Промежуточная аттестация по истории России, всеобщей истории
(контрольная работа) 9 класс (ИКС)
Пояснительная записка
Структура работы
Контрольная работа по учебному предмету «История России. Всеобщая история» (промежуточная аттестация) для 9-ых классов состоит из 8 заданий в большинстве соответствующих базовому уровню.
Ответом к заданию I и II является цифра или последовательность цифр. В задании I каждое из изображений, приведённых в контрольной работе, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Обучающимся необходимо установить соответствие между данными событиями (процессами) и изображениями: к каждому событию (процессу) подобрать по одному изображению. Задание II предполагает работу с текстом (историческим документом). Обучающиеся, прочитав отрывок из исторического источника, должны определить, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе необходимо написать букву, которой обозначено это событие (процесс). Задания III – V являются альтернативными: обучающийся должен выбрать одно событие (процесс) из предложенных и выполнить задания только применительно к этой теме. Задания предполагают свободный развернутый ответ. В задании III необходимо указать две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным обучающимся из перечня событием (процессом), а затем нужно указать одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса). Задание IV нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранное событие (процесс) с термином (названием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить историческое содержание этого термина (понятия). Задание V нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Используя знания исторических фактов, нужно объяснить, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и / или истории зарубежных стран. Задание VI – VII предполагает работу с иллюстрациями и (или) картой. В задании VIII от обучающегося требуется назвать одну историческую личность, деятельность которой была связана с историей региона проживания обучающегося. В задании требуется в письменной форме указать период (с точностью до двух-трёх десятилетий), к которому относится деятельность этой личности; необходимо объяснить, каков вклад указанной исторической личности в развитие Вашего региона (для объяснения обязательно используйте знание исторических фактов).
Задания с развернутым ответом оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Дополнительные материалы (атласы, справочники и т. п.) при выполнении проверочных работ по истории России, всеобщей истории не используются.
Критерии оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Каждое из заданий 1, 2, 6, 7 считается выполненным верно, если правильно указаны буква, цифра, последовательность цифр или слово. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2 и 6 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов. Полный правильный ответ, на задание 1 и 7 оценивается 2 баллами; выполнение задания с одной ошибкой — 1 баллом; выполнение задания с двумя ошибками или полное отсутствие ответа — 0 баллов.
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Критерии оценивания задания III
Критерии оценивания | Баллы |
Правильно указаны две личности и действия каждой из них | 3 |
Правильно указаны одна-две личности и действия только одной из них | 2 |
Правильно указаны только две личности | 1 |
Правильно указана только одна личность. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания | 0 |
Максимальный балл | 3 |
В задании IV необходимо найти и записать порядковый номер термина (названия), непосредственно относящегося к выбранному событию (процессу). Кратко раскрыть историческое содержание этого термина (названия).
Критерии оценивания | Баллы |
Правильно указан порядковый номер и раскрыто историческое содержание соответствующего термина (названия) | 3 |
Правильно указан порядковый номер, при раскрытии исторического содержания термина (названия) допущена(-ы) неточность(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Правильно указан порядковый номер, при раскрытии исторического содержания термина (названия) указаны не основные, а только второстепенные (несущественные) признаки | 2 |
Правильно указан только порядковый номер | 1 |
Порядковый номер указан неправильно / не указан независимо от наличия /отсутствия раскрытия исторического содержания ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
В задании V, используя знание исторических фактов, нужно объяснить, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Критерии оценивания | Баллы |
Дано объяснение значимости выбранного события (процесса) с опорой на исторические факты | 2 |
Объяснение содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) значимости выбранного события (процесса) ИЛИ Дано неполное объяснение значимости выбранного события (процесса), отражающее только его второстепенные последствия для истории нашей страны и/или истории зарубежных стран | 1 |
Объяснение значимости выбранного события (процесса) сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Объяснение дано неправильно / объяснение отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
В задании VIII обучающийся должен назвать одну историческую личность, деятельность которой была связана с историей Вашего региона в период IX – XIX вв. Затем нужно указать период (с точностью до двух-трёх десятилетий), к которому относится деятельность этой личности.
Объяснить, каков вклад указанной исторической личности в развитие Вашего региона (для объяснения обязательно использовать знание исторических фактов).
Критерии оценивания | Баллы |
1. Указание личности и периода |
Правильно указаны личность и период | 2 |
Правильно указана только личность | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
2. Качество объяснения |
Максимальный балл за выполнение данного задания может быть получен только за объяснение роли личности в региональной истории |
Объяснён с опорой на исторические факты вклад личности в развитие региона (указана причина сохранения памяти о названной исторической личности) | 2 |
Объяснение дано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов ИЛИ В объяснении с опорой на исторические факты рассмотрен общероссийский контекст деятельности исторической личности | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Объяснение дано неправильно / объяснение отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Общее время выполнения контрольной работы – 40 минут.
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 8 | 9 – 12 | 13 – 16 | 17 – 18 |
Контрольная работа по истории России (промежуточная аттестация)
9 класс
ОТВЕТЫ
Вариант 1. | Вариант 2. | Вариант 3. | Вариант 4. |
1 – (2б) 2 – Б (1б) 3 – (3б) - Выбрать период - Указать 2 личности периода - Одно любое действие каждой из личностей 4 – А – 4; Б – 2; В – 1; Г – 5 (3б) Содержание термина (названия): «Тысяча» («красные рубашки») (4) – отряд добровольцев во главе с Дж. Гарибальди, с которым он осуществил поход против Королевства Обеих Сицилий; Исполнительный комитет (2) – руководящий орган «Народной воли»; фабрика (1) – крупное, основанное на машинном труде предприятие, на кото- ром используются машины, задействовано значительное число рабочих, а товары производятся крупными партиями; Свод законов Российской империи (5) – составленный под руководством М.М. Сперанского в 1832 г. кодекс российских законов. 5 – (2б) Объяснить значение события в истории России или зарубежных стран 6 – 4 (1б) 7 – 2; Федотов (2б) 8 – (4б) Назвать одну историческую личность, деятельность которой была связана с историей Вашего региона в период IX – XIX вв. А) Укажите период (с точностью до двух-трёх десятилетий), к которому относится деятельность этой личности. Б) Объясните, каков вклад указанной исторической личности в развитие Вашего региона (для объяснения обязательно используйте знание исторических фактов). | 1 – (2б) 2 – Г (1б) 3 – (3б) - Выбрать период - Указать 2 личности периода - Одно любое действие каждой из личностей 4 – А – 6; Б – 3; В – 1; Г – 2 (3б) Содержание термина (названия): гомстед (6) – фермерский участок-усадьба, земельный надел из свободных земель на Западе США, который по так называемому Гомстед-акту, принятому в период Гражданской войны, мог получить каждый гражданин США; Сенат (3) – высшее судебное учреждение Российской империи, после реформы 1864 г. – высшая кассационная инстанция; Континентальная блокада (1) – название политики, проводимой наполеоновской Францией по отношению к Великобритании. Направлена на прекращение торговых связей Великобритании с континентальными странами для принуждения её к миру. Россия присоединилась к Континентальной блокаде после заключения Тильзитского мира; «шипкинское сидение» (2) – принятое в литературе обозначение одного из самых тяжёлых для русских войск эпизодов Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., связанного с защитой от турок захваченного русскими войсками Шипкинского перевала. Мужество русских солдат, испытавших большие лишения в суровом климате Балканских гор, позволило сохранить этот перевал для дальнейшего наступления в Южную Болгарию. 5 – (2б) Объяснить значение события в истории России или зарубежных стран 6 – 4 (1б) 7 – 3; Опекушин (2б) 8 – (4б) Назвать одну историческую личность, деятельность которой была связана с историей Вашего региона в период IX – XIX вв. А) Укажите период (с точностью до двух-трёх десятилетий), к которому относится деятельность этой личности. Б) Объясните, каков вклад указанной исторической личности в развитие Вашего региона (для объяснения обязательно используйте знание исторических фактов). | 1 – (2б) 2 – Б (1б) 3 – (3б) - Выбрать период - Указать 2 личности периода - Одно любое действие каждой из личностей 4 – А – 1; Б – 3; В – 6; Г-4 (3б) Содержание термина (названия): марксизм (1) – название направления социал-демократического учения, связанного с именем К. Маркса. Признавался его последователями «научным социализмом» в противовес «утопическому социализму»; уставная грамота (3) – один из основных документов Крестьянской реформы 1861 г. Составлялась помещиками в первые два года после начала реформы. В ней фиксировались размеры крестьянских наделов и характер повинностей за них; штуцеры (6) – нарезное огнестрельное оружие времён Крымской войны; разночинцы (4) – особая сословная группа, состоящая из людей, потерявших по разным причинам связь со своим сословием или не вошедших в одно из основных сословий; занимались в основном интеллектуальным трудом; разночинная интеллигенция стала основой для народнического движения. 5 – (2б) Объяснить значение события в истории России или зарубежных стран 6 – 2 (1б) 7 – 3; Крамской (2б) 8 – (4б) Назвать одну историческую личность, деятельность которой была связана с историей Вашего региона в период IX – XIX вв. А) Укажите период (с точностью до двух-трёх десятилетий), к которому относится деятельность этой личности. Б) Объясните, каков вклад указанной исторической личности в развитие Вашего региона (для объяснения обязательно используйте знание исторических фактов). | 1 – (2б) 2 – А (1б) 3 – (3б) - Выбрать период - Указать 2 личности периода - Одно любое действие каждой из личностей 4 – А – 5; Б – 1; В – 6; Г – 4 (3б) Содержание термина (названия): Флеши (5) – полевые, чаше всего земляные, укрепления, обращённые острым углом к противнику; были выстроены русскими войсками перед Бородинским сражением, защищались войсками под руководством генерала П.И. Багратиона; «Союз спасения» (1) – название первой тайной организации декабристов, существовавшей с 1816 по 1818 г.; июльская монархия (6) – принятое в литературе обозначение установившегося после революции июля 1830 г. политического режима во Франции, правление французского короля Луи-Филиппа, ориентированного на интересы буржуазии; городская управа (4) – исполнительный орган городского самоуправления, созданный в результате реформы 1870 г. 5 – (2б) Объяснить значение события в истории России или зарубежных стран 6 – 4 (1б) 7 – 2; Серов (2б) 8 – (4б) Назвать одну историческую личность, деятельность которой была связана с историей Вашего региона в период IX – XIX вв. А) Укажите период (с точностью до двух-трёх десятилетий), к которому относится деятельность этой личности. Б) Объясните, каков вклад указанной исторической личности в развитие Вашего региона (для объяснения обязательно используйте знание исторических фактов). |
«5» - 18 – 17 «4» - 16 – 13 «3» - 12 – 9 «2» - 8 – 0 | «5» - 18 – 17 «4» - 16 – 13 «3» - 12 – 9 «2» - 8 – 0 | «5» - 18 – 17 «4» - 16 – 13 «3» - 12 – 9 «2» - 8 – 0 | «5» - 18 – 17 «4» - 16 – 13 «3» - 12 – 9 «2» - 8 – 0 |
Контрольная работа по истории России, всеобщей истории
(промежуточная аттестация)
9 класс
Вариант 1.
Ознакомьтесь с перечнем из четырёх событий (процессов) и выполните задания 1 – 5 |
Перечень событий (процессов)
А) объединение Италии | Б) создание «Народной воли» |
В) промышленный переворот в России | Г) реформы государственного управления в 1830-х гг. |
I. Каждое из изображений, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между данными событиями (процессами) и изображениями: к каждому событию (процессу) подберите по одному изображению.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
II. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«Она была женщина: ей могло быть больно, физически больно. Когда в чёрном арестантском платье во дворце Дома предварительного заключения её возвели на колесницу, посадив спиной к лошади и повесив на грудь доску с надписью «цареубийца», то руки её скрутили так туго, что она сказала: «Отпустите немного: мне больно».
– После будет ещё больнее, — буркнул грубый жандармский офицер...
На Семёновский плац привезли таким же образом остальных четырёх первомартовцев...».
Ответ: …………………
Перечень событий (процессов)
А) объединение Италии | Б) создание «Народной воли» |
В) промышленный переворот в России | Г) реформы государственного управления России в 1830-х гг. |
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 3 – 5, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Перед выполнением каждого из заданий 3 – 5 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 3 – 5 буквы должны быть одинаковыми. |
I II. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2. |
Перечень событий (процессов)
А) объединение Италии | Б) создание «Народной воли» |
В) промышленный переворот в России | Г) реформы государственного управления России в 1830-х гг. |
I V. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне). Ниже приведён список терминов (названий).
1) фабрика; 2) Исполнительный комитет; 3) вольные хлебопашцы; 4) «Тысяча («красные рубашки»); 5) Свод законов Российской империи; 6) «Чёрная сотня»
Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), непосредственно относящегося к выбранному Вами событию (процессу).
Ответ: ……… (номер термина)
Кратко раскройте историческое содержание этого термина (названия).
V . Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Используя знания исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и / или истории зарубежных стран.
Ответ: ……………………………………
VI. Рассмотрите схему и выполните задание.
| Укажите события какой войны отражены на данной схеме. 1) Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. 2) Крымской (Восточной) войны 1853 – 1856 гг. 3) присоединение Средней Азии 4) Русско-японской войны 1904 – 1905 гг. |
VII. Какое из произведений живописи было создано в XIX в.?
Ответ: номер изображения ………
Укажите фамилию автора (живописца), создавшего это произведение: ……………………
VIII. Назовите одну историческую личность, деятельность которой была связана с историей Вашего региона в период IX – XIX вв.
А) Укажите период (с точностью до двух-трёх десятилетий), к которому относится деятельность этой личности.
Б) Объясните, каков вклад указанной исторической личности в развитие Вашего региона (для объяснения обязательно используйте знание исторических фактов).
Ответ:
Личность ………………………………………………………………………
Период …………………………………………………………………………
Объяснение ……………………………………………………………………
Контрольная работа по истории России, всеобщей истории
(промежуточная аттестация)
9 класс
Вариант 2.
Ознакомьтесь с перечнем из четырёх событий (процессов) и выполните задания 1 – 5 |
Перечень событий (процессов)
А) Гражданская война в США | Б) судебная реформа в России 1864 г. |
В) заключение мира между Францией и Россией в 1807 г. | Г) Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. |
I. Каждое из изображений, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между данными событиями (процессами) и изображениями: к каждому событию (процессу) подберите по одному изображению.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
II. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«Сегодня мы поднялись с места в 6 часов утра и двинулись под прикрытием бригады 1-й пехотной дивизии. На пути получено несколько известий из Тырнова от главнокомандующего: одно — о лихом наезде казаков на Сельви и Ловчу, другое — об успехах генерала Гурко в Балканах. В то время, когда князь Мирский, начальник 9-й пехотной дивизии, с Орловским пехотным полком пытался безуспешно пробиться чрез Шипкинский проход, сильно занятый и укреплённый турками, Гурко, после нескольких стычек на южном склоне Балкан, овладел Казанлыком и, заняв дер. Шипку, взял в тыл турецкие войска, защищавшие горный проход. Войска эти, взятые между двух огней, бежали, побросав оружие, знамёна и пушки».
Ответ: …………………
Перечень событий (процессов)
А) Гражданская война в США | Б) судебная реформа в России 1864 г. |
В) заключение мира между Францией и Россией в 1807 г. | Г) Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. |
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 3 – 5, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Перед выполнением каждого из заданий 3 – 5 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 3 – 5 буквы должны быть одинаковыми. |
I II. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2. |
I V. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне). Ниже приведён список терминов (названий).
1) Континентальная блокада; 2) «шипкинское сидение»; 3) Сенат; 4) земские начальники; 5) нейтрализация Чёрного моря; 6) гомстед.
Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), непосредственно относящегося к выбранному Вами событию (процессу).
Ответ: ……… (номер термина)
Кратко раскройте историческое содержание этого термина (названия).
V . Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Используя знания исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и / или истории зарубежных стран.
Ответ: ……………………………………
VI. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
Когда в России произошло событие, изображённое на данной иллюстрации?
1) 1807 г. 2) 1812 г. 3) 1825 г. 4) 1837 г.
VII. Какой из памятников культуры был создан в XIX в.?
Ответ: номер изображения ………
Укажите фамилию автора (живописца), создавшего это произведение: ………………
VIII. Назовите одну историческую личность, деятельность которой была связана с историей Вашего региона в период IX – XIX вв.
А) Укажите период (с точностью до двух-трёх десятилетий), к которому относится деятельность этой личности.
Б) Объясните, каков вклад указанной исторической личности в развитие Вашего региона (для объяснения обязательно используйте знание исторических фактов).
Ответ:
Личность ……………………………………………………………………
Период ………………………………………………………………………
Объяснение …………………………………………………………………
Контрольная работа по истории России, всеобщей истории
(промежуточная аттестация)
9 класс
Вариант 3.
Ознакомьтесь с перечнем из четырёх событий (процессов) и выполните задания 1 – 5 |
Перечень событий (процессов)
А) социал-демократическое движение в Европе | Б) Крестьянская реформа 1861 г. |
В) Крымская война | Г) зарождение народничества |
I. Каждое из изображений, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между данными событиями (процессами) и изображениями: к каждому событию (процессу) подберите по одному изображению.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Перечень событий (процессов)
А) социал-демократическое движение в Европе | Б) Крестьянская реформа 1861 г. |
В) Крымская война | Г) зарождение народничества |
II. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком. Церковнославянские обороты только затемняли смысл.
Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Крестьяне оставались крепостными ещё два года... тем не менее, ясно было одно: крепостное право уничтожено, и крестьяне получат надел».
Ответ: …………………
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 3 – 5, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Перед выполнением каждого из заданий 3 – 5 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 3 – 5 буквы должны быть одинаковыми. |
I II. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2. |
Перечень событий (процессов)
А) социал-демократическое движение в Европе | Б) Крестьянская реформа 1861 г. |
В) Крымская война | Г) зарождение народничества |
I V. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне). Ниже приведён список терминов (названий).
1) марксизм; 2) свободные хлебопашцы; 3) уставная грамота; 4) разночинцы; 5) отруба; 6) штуцеры.
Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), непосредственно относящегося к выбранному Вами событию (процессу).
Ответ: ……… (номер термина)
Кратко раскройте историческое содержание этого термина (названия).
V . Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Используя знания исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и / или истории зарубежных стран.
Ответ: ……………………………………
VI. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.
Кто из названных ниже лиц возглавил экспедицию, маршрут которой указан на схеме?
1) В.И. Беринг, А.И. Чириков | 2) Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев |
3) И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский | 4) Д.Я. Лаптев, Х.П. Лаптев |
VII. Какое из произведений живописи было создано в XIX в.?
Ответ: номер изображения ………
Укажите фамилию автора (живописца), создавшего это произведение: ………………
VIII. Назовите одну историческую личность, деятельность которой была связана с историей Вашего региона в период IX – XIX вв.
А) Укажите период (с точностью до двух-трёх десятилетий), к которому относится деятельность этой личности.
Б) Объясните, каков вклад указанной исторической личности в развитие Вашего региона (для объяснения обязательно используйте знание исторических фактов).
Ответ:
Личность ……………………………………………………………………
Период ………………………………………………………………………
Объяснение …………………………………………………………………
Контрольная работа по истории России, всеобщей истории
(промежуточная аттестация)
9 класс
Вариант 4.
Ознакомьтесь с перечнем из четырёх событий (процессов) и выполните задания 1 – 5 |
Перечень событий (процессов)
А) Отечественная война | Б) движение декабристов |
В) революция 1830 г. во Франции | Г) городская реформа в России в 1870 г. |
I. Каждое из изображений, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между данными событиями (процессами) и изображениями: к каждому событию (процессу) подберите по одному изображению.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Перечень событий (процессов)
А) Отечественная война | Б) движение декабристов |
В) революция 1830 г. во Франции | Г) городская реформа в России в 1870 г. |
II. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«В два часа дня в главную квартиру Кутузова, в д[еревню] Фили, в избу крестьянина Андрея Савостьянова, были собраны старшие генералы армии на военный совет. Здесь Кутузов поставил на обсуждение следующий вопрос: “Спасение России в армии. Выгоднее ли рисковать потерей армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение!” Начались прения. Мнения разделились: за битву под Москвой высказались Бенигсен, Дохтуров, Уваров, Коновницын и Ермолов; против — Барклай, Остерман, Раевский и Толь. Спорящие не могли прийти к соглашению.
Тогда Кутузов с тяжёлым вздохом обратился к собранию:
— Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки. Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я, — он сделал паузу, — властью, вручённой мне моим государем и Отечеством, я приказываю отступать!»
Ответ: …………………
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 3 – 5, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Перед выполнением каждого из заданий 3 – 5 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 3 – 5 буквы должны быть одинаковыми. |
I II. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2. |
Перечень событий (процессов)
А) Отечественная война | Б) движение декабристов |
В) революция 1830 г. во Франции | Г) городская реформа в России в 1870 г. |
I V. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне). Ниже приведён список терминов (названий).
1) «Союз спасения»; 2) «Народная воля»; 3) бурмистрские избы; 4) городская управа; 5) флеши; 6) июльская монархия.
Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), непосредственно относящегося к выбранному Вами событию (процессу).
Ответ: ……… (номер термина)
Кратко раскройте историческое содержание этого термина (названия).
V . Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Используя знания исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и / или истории зарубежных стран.
Ответ: ……………………………………
VI. Рассмотрите схему и выполните задание.
| Укажите события какой войны отражены на данной схеме. 1) Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. 2) Крымской (Восточной) войны 1853 – 1856 гг. 3) присоединение Средней Азии 4) Русско-японской войны 1904 – 1905 гг. |
VII. Какое из произведений живописи было создано в XIX в.?
Ответ: номер изображения ………
Укажите фамилию автора (живописца), создавшего это произведение: …………………………………
VIII. Назовите одну историческую личность, деятельность которой была связана с историей Вашего региона в период IX – XIX вв.
А) Укажите период (с точностью до двух-трёх десятилетий), к которому относится деятельность этой личности.
Б) Объясните, каков вклад указанной исторической личности в развитие Вашего региона (для объяснения обязательно используйте знание исторических фактов).
Ответ:
Личность ……………………………………………………………………
Период ………………………………………………………………………
Объяснение …………………………………………………………………
Контрольная работа по истории России, всеобщей истории для 9-ых классов
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (АОП ООО)
Вариант 1.
ЧАСТЬ 1.
При выполнении заданий 1 – 10 выберите номер правильного ответа |
А 1. В XIX в. в развитых европейских странах (найдите лишнее):
1) шел процесс формирования индустриального общества
2) быстро росло городское население
3) было ликвидировано крупное землевладение
4) снижалась численность буржуазии
А 2. Для индустриальной цивилизации характерно (найдите лишнее):
1) широкое внедрение в производство машинной техники
2) утверждение буржуазного строя и присущих ему демократических прав и свобод
3) совершенствование материальной и духовной культуры, рост благосостояния общества
4) преобладание сельскохозяйственного производства над промышленным
А 3. Раньше других стран промышленный переворот начался:
1) в Англии 2) в США 3) в Германии 4) в России
А 4. К общественно-политическим течениям, которые предлагали решительные способы изменения общественного устройства, относятся:
1) консерватизм 2) либерализм
3) утопический социализм 4) радикализм
А 5. Монархическая форма правления – самодержавие – в конце XIX в. существовала:
1) в России 2) в США 3) в Германии 4) в Японии
А 6. И декабристов, и западников, и славянофилов объединяло:
1) стремление способствовать развитию России по западному пути развития
2) идея установления республиканской формы правления
3) идея отмены крепостного права
4) стремление ликвидации помещичьего землевладения
А 7. К феодальным пережиткам после проведения аграрной реформы в России не относится:
1) помещичье землевладение 2) «временнообязанное» состояние крестьян
3) крестьянская община 4) расслоение крестьянства
А 8. К особенностям экономического развития России в конце XIX в. не относятся:
1) быстрые темпы развития промышленности
2) значительное участие государства в развитии промышленности
3) привлечение иностранных капиталов
4) быстрые темпы развития сельского хозяйства
А 9. Выберите верные утверждения. В 1812г.:
1) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы
2) Наполеон направил основные силы на Петербург
3) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях
4) был возглавлен Д. В. Давыдовым первый партизанский отряд
5) 25 декабря в Манифесте царя было объявлено об окончании войны
Ответ: ___________________
А 10. Укажите принцип образования ряда:
«Союз спасения», «Общество истинных и верных сынов Отечества», «Общество соединённых славян», «Союз благоденствия»
Ответ: ________________________
В 1. Заполните пропуски в тексте, используя слова в скобках. Обратите внимание на то, что есть лишние слова.
Крымская война.
Во второй четверти XIX века во внешней политике России центральное место занимал (1) _________ вопрос. Его сущность сводилась к борьбе европейских государств за преобладающее влияние на (2) ________. Россия стремилась закрыть находившиеся в руках (3) _______ проливы (4) ________ и (5) _______ для иностранных военных судов и обеспечить своим судам беспрепятственный выход из (6) ______ в (7) ______ море. Политика России способствовала национально-освободительной борьбе Балканских народов против (8) __________. После подавления венгерской революции Николай I решил, что настало время вести более решительную политику на Балканах. Он рассчитывал на поддержку (9) _________ в благодарность за предоставленную помощь в борьбе против революционного движения. С (10) __________ Николай надеялся договориться, пообещав Египет и остров (11) __________. Однако Николай I жестоко просчитался. Пруссия не желала укрепления России на Балканах. Франция желала усилить своё господство, а императору (12) __________ было необходимо упрочить своё положение военными победами. Австрийская империя боялась усиления российского влияния на народы, входившие в ее состав. Со своей стороны, Турция стремилась к войне с Россией, надеясь отторгнуть от нее в свою пользу ряд территорий. Поводом к войне послужил вопрос о христианских святынях. В 1853 г. турецкий султан приказал отобрать ключи от Вифлеемского храма у (13) _________ духовенства и отдать католическому. Россия предъявила ультиматум.
(Англия, Дарданеллы, П.С. Нахимов, Австрия и Пруссия, Дарданеллы, Турция, Черное море, Средиземное море, Восточный, Крит, Франция, Османская империя, Наполеон III, 1854 г., Босфор, православное, католическое, Балканы,)
Контрольная работа по истории России, всеобщей истории для 9-ых классов
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (АОП ООО)
Вариант 2.
ЧАСТЬ 1.
При выполнении заданий 1 – 10 выберите номер правильного ответа |
А 1. Цивилизация, для которой характерно широкое внедрение в производство машинной техники, утверждение буржуазного строя и присущих ему прав и свобод, становление гражданского общества, высокий уровень социальной мобильности, называются:
1) первичной 2) аграрной 3) индустриальной 4) постиндустриальной
А 2. Промышленный переворот в России начался:
1) позже, чем в Англии и Франции, после отмены крепостного права
2) одновременно с Англией и Францией
3) раньше, чем в Англии и Франции
4) позже, чем в Англии и Франции, до отмены крепостного права
А 3. Венский конгресс был созван после:
1) разгрома Наполеона 2) окончания Крымской войны
3) франко-прусской войны 4) окончания гражданской войны в США
А 4. В XIX в. двухпартийная система существовала:
1) в США 2) в Германии 3) в Италии 4) в России
А 5. Последствием отмены крепостного права в России было:
1) быстрое разрушение крестьянской общины
2) ликвидация помещичьего землевладения
3) начало промышленного переворота
4) ускорение экономического развития страны
А 6. Российским либеральным реформатором XIX в. был:
1) М.М. Сперанский 2) К.П. Победоносцев
3) Г.В. Плеханов 4) С.С. Уваров
А 7. III отделение царской канцелярии занималось:
1) подготовкой Свода действующих законов России
2) разработкой проекта освобождения крестьян
3) реформой денежной системы России
4) политическим надзором и сыском
А 8. Поводом к началу войны России с Турцией в 1853 г. стало:
1) стремление России усилить своё влияние на Балканах
2) обещание Николая I передать Англии Крит и Египет
3) обострение спора из-за «святых мест» в Иерусалиме
4) обещание Австрии и Пруссии поддержать Россию
А 9. Выберите верные утверждения:
Начавшийся в России промышленный переворот имел следующие особенности:
1) более ранние сроки, чем в Западной Европе
2) начался в условиях феодально-крепостнической системы
3) начался в металлургической отрасли производства
4) основные классы уже были сформированы
5) сохранялось технико-экономическое отставание от ряда стран Запада
Ответ: ____________________________
А 10. Укажите принцип образования ряда:
Бестужев-Рюмин, Каховский, Муравьёв-Апостол, Пестель, Рылеев
Ответ: ____________________________
В 1. Заполните пропуски в тексте, используя слова в скобках. Обратите внимание на то, что есть лишние слова.
Крымская война.
Крымская война началась в (1) _______ году. Русская эскадра под командованием вице-адмирала (2) _______ уничтожила лучшую часть турецкого флота в (3) _________ бухте. Это сражение стало последним в истории (4) _________ флота. Поражение Турции ускорило вмешательство в войну (5) ________ и (6) __________. Осенью 1854 г. противники России решили нанести удар по главной базе русского Черноморского флота – (7) __________. Русской армией в Крыму командовал А.С. Меншиков. Русские войска потерпели поражение в сражении у реки (8) ________. Обороной Севастополя руководил начальник штаба Черноморского флота (9) ___________. Сооружением оборонительных укреплений руководил военный инженер Э.И. Тотлебен. Страдания раненых пытался облегчить хирург (10) _______. Но Севастополь был сдан в 1855 году.
На Кавказском фронте русской армии удалось взять крепость (11) __________. В марте (12) _______ года был подписан мирный договор, по которому все завоёванные в ходе войны области и города возвращались России и Турции. Чёрное море объявлялось (13) ________, а потому Россия лишалась права иметь здесь свой военный флот и прибрежные укрепления.
(Карс, П.С. Нахимов, Австрия, Франция, 1853 г., Пруссия, р. Альма, В.А. Корнилов, Англия, Синоп, Севастополь, 1854 г., парусный, Н.И. Пирогов, Турция, 1856 г., нейтральное, Петр Кошка)