Развитие творческого потенциала личности младшего школьника
Стадник Е. В.
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ с. Идолга»
“ Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других.”
Б.Асафьев
Актуальность проблемы
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.
Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.
Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.
Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности .
- Во-первых , любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
- Во – вторых , ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.
Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.
- Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему своего исследования я обозначила как “ Педагогическое руководство развитием творческих способностей младших школьников”.
Новизна опыта
Новизна состоит в развитии учебно- познавательной компетенции обучающихся с целью формирования креативных способностей младших школьников через применение инновационных средств и изменение содержания образования. У обучающихся развиваются творческие способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Учитель управляет творческой деятельностью и самостоятельной работой обучающихся, создаёт ситуацию успеха. Путь ребенка к усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность.
Ведущая идея проекта
Создание на уроках и во внеурочной деятельности условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.
Характеристика проекта
По типу: проблемно-поисковый.
По содержанию: научно-практический.
По количеству участников: групповой.
Учебные предметы: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика, изобразительное искусство, технология; внеклассная деятельность.
Участники проекта: обучающиеся начальных классов.
Социальные партнёры: работники библиотеки,
родители, учитель, учитель физической культуры.
Длительность проекта: 2 года
Педагогическая цель проекта
Раскрытие творческих способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса, творческое сотрудничество всех участников проекта.
Методические задачи
- Выявить талантливых и одарённых обучающихся, приобщить их к творческой деятельности.
- Предоставить максимальные возможности для проявления творческих способностей.
- Повысить мотивацию к обучению.
- Учить мыслить, анализировать, обобщать.
- Развивать поисково – исследовательские и коммуникативные компетенции.
- Формировать способности к саморегуляции, самооценке.
- Совершенствовать навыки пользования справочной литературой, Интернет – ресурсами.
- Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, ответственность.
Компетенции
Информационная:
умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию сохранять и передавать её.
Коммуникативная:
формирование навыков в сфере гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой и культурно – досуговой деятельности.
Кооперативная:
формирование компетентности в сфере самостоятельной и групповой творческой деятельности.
Проблемно-познавательная:
развитие познавательных способностей к абстрактному и творческому мышлению, умение работать в информационных технологиях, способность быстро ассимилировать новые и разнообразные знания ;
умение совмещать знания разных предметов,
-
Противоречия
- между традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;
- между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;
- между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Главное в педагогике творчества – не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью.
Проблема
- Необходимость формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста и создание условий для их социальной адаптации .
Цель исследования:
- определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования:
- развитие способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования:
- процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования
Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
- и зучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме ;
- о беспечить диагностику развития творческих способностей ;
- о пределить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ научно- методической литературы,
научных исследований ;
- изучение педагогического опыта ;
- диагностические методы.
Технология развития творческих способностей
- Развивать творческие способности ребенка необходимо как можно раньше. Ведь в самой природе ребенка заложено творчество. Играя с кубиками, куклами, машинками и т.д., он начинает фантазировать, придумывать истории, диалоги, обстоятельства. А значит, особую роль играет и раннее выявление способностей. Это первый пункт в технологии развития творческих способностей. «Независимо от того, кто из него получится – талантливый физик, химик, математик или биолог – необходимо помнить одно: если ребенок в детстве не наигрался, ненасочинялся вволю, не рассказывал сказки, не складывал стихи, не танцевал, то никакие занятия наукой ничего не дадут». Существует четыре уровня творческих способностей. Это – низкие, средние, высокие и одаренность. Подробнее вы сможете о них узнать из книги «Ваш ребенок талантлив». Методы выявления творческих способностей – это наблюдение, опрос, анкетирование, диагностирование. Второй пункт – это вовлечение. Необходимо стремиться увлечь детей различными областями творчества, побуждая их создавать клубы по интересам, объединения. Например, у нас в школе, мы с ребятами пришли к выводу, что нам необходимо свое творческое объединение. Мы планируем создать его в следующем учебном году. Третий этап технологии развития творческих способностей – развитие индивидуальных творческих способностей. Это занятия и на уроках и во внеурочное время. И четвертый – итоговый – творческая презентация. Сегодня мы представим вам такую презентацию в рамках двухмесячника экологической безопасности. Называется она «Земля – наш общий дом».
Приёмы, способствующие развитию творческих способностей:
- «наблюдение» - развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задачи, планированию своих действий. Например, выделите и назовите приемы, использовавшиеся при создании этого изделия; сравни готовое изделие с эскизом; подумай, как соотнести части целого.
- «открытие» - способствует развитию интуиции, веры в себя и максимально приближены по своей сути к жизненным ситуациям – когда есть вопрос, а ответ не известен. Например, догадайтесь, как выполнить эту работу; подумайте, на каком этапе и как нужно видоизменить для достижения другого результата.
- «замена» - позволяет глубже осознать свойства предмета, стимулирует к поиску новых. Например, подумай, какие виды материала из коллекции вы можете использовать в данной работе.
- еще один прием это – «варианты» - позволяет видоизменять, выбирать из предложенного. Создайте другое изображение из заданных деталей; составь новый текс из имеющихся слов и т.д.
- и последнее «творчество» - способствует повысить уровень креативности учащихся. Например, придумайте свой текс, узор, модель, новую конструкцию и т.д.; определите сферы применения технологии; найдите объекты, которые больше всего подходят для изображения этим способом и др.
Существующие приемы и методы для развития творческих способностей учащихся дают возможность детям попробовать себя в разных сферах деятельности, выбрать интересную ему самому.
Виды творческой деятельности
- Исследовательская . Здесь предмет исследования возникает на пересечении теоретической и практической работы.
- Изобретательская – научиться создавать новое: новый продукт, способ действия, техническое решение.
- Работа в малых группах (2-5 чел.) – это одна из разновидностей коллективного творчества. Результатом деятельности становится общее изделие, сценка, аппликация и т.д.
- Коллективный проект – позволяет не только развивать творческие способности, но и дает ребенку возможность почувствовать себя членом большого коллектива, совместно работающим над решением одной задачи.
- Тематическая развертка – это комплекс заданий, имеющих общее тематическое содержание, но разную практическую направленность. Например, к сегодняшней презентации по теме «Земля – наш общий дом», ребята изготовляли поделки, рисовали рисунки и плакаты, занимались бумагопластикой, биссероплетением и др.
- Индивидуальный творческий проект говорит сам за себя. Это наивысший вид творческой деятельности. Ребенок сам придумывает, воплощает. В результате из рук ребенка выходит «продукт», подобного которому он еще не создавал. Эмоциональный подъем, вызванный собственным достижением – важнейший результат всей работы .
Ф ормы проведения мероприятий, способствующих развитию творческих способностей:
- все виды театрализованной
деятельности ;
- конкурсные программы ;
- игры.
Продукты проекта:
Презентации детских проектов:
«Цветок для мамы»
Эффективность динамики проекта
- Повысилась мотивация к обучению, потребность в познании, творческой активности.
- Расширился кругозор и интеллектуальное развитие обучающихся.
- Выявились талантливые и одарённые дети.
- Улучшились результаты участия детей в творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня.
- Повысилась эмоциональная устойчивость обучающихся.
- Школьники получили опыт разрешения проблемных ситуаций, обрели умение анализировать, сравнивать, обобщать,
- Научились общаться, вести диалог, выражать своё мнение.
- Усовершенствовались навыки пользования справочной литературой, Интернет – ресурсами.
Наши достижения
Наши участия
Всероссийский уровень
3 класс
- Конкурс «Русский медвежонок» - 2015
7 участников
«Моя любимая сказка 2015» 1 участник
- Конкурс «Британский бульдог» 2 участника
Наши достижения
Школьный уровень
1. Выставка поделок из природного материала – грамота, 1 место
2. Конкурс рисунков « Букет для мамы» » – грамота, 1 место
3. Конкурс поздравительной открытки ко дню пожилого человека – грамота, 1 место
4. Акция «От сердца к сердцу»
5. Акция «Собери макулатуру, спаси дерево»
6. Предметные олимпиады
Вывод:
Творческий подход к детям может решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.
Гипотеза на практике подтвердилась.
Литература
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
2. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.
3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.
4.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987
5. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 198
6. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973
7. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994
8. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.
9. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.
10. Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.
11. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52
12. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.
13. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.
14. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.-1996 г.-с. 36.
15. Страхова Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.
Информационные ресурсы
- www. center . fio . ru / som
- www . vspu . ac . ru / tol
- www.ipkadmin . tstu . ru
- www . school . edu . ru
- [email protected]
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Творческих всем начинаний!