СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для педагогов по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение конфликтов и пути их разрешения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическое сопровождение конфликтов и пути их разрешения

Цели:

1.Понимание причин конфликтов.

2. Обращение к собственному опыту конфликтного взаимодействия.

3. Помощь психолога в преодолении трудностей в решении конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его виды.
  • Изучить основные типы конфликтных ситуаций в школе.
  • Овладеть приемами общения в конфликте.
  • Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
  • Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.

 

Аудитория: педагоги.

 

Время: 06.02.2019г. 10-00

 

Необходимое оборудование: презентация, два стола для работы в группах, листы А4, ручки.

Рекомендации

Ход занятия

 

1 слайд /Один философ сказал: “...тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории..." (Г.Дарендорф)\

Вступительное слово психолога:

Дорогие коллеги, я рада вас приветствовать. Сегодня мы обсудим наиболее актуальную для нас тему: “Конфликты и пути их разрешения”.

Сегодня мы вспомним некоторые понятия, а также приемы достойного разрешения конфликтов и успешной профилактике конфликтных ситуаций.

2 слайд /Конфликт (от лат. conflictus- столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.\

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.  Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.  Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.         Для этого педагогу и психологу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.        Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Слово «конфликт» - латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям.        Взаимодействие людей и их поведение вызывается одновременно их собственными личными характеристиками и окружающей средой, в которой они находятся. По мере взаимодействия с другими людьми неминуемо цели, задачи и потребности одних вступают в противоречие с целями, задачами и потребностями других.        Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.        В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Современная точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но даже желательны. Некоторые авторы, в частности У. Крейдлер, подразделяют конфликты на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей) и дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение внутригрупповых отношений).        Выделяют четыре вида конфликтов: 

- внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности; 

- межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели; 

- межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления; 

- личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.  У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.        По своей направленности конфликты делятся на следующие виды:

- социально-педагогические – они проявляются как в отношениях между группами, так и с отдельными людьми. В основе этой группы лежат конфликты – нарушения в области взаимоотношений. Причины взаимоотношений могут быть следующими: психологическая несовместимость, т.е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающего у одной из сторон или одновременно у каждой из них неприятные эмоциональные состояния. Причинами может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих;

- психолого-педагогические конфликты – в их основе лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений;

- социальный конфликт – ситуативные конфликты от случая к случаю;

- психологический конфликт – происходит вне общения с людьми, происходит внутри личности.  Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.         Типологическое подразделение конфликтов:

- "подлинный" — когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;

- "случайный или условный" — когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

- "смещенный" — когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;

- "неверно приписанный" — когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;

- "скрытый" — когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;

- "ложный" — конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.  Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.

Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.  То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой. Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты, в том числе и в трудовой деятельности, не существует. Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.  Существуют сигналы, предупреждающие конфликт.  Среди них:

• кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле); 

• недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);

• инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);

• напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);

• дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).

При эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Имеется пять стилей разрешения конфликтов.  Уклонение представляет уход от конфликта.  Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться.  Принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения.  Компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению.  Решение проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.  На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития .  Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия личность, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений.

 

3 слайд /Конфликты могут быть:

Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)

Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие). \

А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.

Упражнение “Руки” (Слайд №4)

Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

  • что вы чувствовали?
  • как вы себя чувствуете?
  • какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?

Тоже 3 слайд /Конфликты бывают:

  • Межгрупповые
  • Межличностные
  • Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- “душевные муки”)
  • Между личностью и группой\

Работа по группам

Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 10 минут.

Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

Слайд 4 ./Плюсы

  • конфликт вскрывает “слабое звено” во взаимоотношениях;
  • дает возможность увидеть скрытые отношения;
  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • пересмотр своих взглядов на привычное;
  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.  

Минусы:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;
  • ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
  • представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.\

Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

Слайд 5 /Структура конфликта:

- объект (предмет спора);

- субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

- условия протекания конфликта;

- масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

- стратегии и тактики поведения сторон;

- исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).\

Слайд 6 /Стадии конфликта:

- предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта

- конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт

- разрешение конфликта (полное или частичное).\

Слайд 7 /Функции конфликта:

- диалектическая служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;

- конструктивная вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;

- деструктивная появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.\

Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

А теперь давайте рассмотрим причины возникновения конфликтов.

8 слайд /Причины возникновения конфликтов:

Конфликтогены - слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту (например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что “сойдет”) - на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.

Формула конфликта:

конфликтная ситуация ( накопившиеся противоречия )+ повод (инцидент) - “последняя капля”=конфликт.\

(Слайд №9) /Причины возникновения МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:

Конкуренция - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство)

Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд - гуманист, и мелкие пакостники- мыши)

Психологическая несовместимость (неуживчивость темперамента и характера)

Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).

От скуки ( Том и Джерри, Ну, погоди)\

Ссоры, размолвки, разногласия могут возникать, они неизбежны .Однако против них есть средство, заключающееся в познании уровня своей конфликтности.

Слайд 10 /Конкретно в педагогическом коллективе причинами конфликтов могут быть:

1.Нарушение педагогической этики.

2.Незнание возрастных особенностей учащихся.

3.Незнание индивидуально- типологических особенностей учащихся.

4.Поведенческие особенности учителя и учащихся.\

 

А сейчас давайте разберемся, какая личность наиболее конфликтная? У всех свой темперамент!!!

  • Холерик - обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт , но и быстро “остывает”.
  • Флегматик - трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта.
  • Меланхолик - долго помнит и переживает обиду.
  • Сангвиник - легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.

 

Игра « Рисуем с закрытыми глазами» 

 Цель игры: умение общаться, понимать друг, друга.

Делимся на пары. Один человек с закрытыми глазами должен нарисовать рисунок. Второму дается задание, не говоря какой рисунок, должен объяснить, что нарисовать.(Кошка)

Сложно ли было рисовать, объяснять что нарисовать?  

А теперь попробуем научиться разрешать конфликт. Слайд №11

/ЧЕТЫРЕ способа разрешения КОНФЛИКТА:

1. Соперничество - высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой).

2. Избегание - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).

3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению).

4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать.\

Способы поведения в конфликте при СОТРУДНИЧЕСТВЕ (Мы делили апельсин):

1. Дипломатия - вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее.

2. Компромисс - чистите апельсин и делите поровну.

3. Воля судьбы. Тянете жребий.

4  Конструктивный поиск - узнать, кому и зачем нужен апельсин ( кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть - мякоть, кому – то кожура для цукатов, а третьему - косточки для дерева).

Слайд 12 /Упражнение “Другими словами” 

В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: “Ты должен...”, “Это твоя обязанность...”, “С тобой невозможно разговаривать...”, “Ты безответственный человек” и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями , ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, “Ты должен принести мне книгу”. (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).

  • “Он должен заботиться обо мне”. (“Мне хочется, чтобы он заботился обо мне”);
  • “Ты не должна была ходить на ту вечеринку”. (“Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку”);
  • “Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!” (“Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны”);
  • “Ты должна была предвидеть возможные трудности”. (“Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности”);
  • “Меня обидели!” (“Я решила пообижаться”);
  • “Меня заставили”. (“Я не сумела отказаться”);
  • “Он – упрямый осёл”. (“Я не смог убедить его”);
  • “Он меня унизил”. (“Мне было неприятно”);
  • “Прекрати меня злить!” (“Я начинаю злиться”);
  • “Ты должна мне дать программу, книгу” (“Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу”). \

Обсуждение: просто – сложно перефразировать? 

Вывод: успешное решение любой конфликтной ситуации неизбежно связано со способностью прощать. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

Слайд 13 /Как избежать конфликта(практические рекомендации)

Если говорить о конфликте в контексте педагогического процесса, то надо обратить внимание:

  • Ученик и учитель находятся в разных весовых категориях.
  • С одной стороны педагог обладает жизненным опытом, у него развита больше способность к осмыслению ситуации, у ребенка наоборот, его поведение импульсивно, слабо развита способность к аналитической деятельности.
  • Педагог должен взять на себя ответственность за ход конфликта, чтобы довести его до логического конца так, чтобы это позволило личности ребенка подняться на новый, более высокий уровень развития.

Как обойти конфликт. 

 Ответить улыбкой (не с сарказмом и иронией)

Использовать “Я – утверждение” - концентрируем свое внимание на том, что мы чувствуем и способны об этом сказать своему сопернику вместо “Ты – утверждения”, которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо “ Вы должны принести мне книгу”- “ Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу”)

Способность и умение прощать!!! - значит, “отпустить” свой гнев и не собираться мстить.\

 Слайд 14 /Упражнение “Согласие” - выполняется в парах. 

 Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Небрежно брошенная фраза перерастает в ругань с личными оскорблениями, навешиванием ярлыков и т.п. Это создаёт практически непреодолимые барьеры в общении, которые гораздо легче предотвратить, нежели разрешить конфликт на стадии их возникновения. Но, тем не менее, есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряженность ситуации даже в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями и словами.

Одна из таких техник состоит в том, чтобы найти в словах партнёра  что-то, с чем можно согласиться, и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, приказ) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом не отступая от своей позиции. Например:

1. “Ты совсем с ума сошла!” - “Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди”;

2. “Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!” - “Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать”;

3. “Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!” - “Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника”;

4. “На нашей работе по-настоящему работаю только я!” - Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу”. \

Упражнение выполняется в парах. Сначала один участник нападает, а второй пытается перевести диалог в мирное русло, затем они меняются местами. Раздаются листы с заданиями 

Далее обсуждаем ответы, корректируем их. 

 

В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые часто приобретают конфликтный характер.

Для подростка важно быть принятым группой сверстников: они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные в подобной группе. В этом принятии его другими складывается и собственная оценка своих личностных качеств. Объединяясь со сверстниками, он чувствует силу коллективной сплоченности, пытаясь демонстрировать что-то свое, оригинальное.

Послушание сменяется самостоятельным активным действием, а как он действует, зависит от того, каков его прошлый опыт поведения и общения. В силу отмеченных закономерностей психического развития подростков характер взаимодействия с ними значительно усложняется.

Следовательно, увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется объективными причинами, а именно: обострением противоречий в кризисный период психического развития подростка.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в школе и способы решения этих конфликтных ситуаций: конфликт на уроках, с кем сидеть, озорство на уроках, "трудные" в классе, лидерство девочек.

Конфликт на уроке.

Некоторые ученики 9 класса на протяжении всего учебного года пытаются срывать уроки учителям. В этом классе роль лидеров выполняют ряд девочек, которые подчинили себе остальную половину класса и многие одноклассники не могут им противостоять. Они нахальны и грубы. Делается это следующим образом. Ученики не слушают объяснения учителей, высказываются не по теме разговора, кричат, перебивают учителя и своих одноклассников. Проявляя свои лидерские качества в школе, они очень сильно боятся своих родителей. Они хотят, чтобы их уважали, не давая ничего взамен.

Многие учителя выгоняют с урока, некоторые делают им замечания, ставят неудовлетворительные оценки в дневники.

Выход из сложившей ситуации может быть следующим. Провести индивидуальные беседы с родителями данных учащихся, работа психолога в данном коллективе просто необходима, координация действий учащихся, вовлечение их в плодотворную работу школы. Основное и главное не позволять "панибратства" с их стороны, держать их на "расстоянии", учителю необходимо лояльно и терпеливо относиться к данной ситуации не срываясь на крик и не пуская ситуацию на самотек. Ведь здесь помимо их основных качеств личности влияют так же особенности их возраста, выйдя из переходного возраста, они не могут проявить себя как более взрослые люди в силу своих психологических особенностей.

"Трудные" в классе.

Этот конфликт произошел в 7 классе. Ученик, не имеющий авторитетной позиции, не имеющий по поведению и обучению успешного положения, решил завоевать хорошее расположение среди более успешных детей. Для самореализации, он выбрал ребят более успешных в обучении, но не входящих в " авторитетную группу". Это были девочка и мальчик. По отношению к девочке применялось словесное унижение, физические действия, мальчик подвергался преследованиям, его поджидали после школы, где он подвергался избиению, было моральное унижение. Хотя для немногих школ, это может быть нормальное явление, как средство самореализации и самовыражения подростка. Ситуация была взята под контроль, как родителями обиженных детей, так и классным руководителем и психологами.

В этой ситуации необходима помощь психолога для мальчика который проявлял некорректные действия по отношению к своим одноклассникам, ситуация должна быть взята под контроль, если не будет рассмотрена данная ситуация, это может плохо сказаться на отношении ребят. А так же беседа классного руководителя с родителями этих детей, должна быть проведена беседа с учащимися класса о нецелесообразности данной ситуации.

"Субкультура".

Это началось в 7 классе, когда три подружки, увлекаясь музыкальными направлениями, решили примерить на себя образ субкультуры "Эмо". Выражалось это следующим образом, ужасная подводка на детских глазах, неприбранные волосы, одежда в этом стиле. Такой внешний вид немного шокировал учителей, их просили сменить внешний вид, но девочки настаивали на своем продолжая посещать уроки в таком виде. В классе они держались длительное время обособленно. Ученики, которые длительное время с ними общались, до их перевоплощения, перестали с ними разговаривать, их преследовали, дразнили. Девочки перестали учиться.

Родители не могли понять, что происходит с детьми. Проводились неоднократные беседы с одноклассниками, с целью погашения конфликтной ситуации, работа психолога, как с классом, так и с отдельными представителями дала результат. Конфликтная ситуация была взята под контроль родителями этих детей, а так же администрацией и классным руководителем. Прошло длительное время. На данный момент девочки остаются приверженцами этого движения, но ребята уже приняли своих одноклассниц в "измененном" виде, общение ребят продолжается. В таких ситуациях не нужно преследовать ребенка упрекать его в принадлежности, к какой - то культуре, это форма поиска себя, как личности. Главное это понять родителям и учителям и умело координировать действия своих детей. Если их преследовать и заставлять делать, то, что хотят взрослые, можно только сломать ребенка, и ничего хорошего в этом нет.

Лидерство.

Однажды 8 классе, нужно было выбрать командира класса. На классном собрании одна девочка предложила свою кандидатуру, весь класс согласился, по принципу, "хоть кто только не я". Но прошло какое - то время, девочка не может справиться с возложенными на себя обязанностями, по ряду объективных причин. Тогда классный руководитель предложила собраться еще раз и переизбрать командира класса. На собрании ребята предложили кандидатуру мальчика, на что тот ответил: "Если вы меня выберете, то пожалеете". Но все - таки командиром класса, этот мальчик остался. Так как у мальчика были скрытые лидерские качества, то в дальнейшем они проявились на одном из мероприятий.

У этого командира класса возникло не восприятие своего коллектива, он ничего не хотел делать, надеясь, что его сменит кто - то другой. Но этого не произошло. Когда в очередной раз кл. руководитель спросил у командира почему была не выполнена, та или иная работа в классе. Ученик ответил " А я и не просился в командиры. Ненужно было меня избирать", при этом он хлопнул по столу. Учитель выгнала ученика из класса. Прошло какое - то время отношения между учителем и учеником были налажены.

В этой ситуации необходимо разобраться, что повлекло к таким действиям со стороны ученика, почему он так поступил. Эту ситуацию нужно разбирать непосредственно с этим учеником не прибегая к помощи посторонних лиц. Важно, чтобы и учитель и ученик поняли, почему произошел этот конфликт, кто был прав, а кто виноват.

Хотелось привести анализ педагогических ситуаций.

  • Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т.д.);
  • Что предшествовало возникновению ситуации;
  • Какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;
  • Ситуация глазами ученика и учителя;
  • Личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);
  • Что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);
  • Основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
  • Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика,
  • Выборы средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
  • Нельзя считать трудности в решении конфликтов специфическими для последних лет работы школы. Они всегда были и будут в педагогической работе учителя.

Ролевая игра «Конфликты»

Описание игры. Участникам предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Еще несколько ситуаций могут придумать сами подростки. Получившиеся сценки обсуждаются в кругу.

Примеры конфликтных ситуаций:

1. Ты договорился(-лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький(ая) еще!»

2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ее найти».

3. Ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает: «Ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте»

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение конфликтов и пути их разрешения"»

  МОО «Гимназия города Енакиево» Практический психолог Смаглий Галина Ефимовна

МОО «Гимназия города Енакиево»

Практический психолог

Смаглий Галина Ефимовна

Один философ сказал: “...тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории...

Один философ сказал: “...тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории..."  (Г.Дарендорф)

 Конфликт (от лат. conflictus- столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Конфликт (от лат. conflictus- столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Конфликты могут быть: Конструктивными Деструктивными     Конфликты бывают: Межгрупповые Межличностные Внутриличностные Между личностью и группой

Конфликты могут быть:

  • Конструктивными
  • Деструктивными

 

Конфликты бывают:

  • Межгрупповые
  • Межличностные
  • Внутриличностные
  • Между личностью и группой
Плюсы: конфликт вскрывает “слабое звено” во взаимоотношениях; дает возможность увидеть скрытые отношения; дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение; пересмотр своих взглядов на привычное; способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.   Минусы: отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям; нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата; ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений; представление о победителях или побежденных как о врагах; временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.

Плюсы:

  • конфликт вскрывает “слабое звено” во взаимоотношениях;
  • дает возможность увидеть скрытые отношения;
  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • пересмотр своих взглядов на привычное;
  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Минусы:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;
  • ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
  • представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.
Структура конфликта: - объект (предмет спора);  - субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);  - условия протекания конфликта;   - масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);  - стратегии и тактики поведения сторон;  - исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Структура конфликта:

- объект (предмет спора); - субъекты (отдельные индивиды, группы, организации); - условия протекания конфликта;

- масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный); - стратегии и тактики поведения сторон; - исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Стадии конфликта: предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт разрешение конфликта (полное или частичное).

Стадии конфликта:

  • предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта
  • конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
  • разрешение конфликта (полное или частичное).

Функции конфликта: диалектическая служит для выявления причин конфликтного взаимодействия; конструктивная вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели; деструктивная появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.

Функции конфликта:

  • диалектическая служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • конструктивная вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  • деструктивная появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.
Причины возникновения конфликтов: Конфликтогены - слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту (например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что “сойдет”) - на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.  Формула конфликта: конфликтная ситуация  ( накопившиеся противоречия )+  повод  (инцидент) - “последняя капля”= конфликт .

Причины возникновения конфликтов:

Конфликтогены - слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту (например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что “сойдет”) - на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.

Формула конфликта:

конфликтная ситуация  ( накопившиеся противоречия )+  повод  (инцидент) - “последняя капля”= конфликт .

Причины возникновения МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ: Конкуренция  - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство) Столкновение разных жизненных принципов  ( Кот Леопольд - гуманист, и мелкие пакостники- мыши) Психологическая несовместимость  (неуживчивость темперамента и характера) Из-за взаимного непонимания  (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений). От скуки  ( Том и Джерри, Ну, погоди)

Причины возникновения МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:

Конкуренция  - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство)

Столкновение разных жизненных принципов  ( Кот Леопольд - гуманист, и мелкие пакостники- мыши)

Психологическая несовместимость  (неуживчивость темперамента и характера)

Из-за взаимного непонимания  (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).

От скуки  ( Том и Джерри, Ну, погоди)

Факторы обострения конфликта Конкретно в педагогическом коллективе причинами конфликтов могут быть : 1.Нарушение педагогической этики. 2.Незнание возрастных особенностей учащихся. 3.Незнание индивидуально- типологических особенностей учащихся. 4.Поведенческие особенности учителя и учащихся.

Факторы обострения конфликта

  • Конкретно в педагогическом коллективе причинами конфликтов могут быть :
  • 1.Нарушение педагогической этики.
  • 2.Незнание возрастных особенностей учащихся.
  • 3.Незнание индивидуально- типологических особенностей учащихся.
  • 4.Поведенческие особенности учителя и учащихся.
ЧЕТЫРЕ способа разрешения КОНФЛИКТА: 1. Соперничество - высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой). 2. Избегание - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону). 3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению). 4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать.

ЧЕТЫРЕ способа разрешения КОНФЛИКТА:

  • 1. Соперничество - высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой).
  • 2. Избегание - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).
  • 3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению).
  • 4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать.
Упражнение “Другими словами ”  Например, “Ты должен принести мне книгу”. (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу). “ Он должен заботиться обо мне”; “ Ты не должна была ходить на ту вечеринку”; “ Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!”; “ Ты должна была предвидеть возможные трудности”; “ Меня обидели!”; “ Меня заставили”; “ Он – упрямый осёл”; “ Он меня унизил”; “ Прекрати меня злить!”; “ Ты должна мне дать программу, книгу”.

Упражнение “Другими словами ” 

Например, “Ты должен принести мне книгу”. (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).

“ Он должен заботиться обо мне”;

“ Ты не должна была ходить на ту вечеринку”;

“ Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!”;

“ Ты должна была предвидеть возможные трудности”;

“ Меня обидели!”;

“ Меня заставили”;

“ Он – упрямый осёл”;

“ Он меня унизил”;

“ Прекрати меня злить!”;

“ Ты должна мне дать программу, книгу”.

Как избежать конфликта(практические рекомендации) Если говорить о конфликте в контексте педагогического процесса, то надо обратить внимание: Ученик и учитель находятся в разных весовых категориях. С одной стороны педагог обладает жизненным опытом, у него развита больше способность к осмыслению ситуации, у ребенка наоборот, его поведение импульсивно, слабо развита способность к аналитической деятельности. Педагог должен взять на себя ответственность за ход конфликта, чтобы довести его до логического конца так, чтобы это позволило личности ребенка подняться на новый, более высокий уровень развития. Как обойти конфликт.   Ответить улыбкой  (не с сарказмом и иронией) Использовать “Я – утверждение”  - концентрируем свое внимание на том, что мы чувствуем и способны об этом сказать своему сопернику вместо “Ты – утверждения”, которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо “ Вы должны принести мне книгу”- “ Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу”) Способность и умение прощать!!!  - значит, “отпустить” свой гнев и не собираться мстить.

Как избежать конфликта(практические рекомендации)

Если говорить о конфликте в контексте педагогического процесса, то надо обратить внимание:

Ученик и учитель находятся в разных весовых категориях.

С одной стороны педагог обладает жизненным опытом, у него развита больше способность к осмыслению ситуации, у ребенка наоборот, его поведение импульсивно, слабо развита способность к аналитической деятельности.

Педагог должен взять на себя ответственность за ход конфликта, чтобы довести его до логического конца так, чтобы это позволило личности ребенка подняться на новый, более высокий уровень развития.

Как обойти конфликт. 

Ответить улыбкой  (не с сарказмом и иронией)

Использовать “Я – утверждение”  - концентрируем свое внимание на том, что мы чувствуем и способны об этом сказать своему сопернику вместо “Ты – утверждения”, которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо “ Вы должны принести мне книгу”- “ Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу”)

Способность и умение прощать!!!  - значит, “отпустить” свой гнев и не собираться мстить.

 Упражнение “Согласие” - выполняется в парах.   Эта техника состоит в том, чтобы найти в словах партнёра   что-то, с чем можно согласиться,  и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, приказ) не противостоянием, что только усугубит конфликт,  а согласием,  при этом не отступая от своей позиции. Например: 1. “Ты совсем с ума сошла!” - “Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди”; 2. “Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!” - “Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать”; 3. “Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!” - “Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника”; 4. “На нашей работе по-настоящему работаю только я!” - Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу”.

Упражнение “Согласие” - выполняется в парах. 

Эта техника состоит в том, чтобы найти в словах партнёра   что-то, с чем можно согласиться,  и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, приказ) не противостоянием, что только усугубит конфликт,  а согласием,  при этом не отступая от своей позиции. Например:

1. “Ты совсем с ума сошла!” - “Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди”;

2. “Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!” - “Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать”;

3. “Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!” - “Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника”;

4. “На нашей работе по-настоящему работаю только я!” - Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу”.

Используемая литература. 1. Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2008. 2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001. 3. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт- Петербург, 2007. Рекомендуемая литература для педагогов: Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2008; Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт-Петербург, 2007.

Используемая литература.

1. Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2008.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001.

3. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт- Петербург, 2007.

Рекомендуемая литература для педагогов: Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2008; Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт-Петербург, 2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!