Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кривецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Рекомендовано Утверждено
на заседании МО зам. директора по к утверждению приказом №_55_
учителей естественно- ВР педагогическим советом
математического цикла _______________ Протокол №1 от от
Протокол №1 от Т.А. Мусикова «_01_»_09_2020 г
«_28_»_08_2020 г. «_31_»_08_2020 г. Директор школы
Руководитель МО Председатель педсовета
_______________ _______________ _______________
В.С. Лубашева М.М. Куркалова М.С. Карпачева
Программа
внеурочной деятельности
«Техническое представление мира»
Разработана: учителем физики
Пшеничных Сергеем Ивановичем
Класс: 9
Уровень: базовый
Недельная нагрузка: 9 класс – 1 час
Учебный год: 2020 – 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа «Техническое представление мира» по внеурочной деятельности для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по направлению «Технология» (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы по направлению «Технология» (авторы-составители Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М. Вентана-Граф 2008 г.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение 3 графических работ и 2 практических работ.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данной ступени образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Цель и задачи.
Целью обучения по программе является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности на этапе основного общего образования являются:
— определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов! Отражение в устной пли письменной форме результатов своей деятельности;
умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Учебный план
№ | Разделы | Всего часов |
| Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 4 |
| Геометрически построения | 2 |
| Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем | 10 |
| Сечения и разрезы | 4 |
| Сборочные чертежи | 10 |
| Прикладная графика | 5 |
| Итого | 35 |
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Что включает в себя ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т.п. Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы карандашом, тушью, рейсфедером, циркулем и другими инструментами и принадлежностями.
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | В том числе |
Графические работы | Практические работы |
| Техника выполнения чертежей и правила их оформления. | 4 | - | - | |
| Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | - | - | |
| Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей | 1 | - | - | |
| Понятие о стандартах. Форматы. Масштаб. | 1 | - | - | |
| Чертежный шрифт. Линии чертежа. | 1 | - | - | |
| Геометрические построения. | 2 | - | - | |
| Деление отрезка и окружности на равные части. | 1 | - | - | |
| Сопряжения | 1 | - | - | |
| Чтение и выполнение чертежей. Эскизов и схем. | 11 | 1 | 1 | |
| Центральное и параллельное проецирование. | 2 | - | - | |
| Прямоугольное проецирование | 1 | - | - | |
| Геометрические тела. | 1 | - | - | |
| Чтение чертежей | 1 | - | - | |
| Аксонометрические проекции. | 2 | - | 1 | |
| Технический рисунок. | 2 | 1 | - | |
| Электрические схемы. | 1 | - | - | |
| Кинематические схемы | 1 | | | |
| Сечения и разрезы. | 4 | 1 | - | |
| Сечения | 2 | - | - | |
| Разрезы | 2 | 1 | - | |
| Сборочные чертежи. | 10 | 1 | 1 | |
| Общие сведения об изделии. | 1 | - | - | |
| Разъемные и неразъемные соединения. | 1 | - | - | |
| Неразъемные соединения | 1 | - | - | |
| Разъемные резьбовые соединения | 2 | - | - | |
| Разъемные нерезьбовые соединения | 2 | - | - | |
| Условности и упрощения на чертежах сборочных единиц | 1 | - | 1 | |
| Деталирование | 2 | 1 | - | |
| Прикладная графика. | 4 | - | - | |
| Графическое представление информации | 1 | - | - | |
| Товарный знак, логотип. | 1 | - | - | |
| Контрольная работа | 1 | - | - | |
| Обобщающий урок | 1 | - | - | |
| Итого | 35 | 3 | 2 | |
Содержание предмета
(35 ч)
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (4 ч)
Основные теоретические сведения
Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема. Диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий.
Практические работы
Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов, Оформление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линий чертежа.
Варианты объектов труда
Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа.
Геометрические построения (2 ч)
Основные теоретические сведения
Графические способы решения геометрических задач на плоскости.
Практические работы
Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.
Варианты объектов труда
Изображения различных вариантов геометрических построений.
Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (11 ч)
Основные теоретические сведения
Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. 'Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения.
Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.
Практические работы
Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций. Нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры. Чтение простой электрической и кинематической схемы.
Варианты объектов труда
Чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы.
Сечения и разрезы (4 ч)
Основные теоретические сведения
Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях.
Практические работы
Вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами. Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.
Варианты объектов труда
Модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами.
Сборочные чертежи (10 ч)
Основные теоретические сведения
Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей.
Практические работы
Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей. Выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.
Варианты объектов труда
Сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей. Чертежи деталей сборочных единиц. Модели соединений деталей. Изделия из 5-6 деталей,
Прикладная графика (4 ч)
Основные теоретические сведения
Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения. Использование ПЭВМ для выполнения графических работ.
Практические работы
Чтение информации, представленной графическими средствами. Построение графиков, диаграмм по предложенным данным. Разработка эскиза логотипа или товарного знака. Использование прикладных пакетов программ для графических работ.
Варианты объектов труда
Образцы графической информации. Графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки.
Обязательный минимум графических работ.
Выполнить чертеж детали, содержащей сопряжения, по ее наглядному изображению.
Выполнить эскиз детали с натуры (с нанесением размеров) и ее технический рисунок.
По чертежу детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрическую проекцию с вырезом.
Типы графических работ изображений. Рисунок, технический рисунок, пиктограмма, диаграмма, проекция, вид, разрез, сечение, план, схемы.
Требования к уровню усвоения учебного предмета.
Знать и понимать:
-технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
уметь:
-выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выполнения графических работе использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, «ем, технических рисунков деталей и изделий.
Организация рабочего места для выполнения графических работ.
Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
Чтение чертежей, схем, технологических карт.
Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации.
Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. Построение чертежа и технического рисунка.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки графической работы
Четкость выполнения графической работы;
Композиция, компоновка на листе.
Правильность выполнения
Критерии и система оценки практических работ
Правильность выполнения;
Самостоятельность;
четкость выполнения, композиция.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Тестирование
Решение занимательных задач.
Перечень литературы и средств обучения
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
Учебник под редакцией В.В. Степаковой, рекомендовано МОРФ М.: Просвещение, 2006г.
Пособие для учителя в 2 ч. Ч 1. В.В.Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М.Миначева и др., под редакцией В.В.Степаковой.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений \ Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М.: Вентана-Граф, 2006.
«Черчение» \ А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский - М.: Просвещение, 2003 г.
а) основная литература:
О преподавании учебного предмета «Черчение и графика» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www.ed.gov.ru.
Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. –М.: Гуманит.
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по черчению:. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Годик Е.И., Хаскин А.М. Справочное руководство по черчению
б) дополнительная литература для учителя
Джонс Дж. К. Методы проектирования, — М.: Мир, 1986.
Жукова Е. Т. Реконструкция изображений при изучении сборочных чертежей // Повышение эффективности и качества преподавания черчения. — М.: Просвещение, 1981.
Карху А. А. Стадии проектирования промышленных изделий / Под ред. проф. 3. Н. Быкова. — М.: МВПХУ, 1964.
Колудрович Кирил. Техническое черчение в картинках. — Белград: Научная книга, 1985.
Линькова Н. П. Способности к техническому конструированию // Вопросы психологии. — 1971. — № 3.
Сурин Е. Л. Роль пространственного воображения в практике конструкторской работы и в преподавании графических дисциплин во втузах // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Тосунова М. И. Архитектурное проектирование. — М.: Высшая школа, 1978.
Шабалов СМ. Политехническое обучение. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Швецов О. П. Некоторые особенности конструкторско-технологической деятельности школьников VII—VIII классов: Тезисы доклада на И съезде психологов. — Вып. II. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1968.
Яровой И. Н., Малюта Н. Т., Рыбенцев В. Н. Сборник задач по техническому труду: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1976.
Литература для учащихся
Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение: учеб. Для студентов ВУЗов – М.: Владос, 1999г.
Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии - М.: Высш. шк.,2001г.
Фролов С.А. Сборник задач по начертательной геометрии. М.: машиностроение, 1980 г.
11