СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа "Рисуем сами"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая дополнительная общеобразовательная программа "Рисуем сами"»


Министерство образования и науки Алтайского края

Комитет по образованию администрации Топчихинского района

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Топчихинский Детско - юношеский центр»




Рабочая дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

художественной направленности

«Рисуем сами»


Возраст учащихся: 4 - 7 лет

Срок реализации: 1 год


Автор - составитель:

Исупова Олеся Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

















Топчиха, 2023

Пояснительная записка


Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"

  • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

  • Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр» и другие локальные акты.


Актуальность:

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей, поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования является актуальной.


Целесообразность:

Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обедненности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые они затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Приемы оказания помощи могут быть разными: совет, указание, объяснение, вариативный показ, поощрение. Можно использовать иллюстрационный материал, художественное слово, наблюдение. Ребенок должен научиться видеть прежде всего, основную форму изображаемых предметов, кроме формы маленький «художник» должен уметь видеть строение, цвет изображаемого объекта, его величину, соответствие частей, их местоположение. Помимо способности видеть, важным условием создания выразительного рисунка является умение точно изображать. А для этого должна быть достаточно хорошо развита рука. «Легкая и послушная рука» - это важное условие, так как из-за неразвитости моторики руки ребенка часто страдает и содержательная часть рисунка. Ребенок не в состоянии предать то, что видит, знает, задумал.

Чтобы рисунок был творческим, самобытным, оригинальным, необходимо развивать фантазию, воображение, ассоциативно­ - образное мышление, поэтому в программу введены занятия по замыслу, которые строятся на игре - вопросов: «На что похоже это облако, дерево? Какого «цвета» слова - сладкий, грустный, радость?» Способствуют развитию творческой деятельности и графические игры: «Я начну, а ты дорисуй», «превратить геометрические фигуры в знакомые предметы».


Новизна:

Формой организации обучения детей 4-6 лет являются однотемные занятия с разным для каждой возрастной группы программным содержанием. Основное преимущество такой формы организации занятий, состоит в том, что педагог имеет возможность сосредоточить свое внимание, свои усилия на каком-то виде деятельности. Кроме того, облегчается подготовка материалов и оборудования.


Вид программы:

Модифицированная. Создана на основе различных образовательных ресурсов, имеет наличие материала с учетом особенностей возраста и уровня подготовки обучающихся.


Направленность программы: социально-гуманитарная


Обучение включает в себя следующие основные предметы:

  • изобразительное искусство


Язык, на котором осуществляется образовательная деятельность – государственный язык Российской Федерации – русский.


Адресат ДООП:

Программа рассчитана на обучающихся 4 - 7 лет.

Дети 4–5 лет осознанно подходят к процессу рисования и стремятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычно изображены единичные предметы. Дети рисуют предмет по частям – сначала самые крупные части, затем более мелкие и некоторые характерные детали. Ребята постепенно начинают соединять в одном рисунке несколько предметов, создавая сюжетную композицию; учатся подбирать соответствующие цвета. У них вырабатывается прочный навык правильного владения карандашом и кистью.

Дети 5–6 лет, знакомясь с разными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой), живо воспринимают образы. По сравнению с более ранним возрастом их деятельность становится более осознанной. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки. Движения рук становятся более уверенными. В коллективных работах дети начинают планировать и согласовывать свои действия. В этом возрасте необходимо продолжать учить изображать предметы с натуры и развивать воображение. Следует обращать внимание на передачу форм и цветов, существенно важных деталей. Начиная со старшей группы, надо учить детей тонировать бумагу, смешивать краски. Полезно предоставлять детям возможность рисовать разными материалами (восковыми и пастельными мелками, угольными карандашами, сангиной, фломастерами) и использовать ранее незнакомые техники рисования.

В возрасте 6–7 лет ребенок приобретает новые знания и умения в сфере изобразительной деятельности. Он знакомится с произведениями живописи, скульптурой малых форм, работами книжных иллюстраторов; начинает обращать внимание на средства, которыми пользуется художник для передачи своего настроения, на то, как автор выделяет главные объекты, каким образом передает пространственные отношения между предметами.

Срок и объем освоения программы: 1 год, 36 часов


Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:

Разновозрастная группа.


Сведения об обеспечении образовательных прав и обязанностей обучающихся:

  • обучающиеся имеют право выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогом в рамках программы;

  • дети с ОВЗ имеют право обучаться по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития.


Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.



Календарный учебный график

Модуль «Стартовый» - 1 год обучения

4 - 5 лет

п/п

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

дата

1

Вводное занятие

1

1

-


1.1

Стартовый мониторинг. Техника безопасности

1

1



2

«Части тела и лица»

1

0,5

0,5


2.1

Есть такие мальчики

1

0,5

0,5


3

«Осенние дары»

5

2,5

2,5


3.1

Огурец и помидор

1

0,5

0,5


3.2

Яблоко и груша

1

0,5

0,5


3.3

Ветка вишни

1

0,5

0,5


3.4

Гриб

1

0,5

0,5


3.5

Осенние листья

1

0,5

0,5


4

«Что в домике есть?»

5

2,5

2,5


4.1

Чашка

1

0,5

0,5


4.2

Конфеты

1

0,5

0,5


4.3

Одеяло для Ванюшки

1

0,5

0,5


4.4

Моя зимняя шапка

1

0,5

0,5


4.5

Кораблик

1

0,5

0,5


5

«Зимние забавы»

5

2,5

2,5


5.1

Зимний пейзаж

1

0,5

0,5


5.2

Снежная баба

1

0,5

0,5


5.3

Елочный шар

1

0,5

0,5


5.4

Зимний день

1

0,5

0,5


5.5

Зимнее утро

1

0,5

0,5


6

«Животные»

3

1,5

1,5


6.1

Цыпленок

1

0,5

0,5


6.2

Котенок

1

0,5

0,5


6.3

Встреча лисы и Колобка

1

0,5

0,5


7

«Где я живу»

2

1

1


7.1

Дома для матрешек

1

0,5

0,5


7.2

Мастера из Города

1

0,5

0,5


8

«Праздники»

2

1

1


8.1

Салют

1

0,5

0,5


8.2

Веточка мимозы

1

0,5

0,5


9

«Мир вокруг меня»

6

3

3


9.1

Петух и краски

1

0,5

0,5


9.2

Семья неваляшек

1

0,5

0,5


9.3

Звездное небо

1

0,5

0,5


9.4

Алоэ

1

0,5

0,5


9.5

Рыбка

1

0,5

0,5


9.6

Жираф

1

0,5

0,5


10

«Весенняя капель»

6

3

3


10.1

Дерево

1

0,5

0,5


10.2

Разноцветные яички

1

0,5

0,5


10.3

Цветы в саду

1

0,5

0,5


10.4

Бабочки

1

0,5

0,5


10.5

Божья коровка

1

0,5

0,5


10.6

Радуга - дуга

1

0,5

0,5



Итого

36

18,5

17,5


Планируемые результаты:

По окончанию освоения 1 года обучения обучающийся будет знать:

  • имеет представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей;

  • правильно передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит по величине;

  • знаком с нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошкой, тычком жесткой полусухой кисточки, рисование восковыми мелками и акварелью), умеет делать отпечатки листьев, создавать изображение на мокром листе, делать отпечаток скомканной бумагой;

  • знаком с городецкими изделиями, элементами и цветовыми сочетаниями городецкой росписи.

Уметь:

  • изображать простые предметы;

  • создавать несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов;

  • располагает сюжет на всем листе бумаги;

  • смешивать краски основных цветов для получения оранжевого, фиолетового, зеленого, коричневого цветов и умеет правильно подбирать цвета для изображения предметов;

  • получать оттенки цветов (розовый, голубой, светло-зеленый), смешивая гуашь с белилами;

  • создает сюжетную композицию из предметов, добавляя к ним разнообразные объекты (солнце, дождь, снег);

  • проводить широкие линии всей кистью, а кончиком кисти ставить точки и проводить тонкие линии;

  • закрашивает рисунок краской, проводя линии в одном направлении; ритмично наносит мазки, не выходя за пределы контура;

  • создает композицию по мотивам филимоновских узоров;

  • в рисовании использует разнообразные цвета;

  • получает наиболее яркие или светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш;

  • правильно держит кисть, карандаш, фломастер, цветной жирный мелок;

  • набирает краску только на ворс кисти; чтобы набрать краску другого цвета, хорошо промывает кисть в банке с водой, удаляет излишки воды с помощью тряпочки или о край банки;

  • неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, штрихи накладывает в одном направлении.

Модуль «Стартовый» - 1 год обучения

5 - 6 лет

п/п

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

дата

1

Вводное занятие.

1

1

-


1.1

Стартовый мониторинг. Техника безопасности

1

1



2

«Ягоды бывают разные»

2

1

1


2.1

Ветка с ягодами

1

0,5

0,5


2.2

Хохломские ягоды

1

0,5

0,5


3

«Плоды сада и огорода»

4

2

2


3.1

Натюрморт с овощами (часть 1)

1

0,5

0,5


3.2

Натюрморт с овощами (часть 2)

1

0,5

0,5


3.3

Фрукты (часть 1)

1

0,5

0,5


3.4

Фрукты (часть 2)

1

0,5

0,5


4

«Берегите лес»

4

2

2


4.1

Листья деревьев

1

0,5

0,5


4.2

Сказочный лес

1

0,5

0,5


4.3

Сосна

1

0,5

0,5


4.4

Яблоня

1

0,5

0,5


5

«Зима»

6

3

3


5.1

Снежинки

1

0,5

0,5


5.2

Дед Мороз

1

0,5

0,5


5.3

Снегурочка

1

0,5

0,5


5.4

Новогодняя радость

1

0,5

0,5


5.5

Снеговик

1

0,5

0,5


5.6

Зима в лесу

1

0,5

0,5


6

«Дикие и домашние животные»

4

2

2


6.1

Кто живет в зимнем лесу?

1

0,5

0,5


6.2

Лис и мышонок

1

0,5

0,5


6.3

Козленок

1

0,5

0,5


6.4

Поросенок

1

0,5

0,5


7

«Праздники»

2

1

1


7.1

Летящие самолеты

1

0,5

0,5


7.2

Портрет мамы

1

0,5

0,5


8

«Матрешки»

2

1

1


8.1

Ровный ряд красавиц

1

0,5

0,5


8.2

Разноцветные платки

1

0,5

0,5


9

«Комнатные растения»

2

1

1


9.1

Алоэ

1

0,5

0,5


9.2

Цветик - семицветик

1

0,5

0,5


10

«Космос»

2

1

1


10.1

Ракета в космосе (часть 1)

1

0,5

0,5


10.2

Ракета в космосе (часть 2)

1

0,5

0,5


11

«Весна-красна»

7

3,5

3,5


11.1

Радуга - дуга

1

0,5

0,5


11.2

Деревья весной

1

0,5

0,5


11.3

Пасха

1

0,5

0,5


11.4

Грачи и скворцы

1

0,5

0,5


11.5

Подснежники

1

0,5

0,5


11.6

Яркое солнышко

1

0,5

0,5


11.7

Лето впереди

1

0,5

0,5



Итого

36

18,5

17,5


Планируемые результаты:

По окончанию освоения 2 года обучения обучающийся будет знать:

  • цветовой спектр;

  • понятия «теплые» и «холодные тона;

  • традиционные и нетрадиционные способы рисования;

  • жанры, такие, как натюрморт, портрет и пейзаж;

  • дымковский, филимоновский, гжельский, городецкий, хохломской, полхов-майданский промыслы;

  • русскую матрешку (сергиевопосадская и семеновская)

Уметь:

  • пользоваться акварелью, гуашью, цветными карандашами, восковыми и пастельными мелками, углем и сангиной;

  • использовать цвета и их оттенки для передачи колорита изображения;

  • смешивать краски на палитре;

  • тонировать фон;

  • делать эскиз в карандаше;

  • рисовать кистью широкие и тонкие линии;

  • передавать форму, пропорции и цвет предметов;

  • передавать в рисунке несложные движения человека и животных;

  • рисовать из головы и с натуры;

  • изображать природу;

  • рисовать жанровые сцены (иллюстрации к сказкам);

  • составлять узоры по мотивам этих росписей; правильно располагает изображение на листе;

  • подбирает сочетающиеся цвета при составлении узоров.


Модуль «Стартовый» - 1 год обучения

6 - 7 лет

п/п

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

дата

1

Вводное занятие

1

1

-


1.1

Стартовый мониторинг. Техника безопасности

1

1

-


2

«До свидания, лето»

2

1

1


2.1

Как я провел лето

1

0,5

0,5


2.2

Капелька летнего настроения

1

0,5

0,5


3

«Что нам осень принесет»

4

2

2


3.1

Натюрморт из осенних плодов

1

0,5

0,5


3.2

Грибная поляна

1

0,5

0,5


3.3

Расписной лес

1

0,5

0,5


3.4

Ветка рябины

1

0,5

0,5


4

«Звери и птицы в лесу»

2

1

1


4.1

Ежи Ежовичи

1

0,5

0,5


4.2

Это что за птица?

1

0,5

0,5


5

«Золотая осень»

2

1

1


5.1

Радостная осень

1

0,5

0,5


5.2

Грустная осень

1

0,5

0,5


6

«Сказка к нам приходит»

5

2,5

2,5


6.1

Моя любимая сказка

1

0,5

0,5


6.2

Узоры на окне

1

0,5

0,5


6.3

Еловая ветка с новогодними игрушками

1

0,5

0,5


6.4

На новогоднем празднике

1

0,5

0,5


6.5

Зимнее чудо

1

0,5

0,5


7

«Животные разных континентов»

5

2,5

2,5


7.1

Невиданное животное

1

0,5

0,5


7.2

Мишка, мишка, лежебока

1

0,5

0,5


7.3

Цыплята

1

0,5

0,5


7.4

Лев

1

0,5

0,5


7.5

Путешествие в Африку

1

0,5

0,5


8

«Праздники»

2

1

1


8.1

Поздравительная открытка

1

0,5

0,5


8.2

Картина для мамы

1

0,5

0,5


9

«Моя семья и друзья»

4

2

2


9.1

Автопортрет

1

0,5

0,5


9.2

Портрет друга

1

0,5

0,5


9.3

Мой любимый сказочный герой

1

0,5

0,5


9.4

Бабушка и дедушка

1

0,5

0,5


10

«Космические приключения»

2

1

1


10.1

Звездное небо

1

0,5

0,5


10.2

Созвездие дружбы

1

0,5

0,5


11

«Весеннее настроение»

7

3,5

3,5


11.1

Ранняя весна

1

0,5

0,5


11.2

Зеленая весна

1

0,5

0,5


11.3

Пасха

1

0,5

0,5


11.4

Первые листочки

1

0,5

0,5


11.5

Птички поют

1

0,5

0,5


11.6

Загадаю желание

1

0,5

0,5


11.7

Теплый ветерок

1

0,5

0,5



Итого

36

18,5

17,5


Планируемые результаты:

По окончанию освоения 3 года обучения обучающийся будет знать:

  • имеет представление о видах изобразительного искусства;

  • следующие приемы выделения смыслового центра: цветовой контраст, контраст по размеру;

  • способ наложения цветовых пятен тушевкой, штриховкой, мазками;

  • имеет представления о различных народных промыслах.


Уметь:

  • создавать композицию рисунка;

  • рисовать по памяти и с натуры;

  • создавать сюжетную композицию;

  • вписывать изображение в лист;

  • передавать форму и пропорции предмета;

  • создавать изображение при помощи различных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных;

  • подбирает и использует в рисунке гармонично сочетающиеся цвета и их оттенки;

  • смешивать краски и получать новые цвета;

  • составлять узоры по мотивам народной росписи на основе любой формы и размера;

  • подбирать цветовую гамму, характерную для определенного промысла;

  • выполнять элементы росписи.

  • закрашивает фон в начале или в конце работы.














Список литературы

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.

  2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009

  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

  4. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.

  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.

  6. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.

  7. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!