СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по профориентации. Самоопределение детей важный элемент будущего ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

Муниципальная казённая общеобразовательная организация Русскоюрткульская средняя школа имени кавалера ордена Отечественной войны I и II степени

Андрея Ивановича Новикова

МО «Старомайнский район»









Программа внеурочной деятельности

по профориентации школьников

«ПроеКТОриЯ»













Автор-составитель:

Дубаева С.М.

 

 

 

 






2021/2022 учебный год


Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ» по социальному направлению разработана для учащихся 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться  на основе развития у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов  становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития,  способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Программа «ПроеКТОриЯ» направлена на расширение кругозора учащихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Объем программы:

Программа рассчитана для учащихся 8-9 класса, на 1 год обучения.

На реализацию программы «ПроеКТОриЯ» отводится

68 ч в год (2 час в неделю)


Программа направлена на достижение цели: оказать психолого-педагогическую помощь обучающимся в формировании профессиональных намерений и актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и мире профессионального труда.

Задачи курса:

- ознакомить со спецификой профессий, новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

- научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;

- развивать творческие способности обучающихся;

- приобщить учеников к работе со справочной и энциклопедической литературой.

- обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

- развивать представление о народном хозяйстве и потребности к трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

- воспитывать уважение к рабочему человеку.

Принципы:

-доступность, познавательность и наглядность;

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

- усиление прикладной направленности обучения;

- психологическая комфортность.

Формы занятий:

  • беседы

  • экскурсии

  • сюжетно-ролевые игры

  • элементы занимательности и состязательности

  • конкурсы

праздники


Планируемые результаты

освоения обучающимися курса внеурочной

деятельности по профориентации «Проектория»


Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Личностными результатами изучения курса будут:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию. Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

8. Овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


В результате освоения освоения курса внеурочной

деятельности по профориентации «ПроеКТОриЯ» обучающиеся:


1) получат представление:

о профессияхвостребованных в Ульяновской области;

- о новых профессиях и специальностях, которые будут востребованы на рынке труда в 2022 году;

- о профессиональных качествах человека;

- о значении труда в жизни человека.

2) научатся:

пользоваться различными источниками информации для изучения мира профессий и труда;

- ориентироваться в мире профессий;

3) получат возможность оценивать  собственные   возможности,  при выборе профессии.


Многообразие мира профессий. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. О профессияхвостребованных в Ульяновской области.

Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности: предмет труда, цели труда, средства труда. Ответственность в труде. Условия труда. Способы классификация профессий. Характеристика профессий по об­щим признакам профессиональной деятельности.

Знакомство с новыми профессиями и специальностями, которые будут востребованы на рынке труда в 2023 году:

1. Отрасль экономики «Информационно-вычислительное обслуживание»

Профессия -руководитель (портал «ПроеКТОриЯ»)

2. Отрасль экономики «Связь»

3. Отрасль экономики «Приборостроение»

4. Отрасль экономики «Машиностроение»

5. Отрасль экономики «Робототехника и машиностроение»

6. Отрасль экономики «Транспорт»

Авто, да не то! (портал «ПроеКТОриЯ»)

Что ограничивает скорость? (портал «ПроеКТОриЯ»)

7. Отрасль экономики «Полиграфическая промышленность»

8. Отрасль экономики «Сельское хозяйство»

9. Отрасль экономики «Пищевкусовая промышленность»

Что ты знаешь о еде?(портал «ПроеКТОриЯ»)

10. Отрасль экономики «Бытовое обслуживание населения непроизводственных видов»

Продавец или покупатель? (портал «ПроеКТОриЯ»)

11. Отрасль экономики «Культура и искусство»

Общество свободного времени (портал «ПроеКТОриЯ»)

12. Отрасль экономики «Строительство»

Дом, в котором хочется жить (портал «ПроеКТОриЯ»)

13. Отрасль экономики «Жилищно-коммунальное хозяйство»

14. Отрасль экономики «Здравоохранение»

15. Отрасль экономики «Образование»

Профессия-Чемпион. (портал «ПроеКТОриЯ»)

16. Отрасль экономики «Геология и разведка недр, геодезическая и геометеорологическая службы»

17. Отрасль экономики «Лесное хозяйство»

Здравствуй, дерево! (портал «ПроеКТОриЯ»)

18. Межотраслевые виды профессиональной деятельности

ТЕД-лекции от главных крупнейших корпораций и ведущих отраслевых экспертов (портал «ПроеКТОриЯ»)

Проектная деятельность

Искусство самопрезентации. Основы самопрезентации. Резюме. Правила поведения на собеседовании. Деловая игра «PRОфессиогамма»

Личностный профиль. Взаимосвязь различных жизненных этапов и событий. Возможность и необходимость планирования своего будущего.

Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают обучающимся применять изученные правила на практике. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу обучающихся с диагностическими методиками, их участие в профориентационных играх и ролевых играх, выполнение игровых упражнений. Применение игровых технологий способствуют пробе сил и накоплению опыта обучающихся. В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, схемы, видеоматериалы.

В рабочую программу включёны экскурсии приглашение специалистов различных профессий с целью повышения престижа рабочих профессий г. Называевска и получения знаний о содержании их профессиональной деятельности.

Методами профессиональной ориентации обучающихся в гимназии, являются следующие.

Метод профконсультирования обучающихся – организация коммуникации относительно позиционирования обучающегося в профессионально-трудовой области. Для осуществления профконсультирования привлекаются квалифицированные специалисты – работники соответствующих служб.

Метод исследования обучающимся профессионально-трудовой области и себя как потенциального участника этих отношений (активное познание).

Метод публичной демонстрации самим обучающимся своих профессиональных планов, предпочтений либо способностей в той или иной сфере.

Предметная неделя в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся включает в себя набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели. Содержательно предметная неделя связана с каким-либо предметом или предметной областью («Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории» и т.д.). Предметная неделя может состоять из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере.

Метод профессиональных проб – кратковременное исполнение обучающимся обязанностей работника на его рабочем месте (учителя).

Метод моделирования условий труда и имитации обучающимся решения производственных задач – деловая игра, в ходе которой имитируется исполнение обучающимся обязанностей работника.








Календарно-тематическое планирование


Кол-во

часов

Человек и профессия (23ч)

Выбор жизненного пути. Формула профессии. Здоровье и выбор профессии.

3


2

Профессии, специальности, должности.

2


3

Человек среди людей.

2

4

Профессиональные качества человека.

2


3

Типы профессий. Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»).

2


Профессии будущего (41 ч)


Отрасль экономики «Информационно-вычислительное обслуживание»

2


Отрасль экономики «Связь»

2

Отрасль экономики «Приборостроение»

2

Отрасль экономики «Машиностроение»

3


Отрасль экономики «Робототехника и машиностроение»

2


Отрасль экономики «Транспорт»

2


Отрасль экономики «Полиграфическая промышленность»

3

Отрасль экономики «Сельское хозяйство»

2


Отрасль экономики «Пищевкусовая промышленность»

3

Отрасль экономики «Бытовое обслуживание населения непроизводственных видов»

3


Отрасль экономики «Культура и искусство»

3


Отрасль экономики «Строительство»

2


Отрасль экономики «Жилищно-коммунальное хозяйство»

2

Отрасль экономики «Здравоохранение»

2



Отрасль экономики «Образование»

2

Отрасль экономики «Геология и разведка недр, геодезическая и геометеорологическая службы»

2


Отрасль экономики «Лесное хозяйство»

2


Межотраслевые виды профессиональной деятельности

2


Проектная деятельность (5 ч)

Деловая игра «PRОфессиогамма»

2


Итоговое занятие. Искусство самопрезентации. Личностный профиль.

3



ВСЕГО: 68 часов




Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по элективному курсу


  1. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 2015. - №1. С.6-13.

  2. Атласа востребованных профессий и профессиональных проб «Пропуск в профессию». Методическое пособие / Составитель А. К. Белоусова  Абакан: издательство ГАОУ РХ ДПО «ИРОиПК» «РОСА», 2017. – 134 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!