Пояснительная записка
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает. Так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Твои друг и товарищ - книга» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф. (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.Ф.// Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/ под ред. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2011).
Программа «Твой друг и товарищ – книга» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика – читателя.
В качестве учебного материала для формирования первоклассников – читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная ) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это еще и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Отличительные особенности программы
Внеурочные занятия «Твой друг и товарищ – книга » помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно – этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению учащимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа внеурочной деятельности «Книга – твой друг и товарищ» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из ее аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик – читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно – этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Цели занятий:
- формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников; создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- обучение чтению – рассматриванию;
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно – образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
- формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников; создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- способствовать формированию активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формировать познавательный интерес и любовь к чтению, развивать интерес к творчеству писателей;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащать нравственно – эстетический опыт ребенка;
- обучение чтению – рассматриванию;
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни.
Возраст детей и сроки реализации программы
Программа внеурочной деятельности «Твой друг и товарищ – книга» рассчитана на 4 года обучения, для учащихся 7 – 10 лет. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «Твой друг и товарищ – книга» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю (продолжительность занятия в 1 классе 25 минут, во 2 – 4 классах 45 минут).
Формы организации кружка
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:
- литературные игры
- конкурсы – кроссворды
- библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг
- проекты
- встречи с библиотекарем
- уроки – спектакли
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формировать и высказывать свое впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу – сборник с книгой – произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Формы подведения итогов
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка читательских умений: сформированность техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2,3 и 4 – х классов).
Литература:
1.Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1. – М.: Либерия, 1999.
2. Русские писатели. Биогр. слов. В 2 – х ч. / Ред. – сост. П.А. Николаев. – М.: Просвещение, 1990.
3. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. – М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия».
4. Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 168 с.
5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980.
6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980.