СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа "Я рисую", 3 год обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая дополнительная общеобразовательная программа "Я рисую", 3 год обучения»

Министерство образования и науки Алтайского края

Комитет по образованию администрации Топчихинского района

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Топчихинский Детско - юношеский центр»






Рабочая дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

художественной направленности

«Я рисую»


Возраст учащихся: 7 - 15 лет

Срок реализации: 3 года


Автор - составитель:

Исупова Олеся Геннадьевна,

педагог дополнительного образования
















Топчиха, 2023

Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

  • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

  • Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеской центр»



Актуальность: Изобразительная деятельность – это привлекательный и доступный вид творчества для детей, начиная с дошкольного возраста. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное количество учебных часов, мало возможностей для участия в конкурсах и выставках различного уровня, то развитие художественного творчества обучающихся через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. Изостудия «Акварель» ведет обучение на протяжении более 10 лет. Анализируя деятельность студии, следует отметить, что обучающиеся обучаются с интересом, контингент групп сохраняется на протяжении всех годов обучения, формируются стабильные творческие коллективы. Поэтому программа имеет стабильно высокие результаты в конкурсах различного уровня. В 2020-2021 учебном году обучающиеся имеют следующие результаты: - Краевой конкурс декоративно - прикладного, изобразительного искусства и фототворчества «Рождественская звезда» 2021 года - дипломы I и II степени; - Краевой конкурс декоративно - прикладного, изобразительного искусства и фототворчества «Сибириада» 2021 года - диплом I степени; - Краевой детско - юношеский тематический конкурс «Пожарная ярмарка» 2021 года - диплом 2 степени; - Краевой смотр - конкурс среди образовательных организаций Алтайского края "Правила дорожного движения - стиль жизни" 2021 года - диплом I степени. Этим и определяется актуальность ДООП «Я рисую». Целесообразность:

Данная программа, основанная на личном педагогическом опыте, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.

На занятиях обучающиеся получают не только теоретические и практические знания и навыки, но и учатся общению, формируют умение конструктивного взаимодействия в творческом коллективе, что позволяет решать задачи адаптации и социализации детей.

Новизна:

Программа «Я рисую» является продолжением программы школы раннего эстетического развития детей «Росток», модуль «Изобразительная деятельность», поэтому, начиная обучаться по данной программе, ребенок уже имеет первоначальные базовые знания в рисовании. Преемственность программ позволяет реализовывать программу «Я рисую» с базового уровня.

По программе могут обучаться дети, которые не обучались по программе школы раннего эстетического развития, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. Это возможно благодаря тому, что каждый раздел, и практические задания варьируются и изменяются в зависимости от стартового уровня и возможностей ребенка. Для детей с ОВЗ Созданы дополнительные условия: установлены система песочной терапии (световые столы, проектор, шаблоны, инструменты для работы с песком) и рисование на воде в технике «Эбру»(столы, проектор, краски, инструменты для работы в технике).

Вид программы: Модифицированная. Программа создана на основе различных образовательных ресурсов, имеет наличие материала с учетом особенностей возраста и уровня подготовки обучающихся. Направленность: Художественная



Обучение включает в себя следующие основные предметы:
  • изобразительное искусство

  • история


Язык, на котором осуществляется образовательная деятельность - государственный язык Российской Федерации - русский.

Адресат программы:

Программа рассчитана на обучающихся 7 - 15 лет.

Набор детей производится в начале учебного года. В объединение принимаются все желающие. Допускается дополнительный набор детей в течение всего учебного года при условии наличия свободных мест.

Так как программа рассчитана на детей различных возрастных категорий, то для более качественного обучения учтены психологические особенности обучающихся. Содержание основных разделов программы в соответствие с возрастом и уровнем подготовки отличаются. Содержание занятия для обучающихся более старшего возраста усложняются за счет практических заданий.

В изобразительной деятельности обучающихся 7 - 11 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети рисуют, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве.

В возрасте 12 - 15 лет ребенок пытается уже самостоятельно определить свое мировоззрение и найти себя. Поэтому он пробует себя в абсолютно разных сферах изобразительной деятельности. Возрастная группа 12 - 15 лет имеет четкое представление о том, что хочет нарисовать. Самостоятельно выбирая идеи, воплощают в замысел, использую все необходимые виды изобразительных средств. Они способны выполнять задания, приносить собственные художественные идеи и замыслы, участвовать в мастер-классах для детей младшего возраста.

Срок и объем освоения программы:

3 года, 648 педагогических часов, из них:

  • «Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;

  • «Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;

  • «Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов.



Форма обучения:

Очная.



Особенности организации образовательной деятельности:

Разновозрастная группа.


Сведения об обеспечении образовательных прав и обязанностей обучающихся:

- обучающиеся имеют право выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогом в рамках программы;

- дети с ОВЗ имеют право обучаться по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития.



Режим занятий:

Таблица 1.1.1

Режим занятий


Предмет

Базовый уровень

Базовый уровень

Базовый уровень

Изобразительное искусство


6 часов в неделю;

216 часов в год.

6 часов в неделю;

216 часов в год.

6 часов в неделю;

216 часов в год.















Календарный учебный график

«Базовый уровень» - 3 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Группа

№ 1

Группа

№ 2

Группа

№ 3

Всего

Теория

Практика

Дата

1

Введение

6

5

1





1.1

Знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях.

3

3

0





1.2

Знакомство с курсом обучения. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Вводный контроль.

3

2

1

Тестирование




2

Рисование с натуры

87

44

43





2.1

Виды изобразительного искусства.

3

1

2

Творческая работа




2.2

Виды изобразительного искусства.

3

1

2





2.3

Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства. Элементарные правила композиции при рисовании с натуры.

3

1

2





2.4

Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства. Элементарные правила композиции при рисовании с натуры.

3

1

2

Творческая работа




2.5

Художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты).

3

1

2





2.6

Художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты).

3

1

2

Творческая работа




2.7

История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально.

3

1

2





2.8

История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально.

3

1

2

Творческая работа




2.9

История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль.

3

1

2





2.10

История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль.

3

1

2

Творческая работа




2.11

Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках формы, пропорции, строения, пространственного положения, цвета предметов.

3

1

2





2.12

Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках формы, пропорции, строения, пространственного положения, цвета предметов.

3

1

2

Творческая работа




2.13

Жанры изобразительного искусства.

3

1

2





2.14

Жанры изобразительного искусства.

3

1

2

Творческая работа




2.15

Виды пейзажа. Рисование пейзажа.

3

1

2





2.16

Виды пейзажа. Рисование пейзажа.

3

1

2

Творческая работа




2.17

Изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии. Рисование натюрморта.

3

1

2





2.18

Изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии. Рисование натюрморта.

3

1

2

Творческая работа




2.19

Рисование портрета человека.

3

1

2





2.20

Рисование портрета человека.

3

1

2

Творческая работа




2.21

Рисование с натуры фигуры человека.

3

1

2





2.22

Рисование с натуры фигуры человека.

3

1

2

Творческая работа




2.23

Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по памяти.

3

1

2





2.24

Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по памяти.

3

1

2

Творческая работа




2.25

Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по представлению.

3

1

2





2.26

Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по представлению.

3

1

2

Творческая работа




2.27

Повторение основных понятий. Обобщение знаний.

3

2

1





2.28

Подготовка к конкурсам рисунков.

3

1

2





2.29

Закрепление раздела. Текущий контроль.

3

2

1

Тестирование




3

Рисование на темы и иллюстрирование

57

27

30





3.1

Роль и способы передачи смысловой связи между объектами композиции.

3

1

2





3.2

Роль и способы передачи смысловой связи между объектами композиции.

3

1

2

Творческая работа




3.3

Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете.

3

1

2





3.4

Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете.

3

1

2

Творческая работа




3.5

Полугодовой контроль. Подготовка выставочных и конкурсных работ.

3

1

2





3.6

Полугодовой контроль. Подготовка выставочных и конкурсных работ.

3

1

2





3.7

Выдержка в тематическом рисунке пространства, пропорции и основного цвета изображаемых объектов.

3

1

2





3.8

Выдержка в тематическом рисунке пространства, пропорции и основного цвета изображаемых объектов.

3

1

2

Творческая работа




3.9

Понятие об иллюстрации и иллюстрировании.

3

1

2





3.10

Понятие об иллюстрации и иллюстрировании.

3

1

2





3.11

Понятие об иллюстрации и иллюстрировании.

3

1

2





3.12

Понятие об иллюстрации и иллюстрировании.

3

1

2

Творческая работа




3.13

Действительность и фантастика в произведениях художников. Иллюстрирование сказки.

3

1

2

Творческая работа




3.14

Художники-анималисты. Рисование анималистического рисунка.

3

1

2

Творческая работа




3.15

Рисование исторического рисунка.

3

1

2

Творческая работа




3.16

Рисование бытового рисунка.

3

1

2

Творческая работа




3.17

Повторение основных понятий. Обобщение раздела.

3

2

1





3.18

Подготовка к конкурсам рисунков.

3

1

2





3.19

Закрепление раздела. Текущий контроль.

3

2

1





4

Декоративно-прикладное творчество

27

11

16





4.1

Декоративно прикладное творчество и его роль в жизни человека. Сила и значимость народной культуры.

3

1

2

Творческая работа




4.2

Виды народного декоративно-прикладного искусства.

3

1

2

Творческая работа




4.3

Узоры в полосе. Составление эскизов предметов декоративного быта.

3

1

2

Творческая работа




4.4

Узоры в прямоугольнике. Составление эскизов предметов декоративного быта.

3

1

2

Творческая работа




4.5

Узоры в круге. Составление эскизов предметов декоративного быта.

3

1

2

Творческая работа




4.6

Декоративно-сюжетная композиция.

3

1

2

Творческая работа




4.7

Повторение основных понятий. Обобщение знаний.

3

2

1





4.8

Подготовка к конкурсам рисунков.

3

1

2





4.9

Закрепление раздела. Текущий контроль.

3

2

1





5

Лепка

18

7

11





5.1

Лепка сложных по форме деревьев, фруктов и овощей.

3

1

2

Творческая работа




5.2

Лепка птиц и животных.

3

1

2

Творческая работа




5.3

Лепка тематической композиции.

3

1

2

Творческая работа




5.4

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек с последующей росписью.

3

1

2

Творческая работа




5.5

Лепка декоративной композиции-орнамента.

3

1

2

Творческая работа




5.6

Закрепление раздела. Текущий контроль.

3

2

1





6

Оформительская деятельность

15

6

9





6.1

Виды паспарту. Оформление своих рисунков.

3

1

2





6.2

Поздравительные открытки. Правила оформления.

3

1

2

Творческая работа




6.3

Оформление стенгазеты.

3

1

2

Творческая работа




6.4

Оформление уголка для выставки. Подготовка к конкурсу рисунков.

3

1

2





6.5

Закрепление раздела. Текущий контроль.

3

2

1





7

Итоговые занятия

6

2

4





7.1

Обобщение знаний за год. Подготовка портфолио.

3

1

2





7.2

Итоговый контроль. Подготовка творческого отчета за курс обучения.

3

1

2

Тестирование





ИТОГО

216

102

114







Предметные результаты третьего года обучения

Знания:

- простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;

- понятия «живописец», «график», «графика», «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет»;

- доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т. д.);

- начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана;

- простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков.

Умения и навыки:

- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;

- чувствовать гармоничное сочетание цветов в краске предметов, изящество их форм, очертаний;

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира; использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

- творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;

- расписывать готовые изделия согласно эскизу;

- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, лепке, оформительской работе.



Список литературы

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

3. Дикенс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник,1999.

9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

10. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

11. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002

12. Уотт Ф., Милборн А., Дикенс Р. Творческая мастерская – М.: Робинс, 2011.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей (законных представителей)

1. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

2. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

3. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

4. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

5. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.

6. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

Интернет ресурсы:

1. http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44 (12.05.2015 г.)

2. stranamasterov.ru (05.11.2014 г.)

3. http://pro-risunok.ru/ (05.11.2014 г.)

4. http://www.koob.ru/draw/ (05.11.2014 г.)

5. http://ru.pinterest.com/ (15.06. 2017 г.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!