МБОУ «Чурапчинская СОШ им. С. А. Новгородова»
Курс «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий на ряду с содержательно – обучающей важную идеологическую функцию.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений необходимых для:
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного практико – ориентированного и личностно – ориентированного подходов, освоения учащимися способов интеллектуального и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включать к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования: основанные на более сложных видах деятельности, в том числе описывать и объяснять, приводить примеры, использовать разнообразные географические источники информации – карту, статистические материалы, геоинформационные системы, пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
В рубрике «Использовать приобретенные знаний я умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, оценки её состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения прежде всего своей местности.
Учитель должен обратить особое внимание на номенклатурный материал. Перечень географических объектов, рекомендуемых для изучения в курсах школьной географии, составленный с учетом рекомендаций Московского педагогического государственного университета, программы по географии и текста учебника «География России. Природа» можно найти в Настольной книге учителя географии.
№ | Дата | Ф/ дата | Тема урока Цели урока Тип урока | Деятельность учащихся | Методы обучения | Введение специфики ОУ (ГРВ, экон, экол., САМО) | Результаты ____________ Предметные | Применение ИКТ на уроке | Дом/ задание |
Введение 2 часа |
-
| | | Что изучает в курсе «Природа России»? Источники географической информации. Познакомить учащихся с особенностями предмета и структурой учебника, с дополнительными источниками информации. Сформировать предоставление об особенностях природы России. Объяснить, какую роль играет географии в решении социально – экономических проблем Вводный | Знакомятся с учебником, атласом 8 класса, требованиями к ведению тетради, к/карт, домашних заданий. | Р | ГРВ: Я - гражданин Российской Федерации! Экон: Связь физической географии и экономики. Экол: Связь географии и экологии. | Понимание роли и места географии в системе наук, ее роли в решении современных проблем | | Найти или написать стихи о Родине |
Пространства России. 5 часов. |
-
| | | Место России на карте мира. Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России; рассмотреть главные черты ГП России и их влияние на особенности природы, экономики и населения страны, Дать знания о границах России и пограничных государствах Усвоения новых знаний | Выявляют особенности разных видов ГП России. Наносят на к/карту объекты, характеризующие ГП России. Сравнивают ГП и размеры государственной территории России и других стран | ОИ | ГРВ: я - гражданин Российской Федерации! Экол: эколого - географическое положение России Экон: Знание размеров территории страны, умение пользоваться масштабами карт. САМО: | Знания: географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Умения: показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; Навыки:: Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с другими странами. | Цифровые фотоальбомы, галерея космических снимков | 1 прочитать С.12 -13 Зад 3-4 |
-
| | | Моря, омывающие территорию России Познакомить с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и экологические проблемы морей. Изучить по картам моря, проливы, заливы. Комбинированный | На к/карте отмечают океаны и моря России, делают краткие записи в тетради | Р, ОИ | ГРВ: Экол: Экологические проблемы морей России. Экон: Использование природных морских ресурсов для развития экономики страны, экологические проблемы морей. САМО: | Знания: Картографическая грамотность, Умения: умение оценивать последствия антропогенного воздействия на моря России. Навыки: Характеристика моря | Учебная презентация | 2 прочитать Вопросы к параграфу |
-
| | | Россия на карте часовых поясов. Познакомить с причинами в разнице во времени, видами времени на территории России. Дать понятие линии перемены дат. Показать значение знаний о времени для каждого человека. Усвоения новых знаний | Знакомятся с видами времен, линией перемены суток. Выясняют причины разницы во времени. | ОИ | ГРВ: Моя страна лежит в 10 часовых поясах! Экол: Влияние изменения часового пояса на организм человека. Экон: Влияние разницы в часовых поясах на экономику страны. САМО: | Знания: Часовые пояса. Формирование и освоение государственной территории России. Умения: разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; Навыки: Определение поясного времени для разных городов России. | | Повторить 3, ответить на вопросы стр. 23 |
-
| | | Решение задач на определение поясного времени. Научить решать задачи на определение времени Практикум | Решают задачи на определение времени и даты по вариантам и индивидуальные | ЧП | | Составить задачи на определение времени и даты, доклады о путешественниках, экспедициях |
-
| | | Как осваивали и изучали территорию России. Познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России; рассказать о русских и советских путешественниках и ученых и географах, продолжить формирование навыков работы с картами; показать учащимся значение походов русских, их роль в развитии мировых геознаний. Комбинированный | Выявляют особенности формирования государственной территории России, её заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. | ЧП | ГРВ: У России богатая история. Экол: Экон: САМО: | Знать: Изменение границ страны на разных исторических этапах. Уметь: определять обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе. | | 4 прочитать С. 29 итоговые задания по теме |
Рельеф и недра России. 7 часов. |
-
| | | Особенности рельефа России. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы, познакомить учеников с главными чертами рельефа России, закономерностями их размещения по территории страны, начать формирование представлений о рельефе как динамичном, постоянно развивающемся и меняющемся компоненте природы, продолжить формирование умения работать с географическими картами Усвоения новых знаний | Определяют основные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте. Определяют особенности рельефа России по физической карте, наносят на к/карту основные формы рельефа страны. Определяют и объясняют особенности рельефа своего региона. | ОИ, ИКТ | ГРВ: место России в мире по запасам и добыче природных ресурсов. Уникальность природы своей страны. Экол: Знать приемы добычи природных ресурсов: открытый и закрытый тип добычи. Изменения природного комплекса места добычи полезных ископаемых. Экон: Природные ресурсы страны – основа её экономики. САМО: | Знать:: особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Области современного горообразования, Основные тектонические структуры.землетрясений и вулканизма. Умение: читать тектоническую, геологическую карты, выявлять взаимосвязь тектонических структур и форм рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на к/ карту; Навыки: | Цифровые фотоальбомы | П. 5 прочитать. к/к крупные ФР |
-
| | | Геологическое летоисчисление Познакомить с науками, изучающими земную кору. Сформировать представление о геохронологической таблице, дать знания о геологическом летоисчислении. Познакомить с понятиями эра, период Комбинированный | Определяют основные этапы формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице. | ОИ | Знать: Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Уметь: читать геохронологическую таблицу | Фронтальный, индивидуальный опрос | П. 6 ответить на вопросы к п. |
-
| | | Геологическое строение территории России Сформировать у учеников представления об особенностях строения земной коры на территории страны. Формировать умения работать с картами Комбинированный | Работают по карте по группам, заполняют таблицу | П | Знания: особенности строения земной коры на территории страны, профессии, связанные с геологией Умения: умение читать геологическую карту | | П. 6 ответить на вопросы к п. |
-
| | | Минеральные ресурсы России Изучить состав п/и и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между п/и, рельефом и тектоническими структурами. Обучить приему наложения карт. Познакомить с экологическими проблемами Практикум | Выясняют зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сравнения и сопоставления физической карты и карты строения земной коры. | ЛОО, ОИ, ИКТ | ГРВ: место России в мире по запасам и добыче природных минеральных ресурсов. Экол: экологические проблемы регионов России Экон: формирование бюджета региона, страны за счет продажи минеральных ресурсов. САМО: | Знания: : Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Умения: показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияния разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи. Навыки: Описание некоторых полезных ископаемых | Презентация, использование электронного учебника. | П. 7 прочитать |
-
| | | Развитие форм рельефа Познакомить с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа. Показать непрерывность развития рельефа. Рассмотреть виды стихийных явлений, причины возникновения Комбинированный | Выявляют внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны. Выявляют внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны. Определяют территории распространения стихийных природных явлений по физической и тематическим картам. | ИКТ, ОИ | ГРВ: Экол: экологические причины возникновения стихийных бедствий, антропогенные формы рельефа, влияние человека на рельеф Земли Экон: экономический ущерб от стихийных бедствий. САМО: сохранение | Знать: Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. называть меры безопасности при стихийных бедствиях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; Уметь: определять как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; | Презентация, электронная энциклопедия | П. 8 прочитать учить номенклатуру |
-
| | | Картографический практикум Проверить и обобщить полученные знания и умения по изученной теме Практикум | Наносят на к/карту основные формы рельефа страны и сдают зачет. | ЛОО | ГРВ: Экол: Экон: САМО: проверка | Картографическая грамотность | к/карта, зачет | Повторить тему |
-
| | | Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и п/и» Проверить и оценить полученные знания и умения по изученной теме Проверки и оценки знаний | Обсуждают взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России. | ИТ, ИКТ | ГРВ: Экол: Экон: САМО: контроль | | Электронный КИМ | Подготовить сообщение о Воейкове |
Климат и климатические ресурсы. 5 часов. |
-
| | | От чего зависит климат нашей страны Познакомить с основными факторами, влияющими на климат России географическим положением, солнечной радиацией, циркуляцией ВМ. Учить работать с картами и картосхемами. Усвоения новых знаний | Выявляют факторы, определяющие климат России. Определяют климатические показатели для различных пунктов по климатически картам. | ОИ, ИКТ | ГРВ: Россия – страна с разнообразными климатическими условиями: от Арктики до субтропиков. Экол: Изменение климата России в 20 – 21 веках, основные причины изменений. Экон: САМО: | Знать: закономерности распределения солнечной суммарной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла. | Презентация | П. 9 до с. 57 вопросы и задания к п. |
-
| | | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны Рассмотреть закономерности распространения элементов климата на территории страны. Сформировать знания об испаряемости и коэффициента увлажнения. Познакомить с климатическими рекордами России. Сформировать умение работы с климатическими картами. Практикум | Выявляют закономерности в распределении климатических показателей на территории России. Работают по картам, решают задачи, сличают карты, заполняют таблицу | ОИ, МПИ, ЧП | ГРВ: Экол: Экон: способы экономии электроэнергии САМО: обучение | | П. 9 повторить На к/к изотермы июля +10 +20 января -10 -20 |
-
| | | Типы климатов России Познакомить с основными типами климатами России, закрепить умение работать с климатической картой и определить тип климата по климатической диаграмме Комбинированный | Определяют районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и типов климата. | ЛОО, Р, ИКТ | ГРВ: Экол: Изменения в климате в начале 21 века Экон: Влияние климатических условий на экономические затраты: строительство, жилищно – бытовые условия, транспорт, хранение с/х продукции, одежда населения и т.п. САМО: | | Цифровые фотоальбомы, фотогалереи | П. 10 вопросы с. 60. |
-
| | | Климат и человек Расширить знания о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения. Показать причины экологических проблем. Сформировать понятия агроклиматических ресурсов Комбинированный | Готовят и обсуждают презентации о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы перемещения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям. | ЧП, ИКТ. | ГРВ: Экол: Показать причины экологических проблем. Экон: Расширить знания о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. САМО: | | С выходом в Интернет, использование электронного учебника | Повторить тему, описать по плану климат Карелии, Сахалина и о. Врангеля |
-
| | | Итоговый урок-игра по теме «Климат России» Проверить и оценить полученные знания и умения по изученной теме Проверки и оценки знаний | Работают по группам и индивидуально зарабатывая очки | ИТ | ГРВ: Экол: Экон: САМО: | | Игровая презентация | Составить 10 вопросов на тему КЛИМАТ |
Внутренние воды России. 4 часа. |
-
| | | Внутренние воды. Реки Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение реки. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения рек Практикум | Определяют состав внутренних вод на территории страны. Определяют реки, относящиеся к бассейнам разных океанов, по физической карте. Наносят на к/карту водоразделы океанских водоразделов. Определяют уклон, особенности питания и режима крупных рек России по физической и тематическим картам. Выявляют зависимость между режимом, характером течения крупнейших рек, рельефом и климатом по тематическим картам и климатограммам с составлением характеристики одной из рек по типовому плану. Обсуждают презентацию о роли рек в жизни населения и развития хозяйства России, региона своего проживания. | ИКТ, ОИ, Р | ГРВ: Крупнейшие и уникальные реки мира в России. Экол: : Антропогенное воздействие на речную долину. Ее изменения. Экон: Экономические потери от стихийных бедствий, связанных с внутренними водами. САМО: | Знать: особую роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. водные ресурс, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на терртории страны. Уметь: показывать реки России на карте, объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ. | Электронный справочник | П. 12 прочитать. На к/к обозначить крупные реки. |
-
| | | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, млм. Продолжить учить работать с картами, таблицами и другими источниками. Комбинированный | Определяют типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам. Наносят на к/карту разные виды озер России. Определяют основные районы распространения болот, горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты по физической и климатической картам. | П, ИКТ | ГРВ: Экол: Влияние мелиоративных работ на окружающую местность на примере центральных улусов Республики Саха (Якутия) Экон: САМО: | Презентации учащихс, цифровые фотоальбомы, фотогалереи, видеоролики, электронный справочник | П. 13 прочитать. Написать названия озер СМ |
-
| | | Водные ресурсы. Охрана вод. Рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распространение во времени и пространстве. Комбинированный | Оценивают обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий. Обсуждают проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, и определяют пути их охраны и рационального использования. Готовят и обсуждают презентации о влиянии разных видов внутренних видов и стихийных явлений, связанных с водами (наводнения, лавины), на жизнь населения и особенности развития хозяйства России. Определяют особенности внутренних вод своего региона проживания. | ОИ, И, ИКТ | ГРВ: уважительное отношение к воде – источнику жизни. Экол: Экон: САМО: | Учебная Презентация фотоальбомы, фотогалереи, видеоролики | Ответить на вопросы с. 87 |
-
| | | Обобщение по теме «Внутренние воды». Проверить и оценить полученные знания и умения по изученной теме Проверки и оценки знаний | Отвечают на вопросы, разгадывают кроссворды | ЛОО | | | Доклады о Докучаеве |
Почвы и почвенные ресурсы. 3 часа. |
-
| | | Образование почв и их разнообразие Формировать знания о почвах, показать вклад В.В. Докучаева в создании почвоведения, познакомить с новыми терминами. Продолжить учить с картами, таблицами, схемами. Усвоения новых знаний | Выявляют основные факторы почвообразования. | ОИ, ИКТ | ГРВ: бережное отношение к почве – как источнику питания. Экол: бережное отношение к земле – матушке. Экон: Земля – это недвижимость. Основа капитала. Влияние типа почвы и ее географического положения на ее стоимость. САМО: | Знать: почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственный угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основные типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель. | Учебная презентация | П. 15 прочитать. Составить вопросы к п. |
-
| | | Закономерности распространения почв Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России Практикум | . Определяют главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте почв, сравнивают их строение и плодородие по типовым схемам. | И,ИКТ, Р | ГРВ: Экол: Влияние человека на почву. Экон: САМО: | Электронный справочник | П. 16 прочитать выучить основные типы почв |
-
| | | Почвенные ресурсы России Изучить закономерности использования почв человеком, дать знания учащимся о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв. Познакомить с понятиями земельные ресурсы, мелиорации, рекультивация Комбинированный | Определяют структуру земельного фонда России. Оценивают почвенные ресурсы страны. Готовят и обсуждают презентации о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов. Выявляют свойства и особенности почв своей местности. | ОИ, ИКТ | ГРВ: Экономические вложения в землю как в недвижимость. Экол: мелиоративные и агротехнические способы ухода за почвой Экон: виды земельных ресурсов. САМО: | Презентация учащихся | П. 17 прочитать |
Растительный и животный мир России. 4 часа. |
-
| | | Растительный и животный мир России. Рассмотреть типы растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами. Сформировать представление о причинах разнообразия растительных сообществ. Учить коллективной работе. Комбинированный | Выявляют факторы, определяющие состав и разнообразие органического мира России. Прогнозируют последствия изменений растительного и животного мира территории при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Определяют состав биологических ресурсов. | П, ИКТ | ГРВ: Любовь и бережное отношение к живой природе. Экол: Экология животных и растений. Экон: САМО: | Знать: растительный и животный мир России; видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ТПК. Физико – географическое районирование России. Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот ; объяснять значение животного мира в жизни человека. | Презентация, фотогалереи | Сообщение о Астраханском заповеднике и др, доклад о животном или растении в зеленую книгу |
-
| | | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. России. Охрана природы. Дать знания о заповедниках, заказника, национальных парках. Показать роль органического мира в жизни человека и деятельности человека. Формировать понимание необходимости охраны природы. Практикум | Выявляют особенности использования человеком разных видов биологических ресурсов. Определяют основные мероприятия по рациональному использованию и охране растительного и животного мира России, своей местности. На к/картах отмечают заповедники России и Якутии, читают сообщения, | ОИ, ЛОО | ГРВ: Экол: Красная Книга России и Якутии. Исчезающие виды животных и растений, причины их исчезновения. Экон: САМО: | Видеоролики | П. 18, 19, 20 прочитать Повторить 1 раздел |
-
| | | Природно - ресурсный потенциал России Закрепить знания и умения по теме. Комбинированный | Пишут письмо от имени исчезающего вида. Ведут записи в тетрадях | ОИ | ГРВ: Экол: Экологический образовательный туризм. Экон: Экономические выгоды от экологического образовательного туризма. САМО: критика | | П. 10 повторить |
-
| | | Обобщающий урок «Природа России» Проверить и оценить полученные знания и умения по изученной теме Проверки и оценки знаний | Отвечают на вопросы, выполняют задания | ЛОО | ГРВ: Экол: Экон: САМО: | | Составить кроссворд по теме Природа России |
Природные комплексы России. 6 часов. |
-
| | | Разнообразие ПК России. Природное районирование. Сформировать понятия ПК, ландшафт. Дать представления о взаимосвязях в ПТК. Познакомить с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во времени. Усвоения новых знаний | Определяют по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Называют принципы и виды природного районирования страны. | ОИ, ИКТ | ГРВ: Россия – страна с разнообразными природными условиями Размеры экономических затрат в зависимости от природной зоны. Дать представления о хозяйственном и рациональном использовании ресурсов природной зоны. Экол: Восстановление природы в разных природных зонах после антропогенного воздействия. Повторное использование отходов. Альтернативные источники энергии. Экон: Отходы в доходы.. САМО: | Знать: Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природные комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно – хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно – хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах. | Презентация, фотогалереи, видеоролики | П. 21 прочитать, ответить на вопросы. |
-
| | | Моря, как крупные природные комплексы Сформировать представления о природе моря Лаптевых и Азовского морей. Расширить знания о ПК Практикум. | Описывают моря по плану и сравнивают друг с другом и выясняют причины | ЛОО, ИКТ | п/работа Презентация | П. 22 прочитать Сообщения о ПЗ |
-
| | | Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, лесотундра. Дать знания о ПЗ России, углубить знания о взаимосвязях в ПК России. Формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов ПЗ и проблемах нарушения целостности ПК. Закрепить знания о закономерности смены ПЗ на равнинах – широтной зональности Усвоения новых знаний – практикум | Заполняют таблицы, создают буклеты о ПЗ | ОИ, П, ЛОО, И | фотогалереи, видеоролики | П.23-25 прочитать, ответить на вопросы |
-
| | | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. См. выше Закрепления изучаемого материала – практикум | Выясняют виды лесов и их размещение на территории страны. |
-
| | | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. Практикум | Определяют по картам географическое положение и особенности безлесных зон России. | |
-
| | | Высотная поясность. Сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах. Закрепить знания о высотной поясности. Познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов. Формировать образ гор. Комбинированный | Работают по картам, выясняют количество ПТК гор в зависимости от ГП | ИКТ, ОИ, МПИ | П. 26 составить 10 вопросов на тему |
Природа регионов России. |
-
| | | Русская равнина (Восточно – Европейская равнина). ГП и особенности природы. Формировать представления и знания об особенностях Русской равнины. Изучить природу и ресурсы РР. Углубить и расширить знания о роли РР в формировании Русского государства. Развивать умение с разными источниками географических знаний. Усвоения новых знаний | Описывают РР по плану, работают на к/карте. | ОИ, ИКТ | ГРВ: Я –гражданин Российской Федерации! Экол: Зависимость уровня развития экономики региона от природного фактора (географическое положение и природные ресурсы, условия) Экон: САМО: | Знать: Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав района. Особенности ГП и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко – географические этапы развития района. Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Уметь: определять особенности ГП, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека. | к/карта Презентация | П. 27 прочитать Сообщения о природе РР |
-
| | | Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области. Углубить и расширить знания учащихся о природных ресурсах РР Практикум | Выявляют особенности тектонического строения Русской равнины. | Р,ЧП | ГРВ: Экол: Экологические проблемы регионов и пути их решения. Экон: Ресурсы природы – основа развития экономики страны. САМО: | |
-
| | | Особенности климата. | Выясняют по картам особенности климата Русской равнины и находят им примеры из СМИ, произведений русских классиков. | ИКТ | ГРВ: Экол: экологические проблемы Экон: САМО: | Использование электронного учебника |
-
| | | Природные комплексы Русской равнины Углубить знания о природных зонах, расширить представления о ПТК РР, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в ПЗ. Продолжить формирование умений работать с источниками информации Комбинированный | Заполняют таблицу, задают другой группе вопросы | П, И, ИКТ | ГРВ: Экол: Экон: САМО: | Фотогалерея, фотоальбомы | П. 28 прочитать |
-
| | | Проблемы взаимодействия человека и природы на территории Русской равнины. . Рассмотреть проблемы рац. Использования природных ресурсов. Определить экологические проблемы РР и пути их решения. Комбинированный | Выявляют на примере Русской равнины о нерациональном природопользовании | ОИ,Р, П | ГРВ: Экол: проблемы рац. использования природных ресурсов, экологические проблемы РР и пути их решения. Экон: экономический урон экологических проблем САМО: анализ | | П. 30 прочитать Стихи М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина о Кавказе |
-
| | | Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России. Создать образ Кавказских гор. Сформировать знание о рельефе, климате, высотной поясности Кавказа. Познакомить с новыми терминами: лакколиты, фен, бора, плавни. Учить работать с картами, схемами. Усвоения новых знаний | Читают стихи о Кавказа, ведут записи в тетради, заполняют таблицу, сличают карты. | ОИ, ИКТ | ГРВ: Красная Поляна – место проведения Зимних Олимпийских игр. Экол: Зависимость уровня развития экономики региона от природного фактора (географическое положение и природные ресурсы, условия) Экон: САМО: | к/карта Презентация, фотогалерея, видеоролик | П. 30 прочитать подготовить сообщение о ПТК СК |
-
| | | Природные комплексы Северного Кавказа. Углубить знания о природных зонах, расширить представления о ПТК СК, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в ПЗ. Продолжить формирование умений работать с источниками информации Комбинированный | Зачитывают доклады | П | ГРВ: Экол: редкие животные гор Экон: САМО: | | П. 31 прочитать, сообщение о Ферсмане |
-
| | | Полуостров Крым. Российские субтропики. | | | | | Из СМИ найти описание санаториев Крыма |
-
| | | Урал «Каменный пояс» земли Русской Познакомить с природой, геологическим строением, рельефом Урала. Расширить знания о возрожденных горах, ассиметрии склонов, широтной зональности и высотной поясности Урала Усвоения новых знаний | Работают по картам атласа, обозначают на к/картах области Урала, его месторождения п/и | ОИ, ИКТ | ГРВ: Экол: Экон: САМО: | к/карта Презентация, | П. 32 прочитать. Принести сказки П. Бажова. |
-
| | | Своеобразие природы Урала Продолжить знакомство с природой Урала. Изучить особенности высотной поясности Урала. Продолжить формирование представлений о природных ресурсах Урала. Учить самостоятельно работать с источниками информации Комбинированный | Индивидуальная работа по карточкам | ЛОО | ГРВ: Экол: Экон: САМО: | С выходом в сеть Интернет | П. 33 прочитать, подготовить доклады о объектах Урала |
-
| | | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала Познакомить с наиболее интересными объектами Урала, экологическими проблемами, причинами их возникновения и путями их решения. Конференция | Учащиеся выступают с докладами, другие задают вопросы | П, ЛОО | ГРВ: Экол: Экон: САМО: | | П. 33 повторить Кроссворд Урал |
-
| | | Природные комплексы Европейской части России. Проверки и оценки знаний | В игровой форме отвечают на вопросы | ИКТ | ГРВ: Экол: Экон: САМО: | Игровая презентация | |
-
| | | Западно – Сибирская низменность. Формировать представления и знания об особенностях ЗС. Изучить природу и ресурсы ЗС. Углубить и расширить знания о роли ЗС в формировании Русского государства. Развивать умение с разными источниками географических знаний. Усвоения новых знаний | Ведут записи в тетради, работают с картами в парах. | ОИ, ИКТ, ЛОО | ГРВ: Экол: Экон: САМО: | Знать: Сибирь и Дальний Восток – природно – ресурсный потенциал Российского государства. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав района. Особенности ГП и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко – географические этапы развития района. Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Уметь: определять особенности ГП, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека. | Учебная презентация, фотогалереи, видеоролики | П. 35 отметить на к/к месторождения п/и, реки, области, подготовиться к конференции |
-
| | | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения. Сформировать представление о природных ресурсах ЗС в экономике России. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами Конференция | Выступления геолога, гидролога, почвоведа, климатолога, краеведа, биолога, эколога | П, ЛОО | ГРВ: Место России в мировом рейтинге Экол: проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами Экон: представление о природных ресурсах ЗС в экономике России. САМО: | | П. 35 прочитать |
-
| | | Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири. Закрепить знания о природных условиях и ресурсах ЗС. Совершенствовать навыки с источниками географической информации. Практикум | Оценивают природные условия и ресурсы одной из территорий ЗС по плану | ЛОО | ГРВ: Экол: Экон: САМО: проверка | | П. 36 ответить на вопросы |
-
| | | Восточная Сибирь. Величие и суровость природы. Изучить особенности состава, ГП, геологического строения рельефа. Сформировать представление о суровости природы ВС. Усвоения новых знаний | Ведут записи в тетради, работают на к/картах | ОИ, ИКТ | ГРВ: Экол: Экон: САМО: | к/карта | П. 37 прочитать Сообщения о озере Байкал |
-
| | | Природные районы Восточной Сибири. Закрепить знания о природе ВС, вечной мерзлоте. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями. Сформировать образное представление о ПК ВС. Комбинированный | Работа с учебником, разгадывают кроссворд | ОИ | ГРВ: Экол: Экон: САМО: | | П. 38 прочитать |
-
| | | Что в имени твоем, Байкал? Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности . Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения. Усвоения новых знаний | Работа по группам Геологи, историки, зоологи, экологи, климатологи | ОИ, ИКТ, ЛОО, П | ГРВ: Крупнейшее озеро мира Экол: экологические проблемы озера и пути их решения. Экон: экономические выгоды САМО: | Презентация, фотогалерея, видеоролики | П. 39 прочитать. Придумать вопрос на ПОЧЕМУ |
-
| | | Моя Родина – Якутия Сформировать представление о Якутии как части ВС, её климате, особенности геологического строении, рельефа Усвоения новых знаний | Работают на к/картах | ОИ | ГРВ: Моя Родина – Якутия Экол: Экон: САМО: | | Определить значение топонимов в тетради |
-
| | | Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения. Сформировать представление о природных ресурсах ВС в экономике России. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами. Познакомить с наиболее интересными объектами ВС. Закрепить знания основных терминов и понятий. Комбинированный | Заполняют таблицу, приходят к выводам | ОИ, Р | ГРВ: Экол: Экон: САМО: | | П. 40-42 прочитать Повторить раздел ВС |
-
| | | Дальний Восток – край контрастов. Сформировать представление об особенностях природы ДВ. Познакомить с историей открытия, исследования, заселения ДВ. Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов. Показать уникальность природы ДВ. Формировать умение работы с разными источниками информации. Усвоения новых знаний | Работают с картами, заполняют таблицу, к/картами | ОИ, ИКТ | | к/карта Презентация, фотогалерея, видеоролики | П. 44 прочитать |
-
| | | Природные комплексы Дальнего Востока Расширить и углубить знания об уникальности природы ДВ. Рассмотреть особенности взаимосвязей в отдельных ПТК ДВ. Активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки общения, коллективной работы. Комбинированный | В группах создают буклеты о районах ДВ | ЛОО, П | | | П. 42 прочитать |
-
| | | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Сформировать представление о природных ресурсах ДВ в экономике России. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами. Комбинированный | Рисуют животных и растения ДВ | ОИ, Р | | | | П. 43 прочитать |
-
| | | Природа регионов России. Проверить и оценить полученные знания и умения по изученной теме Проверки и оценки знаний | Отвечают на вопросы, делают задания | МО, ЛОО | | Разноуровневые задания | | Готовить доклады к уроку- суду |
-
| | | |
Человек и природа. 5 часов. |
-
| | | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Обобщить и систематизировать знания о взаимодействии природы и человека. Углубить знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека. Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных, экстремальных условиях жизни человека. Систематизации и обобщения материала | Работают в группах | П | ГРВ: бережное отношение к природе. Экол: особенности организма человека на Крайнем Севере. Традиции и обычаи коренного населения Крайнего Севера. Экон: вложения в развитие Севера САМО: | Знать: природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране; законы об охране природы. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы. | | П. 44 прочитать |
-
| | | Антропогенное действие на природу. Урок – суд | Судья, присяжные, обвинители, адвокаты, прокурор. | ЛОО, ИТ | ГРВ: Экол: Экон: САМО: | | П. 45 прочитать |
-
| | | Рациональное природопользование Формировать представление о видах ПР. Изучить влияние человеческой деятельности на ПК. Комбинированный | Задают вопросы и отвечают друг другу. | ОИ | ГРВ: Экол: Примеры рационального ПП в России и в мире. Экон: Экономические потери от нерационального природопользования. САМО: анализ | | |
-
| | | Экологическая ситуация в России. Сформировать представление о рациональном природопользовании. Закрепить и углубить знания о природопользовании рациональном и нерациональном на примерах территорий России. Рассмотреть последствия влияния человека на ПК Экскурсия | На примере своего села выявляют рациональное и нерациональное природопользование: озеро Чурапча. Выясняют последствия образования озера. | ОИ | | | Повторить раздел |
-
| | | Человек и природа Формировать работы с различными источниками географической информации. Учить самостоятельно выбирать главное, слушать своих товарищей. Систематизации и обобщения знаний | Выполняют индивидуальные задания описать географический объект по плану | ЛОО | | | Купить атласы 9 класса |