32
Содержание.
Пояснительная записка 3
Цели и задачи I курса 10
I курс 102 часа. Ожидаемые результаты 11
Учебно-тематический план I курс ДХШ 11
Цели и задачи II курса 16
II курс 102 часа. Ожидаемые результаты 16
Учебно-тематический план II курс ДХШ 17
Цели и задачи III курса 22
III курс 102 часа. Ожидаемые результаты 23
Учебно-тематический план III курс ДХШ 24
Цели и задачи IV курса 28
IV курс 102 часа. Ожидаемые результаты 29
Учебно-тематический план IV курс ДХШ 30
Методическое обеспечение программы 36
Список используемой и рекомендуемой литературы 39
Приложение 41
Пояснительная записка.
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.
Современная педагогика уделяет огромное внимание всестороннему развитию личности ребенка, всех его задатков и способностей, в том числе изобразительных.
Через художественную деятельность реализуются познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление мышление и другие, благодаря чему у ученика создается общность многих психических функций. При создании изобразительных работ эти процессы сочетаются и координируются с кинестетическими и моторными функциями рук, что является, согласно данным психологии важнейшим условием дифференцировки пространственных отношений объектов.
Специфика психологии детей 6-10 лет требует постоянного поддержания педагогом интереса детей к деятельности. Интерес детей к изобразительной деятельности вызывается эффектом удачи, который особенно легко поддерживать при использовании новых нетрадиционных видов графических изображений, более занимательных и доступных для ребят, чем традиционные виды рисования. Нетрадиционные виды графических изображений – это рисование нетрадиционными материалами: восковыми свечами, деревянными палочками, солью, гелиевыми ручками, руками и т.д. Такая практика дает детям наиболее полное представление о выразительных возможностях различных материалов, выработку разнообразных умений и навыков, свободу в создании выразительного образа. Приобретенные графические навыки и развившиеся двигательные способности руки дают возможность воплотить любой изобразительный замысел. Тем самым нетрадиционные виды графических изображений наряду с традиционными видами способствуют развитию изобразительных способностей детей.
Однако работа педагогов несколько затруднена тем, что вопрос обучения детей в подготовительных классах детских художественных школ недостаточно освещен в современной педагогической, научно-методической литературе. В настоящее время не существует единой программы обучения в эстетическом курсе художественной школы, отвечающей требованиям времени и соответствующей возросшей эрудиции, знаниям, умениям и навыкам современных младших школьников, удовлетворяющей педагогов системностью, уровнем поставленных задач и решаемых вопросов воспитания и обучения. А если есть разработки ведущих специалистов в области изобразительного творчества, то они не всегда доступны широкому кругу педагогов-практиков.
Поэтому я пришла к необходимости создания программы обучения детей в эстетическом курсе детской художественной школы, отвечающей требованиям современной педагогики и психологии.
Над данной программой я работала на базе художественной школы КГКП “Детская художественная школа” г. Лисаковска. Специализация на методике обучения изобразительной деятельности школьников в Магнитогорском государственном техническом институте имени Г.И.Носова позволила мне разработать систему занятий по рисованию для детей 6-10 лет.
Цель начального профессионального художественного образования
- формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное восприятие, формировать эстетические суждения; воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
Главными задачами обучения в ДХШ является развитие индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечение роста творческого потенциала познавательных интересов, обогащение внутреннего мира, воспитание любви к искусству и традициям народов Казахстана, приобщение к мировой художественной культуре.
Предмет «Рисование» является одной из ведущих и направляющих дисциплин эстетического курса в детской художественной школе. Рисование помогает формированию творческого мировоззрения ребенка и развивает художественное, образное мышление, способствует выявлению и развитию индивидуальных наклонностей и способностей учащихся.
Этот предмет развивает навыки художественного творчества, дает возможность воплотить творческие фантазии ребенка, помогает выражению своего видения образа мира, создает возможности для развития воображения. Занятия по рисованию в художественной школе основываются на изучении законов изобразительного искусства, обучают различным техникам рисования и включают в себя практические занятия.
На занятиях по предмету «Рисование» решаются следующие задачи:
-образовательные
научить обучающихся различными видами изобразительной деятельности;
познакомить с многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
закрепить приобретённые умения и навыки;
формировать представление о разных видах художественного творчества.
-развивающие:
формировать творческое мышление;
развивать интерес к художественной деятельности;
создавать предпосылки для развития пространственного воображения, художественного вкуса, фантазии, изобретательности;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
-воспитательные:
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Данная программа «Рисование» для 1,2,3,4 эстетического курса ДХШ (возраст учащихся 6-10 лет) направлена на получение и закрепление знаний основ изобразительного искусства, как начального курса при обучении в ДХШ. Программа способствует получению знаний учащихся по живописи, графике и воспитывает интерес к культуре и искусству народов Казахстана, мировой художественной культуре.
Востребованность и необходимость данной программы обусловлена тем, что программы по предмету «Рисование» для детских художественных школ эстетического курса не существует.
«Рисование» - это учебный предмет ДХШ первой ступени, эстетического курса, направленный на развитие образного мышления, подготовки к изучению предметов живописи и графики, на воспитание аккуратности, развитию фантазии, формирование мировоззрения.
Слово «рисование», обозначает искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким либо одноцветным веществом.
Программа «рисование» для 1,2,3,4 эстетического курса детской художественной школы построена с учетом обязательных требований в условиях современного образовательного процесса и призвана реализовать основные положения начального эстетического художественного образования.
Цель «Рисования», как учебного предмета - знакомство и изучение основных принципов изображения на плоскости, направленных на развитие художественно-образного мышления и творческих способностей обучающихся.
Задачи предмета «Рисование»:
Обучающие:
изучение теоретических основ изобразительной грамоты, дающих общие понятия законов создания рисунков;
ознакомление с понятием «форма предмета», основными законами перспективы, с передачей в изображении тоновых и цветовых отношений;
усвоение правил изобразительного искусства, последовательности выполнения композиции;
обучение основам цветоведения, различным техникам рисования;
создание реалистических и декоративных композиций.
Развивающие:
развитие творческих способностей обучающихся;
формирование пространственного мышления, аналитических способностей;
развитие умений работы с различными материалами;
умение понимать и использовать различные виды информации.
Воспитывающие:
воспитание художественного вкуса, приобщение обучающихся к национальному искусству Казахстана, к искусству народов мира;
приобщение к духовным ценностям общества, посредством обогащения эмоционального мира, знакомства с произведениями казахстанских художников и народных мастеров;
формирование представления о целостности мира посредствам эмоционально-ценностного ориентирования личности, в том числе с помощью интеграции учебных дисциплин, таких как музыка, литература, история и др.
Отличительные особенности программы:
Принцип построения программы: структура деятельности учебных занятий создает условия для творческого развития обучающихся на возрастных этапах 6-10 лет и предусматривает их дифференциацию по степени одаренности.
Занятия предметом «Рисование» способствуют:
изучению искусства Казахстана и народов мира;
укреплению здоровья и развитию мелкой моторики руки, развитию речевых функций;
познанию объёмно-пространственных свойств действительности – важного фактора в развитии ребенка;
креативному (творческому) мышлению.
Основные дидактические принципы программы: простота, доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, для обучающихся 6-10 лет, 4 года обучения, 1,2,3,4 эстетический курс ДХШ, всего в год - 102 часа. Она может быть реализована в детских художественных школах, школах искусств, в рамках кружка ИЗО общеобразовательных школ, досуговых центрах развития детей.
В процессе обучения педагог знакомит обучающихся с разнообразными техниками создания композиций на листе бумаги, это карандаш, тушь, акварель, гуашь, смешанные техники. Все это дает творческий толчок к развитию активности обучающегося в сфере искусства, помогает научить законам и правилам сочинения композиции, побуждает эмоциональное сознание обучающегося, активизирует интеллектуальное мышление и творческое воображение.
В основу создания программы положена концепция развивающего обучения, которая создает предпосылки развития ребенка, как творческой личности, ориентированной на высокие общественные цели. Вся система занятий основана на положении о единстве обучения и воспитания.
Построение программы дает возможность перехода от простых заданий к более сложным, варьируется техника исполнения, композиционное решение. Творческий поиск играет главную роль в создании произведения изобразительного или прикладного искусства. При использовании данной программы у обучающихся вырабатывается привычка грамотно подходить к исполнению заданий от творческого замысла к эскизу, от линейного, цветного эскиза к готовой, законченной композиции.
В процессе работы над темами уроков рисования педагог знакомит обучающихся с разнообразными техниками исполнения и художественными материалами. Задания выполняются акварелью, гуашью, цветными карандашами, восковыми и пастельными мелками, тушью, солью, штрихом, черной ручкой, коллажем, а также монотипией и в смешанных техниках.
Обучение начинается с ознакомления обучающихся с оборудованием, материалами и принадлежностями. Освоение учащимися различных материалов, технических приемов работы с ними развивает их творческую активность, повышает интерес к творческому процессу. Обучение рисованию направлено на усвоение ребятами основных законов композиции, ее правил и приемов. Законы композиции, теоретические положения могут быть поняты учащимися тогда, когда они тут же проверяются практической работой. Задача преподавателя – пробудить у обучающихся активное, эмоциональное отношение к каждому заданию. При общей теме задания и общих требованиях, работа с учащимися строго индивидуальна и строится на принципах личностно-ориентированного обучения. Данная программа направлена на то, чтобы расширить представления учащихся о рисовании, как и виде искусства, заинтересовать и тем самым подготовить к дальнейшему обучению.
Программа позволяет обучающимся усвоить различные техники изобразительного искусства, при помощи которых, художники создают живописные произведения. Педагог создает проблемные ситуации ученикам, способствующие поиску выразительных средств, в соответствии с собственным замыслом обучающегося.
В основу программы положена концепция развивающего обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Система заданий основана на положении о единстве обучения и воспитания.
Программа построена таким образом, что обучающиеся постепенно переходят от простых заданий по технике исполнения и композиционному решению, к более сложным заданиям. Усваивается понятие эскиза, предшествующего основному замыслу. Не малую роль играет развитие творческого поиска и фантазии.
Компетентность разрешения проблем
Идентификация проблемы:
анализирует ситуацию, определяет противоречие между желаемым и реальным результатом и, таким образом, распознает возникшую проблему;
указывает на вероятные причины возникновения проблемы;
указывает на необходимость устранения возникшей проблемы, т. е. переводит проблему в область задач.
Планирование деятельности и применение технологий:
определяет характер задач адекватно поставленной цели;
выбирает способ решения задач (технологию деятельности) в контексте полученных знаний;
определяет последовательность действий;
самостоятельно планирует свои ресурсы, необходимые для осуществления деятельности.
Оценка деятельности, ее результатов и собственного продвижения:
осуществляет самостоятельный текущий контроль своей деятельности;
оценивает результат своей деятельности на основе анализа соответствия результата заданным критериям оценивания;
проявляет осознанную мотивацию саморазвития;
анализирует уровень собственных успехов и неудач;
указывает возможные причины неудач;
называет трудности, с которыми пришлось столкнуться и предлагает пути их преодоления.
Информационная компетентность
Планирование информационного поиска:
самостоятельно планирует сбор необходимой информации;
определяет вероятные источники для поиска информации;
пользуется источниками информации: специальной литературой, периодическими изданиями (библиотечный фонд), поисковыми системами Интернета;
самостоятельно осуществляет поиск и извлечение информации по заданному вопросу.
Извлечение и обработка информации:
дифференцирует и систематизирует извлекаемую информацию по заданному вопросу, самостоятельно определяя основания для отбора;
излагает полученную информацию в письменном и устном виде.
Коммуникативная компетентность
Диалог:
воспринимает необходимое содержание полученной в монологе педагога информации;
задает вопросы для уточнения поставленной цели;
высказывает мнение в диалоге с целью определения задач для достижения поставленной цели.
Групповая коммуникация:
способен следить за ходом дискуссии, распределяя внимание, в процессе группового обсуждения поставленных задач;
предлагает для обсуждения в группе варианты решения задач;
принимает другую версию решения задач, признанную группой оптимальной для достижения цели.
Данная программа в соответствии с современными запросами социально-экономического развития общества даст возможность обучающимся:
расширить свои творческие интересы, воспитать себя активной личностью с нестандартным творческим мышлением;
приобрести опыт в освоении новых живописных, графических и смешанных техник работы, разовьет любознательность, интерес и умение давать оценку, как своему творчеству, так и творчеству других;
заниматься исследованием в процессе художественного творчества и инициативно самообразовываться;
приобрести и развить навыки и умения, необходимые для создания креативных художественных работ;
использовать язык, понятия и принципы разных видов искусств;
воплощать свои мысли и идеи посредством графического искусства;
создавать оригинальные графические и живописные композиции в технике тушь-перо, гуашью, акварелью, в смешанных техниках;
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ I КУРСА:
дать понятие эскиза;
познакомить учащихся с правильной компоновкой в формате, выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;
дать понятие линии горизонта;
научить гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;
выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;
передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;
уметь рисовать линии разного направления и характера;
уметь рисовать предметы симметричной формы;
знать особенности строения тела человека (туловище, конечности, шея, голова);
учитывать положение фигуры в рисунке при передаче простого движения;
иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах,
чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;
элементарно изображать замкнутое пространство (пол и заднюю стену);
уделить основное внимание разнообразному композиционному решению;
формировать умения и навыки в работе кистью, карандашом, в смешанных техниках.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ I КУРСА.
Педагогу необходимо создать игровую ситуацию для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости (сюрпризные моменты, загадки, стихи, сказки, игры, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления).
Процесс выполнения работы должен начинаться с анализа изображаемого предмета, советов педагога и предложений обучающимся по выполнению работы (в некоторых случаях педагогу следует показывать основные приемы создания изображения на доске, отдельном листе). Преподаватель может направлять действия обучающихся, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке рисунка дополнительными элементами нужно обращать внимание на выразительные средства (например, на гармонично подобранные цвета).
Рассматривание законченной работы – мини просмотр. Обучающийся должен учиться оценивать свою работу и рисунки других учеников, подмечать новые интересные решения.
I курс — 102 часа
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
Знать художественные материалы и уметь пользоваться акварелью, гуашью, цветными карандашами, восковыми и пастельными мелками;
Уметь использовать цвета и их оттенки для передачи колорита изображения;
Уметь смешивать краски на палитре;
Знать понятия «теплые» и «холодные тона»;
Уметь делать эскиз в карандаше;
Уметь рисовать кистью широкие и тонкие линии;
Уметь передавать форму, пропорции и цвет предметов.
Уметь передавать в рисунке несложные движения человека и животных;
Уметь правильно располагать изображение на листе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I курс ДХШ
Количество часов в неделю -3
Количество учебных недель – 34
Всего часов в год – 102
№ | Тема | Практическое задание | Кол-во часов |
1 | Вводный урок, экскурсия по школе | Знакомство со школой, кабинетами; новые понятия: мольберт, палитра, правила поведения в школе. | 3 |
2 | «Кораблик на волнах». Простой карандаш | Обучение работе с карандашом, умение правильно держать карандаш, виды линий: спиральные, наклонные, кривые, ломаные. Пейзаж, заполнение фона штрихом с проработкой изображения ластиком(море, волны, кораблик). | 3 |
3 | «Цветочная полянка». Акварельная живопись | Знакомство с акварельными красками. Изображение поляны цветов с проработкой фона в технике мозаики (прием прикладывания кисти). Выполнение акварельных заливок цветов. Прорисовка деталей цветов гелиевой ручкой. | 6 |
4 | «Колобок». Простой карандаш | Просмотр мультфильма. Изучение техники работы карандашом, создание интерьера избы в деревне, вещей, стен, лестниц, образа колобка и лесных зверей. Обучить правильно держать карандаш, создать композицию при помощи линии, штриха и пятна, показать освещение. | 9 |
5 | «Осенний букет». Акварель, набрызг. | Продолжение обучения технике акварельной живописи, изучение техники набрызга. | 6 |
6 | «Разноцветные листья». Фломастеры. | Рисование листьев с натуры (обводка), создание образа осенней листвы, знакомство с техникой сквозной прорисовки силуэта, изучение штрихов в технике фломастеров. | 6 |
7 | «Курочка ряба». Пастель. | Знакомство с мягкими материалами, изучение строения фигуры птицы, работа над штрихом. Заполнение фона цветными пятнами. Знакомство с линией горизонта. Изучение техники пастели, штрихи - вертикальные, горизонтальные, круговые, спиральные, волнистые. | 9 |
8 | «Дороги и мосты». Простой карандаш. | Развитие навыков работы с карандашом, умение создавать пространственную композицию, изображение железных дорог, светофоров, автомашин. | 6 |
9 | «Буква в городе» Акварель, цветная бумага. | Развитие навыков осмысленного творчества, развитие фантазии, воображения, творческого мышления, визуальные и эмоциональные ассоциации. Из цветной бумаги пальцами отрывать форму буквы. Заполнить фон акварелью цветными заливками. Детализация окон домов цветными гелиевыми ручками. | 9 |
10 | «Песенка метели». Гуашь. | Обучение технике работы гуашью (мозаика крупными пятнами), рисование деревьев покрытых снегом, набрызг. Изучение нового термина: пейзаж. | 9 |
11 | Натюрморт «Цветы» Пастель. | Знакомство с техникой работы пастелью (цветочная композиция). Изучение нового термина: натюрморт. | 6 |
12 | « Музыканты ». Гуашь. | Создание композиции группы музыкантов на фоне листа из нотной тетради, прорисовка деталей, отделка фона. | 9 |
13 | «Маска-перевертыш». Фломастеры. | Изучение техники работы фломастерами на основе контрастных цветов. Эскиз карандашом, построение маски-перевертыша; Работа фломастером, создание декоративных деталей. | 9 |
14 | «Морской пейзаж». Акварель, соль. | Изучение техники акварели «по–сырому» с применением соли. Отражение солнца в воде, смешивание красок, теплые, холодные цвета | 9 |
15 | «Домики для гномиков». Гуашь | Смешанная техника (акварель, гуашь, черная гелевая ручка). Понятие сближенная цветовая гамма. Фон – акварель «по – сырому». Колорит в светлой цветовой гамме гуашью. Окна разноцветные. Крыши – заполнение узорами черной ручкой. Обводка контуров. | 12 |
Тема 1. Вводный урок, экскурсия по школе.
Цель: познакомить со школой, кабинетами. Новые понятия: мольберт, палитра, правила поведения в школе.
Задачи: познакомить с преподавателями и кабинетами, правилами поведения в школе и на уроках. Знакомство с художественными материалами и новыми понятиями.
Тема 2. «Кораблик на волнах».
Цель: создание тематической композиции при помощи графических материалов (простой карандаш, ластик) на тему морского пейзажа.
Задачи: обучение работе с карандашом, умение правильно держать карандаш, заточка карандаша, виды линий (спиральные, наклонные, кривые, ломаные). Знакомство с выразительными средствами графики. Материалы: бумага для черчения, карандаш твердый и мягкий, ластик.
Формат: А-3.
Тема 3. Цветочная полянка.
Цель: создать композицию в листе, залить акварелью, детализировать гелиевой ручкой.
Задачи: обучение основам рисования акварельными красками. Объяснить, как правильно пользоваться кисточкой. Познакомить с техникой акварельной живописи в сочетании с черной ручкой. Создать композицию из полевых цветов. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к Родине.
Материалы: бумага акварельная акварель, кисти, черная ручка.
Формат: А-3
Тема 4. «Колобок»
Цель: создание тематической композиции при помощи графических материалов (простой карандаш, ластик) на заданную тему.
Задачи: познакомить с понятиями тон, штрих. Научить создавать 1-2 эскиза, переводить на чистовой формат, детализировать, выявлять изображения при помощи тона.
Материалы: бумага для черчения, карандаш твердый и мягкий, ластик, интерактивная доска, компьютер, мультфильм.
Формат: А-3
Тема 5. «Осенний букет».
Цель: изучение акварельной техники «набрызг».
Задачи: создать композицию из сухих веточек и листьев. Обучить навыкам работы в технике «набрызг» (подготовка композиции букета из листьев, набрызг, смещение листьев в стороны для создания второго слоя). Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.
Материалы: бумага для акварели, осенние листья и веточки, зубная щетка, акварель.
Формат: А-3
Тема 6. «Разноцветные листья»
Цель: познакомить с техникой сквозной прорисовки силуэта осенних листьев.
Задачи: объяснить как правильно компоновать изображение осенних листьев в формате. Развивать умение живописно вести работу, используя различные сочетания теплых и холодных цветов. Использовать линию, пятно как выразительное средство графики. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.
Материалы: бумага для черчения, фломастеры, карандаш, ластик.
Формат: А-3
Тема 7. «Курочка ряба»
Цель: познакомить с художественной пастелью Создать сюжетную композицию.
Задачи: научить работать мягким материалом (выполнять штрихи -вертикальные, горизонтальные, круговые, спиральные, волнистые). Изучить строение фигуры птицы. Дать понятие линии горизонта. Обучить работать штрихом по форме предмета. Воспитывать аккуратность при работе с мягким материалом.
Материалы: бумага акварельная, пастель, карандаш, ластик.
Формат: А-3
Тема 8. «Дороги и мосты».
Цель: создание тематической композиции при помощи графических материалов (простой карандаш, ластик) на заданную тему.
Задачи: Обучить работать выразительными средствами графики. Закрепить понятия тон, штрих. Воспитывать аккуратность. Развить фантазию.
Материалы: бумага для черчения, карандаш твердый и мягкий, ластик.
Формат: А-3 Развитие навыков работы с карандашом, умение создавать пространственные композиции, изображение железных дорог, светофоров, автомашин.
Тема 9. «Буква в городе».
Цель: развить навыки осмысленного творчества, развить фантазию, воображения, творческого мышления, визуальные и эмоциональные ассоциации.
Задачи: научить из цветной бумаги пальцами вырывать форму буквы, заполнять фон акварелью цветными заливками. Развивать навыки заполнения изображения декоративными элементами (детализация окон домов цветными гелиевыми ручками). Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к природе, к Родине.
Материалы: бумага акварельная, акварель, кисти, цветная бумага, клей карандаш, цветные гелиевые ручки.
Формат: А-3
Тема 10. «Песенка метели»
Цель: обучение технике работы гуашью
Задачи: научить правильно изображать деревья. Обучить смешивать цвета на палитре, заполнять фон мозаикой крупными пятнами, а так же рисовать кончиком кисточки, делать набрызг. Изучение нового термина: пейзаж. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к природе, к Родине.
Материалы: бумага акварельная, гуашь, кисти.
Формат: А-3
Тема 11. Натюрморт «Цветы».
Цель: дать общее понятие значения слова натюрморт. Создание цветочной композиции.
Задачи: обучить технике работы пастелью. Научить аккуратно вести работу. Сочетать теплые и холодные цвета. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к природе, к Родине.
Материалы: бумага акварельная, пастель, кисти, карандаш, ластик.
Формат: А-3
Тема 12. «Музыканты »
Цель: создание композиции группы музыкантов на фоне листа из нотной тетради с прорисовкой деталей и частичного заполнения фона гуашью.
Задачи: изучить фигуру человека. Научить улавливать нюансы настроения и наиболее характерные позы для музыкантов, работающих за инструментом. Развивать умение создавать тематическую композицию на заданную тему с использованием фигур людей. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, искусству и музыке, к Родине.
Материалы: картон, нотная тетрадь, карандаш, ластик, гуашь.
Формат: А-4
Тема 13. Маска-перевертыш
Цель: изучение техники работы фломастерами на основе сближенных и контрастных цветов.
Задачи: объяснить понятие «Маска – перевертыш». Научить строить маску-перевертыш. Развить фантазию, а так же навыки работы фломастерами и прорисовки деталей. Воспитывать чувство прекрасного к произведениям народного искусства.
Материалы: бумага для черчения, фломастеры, карандаш, ластик.
Формат: А-3
Тема 14. «Морской пейзаж»
Цель: Изучение техники акварельной живописи «по – сырому», с применением соли.
Задачи: развить образное мышление. Закрепить понятие теплые, холодные цвета. Обучить работать заливками. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.
Материалы: бумага акварельная, акварель, кисти, карандаш, ластик.
Формат: А-3
Тема 15. «Домики для гномиков»
Цель: создание сказочной композиции на заданную тему.
Задачи: Обучить создавать колорит в светлой цветовой гамме гуашью, выполнять работу последовательно (эскиз, фон, дома, детали). Изобразить собственное декоративное решение крыш домов, используя черную гелиевую ручку. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, искусству и литературе, к Родине.
Материалы: бумага акварельная, акварель, гуашь, кисти, черная ручка.
Формат: А-3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ II КУРСА:
дать понятие эскиза;
познакомить учащихся с правильной компоновкой в формате, выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;
закрепить понятие линии горизонта;
научить гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;
выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;
передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;
уметь рисовать линии разного направления и характера;
уметь рисовать предметы симметричной формы;
знать особенности строения тела человека (туловище, конечности, шея, голова);
учитывать положение фигуры в рисунке при передаче простого движения;
иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах,
чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;
элементарно изображать замкнутое пространство (пол и заднюю стену);
уделить основное внимание разнообразному композиционному решению;
формировать умения и навыки в работе кистью, карандашом, в смешанных техниках.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ II КУРСА.
На втором курсе продолжается формирование и закрепление навыков и умений, полученных ранее. Происходит дальнейшее знакомство с приемами и техниками рисования. Каждая последующая тема программы различна по технике исполнения, что способствует целостному восприятию предмета рисование. Продолжается изучение законов композиции. Знакомство с новыми художественными терминами.
.
II КУРС — 102 ч.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
По окончании второго курса обучающиеся будут:
Знать художественные материалы и уметь пользоваться акварелью, гуашью, цветными карандашами, восковыми и пастельными мелками;
Уметь использовать цвета и их оттенки для передачи колорита изображения;
Уметь смешивать краски на палитре;
Знать понятия «теплые» и «холодные тона»;
Уметь делать эскиз в карандаше;
Уметь рисовать кистью широкие и тонкие линии;
Уметь передавать форму, пропорции и цвет предметов;
Уметь передавать в рисунке несложные движения человека и животных;
Уметь правильно располагать изображение на листе;
Уметь обобщать полученные представления;
Уметь создавать сюжетные композиции с передачей плановости.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II курс ДХШ
Количество часов в неделю - 3
Количество учебных недель – 34
Всего часов в год – 102
№ | Тема | Практическое задание | Кол-во часов |
1 | Вводный урок. Простой карандаш | Вводное занятие, повторение навыков усвоенных за 1 год обучения, правильное применение материалов, техника безопасности. Рисунок карандашом - применение различных видов линий. | 3 |
2 | «Бабочка в траве» Гуашь | Выполнение декоративной композиции с объемными формами. Научить составлять цветовую гамму, создавать декоративную композицию элементами фантастики. | 6 |
3 | «Осенний парк» Гуашь | Создание декоративной композиции гуашью с последующей прорисовкой ствола и веток деревьев. Понятие «Цветовая гамма» - теплые, холодные цвета. | 6 |
4 | «Сны животных» Черная гелиевая ручка, акварель | (улитка, кот, тигр, зебра, жираф…) Создание образа сказочного животного из геометрических фигур с дальнейшим декоративным заполнением изображения. Развитие образного восприятия и фантазии, закрепление навыков декоративного творчества. | 6 |
5 | «Работа в саду и огороде» Акварель, черная гелиевая ручка | Зарисовка композиции. Передать настроение. Воспитать уважение к труду. Живописное решение с обводкой общих форм. Развить фантазию, передать многообразие овощей и фруктов. | 6 |
6 | «Лесная сова» Граттаж, гуашь | Создание композиции в смешанной технике. Образ совы. Процарапывание с передачей фактуры оперения и других окружающих предметов. Обводка общих форм. | 12 |
7 | «Образ ночного города» Гуашь | Многослойная живопись, набрызг. Изучение техники работы гуашью, создание выразительной композиции, силуэты домов, декоративное решение. | 9 |
8 | «Фруктовый Дом» Цветная бумага, цветные гелиевые ручки | Развитие навыков осмысленного творчества, развитие фантазии, воображения, творческого мышления, визуальные и эмоциональные ассоциации. Из цветной бумаги пальцами отрывать форму фрукта, цветными гелиевыми ручками добавляются необходимые детали для создания образа. | 9 |
9 | «Хоровод снежинок» Гуашь | Живопись с графической доработкой. Создание композиции в круге, в квадрате, закрепление понятия «симметрия», изучение центрально-симметричной композиции. | 6 |
10 | «Геометрические кораблики» Восковые мелки | Однослойная живопись с применением восковых карандашей. Создание композиции на заданную тему. Разбить каждый из предметов композиции на геометрические фигуры. Закрепление понятий - центр композиции, движение, ритм. | 6 |
11 | «Мамин портрет» Тушь, акварель | Смешанная техника. Знакомство с пропорциями лица, выражение характера в изображении. Заполнение фона цветной тушью. Проработка лица акварелью. | 9 |
12 | «Старинный замок» Свеча, акварель | Изображение старинного замка (фактура здания, приведения, рыцари в доспехах, кони, принцессы). Создание многоплановой композиции, изображение человека на разных пространственных планах. Получение эффекта старинного замка с помощью свечи. | 6 |
13 | «Мир насекомых» Гуашь | Пейзаж с изображением насекомых, многоплановость композиции. | 9 |
14 | «Цветы» Смешанная техника | Создать композицию в листе, залить тушью « по-сырому» , детализировать образов цветка контурными красками. | 9 |
Тема 1. Вводный урок, экскурсия по школе.
Цель: дать понятие предмета «Рисование. 2 курс». Цели и задачи учебного года, правила поведения. Техника безопасности при работе с художественными материалами. Инструменты, материалы и приспособления.
Задачи: повторение выразительных средств графики. Рисунок карандашом - применение различных видов линий.
Материалы: Бумага для черчения, карандаш твердый и мягкий, ластик.
Формат: А-3
Тема 2. «Бабочка в траве»
Цель: обучение выполнению декоративной композиции с элементами фантастики.
Задачи: выполнить декоративную композицию с объемными формами, научить составлять цветовую гамму, выполнять симметричное изображение при помощи техники монотипия. Воспитывать аккуратность и терпение.
Материалы: бумага для акварели, карандаш, ластик, ножницы, гуашь, кисти, газета.
Формат: А-3
Тема 3. «Осенний парк»
Цель: создание декоративной композиции гуашью с последующей прорисовкой ствола и веток деревьев. Изучение понятия «Цветовая гамма» - теплые, холодные цвета.
Задачи: познакомить с понятиями «Цветовая гамма» - теплые, холодные цвета. Создать композицию из различных по форме и размерам деревьев и кустов. Закрепить навыки правильного изображения ствола дерева и веток. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.
Материалы: акварельная бумага, черная ручка, гуашь, кисти.
Формат: А-3
Тема 4. «Сны животных».
Цель: создание образа сказочного животного из геометрических фигур с дальнейшей декоративной проработкой.
Задачи: объяснить значение понятия «центр композиции», научить создавать несколько вариантов эскизов, перевод в лист, работа черной гелиевой ручкой. Развивать образное восприятие и фантазию. Закрепить навыки декоративного творчества. Познакомить с техникой акварельного письма «по -сырому». Воспитывать аккуратность и терпение.
Материалы: бумага для акварели, черная гелиевая ручка, акварель.
Формат: А-3
Тема 5. «Работа в саду и огороде»
Цель: дать понятие «Сельский пейзаж», как тематическое направление в композиции, изучение плановости и перспективы пейзажа в сельской местности, создать тематическую композицию на заданную тему.
Задачи: объяснить значение понятия «плановость в пейзаже», научить создавать несколько вариантов эскизов, перевод на лист, работа в цвете, уточнение деталей. Живописное решение. Развивать умение создавать тематическую композицию на заданную тему с использованием природных мотивов, фигур людей, техники и инструментов для работы в саду и огороде. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к Родине
Материалы: бумага для акварели, акварель, черная гелевая ручка, карандаш, ластик.
Формат: А-3
Тема 6. Цветной граттаж «Лесная сова»
Цель: познакомить учащихся с техникой граттаж. Создать сюжетную композицию по заданной теме.
Задачи: объяснить последовательность и особенности работы в технике «граттаж». Развить навыки работы - процарапывание с передачей фактуры оперения и других окружающих предметов. Воспитывать аккуратность при работе, точность и терпение.
Материалы: бумага для акварели, свеча, гуашь, кисти, карандаш, ластик.
Формат: А-3
Тема 7. «Образ ночного города»
Цель: создать сюжетную композицию.
Задачи: научить детей обращению с гуашью, кистями, палитрой, познакомить с техникой набрызга. Развить творческий подход к изображению ночного звездного неба разными цветами красок, изображения силуэтного города. Воспитывать любовь к родному городу, природе, родине.
Материалы: бумага акварельная, гуашь, кисти, карандаш, ластик.
Формат: А-3
Тема 8. «Фруктовый дом»
Цель: развитие навыков работы осмысленного творчества, фантазии, воображения, творческого мышления, визуальные и эмоциональные ассоциации.
Задачи: объяснить понятие «мотив», как средство композиции. Развить фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность при работе с клеем и цветной бумагой.
Материалы: бумага для акварели, карандаш, ластик, цветные гелевые ручки, клей.
Формат: А-3
Тема 9. «Хоровод снежинок»
Цель: познакомить с правилами изображения центрально - симметричных элементов (снежинок).
Задачи: научить строить изображение снежинок при помощи осей симметрии. Обучить создавать композицию в круге, в квадрате, смешивать цвета на палитре. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.
Материалы: бумага акварельная, гуашь, кисти.
Формат: А-3
Тема 10. «Геометрические кораблики»
Цель: создать композицию на тему «Морской пейзаж».
Задачи: научить разбивать изображение на геометрические фигуры. Обучить передавать световоздушную перспективу (ближе – ярче, дальше - светлее). Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.
Материалы: бумага акварельная, восковые мелки, карандаш, ластик.
Формат: А-3
Тема 11. «Мамин портрет»
Цель: рассказать о разновидностях индивидуальных особенностей человека, развивать творческие способности учеников.
Задачи: развивать внимательность, наблюдательность. Вызвать эмоциональный отклик, помочь почувствовать и понять красоту, изображаемую на портрете. Воспитывать любовь и интерес обучающихся к произведениям художников.
Материалы: акварельная бумага или тонированная бумага для пастели, пастель.
Формат: А-3
Тема 12. «Старинный замок »
Цель: создание многоплановой композиции с изображением старинного замка и окружающей его среды (рыцари в доспехах, кони, принцессы, реки, дороги).
Задачи: закреплять и расширять знания об архитектуре. Развивать умение составлять тематическую композицию. Провести словарную работу: колонны, арки, шпили, фасад. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к истории.
Материалы: бумага для акварели, свеча, акварель, кисти, карандаш, ластик, графические материалы.
Формат: А-4
Тема 13. «Мир насекомых»
Цель: создать сюжетную композицию по теме. Найти своеобразные, необыкновенные образы насекомых.
Задачи: развить фантазию для составления композиции. Использовать большие и малые формы. Воспитывать доброе отношение к животному миру.
Материалы: бумага акварельная, гуашь, кисти.
Формат: А-3
Тема 14. «Цветы»
Цель: развивать творческие способности и художественный вкус учащихся, через понимание гармоничного сочетания цвета. Знакомство с техникой по - сырому.
Задачи: развивать умение создавать тематическую композицию используя цвет, как элемент передачи настроения, выразить ненастье или солнечный день в композиции, в смешанной технике. Воспитывать эмоциональное отношение к восприятию действительности, ко времени года лето.
Материалы: бумага акварельная, гуашь, кисти, клей, тушь цветная.
Формат: А-3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ III КУРСА:
знать понятие эскиза;
закрепить знания учащихся правильной компоновки в формате, выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;
знать понятие линии горизонта;
научить гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;
выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;
передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;
уметь рисовать линии разного направления и характера;
уметь рисовать предметы симметричной формы;
знать особенности строения тела человека (туловище, конечности, шея, голова);
учитывать положение фигуры в рисунке при передаче простого движения;
иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах,
чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;
элементарно изображать замкнутое пространство (пол и заднюю стену);
уделить основное внимание разнообразному композиционному решению;
формировать умения и навыки в работе кистью, карандашом, в смешанных техниках.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ III КУРСА.
На третьем курсе продолжается формирование и закрепление навыков и умений, полученных ранее. Происходит дальнейшее знакомство с приемами и техниками рисования. Каждая последующая тема программы различна по технике исполнения, что способствует целостному восприятию предмета рисование. Продолжается изучение законов композиции. Знакомство с новыми художественными терминами. Большое внимание уделять эскизу и поиску композиционных решений. В отличии от второго курса, на третьем курсе обучающиеся должны научиться показывать форму, цвет, пространственное расположение предметов, выполнять композицию с учетом закономерностей перспективы.
III КУРС — 102 ч.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
По окончании третьего курса обучающиеся будут:
Знать художественные материалы и уметь пользоваться акварелью, гуашью, цветными карандашами, восковыми и пастельными мелками;
Уметь использовать цвета и их оттенки для передачи колорита изображения;
Уметь смешивать краски на палитре;
Знать понятия «теплые» и «холодные тона»;
Уметь делать эскиз в карандаше;
Уметь рисовать кистью широкие и тонкие линии;
Уметь передавать форму, пропорции и цвет предметов.
Уметь передавать в рисунке несложные движения человека и животных;
Уметь правильно располагать изображение на листе.
Уметь обобщать представления, полученные в предыдущие годы обучения.
Уметь создавать сюжетные композиции с многоплановым пространством.
УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III курс ДХШ
Количество часов в неделю -3
Количество учебных недель – 34
Всего часов в год – 102
№ | Тема | Практическое задание | Кол-во часов |
1 | «Волшебное лето» Гуашь | Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в технике монотипия. | 18 |
2 | «Образ города» Черная гелиевая ручка | Составление многоплановой композиции с учетом перспективных отношений. Закрепление графических навыков. Оттиск осенних листьев по готовому фону. | 9 |
3 | «Фрукт и насекомое» Гуашь, бумага из журналов | Рваная аппликация с прорисовкой мелких деталей и обводкой общих форм. Передача объема и светотени. Поиск цветовых пятен. Работа с журналами и цветной бумагой. | 9 |
4 | «Образ из пятен» Монотипия | Развитие образно-логического мышления, ассоциативного мышления. Обучение навыкам работы тушью. | 6 |
5 | «Песенка метели» Гуашь | Изучение зимнего состояния природы (картина Брейгеля «Охотники на снегу» и т.д.), сочинение изобразительного мотива с опорой на наблюдения в природе, создание настроения в пейзаже, введение в пейзаже предмета, усиливающего выражение настроения (фонарь в сумерках, фигура человека и т.п.) | 9 |
6 | «Домик в деревне» Тушь, цветная бумага, акварель. | Создание деревенского пейзажа. Использование цветной бумаги для заполнения плоскостей стен дома. Применение техники раздувания тушью для изображения деревьев, их веток, кустов. Развивать фантазию, выполнять поиск выразительного, композиционного и колористического решения. | 9 |
7 | «Натюрморт» Акварель | Продолжение изучения техники акварельной живописи. Обучить работе с натуры, знакомство с техникой работы по – сырому, на мятой бумаге с обводкой общих форм. | 9 |
8 | «Календарь праздников» Смешанная техника | Работа клеем с последующей засыпкой бронзовым порошком с последующим живописным решением. Выполнение эскиза с использованием символических рисунков древних художников Казахстана в центре, заливка линий клеем с присыпкой бронзовым порошком, создание композиции по теме календарь праздников по временам года. | 12 |
9 | «Иллюстрация к сказке» Акварель | Создание иллюстрации к отрывку из сказки. Работа акварелью на тонированной бумаге. Прорисовка акварелью действующих лиц. Фон остается частично не тронутым. | 15 |
10 | Автопортрет Смешанная техника. | Выполнение нескольких эскизов с натуры, через зеркало, знакомство с пропорциями лица, выражение характера в изображении. Подготовка фона гуашью. Подборка оттенков бумаги для коллажа из журналов. | 6 |
Тема 1. «Волшебное лето» монотипия.
Цель: развивать художественные навыки при выборе цветового решения в технике монотипия. Научить передавать настроение в композиции через единство цвета и формы, создать цветовой колорит.
Задачи: обучить использовать цвет, как элемент передачи настроения, выражать ненастье или солнечный день в композиции, в смешанной технике. Воспитать эмоционального отношения к восприятию действительности, к времени года лета.
Материалы: лист с отпечатком монотипии гуашью, краски, кисти, штрих.
Формат: А-3
Тема 2. «Образ города» графика.
Цель: дать понятие «городской пейзаж», как тематическое направление в композиции, изучение плановости и перспективы пейзажа в городе, создать тематическую композицию на тему «Образ города». Создать композицию в листе.
Задачи: объяснить значение понятия «плановость в пейзаже», научить создавать несколько вариантов эскизов, перевод в лист, работа в цвете, уточнение деталей. Развивать умение создавать тематическую композицию на заданную тему с использованием архитектурных мотивов, фигур людей.
Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, искусству и архитектуре, к Родине. Выполнить оттиск листьев, по фону используя гуашь. Передать цветовую гамму осенних листьев.
Материалы: Бумага акварельная, гуашь, черная ручка, кисти.
Формат: А-3
Тема 3. «Фрукт и насекомое» аппликация.
Цель: создание рваной аппликацию из цветной бумаги и журналов, с последующей прорисовкой гуашью и обводкой общих форм. Поиск цветовых пятен.
Задачи: познакомить с понятиями «объем» и «светотень». Передать объем сферической поверхности фрукта. Закрепить навыки работы с клеем и цветной бумагой. Учить детей более точно передавать форму и объем предметов. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой и клеем
Материалы: Картон, гуашь, журналы, цветная бумага, клей, муляжи овощей и фруктов.
Формат: А-3
Тема 4. «Образ из пятен».
Цель: выполнение монотипии и на основе получившихся пятен дорисовать пером и тушью ассоциируемый образ.
Задачи: развить образное восприятия и фантазию, закрепить навыки образно-логического мышления. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к Родине.
Материалы: бумага для акварели, тушь, перо, стекло, акварель.
Формат: А-3
Тема 5 «Песенка метели»
Цель: создание сюжетной композиции по теме на основе картины П. Брейгеля «Охотники на снегу». Сочинение изобразительного мотива с опорой на наблюдения в природе, создать настроение в пейзаже (введение в пейзаже предмета, усиливающего выражение настроения : фонарь в сумерках, фигура человека и т.п.).
Задачи: научить подбирать цветовую гамму для передачи зимнего состояния природы. Познакомить с особенностями творчества художника. Воспитывать аккуратность при работе, проявлять фантазию.
Материалы: Картина П. Брейгеля «Охотники на снегу», бумага для акварели, гуашь, кисти, карандаш, ластик.
Формат: А-3.
Тема 6. «Домик в деревне»
Цель: Создать сюжетную композицию. Изучение цветовой гаммы, развитие фантазии, создание эскиза, поиск выразительного, композиционного и колористического решения.
Задачи: Познакомить с техникой «раздувание тушью». Научить детей последовательно выполнять работу. Развить творческий подход к изображению используя смешанную технику (заливка акварелью фона, заполнение некоторых элементов изображения цветной бумагой, выполнение деревьев техникой «раздувания»). Воспитывать любовь к природе, родине.
Материалы: бумага акварельная, восковые мелки, ручку для процарапывания, тушь черная, свеча, мыло, кисти, карандаш, ластик.
Формат: А-3
Тема 7. «Натюрморт»
Цель: систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт). Развить зрительное представление и впечатления от натуры, чувства пропорции, соразмерности. Познакомить с техникой работы по – сырому, на мятой бумаге.
Задачи: воспитать любовь и интерес к изобразительному творчеству. Развить внимательность, наблюдательность. Вызвать эмоциональный отклик, помочь почувствовать и понять красоту, изображаемую в натюрморте. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к природе.
Материалы: акварельная бумага, акварель, кисти.
Формат: А-3
Тема 8. «Календарь праздников»
Цель: выполнить рисунок с использованием символических рисунков древних художников Казахстана в центре, создать композицию по теме времена года.
Задачи: познакомить с историческими наскальными росписями. Научить последовательно выполнять работу. Развить фантазию. Воспитать аккуратность при работе с клеем и бронзовым порошком.
Материалы: Бумага для акварели, гуашь, клей пва, бронзовый порошок, газеты, кисти, карандаш, ластик.
Формат: А-4
Тема 9. «Иллюстрация к сказке»
Цель: создать иллюстрацию к отрывку из сказки.
Задачи: научить рисовать акварелью на тонированной чаем или кофе бумаге оставляя фон частично не тронутым. Развить образное мышление и фантазию. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.
Материалы: бумага акварельная, свеча, акварель, кисти, карандаш, ластик.
Формат: А-3
Тема 10. «Автопортрет»
Цель: изучение пропорции лица, выразить характер в изображении.
Задачи: обучить составлять описательный рассказ о своем лице. Упражнять детей в рисовании автопортрета, используя метод «образ в зеркале». Развить внимательность и наблюдательность. Вызвать эмоциональный отклик, помочь почувствовать и понять красоту, изображаемую на портрете. Воспитать терпение и аккуратность при работе с бумагой и клеем.
Материалы: бумага акварельная, журналы, клей - карандаш, кисти.
Формат: А-3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ IV КУРСА:
знать понятие эскиза;
закрепить знания учащихся правильной компоновки в формате, выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;
изучить выразительные средства графики и живописи;
научить гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;
выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;
передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;
уметь рисовать линии разного направления и характера;
уметь рисовать предметы симметричной формы;
знать особенности строения тела человека (туловище, конечности, шея, голова);
учитывать положение фигуры в рисунке при передаче простого движения;
иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах,
чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;
элементарно изображать замкнутое пространство (пол и заднюю стену);
уделить основное внимание разнообразному композиционному решению;
формировать умения и навыки в работе кистью, карандашом, в смешанных техниках.
Уметь обобщать представления, полученные в предыдущие годы обучения.
изучить техники письма акварельной живописи (Аля-прима, по-сырому, мозаика, лессировка);
формировать умения правильно компоновать в листе изображение, используя правила компоновки;
тренировать постановку кисти при работе за мольбертом простым карандашом.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ IV КУРСА
На четвертом курсе закрепляются и углубляются знания полученные обучающимися в течение пройденных лет обучения, а так же начинается ознакомление с предметами рисунок и живопись. Знакомство с традиционными техниками акварельного письма и основами работы акварельными красками. Знакомство с основами грамотного рисунка (гармоничная компоновка изображения на листе, передача светотеневых отношений штриховой техникой).
IV КУРС — 102 ч.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
По окончании четвертого курса обучающиеся должны :
Осмыслить понятия формат, пропорции, тоновые отношения;
Будут иметь представление о специфике предмета «Рисунок»;
Знать основные изобразительно-выразительные средства в графическом виде искусства (линия, штрих, точка, пятно);
Понимать и применять основные изобразительно-выразительные средства рисунка (пропорции, симметрия, асимметрия, контраст, ось, масштаб, равновесие);
Понимать роль техники безопасности в процессе учебы и уметь соблюдать на занятиях рисунком: поддерживать правильную осанку, аккуратно использовать режущие инструменты;
Понимать значение специальных терминов и понятий (цветовой спектр, теплые и холодные цвета, заливки, мазок, лессировка, аля-прима, мозаика);
Уметь получать сложные оттенки цвета на палитре, понимать отличия свойств и приемов работы акварелью и гуашью;
Уметь использовать основные принципы композиционного построения с учетом свойств формата;
Владеть основными приемами и последовательностью работы гуашью и акварелью;
Уметь составлять композиции, которые должны быть многоплановыми, контрастными и хорошо читаемыми, отражать основную суть замысла.
Обучающиеся должны стремиться создавать в своей работе эстетические художественные образы на качественно новой ступени, тщательно осмысливая собственную изобразительную деятельность.
В композициях выразительно должны быть показаны характер фигур, настроение, мир интересов главных героев через позы, эмоции, окружающие предметы, пейзаж, архитектуру и т. д.;
Идея сюжета, её общественная значимость должна стать предметом осмысления, что связанно с восприятием обучающегося, его собственными усложняющимися переживаниями по отношению к окружающему миру и своим будущим местом в обществе.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
IV КУРС ДХШ
Количество часов в неделю - 3
Количество учебных недель – 34
Всего часов в год – 102
I полугодие
№ | Тема | Практическое задание | Кол-во часов |
1 | Что такое рисунок? Деление отрезков на равные части. Тон, штрих Графика | Знакомство учащихся с понятием «рисунок» Деление отрезков на равные части. Тон в рисунке, штриховка. Обучение правильно садиться за мольберт, верно ставить его, прикалывать бумагу, организовывать рабочее место. Упражнения в проведении кривых и прямых линий. Заточка карандаша. Постановка кисти руки при рисовании линии. Понятие о тоне. Штрих. Развитие глазомера, обработка штриха. Воспитывать аккуратность, терпеливость. | 6 |
2 | «Натюрморт» Графика | Рисование сюжетной композиции натюрморт. Тон, штрих. Закрепить навыки предыдущего задания. Обучить учащихся создавать уравновешенную композицию из предметов посуды и фруктов. Компоновка в листе, сочетание больших и малых форм. Развитие образного воображения, индивидуальных особенностей ребенка. Воспитывать бережное отношение к работе. Эскизы посуды разной формы и размеров. Компоновка. Уточнение, тон, штрих. Работа линией, штрихом, пятном. Обобщение. Фактурное решение. | 9 |
3 | Что такое живопись. Техники и приемы акварельной живописи. «Рыбка» Акварель | Знакомство учащихся с предметом живопись, с понятиями цветовая гамма, цветовой круг, мазок, «Теплые» и «Холодные» оттенки, основные и дополнительные цвета, заливка. Обучение смешиванию красок на палитре. Знакомство с приемами акварельной живописи: лессировка, аля-прима, по сырому, по сухому. Развитие образного и цветового восприятия. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Упражнять смешиванию красок на палитре. | 6 |
4 | Этюды осенних листьев Акварель, тушь, соль | Обучение рисовать листья с натуры, используя правила композиции. Повторение и закрепление задач предыдущего задания. Уметь располагать рисунок на листе бумаги в зависимости от его размеров и необходимости зрительного равновесия форм и цвета. Продолжение осваивания навыков смешивание красок для получения цветовых оттенков. Усвоить технику акварельной живописи при написании этюдов. Воспитывать бережное отношение к природе. Зарисовка листьев с натуры. Компоновка в листе. Масштабность. Смешивание красок. Получение оттенков. Прописывание. Использование тепло-холодных оттенков, контрастных и родственных. | 6 |
5 | Композиция «листья и цветы осени» Фломастеры, цветная бумага | Создание композиции из листьев из листьев и цветов. Повторение и закрепление задач предыдущего задания. Обучить создавать сюжетную композицию из различных по форме и объемам листьев. Уметь располагать рисунок на листе бумаги в зависимости от его размеров и необходимости зрительного равновесия форм и цвета. Прививать навыки работы цветом по воображению. Формировать приемы работы гуашью. Учить разнообразию фактуры мазка. Развить фантазию, образное мышление. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью. | 9 |
6 | Композиция «профессия» | Создание сюжетной композиции с портретом. Обучить выполнять декоративную композицию. Познакомить с жанром портрета. Научить выделять главное с помощью контраста, величины и подчинять второстепенное главному. Через детали обратить внимание на характер или профессию героя. Эскизы, зарисовки. Перенос на чистовой формат, работа цветом. | 9 |
7 | Композиция «Зимние забавы» Гуашь, акварель | Создание декоративной работы гуашью. Вырабатывать способность особого видения натуры. Передать плановость в композиции. Учить передавать характер предметов, динамику, статику. Развить чувство цветовых отношений. Воспитывать творческое отношение к предметам быта. Зарисовка композиции, уточнение. Работа гуашью. Цветовая гамма, использование теплых и холодных оттенков. | 12 |
8 | Композиция «сказки» Цветная тушь, соль, штрих | Создание сюжетной тематической композиции. Фон-цветная тушь с солью. Обводка по контуру белой гуашью и черной гелиевой ручкой. Выделение главного в композиции, подчинение деталей общему фону. Эскиз, доработка, утверждение. Выполнение фона цветной тушью с посыпкой солью. Перенос эскиза. Обводка по контуру белой гуашью. Фактурное решение. Заполнение плоскостей. Доработка черной гелиевой ручкой. | 9 |
9 | «Необычные деревья» графика | Создание сюжетной композиции из растений и деревьев. Сочетание больших и малых форм, взаимосвязь с фоном. Передача плановости, светотени и воздушной перспективы при помощи тона. Выполнить детальную проработку элементов с декоративными деталями. Выбор природных мотивов и их стилизация. Зарисовка линейный рисунок из растений и деревьев. Фантазия, компоновка в листе. Уточнение, тон, штрих, работа цветной бумагой и фломастерами. Прокладывание линий по форме. Передача объема, пространства. Декорирование цветов и листьев. Усиление тона. Обобщение. | 12 |
10 | Многоплановая композиция «Пейзаж» в сине- белой гамме | Создание композиции пейзажа или парковой зоны. Использование линии, точки, пятна в изображении, а так же насыщенности цвета для передачи плановости. Повторение и закрепление задач предыдущего задания. Формировать приемы работы гуашью. Учить разнообразию фактуры мазка. Развить фантазию, образное мышление. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью. | 12 |
11 | Рисунок «Декоративные кошки» Гуашь | Стилизация животных мотивов, дополнение орнаментальными узорами. Использовать выразительные средства в декоративном искусстве – линию, точку, пятно, фактуру. Передача плановости – толстые линии выступают вперед, а тонкие отступают в глубину плоскости. Развить фантазию, твердость руки и точность глаза. Зарисовка, линейный рисунок декоративных кошек. Фантазия, компоновка в листе. Уточнение, тон, штрих. Пространство, объем. Декорирование кошек. Орнаментальные элементы. Усиление тона, обобщение. | 12 |
Тема 1. Что такое рисунок? Деление отрезков на равные части.
Цель: познакомить с понятием «рисунок», научить проводить ровные линии от руки, делить отрезки на равные части, штриховать, создавать тон в рисунке.
Задачи: обучить правильно садиться за мольберт, верно ставить его, прикалывать бумагу. Организовывать рабочее место. Выполнять упражнения в проведении кривых и прямых линий. Научить правильно затачивать карандаш. Обучить постановке кисти руки при рисовании линии. Познакомить с новыми понятиями: тон, штрих. Развить глазомер, выполнять обработку штриха. Воспитывать аккуратность, терпеливость.
Материалы: бумага для черчения, графитные карандаши м и т, ластик, кнопки. Воспитывать бережное отношение к работе.
Формат: А-3
Тема 2. Рисунок «Натюрморт» графика.
Цель: выполнить несложную сюжетную композицию по изображению посуды в натюрморте с соблюдением всех этапов работы.
Задачи: обучить учащихся создавать уравновешенную композицию из предметов посуды и фруктов. Закрепить навыки правильной компоновки в листе сочетая большие и малые формы. Развить образное воображение, индивидуальные особенности ребенка. Воспитывать бережное отношение к работе. Работать линией, штрихом, пятном.
Материалы: бумага для черчения, графитные карандаши м и т, ластик, кнопки.
Формат: А-3
Тема 3. Что такое живопись? Техники и приемы акварельной живописи. «Рыбка».
Цель: изучить приемы акварельной живописи: лессировка, аля - прима, по сырому.
Задачи: познакомить учащихся с предметом живопись, а так же с новыми понятиями: цветовая гамма, мазок, заливка, «теплые» и «холодные» оттенки, основные о дополнительные. Обучить правильно смешивать краски на палитре. Познакомить с цветовым кругом. Развить образное и цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Материалы: Бумага для акварели, акварель, кисти «белка» №3,5
Формат: А-3
Тема 4. Этюды осенних листьев.
Цель: обучить рисовать листья с натуры, используя правила композиции на основе натурных зарисовок.
Задачи: Закрепить навыки компоновки рисунка на листе бумаги в зависимости от его размеров и необходимости зрительного равновесия форм и цвета. Закрепить понятие холодные и теплые оттенки, основные и дополнительные. Развить приемы акварельной живописи при написании этюдов. Воспитывать бережное отношение к природе. Использовать тепло-холодные, контрастные и родственные оттенки. Выполнить объем.
Материалы: Бумага для акварели, акварель, кисти «белка» №3,5
Формат: А-3
Тема 5. Композиция «Цветы»
Цель: создание композиции из листьев и цветов.
Задачи: повторить и закрепить задачи предыдущего задания. Обучить создавать сюжетную композицию из различных по форме и объемам листьев. Расположить рисунок на листе бумаги в зависимости от его размеров и необходимости зрительного равновесия форм и цвета.
Привить навыки работы цветом по воображению. Формировать приемы работы гуашью кончиком кисточки. Учить разнообразию фактуры мазка.
Развить фантазию, образное мышление. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.
Материалы: бумага для акварели, фломастеры, текстовыделители, цветная бумага, карандаш, ластик, клей- карандаш.
Формат: А-3.
Тема 6. Композиция «Профессия»
Цель: создание портрета с атрибутами профессии.
Задачи: познакомить с жанром портрета. Обучить выделять главное с помощью контраста, величины и подчинять второстепенное главному. Через детали обратить внимание на характер или профессию героя. Воспитывать творческое отношение к работе
Материалы: бумага для акварели, карандаш, ластик, гуашь.
Формат: А-3
Тема 7. Композиция «Зимние забавы»
Цель: создание двухплановой композиции с живописным решением пространства, выполняется на основе методического материала, фотографий и впечатлений.
Задачи: учить передавать характер предметов. Продолжать обучать смешиванию гуаши и разнообразию фактуры мазка. Развить чувство цветовых отношений. Вырабатывать способность особого видения натуры. Цельного (при определении общих цветовых отношений), конкретного (при проработке деталей), обобщающего (в заключительной стадии работы). Воспитывать творческое отношение к предметам быта.
Материалы: акварельная бумага, гуашь, акварель, кисти. Формат: А-3
Тема 8. Композиция «Сказки»
Цель: создание сюжетной композиции на основе методического материала, фотографий и впечатлений от прочитанной сказки.
Задачи: создать живописный фон по сырой бумаге цветной тушью с солью. Выделить главное в композиции, подчинение деталей общему фону. Выполнить фактурное решение. Воспитывать бережное отношение к литературным произведениям.
Материалы: Бумага для акварели, цветная тушь, соль, кисти, карандаш, ластик, штрих, черная гелевая ручка.
Формат: А-4
Тема 9. «Необычные деревья» графика.
Цель: создание декоративной композиции из фантастических деревьев и растений. Изучение понятия свет и тень.
Задачи: научиться сочетать большие и малые формы, держать взаимосвязь с фоном. Передать плановость, воздушную перспективу при помощи тона. Проработать элементы с добавлением декоративных деталей. Научить выбирать и стилизовать природные мотивы. Развить творческое воображение, фантазию. Воспитывать в ребенке творчесое отношение к окружающему миру.
Материалы: Бумага для черчения, черный фломастер, карандаш, ластик.
Формат: А-3
Тема 10. Многоплановая композиция «Пейзаж» в сине- белой гамме.
Цель: создание композиции пейзажа или парковой зоны. Использовать линии, точки, пятна в изображении, а так же насыщенности цвета для передачи плановости. Повторить и закрепить задачи предыдущего задания.
Задачи: Обучить создать сюжетную композицию. Формировать приемы работы гуашью. Учить разнообразию фактуры линии. Развить фантазию, образное мышление. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.
Материалы: бумага акварельная, гуашь (синяя, белая, черная), кисти №1,2,3,5.
Формат: А-3
Тема 11. Рисунок «Декоративные кошки»
Цель: стилизация животных мотивов, дополнение орнаментальными узорами. Использование выразительных средств в декоративном искусстве – линию, точку, пятно, фактуру.
Задачи: передать плановость – толстые линии выступают вперед, а тонкие отступают в глубину плоскости. Развить фантазию, твердость руки и точность глаза. Использовать движение, ритм, симметрию, асимметрию в заполнении пространства листа. Выполнить декорирование кошек орнаментальными элементами. Воспитывать творческое отношение к работе.
Материалы: бумага акварельная, акварель, кисти№1,2,3,5.
Формат: А-3
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Учебно-методическое обеспечение
Наглядные пособия:
наглядные методические пособия по живописным, графическим, смешанным техникам;
образцы работ мастеров и обучающихся школы. Аудиовизуальные средства обучения:
аудиокассеты;
компакт-диски;
использование интернет-сайтов.
2. Организация учебно-воспитательного процесса
В организации учебного процесса используются такие формы обучения, как:
лекция с изучением наглядного материала;
урок с фронтальной и индивидуальной формой;
практическая работа;
экскурсии в музеи, галереи и теплицы;
работа на воздухе - пленэр.
3. Оценивание учебных достижений обучающихся
Оценивание творческих достижений обучающихся ведется с учетом таких критериев, как: композиционная гармония, лаконичная выразительность живописного и графического языка, полнота реализации полученных знаний и умений, креативность и стильность творческой работы.
Оценка знаний, умений и навыков осуществляется на каждом этапе работы. Поощряется творческий подход к выбору темы и технике исполнения, умение применять полученные теоретические знания в практической работе. Оценка результатов также осуществляется на полугодовых и итоговых годовых просмотрах по «рисованию».
Оценки выставляются по следующим критериям:
креативность идеи творческой композиции, её самостоятельное и оригинальное линейное решение;
знание и применение в графической или живописной работе законов линейной, воздушной перспектив или других приемов изображения в соответствии с выбранной идеей композиции;
умение подбирать цветовое сочетание в рисунке, соответствие цветового решения поставленной задаче. Использование в рисунке различных оттенков цвета. Передача цветовых соотношений как близких к реальным, так и наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях;
самостоятельность и оригинальность замысла. Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный, основанный на наблюдениях. Задания выполняет самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами.
мотивационно - целостное отношение к рисованию, эмоционально относится к процессу рисования, и к готовому продукту своей творческой деятельности. Работает увлеченно;
Ребенок способен экспериментировать со штрихами и пятнами. Видит в них образ и дорисовывает их до художественного образа. Характерно создание законченной картины.
4. Межпредметные связи
«рисование» - «рисунок»
использование знаний о линейной перспективе;
развитие чувства тона, тоновых отношений, тонового контраста, тонового равновесия;
развитие восприятия пропорций (пропорциональной гармонии) предметов, человека и животных;
применение графических приемов изображения различных поверхностей, т.е. передачи фактуры;
расширение знаний об использовании графических средств выражения для передачи замысла произведения в художественных образах.
«рисование» - «прикладная композиция»
закрепление знаний о правилах и законах композиции, способах композиционных построений;
использование изученных средств композиции, таких как контраст, ритм, динамика и статика;
развитие навыков стилизации изображения, формирование понятия «стиль».
применение различных декоративных приемов изображения;
владение способами орнаментации и изучение стилевых особенностей казахского орнамента и других видов орнаментов.
«рисование» - « беседы по истории искусства»
закрепление знаний о развитии культуры и искусства различных эпох и народов;
закрепление и использование знаний архитектурных стилей и стилевых направлений в истории искусства;
изучение графики как вида изобразительного искусства на примере творчества выдающихся мастеров;
использование знаний об истории изобразительного искусства Казахстана от древних времен до современности.
«рисование» - «история Казахстана»
изучение культурного наследия народа Республики Казахстан: обычаев, традиций, обрядов, национальных спортивных игр, национальных костюмов, национальных и государственных праздников;
изучение архитектурных памятников на территории Казахстана, археологических находок, истории быта казахов.
«рисование» - «литература»
знакомство с творчеством выдающихся художников иллюстраторов литературных произведений - мастеров книжной графики.
«рисование» - «биология»
применение и расширение знаний о растительном и животном мире, строении растений, анатомии человека и животных.
«рисование» - «математика»
знакомство с геометрическими фигурами и телами;
развитие пространственных представлений и измерительных навыков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Аксенов Ю.Г., Левидов М.М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986.
Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.
Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.
Беда Г.В. Живопись М.: “Просвещение”, 1986.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.:Просвещение,1969. 157 с.23
Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. М.: “Искусство”, 1955.
В глубь веков. Алма- Ата.1974.
Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.
Древности Казахстана. Алма-Ата. 1975.
Е. К. Брыкина «Творчество детей в работе сразличными материалами»М. 1997
Е. Макарова «Преодолеть страх или искусствотерапия» М. Школа-Пресс1996
И. Г. Мосин «Рисование» 1-часть Екатеринбург 1997
И. Г. Мосин «Рисование»2-часть Екатеринбург 1998.
И. Лыкова «Цветная мозаика» М., 2000.
Искусство Казахстана. Алматы. 2006-2010.
Казахстан сегодня. Алматы. 2012.
Кальнинг А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство. М.1968.
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: “Высшая школа”, 1992.
Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М., 2004.
Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: “Советский художник”, 1965.
Кузин В.С. Психология. М.: “Высшая школа”, 1974.
Леонтьева Г.К. Дорогой поиска. - М., 1965.
Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
Н. А. Курочкина «Детям о книжной графике» С, П, 1997
Н. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство»
Н. А. Курочкина «Знакомим с пейзажем»С-П. 2000 программа «Детство»
Н. П. Силивонов «Предметное рисование в д/с»М. 1997.