СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект самообразования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка самообразования молодого специалиста.

Просмотр содержимого документа
«Проект самообразования.»

Развитие  творческого потенциала личности младшего школьника Стадник Е. В. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Идолга»

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника

Стадник Е. В.

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ с. Идолга»

“ Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.” Б.Асафьев

Ребенок, испытавший радость творчества

даже в самой минимальной степени,

становится другим, чем ребенок,

подражающий актам других.”

Б.Асафьев

Актуальность проблемы    Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.  Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.  Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.

Актуальность проблемы

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.

Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.

 Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.  Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.  Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности .

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности .

Во-первых , любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.  В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во – вторых , ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.  Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.  Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.
  • Во-первых , любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

  • Во – вторых , ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему своего исследования я обозначила как “ Педагогическое руководство развитием творческих способностей младших школьников”.
  • Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему своего исследования я обозначила как “ Педагогическое руководство развитием творческих способностей младших школьников”.
Новизна опыта  Новизна состоит в развитии учебно- познавательной компетенции обучающихся с целью формирования креативных способностей младших школьников через применение инновационных средств и изменение содержания образования. У обучающихся развиваются творческие способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Учитель управляет творческой деятельностью и самостоятельной работой обучающихся, создаёт ситуацию успеха. Путь ребенка к усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность.

Новизна опыта

Новизна состоит в развитии учебно- познавательной компетенции обучающихся с целью формирования креативных способностей младших школьников через применение инновационных средств и изменение содержания образования. У обучающихся развиваются творческие способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Учитель управляет творческой деятельностью и самостоятельной работой обучающихся, создаёт ситуацию успеха. Путь ребенка к усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность.

Ведущая идея проекта      Создание на уроках и во внеурочной деятельности условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Ведущая идея проекта

Создание на уроках и во внеурочной деятельности условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Характеристика проекта  По типу:  проблемно-поисковый. По содержанию:  научно-практический. По количеству участников:  групповой. Учебные предметы: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика, изобразительное искусство, технология; внеклассная деятельность. Участники проекта:  обучающиеся начальных классов. Социальные партнёры:  работники библиотеки, родители, учитель, учитель физической культуры. Длительность проекта:  2 года

Характеристика проекта

По типу: проблемно-поисковый.

По содержанию: научно-практический.

По количеству участников: групповой.

Учебные предметы: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика, изобразительное искусство, технология; внеклассная деятельность.

Участники проекта: обучающиеся начальных классов.

Социальные партнёры: работники библиотеки,

родители, учитель, учитель физической культуры.

Длительность проекта: 2 года

Педагогическая цель проекта     Раскрытие творческих способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса, творческое сотрудничество всех участников проекта.

Педагогическая цель проекта

Раскрытие творческих способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса, творческое сотрудничество всех участников проекта.

Методические задачи  Выявить талантливых и одарённых обучающихся, приобщить их к творческой деятельности. Предоставить максимальные возможности для проявления творческих способностей. Повысить мотивацию к обучению. Учить мыслить, анализировать, обобщать.  Развивать поисково – исследовательские и коммуникативные компетенции.

Методические задачи

  • Выявить талантливых и одарённых обучающихся, приобщить их к творческой деятельности.
  • Предоставить максимальные возможности для проявления творческих способностей.
  • Повысить мотивацию к обучению.
  • Учить мыслить, анализировать, обобщать.
  • Развивать поисково – исследовательские и коммуникативные компетенции.
 Формировать способности к саморегуляции, самооценке. Совершенствовать навыки пользования справочной литературой, Интернет – ресурсами.  Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, ответственность.

  • Формировать способности к саморегуляции, самооценке.
  • Совершенствовать навыки пользования справочной литературой, Интернет – ресурсами.
  • Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, ответственность.
     Компетенции  Информационная:   умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию сохранять и передавать её.  Коммуникативная:  формирование навыков в сфере гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой и культурно – досуговой деятельности.  Кооперативная:  формирование компетентности в сфере самостоятельной и групповой творческой деятельности.  Проблемно-познавательная:  развитие познавательных способностей к абстрактному и творческому мышлению, умение работать в информационных технологиях, способность быстро ассимилировать новые и разнообразные знания ;  умение совмещать знания разных предметов, -

Компетенции

Информационная:

умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию сохранять и передавать её.

Коммуникативная:

формирование навыков в сфере гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой и культурно – досуговой деятельности.

Кооперативная:

формирование компетентности в сфере самостоятельной и групповой творческой деятельности.

Проблемно-познавательная:

развитие познавательных способностей к абстрактному и творческому мышлению, умение работать в информационных технологиях, способность быстро ассимилировать новые и разнообразные знания ;

умение совмещать знания разных предметов,

-

Противоречия между традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;   между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;    между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.

Противоречия

  • между традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;
  • между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;
  • между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
 Главное в педагогике творчества – не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью.

Главное в педагогике творчества – не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью.

Проблема Необходимость формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста и создание условий для их социальной адаптации .

Проблема

  • Необходимость формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста и создание условий для их социальной адаптации .
Цель исследования: определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника. Объект исследования: развитие способностей детей школьного возраста. Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Цель исследования:

  • определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Объект исследования:

  • развитие способностей детей школьного возраста.

Предмет исследования:

  • процесс развития творческих способностей младшего школьника.
 Гипотеза исследования  Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:  созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика; развивающая работа с детьми строится на диагностической основе

Гипотеза исследования

Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:

  • созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
  • развивающая работа с детьми строится на диагностической основе
 Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:   и зучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме ; о беспечить диагностику развития творческих способностей ; о пределить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

  • и зучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме ;
  • о беспечить диагностику развития творческих способностей ;
  • о пределить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
 Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:  теоретический анализ научно- методической литературы,  научных исследований ; изучение педагогического опыта ;  диагностические методы.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • теоретический анализ научно- методической литературы,

научных исследований ;

  • изучение педагогического опыта ;
  • диагностические методы.

Технология развития творческих способностей

  • Развивать творческие способности ребенка необходимо как можно раньше. Ведь в самой природе ребенка заложено творчество. Играя с кубиками, куклами, машинками и т.д., он начинает фантазировать, придумывать истории, диалоги, обстоятельства. А значит, особую роль играет и раннее выявление способностей. Это первый пункт в технологии развития творческих способностей. «Независимо от того, кто из него получится – талантливый физик, химик, математик или биолог – необходимо помнить одно: если ребенок в детстве не наигрался, ненасочинялся вволю, не рассказывал сказки, не складывал стихи, не танцевал, то никакие занятия наукой ничего не дадут». Существует четыре уровня творческих способностей. Это – низкие, средние, высокие и одаренность. Подробнее вы сможете о них узнать из книги «Ваш ребенок талантлив». Методы выявления творческих способностей – это наблюдение, опрос, анкетирование, диагностирование. Второй пункт – это вовлечение. Необходимо стремиться увлечь детей различными областями творчества, побуждая их создавать клубы по интересам, объединения. Например, у нас в школе, мы с ребятами пришли к выводу, что нам необходимо свое творческое объединение. Мы планируем создать его в следующем учебном году. Третий этап технологии развития творческих способностей – развитие индивидуальных творческих способностей. Это занятия и на уроках и во внеурочное время. И четвертый – итоговый – творческая презентация. Сегодня мы представим вам такую презентацию в рамках двухмесячника экологической безопасности. Называется она «Земля – наш общий дом».

Приёмы, способствующие развитию творческих способностей:

  • «наблюдение» - развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задачи, планированию своих действий. Например, выделите и назовите приемы, использовавшиеся при создании этого изделия; сравни готовое изделие с эскизом; подумай, как соотнести части целого.
  • «открытие» - способствует развитию интуиции, веры в себя и максимально приближены по своей сути к жизненным ситуациям – когда есть вопрос, а ответ не известен. Например, догадайтесь, как выполнить эту работу; подумайте, на каком этапе и как нужно видоизменить для достижения другого результата.
  • «замена» - позволяет глубже осознать свойства предмета, стимулирует к поиску новых. Например, подумай, какие виды материала из коллекции вы можете использовать в данной работе.
  • еще один прием это – «варианты» - позволяет видоизменять, выбирать из предложенного. Создайте другое изображение из заданных деталей; составь новый текс из имеющихся слов и т.д.
  • и последнее «творчество» - способствует повысить уровень креативности учащихся. Например, придумайте свой текс, узор, модель, новую конструкцию и т.д.; определите сферы применения технологии; найдите объекты, которые больше всего подходят для изображения этим способом и др.

Существующие приемы и методы для развития творческих способностей учащихся дают возможность детям попробовать себя в разных сферах деятельности, выбрать интересную ему самому.

Виды творческой деятельности

  • Исследовательская . Здесь предмет исследования возникает на пересечении теоретической и практической работы.
  • Изобретательская – научиться создавать новое: новый продукт, способ действия, техническое решение.
  • Работа в малых группах (2-5 чел.) это одна из разновидностей коллективного творчества. Результатом деятельности становится общее изделие, сценка, аппликация и т.д.
  • Коллективный проект – позволяет не только развивать творческие способности, но и дает ребенку возможность почувствовать себя членом большого коллектива, совместно работающим над решением одной задачи.
  • Тематическая развертка это комплекс заданий, имеющих общее тематическое содержание, но разную практическую направленность. Например, к сегодняшней презентации по теме «Земля – наш общий дом», ребята изготовляли поделки, рисовали рисунки и плакаты, занимались бумагопластикой, биссероплетением и др.
  • Индивидуальный творческий проект говорит сам за себя. Это наивысший вид творческой деятельности. Ребенок сам придумывает, воплощает. В результате из рук ребенка выходит «продукт», подобного которому он еще не создавал. Эмоциональный подъем, вызванный собственным достижением – важнейший результат всей работы .
 Ф ормы проведения мероприятий, способствующих развитию творческих способностей:    все виды театрализованной  деятельности ;   конкурсные программы ;  игры.

Ф ормы проведения мероприятий, способствующих развитию творческих способностей:

  • все виды театрализованной

деятельности ;

  • конкурсные программы ;
  • игры.
Продукты проекта:   Презентации детских проектов: «Цветок для мамы»

Продукты проекта:

Презентации детских проектов:

«Цветок для мамы»

Эффективность динамики проекта   Повысилась мотивация к обучению, потребность в познании, творческой активности. Расширился кругозор и интеллектуальное развитие обучающихся. Выявились талантливые и одарённые дети. Улучшились результаты участия детей в творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня. Повысилась эмоциональная устойчивость обучающихся. Школьники получили опыт разрешения проблемных ситуаций, обрели умение анализировать, сравнивать, обобщать,  Научились общаться, вести диалог, выражать своё мнение. Усовершенствовались навыки пользования справочной литературой, Интернет – ресурсами.

Эффективность динамики проекта

  • Повысилась мотивация к обучению, потребность в познании, творческой активности.
  • Расширился кругозор и интеллектуальное развитие обучающихся.
  • Выявились талантливые и одарённые дети.
  • Улучшились результаты участия детей в творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня.
  • Повысилась эмоциональная устойчивость обучающихся.
  • Школьники получили опыт разрешения проблемных ситуаций, обрели умение анализировать, сравнивать, обобщать,
  • Научились общаться, вести диалог, выражать своё мнение.
  • Усовершенствовались навыки пользования справочной литературой, Интернет – ресурсами.

Наши достижения

Наши достижения

Наши участия  Всероссийский уровень 3 класс Конкурс «Русский медвежонок» - 2015  7 участников Конкурс рисунков  «Моя любимая сказка 2015» 1 участник  - Конкурс «Британский бульдог» 2 участника

Наши участия

Всероссийский уровень

3 класс

  • Конкурс «Русский медвежонок» - 2015

7 участников

  • Конкурс рисунков

«Моя любимая сказка 2015» 1 участник

- Конкурс «Британский бульдог» 2 участника

Наши достижения Школьный уровень 1. Выставка поделок из природного материала – грамота, 1 место 2. Конкурс рисунков « Букет для мамы» »  – грамота, 1 место 3. Конкурс поздравительной открытки ко дню пожилого человека – грамота, 1 место 4. Акция «От сердца к сердцу» 5. Акция «Собери макулатуру, спаси дерево» 6. Предметные олимпиады

Наши достижения

Школьный уровень

1. Выставка поделок из природного материала – грамота, 1 место

2. Конкурс рисунков « Букет для мамы» » – грамота, 1 место

3. Конкурс поздравительной открытки ко дню пожилого человека – грамота, 1 место

4. Акция «От сердца к сердцу»

5. Акция «Собери макулатуру, спаси дерево»

6. Предметные олимпиады

Вывод:  Творческий подход к детям может решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.  Гипотеза на практике подтвердилась.

Вывод:

Творческий подход к детям может решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.

Гипотеза на практике подтвердилась.

Литература

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

2. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.

3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

4.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987

5. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 198

6. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973

7. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994

8. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.

9. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.

10. Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.

11. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52

12. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.

13. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

14. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.-1996 г.-с. 36.

15. Страхова Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.

Информационные ресурсы  -  www. center . fio . ru / som   - www . vspu . ac . ru / tol - www.ipkadmin . tstu . ru - www . school . edu . ru - festival@1september.ru

Информационные ресурсы

- www. center . fio . ru / som

- www . vspu . ac . ru / tol

- www.ipkadmin . tstu . ru

- www . school . edu . ru

- [email protected]

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.  Творческих всем начинаний!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Творческих всем начинаний!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!