Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл.,.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год).
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Содержание рабочей программы предмета «Музыка»
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической муз
Раздел I «Особенности драматургии сценической музыки»
Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает то или иное содержание,
частицу жизни. Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведение, чем больше в нем музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношения и развитие. На протяжении шести лет, знакомясь с музыкой, слушая ее, исполняя и размышляя о ней, мы, в сущности, знакомились с различными музыкальными образами. Обращение к музыкальному образу является новым уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единства содержания и формы музыкального произведения. Благодаря своей интонационно – временной природе, музыка выражает переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями. Чтобы понять музыкальный образ в целом, нужно выявить выразительно – смысловую, содержательную сущность музыкального произведения, проследить за развитием музыкальных образов. Круг музыкальных образов, с которыми знакомятся шестиклассники в первом полугодии, весьма широк: лирические, драматические, образы, раскрывающие картины народной жизни, романтические образы, героические. Содержание темы полугодия раскрывается на отечественной и зарубежной музыки.
Раздел II «Особенности драматургии каменой и симфонической музыки»
Во втором полугодии мы будем вслушиваться не только в характер, содержание и построение музыкальных образов, но и в то, как они связаны между собой, как друг на друга воздействуют, как при этом музыка развивается и к чему это развитие приводит. Так, от наблюдения за жизнью одного, самостоятельного музыкального образа мы придем к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного, т. е. к тому, что называется музыкальной драматургией. В наблюдении за музыкальной драматургией очевидно раскрывается то, что законы развития музыки по существу своему тождественны законам развития жизни: явления контрастные, противоречивые приводят к возникновению качественно новых явлений. Музыкальный образ, не содержащий в самом себе никаких противоречий и не сопоставленный с другим контрастным образом, не может вызвать к жизни какие – либо сложные музыкальные формы. Такой образ обычно мы встречаем в одночастной форме (Прелюдии Шопена). Наоборот, острый контраст внутри одного или между несколькими музыкальными образами всегда приводит к развитию крупных, значительных событий и вызывает к жизни крупные музыкальные произведения – сонату, симфонию, ораторию, оперу, балет.
Личностные результаты
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека( на личном примере)
Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)
Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками
Развивать познавательные интересы
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры
Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
Расширение представлений о собственных познавательных возможностях
Предметные результаты
Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства-ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;
Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Метапредметные результаты
Познавательные
Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;
Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;
Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.
Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные
Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности.
Информационные
Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет;
Самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;
Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
Развивать критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, уметь аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
Применять для решения учебных задач, проектно-исследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
Осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | «Особенности драматургии сценической музыки» | 17 | Л: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека( на личном примере) Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов) Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками Развивать познавательные интересы Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры П:. Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства-ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику; Р: Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове. Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров К: Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности |
2 | Особенности драматургии каменой и симфонической музыки» | 17 | Л: Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов. Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений Расширение представлений о собственных познавательных возможностях Р: Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета П:Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. К: Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности. |
| ИТОГО | 34 | |
График контрольных и проверочных работ.
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
5 | А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» «Плач Ярославны» Молитва | Текущий - письменный | Тест |
8 | Героическая тема в музыке | Текущий - письменный | Тест |
13 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо. | Текущий - письменный | Тест |
18 | Музыкальная драматургия- развитие музыки | Текущий- письменный | Тест |
21 | Камерная инструментальная музыка. | Текущий- письменный | Тест |
29 | Симфоническая музыка. | Итоговый | |
34 | Музыка народов мира | Защита проекта | |
Критерии оценки качества знаний учащихся по предмету «Музыка»
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
Оценка «2» ставится, если учащийся:
Оценка «1» ставится, если учащийся:
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
отказывается выполнять задания.
При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования | Оценка «5» ставится, если учащийся: | Оценка «4» ставится, если учащийся: | Оценка «3» ставится, если учащийся: | Оценка «2» ставится, если учащийся: |
Защита проекта | Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами | Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. | Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта | Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. | Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. | Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям. | Рукописный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии обработки. |
Практическая направленность | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта. | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. | Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. | Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. |
Соответствие технологии выполнения | Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании | Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения | Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению | Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется |
Качество проектного изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается | Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению | Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия |
При выполнении тестов, контрольных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
Знать/понимать:
понимать роль музыки в жизни человека;
иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и
Литература.
1.Учебник Музыка: 5-7 кл.,.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2013 год.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки 7 класс.М.: Просвещение.2013.-228с.
Календарно тематическое планирование.
№ | Тема урока | Форма контроля | Дата план. | Дата факт | Примечание |
Взаимодействие музыки с разными видами искусства |
1 | Классика и современность | | 05.09 | | |
2 | В музыкальном театре. Опера | | 12.09 | | |
3 | В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» | | 19.09 | | |
4 | А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь» | | 26.09 | | |
5 | «В музыкальном театре. Балет | Тест | 03.10 | | |
6 | «Балет Б.Тищенко «Ярославна» | | 17.10 | | |
7 | «Героическая тема в русской музыке. | | 24.10 | | |
8. | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы | Зачёт | 31.10 | | |
9 | Опера «Кармен» Ж. Бизе | | 07.11 | | |
10 | В музыкальном театре. Опера « Порги и Бесс». Дж. Гершвина. | | 14.11 | | |
11 | Развитие традиций оперного спектакля. | | 28.11 | | |
12 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. | | 05.12 | | |
13 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо. | Зачёт | 12.12 | | |
14 | Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрина. | | 19.12 | | |
15 | Сюжеты и образы духовной музыки. | | 26.12 | | |
16 | Рок- опера «Иисус Христос -суперзвезда» | | 09.01 | | |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». | | 16.01 | | |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. |
18 | Музыкальная драматургия- развитие музыки | Зачёт | 23.01 | | |
19 | Два направления музыкальной культуры.. | | 30.01 | | |
20 | Музыкальная драматургия в произведении М.И.Глинки.. | | 06.02 | | |
21 | Камерная инструментальная музыка. | Зачёт | 13.02 | | |
22 | Циклические формы инструментальной музыки | | 27.02 | | |
23 | Соната. Сонатная форма. «Л.Бетховен «Соната № 8» | | 06.03 | | |
24 | «С.Прокофьев «Соната № 2» В.Моцарт«Соната №11» | | 13.03 | | |
25 | Симфоническая музыка. | | 20.03 | | |
26 | «В.А.Моцарт «Симфония № 40» | | 27.03 | | |
27 | «С.Прокофьев «Симфония № 1» | | 03.04 | | |
28 | «Л.В.Бетховен «Симфония №5» | | 17.04 | | |
29 | «Ф.Шуберт «Симфония № 8» | Зачёт | 24.04 | | |
30 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. | | 08.05 | | |
31 | Инструментальный концерт | | 15.05 | | |
32 | «Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» | | 22.05 | | |
33 | Музыка народов мира | | 29.05 | | |
34 | Исследовательский проект. | Защита проекта | 29.05 | | |
15