Тестовые задания по дисциплине:
«Психология развития и возрастная психология»
1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст
а) социальный;
б) психологический;
в) энергетический
2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст
а) биологический;
б) хронологический;
в) профессиональный
3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция
а) тоническая;
б) рефлексивная;
в) регулятивная
4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество
а) 1,2,3;
б) 2,3,1;
в) 3,2,1
5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это
а) эволюционизм;
б) детерминизм;
в) функционализм
6. История индивидуального развития личности – это
а) жизненный цикл;
б) жизненный путь;
в) образ жизни
7. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон
а) метаморфозы;
б) неравномерности возрастного развития;
в) биогенетический
8. Пассивное приспособление к среде – это
а) аккомодация;
б) социализация;
в) ассимиляция
9. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это
а) эмоция;
б) речь;
в) операция
10. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, - это возрастные
а) особенности;
б) новообразования;
в) кризисы
11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это
а) зона ближайшего развития;
б) кризис развития;
в) новообразование развития
12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это:
а) рост;
б) развитие;
в) совершенствование
13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это
а) обучение;
б) усвоение;
в) тренировка
14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм
а) механический;
б) психологический;
в) деятельностный
15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе
а) готовности;
б) упражнения;
в) подкрепления
16. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это
а) икрогенез;
б) филогенез;
в) онтогенез
17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это
а) учение;
б) научение;
в) усвоение
18. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это
а) жизненный стиль;
б) жизненный цикл;
в) время жизни
19. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это
а) сензитивность;
б) вариативность;
в) преемственность
20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это
а) анаболизм;
б) аффект;
в) стресс
21. Активное приспособление к среде – это
а) аккомодация;
б) организация;
в) социализация
22. Изучение личности в разных видах деятельности – это
а) самонаблюдение;
б) близнецовый метод;
в) метод обобщения независимых характеристик
23. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон
а) биогенетический;
б) метаморфозы;
в) готовности
24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности
а) двойственной;
б) рефлексивной;
в) неустойчивой
25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон
а) эстроген
б) тестостерон;
в) адреналин;
26. Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это
а) личностная рефлексия;
б) адекватное общение;
в) высокая чувствительность
27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано
а) Монтенем;
б) Руссо;
в) Декартом
28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится
а) групповая деятельность;
б) интимно-личностное общение;
в) деловое общение
29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является
а) самооценка;
б) мотивация;
в) самосознание
30. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это
а) самовоспитания;
б) эмансипации;
в) самопознание
31. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа
а) Л.И. Божович;
б) Л.С. Выготского;
в) В.Вунда
32. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это
а) акмеология;
б) нейрофизиология;
в) психология
33. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это
а) интимность;
б) креативность;
в) рефлексия
34. Потребности в компетентности относят к потребностям
а) биологическим;
б) идеальным;
в) социальным
35. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием
а) желчи;
б) слизи;
в) крови
36. Эмоции отражают
а) действительность;
б) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма;
в) предметы и явления реального мира
37. Факторы, вызывающие стресс, называют
а) стрессорами;
б) причинами;
в) агентами
38. Аффекты
а) возникают из волевого начала;
б) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию;
в) независимы от потока текущих событий
39. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:
а) кровь, лимфа, желчь, ткани;
б) кровь, лимфа, желчь, мышцы;
в) кровь, лимфа, желчь, черная желчь
40. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это
а) мысль;
б) язык;
в) речь
41. Эмоция – отражение реальной действительности в форме
а) переживаний;
б) инстинктов;
в) потребностей
42. В основе темперамента лежит
а) тип нервной системы;
б) наклонности;
в) характер
43. Признак, характерный для понятия «акселерация физического и психического развития»:
а) спокойное, равномерное развитие;
б) противоречивое, неравномерное развитие;
в) прогрессирующее ускоренное развитие
44. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»
а) ведущая деятельность;
б) социальная ситуация развития;
в) сензитивный период
45. Главной задачей возрастной психологии является:
а) отслеживание динамики развития;
б) отслеживание отклонений в развитии;
в) отслеживание особенностей реагирования в конфликтах;
46. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:
а) неравномерность развития;
б) цикличность развития;
в) метаморфозы развития;
47. Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались:
а) Львом Семеновичем Выготским;
б) Карен Хорни;
в) Эриком Берном;
48. Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно:
а) дляпериодизации Вильяма Штерна;
б) для периодизации Павла Петровича Блонского;
в) для периодизации Даниила Борисовича Эльконина;
49. Самосознание личности в основном складывается:
а) к 3-м годам;
б) к одному году;
в) к 17-ти годам;
50. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах:
а) Жана Пиаже;
б) Сократа;
в) Льва Семеновича Выготского;
51. Основные этапы психического развития человека включают:
а) детство, отрочество, юность, зрелость, старость;
б) созревание и старение;
в) созревание;
52. К атавистическим рефлексам у младенца относится:
а)коленный рефлекс;
б) рефлекс позвоночника;
в) хватательный рефлекс.
53. К тупиковым видам движения младенца относится:
а) ползание;
б) сидение;
в) раскачивание на четвереньках.
54. Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии:
а) может быть преодолена при правильном обучении и воспитании;
б) не может быть совсем преодолена ни при каких условиях;
в) может сама пройти с возрастом;
55. Понимание смысла всех слов окружающих складывается:
а) к 3-м годам;
б) к концу 1 года;
в) к 6-ти годам;
56. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:
а) с узнавания себя в зеркале;
б) с употребления местоимения «Я»;
в) с осознания собственных желаний;
57. Психологическая характеристика готовности к школе включает:
а) интеллектуальную готовность;
б) физическую готовность;
в) духовную готовность;
58. Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью:
а) на первом уровне развития игры;
б) на втором уровне развития игры;
в) на третьем уровне развития игры;
59. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется:
а) контекстной речью;
б) ситуативной речью;
в) объяснительной речью;
60. К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится:
а) амбивалентность поведения;
б) замкнутость;
в) боязнь безопасных предметов;
61. Психология как самостоятельная наука оформилась в…
а) 40-х гг. XIX в.;
б) 80-х гг. XIX в.;
в) 90-х гг. XIX в.
62. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …
а) контент-анализом;
б) беседой;
в) экспериментом
63. Влияние экспериментатора на результаты эксперимента и их интерпретацию наиболее значительно в исследованиях…
а) психофизиологических
б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации, принятия решения и т. п.);
в) психологии личности и социальной психологии
64. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования к …
а) организационным методам;
б) эмпирическим методам;
в) способам обработки данных
65. Отличительная черта отечественной психологии — использование категории…
а) деятельности;
б) бессознательного;
в) подкрепления
66. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.
а) медицинская;
б) социальная;
в) возрастная
67. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:
а) психологии души;
б) психологии сознания;
в) поведенческой психологии
68. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством …
а) наблюдения;
б) эксперимента;
в) контент-анализа
69. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется …
а) контент-анализом;
б) методом сравнения;
в) социометрией
70. Психологические приемы, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками, известны как тесты …
а) достижений;
б) интеллекта;
в) личности
71. . Философской основой гуманистической психологии является…
а) позитивизм;
б) экзистенциализм;
в) прагматизм
72. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении,
движении, называется принципом …
а) детерминизма;
б) развития;
в) перехода количественных изменений в качественные
73. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …
а) наблюдение;
б) тестирование;
в) самонаблюдение
74. Принцип, требующий установления причинно-следственных связей в процессе возникновения психических явлений это принцип …
а) управления;
б) развития;
в) детерминизма
75. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является…
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением
76. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает … психология.
а) дифференциальная;
б) социальная;
в) педагогическая
77. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом — это …
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование
78. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с …
а) созданием специальных научно-исследовательских учреждений;
б) развитием метода интроспекции;
в) развитием метода наблюдения
79. . Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …
а) когнитивная психология;
б) бихевиоризм;
в) гуманистическая психология
Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания по дисциплине " Психология развития и возрастная психология"»
Тестовые задания по дисциплине:
«Психология развития и возрастная психология»
1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст
а) социальный;
б) психологический;
в) энергетический
2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст
а) биологический;
б) хронологический;
в) профессиональный
3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция
а) тоническая;
б) рефлексивная;
в) регулятивная
4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество
а) 1,2,3;
б) 2,3,1;
в) 3,2,1
5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это
а) эволюционизм;
б) детерминизм;
в) функционализм
6. История индивидуального развития личности – это
а) жизненный цикл;
б) жизненный путь;
в) образ жизни
7. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон
а) метаморфозы;
б) неравномерности возрастного развития;
в) биогенетический
8. Пассивное приспособление к среде – это
а) аккомодация;
б) социализация;
в) ассимиляция
9. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это
а) эмоция;
б) речь;
в) операция
10. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, - это возрастные
а) особенности;
б) новообразования;
в) кризисы
11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это
а) зона ближайшего развития;
б) кризис развития;
в) новообразование развития
12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это:
а) рост;
б) развитие;
в) совершенствование
13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это
а) обучение;
б) усвоение;
в) тренировка
14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм
а) механический;
б) психологический;
в) деятельностный
15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе
а) готовности;
б) упражнения;
в) подкрепления
16. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это
а) икрогенез;
б) филогенез;
в) онтогенез
17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это
а) учение;
б) научение;
в) усвоение
18. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это
а) жизненный стиль;
б) жизненный цикл;
в) время жизни
19. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это
а) сензитивность;
б) вариативность;
в) преемственность
20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это
а) анаболизм;
б) аффект;
в) стресс
21. Активное приспособление к среде – это
а) аккомодация;
б) организация;
в) социализация
22. Изучение личности в разных видах деятельности – это
а) самонаблюдение;
б) близнецовый метод;
в) метод обобщения независимых характеристик
23. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон
а) биогенетический;
б) метаморфозы;
в) готовности
24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности
а) двойственной;
б) рефлексивной;
в) неустойчивой
25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон
а) эстроген
б) тестостерон;
в) адреналин;
26. Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это
а) личностная рефлексия;
б) адекватное общение;
в) высокая чувствительность
27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано
а) Монтенем;
б) Руссо;
в) Декартом
28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится
а) групповая деятельность;
б) интимно-личностное общение;
в) деловое общение
29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является
а) самооценка;
б) мотивация;
в) самосознание
30. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это
а) самовоспитания;
б) эмансипации;
в) самопознание
31. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа
а) Л.И. Божович;
б) Л.С. Выготского;
в) В.Вунда
32. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это
а) акмеология;
б) нейрофизиология;
в) психология
33. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это
а) интимность;
б) креативность;
в) рефлексия
34. Потребности в компетентности относят к потребностям
а) биологическим;
б) идеальным;
в) социальным
35. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием
а) желчи;
б) слизи;
в) крови
36. Эмоции отражают
а) действительность;
б) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма;
в) предметы и явления реального мира
37. Факторы, вызывающие стресс, называют
а) стрессорами;
б) причинами;
в) агентами
38. Аффекты
а) возникают из волевого начала;
б) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию;
в) независимы от потока текущих событий
39. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:
а) кровь, лимфа, желчь, ткани;
б) кровь, лимфа, желчь, мышцы;
в) кровь, лимфа, желчь, черная желчь
40. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это
а) мысль;
б) язык;
в) речь
41. Эмоция – отражение реальной действительности в форме
а) переживаний;
б) инстинктов;
в) потребностей
42. В основе темперамента лежит
а) тип нервной системы;
б) наклонности;
в) характер
43. Признак, характерный для понятия «акселерация физического и психического развития»:
а) спокойное, равномерное развитие;
б) противоречивое, неравномерное развитие;
в) прогрессирующее ускоренное развитие
44. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»
а) ведущая деятельность;
б) социальная ситуация развития;
в) сензитивный период
45. Главной задачей возрастной психологии является:
а) отслеживание динамики развития;
б) отслеживание отклонений в развитии;
в) отслеживание особенностей реагирования в конфликтах;
46. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:
а) неравномерность развития;
б) цикличность развития;
в) метаморфозы развития;
47. Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались:
а) Львом Семеновичем Выготским;
б) Карен Хорни;
в) Эриком Берном;
48. Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно:
а) дляпериодизации Вильяма Штерна;
б) для периодизации Павла Петровича Блонского;
в) для периодизации Даниила Борисовича Эльконина;
49. Самосознание личности в основном складывается:
а) к 3-м годам;
б) к одному году;
в) к 17-ти годам;
50. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах:
а) Жана Пиаже;
б) Сократа;
в) Льва Семеновича Выготского;
51. Основные этапы психического развития человека включают:
а) детство, отрочество, юность, зрелость, старость;
б) созревание и старение;
в) созревание;
52. К атавистическим рефлексам у младенца относится:
а)коленный рефлекс;
б) рефлекс позвоночника;
в) хватательный рефлекс.
53. К тупиковым видам движения младенца относится:
а) ползание;
б) сидение;
в) раскачивание на четвереньках.
54. Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии:
а) может быть преодолена при правильном обучении и воспитании;
б) не может быть совсем преодолена ни при каких условиях;
в) может сама пройти с возрастом;
55. Понимание смысла всех слов окружающих складывается:
а) к 3-м годам;
б) к концу 1 года;
в) к 6-ти годам;
56. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:
а) с узнавания себя в зеркале;
б) с употребления местоимения «Я»;
в) с осознания собственных желаний;
57. Психологическая характеристика готовности к школе включает:
а) интеллектуальную готовность;
б) физическую готовность;
в) духовную готовность;
58. Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью:
а) на первом уровне развития игры;
б) на втором уровне развития игры;
в) на третьем уровне развития игры;
59. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется:
а) контекстной речью;
б) ситуативной речью;
в) объяснительной речью;
60. К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится:
а) амбивалентность поведения;
б) замкнутость;
в) боязнь безопасных предметов;
61. Психология как самостоятельная наука оформилась в…
а) 40-х гг. XIX в.;
б) 80-х гг. XIX в.;
в) 90-х гг. XIX в.
62. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …
а) контент-анализом;
б) беседой;
в) экспериментом
63. Влияние экспериментатора на результаты эксперимента и их интерпретацию наиболее значительно в исследованиях…
а) психофизиологических
б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации, принятия решения и т. п.);
в) психологии личности и социальной психологии
64. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования к …
а) организационным методам;
б) эмпирическим методам;
в) способам обработки данных
65. Отличительная черта отечественной психологии — использование категории…
а) деятельности;
б) бессознательного;
в) подкрепления
66. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.
а) медицинская;
б) социальная;
в) возрастная
67. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:
а) психологии души;
б) психологии сознания;
в) поведенческой психологии
68. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством …
а) наблюдения;
б) эксперимента;
в) контент-анализа
69. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется …
а) контент-анализом;
б) методом сравнения;
в) социометрией
70. Психологические приемы, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками, известны как тесты …
а) достижений;
б) интеллекта;
в) личности
71. . Философской основой гуманистической психологии является…
а) позитивизм;
б) экзистенциализм;
в) прагматизм
72. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении,
движении, называется принципом …
а) детерминизма;
б) развития;
в) перехода количественных изменений в качественные
73. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …
а) наблюдение;
б) тестирование;
в) самонаблюдение
74. Принцип, требующий установления причинно-следственных связей в процессе возникновения психических явлений это принцип …
а) управления;
б) развития;
в) детерминизма
75. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является…
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением
76. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает … психология.
а) дифференциальная;
б) социальная;
в) педагогическая
77. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом — это …
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование
78. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с …
а) созданием специальных научно-исследовательских учреждений;
б) развитием метода интроспекции;
в) развитием метода наблюдения
79. . Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …
а) когнитивная психология;
б) бихевиоризм;
в) гуманистическая психология