СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «География. Начальный курс. 5 класс» ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «География. Начальный курс. 5 класс» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО)
  • Приказа Минобрнауки России от 31.05.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования по географии 5 – 9 класс. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 19» г. Читы.
  • в соответствии с учебным планом и положением о рабочей программе педагога МБОУ «СОШ № 19» г. Читы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «География. Начальный курс. 5 класс» ФГОС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «География. Начальный курс. 5 класс» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО)

  • Приказа Минобрнауки России от 31.05.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования по географии 5 – 9 класс. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 19» г. Читы.

  • в соответствии с учебным планом и положением о рабочей программе педагога МБОУ «СОШ № 19» г. Читы.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекта):

  • География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.-М.: Дрофа, 2012.-140, [4 ]с.: ил., карт.

  • Баринова И.И. Методическое пособие к учебнику Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. Начальный курс 5 класс. Вертикаль, изд. Дрофа, 2015

  • География материков и океанов, 5 класс. Атлас, - М.: Дрофа.

  • Контурная карта 5 класс, М.: Дрофа.

  • Диагностические работы – 5 класс

Содержание курса географии в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

Целью этого курса является:

  • знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;

  • пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему;

  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Курс «География. Начальный курс 5 класс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения - 35 (1 час в неделю).

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты;

- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

- показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- описывать погоду своей местности.


Метапредметные результаты

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

- оценивать работу одноклассников;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- классифицировать информацию по заданным признакам;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- классифицировать информацию;

- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т. п.)


Личностные результаты

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- пониманием ценности здорового образа жизни;

- основами экологической культуры.


Система оценки достижения планируемых результатов.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка

Критерии оценивания

«5»

Ученик:

- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

- показывает хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач

«4»

Ученик:

- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины

  1. - Ответ самостоятельный;

  2. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  3. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  4. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  5. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  6. Понимание основных географических взаимосвязей;

  7. Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки

«3»

Ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

«2»

Ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

«1»

Ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка

Критерии оценивания

«5»

Ученик:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

«4»

Ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета

- не более двух недочетов

«3»

Ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок

- не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочета

- не более двух-трех негрубых ошибок

- не более одной негрубой ошибки и трех недочетов

Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

«2»

Ученик:

- допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»

- если правильно выполнил менее половины работы

«1»

Ученик:

- не приступал к выполнению работы

- правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


Примечание.

1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается

работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Количество вопросов в тесте

Время выполнения

Критерии оценивания

10 вопросов

10 – 15 минут

«5» - 10 правильных ответов

«4» - 7 – 9 правильных ответов

«3» - 5 – 6 правильных ответов

«2» - менее 5 правильных ответов

20 вопросов

30 – 40 минут

«5» - 18 – 20 правильных ответов

«4» - 14 – 17 правильных ответов

«3» - 10 – 13 правильных ответов

«2» - менее 10 правильных ответов


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Оценка

Критерии оценивания

«5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

«4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение

умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

«3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже

выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

«2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные

результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка

Критерии оценивания

«5»

правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4»

правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

«3»

правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

«2»

неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

«1»

полное неумение использовать карту и источники знаний


Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

2) незнание наименований единиц измерения;

3) неумение выделить в ответе главное;

4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

5) неумение делать выводы и обобщения;

6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

9) нарушение техники безопасности;

10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;

2) ошибки в вычислениях;

3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

4) орфографические и пунктуационные ошибки.


Требования к работе в контурных картах:

-      Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу обучающийся ставит свою фамилию и класс.

-      При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

-      Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор распола­гают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

-      Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

-      Если того требует задание, карту раскрашивают цветными ка­рандашами, а затем уже подписывают географические названия.

-      В начале учебного года все работы в контурных картах вы­полняются простыми карандашами, потому что навыки рабо­ты с контурными картами слабы, и обучающиеся делают ошибки.


Содержание учебного предмета


Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Науки о природе. География-наука о Земле. Методы географических исследований.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.


Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты‑гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.


Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.


Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?


















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебники и УМК:

  1. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2011. – 75 с.

  2. География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.

  3. Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012

Литература для учителя и обучающихся:

1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998

2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс

3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.

4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.

5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.

6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.

9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.

11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.

13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.

14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.

15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru




Медиаресурсы

Электронное приложение к учебнику









Приложения к программе

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету

География. Начальный курс. 5 класс 34 ч. (1 ч. в неделю)


Тема урока

Д/з

1

Мир, в котором мы живём.

§1,задания р. т.

2

Науки о природе

§2, задания

3

География – наука о Земле

§3, задания

4

Методы географических исследований

§4, задания р. т.

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Проверочная работа

Индивидуальные задания.

6

Географические открытия древности и Средневековья.

Важнейшие открытия древности и Средневековья.

§5,

7

Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия. (Работа с контурной картой, учебником, диском)

§6,

8

Открытия русских путешественников.

§7,

9

Открытия русских путешественников.

Повторение

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.


11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

§9,

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

§9,

13

Соседи Солнца.

§10,

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

§11,

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.Проверочная работа

§12, задания.

16

Мир звёзд.

§13, задания

17

Уникальная планета – Земля.

§14, задания

18

Современные исследования космоса.

§15, задания

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

Индивидуальные задания.

20

Стороны горизонта

§16, задания

21

Ориентирование

§17, задания

22

План местности и географическая карта.

§18, задания

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Практическая работа № 2. Ориентирование по

плану и карте

Индивидуальные задания.

24

Как возникла Земля.

§19, задания

25

Внутреннее строение Земли.

§20, задания.

26

Землетрясения и вулканы. Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.

§21, задания

27

Путешествие по материкам. Практическая работа №4. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

§22, задания

28

Вода на Земле.

§23, задания

29

Воздушная одежда Земли.

§24, задания

30

Живая оболочка Земли.

§25, задания

31

Почва – особое природное тело.

§26,задания

32

Человек и природа.

§27, задания

33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

Индив. задания.

34

Обобщение знаний. Проверочная работа


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!