Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова» города Саки Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
духовно-нравственного развития
«Крымоведение»
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Класс: 5-В
Количество часов: 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)
Учитель:
Программа разработана на основе: примерной образовательной программы учебного курса Авторы: Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО; Наумова Л.В. – Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО.
2021/2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Крымоведению» составлена для 5 класса
общеобразовательных учебных учреждений Республики Крым.
Программа составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г N273 - ФЗ - фундаментального ядра содержания общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
программы развития и формирования универсальных учебных действий;
программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
регионального компонента государственного стандарта основного общего образования;
примерной программы учебного курса « Крымоведение» 5-9 класс, авторами которой являются Рудяков А.Н.- доктор филологических наук, профессор КРИППО, Супрычев А.В.-кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО; утверждена Коллегией МОН Республики Крым Протокол №2/7 от 22.04.15
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Необходимость разработки программы и содержания учебного курса
«Крымоведение» обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона РФ «Об бразовании», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение «Крымоведения» приобретает особую актуальность. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в Крыму, так и во всей России.
Актуальность и обоснованность наличия курса «Крымоведение» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности.
В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы экологической культуры. Краеведение является также наиболее надежным способом осуществления межпредметных связей в общеобразовательной школе, развивает у школьников логическое и пространственно-временное мышление. «Крымоведение» по своей методологической сущности является краеведческой дисциплиной и предполагает комплексное изучение взаимосвязей природных и социальных явлений родного края.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» города Саки Республики Крым, календарного плана воспитательной работы.
Цель курса:
заложить основы навыков исследования своей местности и родного
края,
целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические,
биологические, этнокультурные, экологические и другие знания.
Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социально-культурным окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение», одной из основных задач которого является привитие учащимся навыков поведения в природе, наблюдательности, заинтересованности экологическими и народнохозяйственными проблемами.
Задачи:
заложить основы навыков пространственно-временных исследований своей местности и родного края, целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие знания.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями, установленными ФГОС и примерной (авторской) программой личностным результатом обучения географическому краеведению для учащихся 5 класса является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению
Крымского полуострова:
ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся:
осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым).
Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению;
гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:
умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является:
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и
навыков;
умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её,
определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей.
Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и
прежде всего продуктивные задания:
осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве
Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
понимать роль различных источников краеведческой информации;
знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;
формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений.
определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым;
определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических
проблем;
оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного
потенциала, демографической ситуации в регионе;
приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;
находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
определять на карте местоположение объектов;
работать со статистическими данными;
формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
изменений, происходящих в окружающей среде;
использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение в «Крымоведение» (7 часов).
Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение».
Связь с другими науками и учебными дисциплинами. Источники краеведческой информации. .
Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. История исследования Крымского полуострова. Особенности географического положения Крымского полуострова. Административные районы и города. Мой населенный пункт.
Практическая работаNo1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.
Практическая работа No2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта.
Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики
Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.
Раздел I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом»
(28 часов)
Тема 1. «По горам, по долам...». Рельеф и полезные ископаемые Крымского
полуострова (8 часов)
Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности. Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические памятники. Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. Полезные ископаемые Крымского полуострова.
Практическая работа No3.
Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.
Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности».
Тема 2. «У природы нет плохой погоды...» (6 часов).
Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.
Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом.
Признаки и народные приметы изменения погоды.
Стихийные погодные явления.
Практическая работа No4.
Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.
Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» (5 часов).
Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.
Реки Крыма. Гидрологические памятники. Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.
Практическая работа No5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма.
Тема 4. Почвы (3 часа)
Почва. Значение почв в природе и жизни людей. Свойства почвы. Плодородие почв. Факторы почвообразования. Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.
Тема 5. «Жизнь вокруг нас» (5 часов).
Роль растений в природе и жизни человека. Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности. Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга. Животный мир Крыма и своей местности
Обобщающее повторение. «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?
Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
№ раздела и темы | Содержание программы | Модуль воспитательной программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» | Учебные планы | контрольные | Практическая часть |
Введение | | 7 | | |
1. | Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками иучебными дисциплинами. | | 1 | | |
2. | Источники краеведческой информации | | 1 | | |
3. | Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. | | 1 | | |
4. | История исследования Крымского полуострова. Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений. | | | | 1 |
5 | Особенности географического положения Крымского полуострова. | | 1 | | |
6. | Административные районы и города. Мой населенный пункт. | | 1 | | |
7. | Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта. | | | | 1 |
РАЗДЕЛ I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом» | | 27 | | |
Тема 1 «По горам, по долам...». Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова | | 8 | | |
8 | Рельеф. | | 1 | | |
9 | Знакомство с рельефообразующими | | 1 | | |
10 | Формы земной поверхности. | | 1 | | |
11 | «По горам, по долам…». Основные формы рельефа Крымского полуострова. | | 1 | | |
12 | Крымские горы. | | 1 | | |
13 | Геологические памятники. | | 1 | | |
14 | Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. | | | | 1 |
15 | Описание рельефа своего района. | | 1 | | |
Тема 2. «У природы нет плохой погоды...» | | 6 | | |
16 | Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. | | 1 | | |
17 | Полезные ископаемые Крымского полуострова. | | 1 | | |
18 | Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности». Урок обобщения и закрепления знаний. | | 1 | | |
19 | «У природы нет плохой погоды…». Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие. | | 1 | | |
20 | «У природы нет плохой погоды…». Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие. | | 1 | | |
21 | Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц. | | | | 1 |
Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» | | 5 | | |
22 | Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом. Признаки и народные приметы изменения погоды. | | 1 | | |
23 | Стихийные погодные явления | | 1 | | |
24 | . «Вода – важнейший минерал на Земле». Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды. | | 1 | | |
25 | Реки Крыма. Гидрологические памятники. Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма. | | 1 | | |
26 | Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма. Урок обобщения и закрепления знаний. | | | | 1 |
Тема 4. Почвы | | 3 | | |
27 | Почва. Свойства почвы. | | 1 | | |
28 | Факторы почвообразования | | 1 | | |
29 | Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв | | 1 | | |
Тема 5.«Жизнь вокруг нас» | | 5 | | |
30 | «Жизнь вокруг нас». Роль растений в природе и жизни человека. | | 1 | | |
31 | Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности. | | 1 | | |
32 | Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности. | | 1 | | |
33 | Животный мир Крыма и своей местности, | | 1 | | |
34 | «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?». | | 1 | | |
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова» города Саки Республики Крым
Календарно-тематическое планирование
духовно-нравственного развития
«Крымоведение»
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Класс: 5-В
Количество часов: 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)
Учитель:
Программа разработана на основе: примерной образовательной программы учебного курса Авторы: Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО; Наумова Л.В. – Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО.
2021/2022
№ раздела и темы | Содержание программы | Модуль воспитательной программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» | Учебные планы | Дата проведения |
план | факт |
| |
Введение | | 7 | | |
1. | Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками иучебными дисциплинами. | | 1 | 03.09 | |
2. | Источники краеведческой информации | | 1 | 10.09 | |
3. | Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. | Неделя безопасности дорожного движения. | 1 | 17.09 | |
4. | История исследования Крымского полуострова. Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений. | Неделя безопасности дорожного движения. | 1 | 24.09 | |
5 | Особенности географического положения Крымского полуострова. | Международный день детского церебрального паралича | 1 | 01.10 | |
6. | Административные районы и города. Мой населенный пункт. | | 1 | 08.10 | |
7. | Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта. | 90 лет со дня рождения русского поэта, писателя Леонида Андреевича Завальнюка (1931–2010). | 1 | 15.10 | |
РАЗДЕЛ I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом» | | 27 | | |
Тема 1 «По горам, по долам...». Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова | | 8 | | |
8 | Рельеф. | | 1 | 22.10 | |
9 | Знакомство с рельефообразующими | | 1 | 29.10 | |
10 | Формы земной поверхности. | | 1 | 12.11 | |
11 | «По горам, по долам…». Основные формы рельефа Крымского полуострова. | | 1 | 19.11 | |
12 | Крымские горы. | 125 лет со дня рождения Георгия Константиновича Жукова (1896-1974), военачальника, общественного деятеля. | 1 | 26.11 | |
13 | Геологические памятники. | | 1 | 03.12 | |
14 | Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. | 150 лет со дня открытия первой передвижной выставки русских художников. | 1 | 10.12 | |
15 | Описание рельефа своего района. | | 1 | 17.12 | |
Тема 2. «У природы нет плохой погоды...» | | 6 | | |
16 | Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. | | 1 | 24.12 | |
17 | Полезные ископаемые Крымского полуострова. | | 1 | 14.01 | |
18 | Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности». Урок обобщения и закрепления знаний. | | 1 | 21.01 | |
19 | «У природы нет плохой погоды…». Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие. | | 1 | 28.01 | |
20 | «У природы нет плохой погоды…». Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие. | Масленица - восточно-славянский традиционный праздник. | 1 | 04.02 | |
21 | Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц. | | 1 | 11.02 | |
Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» | | 5 | | |
22 | Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом. Признаки и народные приметы изменения погоды. | | 1 | 18.02 | |
23 | Стихийные погодные явления | Всемирный день чтения вслух. | 1 | 25.02 | |
24 | . «Вода – важнейший минерал на Земле». Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды. | | 1 | 04.03 | |
25 | Реки Крыма. Гидрологические памятники. Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма. | Неделя математики. | 1 | 11.03 | |
26 | Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма. Урок обобщения и закрепления знаний. | Неделя детской и юношеской книги | 1 | 12.03 | |
Тема 4. Почвы | | 3 | | |
27 | Почва. Свойства почвы. | Всемирный день мультфильмов. | 1 | 01.04 | |
28 | Факторы почвообразования | | 1 | 08.04 | |
29 | Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв | | 1 | 15.04 | |
Тема 5.«Жизнь вокруг нас» | | 5 | | |
30 | «Жизнь вокруг нас». Роль растений в природе и жизни человека. | | 1 | 22.04 | |
31 | Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности. | | 1 | 29.04 | |
32 | Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности. | | 1 | 06.05 | |
33 | Животный мир Крыма и своей местности, | | 1 | 13.05 | |
34 | «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?». | | 1 | 20.05 | |
|