СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Крымоведение" 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Крымоведение" 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова» города Саки Республики Крым







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
духовно-нравственного развития
«Крымоведение»


Уровень образования: основное общее образование


Уровень изучения предмета: базовый


Класс: 5

Количество часов: 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)


Учитель:




Программа разработана на основе: примерной образовательной программы учебного курса Авторы: Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО; Наумова Л.В. – Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО.




2021/2022 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по «Крымоведению» составлена для 5 класса
общеобразовательных учебных учреждений Республики Крым.
Программа составлена на основе:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г N273 - ФЗ - фундаментального ядра содержания общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
программы развития и формирования универсальных учебных действий;
 программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
 регионального компонента государственного стандарта основного общего образования;
примерной программы учебного курса « Крымоведение» 5-9 класс, авторами которой являются Рудяков А.Н.- доктор филологических наук, профессор КРИППО, Супрычев А.В.-кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО; утверждена Коллегией МОН Республики Крым Протокол №2/7 от 22.04.15

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Необходимость разработки программы и содержания учебного курса
«Крымоведение» обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона РФ «Об бразовании», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение «Крымоведения» приобретает особую актуальность. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в Крыму, так и во всей России.

Актуальность и обоснованность наличия курса «Крымоведение» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности.

В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы экологической культуры. Краеведение является также наиболее надежным способом осуществления межпредметных связей в общеобразовательной школе, развивает у школьников логическое и пространственно-временное мышление. «Крымоведение» по своей методологической сущности является краеведческой дисциплиной и предполагает комплексное изучение взаимосвязей природных и социальных явлений родного края.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» города Саки Республики Крым, календарного плана воспитательной работы.



Цель курса:


заложить основы навыков исследования своей местности и родного
края,

целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические,

 биологические, этнокультурные, экологические и другие знания.

Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социально-культурным окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение», одной из основных задач которого является привитие учащимся навыков поведения в природе, наблюдательности, заинтересованности экологическими и народнохозяйственными проблемами.
Задачи:

 заложить основы навыков пространственно-временных исследований своей местности и родного края, целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие знания.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями, установленными ФГОС и примерной (авторской) программой личностным результатом обучения географическому краеведению для учащихся 5 класса является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению
Крымского полуострова:
 ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся:

осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым).

Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению;
гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:
 умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
 умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является:

формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и
навыков;
умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её,
определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение,

передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей.

Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и
прежде всего продуктивные задания:
осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве
Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:
 отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
понимать роль различных источников краеведческой информации;
знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;
формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений.
определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым;

 определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических
проблем;
оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного
потенциала, демографической ситуации в регионе;
 приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;
 находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;
 составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
определять на карте местоположение объектов;
работать со статистическими данными;
 формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
изменений, происходящих в окружающей среде;
 использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение в «Крымоведение» (7 часов).

Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение».

Связь с другими науками и учебными дисциплинами. Источники краеведческой информации. .
Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. История исследования Крымского полуострова. Особенности географического положения Крымского полуострова. Административные районы и города. Мой населенный пункт.
Практическая работаNo1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.
Практическая работа No2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта.

Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики
Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.
Раздел I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом»
(28 часов)
Тема 1. «По горам, по долам...». Рельеф и полезные ископаемые Крымского
полуострова (8 часов)
Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности. Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические памятники. Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. Полезные ископаемые Крымского полуострова.
Практическая работа No3.

Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.
Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности».
Тема 2. «У природы нет плохой погоды...» (6 часов).
Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.
Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом.
Признаки и народные приметы изменения погоды.
Стихийные погодные явления.
Практическая работа No4.

Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.
Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» (5 часов).
Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.
Реки Крыма. Гидрологические памятники. Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.
Практическая работа No5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма.
Тема 4. Почвы (3 часа)
Почва. Значение почв в природе и жизни людей. Свойства почвы. Плодородие почв. Факторы почвообразования. Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.
Тема 5. «Жизнь вокруг нас» (5 часов).
Роль растений в природе и жизни человека. Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности. Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга. Животный мир Крыма и своей местности
Обобщающее повторение. «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?

Тематическое планирование, в том числе с учетом

рабочей программы воспитания


раздела и темы

Содержание программы

Модуль воспитательной программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Учебные планы

контрольные

Практическая часть

Введение


7





1.



Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками иучебными дисциплинами.


1



2.


Источники краеведческой информации


1




3.


Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым.


1



4.





История исследования Крымского полуострова. Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.





1




5



Особенности географического положения Крымского полуострова.


1




6.

Административные районы и города. Мой населенный пункт.


1




7.

Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.




1

РАЗДЕЛ I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом»



27



Тема 1 «По горам, по долам...». Рельеф и полезные ископаемые Крымского
полуострова


8



8

Рельеф.


1



9

Знакомство с рельефообразующими


1



10

Формы земной поверхности.


1



11

«По горам, по долам…». Основные формы рельефа Крымского полуострова.


1



12

Крымские горы.


1



13

Геологические памятники.


1



14

Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова.




1

15

Описание рельефа своего района.


1



Тема 2. «У природы нет плохой погоды...»


6



16

Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики.


1



17

Полезные ископаемые Крымского полуострова.


1



18

Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности». Урок обобщения и закрепления знаний.


1



19

«У природы нет плохой погоды…». Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.


1



20

«У природы нет плохой погоды…». Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.


1



21

Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.




1

Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле»


5



22

Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом. Признаки и народные приметы изменения погоды.


1



23

Стихийные погодные явления


1



24

. «Вода – важнейший минерал на Земле». Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.


1



25

Реки Крыма. Гидрологические памятники. Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.


1



26

Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма. Урок обобщения и закрепления знаний.




1

Тема 4. Почвы


3



27

Почва. Свойства почвы.


1



28

Факторы почвообразования


1



29

Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв


1



Тема 5.«Жизнь вокруг нас»


5



30

«Жизнь вокруг нас». Роль растений в природе и жизни человека.


1



31

Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.


1



32

Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.


1



33

Животный мир Крыма и своей местности,


1



34

«Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?».


1




















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова» города Саки Республики Крым







Календарно-тематическое планирование
духовно-нравственного развития
«Крымоведение»



Уровень образования: основное общее образование


Уровень изучения предмета: базовый


Класс: 5

Количество часов: 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)


Учитель:





Программа разработана на основе: примерной образовательной программы учебного курса Авторы: Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО; Наумова Л.В. – Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО.



2021/2022



раздела и темы

Содержание программы

Модуль воспитательной программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Учебные планы

Дата проведения

план

факт



Введение


7





1.



Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками иучебными дисциплинами.


1

03.09


2.


Источники краеведческой информации


1

10.09



3.


Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым.

Неделя безопасности дорожного движения.

1

17.09


4.





История исследования Крымского полуострова. Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.

Неделя безопасности дорожного движения.

1

24.09






5



Особенности географического положения Крымского полуострова.

Международный день детского церебрального паралича

1

01.10



6.

Административные районы и города. Мой населенный пункт.


1

08.10



7.

Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.

90 лет со дня рождения русского поэта, писателя Леонида Андреевича Завальнюка (1931–2010).

1

15.10


РАЗДЕЛ I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом»



27



Тема 1 «По горам, по долам...». Рельеф и полезные ископаемые Крымского
полуострова


8



8

Рельеф.


1

22.10


9

Знакомство с рельефообразующими


1

29.10


10

Формы земной поверхности.


1

12.11


11

«По горам, по долам…». Основные формы рельефа Крымского полуострова.


1

19.11


12

Крымские горы.

125 лет со дня рождения Георгия Константиновича Жукова (1896-1974), военачальника, общественного деятеля.

1

26.11


13

Геологические памятники.


1

03.12


14

Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова.

150 лет со дня открытия первой передвижной выставки русских художников.

1

10.12


15

Описание рельефа своего района.


1

17.12


Тема 2. «У природы нет плохой погоды...»


6



16

Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики.


1

24.12


17

Полезные ископаемые Крымского полуострова.


1

14.01


18

Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности». Урок обобщения и закрепления знаний.


1

21.01


19

«У природы нет плохой погоды…». Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.


1

28.01


20

«У природы нет плохой погоды…». Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.

Масленица - восточно-славянский традиционный праздник.

1

04.02


21

Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.


1

11.02


Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле»


5



22

Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом. Признаки и народные приметы изменения погоды.


1

18.02


23

Стихийные погодные явления

Всемирный день чтения вслух.

1

25.02


24

. «Вода – важнейший минерал на Земле». Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.


1

04.03


25

Реки Крыма. Гидрологические памятники. Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.

Неделя математики.

1

11.03


26

Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма. Урок обобщения и закрепления знаний.

Неделя детской и юношеской книги

1

12.03


Тема 4. Почвы


3



27

Почва. Свойства почвы.

Всемирный день мультфильмов.

1

01.04


28

Факторы почвообразования


1

08.04


29

Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв


1

15.04


Тема 5.«Жизнь вокруг нас»


5



30

«Жизнь вокруг нас». Роль растений в природе и жизни человека.


1

22.04


31

Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.


1

29.04


32

Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.


1

06.05


33

Животный мир Крыма и своей местности,


1

13.05


34

«Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?».


1

20.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!