СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» для учащихся 9 класса «А» и 9 класса «Б»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в СУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ОГЭ, значительно шире. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры  9 класса и геометрии 9 класса, проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-8 класса и геометрии 7-8.  Таким образом, для подготовки к ОГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры 9 класса, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции, материал курса планиметрии 7-8 классов.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часов. Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, так и требованиям контрольно-измерительных материалов. Программа составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает полностью содержание курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям, а также включены самостоятельные разделы. Такой подход определяет следующие тенденции:

  1. Создание в совокупности с основными разделами курса для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся.
  2. Восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного изучения необходимую целостность.

Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях.

Цели курса:

- практическая  помощь учащимся в подготовке  к  Единому государственному экзамену по математике через повторение, систематизацию, расширение и углубление  знаний;

- создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и  потребностями;

-  интеллектуальное  развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности  и  необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

-  подготовить к ОГЭ по математике;

-  активизировать познавательную деятельность учащихся;

-  расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно рассмотрев  возможные или более приемлемые методы их решения;

- формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование;

- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

-  помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

- научить школьников выполнять тождественные преобразования выражений;

 

Особенности курса:

- интеграция разных тем;

- практическая значимость для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» для учащихся 9 класса «А» и 9 класса «Б»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено Утверждено

на заседании приказом директора

педагогического совета № 01-09/24

Протокол № 1 от «30 » августа 2020г.

от « 30 » августа 2020 года ________/У. К. Кугаева









Рабочая программа элективного курса

по подготовке к ОГЭ по математике

для 9 класса «А» и «Б»



Рабочую программу составила

Учитель математики: Королева Е.И.

________________________________

Рассмотрена на ШМО учителей

________________________________

Протокол № _____ от ______________

Руководитель ШМО _______________







п. Светлый

2020-21 г.



Программа курса «Избранные вопросы математики»

для учащихся 9 класса «А» и 9 класса «Б»

Пояснительная записка

отводится по1 часу в в неделю, всего 34часов.

ОГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в СУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ОГЭ, значительно шире. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры 9 класса и геометрии 9 класса, проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-8 класса и геометрии 7-8. Таким образом, для подготовки к ОГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры 9 класса, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции, материал курса планиметрии 7-8 классов.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часов. Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, так и требованиям контрольно-измерительных материалов. Программа составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает полностью содержание курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям, а также включены самостоятельные разделы. Такой подход определяет следующие тенденции:

  1. Создание в совокупности с основными разделами курса для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся.

  2. Восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного изучения необходимую целостность.

Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях.

Цели курса:

- практическая  помощь учащимся в подготовке  к  Единому государственному экзамену по математике через повторение, систематизацию, расширение и углубление  знаний;

- создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и  потребностями;

-  интеллектуальное  развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности  и  необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

-  подготовить к ОГЭ по математике;

-  активизировать познавательную деятельность учащихся;

-  расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно рассмотрев  возможные или более приемлемые методы их решения;

- формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование;

- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

-  помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

- научить школьников выполнять тождественные преобразования выражений;


Особенности курса:

- интеграция разных тем;

- практическая значимость для учащихся.


Содержание программы

Модуль № 1. АЛГЕБРА.

Тема 1.1  Числовые выражения.

Свойства степени с натуральным показателями. Сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, десятичных дробей и обыкновенных дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление смешанных чисел. Порядок выполнения действий.Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10 Деление с остатком. Простые числа. Разложение натурального числа на простые множители. Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Применение свойств для упрощения выражений.

Тема 1.2 Числовая прямая.

Сравнение и нахождение координаты точки на числовой прямой. Числовые прямые натуральных чисел, дробных чисел и целых чисел.

Тема 1.3 Последовательности и прогрессии.

Определение числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессий. Разность арифметической прогрессии. Знаменатель геометрической прогрессии. Рекуррентная формула. Формула п-ого члена арифметической и геометрической прогрессий. Характеристические свойства. Сумма п-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сумма бесконечной геометрической прогрессии. Комбинированные задачи.

Тема 1.4 Иррациональные выражения.

Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Арифметические действия с иррациональными числами.

Тема 1.5 Степень и её свойства.

Свойства степени с целым показателями. Приёмы разложения на множители. Свойства арифметических действий. Нахождение значений переменной.

Тема 1.6 Уравнения и неравенства.

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений. Равносильные уравнения.

Тема 1.7 Преобразование алгебраических выражение.

Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных. Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена. Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 1.8 Графики линейной, квадратичной и дробно-рациональной функции.

Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая на отрезке. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы. Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.

Тема 1.9 Решение систем уравнений с помощью графиков.

Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Уравнения окружности. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 1.10 Текстовые задачи.

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания. Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения.

Тема 1.11 Графики.

Чтение данных показателей по графику.

Тема 1.12 Статистика.

Анализ данных показателей по диаграмме.

Тема 1.13 Вероятность.

Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.

Тема 1.14 Подсчёт по формулам.

Подсчёт данных по готовой формуле.



Модуль № 2. ГЕОМЕТРИЯ.

Тема 2.1 Основные утверждения и теоремы.

Основные понятия и утверждения геометрии. Аксиома параллельных прямых. Свойства и признаки параллельных прямых. Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный, равносторонний и прямоугольный треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Теорема о сумме углов треугольника. Свойства равнобедренных, равносторонних и прямоугольных треугольников. Неравенство треугольников. Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Ромб, прямоугольник, квадрат и их свойства. Трапеция и её свойства. Средняя линия трапеции. Правильные многоугольники. Касательная к окружности и ее свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Задачи на доказательство.

Тема 2.2 Длины.

Вычисление длин. Вычисление длин элементов треугольников и четырёхугольников. Решение треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Средняя линия трапеции. Периметр треугольника и четырёхугольника. Длина окружности. Нахождение радиуса вписанной и описанной окружности.

Тема 2.3 Углы.

Вычисление углов треугольника и четырёхугольника. Сумма углов треугольника и четырёхугольника. Внешний угол треугольника.Центральный и вписанный углы.

Тема 2.4 Площадь.

Вычисление площадей. Нахождение площади фигур по формулам. Площадь квадрата. Площади треугольника. Площадь прямоугольника. Площади ромба. Площадь параллелограмма. Площадь трапеции. Площадь круга. Площадь кругового сектора. Площадь фигуры через его периметр и радиус вписанной и описанной окружностей.

Тема 2.5 Тригонометрия.

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º и 60º.

Тема 2.6 Движения на плоскости.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Тема 2.7 Векторы на плоскости.

Векторы на плоскости. Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Сложение и вычитание векторов: Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Применение векторов и координат при решении задач. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Угол между векторами. Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.

Тема 2.8 Прикладные задачи геометрии.

Вычисление длины и площади участка. Нахождения расстояния на местности. Вычисления величины угла приборов. Нахождения осей симметрии на местности. Нахождения поворота угла на местности.


Обобщающее повторение.

Решение задач из контрольно измерительных материалов ОГЭ (первая часть из тренировочных вариантов).

Обобщающее повторение.

Решение задач из контрольно измерительных материалов ОГЭ (полный текст тренировочного варианта).









Учебно-тематический план



п/п

Тема

Кол-во часов

К / р

Модуль № 1. АЛГЕБРА. / 19 часов /


1.1

Числовые выражения.

1


1.2

Числовая прямая.

1


1.3

Последовательности и прогрессии.

2


1.4

Иррациональные выражения.

2


1.5

Степень и её свойства.

1



Контрольная работа

1

1

1.6

Уравнения и неравенства.

2


1.7

Преобразование алгебраических выражений.

2


1.8

Графики линейных, квадратичных и дробно-рациональных функций.

2


1.9

Решение систем уравнений с помощью графиков.

1



Контрольная работа №.2

1

1

1.10

Текстовые задачи

1


1.11

Статистика.

1


1.12

Вероятность.

1


Модуль № 2. ГЕОМЕТРИЯ. / 15 часов /


2.1

Основные утверждения и теоремы.

2


2.2

Длины.

2



Контрольная работа №4


1

2.3

Углы.

2


2.4

Площадь.

2


2.5

Тригонометрия.

2


2.6

Движения на плоскости.

1


2.7

Векторы на плоскости.

1


2.8

Прикладные задачи геометрии.

1



Обобщающее повторение.

1




Контрольная работа №4


1


Итого

34

4

Литература

Примерной программы по сборнику рабочих программ основного общего образования по алгебре – Алгебра 7 – 9 классы, составитель - Т.А. Бурмистрова, М.: Издательство «Просвещение», 2020 г

Примерной программы по сборнику рабочих программ основного общего образования – Геометрия 7 – 9 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова, М: Издательство «Просвещение», 2020 г.

Основной государственной экзамен. Математика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров, И.Р. Высоцкий; под ред. И.В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. – Москва: Интеллект-Центр, 2016

































































Календарно – тематическое планирование по элективному курсу «Подготовка к ОГЭ по математике»для 9 класса.

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по




плану

факту

Модуль № 1. АЛГЕБРА. / 19 часов /


1

Числовые выражения.

1



2

Числовая прямая.

1



3

Последовательности и прогрессии.

1



4

Последовательности и прогрессии.

1



5

Иррациональные выражения.

1



6

Иррациональные выражения.

1



7

Степень и её свойства.

1



8

Контрольная работа №1

1

.


9

Уравнения и неравенства.

1



10

Преобразование алгебраических выражений.

1



11

Преобразование алгебраических выражений.

1



12

Графики линейных, квадратичных и дробно-рациональных функций.

1



13

Графики линейных, квадратичных и дробно-рациональных функций.

1



14

Решение систем уравнений с помощью графиков.

1



15

Контрольная работа №2

1



16

Текстовые задачи.

1



17

Статистика.

1



18

Вероятность.

1



19

Подсчёт по формулам.

1



Модуль № 2. ГЕОМЕТРИЯ. / 15 часов /


20

Основные утверждения и теоремы.




21

Основные утверждения и теоремы.




22

Длины.




23

Длины.




24

Углы.




25

Контрольная работа №3




26

Углы.




27

Площадь.




28

Площадь.




29

Тригонометрия.




30

Тригонометрия.




31

Движения на плоскости.




32

Векторы на плоскости.




33

Прикладные задачи геометрии.




34

Контрольная работа №4




ИТОГО: 34 часа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!