СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 2017-2018 Музыка 5-7 классы Сергеева Критская

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов разработана в сответствии с нормативными документами, ФГОС. В основе- авторская программа по музыке Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Рабочая рограмма содержит календарно-тематическое, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 2017-2018 Музыка 5-7 классы Сергеева Критская»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВТОРАЯ СТОРОЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛИСКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


РАССМОТРЕНО

На заседании МС

Протокол №1

от «30» «08» 2017 г.


УТВЕРЖДАЮ

Приказ по школе

54

От «31» «08» 2017 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По МУЗЫКЕ


Уровень образования

Основное общее образование, 5-7 классы


5 класс

Количество часов в неделю _0,5_

Количество часов в год _17


6 класс

Количество часов в неделю _0,5_

Количество часов в год _17


7 класс

Количество часов в неделю _0,5_

Количество часов в год _16


ФИО учителя ____Спиридонова Ирина Николаевна_

Должность ____ учитель _

Категория _______высшая



Срок действия программы 2017-2018 учебный год



2017 г.

Сторожевое 2-е



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.03.2013 г. № 840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016 г.) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Учебный план МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ» на 2017-2018 учебный год

- Авторская программа по музыке Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Сборник рабочих программ. Музыка 5-7 классы Искусство 8-9 классы предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, 4-е издание, доработанное. Москва «Просвещение» 2016 г.


Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.


Задачи:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений;

  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

  • установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.


УМК

  • Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская., «Музыка 5 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016.

  • Музыка. 6 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Москва «Просвещении» 2015.

  • Музыка. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 2-е издание. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Москва «Просвещении» 2016.

  • Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка 5 класс Творческая тетрадь, М:.,Просвещение, 2015.

  • Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.- 230 с.

  • Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.- 119 с.

  • Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2013.- 96 с.


Программа разработана для учащихся 5-7 классов.


5 класс

Количество часов в неделю: 0,5 ч.

Всего в год: 17 ч.


6 класс

Количество часов в неделю: 0,5 ч.

Всего в год: 17 ч.


7 класс

Количество часов в неделю: 0,5 ч.

Всего в год: 16 ч.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

Тема года: “Музыка и другие виды искусства”

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественны­ми образами других искусств - литературы (прозы и поэ­зии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Композитор-поэт-художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литера­тура» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деле­ние учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.


Тема 1-го раздела: “Музыка и литература” (9 часов)


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

результаты

УУД:

Познавательные,

регулятивные, коммуникативные

Личностные результаты

Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем.

Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке. Понимание учащимися красоты песни через произведения русских композиторов и поэтов. Дать знания о различных интерпретациях мелодий. Понимание терминов «аранжировка, оригинал, переложение». Дать знания о жанре симфонии-действе; опера и балет, их тесной связи с литературными произведениями. Понимание термина «либретто». Дать знания о роли музыки в театре, кино, на телевидении. Жанр мюзикл.

Познавательные.- узнавать, называть и определять различные жанры; поиск и выделение необходимой информации; ориентация в разнообразных способах решения.

Регулятивные.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

Коммуникативные.- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; участвовать в хоровом пении

Формулировать собственное мнение и позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства. Уважительное отношение к истории и культуре своего народа. Эмоционально-нравственная отзывчивость. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.


Тема первого раздела развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.


  • Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.


  • Урок 2. Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…» (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др.


  • Урок 3. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…», «Что за прелесть эти сказки» (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки.


  • Урок 4. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка. создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.


  • Урок 5. Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны». «Звучащие картины». (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.


  • Урок 6. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» (1ч)

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западно - европейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.


  • Урок 7. Путешествие в музыкальный театр. Опера-былина «Садко». Балет-сказка «Щелкунчик». (1ч.)

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).


  • Урок 8. Музыка в театре, кино, на телевидении. Мюзикл. (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.


  • Урок 9. Мир композитора. Музыка воронежских композиторов (1ч)

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.


Тема 2-го раздела: “Музыка и изобразительное искусство” (8 часов)


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

результаты

УУД:

Познавательные,

регулятивные, коммуникативные

Личностные результаты

Дать знания о связи музыки с изобразительным искусством на примере конкретных произведений.

Научить учащихся по слуху определять стиль музыкальных произведений различных эпох. Дать знания о жанре кантаты.

Сравнительный анализ музыкальных образов кантаты «Александр Невский» с образами изобразительного искусства. Понимание учащимися терминов «мелодическая линия, ритм, лад, композиция» на примере музыкальных и живописных произведений. Дать знания о жизненных прообразах и народных истоках музыки. Дать знания о стилистических особенностях музыкального языка Л.Бетховена на примере Симфонии №5. Дать знания о жанре реквием. Творчество И.С. Баха.

Познавательные.- использовать общие приёмы решения задачи. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Регулятивные.- выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; художника, поэта, композитора.

Коммуникативные.- формулировать собственное мнение и позицию; обращаться за помощью, уметь участвовать в хоровом пении.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к музыкальному искусству.


Тема второго раздела: строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.


  • Урок 10. Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.


  • Урок 11. Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «Ледовое побоище». (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.


  • Урок 12. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность. (1ч)

Общее и особенное в русском и западно - европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.


  • Урок 13. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.


  • Урок 14. Образы борьбы и победы в искусстве. О подвигах, о доблести, о славе... (1 час)

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.


  • Урок 15. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.


  • Урок 16. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи.. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.


  • Урок №17. Музыка и изобразительное искусство.

Интегрированный урок. Музыка и изобразительное искусство. Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства


6 класс

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (10 ч)


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

результаты

УУД:

Познавательные,

регулятивные, коммуникативные

Личностные результаты

Познакомятся

- с по­нятиями: мелодия, музыкальный образ', романс, аккомпанемент, лирические образы, классификацией музыкальных жанров: вокальная, инстру­ментальная музыка.

- с осо­бенностями народ­ной музыки и жанра­ми народной песни.

- с по­нятиями бельканто, баркарола.

- с по­нятиями: знаменный распев, партесное пение, a capella, уни­сон, духовный кон­церт, полифония.

Научатся различать лирические, эпиче­ские, драматические музыкальные образы в вокальной и инстру­ментальной музыке.

  • проводить интона­ционно-образный анализ музыки;

  • определять приемы развития музыкаль­ных произведений;

- называть народные музыкаль­ные инструменты и имена исполните­лей народной музыки

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; понимать, что изучает музыка, учиться практически применять му­зыкальные знания; знать единство музыки и разговорной речи.

Выбирать средства му­зыкальной деятельности и способы её успеш­ного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные: выполнять задания в соответ­ствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в тетради и учебнике. Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»).

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами род­ного языка, выражать свои мысли с достаточ­ной полнотой и точностью.

Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению музыки, нравственно ­этически оценивать усваиваемое содержание. Слушать других, опре­делять способы взаимодействия. Иметь мотивацию к учебной деятельности; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. выражать свои эмоции в про­цессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов му­зыкальных образов и их взаимодействия; про­являть чувства сопереживания героям му­зыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека, испытывать чувство сопричастности к истории своей Ро­дины и народа; выражать в музыкальном ис­полнительстве свои чувства и настроения


Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов. (1ч.)

Что роднит му­зыкальную и раз­говорную речь? (Интонация.) Мелодия - душа музыкального произведения. Музыкальный образ - это жи­вое, обобщенное представление о действительно­сти, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокаль­ная, инструмен­тальная музыка

Романс - вокаль­ное произведение для голоса в со­провождении ка­кого-либо ин­струмента.


Урок 2 Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. (1 ч.)

Знакомство с ше­деврами: вокаль­ной музыки - романсом «Я помню чудное мгновенье»; ин­струментальной музыки - «Валь­сом-фантазией». Своеобразие по­черка М. Глинки

Музыкальный портрет. Един­ство содержания и формы. Прие­мы развития.


Урок 3. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Отечественная музыка композиторов XX века. (1ч.)

Жизнь и творче­ство С. В. Рахма­нинова, Ф.И. Шаляпина. . Знаком­ство с миром об­разов музыки композитора на примере романса «Си­рень». Роль мелодии и ак­компанемента. Исполнительские интерпретации


Урок 4. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обря­дов - старинной русской свадьбы (в том числе, включенной в оперный жанр)


Урок 5. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Знакомство с во­кальным стилем бельканто.

Освоение вокального и инструменталь­ного жанров - баркаролы(песни на воде). Знаком­ство с выдающи­мися именами исполнителей бельканто, отече­ственными и за­рубежными


Урок 6. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Особенности раз­вития народной музыки Древней Руси. Связи рус­ского музыкаль­ного фольклора с жизнью человека.

Роль музыки в на­родных праздни­ках. Скоморохи - странствующие актеры, потешав­шие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Жанры и формы народной музыки. Музыкальный язык, инструмен­ты, современные исполнители народных песен. Особенности раз­вития духовной (церковной) му­зыки в Древней Руси в историче­ском контексте . Различные жан­ры церковного пения. Знакомст­во с новым жан­ром - хоровым концертом. Зна­комство с жиз­нью и творче­ством М. С. Бере­зовского


Урок 7. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Мир музыки И.-С. Баха: свет­ское и церковное искусство. Особенности по­лифонического изложения музы­ки, стиля барок­ко, жанров токка­ты, фуги, хорала


Урок 8. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Углубление по­нимания особен­ностей языка за­падноевропей­ской музыки на примере во­кально-инстру­ментальных жан­ров - кантаты, реквиема. Образ­цы скорби и пе­чали в религиоз­ной музыке (кан­тата «Stabat Ma­ter» Дж. Перголе- зи и «Реквием» . В. Моцарта


Урок 9. Авторская музыка: прошлое и настоящее. нрк. Барды Воронежского края.

История развития авторской песни от Средневековья и до нашего вре­мени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни


Урок 10. Джаз – искусство 20 века. Вечные темы искусства и жизни.

История развития джазовой музы­ки, её истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьез­ной музыки (рок-музыка и симфоджаз)


Раздел 2. МИР ОБРАЗОВ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ (6 ч)


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

результаты

УУД:

Познавательные,

регулятивные, коммуникативные

Личностные результаты

Познакомятся с по­нятиями прелюдия, инструментальная баллада., ноктюрн, стиль барокко.

Научатся:

- определять форму, приемы развития му­зыки, тембры;

  • выявлять средства выразительности му­зыкальных инстру­ментов;

  • применять дирижерский жест для передачи музыкаль­ных образов

  • прово­дить интонационно-­образный анализ му­зыкальных произве­дений

  • называть полные имена композиторов: В. А. Моцарт,П. И. Чайковский;

Познавательные: осуществлять поиск инфор­мации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о биографии и творче­стве Шопена, сопоставлять, музыке какого композитора созвучны произведения Шопе­на;

Расширять свои представления о музыке. Осуществлять поиск ин­формации (в разных источниках), расширя­ющей и дополняющей знания о творчестве Баха и о его любимом инструменте - органе.

Регулятивные: выбирать действия в соответ­ствии с поставленными задачами; самостоя­тельно ставить новые учебные задачи на ос­нове развития познавательных мотивов и ин­тересов.

Коммуникативные: ставить вопросы, фор­мулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от вос­приятия музыки; сотрудничать с учите­лем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Иметь мотивацию к учебной еятельности, выражать в музыкальном ис­полнительстве свои чувства и настроения, понимать настроение других людей; Эмоцио­нально отзываться на доступные и близкие по настроению музыкальные произведения.

Развивать музыкально-эстети­ческое чувство, проявляющееся в эмоцио­нально-ценностном отношении к искусству


Урок 11. Образы камерной музыки. Ночной пейзаж. Инструментальный концерт.

Творческий об­лик Ф. Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творче­ства композито­ра. Контраст музыкальных об­разов, воплощен­ных в различных жанрах фортепи­анной миниатю­ры (прелюдиях, вальсах, мазур­ках, полонезах, этюдах). Инстру­ментальная бал­лада - жанр ро­мантического искусства.

Жанр камерной музыки - нок­тюрн. Образы «ночной музы­ки». Зарождение и раз­витие жанра ка­мерной музыки - инструменталь­ного концерта. Различные виды концерта, про­граммная музы­ка. А. Вивальди «Весна» (из цик­ла «Времена го­да»), И.-С. Бах «Итальянский концерт». Осо­бенности стиля барокко


Урок 12. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г.В. Свиридова.


Урок 13. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.


Урок 14. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.


Урок 15. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.


Урок 16. Мир музыкального театра.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.


Урок 17. Образы киномузыки.

Продолжение воплощения сюжета трагедии В. Шекспира «Ромео и Джуль­етта» в киному­зыке (J1. Берн­стайн, Н. Рота). Обобщение зна­ний о различных жанрах музыки в фильмах отече­ственного кине­матографа

7 класс

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (9ч.)


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

результаты

УУД:

Познавательные,

регулятивные, коммуникативные

Личностные результаты

Познакомятся с по­нятиями:

стиль как отражение эпохи;

жанровое разнообразие (опера, балет, мюзикл)

Научатся:

  • сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;

  • выявлять средства выразительности му­зыкальных инстру­ментов;

  • прово­дить интонационно-­образный анализ му­зыкальных произве­дений

  • называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения;

  • видеть роль музыки в кино и на телевидении;

  • осуществлять проектную деятельность;

  • видеть взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством.

Познавательные: осуществлять поиск инфор­мации (в разных источниках;

Расширять свои представления о музыке; совершенствовать умения и навыки самообразования. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов.

Регулятивные: выбирать действия в соответ­ствии с поставленными задачами; самостоя­тельно ставить новые учебные задачи на ос­нове развития познавательных мотивов и ин­тересов. Самоанализ. Ориентироваться в джазовой музыке.

Коммуникативные: ставить вопросы, фор­мулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от вос­приятия музыки; сотрудничать с учите­лем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни.

Иметь мотивацию к учебной деятельности, выражать в музыкальном ис­полнительстве свои чувства и настроения, понимать настроение других людей; Эмоцио­нально отзываться на доступные и близкие по настроению музыкальные произведения.

Развивать музыкально-эстети­ческое чувство, проявляющееся в эмоцио­нально-ценностном отношении к искусству


Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.

Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).


Урок 2. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(1ч)

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.


Урок 3. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (1ч)

Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.


Урок 4. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (1ч)

Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.

Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.


Урок 5. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).


Урок 6. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». (1 ч)

Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

«Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора»

Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.


Урок 7. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч) Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.


Урок 8. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (1ч)

Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.


Урок 9 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч)

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.


Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (7 ч.)


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

результаты

УУД:

Познавательные,

регулятивные, коммуникативные

Личностные результаты

Познакомятся с по­нятиями

симфоническая сюита; вокальный и инструментальный жанры; стилизация, транскрипция.

Научатся:

- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей»

- называть крупнейшие музыкальные центры;

- анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о её художественной ценности;

- осуществлять проектную деятельность.


Познавательные: осуществлять поиск инфор­мации (в разных источниках); совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга;

Регулятивные: выбирать действия в соответ­ствии с поставленными задачами; самостоя­тельно ставить новые учебные задачи на ос­нове развития познавательных мотивов и ин­тересов.

Коммуникативные: ставить вопросы, фор­мулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от вос­приятия музыки; сотрудничать с учите­лем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Эмоцио­нально отзываться на доступные и близкие по настроению музыкальные произведения.

Развивать музыкально-эстети­ческое чувство, проявляющееся в эмоцио­нально-ценностном отношении к искусству. Участвовать в музыкальной жизни класса, школы.

Урок 10. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (1ч)

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.


Урок 11. «Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция». (1ч)

Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.


Урок 12. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (1ч)

Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».


Урок 13. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)

Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.


Урок 14 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(1ч)

Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.


Урок 15. Симфоническая музыка. (1ч.)

Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича», «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси

Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.


Урок 16. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина» (1ч)

Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы

Музыка и литература

9


Музыка и изобразительное искусство

8

1 (ур.16)

Итого:

17


6 класс

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

10


2

Мир образов камерной и симфонической музыки

6

1 (ур.16)

Итого:

16 1


7 класс

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы


Особенности драматургии сценической музыки

9



Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

7

1 (ур.16)

Итого:

16 1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Музыка 5 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

I раздел МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА (9 ч.)

1.

Что роднит музыку с литературой.

1

01.09


2.

Вокальная музыка.

«Россия, Россия, нет слова красивей…»

1

08.09


3.

Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…», «Что за прелесть эти сказки»

1

15.09


4.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Вторая жизнь песни

1

22.09


5.

Региональный компонент:

Всю жизнь мою несу Родину в душе...

«Перезвоны» «Звучащие картины»

1

29.09


6.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Гармонии задумчивый поэт»

1

06.10


7.

Путешествие в музыкальный театр. Опера-былина «Садко». Балет-сказка «Щелкунчик».

1

13.10


8.

Музыка в театре, кино, на телевидении. Мюзикл.

1

20.10


9.

Мир композитора.

Музыка воронежских композиторов.

Региональный компонент

1

27.10


II раздел МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (8 ч.)

10.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Небесное и земное.

1

10.11


11.

Звать через прошлое к настоящему

«Александр Невский». «Ледовое побоище».

1

17.11


12.

Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность.

1

24.11


13.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Волшебная палочка дирижера.

1

01.12


14.

Образы борьбы и победы в искусстве.

О подвигах, о доблести, о славе...

1

08.12


15.

Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи


1

15.12


16.

Музыка на мольберте.

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

22.12


17.

Музыка и изобразительное искусство.

1

29.12


Итого:

17



Музыка 6 класс


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

I раздел МИР ОБРАЗОВ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ (10 ч.)

1.

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов.

1

01.09


2.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи

1

08.09


3.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Отечественная музыка композиторов XX века.

1

15.09


4.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

1

22.09


5.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

29.09


6.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

06.10


7.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1

13.10


8.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

1

20.10


9.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Барды Воронежского края.

1

27.10


10.

Джаз – искусство 20 века.


1

10.11


II раздел МИР ОБРАЗОВ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ. (6ч.)

11.

Образы камерной музыки. Ночной пейзаж. Инструментальный концерт.

1

17.11


12.

Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

1

24.11


13.

Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен.

1

01.12


14.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».


1

08.12


15.

Увертюра-фантазия П. Чайковского «Ромео и Джульетта».

1

15.12


16.

Мир музыкального театра.

1

22.12


17.

Образы киномузыки

1

29.12


Итого:

17







Музыка 7 класс


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (9ч.)

1.

Классика и современность

1

07.09


2.

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля

1

14.09


3.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

1

21.09


4.

В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

1

28.09


5.

В музыкальном театре.

1

05.10


6.

Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита».

1

12.10


7.

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

1

19.10


8.

Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

1

26.10


9.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…».

1

09.11


Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (7 ч.)

10.

Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка

1

16.11


11.

Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция».

1

23.11


12.

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке.

1

30.11


13.

Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».

1

07.12


14.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта.

1

14.12


15.

Симфоническая музыка.

1

21.12


16.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».

1

28.12


Итого:

16



ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту


























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

  • Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

  • Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

  • Компетентность в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше­ние к собственным поступкам;

  • Коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • Участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • Принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.


Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач;

  • Умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

  • Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • Формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.


Предметные результаты:

  • Сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • Развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

  • Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение);

  • Воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

  • Расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • Овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

  • Сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО МУЗЫКЕ


Слушание музыки


Отметка «5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;

Отметка «4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя;

Отметка «3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;

Отметка «2»

Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Отметка «5»

Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;

Отметка «4»

Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;

Отметка «3»

Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное;

Отметка «2»

Исполнение неуверенное, фальшивое.

Музыкальная терминология


Отметка «5»

Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

Отметка «4»

Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

Отметка «3»

Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.

Отметка «2»

Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике.


Критерии оценивания устного ответа

Отметка «5»

  1. Учащиеся правильно излагают изученный материал;

  2. Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;

  3. Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;

  4. Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

Отметка «4»

  1. Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

Отметка «3»

  1. Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом;

  2. Допускает неточности в изложении изученного материала.

Отметка «2»

  1. Учащийся допускает грубые ошибки в ответе

  2. Не справляется с поставленной целью урока.

Оценка тестовой работы.


Отметка «5»

При выполнении 100-90% объёма работы

Отметка «4»

При выполнении 89 - 76% объёма работы

Отметка «3»

При выполнении 75 - 50% объёма работы

Отметка «2»

При выполнении 49 - 0 % объёма работы



ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ»

«_____» августа 2017 г. № __

21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!