СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Юрцовская средняя общеобразовательная школа



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ ЮСОШ

__________М.Е. Дубинская



Рабочая программа

по литературному чтению в 4 «а» классе

составлена на основе авторской программы по литературному чтению под редакцией

Л.Ф. Климановой,2011 г., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ Юрцовская СОШ, УМК «Школа России»

(Базовый уровень)



Составитель:

учитель начальных классов Н.М. Мартынова






2014-2015 учебный год


Егорьевск 2014г.






«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературному чтению под редакцией

Л.Ф. Климановой,2011 г., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ Юрцовская СОШ, УМК «Школа России», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционными принципами прочности усвоения знаний.


В рабочей программе указаны название разделов, которые полностью соответствуют авторской программе, и годовой объём учебного времени, который рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю)

Учебный тематический план


Наименование разделов и тем Всего часов (авторская)
Введение 1
1 Летописи. Былины. Жития. 11
2 Из русской классической литературы 22
3 Поэтическая тетрадь 12
4 Сказки русских писателей 16
5 Делу время – потехе час 9
6 Страна детства 8
7 Поэтическая тетрадь 5
8 Природа и мы 12
9 Поэтическая тетрадь 8
10 Родина 8
11 Страна «Фантазия» 7
12 Зарубежная литература 15
Резерв 2
Итого 136


Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение 136 ч.
п/п по разделу Дата Наименование раздела и темы урока Характеристика основной учебной деятельности обучающихся


по плану по факту


1 1 Введение. Знакомство с учебником

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1 – 3 классах.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.


Летописи, былины, сказания, жития (11ч)


2 1 Самые интересные книги, прочитанные летом. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин и известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать свое отношение.

Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать

свои достижения при работе с текстом,

используя обобщающие вопросы учебника































3 2 Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»,


4 3 События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.


5 4 Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»


6 5 Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»


7 6 Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»


8 7. Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой


9 8 Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри»


10 9 Сергий Радонежский – СВЯТОЙ ЗЕМЛИ Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому»


11 10 Житие Сергия Радонежского


12 11 Обобщение по теме «Летописи. Былины. Жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий»


Чудесный мир классики (22 часа)


13 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.


14 2 П.П.Ершов « Конек-горбунок»


15 3 П.П.Ершов « Конек-горбунок». Сравнение Литературной и народной сказок.


16 4 П.П.Ершов « Конек-горбунок». Характеристика героев.


17 5 А.С.Пушкин. « Няне».


18 6 А.С.Пушкин. « Туча», . «Унылая пора! Очей очарованье»


19 7 А.С.Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».


20 8 А.С.Пушкин. « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев.


21 9 А.С.Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части.


22 10 Урок – КВН по сказкам А.С. Пушкина


23 11 М.Ю.Лермонтов « Дары Терека»


24 12 М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»


25 13 М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок


26 14 М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев


27 15 Жизнь и творчество Л.Н. Толстого


28 16 Л.Н.Толстой «Детство»


29 17 Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень». Басня.


30 18 Чтение отрывков из произведений Л.Н. Толстого для детей


31 19 А.П. Чехов «Мальчики»


32 20 А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени


33 21 Обобщение по теме «Из русской классической литературы».


34 22 Оценка достижений


Поэтическая тетрадь «Светлый край берёз, моя Россия» (12часов)


35 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Прогнозировать содержание раздела.

Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая и изменяя настроений, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать свое чтение


36 2 Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»


37 3 А. А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка»


38 4 Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!...».


39 5 А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения


40 6 И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями...»


41 7 Н.А.Некрасов « Школьник»


42 8 Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»


43 9 И.А.Бунин «Листопад»


44 10 Родные поэты


45 11 Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь»


46 12 Оценка достижений


Литературные сказки (16 часов)


47 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорй на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.






























48 2 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки


49 3 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ


50 4 Ф.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра


51 5 В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текс – описание в содержании художественного произведения


52 6 В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста


53 7 П.П.Бажов «Серебряное копытце»


54 8 П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте


55 9


П.П.Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения


56

10



С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»


57

11


С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения


58

12


С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.


59

13


С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки


60

14


Сказки любимых писателей


61

15


Обобщение по разделу: «Литературные сказки»


62

16


Оценка достижений.


Делу время – потехе час ( 9 часов)


63 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведение, распределяя роли, выбирать режиссера.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

64 2 Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения
65 3 В.Ю.Драгунский «Главные реки»
66 4 В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»
67 5 В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка
68 6 В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения
69 7 Книги о сверстниках, о школе
70 8 Обобщение по разделу: «Делу время –потехе час»
71 9 Оценка достижений.
Страна детства ( 8часов )
72 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно диалоги.

Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать возможные заголовки произведения.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

73 2 Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения
74 3 К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
75 4 К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения
76 5 М.М.Зощенко «Ёлка»
77 6 Обобщение по разделу: «Страна детства»
78 7 Оценка достижений
79 8 Что такое серия книг и каково их назначение
Поэтическая тетрадь «Мне вспомнились детства далёкие годы» (5 ч)
80 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская»

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать любимые стихи к теме

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать свое отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.
81 2 С.А.Есенин «Бабушкины сказки»
82 3 М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства»
83 4 Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.
84 5 Устный журнал «Поэтическая тетрадь»
Природа и мы (12 часов)
85 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать свое мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слов.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль текста.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

86 2 Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе
87 3 А.И.Куприн «Барбос и Жулька»
88 4 А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения
89 5 М.М.Пришвин «Выскочка»
90 6 М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка
91 7 Е.И.Чарушин «Кабан»
92 8 В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа
93 9 В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана
94 10 В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Краткий пересказ отрывка
95 11 Обобщение по разделу: «Природа и мы»
96 12 Проект «Природа и мы». Оценка достижений
Поэтическая тетрадь «Тихая моя родина» ( 8 часов )
97 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Прогнозировать содержание раздела.

Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки, литературы, определять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения .

98 2 Б.Л.Пастернак «Золотая осень»
99 3 С.А.Клычков «Весна в лесу»
100 4 Д.Б.Кедрин «Бабье лето»
101 5 Н.М.Рубцов «Сентябрь»
102 6 С.А.Есенин «Лебёдушка»
103 7 Обобщение по разделу: Поэтическая тетрадь «Тихая моя родина»
104 8 Оценка достижений
Родина ( 8 часов )
105 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине.

Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

106 2 И.С.Никитин «Русь» . Образ Родины в поэтическом тексте
107 3 С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому
108 4 А.В.Жигулин «О, Родина!»
109 5 «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»
110 6 Обобщение по разделу: «Родина»
111 7 Проект «Они защищали Родину»»
112 8 Оценка достижений
Страна «Фантазия» (7 часов)
113 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

Прогнозировать содержание раздела. Читать и

воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории

(с помощью учителя или самостоятельно)

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

114 2 Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.
115 3 Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.
116 4 Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказа фантастического жанра
117 5 Путешествие по стране Фантазии
118 6 Оценка достижений
119 7 Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных.
Зарубежная литература (15 часов)
120 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать свое мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

121 2 Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе
122 3 Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы
123 4 Ганс Христиан Андерсен «Русалочка»
124 5 Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Авторская сказка
125 6 Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части
126 7 Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Рассказы о русалочке
127 8 Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Характеристика героев
128 9 Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
129 10 Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков
130 11 СельмаЛагерлёф «Святая ночь».
131 12 Сельма Лагерлёф «В Назарете». Святое семейство.
132 13 Сельма Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда
133 14 Оценка достижений
134 15 Обобщение по разделу: «Зарубежная литература»
135 16 Урок – отчёт «Путешествие по дорогам любимых книг»
136 17 Урок – игра «Литературные тайны»





Программа обеспечена учебно – методическим комплектом:


Учебник:

Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение. 4 класс» в 2 частях, М.: «Просвещение» 2014 г.


Дополнительные материалы:

  1. С.В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» М.: «Вако» 2013 г.

  2. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкий, М.В. Головановой «Литературное чтение.

4 класс» в 2 частях

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Программа. 1-4 классы. –М.: Просвещение. 2007

  2. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс


























Приложение Контрольные материалы 1. Контрольная работа №1 по теме «Летописи. Былины. Жития». 1) Объясните, что такое былина. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2) Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3) В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? _______________ 4) Одним из первых русских летописцев был ________________________ ________________________________________________________________ 5)В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на слови земли? ________________ 6)Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? _____________ 7) Прямо ехать – убитому быть! Влево ехать – женатому быть! Вправо ехать – богатому быть! Всё судьбой сие предписано! Откуда эти строки? ______________________________________________ 8) Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик тоже решил стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? _____________________ 9) Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал… . Что он сказал? Озвучьте. _________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 10) Ту дороженьку расчистил я Богатырь… . Вырыл клад, да без клада назад Воротился и опять небогат! А судьбу я за гриву ловлю, Норовистуюобъезживаю, И судьбина для меня – за коня!» Чьи это слова и где они были записаны? ____________________________ __________________________________________________________________ 11) Первая отпечатанная книга. __________________________ 12) Ими покрывались стены храма. Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чём речь? __________________________________ __________________________________________________________________ 13) Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь. ________________________________________________ __________________________________________________________________ 14) Назовите автора иконы «Троица». _____ Контрольная работа №2 по теме «Чудесный мир классики». 1) Только по одной строчке вам нужно назвать полностью имя автора, название стихотворения. «И молния грозно тебя обвивала…» _____________________________________________________________________ «Вскормлен грудью облаков…» _________________________________________________________________________ «Глядишь в забытые ворота…» __________________________________________________________________________ «И редкий солнца луч, и первые морозы…» _______________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2) Узнайте сказку из изученного раздела по пословице. Где счастье плодится, там и зависть родится. _____________________________________________________________ Кто чего сильно хочет, тот того и добьётся. _______________________________________________________________ Хотя с нуждою, а добился чести. ________________________________________________________________________ Живи добрее, будешь всем милее. _______________________________________________________________________ Чем крепче дружба, тем легче служба. ___________________________________________________________________ 3) Узнайте произведение по опорным словам: Маленький человек Бизоны Калифорния Мустанги Америка «Монтигомо Ястребиный Коготь» Автор:_____________________________________ Название произведения:___________________________________ 4) Назовите имя и отчество писателей. Ершов ______________________________________________________ Пушкин _____________________________________________________ Лермонтов ___________________________________________________ Толстой _____________________________________________________ Чехов _______________________________________________________ 3.Контрольная работа №3 по теме «Литературные сказки». 1) Кто из сказочных героев мог дать такие объявления? Продаю пиявок. Цена договорная. ______________________________ Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. ________ __________________________ Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства с женщин с одним, двумя и даже тремя глазами. __________________________ Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. _________________ Сплю и вижу принца. _____________________________________________ Охранному агентству на постоянную работу требуются 33 сотрудника крепкого телосложения. _____________________ Возьму оброк со всех, даже с чертей. _____________________________ Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. ____________________ 2) Отгадать загадку, вспомнить в каких из прочитанных на последних уроках сказках встречался этот предмет. Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год. Ласточка день начинает, а он кончает. Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка. ___________________ __________________________________________________________________ Мал горшок, да её варит. Сам её заварил, сам её и расхлёбывай. Её маслом не испортишь. _________________________________________ __________________________________________________________________ 3) Узнайте имя писателя по отрывку. Родился на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. ______________________ __________________________________________________________________ Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербург, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух сыновей, которые тоже стали известными. _________________________ __________________________________________________________________ Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. ____________________________________ __________________________________________________________________ Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и учёные столицы. __________________________________ __________________________________________________________________ 4. Контрольная работа №4 по теме «Делу время – потехе час». 1) К каким произведениям раздела можно отнести данные пословицы? Поздно поднялся – День потерял, В молодости не учился – Жизнь потерял. ______________________________________________ Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня. __________________________________________________ Не тот грамотен, кто читать умеет, А тот, кто слушает и разумеет. ___________________________________ Ученику – удача, учителю – радость. ______________________________ 2) Определите название произведения по одной фразе. «Попробуй в классе запой – сразу выгонят». _________________________ __________________________________________________________________ «Она разбрызгивалась, и получалось что-то очень приветливое и радостное». ________________________________________________________ «Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу». ________________________________________ __________________________________________________________________ «Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить». _______________ __________________________________________________________________ 3) Восстановить деформированный план («Сказки о потерянном времени»). 1. Вежливые школьники. 2. В лесном домике. 3. Превращение мальчика в худого, высокого, бледного старика. 4. Обратное возвращение. 5. Мальчик Петя Зубов. 6. Опасение волшебников. 7. «Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?» 8. Превращённые отыскались. 9. Где же они – дети-старики? 5. Контрольная работа №5 по теме «Страна детства». 1) Как ты знаешь раздел? Какое произведение открывает раздел? ______________________________ Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года. _____________ ________________________________ Эта девочка вдохновила великого композитора. ______________________ Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет ___________ Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки. __________ Этот инструмент мог петь обо всём. __________________ 2) Где это было? Где проводил осень Эдвард Григ? __________________________________ Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик? ______________________ В каком городе родился К. Г. Паустовский? __________________________ Где провёл детство Б. Житков? _____________________________________ В Санкт-Петербурге, в семье художника родился _____________________ Чьим школьным другом был К. И. Чуковский? _______________________ 3) Изменив всего лишь одно или два слова, верните современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание. По лесу надо с корзинкой ходить. __________________________________ Скучен день до вечера, коли делать уроки. ___________________________ __________________________________________________________________ Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать. _________________________ __________________________________________________________________ Испокон века телевизор растит человека. ____________________________ __________________________________________________________________ Первая двойка прощается. _________________________________________ На шпаргалке далеко не уедешь. ___________________________________ __________________________________________________________________ 4) Отгадайте загаданное слово в пословицах и поговорках, догадайтесь, к какому произведению оно является ключевым. Поздний он гложет кость. Из песни слова не выкинешь, из-за стола его не выгонишь. Незваный он хуже татарина. _______________________________________ __________________________________________________________________ Не вся та она, что звучит. Под хорошую её и змеи пляшут. Фома её разумеет, Урёма плясать умеет. _____________________________ __________________________________________________________________ О каком поступке идёт речь в этих пословицах? К какому произведению их можно отнести? Ворота открыты, а он в подворотню лезет. За тараканом – с барабаном, за комаром – с топором. Зачем туда с топором, где нож положен? ____________________________ __________________________________________________________________ 6. Контрольная работа №6 по теме «Природа и мы». 1) Соедините автора с его произведением. Д. Н. Мамон-Сибиряк «Выскочка» А. И. Куприн «Кабан» В. П. Астафьев «Приёмыш» Е. И. Чарушин «Стрижонок Скрип» М. М. Пришвин «Барбос и Жулька» 2) Назови произведение. Какое произведение открывает раздел? _____________________________ __________________________________________________________________ В этом произведении сорока лишилась хвоста. _______________________ __________________________________________________________________ Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. __________________________________________________________________ Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. __________________________________________________________________ Они были разными, но дружба их – крепкой. _________________________ __________________________________________________________________ Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. _________________ __________________________________________________________________ 3) Узнайте из каких произведений эти предметы. Норка _________________________________________________________ Рога __________________________________________________________ Хвост _________________________________________________________ Миска _________________________________________________________ Лодка _________________________________________________________ Метла _________________________________________________________ 4) Узнай по описанию. Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета и драка, - он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! ____________________________________________________________ Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. _________________________________ __________________________________________________________________ Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит… _______________________________ __________________________________________________________________ Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. _____________________________________________________________ Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. _________________________________________ __________________________________________________________________ Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. _______________________________________________________ 5) Объясните значения данных слов. Сталактит ______________________________________________________ Яр ____________________________________________________________ Сайма _________________________________________________________ Марал _________________________________________________________ Заполошно ______________________________________________________ Фестон _________________________________________________________ 7. Контрольная работа №7 по теме «Страна Фантазия». 1) Узнай автора. Первой научно-фантастической публикацией этого писателя стала повесть «Приключения на дне моря». _________________________________________ Какое произведение его читали? ____________________________________ Назовите настоящее имя Кира Булычёва. ____________________________ Какие произведения, написанные им, вы знаете? ______________________ __________________________________________________________________ 2) Вокруг нас находятся множество предметов и живых существ, названия которых связаны с названиями географических объектов. Догадайтесь, чем мы «обязаны»: Итальянской реке Торто. __________________________________________ Французскому городу Пломбьеру. __________________________________ Порту Маон на острове Менорка. __________________________________ Канарским островам. _____________________________________________ Турецкому городу Анкара. ________________________________________ Греции. ________________________________________________________ 3) Кто из героев произведений мог бы обратится к нам с такими словами: «Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?» ______________ «Простите, сударыня, где я? В Австралии или в Новой Зеландии?» ______ __________________________________________________________________ «Я чувствую себя хорошо. Можно мне выбраться из чемодана?» ________ __________________________________________________________________ «Огнемёта Зелёному не давай. Я постараюсь запереть их в отсеке». __________________________________________________________________ «Пожалуйста, нарисуй мне барашка». _______________________________ 8. Контрольная работа №8. Итоговая. 1) Из какого произведения эти строки и кто его автор? «Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдёт, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей…»________________________________________ Этот автор не любил сказок и историй с плохим концом, он переделывал его. Но мы читали произведение, в котором мать погибает, но спасает своих детей. ____________________________________________________________ Четыре тысячи подков не принесли им счастья, пришлось всем погибнуть, чтоб люди спаслись. ________________________________________________ Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охотники. Жилось ему в неволе хорошо. Но всё-таки он ушёл. ______________________________________________________ Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть. __________________________________________ 2) О ком идёт речь? «И повелел он своим войскам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь». _____________________ __________________________________________________________________ Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице, - Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Кто он? _____________________________________________ Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясноповысечена: «Прямо ехать – убитому быть! Влево ехать – женатому быть! Вправо ехать – богатому быть! Всё судьбой сие предписано!» Кто это читал и по какой дороге поехал? _______________________________ __________________________________________________________________ На полях своих, Под курганами, Положила ты Татар полчища. Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок Ляху гордому… Но лишь кликнул царь Свой народ на брань – Вдруг со всех концов Поднялася Русь. Кто написал эти строки? _____________________________________________ 3) О ком идёт речь? «Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно – всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом». Подсказка: свои первые рассказы он подписывал псевдонимом Чехонте. __________________________________________________________ Так подписывался один из писателей: НАВИ ВОЛЫРК. _______________ __________________________________________________________________ Учитель, участник Октябрьской революции, гражданской войны, писатель; ему была присуждена Государственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившим свой родной край, его людей, его легенды и предания на весь мир. _______________________________________________ 4) Из какого стихотворения строчки, кто их автор? Две капли брызнули в стекло, От лип душистым мёдом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. _____________________________________ __________________________________________________________________ Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем – Лишь два крыла. _________________________________________________ Милые крошки! Из вашей сторонки Гонят меня холода и дожди. Вон на деревьях, на крыше беседки Сколько меня поджидает подруг! ___________________________________ 5) Узнайте сказку по её началу: «Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь…» __________________________________________________________________ Её перо сверкает так, Что ясно: это не пустяк! Никто не знает, что случится В тех сказках, где живёт… ________________________________________ __________________________________________________________________ Эту сказку можно было бы назвать по-другому. Например, «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь», «История, которую поведал высушенный цветок розы». Но родное название подходит ей больше. Назовите его. ______________________________________________________ Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, Баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна, Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. Что это? ___________________________________________________________ В какой сказке оно играло немаловажную роль? _________________________ __________________________________________________________________ «Время не дремлет, часы не стоят». Какая сказка раскроет смысл этой пословицы? __________________________ __________________________________________________________________ 6) «Сначала в Пермь, оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда самоеды перевезут на лодках через Беренгов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей». Кто собирался в такое путешествие? ___________________________________ Какое произведение начинается так: «Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо»? ____________ __________________________________________________________________ Еда – главное в жизни этого мальчика, а Борис Сергеевич его не понял. __________________________________________________________________ Какое произведение закончилось так: «Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал. А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше. Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне так скучно?»? _______________________________ __________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!