СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «Мы в мире профессий» в 5-х классах

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 5 - х классов. Цель программы: создать систему ранней профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Мы в мире профессий» в 5-х классах»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности


«Мы в мире профессий»


в 5-х классах

















I Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы в мире профессий» разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

* Федерального закона от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

* Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

* Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

* Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

* Основной образовательной программы основного общего образования средней школы №

* Положения о внеурочной деятельности средней школы №

* Положения о рабочей программе учителя внеурочной деятельности. Утверждено приказом директора

* Приказа директора о продолжительности учебного года


Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.


Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в образовательном учреждении, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.



Цель программы: создать систему ранней профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.


Задачи программы:


* Создать систему профориентации учащихся через внеурочную деятельность.


* Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.


* Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.


Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга. При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы: профориентационные игры; игровые профессиональные упражнения; самоописание; групповая дискуссия; использование конструктивной обратной связи.

Программа курса «Мы в мире профессий» разработана в рамках социального направления развития личности учащихся. Курс внеурочной деятельности «Мы в мире профессий» реализуется с учащимися 5 класса. Общее количество занятий в учебном году – 17 часов. Периодичность проведения занятий: 1 час в две недели согласно расписанию занятий внеурочной деятельности.

Для отслеживания эффективности реализации программы в начале занятий и на завершающем занятии проводится анкетирование учащихся.













II Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мы в мире профессий»

I. Личностные:

  • потребность повышать свой культурный уровень, самореализовываться в разных видах деятельности;

  • готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;

  • способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;

  • умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;

  • о принятых в обществе нормах поведения и общения;

  • развитие ценностного отношения подростков к труду.

II. Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;

  • умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • формирование умения находить средства для решения своих учебных задач;

  • демонстрация приёмов саморегуляции

Познавательные:

  • делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях

  • анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта;

  • умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;

  • критическое оценивание содержания и форм современных текстов;

  • овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные:

  • умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

  • приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;

  • умение находить общее решение и разрешать конфликты;

  • о правилах конструктивной групповой работы;

  • опыт публичного выступления;

III. Предметные

Обучающиеся научатся:

  • владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;

  • использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.

  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

  • приобретение опыта исследовательской деятельности;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в исследовательских работах;

  • знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

  • иметь представление о правилах проведения исследования;
















III Содержание курса внеурочной деятельности

«Мы в мире профессий»

1. Введение. Знакомство. Анкетирование (1 час)

2. Мои личные профессиональные планы. Составление плана профессиональной карьеры (1 час)

3. Самооценка и уровень притязаний. Получение необходимой информации о самооценке учащихся. Формирование установки на саморазвитие в рамках занятий по профопределению (1 час)

4. Интересы и склонности в выборе профессии. Интересы различаются по содержанию по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека. Практические задания (1 час)

5. Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-Э (1 час)

6. Концепция индивидуальности Голланда.

«Какой у вас характер?», «Шкала значимости эмоций», «Эмоциональная направленность личности», «Тип ригидности психологической установки», «Тест Голланда» (1 час)

7. Правила выбора профессии. Получение учащимися информации о том, на что надо опираться при выборе профессии, обсуждение правил (1 час)

8. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Обсуждение: типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий и себя. Незнание правил выбора профессии. Практические задания (1 час)

9. Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия» Написание сочинения по заданной теме, обсуждение (1 час)

10. Современный рынок труда Получение информации о востребованных, популярных профессиях на рынке труда, обсуждение (1 час)

11. В каких учебных заведениях можно получить профессию? Работа с матрицей профессионального выбора. Формы и уровни профессионального образования. Практические задания (1 час)

12. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») Изучение стратегии выбора профессии: «Хочу-могу-надо» (1 час)

13. Как готовить себя к будущей профессии? Планирование профессиональной карьеры. Тест «Уровень готовности к выбору профессии» (1 час)

14. Рабочие профессии Получение информации учащимися по теме, какие профессии относят к рабочим. Востребованность рабочих профессий (1 час)

15. Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…» Написание сочинения по заданной теме, обсуждение (1 час)

16. Творческий проект "Моя будущая профессия" Урок-конференция «Моя будущая профессия» (1 час)

17. Итоговое занятие рефлексия. Обсуждение учащимися, что они узнали на занятиях, чему научились, рефлексия. Анкетирование (1 час)































IV Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Мы в мире профессий»


занятия

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Вид деятельности

теор

практика

1

Введение. Знакомство.

1


Беседа

Проблемно-диалогическое общение Прохождение анкетирования

2

Мои личные профессиональные планы.

1


Беседа

Составление плана профессиональной карьеры

3

Самооценка и уровень притязаний.

0,5

0,5

лекция, практика

Получение необходимой информации о самооценке учащихся

Формирование установки на саморазвитие в рамках занятий по профопределению.

Практические задания.

4

Интересы и склонности в выборе профессии.

0,5

0,5

лекция, практика

Интересы различаются по содержанию по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека. Практические задания.

5

Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова.

0,5

0,5

лекция, практика

Деятельность, направленная на пользу обществу, деятельность, требующая профессионального обучения, деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату). Практические задания. Прохождение опросника Е.А. Климова

6

Концепция индивидуальности Голланда.

0,5

0,5

лекция, тестирование

Определение профессионального типа личности. Тест «Определение профессионального типа личности».

7

Правила выбора профессии.

1


лекция, беседа

Получение учащимися информации о том, на что надо опираться при выборе профессии, обсуждение правил

8

Ошибки и затруднения при выборе профессии.

0,5

0,5

лекция, практика, беседа

Обсуждение: типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий и себя. Незнание правил выбора профессии. Практические задания.


9

Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия».


1

практика

Написание сочинения по заданной теме, обсуждение

10

Современный рынок труда

1


Лекция, беседа

Получение информации о востребованных, популярных профессиях на рынке труда, обсуждение

11

В каких учебных заведениях можно получить профессию?

0,5

0,5

лекция, практика

Работа с матрицей профессионального выбора. Формы и уровни профессионального образования. Практические задания.

12

«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»).

1


лекция, беседа

Изучение стратегии выбора профессии: Хочу-могу-надо.

13

Как готовить себя к будущей профессии?

0,5

0,5

лекция, практика

Планирование профессиональной карьеры.

Тест «Уровень готовности к выбору профессии»

14

Рабочие профессии.

1


лекция, беседа

Получение информации учащимися по теме, какие профессии относят к рабочим. Востребованность рабочих профессий.

15

Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…»


1

практика

Написание сочинения по заданной теме, обсуждение

16

Творческий проект "Моя будущая профессия"


1

практика

Урок-конференция «Моя будущая профессия»

17

Итоговое занятие рефлексия

0,5

0,5

Беседа, анкетирование

Обсуждение учащимися, что они узнали на занятиях, чему научились, рефлексия. Анкетирование


итого




17 ч.


Для оценки эффективности программы используется анкетирование учащихся на первом и завершающем занятиях.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!