СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка руки к письму в подготовительной группе «Капельки» через проект: «Умные ручки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка руки к письму

в подготовительной группе «Капельки»

 через проект: «Умные ручки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Савва Э.А.

п. Тазовский

2022г.

 

 

 

Актуальность темы:  

 

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Дети должны научиться произвольно, управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность.

            Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности.

            На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.

            Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму.

Цель: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

 - Развитие мелкой моторики руки ребенка.

- Развитие слухового внимания. 

- Развитие графического воспроизведения. 

Задачи:

            Обучающие: Развитие тонко координированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

            Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.

            Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Виды детской деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: Изучение методической литературы; анкетирование родителей; диагностика детей; подготовить необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед, и т.д.), дидактические игры.

Основной этап: реализация проекта

Заключительный этап: презентация проекта, отражающих содержание работы с детьми.

 

Гипотеза. Нужно приложить немало усилий к тому, чтобы дети научились писать красиво, чётко. Для многих детей и родителей это большая проблема. Рука не подчиняется ребёнку, поэтому в работе над проектом необходимо сделать акцент на укрепление пальцев и кистей рук у детей. В работе использовать основной принцип дидактики: от простого - к сложному.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2022-май 2023 г.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

 

Описание продукта проектирования

Продукт проектирования состоит из модели модифицированной методики Е.Н.Потаповой, и представляет:

  1. Подбор элементов по подготовке руки к письму,
  2.  Выстроенную модель системы,
  3. Подборку системы штриховок, способствующих развитию навыков письма.
  4. Разработан перспективный план работы с детьми и родителями

Литература:

  1. Большакова С.Е. - Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 132 с.
  2. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 264 с.
  3. Интернетресурсы:

http://www.gnpbu.ru

http://www.scool.edu.ru

http://doshvozrast.ru

http://festival. 1september.ru

http://www.logopedmaster.ru

http :// ipk .68 edu . ru / forum

http :// forum . krasmama . ru

http:// www.ivalex.vistcom.ru - «Всё для детского сада

http://mults.spi.ru – обучающие программы для детей

http :// detfijm . ru – «Детфильм» - аудиокниги, передачи;

www . abazy . com / drugMe / ru - форум «Всё о здоровье»

http://www.rastem.ru - «Растем вместе» - сайт для родителей о детях.

 

План реализации проекта «Умные ручки»

Перспективный план занятий

Перспективный план работы с детьми.

Мелкая моторика

Графические навыки

Сентябрь

1 неделя

Обводка трафаретов осенних листьев, раскрашивание их.

Составление узора из листьев на многоугольнике, раскрашивание его.

Рисование на тему «Осенний лес».

Обводка трафаретов кукол, «одеть» их в осеннюю одежду.

Учимся проводить горизонтальные линии (карточка №1)

Графический диктант №1

Учимся проводить вертикальные линии (карточка №2)

Графический диктант №2

2 неделя

Обводка геометрических фигур, если дети быстро справились с заданием, можно предложить нарисовать узор из геометрических форм большей величины.

Составление узора из геометрических форм, раскрашивание его.

Лепка плоских геометрических фигур, выкладывание их в узор на квадрате.

Обведи рисунок (карточка №3)

Графический диктант №3

Учимся рисовать пересечённые линии (карточка №4)

Графический диктант №4

3 неделя

Выкладывание из геометрических фигур транспорта.

Рисование на тему «Самолёт, грузовик, легковой автомобиль».

Выкладывание из конструктора «Улицы города с идущим транспортом».

Рисование на ту же тему.

Нарисуй узор на шарфике (карточка №5)

Графический диктант №5

Учимся рисовать линии под наклоном (карточка №6)

Графический диктант №6

4 неделя

Обводка трафаретов овощей.

Определение на ощупь овощей в мешочке, сколько их, нарисовать столько же.

Лепка с натуры овощей.

Вырезание на тему «Овощи».

Учимся рисовать волнистые линии (карточка №7)

Графический диктант №7

Кто летает? Кто бегает? Кто плавает? (карточка №8)

Графический диктант №8

Октябрь

1 неделя

Обводка трафаретов фруктов, ягод.

Лепка с натуры фруктов и ягод.

Рисование с натуры фруктов и ягод.

Вырезание на тему «Фрукты, ягоды».

Учимся рисовать лицо (карточка №9)

Графический диктант №9

Когда это бывает? (карточка №10)

Графический диктант №10

2 неделя

Составление целого из 6 частей, рисование получившегося предмета, раскрашивание его.

Обрывание из цветной бумаги фигур рыбок.

Сколько вишенок? Напиши цифры (карточка №11)

Графический диктант №11

Проведи линии по точкам, не отрывая руки от листа (карточка №12)

Графический диктант №12

3 неделя

Обводка трафаретов домашних животных, закрашивание их.

Лепка на тему «Собака со щенятами».

Обводка трафаретов двух котят и раскрашивание их так, чтобы они были пушистыми.

Выкладывание животных из геометрических фигур.

Проведи линии по точкам, не отрывая руки от листа, раскрась рисунок (карточка №13)

Графический диктант №13

Проведи линии по точкам, не отрывая руки от листа, раскрась рисунок (карточка №14)

Графический диктант №14

 

 

 

 

 

 

Лепка на тему «Медведь и заяц».

Рисование на тему «Встреча              

медведя и зайца» (по сказке

«Заюшкина избушка»).

Вырезание фигур диких животных.

Проведи линии по точкам, не отрывая руки от листа, раскрась рисунок (карточка №15)

Умные точки (карточка №1)

Проведи линии по точкам, не отрывая руки от листа, раскрась рисунок (карточка №16)

Графический диктант №15

Ноябрь

1 неделя

Обводка трафаретов листьев деревьев.

Раскрашивание листьев «осенними» красками

Вырезание осенних листьев из цветной бумаги.

Рисование по памяти овощей (6 видов).

Проведи линии по точкам, не отрывая руки от листа, раскрась рисунок (карточка №17)

Графический диктант №16

Умные точки (карточка №2)

Графический диктант №17

2 неделя

Обводка предметов посуды.

Рисование и раскрашивание предметов посуды на 1 больше (меньше), чем на картине (по 6 предметов).

Лепка на тему «Ваза с фруктами».

Рисование с натуры предметов хохломской росписи.

Дорисуй картинки по точкам, раскрась (карточка №18)

Умные точки (карточка №3)

Обведи одинаковые фигуры по точкам, раскрась (карточка №19)

Графический диктант №18

3 неделя

Выкладывание из цветной бумаги «Цветика – семицветика».

Рисование на тему «Радуга».

Составление цветика – семицветика из частей.

«Одень Петрушку» (обводка трафарета, рисование одежды).

Закончи штриховку фигур (карточка № 20)

Умные точки (карточка №4)

Выполни сложную штриховку (карточка №21)

Графический диктант №19

4 неделя

Игра «Предметное домино».

Рисование кошечки (большая, средняя, маленькая на листах соответствующих размеров).

Рисование на тему «Участок зимой и осенью» (на двух листах).

Дорисуй предметы по точкам (карточка №22)

Умные точки (карточка №5)

Дорисуй вторые половинки картинок (карточка №23)

Графический диктант №20

 

 

                                                                             Декабрь

1 неделя

Обводка трафаретов птиц

Рисование на тему «На кормушку прилетели снегирь, воробей, синица, голубь».

Лепка на фоне бумаги «Птицы в полёте».

Вырезание фигур вороны, воробья.

Дорисуй вторые половинки картинок (карточка №24)

Умные точки (карточка №6)

Обведи картинки по точкам (карточка №25)

Графический диктант №21

2 неделя

Обводка и раскрашивание трафаретов рыбок (8 видов).

Рисование с натуры «Рыбы в аквариуме».

Лепка по иллюстрации «Декоративные рыбки».

Работа с проволокой: сделать большую и маленькую рыбки.

Обведи картинки по точкам (карточка №26)

Умные точки (карточка №7)

Обведи картинки по точкам и раскрась (карточка №27)

Графический диктант №22

3 неделя

Обводка снежинок 5 размеров (на листе 2030).

Раскрашивание снежинок.

Выкладывание на бумаге снежинок из узких полос разной длины в форме многоугольника

Раскрась и продолжи узор (карточка №28)

Умные точки (карточка №8)

Раскрась и продолжи узор (карточка

 

4 неделя

Рисование на тему «Зима в городе».

Выкладывание предметов из пластмассового конструктора на тему «Зима».

Раскрась и продолжи узор (карточка №30) Умные точки (карточка №9)

Раскрась и продолжи узор (карточка №31)

Графический диктант №24

Январь

2 неделя

Обводка предметов одежды.

Раскрашивание по готовым формам (шарф, варежки, кофта)

«Одень мальчика и девочку в зимнюю одежду».

Рисование предметов одежды согласно сезону (картины об осени и о зиме).

Раскрась и продолжи узор (карточка №32) Умные точки (карточка №10)

Раскрась и продолжи узор (карточка №33)

Графический диктант №25

3 неделя

Работа с проволокой: волнистая, замкнутая, ломаная линии, треугольник, прямоугольник.

Складывание целого предмета из 6 частей, рисование его контура.

Раскрась и продолжи узор (карточка №30) Умные точки (карточка №11)

Раскрась и продолжи узор (карточка №31)

Графический диктант №26

4 неделя

Определение на ощупь предмета, его формы (флажок, шар). Сделать из проволоки его контур.

Рисование клубочков в корзинке на 1 больше, чем на картине (клубочки рисовать путём наращивания всех цветов радуги).

Раскрась и продолжи узор (карточка №34) Умные точки (карточка №12)

Раскрась и продолжи узор (карточка №35)

Графический диктант №27

Февраль

1 неделя

Рисование и закрашивание орудий труда.

Рисование орудий труда тех, кто изображён на картине (врач, учитель, продавец, прачка).

Лепка орудий труда тез, кто изображён на картине.

Изготовление мебели из пластмассового конструктора.

Раскрась и продолжи узор (карточка №36)

Умные точки (карточка №13)

Раскрась и продолжи узор (карточка №37)

Графический диктант №28

2 неделя

Рисование на тему «Мебель в нашей комнате».

Рисование на тему «Наша группа».

Конструирование комнаты из конструктора – строителя.

Выкладывание предметов из 12 частей.

Раскрась и продолжи узор (карточка №38) Умные точки (карточка №14)

Раскрась и продолжи узор (карточка №39)

Графический диктант №29

3 неделя

Составление картины о зиме из 10 частей.

Рисование на тему, «Какие птицы прилетают зимой на кормушку».

Рисование на тему «Зимой в лесу».

Раскрась и продолжи узор (карточка №40) Умные точки (карточка №15)

Раскрась и продолжи узор (карточка №41)

Графический диктант №30

4 неделя

Обводка и раскраска трафаретов домашних птиц.

Лепка на тему «Птичий двор».

Рисование на тему «Петух и цыплёнок».

Рисование по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».

Раскрась и продолжи узор (карточка №42) Умные точки (карточка №16)

Раскрась и продолжи узор (карточка №43)

Графический диктант №31

Март

1 неделя

Обводка фигуры человека находящегося в разных положениях.

Обводка трафаретов девочки и мальчика и раскрашивание одежды узором.

Рисование на тему «Дети занимаются».

Способом обрывание сделать предметы зимней одежды для кукол.

Раскрась и продолжи узор (карточка №44) Умные точки (карточка №17)

Раскрась и продолжи узор (карточка №45)

Графический диктант №32

2 неделя

Отбор одежды по сезонным признакам, используя картинки со временами года.

Рисование на тему «Девочка гуляет».

Выкладывание из палочек на тему «Игровая площадка».

Раскрась и продолжи узор (карточка №46) Умные точки (карточка №18)

Раскрась и продолжи узор (карточка №47)

Графический диктант №33

3 неделя

Выкладывание из геометрических фигур на тему «Мишка, зайка и лиса делают зарядку».

Лепка на тему «Белочке и зайчику сделай угощение» (белочке – 5 грибочков, зайчику – на 1 морковку больше).

Определение на ощупь предметов в мешочке, сколько их, нарисовать столько же.

Способом обрывания сделать фигуры зайца, медведя, лисы.

Раскрась и продолжи узор (карточка №48) Умные точки (карточка №19)

Раскрась и продолжи узор (карточка №49)

Графический диктант №34

4 неделя

Рисование по памяти предметов относящихся к мебели, посуде, орудиям труда в соответствующих графах.

Выкладывание по схеме разных видов зданий: дом многоэтажный, одноэтажный, общественное здание.

Игра «Танграм», выкладывание предметов, на которых человек может передвигаться.

Рисование на тему «Начало весны».

Раскрась и продолжи узор (карточка №50) Умные точки (карточка №20)

Раскрась и продолжи узор (карточка №51)

Графический диктант №35

Апрель

1 неделя

Складывание целого из 10 частей на тему о весне.

Рисование на тему «Наш участок зимой и весной».

Обводка первых весенних листочков.

Раскрашивание весенних листьев.

Раскрась и продолжи узор (карточка №52) Умные точки (карточка №21)

Раскрась и продолжи узор (карточка №53)

Графический диктант №36

2 неделя

Рисование на тему «Весенний лес».

Рисование деревьев и кустарников (высокие, низкие).

Способом обрывания сделать букет весенних листьев.

Раскрась и продолжи узор (карточка №54) Умные точки (карточка №22)

Раскрась и продолжи узор (карточка №55)

Графический диктант №37

3 неделя

Обводка и закраска трафаретов цветов.

Рисование первых весенних цветов.

Способом обрывания сделать букет весенних цветов. Наклеить их.

Раскрась и продолжи узор (карточка №56) Умные точки (карточка №23)

Раскрась и продолжи узор (карточка №57)

Графический диктант №38

4 неделя

Рисование на тему «Цветы в вазе»

Лепка цветов.

Раскрась и продолжи узор (карточка №58)

Умные точки (карточка №24)

Раскрась и продолжи узор (карточка №59)

Графический диктант №39

Май

1 неделя

Диагностика

Формы работы с детьми:

1. Традиционные

2. Комбинированные

3. Практические

- НОД

- игровая деятельность

- детское творчество

- словесные и дидактические игры 

Методы:

1. Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти)

3. Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

4. Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков).

 

Материально-техническое оснащение проекта:

- тетради в крупную и обыкновенную клетку;

- простые и цветные карандаши, ластики;

- трафареты;

- графические диктанты;

- прописи;

-пластилин;

-карандаши.

 

 Проект рассчитан на 9 месяцев. Организуется во время свободной деятельности детей, после обеденного сна. Занятия проводятся по 30 минут с детьми 6-7 лет.

Ожидаемые результаты: благодаря занятиям у ребенка повышается внимательность и способность сосредотачиваться. У детей хорошо развита ручная умелость, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность, пространственная ориентировка детей на листе бумаги.

Предполагаемый результат:

 Уметь правильно держать ручку, карандаш.

 Знать правила штриховки.

 Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

 Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

 Знать правила работы с ножницами.       

 Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.         

 Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.                                                         

 Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

 Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

 

Содержание программы по проекту

 

Проект «Умные ручки» рассчитан на занятия с детьми 6 – 7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий 30 - 35 минут.

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий в год

36

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка руки к письму

в подготовительной группе «Капельки»

 через проект: «Умные ручки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Савва Э.А.

п. Тазовский

2022г.

 

 

 

Актуальность темы:  

 

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Дети должны научиться произвольно, управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность.

            Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности.

            На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.

            Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму.

Цель: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

 - Развитие мелкой моторики руки ребенка.

- Развитие слухового внимания. 

- Развитие графического воспроизведения. 

Задачи:

            Обучающие: Развитие тонко координированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

            Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.

            Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Виды детской деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: Изучение методической литературы; анкетирование родителей; диагностика детей; подготовить необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед, и т.д.), дидактические игры.

Основной этап: реализация проекта

Заключительный этап: презентация проекта, отражающих содержание работы с детьми.

 

Гипотеза. Нужно приложить немало усилий к тому, чтобы дети научились писать красиво, чётко. Для многих детей и родителей это большая проблема. Рука не подчиняется ребёнку, поэтому в работе над проектом необходимо сделать акцент на укрепление пальцев и кистей рук у детей. В работе использовать основной принцип дидактики: от простого - к сложному.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2022-май 2023 г.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

 

Описание продукта проектирования

Продукт проектирования состоит из модели модифицированной методики Е.Н.Потаповой, и представляет:

  1. Подбор элементов по подготовке руки к письму,
  2.  Выстроенную модель системы,
  3. Подборку системы штриховок, способствующих развитию навыков письма.
  4. Разработан перспективный план работы с детьми и родителями

Литература:

  1. Большакова С.Е. - Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 132 с.
  2. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 264 с.
  3. Интернетресурсы:

http://www.gnpbu.ru

http://www.scool.edu.ru

http://doshvozrast.ru

http://festival. 1september.ru

http://www.logopedmaster.ru

http :// ipk .68 edu . ru / forum

http :// forum . krasmama . ru

http:// www.ivalex.vistcom.ru - «Всё для детского сада

http://mults.spi.ru – обучающие программы для детей

http :// detfijm . ru – «Детфильм» - аудиокниги, передачи;

www . abazy . com / drugMe / ru - форум «Всё о здоровье»

http://www.rastem.ru - «Растем вместе» - сайт для родителей о детях.

 

План реализации проекта «Умные ручки»

Перспективный план занятий

Перспективный план работы с детьми.

Мелкая моторика

Графические навыки

Сентябрь

1 неделя

Обводка трафаретов осенних листьев, раскрашивание их.

Составление узора из листьев на многоугольнике, раскрашивание его.

Рисование на тему «Осенний лес».

Обводка трафаретов кукол, «одеть» их в осеннюю одежду.

Учимся проводить горизонтальные линии (карточка №1)

Графический диктант №1

Учимся проводить вертикальные линии (карточка №2)

Графический диктант №2

2 неделя

Обводка геометрических фигур, если дети быстро справились с заданием, можно предложить нарисовать узор из геометрических форм большей величины.

Составление узора из геометрических форм, раскрашивание его.

Лепка плоских геометрических фигур, выкладывание их в узор на квадрате.

Обведи рисунок (карточка №3)

Графический диктант №3

Учимся рисовать пересечённые линии (карточка №4)

Графический диктант №4

3 неделя

Выкладывание из геометрических фигур транспорта.

Рисование на тему «Самолёт, грузовик, легковой автомобиль».

Выкладывание из конструктора «Улицы города с идущим транспортом».

Рисование на ту же тему.

Нарисуй узор на шарфике (карточка №5)

Графический диктант


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!