СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по теме "Научное познание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания составлены из сатй "Решу ЕГЭ" , номера 1,2,4

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме "Научное познание"»

Проверочная работа по теме «Научное познание»

1 вариант

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».

 1.  Гипотеза. 2.  Эксперимент. 3.  Доказательность. 4.  Рациональность. 5.  Чувственность. 6.  Теория. 7.  Концепции. 8.  Субъективность.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.  1.  Наблюдение. 2.  Ощущение. 3.  Суждение. 4.  Выдвижение гипотезы. 5.  Проведение эксперимента.

6.  Эмпирическое описание.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы теоретического уровня научного познания.  1.  Логическая модель. 2.  Эксперимент. 3.  Выдвижение гипотезы. 4.  Аналогия. 5.  Идеализация. 6.  Измерение.

4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания.

 1.  Представление. 2.  Измерение. 3.  Выдвижение гипотез. 4.  Эксперимент.

5.  Восприятие. 6.  Эмпирическое описание.

5. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира, и запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.

 1.  Теоретическое обобщение фактов. 2.  Констатация протекания отдельных событий. 3.  Образность и оригинальность отражения объективной реальности. 4.  Стремление к достоверному, обоснованному и объективному знанию. 5.  Изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

6. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания

 1.  Проведение контрольных измерений. 2.  Выдвижение и обоснование гипотез. 3.  Создание логической модели изучаемого объекта. 4.  Описание изучаемых явлений. 5.  Проведение научного эксперимента.

6.  Объяснение существующих взаимосвязей.

7. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания

 1.  Субъективный характер используемых суждений. 2.  Доступная форма изложения.

3.  Экспериментальная проверка результатов. 4.  Опора на авторитет. 5.  Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней. 6.  Разработка специального понятийного аппарата.

8. В структуре наук учёные выделяют социально-гуманитарные науки. Выберите в приведённом ниже списке социально-гуманитарные науки и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Биология. 2.  Математика. 3.  Культурология. 4.  Политология. 5.  Физика. 6.  История.

9. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Наука, как и другие формы духовной культуры, вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности. 2.  Наука оказывает влияние на формирование мировоззрения современного человека. 3.  К естественным наукам относят математику, физику, биологию, историю.

4.  Наука и образование в современном обществе существуют обособленно друг от друга.

5.  Наука выполняет функции производства, накопления, распространения и использования объективных знаний.

10. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.

 1.  Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

2.  Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

3.  Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

4.  В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

5.  Все более очевидной становится ее социальная функция.

6.  Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

11. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

 1.  Моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости.

2.  Выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов.

3.  Использование художественных образов для интерпретации социальных процессов.

4.  Разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей.

5.  Описание случаев социальной дифференциации населения.

6.  Оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости.

12. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей  — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Мировоззренческая. 2.  Социальная. 3.  Познавательная.

4.  Производительной силы. 5.  Прогностическая. 6.  Рекреационная.

13. Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания.

 1.  Анкетирование одноклассников. 2.  Наблюдение за поведением одноклассников. 3.  Описание внешнего вида одноклассников. 4.  Выявление закономерностей поведения.

5.  Выдвижение гипотезы. 6.  Формулирование выводов.

14. Экспедиция медленно продвигалась в джунглях. Учёные описывали растения, насекомых, животных и птиц, встречавшихся на пути. Так они прибыли в индейскую деревню, где сняли фильм об обычаях аборигенов. Какие из перечисленных ниже методов использовали учёные в приведённой ситуации?

1.  Наблюдение. 2.  Эксперимент. 3.  Моделирование.

4.  Конкретизация. 5.  Эмпирическое описание. 6.  Абстрагирование.

15. Студент И. работает над курсовой работой. В разговоре с преподавателем он назвал эмпирическим нынешний этап исследования. Какие методы научного познания характерны для этого этапа?

1.  Наблюдение 2.  Абстракция. 3.  Описание. 4.  Идеализация. 5.  Формализация. 6.  Измерение.

16. Ученик 10 класса работает над исследовательским проектом. Научный руководитель сказал, что первый этап работы должен быть эмпирическим. Какие из перечисленных методов относятся к данному этапу?

 1.  Анкетирование. 2.  Наблюдение. 3.  Моделирование. 4.  Абстрагирование.

5.  Эксперимент. 6.  Постановка гипотезы.

17. В средние века в Европе широкое распространение получила теория о возможности превращения неблагородных металлов в золото. Сторонники этой теории проводили химические опыты, сопровождавшиеся произнесением заклинаний, которые должны были придать химической реакции заданную направленность. Что из перечисленного позволяет отнести эту теорию к лженаучной форме знания?

 1.  Неподтверждённость теории опытным путём. 2.  Стремление к достижению практических результатов.

3.  Противоречие теории фундаментальным научным законам.

4.  Использование особой специальной терминологии.

5.  Использование авторами теории домыслов и предрассудков.

6.  Ссылки на авторитетных мыслителей древности.




2 вариант

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.  1.  Наблюдение. 2.  Ощущение. 3.  Суждение. 4.  Выдвижение гипотезы. 5.  Проведение эксперимента.

6.  Эмпирическое описание.

2. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания.  1.  Наблюдение за явлением. 2.  Представление. 3.  Ощущение. 4.  Мысленное моделирование.

5.  Проведение эксперимента. 6.  Описание объекта.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют теоретические методы научного познания.  1.  Описание. 2.  Синтез. 3.  Наблюдение. 4.  Абстрагирование. 5.  Анализ. 6.  Обобщение.

4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы научного знания.

 1.  Теория. 2.  Наблюдение. 3.  Абстрагирование. 4.  Закономерность. 5.  Научный факт. 6.  Концепция.

5. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию,

 1.  Использование понятий. 2.  Логическое выведение умозаключений. 3.  Экспериментальное подтверждение результатов. 4.  Открытость рациональной критике любого положения.

5.  Опора на данные опыта чувственного познания.

6. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания

 1.  Непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений.

2.  Выдвижение и обоснование гипотез. 3.  Фиксация обобщений в виде законов.

4.  Получение количественных данных об изучаемом объекте.

5.  Разработка научных теорий. 6.  Объяснение существующих взаимосвязей.

7. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Науке, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.

2.  Наука нацелена на исследование объективных законов, действующих в природе и обществе.

3.  Наука допускает применение художественного вымысла в исследованиях.

4.  Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека.

5.  Доказательность в науке означает, что любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы.

8. Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Результатом научного познания является знание, соответствующее нравственным идеалам.

2.  В научном познании используются экспериментальные методы.

3.  Научное познание  — это конкретно-образное отражение реального мира.

4.  Научное познание обогащает социальный опыт человечества.

5.  Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.

9. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира, и запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.

 1.  Теоретическое обобщение фактов. 2.  Констатация протекания отдельных событий.

3.  Образность и оригинальность отражения объективной реальности.

4.  Стремление к достоверному, обоснованному и объективному знанию.

5.  Изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

10. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?

 1.  Версия опровергала положения, принятые в науке. 2.  Выводы членов клуба не имели логических обоснований. 3.  Предположения любителей древностей не получили практического подтверждения, но они были обоснованы теоретически. 4.  Версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств. 5.  Участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба.

6.  Разработчики версии признают вмешательство внеземного разума без наличия доказательств.

11. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции

 1.  Опора на данные наблюдений. 2.  Экспериментальное подтверждение выводов.

3.  Учет накопленного опыта. 4.  Использование форм рационального познания.

5.  Разработка обоснованных теорий. 6.  Применение строго определенных понятий.

12. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.

2.  Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.

3.  Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.

4.  Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.

5.  Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.

6.  Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.

13. Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о том, какие книги читают его одноклассники. Найдите в приведённом ниже списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Наблюдение за поведением одноклассников в библиотеке, книжном магазине.

2.  Запись высказываний одноклассников о чтении книг. 3.  Выявление закономерностей выбора книг.

4.  Анкетирование одноклассников об их любимых книгах.

5.  Выдвижение гипотезы. 6.  Формулирование выводов.

14. Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания.

 1.  Описание наблюдаемых явлений. 2.  Выдвижение и обоснование гипотез.

3.  Объяснение существующих взаимосвязей. 4.  Непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений.

5.  Фиксация обобщений в виде законов. 6.  Получение количественных данных об изучаемом объекте.

15. При подготовке к проектной работе ученик 11 класса провёл социологическое исследование. Какие из перечисленных этапов исследования соответствуют эмпирическому уровню научного познания?

 1.  Наблюдение за поведением целевой аудитории. 2.  Анкетирование учащихся.

3.  Моделирование социальной ситуации. 4.  Абстрагирование. 5.  Постановка гипотезы исследования.

6.  Описание моделей поведения представителей референтной группы исследования.

16. В 1760 г. была опубликована диссертация М. В. Ломоносова «Рассуждение о твёрдости и жидкости тела», в которой был сформулирован закон сохранения массы и энергии. Что из перечисленного позволяет отнести деятельность, результаты которой были изложенным в труде М. В. Ломоносова, к научному познанию?

 1.  Высокий научный авторитет автора диссертации. 2.  Новизна изложенных в диссертации теорий и выводов.

3.  Проверяемость сформулированных теорий. 4.  Использование специальных способов и методов познавательной деятельности. 5.  Непротиворечивость, доказательность и системность сделанных выводов.

6.  Возможность практического применения результатов.

17. В научном журнале началась публикация исследования о социальной структуре современного общества. Найдите среди перечисленного особенности, отличающие научное познание в общественных и гуманитарных науках от познания в других видах науки, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1)  Исследователи руководствуются принципом объективности.

2)  В ходе научного исследования рассматриваются социальные факты.

3)  Сделанные исследователями выводы подвергаются экспериментальной проверке и подтверждению на практике. 4)  Исследователь как субъект познания является частью познаваемого объекта.

5)  Мировоззрение исследователя влияет на интерпретацию источников и фактов.

6)  В исследовании используется научный понятийный аппарат.





Ответ

1 вариант

2 вариант

балл

1

58

23

1

2

23

23

1

3

26

13

1

4

15

23

1

5

145

34

2

6

236

14

2

7

356

245

2

8

346

245

2

9

25

145

2

10

3456

246

2

11

125

256

2

12

23

256

2

13

123

124

2

14

15

146

2

15

136

126

2

16

125

345

2

17

135

245

2












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!