: возрастные, индивидуальные особенности и состояние учащихся данного класса, уровень их способностей, характер учебной мотивации обучающихся, анализ учебных достижений учащихся по предмету за 2 класс, работа школы по триместрам.

Просмотр содержимого документа
«планирование лит чтение 3 класс»

п/п


Тема урока

Характеристика деятельности


Дата

(по плану)


Дата

(по факту)

Введение. Знакомство с учебником. Система условных обозначений.

Ориентироваться в учебнике; знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий




I. Самое великое чудо на свете. 4 ч


Рукописные книги Древней Руси.

Различать типы книг, ис­пользуя выходные дан­ные (автор, заглавие); ог­лавление, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе.Работать в группе, уметь оказывать помощь своим одноклассникам.



Первопечатник Иван Федоров.



История возникновения книги на Руси.



Вн. чт. Путешествие в прошлое.




II. Устное народное творчество. 11 ч


Русские народные песни. Небылицы. Обращение к силам природы.

Различать жанры устного народного творчества.

Работать в парах.

Находить нужный отрывок в тексте по вопросу, анализировать сказку.


Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее.


Работать в группе.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

оценивать события, героев произведения.

Создавать небольшой устный текст на зада нную тему.



Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.



Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.



Сказки. Особенности волшебной сказки. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».



Деление текста на части. Р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»



Русская народная сказка «Иван-Царевич и серый волк».



Сравнение сказки «Иван-Царевич и серый волк» и иллюстрации И.Билибина и репродукции картины В.Васнецова.



Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика героев сказки.



Художники-иллюстраторы В.Васнецов, И. Билибин. Сравнение художественного и живописного текстов



Проверим себя и оценим свои достижения. Тестовая работа



Вн. чт. Наши проекты. «Сочиняем волшебную сказку»




III. Поэтическая тетрадь №1. 11 ч


Проект «Как научиться читать стихи»

Читать стихотворные произведения, видеть и чувствовать настроение поэта и лирического героя.

Выразительно читать стихотворные произведения и понимать настроение лирического героя.

Анализировать стихотворение, пользоваться толк. словар.


Владеть четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста, связно рассказывать о своих впечатлениях, сопоставлять и сравнивать стихи разных поэтов.

Видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.

Осознанно читать, концентрировать и распределять внимание.

Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.

Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе.



Олицетворение-средство художественной выразительности. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза».



Сочинение-миниатюра: « О чём расскажут осенние листья»Ф.И.Тютчев. «Листья».



Картины природы. А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка».



Эпитеты – слова ,рисующие картины природы. А.А.Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой».



Подвижные картины природы. И.С.Никитин. « Полно, степь моя…».



Олицетворение-приём создания картины. И.С.Никитин. «Встреча зимы».



Сравнение- средство художественной выразительности. И.З.Суриков. «Детство».



Сравнение как средство создания картины природы в лирическом произведении. И.З.Суриков. «Зима».



Проверим себя и оценим свои достижения.



Вн. чт. Путешествие в литературную страну.



IV. Великие русские писатели. 23 ч


Средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения. А.С.Пушкин. «За весной, красой природы».

Выразительно читать стихотворные произведения, понимать настроение лирического героя, пользоваться толковым словарем, анализировать и сравнивать.

Интонацией передавать настроение, делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план.

Передавать настроение героев сказки; анализировать поступки героев.

Давать характеристику героям по плану, отличать сказку от других произведений.

Определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.


Отличать басни от других произведений, находить мораль.

Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста.

Видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.

Владеть навыком беглого осознанного чтения, находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное настроение героев, их поступки.

Владеть навыком словесного рисования, прогнозировать содержание по названию, показывать на примерах отличие текста от описания, повествование и рассуждение.


Интонацией передавать настроение, делить текст на части, выделять главную мысль и составлять картинный план.

Передавать настроение героев сказки; анализировать поступки героев.

Владеть навыком словесного рисования, прогнозировать содержание по названию, показывать на примерах отличие текста от описания, повествование и рассуждение.






Приём контраста как средство художественной выразительности. А.С.Пушкин. «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода».



Настроение стихотворения. А.С.Пушкин. «Зимнее утро».



Настроение стихотворения. А.С.Пушкин. «Зимний вечер».



Стихотворения А.С.Пушкина. Сообщение «Что я узнал из жизни А.С.Пушкина»



Тема сказки. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».



Характеристика главных героев в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Рисунки И. Билибина



Сравнение народных и литературных сказок. Сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…».



Басни. Мораль басен. И.А.Крылов.



Нравственный урок читателю. И.А.Крылов. «Мартышка и очки».



Характеристика героев басни. И.А.Крылов. «Зеркало и Обезьяна».



Инсценировка басни. И.А.Крылов. «Ворона и Лисица».



Особенности лирических произведений. М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины».



Сравнение лирических произведений и произведений живописи. М.Ю.Лермонтов. «Утес», «Осень».



Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя).



Тема и главная мысль рассказа. Л.Н.Толстой. «Акула».



Составление различных вариантов плана. Л.Н.Толстой. «Прыжок».



Последовательность событий в рассказе. Л.Н.Толстой. «Лев и собачка».



Особенности рассказа - описание. Л.Н.Толстой. «Какая бывает роса на траве».



Особенности рассказа – рассуждения. Л.Н.Толстой. «Куда девается вода из моря?»



Сравнение рассказов. Л.Н.Толстой. Рассказы.



Проверим себя и оценим свои достижения. Тестовая работа



Вн. чт. Литературный праздник «Великие русские писатели».



V. Поэтическая тетрадь №2. 9 ч


Средства художественной выразительности. Н.А.Некрасов. «Славная осень!»

Прогнозировать текст, пользоваться толковым словарем.

Выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения.

Работать в парах.

Бережно относиться ко всему живому.

Воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы по содержанию, понимать смысл стихотворного текста.

Владеть навыком выразительного чтения стихотворного текста, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворений.

Сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины.

Выражать свои впечатления. Быстро и осознанно читать, концентрировать и распределять внимание.

Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.

Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе.



Средства художественной выразительности. Н.А.Некрасов. «Не ветер бушует над бором».



Авторское отношение к герою. Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».



Смысловое значение названия произведения. К.Д.Бальмонт. «Золотое слово».



Смысловое значение названия произведения. И.А.Бунин. «Детство».



Средства художественной выразительности. И.А.Бунин. «Полевые цветы».



Рифма. Восстановление стихотворения по рифме. И.А.Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги».



Проверим себя и оценим свои достижения.



Вн. чт. Знай и люби родную природу.



VI. Литературные сказки. 10 ч


Сравнение литературной и народной сказок. Д.Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки».

Владеть навыком выразительного чтения.

Находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев.

Владеть навыком беглого и осознанного чтения, составлять картинный план к произведению,

давать характеристику героям сказки.

Отличать народную сказку от авторской.

Делить сказку на части; уметь давать характеристику героям по плану; передавать зрительную информацию в словесную.

Быстро и осознанно читать, концентрировать и распределять внимание.

Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.

Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее.

Работать в группе.



Характеристика героев сказки. Д.Н. Мамин - Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца -Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».



Характеристика главного героя сказки. В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница».



Художественные особенности сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница».



Нравственный смысл сказки. В.М.Гаршин.



Характеристика героев сказок. В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».



Сравнение литературной и народной сказок. В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович» и русская народная сказка «Морозко».



Проверим себя и оценим свои достижения.



Литературная викторина «В гостях у сказки»



Вн. чт. Читаю стихотворение и слышу сказку.



VII. Были – небылицы. 7 ч


Приём сравнения - основной приём описания подводного царства. М.Горький. «Случай с Евсейкой».

Знать краткую биографию писателя.

Отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки. Работать со словарем.

Читать по ролям, составлять план рассказа, пересказывать рассказ от своего имени.

Быстро и осознанно читать, концентрировать и распределять внимание.

Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.

Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе.



Определение жанра произведения. К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей».



Характеристика героя в произведении К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей».



Различие реального и вымышленного события. А.И.Куприн. «Слон».



Деление текста на смысловые части. Особенности краткого и полного плана.А.И.Куприн. «Слон».



Проверим себя и оценим свои достижения.



Вн. чт. Литературные сказки писателей разных народов.



VIII. Поэтическая тетрадь №1. 8 ч


Средства художественной выразительности в стихах о животных. С.Черный. «Что ты тискаешь утенка?».


Владеть навыком выразительного чтения. Бережно относиться к животным.

Владеть навыком выразительного чтения стихотворного текста, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворений.

Понимать содержание стихотворений, эмоциональный настрой каждого стихотворения, выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения.


Быстро и осознанно читать, концентрировать и распределять внимание. Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.

Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе.



Средства художественной выразительности в стихах о животных. С.Черный. «Воробей».



Авторское отношение к изображаемому. С.Черный. «Слон».



Особенности создания картин зимних забав. А.А.Блок. «Ветхая избушка».



Сравнение стихов разных авторов на одну и ту же тему. А.А.Блок. «Сны», «Ворона».



Средства художественной выразительности для создания картины цветущей черёмухи. С.А.Есенин. «Черемуха».



Проверь свои достижения и оцени возможности. Викторина.



Вн. чт. Стихотворения русских поэтов.



IX. Люби живое. 14 ч


Заголовок -«входная дверь» в текст. М.М.Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний).

Владеть навыком выразительного чтения стихотворного текста, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворений.

Находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев.

Давать характеристику героям сказки.

Читать по ролям, составлять план рассказа, пересказывать рассказ от своего имени.

Делить текст на части, озаглавливать каждую часть, уметь давать характеристику героям по плану.

Передавать зрительную информацию в словесную.

Прогнозировать текст, пользоваться толковым словарем.

Знать несколько рассказов автора.

Читать выразительно, читать по ролям, работать с текстом, составлять план и по нему пересказывать.

Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.

Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее.

Работать в группе.



Творческий рассказ о герое. И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек».



Характеристика героев произведения. В.И.Белов. «Малька провинилась».



Последовательность событий. В.И.Белов. «Ещё про Мальку».



Художественные особенности сказки В.В.Бианки «Мышонок Пик».



Различие реального и вымышленного события. В.В.Бианки. «Мышонок Пик» («Соловей-разбойник»).




Мы в ответе за тех, кого приручили. Б.С.Житков. «Про обезьянку».



Различные виды пересказа. Б.С.Житков «Про обезьянку»



Характеристика героев. В.П.Астафьев. «Капалуха».



Тема материнства в произведениях о животных. В.П.Астафьев. «Капалуха».



Нравственный смысл рассказа. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».



Составление рассказа о своём любимце. В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится».



Проверь свои достижения и оцени возможности.



Вн. чт. О братьях наших меньших (Рассказы о животных В. Чаплиной, Б. Житкова, Е. Чарушина)



X. Поэтическая тетрадь №2. 11 ч.


Словесное иллюстрирование. С.Я.Маршак. «Гроза днем».


Знать стихи и рассказы С.Я.Маршака, увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворений.

Cочинять стихотворения, используя изученные приемы.

Владеть навыком выразительного чтения, прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций.

Владеть навыком выразительного чтения, прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций.

Находить и понимать главную мысль стихотворения. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой дополнительную литературу.

Создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Быстро и осознанно читать, концентрировать и распределять внимание.

Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.

Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе.



Озаглавливание произведения. С.Я.Маршак. «В лесу над росистой поляной…».



Тема любви к матери в произведениях поэтов. А.Л. Барто. «Разлука».



Авторское отношение к героям. А.Л. Барто. «В театре».



Детские фантазии. С.В.Михалков. «Если».



Любимые стихотворения С.В.Михалкова.



Тема любви к животным в произведениях поэтов. Е.А.Благинина. «Кукушка».



Тема любви к животным в произведениях поэтов. Е.А.Благинина. «Котенок».



Любимые книги – любимые писатели.



Проверь свои достижения и оцени возможности. Наши проекты. «О природе»



Вн. чт. Праздник поэзии. «Земля – наш дом родной».



XI. Собирай по ягодке-наберешь кузовок. 10 ч


Соотнесение пословицы и содержания произведения. Б.В.Шергин. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

Знать несколько произведений писателя, выразительно читать, уважать пожилых людей.

Выразительно и осознанно читать, любить и уважать старших, родителей.

Знать краткую биографию писателя.

Находить главную мысль, выражать свое отношение к прочитанному.

Пересказывать текст кратко, делить текст на части и составлять план.

Находить и понимать главную мысль рассказа. Давать характеристику героям, работать с текстом.

Выразительно читать, читать по ролям.

Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.

Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее.

Работать в группе.



Нравственный смысл произведения. А.П.Платонов. «Цветок на земле».



Тема любви и уважения к матери. А.П.Платонов. «Еще мама».



Особенности юмористического рассказа. М.М.Зощенко. «Золотые слова».



Восстановление последовательности событий. М.М.Зощенко. «Великие путешественники».



Юмор в произведении. Н.Н.Носов. «Федина задача».



Особенности общения со сверстниками. Н.Н.Носов. «Телефон».



Любимые произведения о сверстниках. В.Драгунский «Друг детства».



Проверь свои достижения и оцени возможности. Тестовая работа



Вн. чт. Библиотечный час «По страницам детских журналов».



XII. По страницам детских журналов. 8 ч.


Особенности рассказов о войне. Л.А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой».

Владеть навыком выразительного чтения, анализировать прочитанный текст.

Давать характеристику героям.

Пользоваться толковым словарем.

Находить и понимать главную мысль стихотворения.

Пользоваться толковым словарем.

Быстро и осознанно читать, концентрировать и распределять внимание.

Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.

Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе.



Особенности ролевого чтения произведения. Ю.И. Ермолаев. «Проговорился».



Уважение и помощь младшим по возрасту. Ю.И. Ермолаев. «Воспитатели».



Создание собственного сборника с вредными советами. Г.Б.Остер. «Вредные советы».



Г.Б.Остер. «Как получаются легенды».



Р.Сеф. «Веселые стихи».



Проверь свои достижения и оцени возможности.



Вн. чт. Рассказы о дрессировщиках.



XIII. Зарубежная литература. 9 ч


Отражение мифологических представлений людей в мифах. «Храбрый Персей» (древнегреческий миф).

Знать что такое миф. Осознанно читать текст и отвечать на вопросы по тексту.

Составлять план, пересказывать текст.

Сравнивать и анализировать

Связно излагать свои мысли.

Работать с текстом, пересказывать его по плану.

Связно излагать свои мысли.

Работать в парах, уметь оценивать свою и чужую работу.

Знать авторов, и их произведения, которые были изучены ранее. Работать в группе.




Герои и их подвиги. Древнегреческий миф.



Отражение мифологических представлений людей в мифах. Мифы Древней Греции.



Нравственный смысл сказки. Г.Х.Андерсен. Гадкий утенок.



Деление текста на смысловые части. Г.Х.Андерсен. Гадкий утенок



Сказки Г.Х.Андерсена. Любимые произведения Г.Х.Андерсена.



Проверь свои достижения и оцени возможности. Тестовая работа



Вн. чт. По страницам литературных сказок.



Литературная игра «Брейн-ринг».







Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение» опубликованной в сборнике: «Школа России» – М.: Просвещение, 2011. При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы: возрастные, индивидуальные особенности и состояние учащихся данного класса, уровень их способностей, характер учебной мотивации обучающихся, анализ учебных достижений учащихся по предмету за 2 класс, работа школы по триместрам.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь ос­мыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей пол­ноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных про­изведений.

Цели изучения предмета «Литературное чтение»

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений  вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического     отношения к искусству слова и умения понимать художественное произведение; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта   младших школьников средствами художественной литературы, формирование представлений о добре и  зле, правде и ответственности, воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и к культуре народов многонациональной России и других стран.

Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоциональ­но откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык худо­жественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздаю­щее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мыш­ление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетиче­ский опыт слушания произведений изящной словесности, воспи­тывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, раз­вивать интерес к литературному творчеству, творчеству писате­лей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные пред­ставления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно фор­мировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в само­стоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Выбор данной программы обусловлен тем, что ее предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отраженные в ФГОС.

Литературное чтение пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.



Учебно-тематический план

п/п

Раздел

Кол-во часов


Введение. Знакомство с учебником.

1

1

Самое великое чудо на свете

4

2

Устное народное творчество

11

3

Поэтическая тетрадь 1

11

4

Великие русские писатели

23

5

Поэтическая тетрадь 2

9

6

Литературные сказки

10

7

Были-небылицы

7

8

Поэтическая тетрадь 1

8

9

Люби живое

14

10

Поэтическая тетрадь 2

11

11

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

10

12

По страницам детских журналов

8

13

Зарубежная литература

9

Итого


136


Место курса «Литературное чтение» в учебном плане:


Количество часов в неделю – 4

Количество часов в год – 136


Содержание программы

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (11 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства.

Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Проект: «Как научиться читать стихи». Стихотворения Ф.И. Тютчева «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», И.С. Никитина «Полно степь моя…», «Встреча зимы», И.З. Сурикова «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (23 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Сообщение об А.С. Пушкин. Лирические произведения поэта. Знакомство и чтение «Сказки о царе Салтане…»

Сообщение о И.А. Крылове. Басни И.А. Крылова «Мартышки и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица».

Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. Лирические стихотворения.

Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (9ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Н.А. Некрасов. Стихотворения о природе. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин.

Литературные сказки (10ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д.Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки», В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», В.Д. Одоевский «Мороз Иванович».

Были-небылицы (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой», К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей», А.И. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (8ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Саша Черный. Стихи о животных, А.А. Блок, С.А. Есенин. Выразительное чтение стихотворений.

Люби живое (14ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М. Пришвин «Моя родина», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В. Бианки «Мышонок Пик», Б.С. Житков «Про обезьянку», В.П. Астафьев «Капалуха», В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (11ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

С.Я. Маршак, А.Л. Барто, С.В. Михалков, Е.А. Благинина. Выразительное чтение. Проект «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», А.П. Платонов, М.М. Зощенко, Н.Н. Носов. Особенности юмористических произведений.

По страницам детских журналов (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы.

Ю. Ермолаев, Г. Остер, Р. Сеф. Чтение произведений.

Зарубежная литература (9ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Чтение произведений.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса

Обучающиеся должны:

  • владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словам при темпе

  • громкого чтения не менее 70 слов в мин;

  • понимать содержание почитанного произведения, определять его тему.

Обучающиеся должны уметь:

  • устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

  • составлять план к прочитанному: полный, краткий, картинный;

  • вводить в пересказы элементы описания, рассуждения;

  • составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий)

  • вводить в пересказы элементы описания, рассуждения, а так же с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение: выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть не менее 12 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы: названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

  • не менее 5—-6 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 8 пословиц, 2-- З крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати употребить их).

Программа по литературному чтению для 3 класса включает:

  1. Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).

  2. Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения : установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

  3. Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

  4. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

  5. Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ве­дущих принципов: художественно-эстетического, литературовед­ческого и коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения млад­ших школьников вошли преимущественно художественные текс­ты. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие ре­чевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых являет­ся навык чтения.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и

себя самого;

  • знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими

ценностями;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • полноценное восприятие художественной литературы, эмоциональная отзывчивость на

прочитанное;

  • высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
            Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • осваивать приёмы поиска нужной информации;

  • овладевать алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), уметь высказывать и пояснять свою точку зрения;





Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  • осваивать правила и способы взаимодействия с окружающим миром;

  • формировать представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

  • овладевать основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознавать значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
           Предметные результаты:

  • формировать необходимый уровень читательской компетентности; овладевать техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

  • уметь пользоваться словарями и справочниками;

  • осознавать себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

  • уметь составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

  • уметь декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

При разработке содержания рабочей программы были использованы следующие основные и дополнительные материалы.

Для учителя:

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 3 класс. В 2 частях, – М.: Просвещение,2012

  2. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Электронное приложение к учебнику.- М.: Просвещение, 2013.

  4. Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Методическое пособие. Поурочные разработки по литературному чтению.3 класс.– М.: «ВАКО», 2016.

Для учащихся:

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 3 класс. В 2 частях, – М.: Просвещение,2012

  2. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс. – М.: Просвещение,2016




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!