СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир профессий» для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрестиуверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов  становится в наши дни, как никогда актуальна.  Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития,  способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир профессий» для 1-4 классов»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОБРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1



«Рассмотрено» Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Заместитель директора по ВР Директор МБОУ Бобровская СОШ №1

___________/Казюлина С.Н./ МБОУ Бобровская СОШ №1 _______________/Л.В. Кравченко/

Протокол заседания ШМО №1 _______/Боровкова И.Е./ Приказ №1/2 от «1» сентября 2022г.

от «31» августа 2022г. от «31» августа 2022г.



Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Мир профессий»

для 1-4 классов


Срок реализации программы: 1 год

Разработчики программы

учителя начальных классов:

Дегтерёва И. И., Рябовол Н. В.,

Аксёнова Н. В., Казюлина С. Н.,

Кабанова И. А., Кащирина Л. М.,

Васильева Е. Н., Котукова А. Д.,

Колотушкина Л. Ю., Харута А. А.





2022-2023 учебный год



Основные части программы

Пояснительная записка

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

  2. Содержание курса внеурочной деятельности

  3. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

IV. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Приложение. Календарно-тематическое планирование.


Пояснительная записка

Программа курса «Мир профессий» разработана для учащихся 3 классов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться  на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Актуальность.  Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрестиуверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов  становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития,  способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

Задачи:

Образовательные:

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

-расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Принципы реализации программы:

научность;

доступность;

целесообразность;

наглядность.

Формы организации занятий внеурочной деятельности по профориентации при реализации программы «Мир профессий» основана на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах (выступления, защита проектов). Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся в форме дидактических и ролевых игр, составление интервью, чтение и составление текстов по темам разделов, драматизация диалога.

С целью эффективности и результативности занятия содержат следующие виды деятельности:

- игровая деятельность (ролевые игры);

- чтение и составление текстов по темам разделов;

- изобразительная деятельность;

- драматизация диалога;

- прослушивание монологов;

- разучивание текстов;

- интервьюирование;

- проектная деятельность;

- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.


Согласно учебному плану МБОУ Бобровская СОШ №1 на изучение курса «Мир профессий» в 1 классе отводится 33 часа в год, во 2 классе 34 часа, в 3 классе 34 часа, в 4 классе 34 часа (1час в неделю, 34 учебных недели).


I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

  • когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

  • мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.


Личностные результаты:

  • овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

  • формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).


II. Содержание учебного курса.

1 класс

Введение в мир профессий. Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде». Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

Игра «Угадай профессию!» Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Профессии в школе. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа». Экскурсия в школьную библиотеку.

Знакомство с различными профессиями Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине». Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник».

«Азбука профессий». Коллективная работа: составление азбуки профессий. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д . Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К. . Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я. Создание папки «Азбука профессий».

Профессия моих родителей. Сообщения «Профессия моих родителей». Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

Итоговые занятия. Викторина «Что мы узнали?» Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»

2 класс

Мы построим новый дом. Знакомство с профессией архитектора. Работа с конструктором.

Кто такой - дизайнер. Описание профессии дизайнера и его деятельности. Знакомство с понятиями : эскиз, образ, модель, узоры и др.; с видами деятельности — показывать, намечать, делать. Мини-проект «Я хочу стать дизайнером»

Самый классный - классный уголок. Оформление классного уголка. Творческий проект.

Как составить букет Знакомство с профессией - флорист. Важное в профессии - творческое мышление и фантазия. Беседа «Как создать настроение при помощи цветов и трав». Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои чувства: любовь, почтение, уважение».

Фигурки из цветов. Введение понятий: флористика, цвет, форма, композиция. Секреты составления композиций из цветов: сорт цветов, популярность растений и их сочетаемость. «Спасибо, Учитель!» - цветочные проекты. Практическая работа.

Кто такой скульптор. Профессия – скульптор. Близкие понятия - художник, мастер. Виды скульптуры (статуя, группа, статуэтка, бюст, памятники, монументы). Основные способы работы скульптора: резьба, высекание, лепка, литье. Качества, необходимые в профессии: художественные способности, физическая сила, память, внимание, терпение, аккуратность.

Лепка из глины. Работа с глиной.

Маленькие фея. Как придумать аромат

Знакомство с профессией - парфюмера. Введение основных понятий: начальная нота, «сердце» запаха и конечная нота - шлейф. Лаборатория ароматов: колбочки, флаконы, баночки. Беседа «Обоняние - самое загадочное чувство человека». Дискуссия «Как можно стать настоящим парфюмером?»

Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье

Профессия – портной. Смежные профессии: закройщик, швея. Швейные изделия. Орудия труда: игла, ножницы, булавка, швейная машина, утюг. Экскурсия в ателье.

Вкусная профессия. Кто готовит нам обед.

Профессия повар. Введение понятий: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне».

Моя мама - парикмахер. Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа: эскиз причёски. Аттракцион «Что нужно для парикмахера» (среди многих предметов найти нужные и перенести их на другой стол). Аттракцион «Завяжи бантик»

«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам

Знакомство с профессией - реставратор. Проект «Новая жизнь старым вещам»

Кто украшает книжку. Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Беседа «Каким должен быть хороший иллюстратор?»

Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация. Современные иллюстраторы. Рисование с помощью графических компьютерных программ. Знакомство с иллюстрациями Angel Dominguez к сказке Л. Кэролла "Алиса в стране чудес", с работами иллюстратора Людмилы Мельникович.

Кто рисует картины. Описание профессии художника и его деятельности. Типы художников: живописец, художник-график, фотохудожник, художник-мультипликатор. Качества необходимые художнику: воображение; способность воспринимать и различать цвета и их оттенки; оригинальность, находчивость; развитое пространственно-образное мышление; самостоятельность; наблюдательность; открытость для восприятия нового; чувство гармонии и вкуса.

Художники - детям. Детям о живописи. Галереи лучших работ известных художников для детей. Художественная галерея для детей. Золотая осень в картинах русских художников

Когда возникла музыка. Музыканты оркестра. Музыкант, аранжировщик, вокалист - сольный певец или артист хора; дирижёр - руководитель оркестра или хора, инструменталист.

Кто сочиняет музыку. Композитор. Правилами теории музыки. Отличие композитора от исполнителя.

Композиторы – детям

Современные композиторы – детям. Знакомство с творчества композиторов Ю.Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина. Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра

Знакомство с профессией дирижёра.

Как стать писателем. Проба пера. Писатель. Литературные произведения: повести, рассказы, романы, новеллы, эссе. Структура произведения, его сюжет (происшествия и события), персонажей и их характеры.

Писатели – детям. Знакомство с творчеством русских писателей.

Как рождаются стихи. Про поэтов.. Описание профессии поэта. Жанры: стихотворение, ода, поэма, баллада, стансы, песни и т.д.

Поэты – детям. Знакомство с творчеством советских, российских поэтов.

Профессия - режиссёр. Профессия – режиссер. Близкие профессии: актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Постановка фильмов, спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.

Кукольный театр. Сыграем пьесу.. Беседа «Что такое театр?» Проблемная ситуация «Кто создаёт театральные «полотна»?». Сказка Н.А. Юсупова «Серый волк» («Хрестоматия» для 2-го класса). Знакомство с особенностями пьесы. Разбор пьесы. Коллективное разучивание реплик. Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.

Я хочу танцевать. Как стать танцором. Знакомство с профессией – танцор. Введение понятий: движение, фигуры, композиции. Виды, стили и форма танца: балет, бальные танцы, латиноамериканские танцы, современные танцы и другие. Качества необходимые в профессии: красивая внешность, умение двигаться, артистичность, любовь к танцам, спортивность, выносливость

Кто придумывает танцы. Описание профессии хореограф и его деятельности. Танцевальная труппа. Деятельность хореографа: разработка идеи танца, оценивание и отбор танцоров, подбор костюмов, музыки и т.д.

«Танцевальная жемчужина». Экскурсия в Дом творчества. Знакомство с творчеством танцевального коллектива.

Кто пишет статьи в газету.. Знакомство с профессией – журналист. Похожие профессии: диктор, корреспондент, литературный критик, пресс-секретарь, редактор, репортер, советник. Введение понятий: поиск информации, анализ фактов, составление текста, переработка материала. Соблюдение правил морали, этических и эстетических норм.

Репортаж с места событий. Заметка в школьную газету. Школьные новости. Интервью с отличниками учёбы

Что делает фотограф.. Описание профессии – фотограф. Основные действия: выставлять необходимое для фотосъемки освещение; регулировать фотоаппаратуру; про­изводить фотосъемку; усаживать клиента, поправлять его позу, обладать навыками делового общения.

Фотография другу. Беседа « Как стать фотографом», Игра «Весёлый фотограф», Мини-проект «Снимок другу»

Итоговое повторение. Творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»

3класс

Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Знакомство с профессией полицейского.

Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы

Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!».

Тест: «Какая профессия мне больше подходит?» Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»

Встреча с нашими героями. Кто такой мастер? Что такое призвание? Из истории слов. Работа со словарём.

Профессии наших мам. Сочинение на тему: «Моя мама - мастер»

Профессии наших пап. Сочинение на тему: «Мой папа - мастер»

«Кем быть? Каким быть?» Экскурсия в библиотеку. Совместное мероприятие.

Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?

Менеджер. Кто может работать по этой профессии?

Спасатель. Кто может работать по этой профессии?

«Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями наших шефов.

Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией. Кто может работать по профессии риэлтор?

Профессия – фермер. Кто может работать по этой профессии? Экскурсия на фермерское угодье. Экскурсия, встреча с фермером

Коммерсант. Знакомство с профессией. Кто может работать по этой профессии? Беседа с приглашением

Знакомство с профессией бизнесмена. Кто может работать по этой профессии?

«Какая профессия меня привлекает?» Беседа

Поэтическая игротека «В мире профессий». Стихи о профессиях.

Конкурс рисунков: « Все работы хороши».

Экскурсия в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы хороши!»

Художник. Профессия или призвание? Кто может работать по этой профессии? Где может работать художник. Экскурсия в художественный музей.

«Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к празднику. Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник профессий», конкурс сочинений

«Радуга профессий»



4 класс

Артист Профессия или призвание? Виртуальная экскурсия в Воронежский ТЮЗ.

Учитель. Профессия или призвание?

Кто может работать учителем? Тест: «Какая профессия мне больше подходит?» Ролевые игры.

Встреча с нашими героями. Знакомство с людьми экстренных служб.

Человек – техника. Типы профессий. Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой.

Человек – природа. Типы профессий. Встреча с людьми, чьи профессии связаны с природой.

Экскурсия в музей Природы: знакомство с профессией флорист

Человек – человек. Типы профессий. Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми.

Человек – знак. Типы профессий. Экскурсия в ГИБДД (беседа с инспектором по ПДД)

Человек – художественный образ. Типы профессий. Совместное мероприятие с библиотекой (викторина)

Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает». Защита детских презентаций.

Человек – техника: черты характера, которыми должен обладать работник. Экскурсия на завод (цех по изготовлению игрушек). Беседа с работниками.

Человек – природа: черты характера, которыми должен обладать работник. Встреча с учителем биологии.

Человек – человек: черты характера, которыми должен обладать работник.– человек: Викторина: «Сколько профессий – столько дорог» Человек – знак: черты характера, которыми должен обладать работник. Игра «Мы - юные инспектора движения»

Человек – художественный образ: черты характера, которыми должен обладать работник.Экскурсия в художественный музей.

Урок – презентация: «Мой характер». Презентации детей о себе .

Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.

Механизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.

Автоматизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.

Использование функциональных средств организма. Знакомство с работниками цирка.

Урок – презентация: «Мои качества» Условия повышенной моральной ответственности

Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога и палеонтолога. Экскурсия в музей

Условия труда бытового типа Беседа с приглашением технического работника школы

Условия труда на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщика.

Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия»

Конкурс сочинений: «Я б в … пошёл, пусть меня научат!»

Урок – презентация: «Это моя будущая профессия»

Праздник – встреча для учащихся 1-2-3 классов «Что мы знаем о профессиях?»





III. Тематическое планирование

1класс

Дата

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы работы

Ресурсы, оборудова

ние

Введение в мир профессий 5 ч



Зачем человек трудится?

1

Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Презентация

Разрезные карточки с пословицами


Какие профессии ты знаешь?

1

Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

Игра «Угадай профессию!»

Презентация


Мир интересных профессий

1

Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Презентация


Чем пахнут ремесла?

1

Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Презентация


Кем я хочу стать?

1

Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий

Профессии в школе 2 ч


Профессия - учитель

1

Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?

Сценка «На уроке»

Конкурс загадок на тему «Школа»

Презентация — клип «Учитель»


Профессия -библиотекарь

1

Экскурсия в школьную библиотеку.


Знакомство с различными профессиями 12 ч


Профессия - продавец

2

Заочное путешествие в магазин.

Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Презентация


Весы


Профессия - парикмахер

2

. Знакомство с профессией парикмахера.

Экскурсия в парикмахерскую




Профессия - повар

2

Разминка Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара .



Профессия - почтальон

2

Знакомство с профессией почтальона.

Экскурсия на почту.



Профессия - врач

2

Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

Презентация

Халат врача, аптечка.


Профессия - художник

2

Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник»


Проект «Азбука профессий» 9ч


Организационное занятие. Предъявление заданий группам

1

Коллективная работа: составление азбуки профессий.




Представление мини-проектов на буквы А-Д

2

.Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д



Представление мини-проектов на буквы Е-К

1

Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К



Представление мини-проектов на буквы Л-Р

2

. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р



Представление мини-проектов на буквы С-Я

2

. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я



Оформление результатов проекта

1

Создание папки «Азбука профессий».


Профессия моих родителей 3ч


Кем работают мои родители?

2

Сообщения «Профессия моих родителей»



Встреча с родителями

1

Пресс-конференция с родителями?» на тему «Чем интересна Ваша профессия


Итоговые занятия 2 ч


Викторина «Что мы узнали?»

1

. Викторина «Что мы узнали?»

Презентация


Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»


2класс

и

п/п

Тема

Кол-во часов

Формы работы





Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий, связанных с творчеством для всего общества. Работать с конструктором.

Исследовать «Кто такой - дизайнер»

Описать профессию дизайнера и его деятельности. Познакомиться с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.. Участвовать в мини-проектах: «Я хочу стать дизайнером», «Самый классный - классный уголок», «Фигурки из цветов».

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиях: скульптор, парфюмер, портной, повар, парикмахер, реставратор, иллюстратор и др..

Выполнить творческие проекты: «Маленькая фея», «Новая жизнь- старым вещам», «Компьютерная иллюстрация».

Преобразовывать извлечённую информацию о профессиях: художника, дирижёра, композитора, писателя, поэта в соответствии с заданием. Выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка, компьютерной презентации.

Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, сыграть пьесу «Серый волк».

Применить полученные знания и умения на уроках в жизни.

Исследовать «Как стать фотографом». Разучить игру «Весёлый фотограф». Участвовать в мини-проекте «Снимок другу»

Применить полученные знания и умения на уроках в жизни. Подготовить компьютерную презентацию «Профессии, связанные с творчеством».

Выполнить творческий проект «Кем и каким я хочу стать»


1

Мы построим новый дом

1


2

Кто такой - дизайнер

1


3

Самый классный - классный уголок

1


4

Как составить букет

1


5

Фигурки из цветов

1


6

Кто такой скульптор

1


7

Лепка из глины

1


8

Маленькие фея. Как придумать аромат

1


9

Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье

1


10

Вкусная профессия. Кто готовит нам обед

1


11

Моя мама - парикмахер

1


12

«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам

1


13

Кто украшает книжку.

1


14

Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация

1


15

Кто рисует картины

1


16

Художники - детям

1


17

Когда возникла музыка. Музыканты оркестра

1


18

Кто сочиняет музыку

1


19

Композиторы - детям

1


20

Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра

1


21

Как стать писателем. Проба пера

1


22

Писатели - детям

1


23

Как рождаются стихи. Про поэтов.

1


24

Поэты – детям

1


25

Профессия - режиссёр

1


26

Кукольный театр. Сыграем пьесу.

1


27

Я хочу танцевать. Как стать танцором

1


28

Кто придумывает танцы

1


29

Танцевальная жемчужина. Экскурсия в Дворец культуры

1


30

Кто пишет статьи в газету

1


31

Репортаж с места событий

1


32

Что делает фотограф

1


33

Фотография другу

1


34

Итоговое повторение

1

3класс

Дата

п\п

Тема

Кол-

во часов

Форма работы


1

Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Знакомство с профессией милиционера.

1 ч

Беседа


2

Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы».

1 ч

Беседа + практикум-игра


3

Кем быть?

1 ч

Беседа


4

Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!».

Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»

1 ч

Практикум-игра


5

Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»

1 ч

Практическое занятие


6

Встреча с нашими героями

1 ч

Игра


7

Кто такой мастер? Что такое призвание?

1 ч

Беседа


8

Из истории слов. Работа со словарём.

1 ч

Практикум - игра


9

Профессии наших мам.

1 ч

Беседа с приглашением мам


10

Сочинение на тему: «Моя мама - мастер»

1 ч

Развитие речи. Практикум.


11

Профессии наших пап.

1 ч

Беседа с приглашением пап


12

Сочинение на тему: «Мой папа - мастер»

1 ч

Развитие речи. Практикум.


13

«Кем быть? Каким быть?» Выход в библиотеку. Совместное мероприятие.

1 ч

Утренник с чаепитием


14

Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?

1 ч

Беседа с приглашением школьного бухгалтера


15

Менеджер. Кто может работать по этой профессии?

1 ч

Беседа с приглашением выпускницы школы


16

Спасатель. Кто может работать по этой профессии?

1 ч

Беседа


17

«Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями наших шефов.

1 ч



Экскурсия


18

Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией.

1 ч

Беседа с приглашением


19

Кто может работать по профессии риэлтор?

1 ч

Практикум - игра


20

Профессия – фермер. Кто может работать по этой профессии?

1 ч

Беседа


21

Экскурсия на фермерское угодье.

1 ч

Экскурсия, встреча с фермером


22

Коммерсант. Знакомство с профессией.

1

Беседа с приглашением


23

Кто может работать по этой профессии?

1

Практикум - игра


24

Знакомство с профессией бизнесмена.

1

Беседа


25

Кто может работать по этой профессии?

1

Практикум - игра


26

«Какая профессия меня привлекает?»

1

Беседа


27

Поэтическая игротека «В мире профессий».

1

Практическое занятие


28

Конкурс рисунков: « Все работы хороши».

1

Практическое занятие


29

Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы хороши!»

1

Утренник с чаепитием


30

Художник. Профессия или призвание?

1

Беседа с приглашением


31

Кто может работать по этой профессии?

Где может работать художник?

1

Беседа


32

Экскурсия в художественный музей.

1

Экскурсия


33

«Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к празднику.

1

Практикум – игра.


34

Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник профессий», конкурс сочинений

«Радуга профессий»

1

Практическое занятие

4класс

Дата

п\п

Наименование темы

Кол-во часов

Форма работы


1

Артист. Профессия или призвание?

1 ч

Беседа


2

Виртуальная экскурсия в Воронежский ТЮЗ

1 ч

Экскурсия за кулисы


3

Учитель. Профессия или призвание?

1 ч

Беседа


4

Кто может работать учителем? Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»

1 ч

Практикум-игра


5

Встреча с нашими героями

1 ч

Игра


6

Человек – техника. Типы профессий.

1 ч

Урок - викторина


7

Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой.

1 ч

Беседа


8

Человек – природа. Типы профессий.

1 ч

презентация


9

Встреча с людьми, чьи профессии связаны с природой.

1 ч

Приглашение выпускника школы


10

Экскурсия в музей Природы: знакомство с профессией флорист

1 ч

Экскурсия в музей Природы


11

Человек – человек. Типы профессий.

1 ч

Урок - экскурсия


12

Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми.

1 ч

Урок – беседа


13

Человек – знак. Типы профессий.

1 ч

Экскурсия в ГИБДД (беседа с инспектором по ПДД)


14

Человек – художественный образ. Типы профессий.

1 ч

Совместное мероприятие с библиотекой (викторина)


15

Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает».

1 ч

Защита детских презентаций.


16

Человек – техника: черты характера, которыми должен обладать работник.

1 ч

Экскурсия на завод (цех по изготовлению игрушек). Беседа с работниками.


17

Человек – природа: черты характера, которыми должен обладать работник.

1 ч

Урок - практикум с приглашением учителя биологии


18

Человек – человек: черты характера, которыми должен обладать работник.

1 ч

Викторина: «Сколько профессий – столько дорог»


19

Человек – знак: черты характера, которыми должен обладать работник.

1 ч

Практикум – игра:«Мы – ЮИД!»


20

Человек – художественный образ: черты характера, которыми должен обладать работник.

1 ч

Урок – экскурсия – в Художественный музей


21

Урок – презентация: «Мой характер»

1 ч

Защита детских презентаций


22

Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.

1 ч

Беседа с приглашением школьного столяра


23

Механизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.

1 ч

Урок – встреча


24

Автоматизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.

1 ч

Беседа с приглашением папы Славы Гундорова.


25

Использование функциональных средств организма.

1 ч

Выход в цирк (экскурсия за кулисы: встреча с гимнастами)


26

Урок – презентация: «Мои качества»

1 ч

Защита детских презентаций.


27

Условия повышенной моральной ответственности

1 ч

Практикум-игра


28

Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога и палеонтолога

1 ч

Экскурсия в Палеонтологический музей города Москвы


29

Условия труда бытового типа

1 ч

Беседа с приглашением технического работника школы


30

Условия труда на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщика.

1 ч

Беседа с приглашением


31

Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия»

1 ч

Урок - конкурс


32

Конкурс сочинений: «Я б в … пошёл, пусть меня научат!»

1 ч

Урок - конкурс


33

Урок – презентация: «Это моя будущая профессия»

1 ч

Защита детских презентаций.


34

Праздник – встреча для учащихся 1-2-3 классов : «Что мы знаем о профессиях?»

1 ч

Праздник – встреча с чаепитием (с приглашением родителей)


IV.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Классные часы по профориентаии школьников: учебно-методическое пособие/ О.А. Алёнкина; под ред. ТВ.Черниковой.-М.: Планета, 2012.

  2. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.

  3.  Программа по профориентации воспитанников «Я – и моя профессия»

  4. Психолого – педагогическое сопровождение детей – сирот. Методические рекомендации. Ярославль 2005 год.

  5.  Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова, И.В. Кузнецова  «Путь к профессии». Ярославль 2003 год.

  6. Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников.

7.    Игры – обучение, тренинг, досуг… (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/2004.- 368 с.

8.   Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.:

9.   Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 256 с.

Литература для учащихся

  1. М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.

2.  Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2012 год. – 16 с.

3.   Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.

4.   Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 2000.

5.   Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие. – М., 2011 г.

6.   Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 2002

7.   Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 2006

















Приложение 1


Календарно-тематическое планирование

1класс


Тема занятия


Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1

Зачем человек трудится?



2

Какие профессии ты знаешь?.



3

Мир интересных профессий



4

Чем пахнут ремесла?



5

Кем я хочу стать?



6

Профессия - учитель



7

Профессия -библиотекарь



8

Профессия - продавец



9

Профессия - продавец



10

Профессия - парикмахер



11

Профессия - парикмахер



12

Профессия - повар



13

Профессия - повар



14

Профессия - почтальон



15

Профессия - почтальон



16

Профессия - врач



17

Профессия - врач



18

Профессия - художник



19

Профессия - художник



20

Организационное занятие. Предъявление заданий группам



21

Представление мини-проектов на буквы А-Д



22

Представление мини-проектов на буквы А-Д



23

Представление мини-проектов на буквы Е-К



24

Представление мини-проектов на буквы Л-Р



25

Представление мини-проектов на буквы Л-Р



26

Представление мини-проектов на буквы С-Я



27

Представление мини-проектов на буквы С-Я



28

Создание папки «Азбука профессий».



29

Кем работают мои родители?



30

Кем работают мои родители?



31

Встреча с родителями



32

Викторина «Что мы узнали?»



33

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»





2класс

п/п

Тема

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1

Мы построим новый дом



2

Кто такой - дизайнер



3

Самый классный - классный уголок



4

Как составить букет



5

Фигурки из цветов



6

Кто такой скульптор



7

Лепка из глины



8

Маленькие фея. Как придумать аромат



9

Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье



10

Вкусная профессия. Кто готовит нам обед



11

Моя мама - парикмахер



12

«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам



13

Кто украшает книжку.



14

Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация



15

Кто рисует картины



16

Художники - детям



17

Когда возникла музыка. Музыканты оркестра



18

Кто сочиняет музыку



19

Композиторы - детям



20

Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра



21

Как стать писателем. Проба пера



22

Писатели - детям



23

Как рождаются стихи. Про поэтов.



24

Поэты – детям



25

Профессия - режиссёр



26

Кукольный театр. Сыграем пьесу.



27

Я хочу танцевать. Как стать танцором



28

Кто придумывает танцы



29

Танцевальная жемчужина. Экскурсия в Дворец культуры



30

Кто пишет статьи в газету



31

Репортаж с места событий



32

Что делает фотограф



33

Фотография другу



34

Итоговое повторение



3класс

№ п\п

Тема

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1

Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Знакомство с профессией милиционера.



2

Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы».



3

Кем быть?



4

Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!». Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»



5

Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»



6

Встреча с нашими героями



7

Кто такой мастер? Что такое призвание?



8

Из истории слов. Работа со словарём.



9

Профессии наших мам.



10

Сочинение на тему: «Моя мама - мастер»



11

Профессии наших пап.



12

Сочинение на тему: «Мой папа - мастер»



13

«Кем быть? Каким быть?» Выход в библиотеку. Совместное мероприятие.



14

Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?



15

Менеджер. Кто может работать по этой профессии?



16

Спасатель. Кто может работать по этой профессии?



17

«Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями наших шефов.



18

Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией.


19

Кто может работать по профессии риэлтор?



20

Профессия – фермер. Кто может работать по этой профессии?



21

Экскурсия на фермерское угодье.



22

Коммерсант. Знакомство с профессией.



23

Кто может работать по этой профессии?


24

Знакомство с профессией бизнесмена.



25

Кто может работать по этой профессии?



26

«Какая профессия меня привлекает?»



27

Поэтическая игротека «В мире профессий».



28

Конкурс рисунков: « Все работы хороши».



29

Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы хороши!»



30

Художник. Профессия или призвание?



31

Кто может работать по этой профессии?Где может работать художник?



32

Экскурсия в художественный музей.



33

«Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к празднику.



34

Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник профессий», конкурс сочинений «Радуга профессий»





4класс

п\п

Наименование темы

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1

Артист. Профессия или призвание?



2

Виртуальная экскурсия в Воронежский ТЮЗ



3

Учитель. Профессия или призвание?



4

Кто может работать учителем? Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»



5

Встреча с нашими героями



6

Человек – техника. Типы профессий.



7

Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой.



8

Человек – природа. Типы профессий.



9

Встреча с людьми, чьи профессии связаны с природой.



10

Экскурсия в музей Природы: знакомство с профессией флорист



11

Человек – человек. Типы профессий.



12

Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми.



13

Человек – знак. Типы профессий.



14

Человек – художественный образ. Типы профессий.



15

Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает».



16

Человек – техника: черты характера, которыми должен обладать работник.



17

Человек – природа: черты характера, которыми должен обладать работник.



18

Человек – человек: черты характера, которыми должен обладать работник.



19

Человек – знак: черты характера, которыми должен обладать работник.



20

Человек – художественный образ: черты характера, которыми должен обладать работник.



21

Урок – презентация: «Мой характер»



22

Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.



23

Механизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.



24

Автоматизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику.



25

Использование функциональных средств организма.



26

Урок – презентация: «Мои качества»



27

Условия повышенной моральной ответственности


28

Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога и палеонтолога



29

Условия труда бытового типа



30

Условия труда на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщика.



31

Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия»



32

Конкурс сочинений: «Я б в … пошёл, пусть меня научат!»



33

Урок – презентация: «Это моя будущая профессия»



34

Праздник – встреча для учащихся 1-2-3 классов : «Что мы знаем о профессиях?»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!