СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические типы личности и темперамент

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологические типы личности и темперамент»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ  Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра педагогики Психологические типы личности и темперамент – не одно и то же Е. Ю. Дукмасова Группа З-СДО-20/1А

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра педагогики

Психологические типы личности и темперамент – не одно и то же

Е. Ю. Дукмасова

Группа З-СДО-20/1А

 Содержание

Содержание

Задачи:  на основе анализа литературных и интернет-источников  дать определение следующим понятиям: «темперамент», «психотип личности»; описать основные свойства и характеристики типов темперамента и психотипов личности; показать, что «темперамент» и «психотип личности» - «не одно и то же»; актуализировать необходимость более детального изучения данной темы с целью использования в процессе делового общения, выбора профессии и гармонизации межличностных отношений

Задачи:

на основе анализа литературных и интернет-источников

  • дать определение следующим понятиям: «темперамент», «психотип личности»;
  • описать основные свойства и характеристики типов темперамента и психотипов личности;
  • показать, что «темперамент» и «психотип личности» -

«не одно и то же»;

  • актуализировать необходимость более детального изучения данной темы с целью использования в процессе делового общения, выбора профессии и гармонизации межличностных отношений
 ТЕМПЕРАМЕНТ В основе темперамента лежит тип высшей нервной системы . Люди ( как и животные ) с рождения отличаются между собой: по силе процессов возбуждения и торможения ; уравновешенности этих процессов ; подвижности (сменяемости) процессов возбуждения и торможения . В совокупности это определяет выносливость нервных клеток , то есть выносливость психики

ТЕМПЕРАМЕНТ

В основе темперамента лежит тип высшей нервной системы . Люди ( как и животные ) с рождения отличаются между собой:

  • по силе процессов возбуждения и торможения ;
  • уравновешенности этих процессов ;
  • подвижности (сменяемости) процессов возбуждения и торможения .

В совокупности это определяет выносливость нервных клеток , то есть выносливость психики

 ГИППОКРАТ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ Наблюдая за Элладой и эллинами, Гиппократ из множества характеров выделил основные. Мудрец утверждал, что «в людях течет четыре сока: красная кровь, желчь, флегма и черная желчь». И в зависимости от преобладания у того или иного грека одного из этих соков подразделил всех людей на четыре типа: сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

ГИППОКРАТ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ

Наблюдая за Элладой и эллинами, Гиппократ из множества характеров выделил основные. Мудрец утверждал, что «в людях течет четыре сока: красная кровь, желчь, флегма и черная желчь». И в зависимости от преобладания у того или иного грека одного из этих соков подразделил всех людей на четыре типа: сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

 И.П. ПАВЛОВ О темпераментЕ При преобладании возбуждения над торможением условные рефлексы формируются быстро и медленно стихают, а при обратном соотношении – образуются медленно и быстро угасают. Эти закономерности были раскрыты отечественным ученым Иваном Петровичем Павловым. Это открытие внесло неоценимый вклад в дальнейшее развитие психологии и педагогики. В настоящее время не остается сомнений, что каждый человек требует индивидуального подхода в процессе воспитания, обучения или психологической коррекции.

И.П. ПАВЛОВ О темпераментЕ

При преобладании возбуждения над торможением условные рефлексы формируются быстро и медленно стихают, а при обратном соотношении – образуются медленно и быстро угасают. Эти закономерности были раскрыты отечественным ученым Иваном Петровичем Павловым.

Это открытие внесло неоценимый вклад в дальнейшее развитие психологии и педагогики. В настоящее время не остается сомнений, что каждый человек требует индивидуального подхода в процессе воспитания, обучения или психологической коррекции.

 Микробиота кишечника влияет на наш темперамент Первые месяцы жизни являются ключевым периодом в процессах бактериальной колонизации в желудочно-кишечном тракте и развития нашей нервной системы. Поскольку мозг и кишечник «общаются», мы можем предположить, что состав нашей кишечной микробиоты играет ключевую роль в развитии нашего темперамента. Согласно результатам международного исследования, подтверждающего гипотезу о связи между кишечными бактериями и нашим поведением, состав микробиоты кишечника двухмесячного ребенка может быть связан с его темпераментом в шестимесячном возрасте.

Микробиота кишечника влияет на наш темперамент

Первые месяцы жизни являются ключевым периодом в процессах бактериальной колонизации в желудочно-кишечном тракте и развития нашей нервной системы. Поскольку мозг и кишечник «общаются», мы можем предположить, что состав нашей кишечной микробиоты играет ключевую роль в развитии нашего темперамента.

Согласно результатам международного исследования, подтверждающего гипотезу о связи между кишечными бактериями и нашим поведением, состав микробиоты кишечника двухмесячного ребенка может быть связан с его темпераментом в шестимесячном возрасте.

Защита психического здоровья

Поскольку черты личности могут появиться за годы до развития психологических проблем, исследователи считают, что эти результаты могут повлиять на их раннюю профилактику у детей. При условии, однако, что причинно-следственная связь установлена, что не имеет места в этом исследовании.

Темперамент диктуется бактериями

Исследование также выявило несколько специфических ассоциаций между некоторыми бактериальными родами и темпераментом новорожденных. Изобилие Bifidobacterium и Streptococcus и низкое содержание Atopobium , по-видимому, связаны, например, с положительной эмоциональностью, которая является прогностическим маркером экстравертной природы и хорошей эмоциональной регуляции. Напротив, негативная эмоциональность, по-видимому, связана с бактериями Erwinia, Rothia и Serratia ; последнее также связано с предродовым материнским стрессом. Реактивность на страхе оказалась специфически связанной с повышенным содержанием бактерий Peptinophilus и Atopobium . Авторы указывают, что даже когда их микробиота одинакова, у мальчиков и девочек неодинаковый темперамент, что позволяет предположить, что мозг по-разному восприимчив к воздействию кишечной микробиоты в зависимости от пола.

Для любознательных: https://vedamost-zdrava.blogspot.com/2015/07/blog-post_10.html?m=1

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

9

Подразумевается необходимая минимальная сила раздражения извне для начала реакций в психике индивида. Кроме этого, сензитивность предполагает оценку скорости этой реакции.

Сензитивность

Определяет силу и скорость ответа на неожиданный раздражитель, то есть это непроизвольные реакции на свет, громкий звук, неожиданное действие. От реактивности зависит отвлекаемость человека и возможность сосредоточения.

Реактивность

  • Степень влияния темперамента на окружающие его раздражители. Проще говоря, это то, с какой скоростью человек может влиять на обстоятельства, препятствия, мешающие ему получить свою цель.
  • Степень влияния темперамента на окружающие его раздражители. Проще говоря, это то, с какой скоростью человек может влиять на обстоятельства, препятствия, мешающие ему получить свою цель.

Активность (пассивность)

Пластичность (ригидность)

Так характеризуют скорость приспособления человека к изменениям внешней среды. Пластичность – хорошая способность к приспособлению, ригидность – невозможность, трудность в изменении убеждений, взглядов, интересов.

Ориентация человека на внешний мир либо внутренний (направленность жизненной энергии). Вторая трактовка: ориентация человека на настоящее внешнее (экстраверсия) или образное прошлое либо будущее (интроверсия).

Экстраверсия (интроверсия)

Определяет скорость эмоционального реагирования на минимальный раздражитель извне (минимальная сила, на которую происходит эмоциональная реакция).

Возбудимость эмоций

Это скорость психических процессов и реакций (продолжительность): быстрота реакции, темп речи, быстрота ума.

Темп реакций

Свойства темперамента проявляются в зависимости от ситуации и конкретных условий. Потому люди разного темперамента могут совершенно по-разному действовать в идентичных ситуациях, но одинаково в отличных условиях.

9 Темперамент и деятельность Темперамент обеспечивает индивидуальный стиль деятельности , то есть приемы работы, характерные для конкретного человека. Так, например, один ребенок при решении задачи может долго сидеть без дела, обдумывать и сразу записать результат, а другой моментально начнет что-то записывать, зарисовывать, зачеркивать и спустя время вычленит из этого основное. Одинаковый результат – разные пути достижения.

9

Темперамент и деятельность

Темперамент обеспечивает индивидуальный стиль деятельности , то есть приемы работы, характерные для конкретного человека.

Так, например, один ребенок при решении задачи может долго сидеть без дела, обдумывать и сразу записать результат, а другой моментально начнет что-то записывать, зарисовывать, зачеркивать и спустя время вычленит из этого основное. Одинаковый результат – разные пути достижения.

9 Вывод: Темаперамент – биологический фундамент , на котором формируется личность как социальное существо. Свойства личности, обусловленные темпераментом, являются устойчивыми и долговременными. 2 компонента темперамента: Активность – характеризует степень энергичности, быстроты/медлительности, инертности. Эмоциональность – характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (+ или -) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.)

9

Вывод:

Темаперамент – биологический фундамент , на котором формируется личность как социальное существо. Свойства личности, обусловленные темпераментом, являются устойчивыми и долговременными.

2 компонента темперамента:

Активность – характеризует степень энергичности, быстроты/медлительности, инертности.

Эмоциональность – характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (+ или -) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.)

12 личность Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества,  черты характера , особенности темперамента ,  поведения и другие индивидуально типологические особенности личности. характер темперамент А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве её подструктур.

12

личность

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества,  черты характера , особенности темпераментаповедения и другие индивидуально типологические особенности личности.

характер

темперамент

А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве её подструктур.

12 Что такое личность  Личность – это человек, вступающий во взаимоотношения с окружением и проявляющий себя в процессе деятельности. Также это совокупность свойств, качеств, умственных способностей, физических и эмоциональных характеристик. Они делают человека индивидуальным и раскрываются в процессе взаимодействия с социумом. Личность проявляется через привычки и предпочтения, использование накопленных знаний. Разные ситуации приводят к изменению поведения, человек определяет тактику, опираясь на опыт, полагаясь на эмоции. Психологические типы личности возникли в результате систематизации личностных качеств людей и их способностей взаимодействовать с внешним миром. Они позволяют отличать одних людей от других, объясняют разницу между ними.   Источник:  https://srazu.pro/lichnost/tipy-lichnosti-v-psixologii.html

12

Что такое личность

Личность – это человек, вступающий во взаимоотношения с окружением и проявляющий себя в процессе деятельности. Также это совокупность свойств, качеств, умственных способностей, физических и эмоциональных характеристик. Они делают человека индивидуальным и раскрываются в процессе взаимодействия с социумом. Личность проявляется через привычки и предпочтения, использование накопленных знаний. Разные ситуации приводят к изменению поведения, человек определяет тактику, опираясь на опыт, полагаясь на эмоции.

Психологические типы личности возникли в результате систематизации личностных качеств людей и их способностей взаимодействовать с внешним миром. Они позволяют отличать одних людей от других, объясняют разницу между ними. Источник:  https://srazu.pro/lichnost/tipy-lichnosti-v-psixologii.html

12 Психологический тип личности Психологический тип личности — теория, высказанная швейцарским психиатром Карлом Юнгом. Путем наблюдения он определил причину различий в человеческом поведении как врожденное стремление использовать свой мозг по-разному. Исходя из этого развиваются различные модели поведения.

12

Психологический тип личности

Психологический тип личности — теория, высказанная швейцарским психиатром Карлом Юнгом. Путем наблюдения он определил причину различий в человеческом поведении как врожденное стремление использовать свой мозг по-разному. Исходя из этого развиваются различные модели поведения.

Определение формулы психотипа личности (мини-тест)

  • Блок 1

А

Б

Вы легко сходитесь с новыми людьми, стремитесь расширять круг знакомых. Вы довольно разговорчивы и открыты. Часто поступаете опрометчиво, бываете несдержанны. Любите быть в центре событий.

Вы неторопливы, сдержанны в общении, настороженно встречаете новых людей. Контролируете себя, не любите выставлять свои чувства напоказ. Стараетесь сдерживать себя в споре, чтобы не сказать лишнее, скромны.

  • Блок 2

Вы прагматик, не любящий фантазий. В работе вы скрупулезны. Многие вещи умеете делать своими руками, проверяете результаты сделанного.

Вы хорошо предвидите будущее, часто вспоминаете прошлое, стремитесь к новизне и переменам. Ваши теоретические (творческие) способности выше практических.

  • Блок 3

Ставите логику выше своих чувств, судите о людях, независимо от симпатий. Вы не любите выяснять причины ссор и недоразумений. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни, как своей, так и других.

Вас всегда интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Вы склонны идти навстречу другим в делах ради гармоничных отношений. Мнения других о вас вам небезразличны.

  • Блок 4

Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова. Вы последовательны в действиях, решения принимаете сразу и с трудом их меняете. Вам легко придерживаться строгой дисциплины, нравится во всем порядок.

Ваша работоспособность, как правило, разнообразна. Вы можете гибко приспосабливаться к существующим условиям. Для достижения конечного результата вам обычно не нужны строгие графики и инструкции.

Запишите формулу своего психотипа, состоящую из четырех букв: Обработка результатов  Формулы психотипов Управленцы ESTP Социалы ESFP ESTJ Маршал Исследователи ISTJ ESFJ Администра-тор Политик Гармонизаторы ENTP Энтузиаст ISTP ENTJ Инспектор ISFJ ENFP Новатор Хранитель Инициатор INTJ ENFJ Предпринима-тель Мастер ISFP Аналитик Посредник INTP Наставник INFJ Гуманист Критик INFP Романтик Номер блока Ответ Блок 1 Буква формулы психотипа А Б Блок 2 E I А Б Блок 3 S N А Б Блок 4 T А F Б J P

Запишите формулу своего психотипа, состоящую из четырех букв:

Обработка результатов

Формулы психотипов

Управленцы

ESTP

Социалы

ESFP

ESTJ

Маршал

Исследователи

ISTJ

ESFJ

Администра-тор

Политик

Гармонизаторы

ENTP

Энтузиаст

ISTP

ENTJ

Инспектор

ISFJ

ENFP

Новатор

Хранитель

Инициатор

INTJ

ENFJ

Предпринима-тель

Мастер

ISFP

Аналитик

Посредник

INTP

Наставник

INFJ

Гуманист

Критик

INFP

Романтик

Номер блока

Ответ

Блок 1

Буква формулы психотипа

А

Б

Блок 2

E

I

А

Б

Блок 3

S

N

А

Б

Блок 4

T

А

F

Б

J

P

 Ядро человеческой личности К.-Г. Юнг описал подсознательные структуры: по способу восприятия информации:  S – люди, воспринимающие только практическую, конкретную информацию;  N – люди, воспринимающие понятийную, невербальную информацию. по способу принятия решения:  Т – люди, объективно, логически принимающие решение  F – люди субъективно, с этической точки зрения принимающие решение

Ядро человеческой личности

К.-Г. Юнг описал подсознательные структуры:

  • по способу восприятия информации:

S – люди, воспринимающие только практическую, конкретную информацию;

N – люди, воспринимающие понятийную, невербальную информацию.

  • по способу принятия решения:

Т – люди, объективно, логически принимающие решение

F – люди субъективно, с этической точки зрения принимающие решение

S

T

N

F

Базовые психические функции По К.-Г. Юнгу

18

Двигательные функции:

Мыслительные функции:

Интуиция – N

Экстраверсия – Е

Этика – F

Сенсорика – S

Логика – Т

(от англ. «Sensation»- ощущающий)

(от англ. «Feeling»- чувствующий)

(от англ. «Thinking» - думающий, мыслящий)

(от англ. «Intuition» - интуитивный

Интроверсия – I

пассивная и энергоэкономная, защитная установка психики

активная энергозатратная установка психики

мыслительная функция психики человека, обрабатывающая информацию и принимающая решения объективно

психическая функция субъективного суждения, основанная на вовлеченности во внутренний, душевный мир окружающих людей

функция отвлеченного восприятия мира в целостных образах

функция конкретного восприятия мира через органы чувств

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПО К. БРИГГС И И. МАЙЕРС

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Восприятие

информации

Переработка

Принятие

информации

решений

Решающий (J) – тип стабильно работоспособен. Он соблюдает дисциплину сам и требует этого от других

Воспринимающий (P) – работоспособность связана с изменчивым настроением. Он обычно действует без подготовки, «веря в свою удачу». Может сразу начинать много дел и не довести их до конца. Но он умеет быстро реагировать на изменение обстановки, может прекрасно маневрировать

Разделение людей на типы по способу обработки информации Восемь типологических качеств 19 ЭКСТРАВЕРСТ (Е) Хочу знать: что это? Воспринимающие - Р S Se Что с этим делать? N Si Насколько силен или слаб Решающие - J Мир опасен или неопасен Ne противник Насколько удобна или неудобна T Вещь красива вещь Ni Каковы возможности Каков прогноз Te объекта или некрасива Каковы возможности F Ti явлений субъекта Каков прогноз Выгодно или невыгодно Верно или ложно социальных событий Fe Полезно или бесполезно Есть смысл или нет смысла Нравится или не нравится Fi Морально или аморально Предпочи-таю ил избегаю Человечно или бесчеловечно ИНТРОВЕРТ (I) СЕНСОРИК (S) ИНТУИНТ (N) ЛОГИК (T) ЭТИК (F) РЕШАЮЩИЙ (J) ВОСПРИНИМАЮЩИЙ (P)

Разделение людей на типы по способу обработки информации

Восемь типологических качеств

19

ЭКСТРАВЕРСТ (Е)

Хочу знать: что это?

Воспринимающие - Р

S

Se

Что с этим делать?

N

Si

Насколько силен или слаб

Решающие - J

Мир опасен или неопасен

Ne

противник

Насколько удобна или неудобна

T

Вещь красива

вещь

Ni

Каковы возможности

Каков прогноз

Te

объекта

или некрасива

Каковы возможности

F

Ti

явлений

субъекта

Каков прогноз

Выгодно или невыгодно

Верно или ложно

социальных событий

Fe

Полезно или

бесполезно

Есть смысл или нет смысла

Нравится или не нравится

Fi

Морально или аморально

Предпочи-таю ил избегаю

Человечно или бесчеловечно

ИНТРОВЕРТ (I)

СЕНСОРИК (S)

ИНТУИНТ (N)

ЛОГИК (T)

ЭТИК (F)

РЕШАЮЩИЙ (J)

ВОСПРИНИМАЮЩИЙ (P)

Построение формулы психотипа 19 С 12-25 лет S N С 6 – 12 лет T F Е(NF)P J P С 25-50 лет Ядро личности После 50 лет I E Надо помнить, что не существует слабых психотипов, а есть целостная личность со сложным переплетением всех присущих ей качеств

Построение формулы психотипа

19

С 12-25 лет

S

N

С 6 – 12 лет

T

F

Е(NF)P

J

P

С 25-50 лет

Ядро личности

После 50 лет

I

E

Надо помнить, что не существует слабых психотипов, а есть целостная личность со

сложным переплетением всех присущих ей качеств

Развернутая формула психотипа 19  Например, ESTP - психотип Маршала (ST) – cильные функции ядра; N, F – cуществуют в ядре, но выражены слабо Развернутая формула психотипа Маршала (ESTP) будет выглядеть следующим образом: E (Se – Ti – Fi - Ni) P E (I – II – III – IV) P Дуальный канал Сильные каналы Болевая точка

Развернутая формула психотипа

19

Например, ESTP - психотип Маршала

  • (ST) – cильные функции ядра;
  • N, F – cуществуют в ядре, но выражены слабо
  • Развернутая формула психотипа Маршала (ESTP) будет выглядеть следующим образом:

E (Se – Ti – Fi - Ni) P

E (I – II – III – IV) P

Дуальный канал

Сильные каналы

Болевая точка

 Межтипные отношения Схема межтипных отношений Основные постулаты интертипных отношений: ESTP (Маршал) № канала I функция IFSJ Se II (Хранитель) Ti III функция Fi Fi IV № канала Se I Ni Ne II III Te IV Две информационные системы при взаимодействии начинают обмениваться информацией, при этом они могут работать либо как-то кооперируясь, либо подавляя друг друга.  Информация, идущая от человека с какой-либо из психических функций, вызывает реакцию такой же функции у другого человека. Интертипная реакция будет определяться местом расположения (каналом) этой функции как у первого, так и у второго человека.

Межтипные отношения

Схема межтипных отношений

Основные постулаты интертипных отношений:

ESTP

(Маршал)

№ канала

I

функция

IFSJ

Se

II

(Хранитель)

Ti

III

функция

Fi

Fi

IV

№ канала

Se

I

Ni

Ne

II

III

Te

IV

  • Две информационные системы при взаимодействии начинают обмениваться информацией, при этом они могут работать либо как-то кооперируясь, либо подавляя друг друга.
  • Информация, идущая от человека с какой-либо из психических функций, вызывает реакцию такой же функции у другого человека. Интертипная реакция будет определяться местом расположения (каналом) этой функции как у первого, так и у второго человека.
Проявления основных функций  Функция Буквенное обозначение ЛОГИКА Т Психологическая интерпретация Те Общая Формула психотипа Для конкретного психотипа Логика деловая: прагматизм, расчет, эффективность, целесообразность, технология Логика выгодности проектов Тi СЕНСОРИКА Логика реализации проектов E Te NJ S Логика структурная: Предприниматель E Te SJ анализ, систематизация, структурирование, схема, иерархия Логика аналитических схем Se Администратор Приоритет силы: здоровье, воля, сила, напористость, способность добиваться цели Логика конкретных фактов I Ti NJ I Ti SJ Si Склонность к принуждению Аналитик Приоритет ощущений: обостренное восприятие красоты, гармония пространственных форм, стремление к удобству, комфорту E Se FP Приоритет требовательности Инспектор E Se TP Политик Удовольствие от совершенства вещей Маршал I Si TP Чувство гармонии Мастер I Si FP Посредник

Проявления основных функций

Функция

Буквенное обозначение

ЛОГИКА

Т

Психологическая интерпретация

Те

Общая

Формула психотипа

Для конкретного психотипа

Логика деловая: прагматизм, расчет, эффективность, целесообразность, технология

Логика выгодности проектов

Тi

СЕНСОРИКА

Логика реализации проектов

E Te NJ

S

Логика структурная:

Предприниматель

E Te SJ

анализ, систематизация, структурирование, схема, иерархия

Логика аналитических схем

Se

Администратор

Приоритет силы: здоровье, воля, сила, напористость, способность добиваться цели

Логика конкретных фактов

I Ti NJ

I Ti SJ

Si

Склонность к принуждению

Аналитик

Приоритет ощущений: обостренное восприятие красоты, гармония пространственных форм, стремление к удобству, комфорту

E Se FP

Приоритет требовательности

Инспектор

E Se TP

Политик

Удовольствие от совершенства вещей

Маршал

I Si TP

Чувство гармонии

Мастер

I Si FP

Посредник

Проявления основных функций  Функция Буквенное обозначение ЭТИКА Психологическая интерпретация F Общая Fe Формула психотипа Этика эмоций: эмоции, настроение, артистизм, повышенная возбудимость, эмоциональный накал Для конкретного психотипа Этика восхищения ИНТУИЦИЯ Fi E Fe NJ Призыв к действию Этика взаимоотношений: N Наставник E Fe SJ отношения людей: симпатия – антипатия, любовь – ненависть, мораль, нравственность Приоритет Ne Энтузиаст Видение возможностей: потенциальные способности человека, истинные внутренние качества Приоритет чести I Fi NJ взаимоотношений I Fi SJ Ni Видение возможностей человека Гуманист Чувство времени: предчувствие, прогнозирование, способность улавливать динамику Умение видеть перспективу, новые проекты E Ne FP Храни-тель E Ne TP Инициа-тор развития, чувство ритма Предвидение событий Новатор I Ni TP Улавливать настроения в обществе Критик I Ni FP Романтик

Проявления основных функций

Функция

Буквенное обозначение

ЭТИКА

Психологическая интерпретация

F

Общая

Fe

Формула психотипа

Этика эмоций: эмоции, настроение, артистизм, повышенная возбудимость, эмоциональный накал

Для конкретного психотипа

Этика восхищения

ИНТУИЦИЯ

Fi

E Fe NJ

Призыв к действию

Этика взаимоотношений:

N

Наставник

E Fe SJ

отношения людей: симпатия – антипатия, любовь – ненависть, мораль, нравственность

Приоритет

Ne

Энтузиаст

Видение возможностей: потенциальные способности человека, истинные внутренние качества

Приоритет чести

I Fi NJ

взаимоотношений

I Fi SJ

Ni

Видение возможностей человека

Гуманист

Чувство времени: предчувствие, прогнозирование, способность улавливать динамику

Умение видеть перспективу, новые проекты

E Ne FP

Храни-тель

E Ne TP

Инициа-тор

развития, чувство ритма

Предвидение событий

Новатор

I Ni TP

Улавливать настроения в обществе

Критик

I Ni FP

Романтик

Влияние среды на уровень развития психотипов  Уровень развития Управленцы Низкий Высокий (ST) Грубость, деспотизм, навязывание своей воли, интеллектуальная неразвитость, примитивные интересы Социалы Исследователи (SF) Организованность, ответственность, деловое сотрудничество, учет взаимных интересов, владение эмоциями Мещанство, жизнь вне интересов общества, настрой на развлечения, флирт, сплетни Гармонизаторы (NT) Нереалистичность проектов, оторванность от жизни, схематизм, беспомощность в организации, переоценка интеллекта Заботливость, справедливое распределение благ, уважение прав человека, коллективизм, общительность, понимание роли семьи (NF) Мистицизм, страх перед жизнью, уход в себя, низкая конкурентоспособность, упадничество, театральные эффекты вместо технологий Демократизм в общении, связь с практикой, высокий интеллект, широта кругозора, независимость суждений, оптимизм Возвышенность, духовный поиск, благородные идеалы, умение любить и верить, сочувствие, умение понимать людей, владение словом

Влияние среды на уровень развития психотипов

Уровень развития

Управленцы

Низкий

Высокий

(ST)

Грубость, деспотизм, навязывание своей воли, интеллектуальная неразвитость, примитивные интересы

Социалы

Исследователи

(SF)

Организованность, ответственность, деловое сотрудничество, учет взаимных интересов, владение эмоциями

Мещанство, жизнь вне интересов общества, настрой на развлечения, флирт, сплетни

Гармонизаторы

(NT)

Нереалистичность проектов, оторванность от жизни, схематизм, беспомощность в организации, переоценка интеллекта

Заботливость, справедливое распределение благ, уважение прав человека, коллективизм, общительность, понимание роли семьи

(NF)

Мистицизм, страх перед жизнью, уход в себя, низкая конкурентоспособность, упадничество, театральные эффекты вместо технологий

Демократизм в общении, связь с практикой, высокий интеллект, широта

кругозора, независимость суждений, оптимизм

Возвышенность, духовный поиск, благородные идеалы, умение любить и верить, сочувствие, умение понимать людей, владение словом

Если научиться определять к какому психотипу относится человек, можно понять, что им движет, что от него можно ожидать в тех или иных ситуациях, как грамотно выстраивать коммуникацию или отношения

1.Определите, кем является муж –экстравертом (Е) или интровертом (I)?

Муж обращается к жене: Извини, что я перебиваю тебя в то время, когда ты молчишь!

2.Определите, кем является жена – воспринимающим (Р) или решающим (J)

Жена: Ты чего сидишь, время поливать огород!

Муж: Но ведь на улице дождь!

Жена: Так надень плащ.

3. Определите, кто есть кто в этой паре, кто интуитивный тип (N), а кто сенсорный (S)?

Муж: Будь любезна, скажи, сколько времени ? Мы не опоздаем ?

Жена: Не беспокойся дорогой, мы успеем…

Муж (с легким раздражением): Скажи, который час ?

Жена: Скоро восемь.

Муж (раздраженно): Ты на часы можешь посмотреть ? ? ?

Жена: Ты знаешь, у нас еще уйма времени…

4. Определите психотипы подруг. Кто из них принадлежит к этическому (F) типу, а кто к логическому (T)?

Маша: Расскажи, как ты готовишь свой фирменный салат.

Ира: Трудно рассказать, как я его делаю. Знаю только, что нельзя никого обидеть: папа любит поострее, мама не очень соленое, а вот Коля обожает, когда в салате много майонеза!

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Как это использовать

  • Прежде всего, в отношениях, поскольку тип личности отчетливо в них проявляется.
  • Гармония возможна там, где взаимодействуют противоположности (иначе — дополняющие друг друга).
  • Самый счастливые пары – те, в которых один экстраверт, а второй интроверт.
  • Двум интровертам будет слишком скучно, а экстравертам слишком весело. Два интроверта слишком осторожны и рассудочны, чтобы проявить инициативу или показать эмоции, а это значит, что их  отношения скиснут от скуки.
  • Два экстраверта со всем присущим им оптимизмом и тяге к действиям примутся  тянуть одеяло на свою сторону, от чего одеяло точно не станет прочнее.
  • Аналогично и в других разновидностях отношений: профессиональные, деловые.
  • Лучшие партнеры и сослуживцы – это люди противоположных типов. При выборе профессии (а это тоже отношения) важно учитывать свои особенности: экстравертам проще общаться с людьми, у интровертов хорошо ладится аналитическая работа и работа с техникой.
  • Противоположные  типы чувствуют себя гораздо комфортнее в обществе друг друга, только не всегда понимают этого или забывают со временем и тщетно пытаются найти счастье с подобными себе.
  • Знание своего типа  позволит вам лучше понимать других и себя, реализоваться в профессиональной сфере и стать более счастливым в личной.

Возможности профайлинга

Очень интересная наука. Кто-то считает ее псевдонаукой, но я приведу несколько данных, где вы увидите, как профайлинг помогал в серьезных проблемах.

Погрузимся немного в историю. Интересно, что этот метод применялся с конца IX века. В 1888 году впервые его применил хирург Томас Бонд из Англии, когда составлял психологическую характеристику серийного маньяка Джека-Потрошителя. Поэтому первой областью, где применялся профайлинг, была криминалистика. Почти через сто лет, в 1985 году, методы профайлинга использовались для определения и задержания преступников, совершивших тяжкие насильственные преступления. Методы разработаны в США Ресслером и Бруксом. И такое направление работает по сегодняшний день и значительно упрощает работу сотрудникам ФБР.

Эту отрасль психологии взяли на вооружение сотрудники авиакомпаний. Вам, наверное, известно, что любимое место террористов – это аэропорт. Во время предполетного досмотра при помощи опроса и наблюдения за пассажирами методы профайлинга спасали ни один самолет от теракта на борту.

Сейчас заинтересованные люди по всему миру обучаются профайлингу, так как опытный специалист может определить ложь даже во время разговора по телефону. Почему же не поверить в такую полезную науку? Кому бы из вас не хотелось с ходу определять мошенника или лживого человека?

Профайлинг – это подборка психологических инструментов для оценки и прогнозирования поведения человека. Это сравнительно новое направление в психологии, где обученный специалист может анализировать вербальные и невербальные признаки личности, выявлять ложь без детектора и определять дальнейшее поведение человека.

Источник: https://levelself.ru/navyki/chto-takoe-profajling.html

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждой все особое, свое И нет планет, похожих на нее. У каждого свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, Но это все неведомо для нас. Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей? И про отца родного своего Мы, зная все, не знаем ничего.  Способность к общению есть неотъемлемое следствие разумности.   Роберт Шекли

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое

И нет планет, похожих на нее.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы, зная все, не знаем ничего.

Способность к общению есть неотъемлемое следствие разумности. Роберт Шекли


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!