МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ПГТ ЛЕНИНО“ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО Кулинка А.С.__________ протокол № ____ от«___»____________20__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Посмитный С А. ______ ____________20__г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №1 пгт Ленино Попова Н.С. ________ Приказ №________ от«___»______________20__г. | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Крымоведение»
на 2017-2018 учебный год
1-4 классы
Составили программу:
учителя начальных классов:
Иванец Людмила Ивановна
Кулинка Азизе Серверовна
Рабочая программа «Крымоведение» по духовнонравственному направлению составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образования в РФ»;
ФГОС НОО;
ООП НОО МБОУ СОШ №1 пгт Ленино (ФГОС);
примерной образовательной программы учебного курса «Крымоведение» для начальной школы, утвержденной коллегией Минобразования Крыма от 25.08.2017 №5/5. Авторы: Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО; Наумова Л.В. – и.о. заведующего кафедрой дошкольного и начального образования КРИППО; Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО. Симферополь, 2017
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;
формирование целостного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:
пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
использовать полученные знания в жизни.
Содержание программы
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение. Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова.«Крымчане – это звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
Цели и задачи курса.
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова.
Тематическое планирование по Крымоведению, 1 – А , 1 – Б класс,
-
| Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» | 1 |
-
| Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» | 3 |
-
| Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» | 16 |
-
| Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» | 4 |
-
| Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» | 5 |
-
| Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» | 4 |
| Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование по Крымоведению 1 – А , 1 – Б класс,
33 часа (1 час в неделю)
Порядковый номер темы урока в соответствии с учебным планом школы | Содержание темы урока | № урока по плану | Дата проведения урока |
по плану | по факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» | -
| | |
| Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (3 часа) | | | |
-
| Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. | -
| | |
-
| Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. | -
| | |
-
| Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты | -
| | |
| Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (16 часов) | | | |
-
| «По горам, по долам…». Рельеф полуострова | -
| | |
-
| «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. | -
| | |
-
| Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. | -
| | |
-
| Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. | -
| | |
-
| Растительный мир Крыма. | -
| | |
-
| Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». | -
| | |
-
| Животный мир Крыма. | -
| | |
-
| Млекопитающие крымских лесов и степей. | -
| | |
-
| Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. | -
| | |
-
| Полезные и вредные насекомые. Класс насекомых. | -
| | |
-
| Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. | -
| | |
-
| Морские и пресноводные рыбы. | -
| | |
-
| Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. | -
| | |
-
| Охрана растений и животных. Красная книга. | -
| | |
-
| Черное и Азовское моря | -
| | |
-
| Природные особенности, подводный растительный и животный мир. | -
| | |
| Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» ( 4 часа) | | | |
-
| Экскурсия, путешествие, туризм. | -
| | |
-
| Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. | -
| | |
-
| Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). | -
| | |
-
| Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. | -
| | |
| Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»( 5 часов) | | | |
-
| Города-герои. | -
| | |
-
| Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. | -
| | |
-
| Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. | -
| | |
-
| Крымские периодические издания для детей. Экскурсия в районную библиотеку. | -
| | |
-
| Проект «Крым в моих рисунках». | -
| | |
| Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4 часа) | | | |
-
| Особенности сельского хозяйства Крыма. | -
| | |
-
| Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. | -
| | |
-
| Животноводство. | -
| | |
-
| Домашние животные. | -
| | |
Тематическое планирование по Крымоведению, 2 – А , 2 – Б, 2-В класс,
-
| Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» | 2 |
-
| Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» | 3 |
-
| Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» | 16 |
-
| Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» | 4 |
-
| Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» | 5 |
-
| Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» | 4 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование по Крымоведению 2 – А , 2 – Б, 2-В класс,
34 часа (1 час в неделю)
Порядковый номер темы урока в соответствии с учебным планом школы | Содержание темы урока | № урока по плану | Дата проведения урока |
по плану | по факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» | -
| | |
2. | «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» | 2 | | |
| Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (3часа) | | | |
3 | Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. | 3 | | |
4 | Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. | -
| | |
5 | Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты | -
| | |
| Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (16 ЧАСОВ) | | | |
6 | «По горам, по долам…». Рельеф полуострова | -
| | |
7 | «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. | -
| | |
8 | Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. | -
| | |
-
| Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. | 9 | | |
-
| Растительный мир Крыма. | 10 | | |
-
| Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». | 11 | | |
-
| Животный мир Крыма. | 12 | | |
-
| Млекопитающие крымских лесов и степей. | 13 | | |
-
| Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. | 14 | | |
-
| Полезные и вредные насекомые. Класс насекомых. | 15 | | |
-
| Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. | 16 | | |
-
| Морские и пресноводные рыбы. | 17 | | |
-
| Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. | 18 | | |
-
| Охрана растений и животных. Красная книга. | 19 | | |
-
| Черное и Азовское моря | 20 | | |
-
| Природные особенности, подводный растительный и животный мир. | 21 | | |
| Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» ( 4 часа) | | | |
-
| Экскурсия, путешествие, туризм. | 22 | | |
-
| Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. | 23 | | |
-
| Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). | 24 | | |
-
| Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. | 25 | | |
| Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»( 5 часов) | | | |
-
| Города-герои. | 26 | | |
-
| Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. | 27 | | |
-
| Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. | 28 | | |
-
| Крымские периодические издания для детей. Экскурсия в районную библиотеку. | 29 | | |
-
| Проект «Крым в моих рисунках». | 30 | | |
| Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4 часа) | | | |
-
| Особенности сельского хозяйства Крыма. | 31 | | |
-
| Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. | 32 | | |
-
| Животноводство. | 33 | | |
-
| Домашние животные. | 34 | | |
Тематическое планирование по Крымоведению, 3 – А , 3 – Б класс,
-
| Введение. «Волшебный край, очей отрада…» | 1 |
-
| Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» | 4 |
-
| Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» | 17 |
-
| Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» | 4 |
-
| Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» | 4 |
-
| Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» | 4 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование по Крымоведению,3А, 3-Б класс,
34 часа (1 час в неделю)
Порядковый номер темы урока в соответствии с учебным планом школы | Содержание темы урока | № урока по плану | Дата проведения урока |
по плану | по факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Введение. «Волшебный край, очей отрада…» | -
| | |
| Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4 часа) | | | |
-
| Формирование понятий «полуостров», «пролив». | -
| | |
-
| Главные особенности географического положения Крыма. | -
| | |
-
| Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. | -
| | |
-
| Морские заливы и бухты. | -
| | |
| Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17 часов) | | | |
-
| «По горам, по долам…». Рельеф полуострова. | -
| | |
-
| Крымские горы и равнины. | -
| | |
-
| Ущелья, каньоны овраги, балки. | -
| | |
-
| Крымские вулканы и гейзеры | -
| | |
-
| Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. | -
| | |
-
| Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. | -
| | |
-
| Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. | -
| | |
-
| Черное и Азовское моря. | -
| | |
-
| Природные особенности, подводный растительный и животный мир. | -
| | |
-
| Охрана вод. Экологические проблемы. | -
| | |
-
| Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий | -
| | |
-
| Растительный мир Крыма. | -
| | |
-
| Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. | -
| | |
-
| Редкие растения Крыма. | -
| | |
-
| Ядовитые растения и грибы. | -
| | |
-
| Полезные растения. | -
| | |
-
| Моя «зеленая аптека». | -
| | |
| Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4 часа) | | | |
-
| Экскурсия, путешествие, туризм. Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. | -
| | |
-
| Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. | -
| | |
-
| Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). | -
| | |
-
| Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). | -
| | |
| Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» | | | |
-
| Археологические и исторические памятники. | -
| | |
-
| Города-герои. | -
| | |
-
| Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. | -
| | |
-
| Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». | -
| | |
| Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4 часа) | | | |
-
| Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Профессиональная деятельность в Крыму. | 31 | | |
-
| Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. | 32 | | |
-
| «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. | 33 | | |
-
| Экологические тропы. | 34 | | |
Тематическое планирование по Крымоведению, 4 – А , 4 – Б класс.
-
| Введение. «Посмотри, как хорош – край, в котором ты живешь!» | 1 |
-
| Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» | 4 |
-
| Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» | 17 |
-
| Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» | 4 |
-
| Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» | 4 |
-
| Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» | 4 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование по Крымоведению, 4-А. 4-Б класс, 34 часа
(1 час в неделю)
Порядковый номер темы урока в соответствии с учебным планом школы | Содержание темы урока | № урока по плану | Дата проведения урока |
по плану | по факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-
| Введение. «Посмотри, как хорош – край, в котором ты живешь!» | -
| | |
| Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4 часа) | | | |
-
| Крым на карте России и мира. | -
| | |
-
| Знакомство с основными административными единицами (город, село). | -
| | |
-
| Мой регион на карте Крыма. | -
| | |
-
| Столица Крыма, крупные города. | -
| | |
| Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17 часов) | | | |
-
| Животный мир Крыма. | -
| | |
-
| Млекопитающие крымских лесов и степей. | -
| | |
-
| Птичий мир Крыма. | -
| | |
-
| Зимующие и перелетные птицы. | -
| | |
-
| Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. | -
| | |
-
| Класс насекомых. | -
| | |
-
| Полезные и вредные насекомые | -
| | |
-
| Знакомство с земноводными, пресмыкающимися | -
| | |
-
| Морские и пресноводные рыбы. | -
| | |
-
| Охрана растений и животных | -
| | |
-
| Красная книга. | -
| | |
-
| Природно-заповедный фонд Крыма. | -
| | |
-
| Заповедники и заказники. | -
| | |
-
| Известные парки и музеи природы. | -
| | |
-
| Черное и Азовское моря. | -
| | |
-
| Природные особенности, подводный растительный и животный мир | -
| | |
-
| Экологические проблемы. | -
| | |
| Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»( 4 часа) | | | |
-
| Экскурсия, путешествие, туризм. | -
| | |
-
| Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). | -
| | |
-
| Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. | -
| | |
-
| Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор». | -
| | |
| Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (4 часа) | | | |
-
| Археологические и исторические памятники. | -
| | |
-
| Важнейшие исторические объекты полуострова. | -
| | |
-
| Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. | -
| | |
-
| Крымские святыни. Древние города Крыма. | -
| | |
| Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4 часа) | | | |
-
| Виды хозяйственной деятельности в Крыму. | -
| | |
-
| Крупные промышленные предприятия. | -
| | |
-
| Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. | -
| | |
-
| Животноводство. Домашние животные. | -
| | |