Рабочая программа бюджетного объединения
дополнительного образования
социально-педагогической направленности
«Легоконструирование»
(ознакомительный уровень)
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Захарова Е.А.
Москва, 2018
Пояснительная записка.
Эпоха детства – так называл Д.Б. Эльконин два следующих друг за другом и тесно связанных периода в детском развитии – дошкольный и младший школьный. На их рубеже происходит смена, определяющих развитие, видов деятельности – игровая деятельность уступает ведущее место учебной. Но игры по-прежнему не теряют для детей своей привлекательности и занимают значительное место в режиме жизнедеятельности ребенка.
Разумеется, определённые и серьёзные изменения происходят в характере самой игры младших школьников, возрастает значение игр, игра начинает подчиняться учебной деятельности.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да ещё и не с каждой игрушкой. Отечественными психологами (Н.Д. Соколова, Г.В. Косова) и специальными педагогами (О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева и д.р.) доказано, что дети, имеющие речевые или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога (дефектолога, воспитателя, логопеда), чем их нормально развивающиеся сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию и детей с нормальным психофизическим развитием, и тем более детей, имеющих какие-либо отклонения.
Использование ЛЕГО-конструкторов – это новый тип обучения с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет к ним серьезные требования. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям чувствовать себя комфортно, адаптироваться к постоянным переменам? Как научить их справляться с проблемами, возникающими в реальной жизни? Эти вопросы особенно актуальны для категории детей с отклонениями в развитии. Одним из вариантов такого подхода являются ЛЕГО-конструирование и проектная деятельность.
ЛЕГО-конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредствам увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.
Диапазон использования ЛЕГО-конструирования довольно широк. Прежде всего, занятия ЛЕГО-конструирования направлены на развитие познавательного интереса, психофизических функций организма, двигательной активности, моторики.
Проектная деятельность объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики пользуются знаниями, полученными на уроках математики, развития речи, труда, русского языка и т.д. Кроме того, тема проекта помогает ребенку связать то новое, что он узнает, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни.
В ходе работы над выполняемым проектом дети учатся формулировать цели своей работы, принимать самостоятельные решения, пытаться связывать формальные знания с реальными ситуациями, знания из одной области применять для решения разных проблем, объяснять и аргументированно отстаивать свои идеи.
В основе проектной деятельности – перечисленные ниже ЛЕГО-конструкторы. Это не означает, что если у вас нет нужных наборов, то данная деятельность для вас недоступна. Вы можете использовать конструкторы, имеющиеся у вас. Важнее – желание работать с ЛЕГО, помочь детям украсить их жизнь положительными эмоциями, развить чувство уверенности в себе, а материал для конструирования найдется.
Каждый проект складывается из 4 этапов:
Введение в тему. Предварительное обсуждение темы с детьми. Детям дается возможность самим обдумать ситуацию.
Развитие темы. Используются подходящие иллюстрации. При их обсуждении находится решение сложных задач, модель связывается с жизнью и достигается понимание детьми ключевых понятий.
Игра в «Настоящую жизнь». Дети используют знания и навыки, полученные из первых двух этапов, в ситуациях, возникающих в реальной жизни. Эту часть работы можно организовать в виде веселого представления – игры.
Изобретения. Детям предлагается воспользоваться полученными знаниями и умениями в совершенно иной ситуации. Они могут самостоятельно найти решение новой проблемы.
Существующие методы и программы работы с ЛЕГО-конструкторами с нормальными детьми были нами адаптированы для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Методика обучения ЛЕГО-конструированию в условиях специальных (коррекционных) общеобразовательных школ разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии (Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Основу процесса его усвоения составляют чередование практических и умственных действий самого обучаемого, а также учитываются особенности конструктивно-игровой деятельности детей. Также был учтен опыт работы Т.В. Лусс по формированию навыков конструктивно-игровой деятельности у детей, имеющих отклонения в развитии.
Методика разработана для учащихся 1 – 4 классов для детей с нарушением интеллекта, обучающихся по АООП. Программа так же может использоваться для детей, старше по возрасту и году обучения в учреждении, имеющих ТМНР или умеренную умственную отсталость.
В соответствии с имеющимися недостатками восприятия – воспроизведения пространства, а также пространственной ориентировки школьников с нарушениями интеллекта была определена цель дальнейшей работы: создание условий для формирования ориентировки в пространстве как особой, целостной сенсорно-перцептивной способности, находящейся в непосредственной связи с мышлением, речью и деятельностью ребенка.
Были поставлены следующие задачи:
развитие познавательного интереса учащихся
активное привлечение родителей к процессу развития учащихся
интеграция классно-урочных, внеурочных и семейных форм образования
коррекция недостатков умственного, психического и физического развития учащихся
Оптимальная наполняемость учебной группы – 12 человек
Учебный процесс предусматривает групповые (вся группа) формы учебных занятий.
1. ФОРМА КОНТРОЛЯ:
I ЭТАП
К концу каждого года обучения учащиеся должны овладеть набором определенных навыков, позволяющих им конструировать модели из лего-конструктора различной степени сложности.
II ЭТАП
Полученные в процессе работы объединения дополнительного образования умения и навыки включаются в учебный процесс и используются учителем на уроках развития речи на основе знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности, на уроках изобразительного искусства и ручного труда.
III ЭТАП
Определяется формированием у учащихся младших классов специальной коррекционной школы VIII вида ответственного отношения к среде своей жизнедеятельности.
2. Планируемые знания, умения и навыки
№ | Наименование разделов | ЗНАНИЯ | УМЕНИЯ |
1. | ЛЕГО-конструирование. Знакомство с LEGO-конструктором | Учащиеся должны знать правила поведения в леготеке, различать детали по форме, цвету, размеру. Знать различные соединения деталей | Учащиеся должны уметь соединять и рассоединять детали конструктора, повторять модели, созданные учителем по образцу и по памяти. |
2. | ЛЕГО-конструирование. Дикие и домашние животные. | Учащиеся должны знать и различать диких и домашних животных | Учащиеся должны уметь различать диких и домашних животных, уметь собирать животных из Лего-конструктора. |
3. | Проектная деятельность. Животные. | Учащиеся должны знать условия жизни различных животных | Учащиеся должны уметь моделировать среду обитания различных животных из Лего-конструктора |
4. | ЛЕГО-конструирование. Мебель. Дом, квартира. Транспорт. | Учащиеся должны знать названия предметов мебели, их назначение. | Учащиеся должны уметь собирать из Лего-конструктора предметы мебели, уметь их правильно называть |
5. | Проектная деятельность. Улица. Наша школа.Город. | Учащиеся должны знать название улицы на которой находится их школа, номер школы, расположение и название школьных помещений. | Учащиеся должны уметь собирать из Лего-конструктора школьные принадлежности и школьную мебель, создавать модель класса |
6 | Проектная деятельность. Мебельный магазин. | Учащиеся должны знать различные виды мебели. | Учащиеся должны уметь собирать из Лего-конструктора различные виды мебели. |
Тематическое планирование гр.6 «Легоконструирование»
Педагог доп. образования – Захарова Е.А..
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Наименование разделов | Наименование темы | Количество часов |
ЛЕГО-конструирование. Знакомство с LEGO-конструктором 8часов | 1. Инструктаж по технике безопасности. | 1ч |
2. Повторение деталей конструктора. | 1ч |
3. Путешествие по стране Лего | 1ч |
4. Сказочная страна Лего (спонтанная игра с конструктором) | 1ч |
5. Город Лего. | 1ч |
6. Волшебные узоры (игры на составление из деталей различных симметричных узоров). | 1ч |
7. Волшебные узоры (игры на составление из деталей различных симметричных узоров). | 1ч |
8. Техника безопасности на занятиях по Лего - конструированию. | 1ч |
ЛЕГО-конструирование. Транспорт. Город. 10часов | 1. Транспорт города: скорая помощь. | 1ч |
2. Транспорт города: погрузчик. | 1ч |
3. Транспорт города: автобус. | 1ч |
4. Транспорт города: автомобиль. | 1ч |
5. Ремонтная мастерская для машин. | 1ч |
6. К нам приходит новый год(конструирование по замыслу). | 1ч |
7. К нам приходит новый год(конструирование по замыслу). | 1ч |
8. Конструирование дома. | 1ч |
9. Конструирование дома (по условию 2 этажа). | 1ч |
10. Площадь города. | 1ч |
Проектная деятельность. "Мой любимый город" 1час | 1. Проект "Мой любимый город" | 1ч |
ЛЕГО-конструирование. "Мой любимый город" 5часов | 1. Подъёмный мост. | 1ч |
2. Детская площадка. | 1ч |
3. Ракета. | 1ч |
4. Луноход. | 1ч |
5. Космонавты. | 1ч |
ЛЕГО-конструирование Животные 7 часов | 1. Животные в зоопарке. | 1ч |
2. Вольер для тигров и львов. | 1ч |
3. Крокодил. | 1ч |
4. Конструирование по замыслу. | 1ч |
5. Построим загон для коров. | 1ч |
6. Создание модели любимого животного. | 1ч |
7. Весёлый петушок(модель петушка). | 1ч |
ЛЕГО-конструирование Мебель 3часа | 1. Конструирование предметов мебели. | 1ч |
2. Построение конструкции «Стул» | 1ч |
3. Конструирование предметов мебели по собственному замыслу. | 1ч |
Итого: | 34 | 34ч |
Всего: 34 часа
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Книги и наглядные пособия.
Документальные и художественные фильмы экологического содержания, об архитектуре.
Произведения искусства
Игры и игрушки.
Организация зимнего сада.
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа ориентирована на развитие у детей конструктивной деятельности.
Успешная работа объединения дополнительного образования «Легоконструирование» обусловлена наличием класса со свободным пространством, где можно заниматься 12 участникам.
Так же важен дифференцированный подход в подборе участников объединения дополнительного образования «Легоконструирование»
Для успешной реализации образовательной программы объединения дополнительного образования «Легоконструирование» необходимо последовательное выполнение задач и целей поставленных в данной программе.
Для реализации задач программы объединения дополнительного образования «Легоконструирование» педагог должен предъявлять к себе четкие требования к выполнению этих задач.
Для оценки деятельности и результатов работы объединения дополнительного образования «Природа и мы» предполагается использовать метод проектной деятельности. А также участие в школьной и окружной сессиях защиты Лего-проектов и Лего-дипломов, организацию праздников и викторин для учащихся начальных классов, с использованием декораций созданных из лего-конструктора силами участников объединения дополнительного образования «Легоконструирование»
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Н.Н. Учебные занятия в природе с шестилетними детьми – Взаимосвязь познавательной и социальной активности. – М.,1987.С.89 – 92
Бгажнокова И.М. Изучение мотивации мышления умственно отсталых школьников. В сб. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. – М., 1983, С. 3-9
Блинова И.К. Методика обучения младших школьников умению решать познавательные задачи природоохранительного содержания. – Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. – Ленинград, 1987. С. 84 – 93
«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе»./под ред. В.В. Воронковой, - М. : Школа- Пресс, 1994г.
Ильина Е.В. Экологическое воспитание учащихся коррекционной школы для детей с нарушением интеллекта – Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. – СПб., 1997. С. 157 – 158
Китежева Д.М. Педагогические условия формирования интересов к познанию природы у младших школьников – Взаимосвязь познавательной и социальной активности. – М., 1987. С. 93 – 99
Уфимцева Л.П., Попова Г.П., Березинская Г.А. Воспитание познавательного интереса у учащихся младших классов вспомогательной школы с помощью экологического букваря – Обучение, воспитание и развитие учащихся с нарушением интеллекта (наука, практика, опыт) – Красноярск, 1995. С. 78 – 84