СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект на тему Урало-сибирские птицы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Разработанный план – конспект сможет помочь начинающим педагогам, работающим в этом направлении, решить возникнувшие проблемы, так как в данном план - конспекте, кроме поставленной цели и задач, прописаны методы   обучения, воспитания, принципы коррекционно-педагогической деятельности, методические советы по проведению занятия  и диагностика качества  освоения  мотива «птица», а так же прописан ход занятия

Данный план - конспект может использоваться:

- Для организации учебного процесса на занятии в объединениях по изучению росписи.

- Для самостоятельных работ учащихся общеобразовательных школ, знающих этапы росписи.

- Педагогам общеобразовательных и коррекционных школ.

- Педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- Родителям для индивидуальных занятий с ребенком.

Представленный план – конспект является составной частью методического пособия для авторской  дополнительной образовательной программы «Художественная роспись по дереву».

Тема «Урало-сибирские птицы» включена в четвертый раздел УТП (99 час.) данной программы. На выполнение мотива "птица" отводится:

2 час. - для слабослышащих детей 10 - 15 лет;

1,5 час. - для детей с ОВЗ и низким интеллектом;

3 час. - для наиболее творческих детей с ОВЗ и низким интеллектом.

Форма организации обучения  - индивидуальная.

Возраст детей: 10 - 15 лет

Занятие построено на основе дифференцированного подхода, учитывающего возрастной уровень обучающегося, уровень их интеллектуального развития и здоровья.

Форма проведения  занятия – занятие практикум.

Тип занятия – занятие применения знаний и умений.

Методы обучения, используемые на учебном занятии, имеющие коррекционно-педагогическую направленность, нацеленные на развитие сохранных и восстановление нарушенных функций организма, знаний и умений обучающегося:

  • Метод упражнения.
  • Методы стимулирования деятельности и поведения.

На каждом занятии сочетается теоретическая и практическая  работа. Для изложения теоретической части используются следующие методы обучения:

  • Методы организации и развития познавательной деятельности.
  • Объяснительно – иллюстративный и репродуктивный.
  • Метод формирования сознания.

Для проведения практической работы используются следующие методы обучения:

  • Метод практических и самостоятельных работ: выполнение практических работ  сопровождается демонстрацией наглядного материала, таблицами и образцами.       Таблица последовательности  выполнения  мотива « птица » дает наиболее полное представление о мотиве «птица».
  • Иллюстративный метод включает демонстрацию таблиц, схем, образцов росписей, которые наглядно раскрывают последовательность работы над росписью, и помогает обучающимся разобраться и справиться с теми трудностями, которые встречаются в течение всего занятия.
  • Репродуктивный метод способствует выполнению действий на уровне подражаний, помогает проводить тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнению практических заданий по готовым изделиям обучающихся, педагога или народных мастеров.

Для закрепления полученных знаний и практических умений используются следующие методы:

  • Метод закрепления и повторения пройденного материала.
  • Метод контроля и самоконтроля: педагог отмечает лучшие моменты в работе

указывает допущенные ошибки, объясняя их причины и методы устранения

  • Принципы коррекционно-педагогической деятельности:
  • Принцип целенаправленности педагогического процесса. Происходит соотнесение существующего уровня развития подростка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности.
  • Принцип системности и последовательности. Системность и последовательность осуществляется как в проведении занятия, так и в самостоятельной работе самого ребенка. Этот принцип позволяет достичь больших успехов и результатов.
  • Принцип единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных о ребенке.
  • Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в выбранной сфере деятельности. Поэтому каждая творческая работа должна быть отмечена педагогом
  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, без физических и эмоциональных перегрузок.
  • Принцип наглядности. В учебном процессе используются различные иллюстрации, таблицы, образцы презентации, карточки – задания, тесты.

Тема: Урало-сибирские птицы.

Цель: Формирование теоретических знаний и закрепление практических  навыков.

Задачи:

  1. Познакомить детей с видами птиц в росписи.
  2. Закрепить теоретические знания в моделировки птиц.
  3. Знать последовательность выполнения мотива «птица».
  4. Закрепить практические навыки.
  5. Повторить историю развития промысла.
  6. Создать творческую атмосферу в коллективе.
  7. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации образцов росписи, палитра, баночка с водой, ситцевый лоскуток, альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисти щетинка и  круглые (колонковые, беличьи).

Дидактический материал для педагога:

1.Наглядные пособия:

  • Презентация  "Урало-сибирская роспись"
  • Иллюстрации урало-сибирской  росписи;
  • Таблицы;
  • Фотографии творческих работ;
  • Образцы работ выполненные учащимися объединения.

Дидактический материал для обучающихся: 

  1. Презентация  «Урало-сибирская роспись»
  2. Таблица расположения цветов в цветовом круге и их названия (приложение 2)
  3. Таблица последовательности выполнения мотива «Сова», «Кукша», «Сорока», «Синяя птица»;
  4. Материал  и инструменты для практической работы: альбом, ластик, карандаш, баночка для воды, салфетка, кисть;
  5. Тест – опросник;
  6.  Карточка-задание.

Перечень вводимых понятий: мотив «птица», подмалевок, теневка, оживка, разживка, приписки.

Подготовка кабинета к занятию. К этому занятию учебный кабинет лучше оформить иллюстрациями образцов росписи, показать работы выполненные педагогом, а также детские работы, выполненные в технике урало-сибирская роспись.

Методические советы по проведению занятия: Для проведения занятия необходимо познакомить детей с иллюстрациями фрагмента росписи интерьера со стеной и палатями в доме И. Я. Жеманова в с. Топольном Алтайского края, фрагмента росписи «белой горницы» Нижнесинячихинского музея (Екатеренбургская область), фрагмента росписи забора во дворе ОЦРФиЭ г. Новосибирска. Повторить историю развития промысла,

А также работы с изображением городецких и пермогорских птиц – для сравнения с птицами используемых в  урало-сибирской росписи.

Диагностика результатов обучения проводится в следующих формах:

  • Тестирование;
  • Работа по карточкам – задания;
  • Опрос.

Ход занятия:

Организационный момент:

Педагог: - Здравствуйте ребята! На прошлом занятие вы познакомились мотивом «листок», с последовательностью его выполнения. Научились правильно держать и вращать кисть при росписи. А сейчас мы проверим домашнее задание. (Дежурный развешивает домашние работы детей. Проводится анализ выполненных работ). Постарайтесь вспомнить историяю возникновения росписи и ответьте на следующие вопросы:

Во сколько лет начинали учить мальчиков красильному делу? (дети отвечают: красильному  делу начинали учить рано, с десяти–одиннадцати лет ).

Во сколько лет дети осваивали все тонкости ремесла? (дети отвечают: все тонкости ремесла дети  осваивали к шестнадцати годам).

Какие  минеральные и растительные красители использовали народные мастера? (дети  отвечают:  в основном вырабатывали из глины и получали красно-оранжевый, коричневый и белый  цвет, зеленый цвет получали из минералов, сопутствующим медным рудам, в том числе из малахита).

Что такое «подмалевок»? (дети отвечают: подмалевок – это нанесение цветового пятна в росписи. Он может быть разного размера).

Объяснение нового материала:

Педагог: - А сегодня на занятие мы научимся рисовать волшебных птиц. Но для этого нам надо проверить все ли материалы и инструменты лежат у вас на рабочем месте. Вспомните, пожалуйста, что должно лежать на рабочем месте у юного художника? (дети  отвечают: альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисточки, баночка с водой, тряпочка).

  Перед вами иллюстрации фрагментов урало-сибирской росписи, где изображены не только цветы, но и птицы. Посмотрите внимательно на них, какой формы у них туловище, крылья, хвост? (ответ детей: у птиц разная форма туловища, хвоста, крыла).

Каких птиц вы узнали? (ответ детей: сова, павлин. Птица похожа на сороку).

Педагог: - Также здесь изображены птицы, которых вы не знаете. Вот птица нарисована синим и черным цветом – это «кукша».

А теперь посмотрите на таблицу  на которой  изображена последовательность выполнения  птицы «сова». Сову обычно рисуют в различных оттенках желтого или охрой с разживкой оранжевого или светло-коричневого цвета.

Практическая работа

Педагог: -  Ребята сейчас вы выполните тренировочные упражнения. Птицу рисуют в несколько этапов:

1-ый этап: сначала рисуем подмалевок головы. Голову выполняем приемом ягодка желтого цвета (дети рисуют подмалевок).

2-ой этап: рисуем туловище. Короткое туловище почти сливается с головой, сужается к низу (дети рисуют туловище).

3-ий этап: рисуем хвост из трех – четырех мазков разной длины. Первый мазок  выполняем средней длины, второй мазок – самый длинный, третий мазок – короткий, затем рисуем лапки (дети рисуют хвост).

4-ый этап: выполнение разживки: на левую сторону кисточки набираем гуашь оранжевого цвета и выполняем разживку на голове, крыльях, хвосте и края туловища  (дети выполняют разживку).

5-ый этап: рисуем глазки, выполняем приписки (дети выполняют приписки, рисуют глазки).

Вторую птичку вы рисуете самостоятельно, но сначала повторим последовательность выполнения.

Вы можете нарисовать любую птицу, которая изображена на образце (Дети самостоятельно выбирают птицу и  рисуют).

Закрепление материала:

Педагог: – Ребята! Что нового вы узнали на занятие? (дети отвечают: названия птиц и последовательность выполнения).

Педагог: – В какой последовательности рисуем птицу? дети отвечают: сначала рисуем голову, затем  туловище, потом хвост, лапки, глазки а потом выполняем  приписки ).

Педагог – Какая птица вам больше всего понравилась?(дети отвечают: птицы все интересные , красивые и все нам понравились).

Эстетическая оценка работ:

Педагог: – А сейчас ребята мы устроим выставку. Закрепим на доске ваши работы (дежурные помогают развешивать работы). Посмотрим, получились ли из вас художники. Правда красиво! (педагог отмечает лучшие работы детей)

Домашнее задание:

Нарисуйте дома птиц:

  • сову, синюю птицу, кукшу, сороку.
  •  выполните приписки.

Заключение:

Сегодня на занятии вы внимательно слушали меня, а я вас. Быстро и аккуратно работали, и мы много сделали. Посмотрите на свои рабочие места, все ли вы убрали? Всем спасибо. До свидания!

Просмотр содержимого документа
«План-конспект на тему Урало-сибирские птицы»

Пояснительная записка

Разработанный план – конспект сможет помочь начинающим педагогам, работающим в этом направлении, решить возникнувшие проблемы, так как в данном план - конспекте, кроме поставленной цели и задач, прописаны методы обучения, воспитания, принципы коррекционно-педагогической деятельности, методические советы по проведению занятия и диагностика качества освоения мотива «птица», а так же прописан ход занятия

Данный план - конспект может использоваться:

- Для организации учебного процесса на занятии в объединениях по изучению росписи.

- Для самостоятельных работ учащихся общеобразовательных школ, знающих этапы росписи.

- Педагогам общеобразовательных и коррекционных школ.

- Педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- Родителям для индивидуальных занятий с ребенком.

Представленный план – конспект является составной частью методического пособия для авторской дополнительной образовательной программы «Художественная роспись по дереву».

Тема «Мотив листок» включена в четвертый раздел УТП (99 час.) данной программы. На выполнение модели отводится:

2 час. - для слабослышащих детей 10 - 15 лет;

1,5 час. - для детей с ОВЗ и низким интеллектом;

3 час. - для наиболее творческих детей с ОВЗ и низким интеллектом.

Форма организации обучения - индивидуальная.

Возраст детей: 10 - 15 лет

Занятие построено на основе дифференцированного подхода, учитывающего возрастной уровень обучающегося, уровень их интеллектуального развития и уровень здоровья.

Форма проведения занятия – занятие практикум.

Тип занятия – занятие применения знаний и умений.

Методы обучения, используемые на учебном занятии, имеющие коррекционно-педагогическую направленность, нацеленные на развитие сохранных и восстановление нарушенных функций организма, знаний и умений обучающегося:

  • Метод упражнения.

  • Методы стимулирования деятельности и поведения.

На каждом занятии сочетается теоретическая и практическая работа. Для изложения теоретической части используются следующие методы обучения:

  • Методы организации и развития познавательной деятельности.

  • Объяснительно – иллюстративный и репродуктивный.

  • Метод формирования сознания.

Для проведения практической работы используются следующие методы обучения:

  • Метод практических и самостоятельных работ: выполнение практических работ сопровождается демонстрацией наглядного материала, таблицами и образцами. Таблица последовательности выполнения мотива « листок» дает наиболее полное представление о мотиве «листок».

  • Иллюстративный метод включает демонстрацию таблиц, схем, образцов росписей, которые наглядно раскрывают последовательность работы над росписью, и помогает обучающимся разобраться и справиться с теми трудностями, которые встречаются в течение всего занятия.

  • Репродуктивный метод способствует выполнению действий на уровне подражаний, помогает проводить тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнению практических заданий по готовым изделиям обучающихся, педагога или народных мастеров.

Для закрепления полученных знаний и практических умений используются следующие методы:

  • Метод закрепления и повторения пройденного материала.

  • Метод контроля и самоконтроля: педагог отмечает лучшие моменты в работе

указывает допущенные ошибки, объясняя их причины и методы устранения

  • Принципы коррекционно-педагогической деятельности:

  • Принцип целенаправленности педагогического процесса. Происходит соотнесение существующего уровня развития подростка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности.

  • Принцип системности и последовательности. Системность и последовательность осуществляется как в проведении занятия, так и в самостоятельной работе самого ребенка. Этот принцип позволяет достичь больших успехов и результатов.

  • Принцип единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных о ребенке.

  • Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в выбранной сфере деятельности. Поэтому каждая творческая работа должна быть отмечена педагогом

  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, без физических и эмоциональных перегрузок.

  • Принцип наглядности. В учебном процессе используются различные иллюстрации, таблицы, образцы презентации, карточки – задания, тесты.

Тема: Урало-сибирские птицы.

Цель: Формирование теоретических знаний и закрепление практических навыков.

Задачи:

  1. Познакомить детей с видами птиц в росписи.

  2. Закрепить теоретические знания в моделировки птиц.

  3. Знать последовательность выполнения мотива «птица».

  4. Закрепить практические навыки.

  5. Повторить историю развития промысла.

  6. Создать творческую атмосферу в коллективе.

  7. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации образцов росписи, палитра, баночка с водой, ситцевый лоскуток, альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисти щетинка и круглые (колонковые, беличьи).

Дидактический материал для педагога:

1.Наглядные пособия:

  • Иллюстрации городецкой росписи;

  • Таблицы;

  • Фотографии творческих работ;

  • Образцы работ выполненные учащимися объединения.

Дидактический материал для обучающихся:

  1. Презентация на тему «городецкая роспись»

  2. Таблица расположения цветов в цветовом круге и их названия (приложение 2)

  3. Таблица последовательности выполнения мотива «Сова», «Кукша», «Сорока», «Синяя птица»;

  4. Материал и инструменты для практической работы: альбом, ластик, карандаш, баночка для воды, салфетка, кисть;

  5. Тест – опросник;

  6. Карточка-задание.

Перечень вводимых понятий: мотив «листок», подмалевок, теневка, оживка, разживка.



Подготовка кабинета к занятию. К этому уроку учебный кабинет лучше оформить иллюстрациями образцов росписи, показать работы выполненные педагогом, а также детские работы, выполненные в технике урало-сибирская роспись.

Методические советы по проведению занятия: Для проведения занятия необходимо познакомить детей с иллюстрациями фрагмента росписи интерьера со стеной и палатями в доме И. Я. Жеманова в с. Топольном Алтайского края, фрагмента росписи «белой горницы» Нижнесинячихинского музея (Екатеренбургская область), фрагмента росписи забора во дворе ОЦРФиЭ г. Новосибирска. Повторить историю развития промысла,

А также работы с изображением городецких и пермогорских птиц – для сравнения с птицами используемых в урало-сибирской росписи.

Диагностика результатов обучения проводится в следующих формах:

  • Тестирование;

  • Работа по карточкам – задания;

  • Опрос.

Ход занятия:

Организационный момент:

Педагог: - Здравствуйте ребята! На прошлом занятие вы познакомились мотивом «листок», с последовательностью его выполнения. Научились правильно держать и вращать кисть при росписи. А сейчас мы проверим домашнее задание. (Дежурный развешивает домашние работы детей. Проводится анализ выполненных работ). А постарайтесь вспомнить история возникновения росписи и ответьте на следующие вопросы:

Во сколько лет начинали учить мальчиков красильному делу? (дети отвечают: красильному делу начинали учить рано, с десяти–одиннадцати лет ).

Во сколько лет дети осваивали все тонкости ремесла? (дети отвечают: все тонкости ремесла дети осваивали к шестнадцати годам).

Какие минеральные и растительные красители использовали народные мастера? (дети отвечают: в основном вырабатывали из глины и получали красно-оранжевый, коричневый и белый цвет, зеленый цвет получали из минералов, сопутствующим медным рудам, в том числе из малахита).

Что такое «подмалевок»? (дети отвечают: подмалевок – это нанесение цветового пятна в росписи. Он может быть разного размера).

Объяснение нового материала:

Педагог: - А сегодня на занятие мы научимся рисовать волшебных птиц. Но для этого нам надо проверить все ли материалы и инструменты лежат у вас на рабочем месте. Вспомните, пожалуйста, что должно лежать на рабочем месте у юного художника? (дети отвечают: альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисточки, баночка с водой, тряпочка).

Перед вами иллюстрации фрагментов урало-сибирской росписи, где изображены не только цветы, но и птицы. Посмотрите внимательно на них, какой формы у них туловище, крылья, хвост? (ответ детей: у птиц разная форма туловища, хвоста, крыла).

Каких птиц вы узнали? (ответ детей: сова, павлин. Птица похожа на сороку).

Педагог: - Также здесь изображены птицы, которых вы не знаете. Вот птица нарисована синим и черным цветом – это «кукша».

А теперь посмотрите на таблицу на которой изображена последовательность выполнения птицы «сова». Сову обычно рисуют в различных оттенках желтого или охрой с разживкой оранжевого или светло-коричневого цвета.

Практическая работа

Педагог: - Ребята сейчас вы выполните тренировочные упражнения. Птицу рисуют в несколько этапов:

1-ый этап: сначала рисуем подмалевок головы. Голову выполняем приемом ягодка желтого цвета (дети рисуют подмалевок).

2-ой этап: рисуем туловище. Короткое туловище почти сливается с головой, сужается к низу (дети рисуют туловище).

3-ий этап: рисуем хвост из трех – четырех мазков разной длины. Первый мазок выполняем средней длины, второй мазок – самый длинный, третий мазок – короткий, затем рисуем лапки (дети рисуют хвост).

4-ый этап: выполнение разживки: на левую сторону кисточки набираем гуашь оранжевого цвета и выполняем разживку на голове, крыльях, хвосте и края туловища (дети выполняют разживку).

5-ый этап: рисуем глазки, выполняем приписки (дети выполняют приписки, рисуют глазки).

Вторую птичку вы рисуете самостоятельно, но сначала повторим последовательность выполнения.

Вы можете нарисовать любую птицу, которая изображена на образце (Дети самостоятельно выбирают птицу и рисуют).

Закрепление материала:

Педагог: – Ребята! Что нового вы узнали на занятие? (дети отвечают: названия птиц и последовательность выполнения).

Педагог: – В какой последовательности рисуем птицу? дети отвечают: сначала рисуем голову, затем туловище, потом хвост, лапки, глазки а потом выполняем приписки ).

Педагог – Какая птица вам больше всего понравилась?(дети отвечают: птицы все интересные , красивые и все нам понравились).

Эстетическая оценка работ:

Педагог: – А сейчас ребята мы устроим выставку. Закрепим на доске ваши работы (дежурные помогают развешивать работы). Посмотрим, получились ли из вас художники. Правда красиво! (педагог отмечает лучшие работы детей)

Домашнее задание:

Нарисуйте дома птиц:

  • сову, синюю птицу, кукшу, сороку.

  • выполните приписки.

Заключение:

Сегодня на занятии вы внимательно слушали меня, а я вас. Быстро и аккуратно работали, и мы много сделали. Посмотрите на свои рабочие места, все ли вы убрали? Всем спасибо. До свидания!

5



Скачать

© 2018 697 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!