СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседании МО учителей предметников

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий отчет «Проектная деятельность учащихся как средство повышения эффективности обучения» Разрешите представить творческий отчет по теме ««Проектная деятельность учащихся как средство повышения эффективности обучения». XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни? Выпускник, который будет жить и трудится в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», отмечается, что основными целями образования являются: • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Информатика и Информационные технологии», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи: Способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций: • информационной - способность грамотно выполнять действия с информацией; • коммуникативной - способность вступать в общение с целью быть понятым; • социальной - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; • предметной - способность применять полученные знания на практике. Но реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Необходим поиск новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы: • обеспечить высокий уровень знаний учащихся, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике; • развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами; • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; • формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление. На мой взгляд, одной из технологий, обеспечивающей достижение поставленных целей, является проектная деятельность. Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике и в зарубежной. Первоначально его называли методом проблем, был разработан американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Хилпатриком. В современной педагогике о проектной технологии написано очень много работ, самые известные – это работы Бычкова В.А, Гузеева В.В., Полата Е.С., Чечеля И.Д. Опираясь на эти работы, для себя я определила. Что такое учебный проект. Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». К важным факторам проектной деятельности относятся: • повышение мотивации учащихся при решении задач; • развитие творческих способностей; • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому; • формирование чувства ответственности; • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Технология проектной деятельности Выделяют 5 основных этапов в проектной деятельности. Вы видите их на экране. I. Проблемно-целевой этап: На первом этапе мы с учащимися выбираем проблемную область, ставим задачи, определяем конечный вид создаваемого программного продукта, круг пользователей, формируем состав проектной бригады и распределяем обязанности. II. Этап разработки сценария и технического задания На данном этапе учащиеся отбирают содержание, подбирают материал, производят его предельную детализацию. На этом этапе я выступаю в роли консультанта. III. Этап практической работы На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач. IV. Этап предварительной защиты На данном этапе я просматриваю рабочую версию создаваемого проекта, выявляю недоработки, предлагаю пути устранения выявленных недостатков. Учащиеся дорабатывают продукт. V. Этап презентации - публичной защиты проекта На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта. Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные данные, умения, ценности, а также готовность их мобилизовать в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из общего списка, предложенного ниже. К ним относятся: • Рефлексивные умения: • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? • Поисковые (исследовательские) умения: • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); • умение находить несколько вариантов решения проблемы; • умение выдвигать гипотезы; • умение устанавливать причинно-следственные связи. • Навыки оценочной самостоятельности. • Умения и навыки работы в сотрудничестве: • умения коллективного планирования • умения взаимодействовать с любым партнером • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. • Менеджерские умения и навыки: • умение проектировать процесс (изделие); • умение планировать деятельность, время, ресурсы; • умение принимать решения и прогнозировать их последствия; • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). • Коммуникативные умения: • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. • умение вести дискуссию; • умение отстаивать свою точку зрения; • умение находить компромисс; • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. • Презентационные умения и навыки: • навыки монологической речи • умение уверенно держать себя во время выступления; • артистические умения; • умение использовать различные средства наглядности при выступлении • умение отвечать на незапланированные вопросы. Проектная технология способствуют не только формированию заявленных компетенций, но и решению ряда проблем, с которыми я столкнулась на своих уроках: • недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся; • низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах); • динамичность развития содержания курса информатики. Необходимо было выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь мне пришла проектная технология. Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Практико-ориентированный проект. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний. Информационные проекты. Как уже отмечалось выше, метод проектов чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Результативность. Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы: • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения; • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за стремление самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения; • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии. • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата. • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной. Можно отметить повышение качества обучения по классам Год 2005-2006 2006-2007 2007-2008 Успеваемость 100% 100% 100% Качество 73% 74% 78% Вывод Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие. Тема: «Проектная деятельность учителя в системе повышения педагогического мастерства» Организация методической службы в лицее направлена на реализацию цели: повышение профессиональной компетентности учителя как условие успешной работы в личностно-развивающей парадигме. Построение индивидуальной траектории профессионально-личностного развития каждого педагога выводит индивидуальный вариант самообразования на высший уровень дифференциации педагогического коллектива. Проектная идея, нацеленная на конкретный результат, позволяет учителю проявлять творческий подход к решению задач. Понятная и принятая программа проектных действий значительно повышает методическую компетентность учителя. Инновационная, научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность педагогов характеризуется при этом логикой, этапностью, специфическим содержанием, управлением. Реализация проектных задач обеспечивает профессиональное развитие педагога, помогая его самореализации, самосовершенствованию, мотивируя его на результат, представляемый в самых разных формах защиты реализованного проекта: выступление, публикация, участие в конкурсе. Проектная форма программы самообразования развивает искусство руководства различными видами ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (управление целями, временем, информацией, затратами, качеством и др.), повышая профессиональную компетентность учителя. Проектная технология программы саморазвития позволяет учителю реализовать ее с максимальным практическим результатом самостоятельности и творчества и эффективным достижением намеченного. При этом процесс самообразования осуществляется добровольно, сознательно, планируется и управляется системно, с привлечением различных источников знаний, разнообразных форм получения опыта: освоение новых технологий, новых средств, методов, методик, программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысливание. В лицее создана система методической работы по созданию условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. В роли мотивов выступают мотивы успеха, преодоление профессиональных затруднений, профессионального признания, карьерный рост. Атмосфера творчества и индивидуального самосовершенствования в педагогическом коллективе создается через организацию проектной деятельности в рамках школьного методического объединения. Координирует эту деятельность научно-методический совет лицея. Согласно разработанному Положению, научно-методический совет реализует программу действий по включению педагогов лицея в научную, проектную деятельность на следующих этапах: 1.Организационно-подготовительный период (принимается индивидуальный план-проект опытно-экспериментальной работы по проблеме самообразования учителя). 2.Деятельностый этап (организация рекомендаций, деятельности по созданию условий для работы с научно-педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и в Интернете). 3.Контрольный этап (Организация отчетной работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентация результатов работ перед педагогическим коллективом.). Методический совет может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя решаются вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих работников. Возможна трансформация передового опыта деятельности педагогов на районном уровне. Для реализации программы саморазвития в проектной форме учителю необходимо: принять решение об участии в проекте, осознать и обосновать актуальность тем, обдумать предстоящие виды деятельности, наметить пути привлечения различных ресурсов, четко распланировать реализацию проектных задач, практическое воплощение идей через оформление проектной информации, представить план – проект. Результатами самообразования учителя становятся: разработанные или изданные им методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; создание главы или страницы электронного учебника; выработка методических рекомендаций по применению новой технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) и т.п. . Основными критериями самообразования учителя при этом становятся: • эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников), • творческий рост учителя, • развитие компетентностей: • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы); • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Так, результатом деятельности в формате проекта самообразования учителя в НАТЛ за 2009-2010 уч. год стали следующие образовательные проекты: * «Внедрение природосообразной технологии обучения чтению и письму А.М.Кушнира» автор Г.И. Свершок – учитель начальных классов. Итоги проекта обобщены и одобрены на районном семинаре педагогических работников. * Проект «Создание электронного учебно-методического комплекта по музыке» Петраковской Н.Д. позволил учителю освоить информационные технологии, создать интегрированный продукт, воспитывающий интерес к музыкальной культуре, формирующий духовный мир ребенка. * Проект в сфере воспитательной работы Тищенко О.В. «Организация проектной деятельности в образовательной практике» выстроил программу духовно-нравственного воспитания школьников в тесном сотрудничестве с родителями и жителями села. В рамках проекта были проведены поисковые экспедиции, создан музей «Культура и быт семейских Забайкалья». Проект получил признание не только на школьном, но и на республиканском и российском уровнях. Тищенко О.В. - победитель Республиканского конкурса «Автограф», лауреат премии президента РФ, победитель Российского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2009 г. * Проект Романовой Н.Г. «Индивидуальный подход при обучении одаренных детей информатике» позволил учителю выстроить комплексную программу действий и получить высокую результативность выступлений школьников на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах. * Поиск новых форм с детьми группы риска позволил психологу Некипеловой И.А. реализовать проект «Школа радости», получивший признание на республиканском уровне в конкурсе «Социальные проекты». Кроме названных, в рамках школы за учебный год было реализовано еще 15 проектов самых различных направлений образовательной деятельности, позволивших учителям реализовать планируемую программу самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседании МО учителей предметников»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 1

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стан или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.


Тема по самообразованию

Проектная деятельность


Слайд 2

ПРОЕКТ -(от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

  • 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

  • 2)  предварительный текст какого-нибудь документа;

  • 3)  замысел, план.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проектная деятельность, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков. Таких как


Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Слайд 3

Ключевые моменты:

проблема

разнообразные способы её решения

основополагающий вопрос

единство целей и задач

конкретные результаты исследования

творческий подход


Слайд 4

Типология проектов

  • 1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

  • 2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

  • 3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

  • 4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

Слайд 5

В соответствии с первым признаком — доминирующего метода — различают следующие типы проектов:

  • Исследовательские;

  •  Творческие;

  •  Приключенческие игровые;

  •  Информационные;

  •  Практико-ориентированные;

  •  Интернет – проекты


Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов: Выращивание луковичных растений, Какие птицы живут в нашем крае.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя


Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. собрали интересные материалы о спортивных сооружениях, секциях, соревнованиях, командах нашего города.

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект “Дом, в котором я живу”, “Чистый город”.


Слайд 6

  • По характеру координации
    проекты могут быть
    двух типов: С открытой, явной координацией – в них координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

 Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)- координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).


Слайд 7

  • По характеру контактов
    проекты могут быть
    двух типов: Внутренними, или региональными (т.е. в пределах одной страны) - которые организуются либо внутри одной школы — междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны.

  •  Международными проектами - участниками которых являются представители разных стран.



Слайд 8

По количеству участников проектов можно выделить три типа:

  • Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).

  • Парные (между парами участников).

  • Групповые (между группами участников).


Слайд 9

По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам:

  • Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

  • Средней продолжительности (от недели до месяца).

  • Долгосрочные (от 1 месяца до нескольких месяцев).


Слайд 10

  • Выбор методов исследования:

  • Эксперимент

  • Наблюдение

  • Анализ (описание)

  • Сравнение

2. Составление плана исследования:

  • порядок проведения исследования;

  • основные этапы исследования


Слайд 11

Этапы работы над исследовательским проектом:

  • 1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

  • 1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

  • 1.2. Определение цели, формулирование задач.

  • 1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

  • 1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

  • 1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

  • 1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.


Слайд 12

  • Поисково-исследовательский этап

  • 2.1. Определение источников информации.

  • 2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

  • 2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.

  • 2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

  • 2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.



Слайд 13

  • Трансляционно-оформительский этап

3.1. Предзащита проекта (в классе)

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

3.3.2. стендовая информация о проекте.



Слайд 14

  • Заключительный этап

4.1. Публичная защита проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

4.3. Итоговая конференция

Творческий отчет по теме самообразования "Проектная деятельность учащихся
как средство повышения
эффективности обучения"

Все публикации автора

Поделиться

 

 

Творческий отчет

«Проектная деятельность учащихся

как средство повышения эффективности обучения»

Разрешите представить творческий отчет по теме ««Проектная деятельность учащихся как средство повышения эффективности обучения».

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни? Выпускник, который будет жить и трудится в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», отмечается, что основными целями образования являются:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;

  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета  «Информатика и Информационные технологии», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:

Способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций:

  • информационной - способность грамотно выполнять действия с информацией;

  • коммуникативной - способность вступать в общение с целью быть понятым;

  • социальной -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

  • предметной - способность применять полученные знания на практике.

Но реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий.

Необходим поиск новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:

  • обеспечить высокий уровень знаний учащихся, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;

  • развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами;

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;

  • формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление.

На мой взгляд, одной из технологий, обеспечивающей достижение поставленных целей, является проектная деятельность.

Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике и в зарубежной. Первоначально его называли методом проблем, был разработан американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Хилпатриком.

В современной педагогике о проектной технологии написано очень много работ, самые известные – это работы Бычкова В.А, Гузеева В.В., Полата Е.С., Чечеля И.Д.

Опираясь на эти работы, для себя я определила. Что такое учебный проект.

Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

К важным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;

  • развитие творческих способностей;

  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

  • формирование чувства ответственности;

  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.

Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.

Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.

При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Технология проектной деятельности

Выделяют 5 основных этапов в проектной деятельности. Вы видите их на экране.

I.  Проблемно-целевой этап:

На первом этапе мы с учащимися выбираем проблемную область, ставим задачи, определяем конечный вид создаваемого программного продукта, круг пользователей, формируем состав проектной бригады и распределяем обязанности.

II. Этап разработки сценария и технического задания

На данном этапе учащиеся отбирают содержание, подбирают материал, производят его предельную детализацию. На этом этапе я выступаю в роли консультанта.

III. Этап практической работы

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач.

IV. Этап предварительной защиты

На данном этапе я просматриваю рабочую версию создаваемого проекта, выявляю недоработки, предлагаю пути устранения выявленных недостатков. Учащиеся дорабатывают продукт.

V. Этап презентации - публичной защиты проекта

На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта.

Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные данные, умения, ценности, а также готовность их мобилизовать в необходимой ситуации.

Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений  и навыков из общего списка, предложенного ниже. К ним относятся:

  • Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  • Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

  • Навыки оценочной самостоятельности.

  • Умения и навыки  работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования

  • умения взаимодействовать с любым партнером

  • умения взаимопомощи в группе  в решении общих задач;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

  • Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;

  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

  • Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

  • умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение находить компромисс;

  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

  • Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Проектная технология способствуют не только формированию заявленных компетенций, но и решению ряда проблем, с которыми я столкнулась на своих уроках:

  • недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;

  • низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);

  • динамичность развития содержания курса информатики.

Необходимо было выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь  мне пришла проектная технология.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

У меня сложилась следующая система. Сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

 Практико-ориентированный проект.

В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

Информационные проекты.

Как уже отмечалось выше, метод проектов чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

 

Результативность.

Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы:

  • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

  • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за стремление самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

  • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.

  • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

  • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

Можно отметить повышение качества обучения  по  классам

Год

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Успеваемость

100%

100%

100%

Качество

73%

74%

78%

Вывод

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Тема: «Проектная деятельность учителя в системе повышения педагогического мастерства»


Организация методической службы в лицее направлена на реализацию цели: повышение профессиональной компетентности учителя как условие успешной работы в личностно-развивающей парадигме. Построение индивидуальной траектории профессионально-личностного развития каждого педагога выводит индивидуальный вариант самообразования на высший уровень дифференциации педагогического коллектива.

Проектная идея, нацеленная на конкретный результат, позволяет учителю проявлять творческий подход к решению задач. Понятная и принятая программа проектных действий значительно повышает методическую компетентность учителя. Инновационная, научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность педагогов характеризуется при этом логикой, этапностью, специфическим содержанием, управлением.

Реализация проектных задач обеспечивает профессиональное развитие педагога, помогая его самореализации, самосовершенствованию, мотивируя его на результат, представляемый в самых разных формах защиты реализованного проекта: выступление, публикация, участие в конкурсе. Проектная форма программы самообразования развивает искусство руководства различными видами ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (управление целями, временем, информацией, затратами, качеством и др.), повышая профессиональную компетентность учителя. Проектная технология программы саморазвития позволяет учителю реализовать ее с максимальным практическим результатом самостоятельности и творчества и эффективным достижением намеченного. При этом процесс самообразования осуществляется добровольно, сознательно, планируется и управляется системно, с привлечением различных источников знаний, разнообразных форм получения опыта: освоение новых технологий, новых средств, методов, методик, программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысливание.

В лицее создана система методической работы по созданию условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. В роли мотивов выступают мотивы успеха, преодоление профессиональных затруднений, профессионального признания, карьерный рост.   Атмосфера творчества и индивидуального самосовершенствования в педагогическом коллективе создается через организацию проектной деятельности в рамках школьного методического объединения. Координирует эту деятельность научно-методический совет лицея. Согласно разработанному Положению, научно-методический совет реализует программу действий по включению педагогов лицея в научную, проектную деятельность на следующих этапах:

1.Организационно-подготовительный период (принимается индивидуальный план-проект опытно-экспериментальной работы по проблеме самообразования учителя).

2.Деятельностый этап (организация рекомендаций, деятельности по созданию условий для работы с научно-педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и в Интернете).

3.Контрольный этап (Организация отчетной работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентация результатов работ перед педагогическим коллективом.). Методический совет может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя решаются вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих работников.  Возможна трансформация передового опыта деятельности педагогов на районном уровне.

Для реализации программы саморазвития в проектной форме учителю необходимо: принять решение об участии в проекте, осознать и обосновать актуальность тем, обдумать предстоящие виды деятельности, наметить пути привлечения различных ресурсов, четко распланировать реализацию проектных задач, практическое воплощение идей через оформление проектной информации, представить план – проект. Результатами самообразования учителя становятся: разработанные или изданные им методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; создание главы или страницы электронного учебника; выработка методических рекомендаций по применению новой технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) и т.п.

. Основными критериями самообразования учителя при этом становятся:


  • эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников),


  • творческий рост учителя,


  • развитие компетентностей:


  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);


  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);


  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);


  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).


Так, результатом деятельности в формате проекта самообразования учителя в НАТЛ за 2009-2010 уч. год стали следующие образовательные проекты:

* «Внедрение природосообразной технологии обучения чтению и письму А.М.Кушнира» автор Г.И. Свершок – учитель начальных классов. Итоги проекта обобщены и одобрены на районном семинаре педагогических работников.

* Проект «Создание электронного учебно-методического комплекта по музыке» Петраковской Н.Д. позволил учителю освоить информационные технологии, создать интегрированный продукт, воспитывающий интерес к музыкальной культуре, формирующий духовный мир ребенка.

* Проект в сфере воспитательной работы Тищенко О.В. «Организация проектной деятельности в образовательной практике» выстроил программу духовно-нравственного воспитания школьников в тесном сотрудничестве с родителями и жителями села. В рамках проекта были проведены поисковые экспедиции, создан музей «Культура и быт семейских Забайкалья». Проект получил признание не только на школьном, но и на республиканском и российском уровнях. Тищенко О.В. - победитель Республиканского конкурса «Автограф», лауреат премии президента РФ, победитель Российского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2009 г.


* Проект Романовой Н.Г. «Индивидуальный подход при обучении одаренных детей информатике» позволил учителю выстроить комплексную программу действий и получить высокую результативность выступлений школьников на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах.


* Поиск новых форм с детьми группы риска позволил психологу Некипеловой И.А. реализовать проект «Школа радости», получивший признание на республиканском уровне в конкурсе «Социальные проекты».


Кроме названных, в рамках школы за учебный год было реализовано еще 15 проектов самых различных направлений образовательной деятельности, позволивших учителям реализовать планируемую программу самообразования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!