СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности: Профориентация

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов по направлению "Профориентация"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности: Профориентация»

Игра по профориентации

«Я и мир профессий» (7-8 класс)



Здравствуйте, ребята!

Ребята, вы сейчас – ученики школы, но не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие – это база вашей дальнейшей взрослой жизни. Когда вы закончите школу, придет пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. И мы сегодня с вами тоже приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается в мире около 40 тысяч. Выбор профессии – жизненно важный вопрос.



Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности.



Чтобы интереснее было путешествовать, мы разделимся на 6 команды.

7 а класс. Капитан команды _______________________

7 б класс. Капитан команды _______________________

8 а класс. Капитан команды _______________________

8 б класс. Капитан команды _______________________



Оценивать нашу игру сегодня будут _______________________________

Итак. Мы начинаем!



Для начала проведем игровую разминку.

Капитаны команд приглашаются на сцену для жеребьевки. Вам необходимо вытянуть карточку с буквой.

Задание для команд: команде надо вспомнить профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл.Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.

Время выполнения – 3 минуты.



О

К

Р

П

Окулист

Контролер

Разведчик

Проводник

Орнитолог

Киноартист

Рыбак

Плотник

Ортопед

Крановщик

Редактор

Пилот

Обходчик железнодорожных

путей

Кочегар

Радиоведущий

Пожарный

Оператор машинного доения

Киномеханик

Рентгенолог

Полицейский

Оператор связи

Космонавт

Радист

Полярник

Оператор ЭВМ

Кабельщик

Репортер

Пограничник


Кровельщик


Печник


Каменщик


Пиротехник


Кутюрье


Повар


Кондитер


Пекарь


Кондуктор


Портной




Парашютист

Ваше время вышло!

Капитаны команд приглашаются для озвучивания своих ответов.

Следующий конкурс «Самая–самая…». А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если команда затрудняется ответить ход переходит к другой команде.

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)

Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик)

Второй конкурс подошел к концу!

Жюри подводит результаты двух конкурсов.

Слово предоставляется жюри!!!

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.



Сейчас мы с вами выполним упражнение «Основной мотив твоего выбора» (конкурс не оценивается). Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии. У каждого из вас распечатка 16 основных мотивов, которые движут человеком при выборе профессии.

Итак, задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание - зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух.

Давайте подведем итог этого упражнения, каждый из вас зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый.

Итак, что же мы учитываем при выборе профессии:

  • Востребованность на рынке труда.

  • Доходность.

  • Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).

  • Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).

  • Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).

  • Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).

  • Положительное влияние на семейную жизнь.

  • Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

  • Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда».

Вот именно поэтому вы и не мечтаете, стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.

Переходим к следующему конкурсу «Бюро находок».

В мешке находится набор различных инструментов, ваша задача определить человеку, какой профессии принадлежат та или иная вещь из мешочка. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.

1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику)

2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)

3.Ручка, тетрадь, книга. (учителю)

4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)

5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)

6. Письма, газеты, сумка (почтальон) 

7. Градусник, шприц (врач) 

8. Расческа, ножницы (парикмахер) 

9. Парик, костюм (актер) 

Сейчас мы выясним качества, присущие следующим профессиям (водитель, учитель, повар, бухгалтер).

Капитаны команд приглашаются для жеребьевки на сцену.

Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов. Командам необходимо подобрать 6 качеств.



ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР


Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений.

Коммуникабельность


Образованность

Ответственность

Самообладание


Любовь к детям

Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Умение оперировать

цифрами, информацией…

Дисциплина


Гуманность

Хорошая координация движений;


Точность

Ответственность


Образованность

Твердость руки, устойчивость кистей рук


Собранность

Концентрированность внимания быстрота реакции.


Терпение


Хороший глазомер

Информированность

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде


Самосовершенствование

Самосовершенствование

Коммуникабельность




Капитанов команд просим огласить то, что у вас получилось.

Любая профессия требует того, чтобы человек был всесторонне развитым.

Маша. А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Пантомима».

Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.

Предлагаемый список профессий:

Плотник, шахтер, учитель, доярка, врач, повар.







Жюри подводит итоги

Мы с вами уже знаем, что существует более 40 000 профессий. Не раз мы с вами говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд. И следующая игра «Закончи пословицу» (ЗРИТЕЛИ)

Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:

Пашню пашут, руками не машут.

Кто не ходит, тот и не падает.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Не все те повара, у кого ножи длинные.

Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу команда получает 1 балл:

  1. Уменье и труд все (перетрут).

  2. Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).

  3. Дело мастера (боится).

  4. За всякое дело берись (умело).

  5. Умение везде найдет (примененье)

  6. Птицу узнают в полете, а человека в (работе).

  7. Маленькое дело лучше большого (безделья).

  8. Без труда не выловишь рыбку из (пруда).

  9. На работу он сзади последних, а на еду — впереди (первых).

  10. Больше дела – меньше (слов).

  11. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).

  12. Кончил дело — гуляй (смело).



А сейчас подведем итог нашей игры (подведение итогов, награждение)



Основной мотив твоего выбора профессии



1. Возможность получить известность, прославиться.



2. Возможность продолжать семейные традиции.



3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.



4. Возможность служить людям.



5. Заработок.



6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.



8. Перспективность работы.



9. Позволяет проявить свои способности.



10. Позволяет общаться с людьми.



11. Обогащает знаниями.



12. Разнообразная по содержанию работа.



13. Романтичность, благородство профессии.



14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.



15. Трудная, сложная профессия.



16. Чистая, легкая, спокойная работа.

























Тренинг "На пороге взрослой жизни"


Профориентация школьников - Тренинги по профориентации

Цель: Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Информационный блок 1. 
Ведущий: В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах.

  • Во-первых, определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовем их словом "хочу".

  • Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас "могу".

  • В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу "надо".

Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%.  А если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.


. Упражнение  "Ассоциации".
Инструкция: Попрошу одного из вас назвать любую профессию. Кто сидит слева от него пусть назовет ассоциацию к данной профессии и свой вариант профессии. Следующий участник продолжит упражнение и озвучит возникшую у него ассоциацию и новую профессию и т.д.

"Мои цели" (15 мин)
Объяснение: "Ценности - это наиболее общее образование, они не лежат на поверхности и тем не менее определяют нашу жизнь. Обычно же ценности конкретизируются в целях. Говорить о целях гораздо легче, потому что они больше осознаются человеком. Смысл поставленных целей состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание на желаемых результатах! Цель можно определить как нечто, увязанное во времени и измеримое в смысле состояния. Мы начнем выполнять задание, которое вы продолжите дома".
Задача: определение приоритетных целей каждого участника группы и сопоставление целей и уровня их реализации в предполагаемой профессии.
Инструкция: 1. Запишите все, что вы хотите иметь, кем хотите быть, что делать. Пусть вас не волнуют порядок записи, возможность достижения желаемого или его важность. Записывайте все, что приходит в голову. Сделайте список не менее чем из 10-15 пунктов. Мы настоятельно просим составить этот список, ведь в конце концов его можно выбросить. Возможно, полученный список вас удивит или огорчит, но в любом случае это будет повод для анализа самого себя и повод для раздумий.
Время выполнения 10 минут, после чего ведущие продолжают давать инструкцию.
2. Закончив список, включите в него то, что вы уже имеете и хотели бы сохранить. Если вы не хотите избавляться от чего-либо в жизни, то сохранение этого потребует сил и времени (любимые вещи, дом, машина, семья, отношения ...).
Время выполнения 7-8 мин.
Когда список завершен, ведущие просят записать дальнейшую инструкцию для выполнения в качестве домашнего задания.

Домашнее задание

Поработать со списком ценностей.
1. Возьмите список. Если вы что-нибудь придумали после окончания занятия, то допишите.
2. Прочтите список. Вычеркните то, что кажется глупым или мелким.
3. Перечитайте список. Думайте при этом о смысле вашей жизни. Вычеркните то, что ему противоречит. Если вы еще не открыли для себя смысл жизни, переходите к следующему пункту.
4. Распределите все желания на три категории: А — очень, очень важные, Б — очень важные, В — важные. Если желание не вошло даже в категорию В, то вычеркните его.
5. Перепишите все А - желания на чистый лист бумаги. Если их меньше 10, допишите к ним Б - желания. Если и сейчас оказалось меньше 10, то надо либо начинать все снова, либо пересмотреть классификацию.
6. Из нового списка выберите одну вещь, которую вам хочется больше всего. Напишите ее на новом листе бумаги. Из оставшегося выберите наиболее желаемое и перепишите под № 2. Таким же способом доведите список на третьем листе бумаги до 10.
Вот то, что вы хотите. На остальных желаниях не стоит сейчас концентрироваться. Посмотрите на вашу десятку. Представьте, какое удовольствие вы получите от каждого пункта. Что вы почувствуете, когда все это станет вашим?

Задание 1. Тест на знание профессий

Ведущий зачитывает названия малоизвестных профессий, а учащиеся должны определить, чем занимаются представители данного вида деятельности. Можно дать учащимся варианты ответов:

  1. Герантолог - это:

а) специалист, изучающий жизнь героев;

б) специалист, который занимается изучением горных пород мезозойской эры;

в) специалист, изучающий старения живых организмов.

  1. Скреперист - это:

а) специалист, скрепляющий бумаги в архивах;

б) штамповщик скрепок;

в) машинист земельно-транспортной машины.

  1. Раклист - это:

а) специалист, воплощающий эскиз рисунка ткани в материал при крашении;

б) специалист, занимающийся изучением и описанием ракообразных;

в) художник, рисующий ракообразных.

  1. Дозаторщик – это:

а) специалист, рассчитывающий допустимые дозы радиоактивного облучения;

б) специалист, фиксирующий ПДК (предельно - допустимые концентрации) загрязняющих веществ;

в) специалист, рассчитывающий на ЭВМ компоненты комбикормов.

  1. Метролог – это:

а) испытатель эскалаторов в метро;

б) контролер измерительной техники;

в) изготовитель швейного инструмента.

  1. Вальцовщик – это:

а) специалист, управляющий процессом измельчения зерна на элеваторе;

б) вальщик деревьев в лесу;

в) специалист, изготовляющий коленчатые валы.

  1. Провизор – это:

а) составитель меню;

б) ревизионный работник в столовой;

в) работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.

  1. Кинолог – это:

а) работник киностудии;

б) собаковод;

в) изготовитель киноэкранов.

9. Флотатор – это:

а) работник в торговом флоте;

б) работник в сельском хозяйстве по изготовлению инвентаря;

в) работник, обслуживающий машины по разделению минералов.



Задание 2. Отгадай профессию

1. Офицер

Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики. Отличное знание своей службы. (5 баллов)

Несколько раз за время службы меняет место жительства. Трудоустройство определяется условиями контракта. (4 балла)

Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет. (3 балла)

Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную службу и быт солдат. (2 балла)

Олег Газманов поет, что их сердце под прицелом, а карьера их начинается с военного училища. (1 балл)

2. Врач-психотерапевт

Эта профессия процветает во всем мире. Это врач, который должен найти причину душевного дискомфорта у больного. (5 баллов)

Должен уметь слушать других, иметь здравый смысл, аналитические способности, логическое мышление, сочувствие к людям. (4 балла)

Цена одного часа консультации у данного специалиста стоит дорого. Во многих странах он является другом и советчиком 50-80% населения. (3 балла)

Не жалейте денег на здоровье!

В жизни это главное условие.

Почему? Да просто потому,

Что без душевного здоровья

Деньги нам уж ни к чему!

Он изучает причины душевных расстройств. (2 балла)

Психотерапия существует с незапамятных времен. В ХIХ веке прославил ее врач Зигмунд Фрейд. (1 балл)

3. Менеджер по рекламе

Цель данного специалиста - продать товар или услугу. Эта работа привлекает молодежь. (5 баллов)

Опытные специалисты утверждают, что в их работе 5% творчества и 95% потения. Малейшая ошибка в их работе чревата убытками для компании, а для них - потерей работы. (4 балла)

Занимается оформлением логотипов, плакатов, работает на компьютере, ведет финансовые дела, изучает особенности продукта, услуги, способы распространения и потребления, представляет новые услуги. (3 балла)

Доброжелателен, терпелив, общителен, инициативен, решителен, имеет творческий подход к делу. (2 балла)

Посещает клиентов, разрабатывает рекламные проспекты, продвигает рекламные услуги. (1 балл)

4. Юрист

Их иногда называют буквоедами и педантами, им приходиться интерпретировать конкретные статьи кодексов, законов, документов. (5 баллов)

Умеют убеждать, вести переговоры, отстаивать собственное мнение, проявляют твердость и независимость в отстаивании своего суждения, не боятся смелых идей, обладают способностью концентрировать и быстро переключать внимание. (4 балла)

Прогнозируют последствия применения правовых норм, осуществляют подготовку контрактов, завещаний, судебных исков, общаются с клиентами. (3 балла)

Специалисту приходится отставать истину, быть аккуратным, гибким. (2 балла)

Сегодня все больше внимания уделяют вопросам правого регулирования бизнеса. Работают индивидуально или в юридических фирмах. (1балл)

5. Учитель

Специалист разрабатывает содержание занятия и создает творческую атмосферу на них, внедряет новые методы и средства получения знаний. (5 баллов)

Имеет качества исследователя, организаторские способности, умение убеждать, социальную ответственность, здравый смысл, использовать современные технические средства обучения. (4 балла)

Специалист умеет ставить и решать проблемы, обладает знаниями по своему предмету. (3 балла)

Двадцать пар за указкой следят.

Куда ж это Волга впадает?

Что жители делают и что там растят,

Иван Иванович всем объясняет. (2 балла)

Дает адекватную оценку успехам учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей, имеет педагогическое образование, работает в государственных и частных школах. (1 балл)

6. Плотник

Когда-то они гвоздями не пользовались, а ценили топор, говоря: «Топор - всему делу голова». Эта профессия всегда нужная. (5 баллов)

Этот специалист занят на строительстве объекта от начала и до конца. Он «одевает» здание в леса, вставляет окна, двери. (4 балла)

Хорошо разбирается в древесине. Обладает художественными способностями, точностью и физической выносливостью. (3 балла)

В работе ему помогают различные инструменты: рулетка, угольник, пила, шершебель, отвес, ножовка. Свой глазомер этот специалист оценивает так «Мой глаз – ватерпас». (2 балла)

Эти специалисты всегда ценились в деревне, они строили дома, используя до 50 способов соединения бревен без гвоздей. (1 балл)



Задание 5 «Пойми меня»

При выполнении этого задания необходимо проявить артистические способности.

Капитаны команд выбирают одну из нескольких карточек с названием профессии (детский зубной врач, контролер в транспорте, продавец в магазине, директор фирмы). Участники должны разыграть ситуацию с представителем данной профессией.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!