Программа внеурочной деятельности
«Математика в моей профессии»
Пояснительная записка
В наши дни каждый школьник получает первичные знания по математике, ещё до школы. Ребята учатся считать, а затем на уроках получают представление о неограниченности числового ряда, об элементах геометрии, о дробных и иррациональных числах, изучают начала алгебры и математического анализа. Эти знания абсолютно необходимы каждому молодому человеку, независимо от того, кем он станет в будущем: рабочим, инженером, механизатором, врачом, офицером или учёным. Конечно, не многие ученики в дальнейшем примут участие в решении проблем научно-технического прогресса, например, будут конструировать новые самолеты, космические станции, исследовать законы природы и использовать их для нужд практики, но это не отдалит их от желания в будущем заниматься любимым делом, приобрести любимую профессию.
Развитие современного общества требует внедрения новых педагогических технологий. Новые технологии нацелены на индивидуальное развитие личности, развитие творческого потенциала, самостоятельности мышления, умения мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях. Нести ответственность за принятые решения, формирование у обучающихся умения ставить и решать задачи в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Очень важно научить обучающихся, самостоятельно добывать и применять знания, обрабатывать информацию, проводить исследовательскую работу, четко планировать свою деятельность и уметь организовывать деятельность окружающих, эффективно сотрудничать в различных по составу группах. Внеурочная деятельность создает условия для решения многих задач, расширяет кругозор обучающихся, формирует умения устанавливать закономерности, фантазировать, способствует формированию интереса к определенному виду профессиональной деятельности.
Актуальность программы определяется тем, что создаются условия развития интеллектуальных способностей и формирования профессионального интереса к обучению математике. Очень важно сформировать у обучающихся интерес к тому или иному виду профессиональной деятельности на раннем этапе обучения: способствует повышению мотивации к обучению, сознательному выбору углубленного изучения отдельных учебных предметов. Внеурочная деятельность позволяет выполнять требования ФГОС нового поколения по реализации актуальных в настоящее время подходов: компетентностного, личностно - ориентированного, деятельностного, имеет общеинтеллектуальное направление и осуществляет познавательный вид деятельности. Знания и умения, приобретенные на занятиях, станут основой при дальнейшем обучении в вузах, колледжах, училищах и т.д.
Цели программы:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической и профессиональной деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
- формирование умений самостоятельно добывать, обрабатывать и использовать информацию для эффективного решения поставленных задач и личностного роста;
- формирование коммуникативных умений;
- развитие исследовательских умений.
Задачи курса:
- сформировать устойчивый и сознательный интерес обучающихся к тому или иному виду профессиональной деятельности;
- раскрыть и поддержать способности одарённых обучающихся;
- развивать личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия;
- воспитывать целеустремленность и упорство в достижении намеченных целей (решении той или иной задачи);
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, участие в конференциях;
- решать практические задачи, связанные с определенным видом профессиональной деятельности;
- сформировать потребности к самосовершенствованию, самостоятельному определению задач личностного роста, к логическим обоснованиям и рассуждениям.
Программа рассчитана на обучающихся 7-9 классов и сформирована с учетом психолого-педагогических особенностей развития подростков 14-16 лет.
В основу программы положены требования Федерального государственного стандарта.
Нормативно – правовая база:
- Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Программа рассчитана на 102 часа (1 час в неделю) в 7-9 классе (по 34 часа в год).
Планируемый результат освоения программы
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
• развитие критического мышления, культуры речи;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов;
• воспитание целеустремленности, способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
• формирование умений ставить цели, мотивировать и организовывать деятельность членов команды (подчиненных), контролировать их работу;
• формирование креативного мышления;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для определенного вида профессиональной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий:
Регулятивных: знание основных алгоритмов решения задач профессиональной направленности, оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки, осуществление пошагового и итогового контроля, умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности, планировать пути достижения целей и при необходимости корректировать.
Познавательных: использование различных источников для поиска, сбора и переработки информации в учебных целях; умение применять основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение при решении различных задач, владение основными приемами решения задач; умение критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам.
Коммуникативных: умение аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, слушать окружающих и считаться с их мнением, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению.
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, колледжах, вузах или иных общеобразовательных учреждениях, для решения задач профессионального характера в будущем;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Программа данного курса обеспечивает достижение воспитательных результатов.
Результаты первого уровня – приобретение обучающимися научного знания, понимание необходимости научных знаний в профессиональной деятельности, для развития личности и общества, осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.
Результаты второго уровня – получение обучающимися опыта переживания позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность.
Результаты третьего уровня – получение обучающимися опыта планирования трудовой деятельности, рационального использования учебного времени, осуществлять коллективную работу, ставить цели и организовывать деятельность окружающих; соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно использовать математические методы и приемы для решения задач медицинского, строительного, экономического содержания;
• использовать догадку, интуицию;
• выбирать адекватные методы исследования;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного задания.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения практических задач по различным направлениям в профессиональной деятельности. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской работы, умении поэтапно решать исследовательские задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к образованию и самообразованию. Результат проявляется в самостоятельном выборе алгоритма решений задач, связанных с профессиональной деятельностью, тем исследований, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации, оформлении и использовании интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта; опыта планирования трудовой деятельности, организации и контроля деятельности окружающих, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования, стремление к самосовершенствованию и решению задач высокого уровня сложности.
Основной процедурой итоговой оценки является защита исследовательских работ и презентаций.
Результаты исследовательской деятельности могут быть представлены в виде презентации, реферата, отчета или творческой работы в виде стихотворного произведения, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, конференциях, фестивалях и т.д. Результатом совместной деятельности обучающихся станет формирование сборника авторских задач «Математика в профессии».
Формы организации занятий
практическая работа
беседа
игра
презентация
эксперимент
практикум
конструирование
исследования
проект
опыты
вечер
Формы контроля
викторина
выставка
мини-олимпиада
взаимопроверка в парах
конкурс
защита проекта
Содержание курса
7 класс
Введение(2 ч)
Математика в жизни общества. История развития математики. Математика как самостоятельная наука.
Математика в профессии учителя(9 ч)
Математика в различных школьных дисциплинах: русский язык и литература, география, физика, химия, биология. Вычисление средней оценки (задачи на нахождение среднего арифметического).
Математика в медицине (9 ч)
Решение трех видов задач на проценты. Математические методы в анатомии (показатели сердечной деятельности, газообмена в легких и т. д.). Математические методы в микробиологии (способы вычислений объема бактерий, количества вирусов и бактерий в различных средах). Математические методы в терапии (способы вычислений концентрации вещества в растворе, качественных показателей деятельности поликлиник и т. д.). Решение текстовых задач и поиск закономерностей. Логика рассуждений. Решение задач по заданным формулам.
Математика в кинематографе (8 ч)
Применение математики в кино и мультфильмах. Решение задач, связанных с кинематографом. Спецэффекты в кино.
Работа над исследовательским проектом «Математика в работе моих родителей» (4 ч)
Обдумывание проекта. Сбор информации. Оформление проекта. Создание презентации.
Защита исследовательских проектов (2 ч)
8 класс
Введение (1 ч)
Математика в жизни общества. История развития математики. Математика как самостоятельная наука.
Математика в строительстве и архитектуре (10 ч)
Геометрия в пространстве. Задачи на вычисление площадей и объемов тел. Способы решения задач на вычисление площади поверхности стен, периметра и объема зданий. Методы решения задач, связанных с технологическими процессами в строительстве (вычисление объемов и площадей поверхности многогранников и круглы тел со строительным уклоном). Способы вычисления площади квартиры. Решение задач на определение комфортности жилища и степени освещенности. Основные виды симметрии на примере архитектурных зданий и сооружений.
Математика в экономике (10ч)
Методы решения задач по оценке земельного имущества, износу зданий. Анализировать реальные числовые данные, представляя их в виде диаграмм и графиков. Системы линейных уравнений. Примеры задач линейного программирования.
Математика в профессии пожарного (9 ч)
Решение задач на вычисление объема подачи воды. Решение задач на вычисление времени тушения при заданном количестве подачи воды. Решение задач на вычисление времени работы оборудования в непригодной для дыхания среде. Задачи на вычисления количества техники и личного состава, привлеченной к тушению.
Защита исследовательских работ (4 ч)
9 класс
Введение (1 ч)
Математика в жизни общества. История развития математики. Математика как самостоятельная наука.
Математика в профессии повара (8 ч)
Приготовление блюд из крупы. Взаимосвязь математики и процесса приготовления различных блюд. Задачи, связанные с процессом приготовления.
Математика в военном деле (8 ч)
Теория выработки решений. Приемы построения и анализа математических моделей боевых действий. Теория вероятностей. Теория статистических решений
Математика в профессии автомеханика (6 ч)
Решение производственных задач с применением математического аппарата. Подбор поршней к цилиндрам. Проверка рулевого управление. Чтение таблиц.
Математика и мода (7 ч)
Конструирование одежды. Точность снятия мерок. «Золотое сечение». Проценты и пропорция.
Подготовка и защита проекта (4 ч)
Список рекомендуемой литературы
Внеурочная деятельность Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012. - 222с.
Архитектура математики. – М.: Знание. – 1972.
Башмаков М.И. Сборник задач для профильного изучения математики (учебное пособие). - М.: Академия, 2011.
Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Энциклопедический словарь юного математика. Для среднего и старшего школьного возраста./Сост. Э 68 А.П. Савин. – М.: Педагогика, 1985.-352 с., ил.
Технические средства обучения
1. Мультимедийный комплекс программного обеспечения;
2. Средства телекоммуникации (электронная почта, Интернет).
Печатные пособия
1.Таблицы по математике.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Доска магнитная
2.Комплект чертежных инструментов
3.Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных)
Интернет-ресурсы:
http://www.numbernut.com/ −все о математике. Материалы для изучения и преподавания математики в школе. Тематический сборник: числа, дроби, сложение, вычитание и пр. Теоретический материал, задачи, игры, тесты;
http://sbiryukova.narod.ru–Краткая история математики: с древних времен до эпохи Возрождения. Портреты и биографии. События и открытия;
http://www.tmn.fio.ru/works/ – Правильные многогранники: факты, история, применение. Платоновы и Архимедовы тела. Биографические сведения о Платоне, Архимеде, Евклиде и других ученых. Многогранники в искусстве и архитектуре.
Темы исследовательских работ:
Математика в профессии моих родителей.
Математика в профессиях наших родителей.
Фрактальный рост городов.
Фракталы и средневековая архитектура.
Фракталы в биологии.
Симметрия в окружающем мире.
Гармония золотого сечения.
Математика в живописи и музыке.
Математика в литературе.
Вся жизнь по функциям.
Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.
Тематический план. 7 класс.
Формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные: контролировать в форме сличения способа действия и его результата с эталоном; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия/
Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Математика как наука
Проводить поиск необходимой информации в различных источниках, включая Интернет. Использовать возможности ИКТ для сбора, переработки и хранения информации.
Регулятивные: прогнозировать в виде предвосхищения результата; контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Познавательные: проводить наблюдение, конструирование и эксперимент под руководством учителя; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Математика в профессии учителя
Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. Анализировать текст задачи, выделять методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности, объяснять полученные результаты
Регулятивные: прогнозировать в виде предвосхищения результата, контролировать в форме сличения способа действия и его результата,
Познавательные: проводить наблюдение, конструирование и эксперимент под руководством учителя; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
Математика в медицине
Проводить логические рассуждения по сюжетам практических задач. Анализировать текст задачи и уметь применять в конкретной ситуацию необходимый алгоритм действий. Объяснять полученные результаты.
Регулятивные: прогнозировать в виде предвосхищения результата, контролировать в форме сличения способа действия и его результата,
Познавательные: проводить наблюдение, конструирование и эксперимент под руководством учителя; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
Математика в кинематографе
Проводить логические рассуждения по сюжетам практических задач. Анализировать текст задачи и уметь применять в конкретной ситуацию необходимый алгоритм действий. Объяснять полученные результаты.
Регулятивные: прогнозировать в виде предвосхищения результата, контролировать в форме сличения способа действия и его результата,
Познавательные: проводить наблюдение, конструирование и эксперимент под руководством учителя; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
Работа над проектом: «Математика в работе моих родителей»
Обобщать, систематизировать изученный материал, осуществлять поиск информации, обрабатывать и представлять ее, как результат творческой деятельности
Регулятивные: прогнозировать в виде предвосхищения результата, контролировать в форме сличения способа действия и его результата,
Познавательные: проводить наблюдение, конструирование и эксперимент под руководством учителя; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
Защита проекта
Обобщать, систематизировать изученный материал, осуществлять поиск информации, обрабатывать и представлять ее, как результат творческой деятельности
Регулятивные: прогнозировать в виде предвосхищения результата, контролировать в форме сличения способа действия и его результата,
Познавательные: проводить наблюдение, конструирование и эксперимент под руководством учителя; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
Защита проекта
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 7 КЛАСС
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 7 КЛАСС |
№п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата | Формы организации занятий |
По плану | По факту |
1 | М Математика как наука Математика в жизни общества | 2 | | | Беседа | |
Математика в профессии учителя (9 ч) | |
3-4 | Математика в русском языке и литературе | 2 | | | Презентация, практикум | |
5-6 | Математика в географии | 2 | | | Презентация, практикум | |
7-8 | Математика в точных науках | 2 | | | Презентация, опыт | |
9-10 | Математика в биологии | 2 | | | Презентация, эксперимент | |
11 | Задачи на вычисление среднего балла оценок | 1 | | | Практическая работа | |
Математика в медицине (9 ч) | |
12-13 | Прикладные задачи в микробиологии | 2 | | | Презентация, игра | |
14-15 | Прикладные задачи в микробиологии | 2 | | | Практическая работа, исследование | |
16-17 | Математические методы в анатомии | 2 | | | Презентация, беседа | |
18 | Математические методы в хирургии | 1 | | | Практическая работа, проект | |
19-20 | Решение задач различного уровня на проценты | 2 | | | Практическая работа | |
Математика в кинематографе (8 ч) | |
21-22 | Фильмы и математика | 2 | | | Презентация, вечер | |
23-24 | Математика в мультфильмах | 2 | | | Презентация, | |
25-26 | Спецэффекты | 2 | | | Презентация опыт | |
27-28 | Решение задач различного уровня о кино | 2 | | | Презентация, практическая работа | |
Работа над проектом «Математика в профессии моих родителей» (4 ч) и его защита-2ч. | |
29 | Обсуждение проекта | 1 | | | Беседа | |
30-31 | Подготовка материалов проекта | 2 | | | Практикум | |
32 | Оформление проекта | 1 | | | Презентация, проект | |
33-34 | Защита проектов | 2 | | | Презентация, проект | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 8 КЛАСС |
№п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата | Формы организации занятий |
По плану | По факту |
1 | Математика в жизни общества | 1 | | | Беседа | |
Математика в строительстве и архитектуре (10 ч) | |
2-3 | Геометрические фигуры и тела | 2 | | | Конструирование, презентация | |
4-6 | Площади и объемы. Задачи на вычисление площадей и объемов. | 3 | | | Презентация, конструирование, практикум | |
7-8 | Решение задач на вычисление комфортности жилища, уровня освещенности помещений | 2 | | | Презентация, практическая работа | |
9-10 | Симметрия в архитектуре и строительстве | 2 | | | Презентация, исследование | |
11 | Решение задач различного уровня | 1 | | | Практическая работа | |
Математика в экономике (10 ч) | |
12-14 | Математика в экономике | 3 | | | Презентация, игра | |
15-16 | Прикладные задачи по математике в профессии землеустроитель | 2 | | | Практическая работа, исследование | |
17-18 | Математика в логистике | 2 | | | Презентация, беседа | |
19-21 | Решение задач различного уровня | 3 | | | Практическая работа, проект | |
Математика в профессии пожарного (9 ч) | |
22-23 | Задачи на вычисление объема подачи воды | 2 | | | Презентация, практикум | |
24-26 | Задачи на вычисление времени тушения | 3 | | | Презентация, исследование | |
27-28 | Задачи на вычисление времени работы оборудования в непригодной для дыхания среде | 2 | | | Презентация | |
29-30 | Задачи на вычисления количества техники и личного состава, привлеченной к тушению | 2 | | | Презентация, практическая работа | |
Подготовка и защита исследовательских работ (4 ч) | |
31 | Обобщающее повторение | 1 | | | Беседа | |
32-33 | Подготовка исследовательских работ | 2 | | | Практикум | |
34 | Защита исследовательских работ | 1 | | | Презентация, проект | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 9 КЛАСС |
№п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата | Формы организации занятий |
По плану | По факту |
1 | Математика в жизни общества | 1 | | | Беседа | |
Математика в профессии повара (8 ч) | |
2-3 | Приготовление блюд из круп | 2 | | | Презентация, опыт | |
4-5 | Взаимосвязь математики и процесса приготовления первых блюд. | 2 | | | Презентация, эксперимент | |
6-7 | Взаимосвязь математики и процесса приготовления вторых блюд и десертов. | 2 | | | Презентация, исследование | |
8-9 | Решение задач различного уровня. | 2 | | | Практическая работа | |
Математика в военном деле (8 ч) | |
10-11 | Теория выработки решений | 2 | | | Презентация, практикум | |
12-13 | Приемы построения и анализа математических моделей боевых действий | 2 | | | Презентация, игра, исследование | |
14-15 | Теория вероятностей | 2 | | | Презентация, практикум | |
16-17 | Теория статистических решений | 2 | | | Презентация, практическая работа | |
Математика в профессии автомеханика (6 ч) | |
18-19 | Решение производственных задач с применением математического аппарата | 2 | | | Презентация, беседа | |
20 | Подбор поршней к цилиндрам | 1 | | | Исследование | |
21 | Проверка рулевого управления | 1 | | | Эксперимент | |
22-23 | Чтение таблиц | 2 | | | Практическая работа | |
Математика и мода (7 ч) | |
24-25 | Конструирование одежды | 2 | | | Презентация, конструирование | |
26 | Точность снятия мерок | 1 | | | Презентация, опыт | |
27-28 | «Золотое сечение» | 2 | | | Презентация, исследование | |
29-30 | Проценты и пропорция | 2 | | | Практическая работа | |
Проект «Я б в … пошел, пусть меня научат!» | |
31-32 | Подготовка проекта | 2 | | | Презентация, практикум | |
33-34 | Защита проекта | 2 | | | Проект, презентация | |