СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Профориентация"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Профориентация"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательноей учреждение

«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова» города Саки Республики Крым



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей ОБЖ, физической культуры, искусства и технологии МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

Руководитель ШМО

_________/ А.Н.Ложкина /

Протокол от 19.08.2021 № 4

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ «Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»

__________/Е.В.Марущак/



23.08.2021

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБОУ «Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

________/Я.А.Борисова/



Приказ от 24.08.2021 №347



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социальному направлению
«Профориентация»



Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Класс: 9-А

Количество часов: 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)

Учитель: Чибиряк Вера Анатольевна

Программа разработана на основе: примерной программы среднего общего образования) технология Твоя профессиональная карьера авторы П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. под ред. С. Н. Чистяковой. 5-е изд. Просвещение, 2010. 159с.: ил. — ISBN 978-5-09-023447-4,.





2022/2023 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:  Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);  Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для IX классов);  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;  распоряжением Комитета по образованию от 03.04.2019 № 1010-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Проблема выбора профессии актуальна для учащихся старших классов школ, впервые стоящих перед необходимостью выбора профессии. Профессиональное самоопределение является частью карьеры человека, рассматриваемой в современном понимании не только как успешность в конкретной профессиональной деятельности, но успешность всей жизни. Профессиональное самоопределение и связанная с ней трудовая деятельность учитывают, прежде всего, личностные особенности, склонности и мотивации, предоставляя возможности для наиболее полной его самореализации и удовлетворения от своей деятельности. Для дальнейшего успешного профессионального развития собственную карьеру важно планировать. Эффективный результат можно получить только при самостоятельном осознанном решении проблемы выбора. Исследования специалистов, занимающимися проблемами профориентации подростков показывают, что учащиеся 9-го класса испытывают серьёзные затруднения в выборе профиля дальнейшего обучения. Примерно половина обучающихся не может достаточно точно сформулировать этапы дальнейшего образовательного пути. Данная программа направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их профессиональное определение после окончания основной школы; в результате реализации данной программы учащиеся получают опыт освоения способов деятельности, изучения и преобразования предметов и процессов, характерных для той или иной сферы человеческой деятельности, а также опыт осуществления ответственного выбора.

Цели:

 формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению с учётом личностных особенностей и возможностей рынка труда через формирование профориентационных компетенций ученика, необходимых для решения практико-ориентированных задач, связанных с профессиональной ориентацией и успешной социализацией.

Задачи:  актуализация потребности обучающихся в определении своих образовательных и жизненных планов;  выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности;

 оказание психолого-педагогической помощи в приобретении учащимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

 обеспечение процесса определения учащимися образовательных и жизненных планов необходимой информацией; - информирование обучающихся о мире профессий и рынке труда;  создание условий для получения обучающимися личного опыта профессиональных проб в различных областях профессиональной деятельности;  формирование компетенций обучающихся, способствующих адаптации к изменяющимся условиям профессиональной среды и рынка труда.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности



Личностные результаты:

 повышению уровня готовности обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учётом личностных особенностей и возможностей рынка труда;

 формированию ответственного отношения к учению, готовности и способностей обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

 формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

 формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участию в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, социальных и экономических особенностей;

 развитию компетентности в решении проблем на основе личностного выбора, формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Планируемые результаты:

• ориентироваться в рынке труда и особенностях профессионального образования;

• ориентироваться в профилях обучения;

• ориентироваться в том, как изучаемые дисциплины могут быть применены в профессиональной деятельности;

• ориентироваться в мире профессий: востребованные профессии и необходимые для этого компетенции;

• ставить перед собой профориентационные цели, реализовывать их и при необходимости корректировать;

• классифицировать профессии по предмету и содержанию труда;

• ориентироваться в требованиях, предъявляемых профессиями к человеку с учётом распределения профессий по типам и классам;

• ориентироваться в требованиях, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека;

• выбирать профиль обучения в соответствии с индивидуальными интересами и способностями;

• использовать алгоритм выбора профессии. Обучающийся получит возможность научиться:

• определять индивидуальные склонности и способности к изучению предметов различных профилей;

• определять личностные особенности и анализировать их с точки зрения выбора области профессиональной деятельности;

• выстраивать индивидуальный образовательный маршрут;

• выстраивать индивидуальный профессиональный маршрут.

Метапредметные результаты освоения курса венурочной деятельности «Профориентация»:

Регулятивные:

 уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

 уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

 уметь создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

 уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

 уметь формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» города Саки Республики Крым, календарного плана воспитательной работы. Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» города Саки Республики Крым, календарного плана воспитательной работы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение. Цели и задачи курса (1 час)

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Варианты выбора образования после девятого класса. Право на индивидуальное содержание образования. Профиль обучения. Возможности получения образования по избранному профилю. Психологические основы принятия решения. Практическая работа. Эссе: «Почему я хочу работать».

Тема 1.

Внутренний мир человека и возможности его познания. Выбор профессии. (2 час.)

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Многообразие мира профессий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Классификация профессий (Типы, классы, отделы, группы профессий). Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности

Тема 2.

Представление о себе и проблема выбора профессии. (2 час.)

«Образ «Я»» как система представлений о себе. Структура «образа «Я»» (знание о себе, оценка себя (сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки), умение управлять собой). Самооценка личности («Я» познающее, индивидуальное, социальное»). Уровень притязаний. Личный опыт. Формирование Я-образа на основе понимания своих индивидуальноличностных особенностей, в т.ч. требующих развития и совершенствования. Как стать профессионалом без способностей.

Практическая работа. Тест-опросник для определения уровня самооценки (Автор – С.В. Ковалев). Методика «Произвольное самоописание» (с учётом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „ я “»). «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)

«Хочу» - склонности, желания, интересы личности. Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Диагностика. Карта интересов; опросник Йовайши.

«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические возможности личности).

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Упражнения «Мои цели», «Профессиональные планы» Диагностика. Методика КОС. Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.

«Надо» - потребности рынка труда в кадрах. Содержание и характер труда. Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда. Коммуникативные склонности.

Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий). Общее понятие о профессии, специальности, должности. Возможности личности в профессиональной деятельности («хочу», «могу», «надо»).

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Типичные ошибки при выборе профессии.

Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий). Информационная карта профессионального старта.

Тема 3.

Современное общество, образование и профессия. (2 час.)

Образовательная карта территории: пути профессионального образования. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда. Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий). Процесс и условия труда. Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением. Социально-психологический портрет современного профессионала. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социальнопрофессиональная мобильность. Психология принятия решений.

Тема 4. Анализ профессий. (4 час.)

Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Классификация профессий. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Практическая работа. Составление формул профессий. Анализ профессиограмм.

Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Тема 5.

Свойства нервной системы и темперамент в выборе профессии. (4 час.)

Здоровье и выбор профессии. Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Общее представление о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счёт выработки индивидуального стиля деятельности

Диагностика. Теппинг-тест.

Темперамент в профессиональном становлении личности. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Диагностика. Опросник Айзенка. Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».

Игра «продавцы - покупатели». Эмоциональные состояния личности. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Диагностика. Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения».

Тренинг. Ознакомление с простейшими приёмами психической саморегуляции. Волевые качества личности. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Диагностика. Опросник «Какая у меня воля?».

Тема 6.

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда (4 час.) Способность к запоминанию. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Диагностика. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объёма кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объёма долговременной словесной памяти). Способность быть внимательным. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Диагностика. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел». Способность оперировать пространственными представлениями. Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определённых профессиональных задач. Диагностика.. Методика «Сложение фигур». Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями. Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессиональног0о труда. Основные типы связей. Диагностика. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации». Индивидуальные стили кодирования информации. Соотношение трёх основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности. Диагностика. Методика «Пиктограмма».

Тема 7.

Влияние социально - экономических условий на изменение ситуации на рынке труда. (2 час.)

Рынок, его функции и структура. Спрос и предложение на рынке труда. методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица.

Тема 8.

Профессии типа «Человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». (5 час.) Направления труда для профессий типа «Человек - человек», «человек — техника». Профессия «врач». Профессия «слесарь - механик». Направления труда для профессий типа «человек - природа», «человек - знаковая система». Профессия «бухгалтер», профессия «егерь». Направления труда для профессий типа «человек — художественный образ». Дизайнер. Компьютерная графика в профессии дизайнера. Практическая работа. Заполнение методического пособия «Вечные профессии».

Тема 9.

Моя профессиональная карьера. (8 час.)

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Самоопределение и самоутверждение. Компромисс трёх «Я». Я могу, Я хочу, Я надо. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного роста. Самообразование. Правила организации умственной деятельности во времени. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Оценка способности личности к выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии. Человек и судьба. Жизненные планы. Практическая работа. Опрос «Готовность к выбору профессии». Опросник профессиональной готовности (ОПГ-6). Самостоятельная работа с таблицей «Принятия решения о послешкольном образовательном маршруте». Пути получения профессии. Знакомство учащихся с различными вариантами образовательного маршрута Система профессиональнотехнического образования. Типы профессиональных училищ, условия приёма и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Практическая работа. Подготовка резюме. Игра «Устройство на работу». Сопоставление профессиограммы и своего резюме: вычленение сходств и расхождений. Выполнение проектной работы по проектированию профессионально будущего «Моя образовательная и профессиональная перспектива», «Моя будущая профессия».

Проективный рисунок «Я через 10 лет».

Тематическое планирование, в том числе с учетом

рабочей программы воспитания



раздела и темы

Содержание программы

Модуль воспитательной программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Учебные планы

контрольные

Практическая часть

Введение. Цели и задачи курса.

1



Тема.1 Понятие личности. Уникальность личности каждого человека

2



2.


Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие мира профессий. Труд в жизни человека и общества


1



3.


Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Классификация профессий. (Типы, классы, отделы, группы профессий).


1



Тема 2. Представление о себе и проблема выбора профессии.

2





4.


Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я»


1



5


Основная проблема выбора профессии «хочу» -«могу» - «надо»


1





Тема 3. Современное общество, образование и профессия.

2



6.

Разделение труда. Содержание и характер труда. Цель труда и его результаты.


1





7.

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально профессиональная мобильность. Психология принятия решений.




1

Тема 4. Анализ профессий


4



8

Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда.


1



9

Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии.


1



10

Классификация профессий. Способы классификации профессий


1



11

Формула профессии. Понятие о профессиограмме


1



Тема 5. Свойства нервной системы и темперамент в выборе профессии.

4



12

Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Работоспособность.


1



13

13 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности


1



14

13 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности


1



15

Эмоциональные состояния и волевые качества личности


1



Тема 6.Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

4



16

Способность к запоминанию. Общее представление о памяти. Способность быть внимательным.


1



17

Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.


1



18

Способность к логическому мышлению


1



19

Тренинг интеллектуальных способностей


1



Тема 7. Влияние социально - экономических условий на изменение ситуации на рынке труда.

2



20

Рынок, его функции и структура. Спрос и предложение на рынке труда. Внутренний и внешний рынок.


1



21

Конкуренция. Конъюнктура рынка. Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица.


1



Тема 8. Профессии типа «Человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».

5



22

Направления труда для профессий типа «Человек - человек».


1



23

Направления труда для профессий типа «человек — техника».


1



24

Направления труда для профессий типа «человек — художественный образ».


1



25

Направления труда для профессий типа «Человек - знаковая система».


1



26

Направления труда для профессий типа «Человек-природа», профессия «егерь».




1

Тема 9. Моя профессиональная карьера.

8



27

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности


1



28

Компромисс трёх «Я». Я могу, Я хочу, Я надо.


1



29

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного роста


1



30

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение


1



31

Опрос «Готовность к выбору профессии». Опросник профессиональной готовности Самостоятельная работа с таблицей «Принятия решения о после школьном образовательном маршруте»


1



32

Пути получения профессии. Знакомство учащихся с различными вариантами образовательного маршрута


1



33

Подготовка резюме. Игра «Устройство на работу». Сопоставлениепрофессиограмми своего резюме: вычленение сходств и расхождений.


1



34

Выполнение проектной работы по проектированию профессионального будущего «Моя образовательная и профессиональная перспектива», «Моя будущая профессия». Проектная работа «Я через 10 лет».


1




Муниципальное бюджетное общеобразовательноей учреждение

«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова» города Саки Республики Крым



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей ОБЖ, физической культуры, искусства и технологии МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

Руководитель ШМО

_________/ А.Н.Ложкина /

Протокол от 19.08.2021 № 4

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ «Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»

__________/Е.В.Марущак/



23.08.2021

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБОУ «Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

________/Я.А.Борисова/



Приказ от 24.08.2021 №347



Календарно – тематическое планирование

на 2022/2023 учебный год



Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Класс: 9-А

Количество часов: 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)

Учитель: Чибиряк Вера Анатольевна

Планирование составлено на основе: примерной программы среднего общего образования) технология Твоя профессиональная карьера авторы П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. под ред. С. Н. Чистяковой. 5-е изд. Просвещение, 2010.







2022/2023 учебный год







раздела и темы

Содержание программы

Модуль воспитательной программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Учебные планы

Дата проведения

план

Факт

Введение. Цели и задачи курса.

1



Тема.1 Понятие личности. Уникальность личности каждого человека

2



2.


Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие мира профессий. Труд в жизни человека и общества


1



3.


Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Классификация профессий. (Типы, классы, отделы, группы профессий).


1



Тема 2. Представление о себе и проблема выбора профессии.

2





4.


Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я»


1



5


Основная проблема выбора профессии «хочу» -«могу» - «надо»


1





Тема 3. Современное общество, образование и профессия.

2



6.

Разделение труда. Содержание и характер труда. Цель труда и его результаты.


1





7.

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально профессиональная мобильность. Психология принятия решений.


1



Тема 4. Анализ профессий


4



8

Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда.


1



9

Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии.


1



10

Классификация профессий. Способы классификации профессий


1



11

Формула профессии. Понятие о профессиограмме


1



Тема 5. Свойства нервной системы и темперамент в выборе профессии.

4



12

Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Работоспособность.


1



13

13 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности


1



14

13 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности


1



15

Эмоциональные состояния и волевые качества личности


1



Тема 6.Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

4



16

Способность к запоминанию. Общее представление о памяти. Способность быть внимательным.


1



17

Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.


1



18

Способность к логическому мышлению


1



19

Тренинг интеллектуальных способностей


1



Тема 7. Влияние социально - экономических условий на изменение ситуации на рынке труда.

2



20

Рынок, его функции и структура. Спрос и предложение на рынке труда. Внутренний и внешний рынок.


1



21

Конкуренция. Конъюнктура рынка. Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица.


1



Тема 8. Профессии типа «Человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».

5



22

Направления труда для профессий типа «Человек - человек».


1



23

Направления труда для профессий типа «человек — техника».


1



24

Направления труда для профессий типа «человек — художественный образ».


1



25

Направления труда для профессий типа «Человек - знаковая система».


1



26

Направления труда для профессий типа «Человек-природа», профессия «егерь».




1

Тема 9. Моя профессиональная карьера.

8



27

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности


1



28

Компромисс трёх «Я». Я могу, Я хочу, Я надо.


1



29

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного роста


1



30

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение


1



31

Опрос «Готовность к выбору профессии». Опросник профессиональной готовности Самостоятельная работа с таблицей «Принятия решения о после школьном образовательном маршруте»


1



32

Пути получения профессии. Знакомство учащихся с различными вариантами образовательного маршрута


1



33

Подготовка резюме. Игра «Устройство на работу». Сопоставлениепрофессиограмми своего резюме: вычленение сходств и расхождений.


1



34

Выполнение проектной работы по проектированию профессионального будущего «Моя образовательная и профессиональная перспектива», «Моя будущая профессия». Проектная работа «Я через 10 лет».


1








Лист коррекции и внесения изменений

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

___________/Я.А.Борисова/

28.08.2021


Класс

Название раздела

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту























































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!