СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по рисованию подготовительный класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по рисованию подготовительный класс 

Просмотр содержимого документа
«Программа по рисованию подготовительный класс»

32


Содержание.

  1. Пояснительная записка 3

  2. Цели и задачи I курса 10

  3. I курс 102 часа. Ожидаемые результаты 11

  4. Учебно-тематический план I курс ДХШ 11

  5. Цели и задачи II курса 16

  6. II курс 102 часа. Ожидаемые результаты 16

  7. Учебно-тематический план II курс ДХШ 17

  8. Цели и задачи III курса 22

  9. III курс 102 часа. Ожидаемые результаты 23

  10. Учебно-тематический план III курс ДХШ 24

  11. Цели и задачи IV курса 28

  12. IV курс 102 часа. Ожидаемые результаты 29

  13. Учебно-тематический план IV курс ДХШ 30

  14. Методическое обеспечение программы 36

  15. Список используемой и рекомендуемой литературы 39

  16. Приложение 41



























Пояснительная записка.

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.

Современная педагогика уделяет огромное внимание всестороннему развитию личности ребенка, всех его задатков и способностей, в том числе изобразительных.

Через художественную деятельность реализуются познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление мышление и другие, благодаря чему у ученика создается общность многих психических функций. При создании изобразительных работ эти процессы сочетаются и координируются с кинестетическими и моторными функциями рук, что является, согласно данным психологии важнейшим условием дифференцировки пространственных отношений объектов.

Специфика психологии детей 6-10 лет требует постоянного поддержания педагогом интереса детей к деятельности. Интерес детей к изобразительной деятельности вызывается эффектом удачи, который особенно легко поддерживать при использовании новых нетрадиционных видов графических изображений, более занимательных и доступных для ребят, чем традиционные виды рисования. Нетрадиционные виды графических изображений – это рисование нетрадиционными материалами: восковыми свечами, деревянными палочками, солью, гелиевыми ручками, руками и т.д. Такая практика дает детям наиболее полное представление о выразительных возможностях различных материалов, выработку разнообразных умений и навыков, свободу в создании выразительного образа. Приобретенные графические навыки и развившиеся двигательные способности руки дают возможность воплотить любой изобразительный замысел. Тем самым нетрадиционные виды графических изображений наряду с традиционными видами способствуют развитию изобразительных способностей детей.

Однако работа педагогов несколько затруднена тем, что вопрос обучения детей в подготовительных классах детских художественных школ недостаточно освещен в современной педагогической, научно-методической литературе. В настоящее время не существует единой программы обучения в эстетическом курсе художественной школы, отвечающей требованиям времени и соответствующей возросшей эрудиции, знаниям, умениям и навыкам современных младших школьников, удовлетворяющей педагогов системностью, уровнем поставленных задач и решаемых вопросов воспитания и обучения. А если есть разработки ведущих специалистов в области изобразительного творчества, то они не всегда доступны широкому кругу педагогов-практиков.

Поэтому я пришла к необходимости создания программы обучения детей в эстетическом курсе детской художественной школы, отвечающей требованиям современной педагогики и психологии.

Над данной программой я работала на базе художественной школы КГКП “Детская художественная школа” г. Лисаковска. Специализация на методике обучения изобразительной деятельности школьников в Магнитогорском государственном техническом институте имени Г.И.Носова позволила мне разработать систему занятий по рисованию для детей 6-10 лет.

Цель начального профессионального художественного образования

- формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное восприятие, формировать эстетические суждения; воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.

Главными задачами обучения в ДХШ является развитие индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечение роста творческого потенциала познавательных интересов, обогащение внутреннего мира, воспитание любви к искусству и традициям народов Казахстана, приобщение к мировой художественной культуре.

Предмет «Рисование» является одной из ведущих и направляющих дисциплин эстетического курса в детской художественной школе. Рисование помогает формированию творческого мировоззрения ребенка и развивает художественное, образное мышление, способствует выявлению и развитию индивидуальных наклонностей и способностей учащихся.

Этот предмет развивает навыки художественного творчества, дает возможность воплотить творческие фантазии ребенка, помогает выражению своего видения образа мира, создает возможности для развития воображения. Занятия по рисованию в художественной школе основываются на изучении законов изобразительного искусства, обучают различным техникам рисования и включают в себя практические занятия.

На занятиях по предмету «Рисование» решаются следующие задачи:

-образовательные

  • научить обучающихся  различными  видами  изобразительной  деятельности;

  • познакомить с  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними;

  •  закрепить  приобретённые  умения  и  навыки;  

  • формировать представление о разных видах художественного  творчества.

-развивающие:

  • формировать  творческое  мышление;

  • развивать  интерес  к  художественной деятельности;

  • создавать предпосылки для развития  пространственного  воображения, художественного  вкуса,  фантазии,  изобретательности;

  • развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

-воспитательные:

  • воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом;

  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Данная программа «Рисование» для 1,2,3,4 эстетического курса ДХШ (возраст учащихся 6-10 лет) направлена на получение и закрепление знаний основ изобразительного искусства, как начального курса при обучении в ДХШ. Программа способствует получению знаний учащихся по живописи, графике и воспитывает интерес к культуре и искусству народов Казахстана, мировой художественной культуре.

Востребованность и необходимость данной программы обусловлена тем, что программы по предмету «Рисование» для детских художественных школ эстетического курса не существует.

«Рисование» - это учебный предмет ДХШ первой ступени, эстетического курса, направленный на развитие образного мышления, подготовки к изучению предметов живописи и графики, на воспитание аккуратности, развитию фантазии, формирование мировоззрения.

Слово «рисование», обозначает искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким либо одноцветным веществом.

Программа «рисование» для 1,2,3,4 эстетического курса детской художественной школы построена с учетом обязательных требований в условиях современного образовательного процесса и призвана реализовать основные положения начального эстетического художественного образования.

Цель «Рисования», как учебного предмета - знакомство и изучение основных принципов изображения на плоскости, направленных на развитие художественно-образного мышления и творческих способностей обучающихся.

Задачи предмета «Рисование»:

Обучающие:

изучение теоретических основ изобразительной грамоты, дающих общие понятия законов создания рисунков;

ознакомление с понятием «форма предмета», основными законами перспективы, с передачей в изображении тоновых и цветовых отношений;

усвоение правил изобразительного искусства, последовательности выполнения композиции;

обучение основам цветоведения, различным техникам рисования;

создание реалистических и декоративных композиций.

Развивающие:

развитие творческих способностей обучающихся;

формирование пространственного мышления, аналитических способностей;

развитие умений работы с различными материалами;

умение понимать и использовать различные виды информации.

Воспитывающие:

воспитание художественного вкуса, приобщение обучающихся к национальному искусству Казахстана, к искусству народов мира;

приобщение к духовным ценностям общества, посредством обогащения эмоционального мира, знакомства с произведениями казахстанских художников и народных мастеров;

формирование представления о целостности мира посредствам эмоционально-ценностного ориентирования личности, в том числе с помощью интеграции учебных дисциплин, таких как музыка, литература, история и др.

Отличительные особенности программы:

Принцип построения программы: структура деятельности учебных занятий создает условия для творческого развития обучающихся на возрастных этапах 6-10 лет и предусматривает их дифференциацию по степени одаренности.

Занятия предметом «Рисование» способствуют:

изучению искусства Казахстана и народов мира;

укреплению здоровья и развитию мелкой моторики руки, развитию речевых функций;

познанию объёмно-пространственных свойств действительности – важного фактора в развитии ребенка;

креативному (творческому) мышлению.

Основные дидактические принципы программы: простота, доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, для обучающихся 6-10 лет, 4 года обучения, 1,2,3,4 эстетический курс ДХШ, всего в год - 102 часа. Она может быть реализована в детских художественных школах, школах искусств, в рамках кружка ИЗО общеобразовательных школ, досуговых центрах развития детей.

В процессе обучения педагог знакомит обучающихся с разнообразными техниками создания композиций на листе бумаги, это карандаш, тушь, акварель, гуашь, смешанные техники. Все это дает творческий толчок к развитию активности обучающегося в сфере искусства, помогает научить законам и правилам сочинения композиции, побуждает эмоциональное сознание обучающегося, активизирует интеллектуальное мышление и творческое воображение.

В основу создания программы положена концепция развивающего обучения, которая создает предпосылки развития ребенка, как творческой личности, ориентированной на высокие общественные цели. Вся система занятий основана на положении о единстве обучения и воспитания.

Построение программы дает возможность перехода от простых заданий к более сложным, варьируется техника исполнения, композиционное решение. Творческий поиск играет главную роль в создании произведения изобразительного или прикладного искусства. При использовании данной программы у обучающихся вырабатывается привычка грамотно подходить к исполнению заданий от творческого замысла к эскизу, от линейного, цветного эскиза к готовой, законченной композиции.

В процессе работы над темами уроков рисования педагог знакомит обучающихся с разнообразными техниками исполнения и художественными материалами. Задания выполняются акварелью, гуашью, цветными карандашами, восковыми и пастельными мелками, тушью, солью, штрихом, черной ручкой, коллажем, а также монотипией и в смешанных техниках.

Обучение начинается с ознакомления обучающихся с оборудованием, материалами и принадлежностями. Освоение учащимися различных материалов, технических приемов работы с ними развивает их творческую активность, повышает интерес к творческому процессу. Обучение рисованию направлено на усвоение ребятами основных законов композиции, ее правил и приемов. Законы композиции, теоретические положения могут быть поняты учащимися тогда, когда они тут же проверяются практической работой. Задача преподавателя – пробудить у обучающихся активное, эмоциональное отношение к каждому заданию. При общей теме задания и общих требованиях, работа с учащимися строго индивидуальна и строится на принципах личностно-ориентированного обучения. Данная программа направлена на то, чтобы расширить представления учащихся о рисовании, как и виде искусства, заинтересовать и тем самым подготовить к дальнейшему обучению.

Программа позволяет обучающимся усвоить различные техники изобразительного искусства, при помощи которых, художники создают живописные произведения. Педагог создает проблемные ситуации ученикам, способствующие поиску выразительных средств, в соответствии с собственным замыслом обучающегося.

В основу программы положена концепция развивающего обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Система заданий основана на положении о единстве обучения и воспитания.

Программа построена таким образом, что обучающиеся постепенно переходят от простых заданий по технике исполнения и композиционному решению, к более сложным заданиям. Усваивается понятие эскиза, предшествующего основному замыслу. Не малую роль играет развитие творческого поиска и фантазии.

Компетентность разрешения проблем

Идентификация проблемы:

  • анализирует ситуацию, определяет противоречие между желаемым и реальным результатом и, таким образом, распознает возникшую проблему;

  • указывает на вероятные причины возникновения проблемы;

  • указывает на необходимость устранения возникшей проблемы, т. е. переводит проблему в область задач.

Планирование деятельности и применение технологий:

  • определяет характер задач адекватно поставленной цели;

  • выбирает способ решения задач (технологию деятельности) в контексте полученных знаний;

  • определяет последовательность действий;

  • самостоятельно планирует свои ресурсы, необходимые для осуществления деятельности.

Оценка деятельности, ее результатов и собственного продвижения:

  • осуществляет самостоятельный текущий контроль своей деятельности;

  • оценивает результат своей деятельности на основе анализа соответствия результата заданным критериям оценивания;

  • проявляет осознанную мотивацию саморазвития;

  • анализирует уровень собственных успехов и неудач;

  • указывает возможные причины неудач;

  • называет трудности, с которыми пришлось столкнуться и предлагает пути их преодоления.

Информационная компетентность

Планирование информационного поиска:

  • самостоятельно планирует сбор необходимой информации;

  • определяет вероятные источники для поиска информации;

  • пользуется источниками информации: специальной литературой, периодическими изданиями (библиотечный фонд), поисковыми системами Интернета;

  • самостоятельно осуществляет поиск и извлечение информации по заданному вопросу.

Извлечение и обработка информации:

  • дифференцирует и систематизирует извлекаемую информацию по заданному вопросу, самостоятельно определяя основания для отбора;

  • излагает полученную информацию в письменном и устном виде.

Коммуникативная компетентность

Диалог:

  • воспринимает необходимое содержание полученной в монологе педагога информации;

  • задает вопросы для уточнения поставленной цели;

  • высказывает мнение в диалоге с целью определения задач для достижения поставленной цели.

Групповая коммуникация:

  • способен следить за ходом дискуссии, распределяя внимание, в процессе группового обсуждения поставленных задач;

  • предлагает для обсуждения в группе варианты решения задач;

  • принимает другую версию решения задач, признанную группой оптимальной для достижения цели.

Данная программа в соответствии с современными запросами социально-экономического развития общества даст возможность обучающимся:

  • расширить свои творческие интересы, воспитать себя активной личностью с нестандартным творческим мышлением;

  • приобрести опыт в освоении новых живописных, графических и смешанных техник работы, разовьет любознательность, интерес и умение давать оценку, как своему творчеству, так и творчеству других;

  • заниматься исследованием в процессе художественного творчества и инициативно самообразовываться;

  • приобрести и развить навыки и умения, необходимые для создания креативных художественных работ;

  • использовать язык, понятия и принципы разных видов искусств;

  • воплощать свои мысли и идеи посредством графического искусства;

  • создавать оригинальные графические и живописные композиции в технике тушь-перо, гуашью, акварелью, в смешанных техниках;


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ I КУРСА:

  • дать понятие эскиза;

  • познакомить учащихся с правильной компоновкой в формате, выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;

  • дать понятие линии горизонта;

  • научить гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;

  • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;

  • передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;

  • уметь рисовать линии разного направления и характера;

  • уметь рисовать предметы симметричной формы;

  • знать особенности строения тела человека (туловище, конечности, шея, голова);

  • учитывать положение фигуры в рисунке при передаче простого движения;

  • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах,

  • чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;

  • элементарно изображать замкнутое пространство (пол и заднюю стену);

  • уделить основное внимание разнообразному композиционному решению;

  • формировать умения и навыки в работе кистью, карандашом, в смешанных техниках.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ I КУРСА.

 Педагогу необходимо создать игровую ситуацию для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости (сюрпризные моменты, загадки, стихи, сказки, игры, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления).

 Процесс выполнения работы должен начинаться с анализа изображаемого предмета, советов педагога и предложений обучающимся по выполнению работы (в некоторых случаях педагогу следует показывать основные приемы создания изображения на доске, отдельном листе). Преподаватель может направлять действия обучающихся, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке рисунка дополнительными элементами нужно обращать внимание на выразительные средства (например, на гармонично подобранные цвета).

Рассматривание законченной работы – мини просмотр. Обучающийся должен учиться оценивать свою работу и рисунки других учеников, подмечать новые интересные решения.

I курс — 102 часа

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

  1. Знать художественные материалы и уметь пользоваться акварелью, гуашью, цветными карандашами, восковыми и пастельными мелками;

  2. Уметь использовать цвета и их оттенки для передачи колорита изображения;

  3. Уметь смешивать краски на палитре;

  4. Знать понятия «теплые» и «холодные тона»;

  5. Уметь делать эскиз в карандаше;

  6. Уметь рисовать кистью широкие и тонкие линии;

  7. Уметь передавать форму, пропорции и цвет предметов.

  8. Уметь передавать в рисунке несложные движения человека и животных;

  9. Уметь правильно располагать изображение на листе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I курс ДХШ

Количество часов в неделю -3

Количество учебных недель – 34

Всего часов в год – 102

Тема

Практическое задание

Кол-во часов

1

Вводный урок,

экскурсия по школе

Знакомство со школой, кабинетами; новые понятия: мольберт, палитра, правила поведения в школе.

3

2

«Кораблик на волнах».

Простой карандаш

Обучение работе с карандашом,

умение правильно держать карандаш, виды линий: спиральные, наклонные, кривые, ломаные. Пейзаж, заполнение фона штрихом с проработкой изображения ластиком(море, волны, кораблик).

3

3

«Цветочная полянка». Акварельная живопись

Знакомство с акварельными красками. Изображение поляны цветов с проработкой фона в технике мозаики (прием прикладывания кисти). Выполнение акварельных заливок цветов. Прорисовка деталей цветов гелиевой ручкой.

6

4

«Колобок».

Простой карандаш

Просмотр мультфильма. Изучение техники работы карандашом, создание интерьера

избы в деревне, вещей, стен, лестниц, образа колобка и лесных зверей. Обучить правильно держать карандаш, создать композицию при помощи линии, штриха и пятна, показать освещение.

9

5

«Осенний букет».

Акварель, набрызг.


Продолжение обучения технике

акварельной живописи, изучение техники набрызга.

6

6

«Разноцветные листья». Фломастеры.

Рисование листьев с натуры (обводка), создание образа осенней листвы, знакомство с техникой сквозной прорисовки силуэта, изучение штрихов в технике фломастеров.

6

7

«Курочка ряба». Пастель.

Знакомство с мягкими материалами, изучение строения фигуры птицы, работа над штрихом. Заполнение фона цветными пятнами.

Знакомство с линией горизонта.

Изучение техники пастели, штрихи - вертикальные, горизонтальные, круговые, спиральные, волнистые.

9

8

«Дороги и мосты». Простой карандаш.

Развитие навыков работы с карандашом, умение создавать пространственную композицию, изображение железных дорог, светофоров, автомашин.

6

9

«Буква в городе»

Акварель, цветная бумага.

Развитие навыков осмысленного творчества, развитие фантазии, воображения, творческого мышления, визуальные и эмоциональные ассоциации. Из цветной бумаги пальцами отрывать форму буквы. Заполнить фон акварелью цветными заливками. Детализация окон домов цветными гелиевыми ручками.

9

10

«Песенка метели». Гуашь.

Обучение технике работы гуашью (мозаика крупными пятнами), рисование деревьев покрытых снегом, набрызг. Изучение нового термина: пейзаж.

9

11

Натюрморт «Цветы» Пастель.

Знакомство с техникой работы пастелью (цветочная композиция). Изучение нового термина: натюрморт.

6

12

« Музыканты ». Гуашь.


Создание композиции группы музыкантов на фоне листа из нотной тетради, прорисовка деталей, отделка фона.

9

13

«Маска-перевертыш». Фломастеры.

Изучение техники работы фломастерами на основе контрастных цветов. Эскиз карандашом, построение маски-перевертыша; Работа фломастером, создание декоративных деталей.

9

14

«Морской пейзаж». Акварель, соль.

Изучение техники акварели «по–сырому» с применением соли. Отражение солнца в воде, смешивание красок, теплые, холодные цвета

9

15

«Домики для гномиков».

Гуашь

Смешанная техника (акварель, гуашь, черная гелевая ручка). Понятие сближенная цветовая гамма. Фон – акварель «по – сырому». Колорит в светлой цветовой гамме гуашью. Окна разноцветные. Крыши – заполнение узорами черной ручкой. Обводка контуров.

12


Тема 1. Вводный урок, экскурсия по школе.

Цель: познакомить со школой, кабинетами. Новые понятия: мольберт, палитра, правила поведения в школе.

Задачи: познакомить с преподавателями и кабинетами, правилами поведения в школе и на уроках. Знакомство с художественными материалами и новыми понятиями.

Тема 2. «Кораблик на волнах».

Цель: создание тематической композиции при помощи графических материалов (простой карандаш, ластик) на тему морского пейзажа.

Задачи: обучение работе с карандашом, умение правильно держать карандаш, заточка карандаша, виды линий (спиральные, наклонные, кривые, ломаные). Знакомство с выразительными средствами графики. Материалы: бумага для черчения, карандаш твердый и мягкий, ластик.

Формат: А-3.

Тема 3. Цветочная полянка.

Цель: создать композицию в листе, залить акварелью, детализировать гелиевой ручкой.

Задачи: обучение основам рисования акварельными красками. Объяснить, как правильно пользоваться кисточкой. Познакомить с техникой акварельной живописи в сочетании с черной ручкой. Создать композицию из полевых цветов. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к Родине.

Материалы: бумага акварельная акварель, кисти, черная ручка.

Формат: А-3

Тема 4. «Колобок»

Цель: создание тематической композиции при помощи графических материалов (простой карандаш, ластик) на заданную тему.

Задачи: познакомить с понятиями тон, штрих. Научить создавать 1-2 эскиза, переводить на чистовой формат, детализировать, выявлять изображения при помощи тона.

Материалы: бумага для черчения, карандаш твердый и мягкий, ластик, интерактивная доска, компьютер, мультфильм.

Формат: А-3

Тема 5. «Осенний букет».

Цель: изучение акварельной техники «набрызг».

Задачи: создать композицию из сухих веточек и листьев. Обучить навыкам работы в технике «набрызг» (подготовка композиции букета из листьев, набрызг, смещение листьев в стороны для создания второго слоя). Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.

Материалы: бумага для акварели, осенние листья и веточки, зубная щетка, акварель.

Формат: А-3

Тема 6. «Разноцветные листья»

Цель: познакомить с техникой сквозной прорисовки силуэта осенних листьев.

Задачи: объяснить как правильно компоновать изображение осенних листьев в формате. Развивать умение живописно вести работу, используя различные сочетания теплых и холодных цветов. Использовать линию, пятно как выразительное средство графики. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.

Материалы: бумага для черчения, фломастеры, карандаш, ластик.

Формат: А-3

Тема 7. «Курочка ряба»

Цель: познакомить с художественной пастелью Создать сюжетную композицию.

Задачи: научить работать мягким материалом (выполнять штрихи -вертикальные, горизонтальные, круговые, спиральные, волнистые). Изучить строение фигуры птицы. Дать понятие линии горизонта. Обучить работать штрихом по форме предмета. Воспитывать аккуратность при работе с мягким материалом.

Материалы: бумага акварельная, пастель, карандаш, ластик.

Формат: А-3

Тема 8. «Дороги и мосты».

Цель: создание тематической композиции при помощи графических материалов (простой карандаш, ластик) на заданную тему.

Задачи: Обучить работать выразительными средствами графики. Закрепить понятия тон, штрих. Воспитывать аккуратность. Развить фантазию.

Материалы: бумага для черчения, карандаш твердый и мягкий, ластик.

Формат: А-3 Развитие навыков работы с карандашом, умение создавать пространственные композиции, изображение железных дорог, светофоров, автомашин.

Тема 9. «Буква в городе».

Цель: развить навыки осмысленного творчества, развить фантазию, воображения, творческого мышления, визуальные и эмоциональные ассоциации.

Задачи: научить из цветной бумаги пальцами вырывать форму буквы, заполнять фон акварелью цветными заливками. Развивать навыки заполнения изображения декоративными элементами (детализация окон домов цветными гелиевыми ручками). Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к природе, к Родине.

Материалы: бумага акварельная, акварель, кисти, цветная бумага, клей карандаш, цветные гелиевые ручки.

Формат: А-3

Тема 10. «Песенка метели»

Цель: обучение технике работы гуашью

Задачи: научить правильно изображать деревья. Обучить смешивать цвета на палитре, заполнять фон мозаикой крупными пятнами, а так же рисовать кончиком кисточки, делать набрызг. Изучение нового термина: пейзаж. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к природе, к Родине.

Материалы: бумага акварельная, гуашь, кисти.

Формат: А-3

Тема 11. Натюрморт «Цветы».

Цель: дать общее понятие значения слова натюрморт. Создание цветочной композиции.

Задачи: обучить технике работы пастелью. Научить аккуратно вести работу. Сочетать теплые и холодные цвета. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к природе, к Родине.

Материалы: бумага акварельная, пастель, кисти, карандаш, ластик.

Формат: А-3

Тема 12. «Музыканты »

Цель: создание композиции группы музыкантов на фоне листа из нотной тетради с прорисовкой деталей и частичного заполнения фона гуашью.

Задачи: изучить фигуру человека. Научить улавливать нюансы настроения и наиболее характерные позы для музыкантов, работающих за инструментом. Развивать умение создавать тематическую композицию на заданную тему с использованием фигур людей. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, искусству и музыке, к Родине.

Материалы: картон, нотная тетрадь, карандаш, ластик, гуашь.

Формат: А-4

Тема 13. Маска-перевертыш

Цель: изучение техники работы фломастерами на основе сближенных и контрастных цветов.

Задачи: объяснить понятие «Маска – перевертыш». Научить строить маску-перевертыш. Развить фантазию, а так же навыки работы фломастерами и прорисовки деталей. Воспитывать чувство прекрасного к произведениям народного искусства.

Материалы: бумага для черчения, фломастеры, карандаш, ластик.

Формат: А-3

Тема 14. «Морской пейзаж»

Цель: Изучение техники акварельной живописи «по – сырому», с применением соли.

Задачи: развить образное мышление. Закрепить понятие теплые, холодные цвета. Обучить работать заливками. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.

Материалы: бумага акварельная, акварель, кисти, карандаш, ластик.

Формат: А-3

Тема 15. «Домики для гномиков»

Цель: создание сказочной композиции на заданную тему.

Задачи: Обучить создавать колорит в светлой цветовой гамме гуашью, выполнять работу последовательно (эскиз, фон, дома, детали). Изобразить собственное декоративное решение крыш домов, используя черную гелиевую ручку. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, искусству и литературе, к Родине.

Материалы: бумага акварельная, акварель, гуашь, кисти, черная ручка.

Формат: А-3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ II КУРСА:

  • дать понятие эскиза;

  • познакомить учащихся с правильной компоновкой в формате, выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;

  • закрепить понятие линии горизонта;

  • научить гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;

  • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;

  • передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;

  • уметь рисовать линии разного направления и характера;

  • уметь рисовать предметы симметричной формы;

  • знать особенности строения тела человека (туловище, конечности, шея, голова);

  • учитывать положение фигуры в рисунке при передаче простого движения;

  • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах,

  • чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;

  • элементарно изображать замкнутое пространство (пол и заднюю стену);

  • уделить основное внимание разнообразному композиционному решению;

  • формировать умения и навыки в работе кистью, карандашом, в смешанных техниках.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ II КУРСА.

На втором курсе продолжается формирование и закрепление навыков и умений, полученных ранее. Происходит дальнейшее знакомство с приемами и техниками рисования. Каждая последующая тема программы различна по технике исполнения, что способствует целостному восприятию предмета рисование. Продолжается изучение законов композиции. Знакомство с новыми художественными терминами.

.

II КУРС — 102 ч.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По окончании второго курса обучающиеся будут:

  1. Знать художественные материалы и уметь пользоваться акварелью, гуашью, цветными карандашами, восковыми и пастельными мелками;

  2. Уметь использовать цвета и их оттенки для передачи колорита изображения;

  3. Уметь смешивать краски на палитре;

  4. Знать понятия «теплые» и «холодные тона»;

  5. Уметь делать эскиз в карандаше;

  6. Уметь рисовать кистью широкие и тонкие линии;

  7. Уметь передавать форму, пропорции и цвет предметов;

  8. Уметь передавать в рисунке несложные движения человека и животных;

  9. Уметь правильно располагать изображение на листе;

  10. Уметь обобщать полученные представления;

  11. Уметь создавать сюжетные композиции с передачей плановости.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

II курс ДХШ

Количество часов в неделю - 3

Количество учебных недель – 34

Всего часов в год – 102

Тема

Практическое задание

Кол-во часов

1

Вводный урок.

Простой карандаш

Вводное занятие, повторение навыков усвоенных за 1 год обучения, правильное применение материалов, техника безопасности. Рисунок карандашом - применение различных видов линий.

3

2

«Бабочка в траве»

Гуашь

Выполнение декоративной композиции с объемными формами. Научить составлять цветовую гамму, создавать декоративную композицию элементами фантастики.

6

3

«Осенний парк»

Гуашь


Создание декоративной композиции гуашью с последующей прорисовкой ствола и веток деревьев. Понятие «Цветовая гамма» - теплые, холодные цвета.

6

4

«Сны животных»

Черная гелиевая ручка, акварель


(улитка, кот, тигр, зебра, жираф…)

Создание образа сказочного животного из геометрических фигур с дальнейшим декоративным заполнением изображения. Развитие образного восприятия и фантазии, закрепление навыков декоративного творчества.

6

5

«Работа в саду и огороде»

Акварель, черная гелиевая ручка

Зарисовка композиции. Передать настроение. Воспитать уважение к труду. Живописное решение с обводкой общих форм. Развить фантазию, передать многообразие овощей и фруктов.

6

6

«Лесная сова» Граттаж, гуашь


Создание композиции в смешанной технике. Образ совы. Процарапывание с передачей фактуры оперения и других окружающих предметов. Обводка общих форм.

12

7

«Образ ночного города»

Гуашь

Многослойная живопись, набрызг. Изучение техники работы гуашью, создание выразительной композиции, силуэты домов, декоративное решение.

9

8

«Фруктовый Дом»

Цветная бумага, цветные гелиевые ручки

Развитие навыков осмысленного творчества, развитие фантазии, воображения, творческого мышления, визуальные и эмоциональные ассоциации. Из цветной бумаги пальцами отрывать форму фрукта, цветными гелиевыми ручками добавляются необходимые детали для создания образа.

9

9

«Хоровод

снежинок»

Гуашь


Живопись с графической доработкой. Создание композиции в круге, в квадрате, закрепление понятия «симметрия», изучение центрально-симметричной композиции.

6

10

«Геометрические кораблики»

Восковые мелки


Однослойная живопись с применением восковых карандашей. Создание композиции на заданную тему. Разбить каждый из предметов композиции на геометрические фигуры. Закрепление понятий - центр композиции, движение, ритм.

6

11

«Мамин портрет»

Тушь, акварель


Смешанная техника. Знакомство с пропорциями лица, выражение характера в изображении. Заполнение фона цветной тушью. Проработка лица акварелью.

9

12

«Старинный замок»

Свеча, акварель

Изображение старинного замка (фактура здания, приведения, рыцари в доспехах, кони, принцессы). Создание многоплановой композиции, изображение человека на разных пространственных планах. Получение эффекта старинного замка с помощью свечи.

6

13

«Мир насекомых»

Гуашь

Пейзаж с изображением насекомых, многоплановость композиции.

9

14

«Цветы»

Смешанная техника

Создать композицию в листе, залить тушью « по-сырому» , детализировать образов цветка контурными красками.

9


Тема 1. Вводный урок, экскурсия по школе.

Цель: дать понятие предмета «Рисование. 2 курс». Цели и задачи учебного года, правила поведения. Техника безопасности при работе с художественными материалами. Инструменты, материалы и приспособления.

Задачи: повторение выразительных средств графики. Рисунок карандашом - применение различных видов линий.

Материалы: Бумага для черчения, карандаш твердый и мягкий, ластик.

Формат: А-3

Тема 2. «Бабочка в траве»

Цель: обучение выполнению декоративной композиции с элементами фантастики.

Задачи: выполнить декоративную композицию с объемными формами, научить составлять цветовую гамму, выполнять симметричное изображение при помощи техники монотипия. Воспитывать аккуратность и терпение.

Материалы: бумага для акварели, карандаш, ластик, ножницы, гуашь, кисти, газета.

Формат: А-3

Тема 3. «Осенний парк»

Цель: создание декоративной композиции гуашью с последующей прорисовкой ствола и веток деревьев. Изучение понятия «Цветовая гамма» - теплые, холодные цвета.

Задачи: познакомить с понятиями «Цветовая гамма» - теплые, холодные цвета. Создать композицию из различных по форме и размерам деревьев и кустов. Закрепить навыки правильного изображения ствола дерева и веток. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.

Материалы: акварельная бумага, черная ручка, гуашь, кисти.

Формат: А-3

Тема 4. «Сны животных».

Цель: создание образа сказочного животного из геометрических фигур с дальнейшей декоративной проработкой.

Задачи: объяснить значение понятия «центр композиции», научить создавать несколько вариантов эскизов, перевод в лист, работа черной гелиевой ручкой. Развивать образное восприятие и фантазию. Закрепить навыки декоративного творчества. Познакомить с техникой акварельного письма «по -сырому». Воспитывать аккуратность и терпение.

Материалы: бумага для акварели, черная гелиевая ручка, акварель.

Формат: А-3

Тема 5. «Работа в саду и огороде»

Цель: дать понятие «Сельский пейзаж», как тематическое направление в композиции, изучение плановости и перспективы пейзажа в сельской местности, создать тематическую композицию на заданную тему.

Задачи: объяснить значение понятия «плановость в пейзаже», научить создавать несколько вариантов эскизов, перевод на лист, работа в цвете, уточнение деталей. Живописное решение. Развивать умение создавать тематическую композицию на заданную тему с использованием природных мотивов, фигур людей, техники и инструментов для работы в саду и огороде. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к Родине

Материалы: бумага для акварели, акварель, черная гелевая ручка, карандаш, ластик.

Формат: А-3

Тема 6. Цветной граттаж «Лесная сова»

Цель: познакомить учащихся с техникой граттаж. Создать сюжетную композицию по заданной теме.

Задачи: объяснить последовательность и особенности работы в технике «граттаж». Развить навыки работы - процарапывание с передачей фактуры оперения и других окружающих предметов. Воспитывать аккуратность при работе, точность и терпение.

Материалы: бумага для акварели, свеча, гуашь, кисти, карандаш, ластик.

Формат: А-3

Тема 7. «Образ ночного города»

Цель: создать сюжетную композицию.

Задачи: научить детей обращению с гуашью, кистями, палитрой, познакомить с техникой набрызга. Развить творческий подход к изображению ночного звездного неба разными цветами красок, изображения силуэтного города. Воспитывать любовь к родному городу, природе, родине.

Материалы: бумага акварельная, гуашь, кисти, карандаш, ластик.

Формат: А-3

Тема 8. «Фруктовый дом»

Цель: развитие навыков работы осмысленного творчества, фантазии, воображения, творческого мышления, визуальные и эмоциональные ассоциации.

Задачи: объяснить понятие «мотив», как средство композиции. Развить фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность при работе с клеем и цветной бумагой.

Материалы: бумага для акварели, карандаш, ластик, цветные гелевые ручки, клей.

Формат: А-3

Тема 9. «Хоровод снежинок»

Цель: познакомить с правилами изображения центрально - симметричных элементов (снежинок).

Задачи: научить строить изображение снежинок при помощи осей симметрии. Обучить создавать композицию в круге, в квадрате, смешивать цвета на палитре. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

Материалы: бумага акварельная, гуашь, кисти.

Формат: А-3

Тема 10. «Геометрические кораблики»

Цель: создать композицию на тему «Морской пейзаж».

Задачи: научить разбивать изображение на геометрические фигуры. Обучить передавать световоздушную перспективу (ближе – ярче, дальше - светлее). Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.

Материалы: бумага акварельная, восковые мелки, карандаш, ластик.

Формат: А-3

Тема 11. «Мамин портрет»

Цель: рассказать о разновидностях индивидуальных особенностей человека, развивать творческие способности учеников.

Задачи: развивать внимательность, наблюдательность. Вызвать эмоциональный отклик, помочь почувствовать и понять красоту, изображаемую на портрете. Воспитывать любовь и интерес обучающихся к произведениям художников.

Материалы: акварельная бумага или тонированная бумага для пастели, пастель.

Формат: А-3

Тема 12. «Старинный замок »

Цель: создание многоплановой композиции с изображением старинного замка и окружающей его среды (рыцари в доспехах, кони, принцессы, реки, дороги).

Задачи: закреплять и расширять знания об архитектуре. Развивать умение составлять тематическую композицию. Провести словарную работу: колонны, арки, шпили, фасад. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к истории.

Материалы: бумага для акварели, свеча, акварель, кисти, карандаш, ластик, графические материалы.

Формат: А-4

Тема 13. «Мир насекомых»

Цель: создать сюжетную композицию по теме. Найти своеобразные, необыкновенные образы насекомых.

Задачи: развить фантазию для составления композиции. Использовать большие и малые формы. Воспитывать доброе отношение к животному миру.

Материалы: бумага акварельная, гуашь, кисти.

Формат: А-3

Тема 14. «Цветы»

Цель: развивать творческие способности и художественный вкус учащихся, через понимание гармоничного сочетания цвета. Знакомство с техникой по - сырому.

Задачи: развивать умение создавать тематическую композицию используя цвет, как элемент передачи настроения, выразить ненастье или солнечный день в композиции, в смешанной технике. Воспитывать эмоциональное отношение к восприятию действительности, ко времени года лето.

Материалы: бумага акварельная, гуашь, кисти, клей, тушь цветная.

Формат: А-3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ III КУРСА:


  • знать понятие эскиза;

  • закрепить знания учащихся правильной компоновки в формате, выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;

  • знать понятие линии горизонта;

  • научить гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;

  • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;

  • передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;

  • уметь рисовать линии разного направления и характера;

  • уметь рисовать предметы симметричной формы;

  • знать особенности строения тела человека (туловище, конечности, шея, голова);

  • учитывать положение фигуры в рисунке при передаче простого движения;

  • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах,

  • чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;

  • элементарно изображать замкнутое пространство (пол и заднюю стену);

  • уделить основное внимание разнообразному композиционному решению;

  • формировать умения и навыки в работе кистью, карандашом, в смешанных техниках.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ III КУРСА.

На третьем курсе продолжается формирование и закрепление навыков и умений, полученных ранее. Происходит дальнейшее знакомство с приемами и техниками рисования. Каждая последующая тема программы различна по технике исполнения, что способствует целостному восприятию предмета рисование. Продолжается изучение законов композиции. Знакомство с новыми художественными терминами. Большое внимание уделять эскизу и поиску композиционных решений. В отличии от второго курса, на третьем курсе обучающиеся должны научиться показывать форму, цвет, пространственное расположение предметов, выполнять композицию с учетом закономерностей перспективы.


III КУРС — 102 ч.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По окончании третьего курса обучающиеся будут:


  1. Знать художественные материалы и уметь пользоваться акварелью, гуашью, цветными карандашами, восковыми и пастельными мелками;

  2. Уметь использовать цвета и их оттенки для передачи колорита изображения;

  3. Уметь смешивать краски на палитре;

  4. Знать понятия «теплые» и «холодные тона»;

  5. Уметь делать эскиз в карандаше;

  6. Уметь рисовать кистью широкие и тонкие линии;

  7. Уметь передавать форму, пропорции и цвет предметов.

  8. Уметь передавать в рисунке несложные движения человека и животных;

  9. Уметь правильно располагать изображение на листе.

  10. Уметь обобщать представления, полученные в предыдущие годы обучения.

  11. Уметь создавать сюжетные композиции с многоплановым пространством.

УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III курс ДХШ

Количество часов в неделю -3

Количество учебных недель – 34

Всего часов в год – 102

Тема

Практическое задание

Кол-во часов

1

«Волшебное лето»

Гуашь

Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в технике монотипия.

18

2

«Образ города»

Черная гелиевая ручка

Составление многоплановой композиции с учетом перспективных отношений. Закрепление графических навыков. Оттиск осенних листьев по готовому фону.

9

3

«Фрукт и насекомое»

Гуашь, бумага из журналов

Рваная аппликация с прорисовкой мелких деталей и обводкой общих форм. Передача объема и светотени. Поиск цветовых пятен. Работа с журналами и цветной бумагой.

9

4

«Образ из пятен»

Монотипия


Развитие образно-логического мышления, ассоциативного мышления. Обучение навыкам работы тушью.

6

5

«Песенка метели»

Гуашь


Изучение зимнего состояния природы (картина Брейгеля «Охотники на снегу» и т.д.), сочинение изобразительного мотива с опорой на наблюдения в природе, создание настроения в пейзаже, введение в пейзаже предмета, усиливающего выражение настроения (фонарь в сумерках, фигура человека и т.п.)

9

6

«Домик в деревне»

Тушь, цветная бумага, акварель.

Создание деревенского пейзажа. Использование цветной бумаги для заполнения плоскостей стен дома. Применение техники раздувания тушью для изображения деревьев, их веток, кустов. Развивать фантазию, выполнять поиск выразительного, композиционного и колористического решения.

9

7

«Натюрморт»

Акварель


Продолжение изучения техники акварельной живописи. Обучить работе с натуры, знакомство с техникой работы по – сырому, на мятой бумаге с обводкой общих форм.

9

8

«Календарь праздников»

Смешанная техника

Работа клеем с последующей засыпкой бронзовым порошком с последующим живописным решением. Выполнение эскиза с использованием символических рисунков древних художников Казахстана в центре, заливка линий клеем с присыпкой бронзовым порошком, создание композиции по теме календарь праздников по временам года.

12

9

«Иллюстрация к сказке»

Акварель


Создание иллюстрации к отрывку из сказки. Работа акварелью на тонированной бумаге. Прорисовка акварелью действующих лиц. Фон остается частично не тронутым.

15

10

Автопортрет Смешанная техника.

Выполнение нескольких эскизов с натуры, через зеркало, знакомство с пропорциями лица, выражение характера в изображении. Подготовка фона гуашью. Подборка оттенков бумаги для коллажа из журналов.

6


Тема 1. «Волшебное лето» монотипия.

Цель: развивать художественные навыки при выборе цветового решения в технике монотипия. Научить передавать настроение в композиции через единство цвета и формы, создать цветовой колорит.

Задачи: обучить использовать цвет, как элемент передачи настроения, выражать ненастье или солнечный день в композиции, в смешанной технике. Воспитать эмоционального отношения к восприятию действительности, к времени года лета.

Материалы: лист с отпечатком монотипии гуашью, краски, кисти, штрих.

Формат: А-3

Тема 2. «Образ города» графика.

Цель: дать понятие «городской пейзаж», как тематическое направление в композиции, изучение плановости и перспективы пейзажа в городе, создать тематическую композицию на тему «Образ города». Создать композицию в листе.

Задачи: объяснить значение понятия «плановость в пейзаже», научить создавать несколько вариантов эскизов, перевод в лист, работа в цвете, уточнение деталей. Развивать умение создавать тематическую композицию на заданную тему с использованием архитектурных мотивов, фигур людей.

Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, искусству и архитектуре, к Родине. Выполнить оттиск листьев, по фону используя гуашь. Передать цветовую гамму осенних листьев.

Материалы: Бумага акварельная, гуашь, черная ручка, кисти.

Формат: А-3

Тема 3. «Фрукт и насекомое» аппликация.

Цель: создание рваной аппликацию из цветной бумаги и журналов, с последующей прорисовкой гуашью и обводкой общих форм. Поиск цветовых пятен.

Задачи: познакомить с понятиями «объем» и «светотень». Передать объем сферической поверхности фрукта. Закрепить навыки работы с клеем и цветной бумагой. Учить детей более точно передавать форму и объем предметов. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой и клеем

Материалы: Картон, гуашь, журналы, цветная бумага, клей, муляжи овощей и фруктов.

Формат: А-3

Тема 4. «Образ из пятен».

Цель: выполнение монотипии и на основе получившихся пятен дорисовать пером и тушью ассоциируемый образ.

Задачи: развить образное восприятия и фантазию, закрепить навыки образно-логического мышления. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к Родине.

Материалы: бумага для акварели, тушь, перо, стекло, акварель.

Формат: А-3

Тема 5 «Песенка метели»

Цель: создание сюжетной композиции по теме на основе картины П. Брейгеля «Охотники на снегу». Сочинение изобразительного мотива с опорой на наблюдения в природе, создать настроение в пейзаже (введение в пейзаже предмета, усиливающего выражение настроения : фонарь в сумерках, фигура человека и т.п.).

Задачи: научить подбирать цветовую гамму для передачи зимнего состояния природы. Познакомить с особенностями творчества художника. Воспитывать аккуратность при работе, проявлять фантазию.

Материалы: Картина П. Брейгеля «Охотники на снегу», бумага для акварели, гуашь, кисти, карандаш, ластик.

Формат: А-3.

Тема 6. «Домик в деревне»

Цель: Создать сюжетную композицию. Изучение цветовой гаммы, развитие фантазии, создание эскиза, поиск выразительного, композиционного и колористического решения.

Задачи: Познакомить с техникой «раздувание тушью». Научить детей последовательно выполнять работу. Развить творческий подход к изображению используя смешанную технику (заливка акварелью фона, заполнение некоторых элементов изображения цветной бумагой, выполнение деревьев техникой «раздувания»). Воспитывать любовь к природе, родине.

Материалы: бумага акварельная, восковые мелки, ручку для процарапывания, тушь черная, свеча, мыло, кисти, карандаш, ластик.

Формат: А-3

Тема 7. «Натюрморт»

Цель: систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт). Развить зрительное представление и впечатления от натуры, чувства пропорции, соразмерности. Познакомить с техникой работы по – сырому, на мятой бумаге.

Задачи: воспитать любовь и интерес к изобразительному творчеству. Развить внимательность, наблюдательность. Вызвать эмоциональный отклик, помочь почувствовать и понять красоту, изображаемую в натюрморте. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру, к природе.

Материалы: акварельная бумага, акварель, кисти.

Формат: А-3

Тема 8. «Календарь праздников»

Цель: выполнить рисунок с использованием символических рисунков древних художников Казахстана в центре, создать композицию по теме времена года.

Задачи: познакомить с историческими наскальными росписями. Научить последовательно выполнять работу. Развить фантазию. Воспитать аккуратность при работе с клеем и бронзовым порошком.

Материалы: Бумага для акварели, гуашь, клей пва, бронзовый порошок, газеты, кисти, карандаш, ластик.

Формат: А-4

Тема 9. «Иллюстрация к сказке»

Цель: создать иллюстрацию к отрывку из сказки.

Задачи: научить рисовать акварелью на тонированной чаем или кофе бумаге оставляя фон частично не тронутым. Развить образное мышление и фантазию. Воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру.

Материалы: бумага акварельная, свеча, акварель, кисти, карандаш, ластик.

Формат: А-3

Тема 10. «Автопортрет»

Цель: изучение пропорции лица, выразить характер в изображении.

Задачи: обучить составлять описательный рассказ о своем лице. Упражнять детей в рисовании автопортрета, используя метод «образ в зеркале». Развить внимательность и наблюдательность. Вызвать эмоциональный отклик, помочь почувствовать и понять красоту, изображаемую на портрете. Воспитать терпение и аккуратность при работе с бумагой и клеем.

Материалы: бумага акварельная, журналы, клей - карандаш, кисти.

Формат: А-3







ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ IV КУРСА:

  • знать понятие эскиза;

  • закрепить знания учащихся правильной компоновки в формате, выбирать положение листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;

  • изучить выразительные средства графики и живописи;

  • научить гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;

  • выбирать величину изображения предметов соответственно размеру листа;

  • передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;

  • уметь рисовать линии разного направления и характера;

  • уметь рисовать предметы симметричной формы;

  • знать особенности строения тела человека (туловище, конечности, шея, голова);

  • учитывать положение фигуры в рисунке при передаче простого движения;

  • иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах,

  • чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;

  • элементарно изображать замкнутое пространство (пол и заднюю стену);

  • уделить основное внимание разнообразному композиционному решению;

  • формировать умения и навыки в работе кистью, карандашом, в смешанных техниках.

  • Уметь обобщать представления, полученные в предыдущие годы обучения.

  • изучить техники письма акварельной живописи (Аля-прима, по-сырому, мозаика, лессировка);

  • формировать умения правильно компоновать в листе изображение, используя правила компоновки;

  • тренировать постановку кисти при работе за мольбертом простым карандашом.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ IV КУРСА

На четвертом курсе закрепляются и углубляются знания полученные обучающимися в течение пройденных лет обучения, а так же начинается ознакомление с предметами рисунок и живопись. Знакомство с традиционными техниками акварельного письма и основами работы акварельными красками. Знакомство с основами грамотного рисунка (гармоничная компоновка изображения на листе, передача светотеневых отношений штриховой техникой).

IV КУРС — 102 ч.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

По окончании четвертого курса обучающиеся должны :

  • Осмыслить понятия формат, пропорции, тоновые отношения;

  • Будут иметь представление о специфике предмета «Рисунок»;

  • Знать основные изобразительно-выразительные средства в графическом виде искусства (линия, штрих, точка, пятно);

  • Понимать и применять основные изобразительно-выразительные средства рисунка (пропорции, симметрия, асимметрия, контраст, ось, масштаб, равновесие);

  • Понимать роль техники безопасности в процессе учебы и уметь соблюдать на занятиях рисунком: поддерживать правильную осанку, аккуратно использовать режущие инструменты;

  • Понимать значение специальных терминов и понятий (цветовой спектр, теплые и холодные цвета, заливки, мазок, лессировка, аля-прима, мозаика);

  • Уметь получать сложные оттенки цвета на палитре, понимать отличия свойств и приемов работы акварелью и гуашью;

  • Уметь использовать основные принципы композиционного построения с учетом свойств формата;

  • Владеть основными приемами и последовательностью работы гуашью и акварелью;

  • Уметь составлять композиции, которые должны быть многоплановыми, контрастными и хорошо читаемыми, отражать основную суть замысла.

  • Обучающиеся должны стремиться создавать в своей работе эстетические художественные образы на качественно новой ступени, тщательно осмысливая собственную изобразительную деятельность.

  • В композициях выразительно должны быть показаны характер фигур, настроение, мир интересов главных героев через позы, эмоции, окружающие предметы, пейзаж, архитектуру и т. д.;

  • Идея сюжета, её общественная значимость должна стать предметом осмысления, что связанно с восприятием обучающегося, его собственными усложняющимися переживаниями по отношению к окружающему миру и своим будущим местом в обществе.








УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

IV КУРС ДХШ

Количество часов в неделю - 3

Количество учебных недель – 34

Всего часов в год – 102

I полугодие

Тема

Практическое задание

Кол-во часов

1

Что такое рисунок? Деление отрезков на равные части. Тон, штрих

Графика

Знакомство учащихся с понятием «рисунок» Деление отрезков на равные части. Тон в рисунке, штриховка.

Обучение правильно садиться за мольберт, верно ставить его, прикалывать бумагу, организовывать рабочее место. Упражнения в проведении кривых и прямых линий. Заточка карандаша. Постановка кисти руки при рисовании линии. Понятие о тоне. Штрих.

Развитие глазомера, обработка штриха.

Воспитывать аккуратность, терпеливость.

6

2

«Натюрморт»

Графика

Рисование сюжетной композиции натюрморт.

Тон, штрих. Закрепить навыки предыдущего задания. Обучить учащихся создавать уравновешенную композицию из предметов посуды и фруктов. Компоновка в листе, сочетание больших и малых форм.

Развитие образного воображения, индивидуальных особенностей ребенка.

Воспитывать бережное отношение к работе. Эскизы посуды разной формы и размеров. Компоновка. Уточнение, тон, штрих. Работа линией, штрихом, пятном. Обобщение. Фактурное решение.

9

3

Что такое живопись. Техники и приемы акварельной живописи. «Рыбка»

Акварель

Знакомство учащихся с предметом живопись, с понятиями цветовая гамма, цветовой круг, мазок, «Теплые» и «Холодные» оттенки, основные и дополнительные цвета, заливка. Обучение смешиванию красок на палитре. Знакомство с приемами акварельной живописи: лессировка, аля-прима, по сырому, по сухому.

Развитие образного и цветового восприятия.

Воспитывать аккуратность при работе с красками. Упражнять смешиванию красок на палитре.

6

4

Этюды осенних листьев

Акварель, тушь, соль

Обучение рисовать листья с натуры, используя правила композиции. Повторение и закрепление задач предыдущего задания.

Уметь располагать рисунок на листе бумаги в зависимости от его размеров и необходимости зрительного равновесия форм и цвета.

Продолжение осваивания навыков смешивание красок для получения цветовых оттенков. Усвоить технику акварельной живописи при написании этюдов. Воспитывать бережное отношение к природе.

Зарисовка листьев с натуры. Компоновка в листе. Масштабность. Смешивание красок. Получение оттенков. Прописывание.

Использование тепло-холодных оттенков, контрастных и родственных.

6

5

Композиция «листья и цветы осени»

Фломастеры, цветная бумага

Создание композиции из листьев из листьев и цветов. Повторение и закрепление задач предыдущего задания.

Обучить создавать сюжетную композицию из различных по форме и объемам листьев.

Уметь располагать рисунок на листе бумаги в зависимости от его размеров и необходимости зрительного равновесия форм и цвета.

Прививать навыки работы цветом по воображению. Формировать приемы работы гуашью. Учить разнообразию фактуры мазка.

Развить фантазию, образное мышление.

Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

9

6

Композиция «профессия»

Создание сюжетной композиции с портретом.

Обучить выполнять декоративную композицию. Познакомить с жанром портрета. Научить выделять главное с помощью контраста, величины и подчинять второстепенное главному. Через детали обратить внимание на характер или профессию героя. Эскизы, зарисовки.

Перенос на чистовой формат, работа цветом.

9

7

Композиция «Зимние забавы»

Гуашь, акварель

Создание декоративной работы гуашью. Вырабатывать способность особого видения натуры. Передать плановость в композиции.

Учить передавать характер предметов, динамику, статику. Развить чувство цветовых отношений. Воспитывать творческое отношение к предметам быта. Зарисовка композиции, уточнение. Работа гуашью. Цветовая гамма, использование теплых и холодных оттенков.

12

8

Композиция «сказки»

Цветная тушь, соль, штрих

Создание сюжетной тематической композиции. Фон-цветная тушь с солью. Обводка по контуру белой гуашью и черной гелиевой ручкой. Выделение главного в композиции, подчинение деталей общему фону. Эскиз, доработка, утверждение.

Выполнение фона цветной тушью с посыпкой солью. Перенос эскиза.

Обводка по контуру белой гуашью. Фактурное решение.

Заполнение плоскостей. Доработка черной гелиевой ручкой.

9

9

«Необычные деревья»

графика


Создание сюжетной композиции из растений и деревьев. Сочетание больших и малых форм, взаимосвязь с фоном. Передача плановости, светотени и воздушной перспективы при помощи тона. Выполнить детальную проработку элементов с декоративными деталями. Выбор природных мотивов и их стилизация.

Зарисовка линейный рисунок из растений и деревьев. Фантазия, компоновка в листе.

Уточнение, тон, штрих, работа цветной бумагой и фломастерами.

Прокладывание линий по форме.

Передача объема, пространства.

Декорирование цветов и листьев. Усиление тона. Обобщение.

12

10

Многоплановая композиция «Пейзаж» в сине- белой гамме

Создание композиции пейзажа или парковой зоны. Использование линии, точки, пятна в изображении, а так же насыщенности цвета для передачи плановости. Повторение и закрепление задач предыдущего задания.

Формировать приемы работы гуашью. Учить разнообразию фактуры мазка.

Развить фантазию, образное мышление.

Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

12

11

Рисунок «Декоративные кошки»

Гуашь

Стилизация животных мотивов, дополнение орнаментальными узорами. Использовать выразительные средства в декоративном искусстве – линию, точку, пятно, фактуру.

Передача плановости – толстые линии выступают вперед, а тонкие отступают в глубину плоскости.

Развить фантазию, твердость руки и точность глаза.

Зарисовка, линейный рисунок декоративных кошек. Фантазия, компоновка в листе.

Уточнение, тон, штрих.

Пространство, объем. Декорирование кошек. Орнаментальные элементы. Усиление тона, обобщение.

12


Тема 1. Что такое рисунок? Деление отрезков на равные части.

Цель: познакомить с понятием «рисунок», научить проводить ровные линии от руки, делить отрезки на равные части, штриховать, создавать тон в рисунке.

Задачи: обучить правильно садиться за мольберт, верно ставить его, прикалывать бумагу. Организовывать рабочее место. Выполнять упражнения в проведении кривых и прямых линий. Научить правильно затачивать карандаш. Обучить постановке кисти руки при рисовании линии. Познакомить с новыми понятиями: тон, штрих. Развить глазомер, выполнять обработку штриха. Воспитывать аккуратность, терпеливость.

Материалы: бумага для черчения, графитные карандаши м и т, ластик, кнопки. Воспитывать бережное отношение к работе.

Формат: А-3

Тема 2. Рисунок «Натюрморт» графика.

Цель: выполнить несложную сюжетную композицию по изображению посуды в натюрморте с соблюдением всех этапов работы.

Задачи: обучить учащихся создавать уравновешенную композицию из предметов посуды и фруктов. Закрепить навыки правильной компоновки в листе сочетая большие и малые формы. Развить образное воображение, индивидуальные особенности ребенка. Воспитывать бережное отношение к работе. Работать линией, штрихом, пятном.

Материалы: бумага для черчения, графитные карандаши м и т, ластик, кнопки.

Формат: А-3

Тема 3. Что такое живопись? Техники и приемы акварельной живописи. «Рыбка».

Цель: изучить приемы акварельной живописи: лессировка, аля - прима, по сырому.

Задачи: познакомить учащихся с предметом живопись, а так же с новыми понятиями: цветовая гамма, мазок, заливка, «теплые» и «холодные» оттенки, основные о дополнительные. Обучить правильно смешивать краски на палитре. Познакомить с цветовым кругом. Развить образное и цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Материалы: Бумага для акварели, акварель, кисти «белка» №3,5

Формат: А-3

Тема 4. Этюды осенних листьев.

Цель: обучить рисовать листья с натуры, используя правила композиции на основе натурных зарисовок.

Задачи: Закрепить навыки компоновки рисунка на листе бумаги в зависимости от его размеров и необходимости зрительного равновесия форм и цвета. Закрепить понятие холодные и теплые оттенки, основные и дополнительные. Развить приемы акварельной живописи при написании этюдов. Воспитывать бережное отношение к природе. Использовать тепло-холодные, контрастные и родственные оттенки. Выполнить объем.

Материалы: Бумага для акварели, акварель, кисти «белка» №3,5

Формат: А-3

Тема 5. Композиция «Цветы»

Цель: создание композиции из листьев и цветов.

Задачи: повторить и закрепить задачи предыдущего задания. Обучить создавать сюжетную композицию из различных по форме и объемам листьев. Расположить рисунок на листе бумаги в зависимости от его размеров и необходимости зрительного равновесия форм и цвета.

Привить навыки работы цветом по воображению. Формировать приемы работы гуашью кончиком кисточки. Учить разнообразию фактуры мазка.

Развить фантазию, образное мышление. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

Материалы: бумага для акварели, фломастеры, текстовыделители, цветная бумага, карандаш, ластик, клей- карандаш.

Формат: А-3.

Тема 6. Композиция «Профессия»

Цель: создание портрета с атрибутами профессии.

Задачи: познакомить с жанром портрета. Обучить выделять главное с помощью контраста, величины и подчинять второстепенное главному. Через детали обратить внимание на характер или профессию героя. Воспитывать творческое отношение к работе

Материалы: бумага для акварели, карандаш, ластик, гуашь.

Формат: А-3

Тема 7. Композиция «Зимние забавы»

Цель: создание двухплановой композиции с живописным решением пространства, выполняется на основе методического материала, фотографий и впечатлений.

Задачи: учить передавать характер предметов. Продолжать обучать смешиванию гуаши и разнообразию фактуры мазка. Развить чувство цветовых отношений. Вырабатывать способность особого видения натуры. Цельного (при определении общих цветовых отношений), конкретного (при проработке деталей), обобщающего (в заключительной стадии работы). Воспитывать творческое отношение к предметам быта.

Материалы: акварельная бумага, гуашь, акварель, кисти. Формат: А-3

Тема 8. Композиция «Сказки»

Цель: создание сюжетной композиции на основе методического материала, фотографий и впечатлений от прочитанной сказки.

Задачи: создать живописный фон по сырой бумаге цветной тушью с солью. Выделить главное в композиции, подчинение деталей общему фону. Выполнить фактурное решение. Воспитывать бережное отношение к литературным произведениям.

Материалы: Бумага для акварели, цветная тушь, соль, кисти, карандаш, ластик, штрих, черная гелевая ручка.

Формат: А-4

Тема 9. «Необычные деревья» графика.

Цель: создание декоративной композиции из фантастических деревьев и растений. Изучение понятия свет и тень.

Задачи: научиться сочетать большие и малые формы, держать взаимосвязь с фоном. Передать плановость, воздушную перспективу при помощи тона. Проработать элементы с добавлением декоративных деталей. Научить выбирать и стилизовать природные мотивы. Развить творческое воображение, фантазию. Воспитывать в ребенке творчесое отношение к окружающему миру.

Материалы: Бумага для черчения, черный фломастер, карандаш, ластик.

Формат: А-3

Тема 10. Многоплановая композиция «Пейзаж» в сине- белой гамме.

Цель: создание композиции пейзажа или парковой зоны. Использовать линии, точки, пятна в изображении, а так же насыщенности цвета для передачи плановости. Повторить и закрепить задачи предыдущего задания.

Задачи: Обучить создать сюжетную композицию. Формировать приемы работы гуашью. Учить разнообразию фактуры линии. Развить фантазию, образное мышление. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

Материалы: бумага акварельная, гуашь (синяя, белая, черная), кисти №1,2,3,5.

Формат: А-3

Тема 11. Рисунок «Декоративные кошки»

Цель: стилизация животных мотивов, дополнение орнаментальными узорами. Использование выразительных средств в декоративном искусстве – линию, точку, пятно, фактуру.

Задачи: передать плановость – толстые линии выступают вперед, а тонкие отступают в глубину плоскости. Развить фантазию, твердость руки и точность глаза. Использовать движение, ритм, симметрию, асимметрию в заполнении пространства листа. Выполнить декорирование кошек орнаментальными элементами. Воспитывать творческое отношение к работе.

Материалы: бумага акварельная, акварель, кисти№1,2,3,5.

Формат: А-3



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Учебно-методическое обеспечение

Наглядные пособия:

  • наглядные методические пособия по живописным, графическим, смешанным техникам;

  • образцы работ мастеров и обучающихся школы. Аудиовизуальные средства обучения:

  • аудиокассеты;

  • компакт-диски;

  • использование интернет-сайтов.

2. Организация учебно-воспитательного процесса

В организации учебного процесса используются такие формы обучения, как:

  • лекция с изучением наглядного материала;

  • урок с фронтальной и индивидуальной формой;

  • практическая работа;

  • экскурсии в музеи, галереи и теплицы;

  • работа на воздухе - пленэр.

3. Оценивание учебных достижений обучающихся

Оценивание творческих достижений обучающихся ведется с учетом таких критериев, как: композиционная гармония, лаконичная выразительность живописного и графического языка, полнота реализации полученных знаний и умений, креативность и стильность творческой работы.

Оценка знаний, умений и навыков осуществляется на каждом этапе работы. Поощряется творческий подход к выбору темы и технике исполнения, умение применять полученные теоретические знания в практической работе. Оценка результатов также осуществляется на полугодовых и итоговых годовых просмотрах по «рисованию».

Оценки выставляются по следующим критериям:

  • креативность идеи творческой композиции, её самостоятельное и оригинальное линейное решение;

  • знание и применение в графической или живописной работе законов линейной, воздушной перспектив или других приемов изображения в соответствии с выбранной идеей композиции;

  • умение подбирать цветовое сочетание в рисунке, соответствие цветового решения поставленной задаче. Использование в рисунке различных оттенков цвета. Передача цветовых соотношений как близких к реальным, так и наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях;

  • самостоятельность и оригинальность замысла. Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный, основанный на наблюдениях. Задания выполняет самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами.

  • мотивационно - целостное отношение к рисованию, эмоционально относится к процессу рисования, и к готовому продукту своей творческой деятельности. Работает увлеченно;

  • Ребенок способен экспериментировать со штрихами и пятнами. Видит в них образ и дорисовывает их до художественного образа. Характерно создание законченной картины.

4. Межпредметные связи

«рисование» - «рисунок»

  • использование знаний о линейной перспективе;

  • развитие чувства тона, тоновых отношений, тонового контраста, тонового равновесия;

  • развитие восприятия пропорций (пропорциональной гармонии) предметов, человека и животных;

  • применение графических приемов изображения различных поверхностей, т.е. передачи фактуры;

  • расширение знаний об использовании графических средств выражения для передачи замысла произведения в художественных образах.

«рисование» - «прикладная композиция»

  • закрепление знаний о правилах и законах композиции, способах композиционных построений;

  • использование изученных средств композиции, таких как контраст, ритм, динамика и статика;

  • развитие навыков стилизации изображения, формирование понятия «стиль».

  • применение различных декоративных приемов изображения;

  • владение способами орнаментации и изучение стилевых особенностей казахского орнамента и других видов орнаментов.

«рисование» - « беседы по истории искусства»

  • закрепление знаний о развитии культуры и искусства различных эпох и народов;

  • закрепление и использование знаний архитектурных стилей и стилевых направлений в истории искусства;

  • изучение графики как вида изобразительного искусства на примере творчества выдающихся мастеров;

  • использование знаний об истории изобразительного искусства Казахстана от древних времен до современности.

«рисование» - «история Казахстана»

  • изучение культурного наследия народа Республики Казахстан: обычаев, традиций, обрядов, национальных спортивных игр, национальных костюмов, национальных и государственных праздников;

  • изучение архитектурных памятников на территории Казахстана, археологических находок, истории быта казахов.

«рисование» - «литература»

  • знакомство с творчеством выдающихся художников иллюстраторов литературных произведений - мастеров книжной графики.

  • «рисование» - «биология»

  • применение и расширение знаний о растительном и животном мире, строении растений, анатомии человека и животных.

«рисование» - «математика»

знакомство с геометрическими фигурами и телами;

развитие пространственных представлений и измерительных навыков.

















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Аксенов Ю.Г., Левидов М.М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986.

  2. Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.

  3. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.

  4. Беда Г.В. Живопись М.: “Просвещение”, 1986.

  5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.:Просвещение,1969. 157 с.23

  6. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. М.: “Искусство”, 1955.

  7. В глубь веков. Алма- Ата.1974.

  8. Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.

  9. Древности Казахстана. Алма-Ата. 1975.

  10. Е. К. Брыкина «Творчество детей в работе сразличными материалами»М. 1997

  11. Е. Макарова «Преодолеть страх или искусствотерапия» М. Школа-Пресс1996

  12. И. Г. Мосин «Рисование» 1-часть Екатеринбург 1997

  13. И. Г. Мосин «Рисование»2-часть Екатеринбург 1998.

  14. И. Лыкова «Цветная мозаика» М., 2000.

  15. Искусство Казахстана. Алматы. 2006-2010.

  16. Казахстан сегодня. Алматы. 2012.

  17. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство. М.1968.

  18. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: “Высшая школа”, 1992.

  19. Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М., 2004.

  20. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: “Советский художник”, 1965.

  21. Кузин В.С. Психология. М.: “Высшая школа”, 1974.

  22. Леонтьева Г.К. Дорогой поиска. - М., 1965.

  23. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.

  24. Н. А. Курочкина «Детям о книжной графике» С, П, 1997

  25. Н. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство»

  26. Н. А. Курочкина «Знакомим с пейзажем»С-П. 2000 программа «Детство»

  27. Н. П. Силивонов «Предметное рисование в д/с»М. 1997.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!