МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-ЗАОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
| «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУ»Усть-Заостровская СОШ» ___________/И.А. Елисеева/ « » 2018г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Усть-Заостровская СОШ» ___________/О.И.Рыбалко/ Приказ № от 2018г. |
Рабочая программа элективного курса
«Избранные вопросы в математике»
Ф.И.О учителя: Ноженко О.В.
2018 г.
Программа элективного курса «Избранные вопросы в математике», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе учебного пособия «Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 7-9 класов сред. шк./ Сост. И.Л. Никольская. – М.: Просвещение, 2007».
Элективный курс согласно учебному плану МБОУ «Усть-Заостровская СОШ» предполагает обучение в объёме 17 часов, 0,5 часа в неделю – в 8 классе, 17 часов, 0,5 часа в неделю – в 9 классе.
Формы организации учебного процесса:
Формирование знаний: лекция, конференция
Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг
Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования
Проверка знаний: зачет
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Технологии обучения. Используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса ученик должен:
- знать/понимать:
• понятие алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
Арифметика
- Уметь:
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
- Уметь:
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• для описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
• при интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
• для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тематическое планирование курса
№ | Тема | Количество часов |
1 | Круги Эйлера | 3 |
2 | Принцип Дирихле | 3 |
3 | Целые числа. Делимость | 2 |
4 | Модуль | 3 |
5 | Проценты | 2 |
6 | Числа и выражения. | 2 |
7 | Уравнения и неравенства | 6 |
8 | Функции | 2 |
9 | Текстовые задачи. | 3 |
10 | Уравнения и неравенства с модулем и параметром | 4 |
11 | Геометрические задачи | 2 |
12 | Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА | 2 |
Итого: | 34 |
Содержание программы курса
Тема 1. Круги Эйлера (3ч)
Задачи, связанные с алгеброй множеств; логические задачи.
Цели: Расширение математического кругозора обучающихся; обогащение арсеналом средств, используемых в решении разнообразных задач.
Тема 2. Принцип Дирихле (3ч)
Метод рассуждений от противного, принцип Дирихле или «выдвижных ящиков»; принцип Дирихле и его обобщения.
Цель: Сформулировать понимание отличия интуитивных соображений от
доказательства; умение применять «принцип Дирихле» при решении задач.
Тема 3. Целые числа. Делимость (2ч.)
Делимость, основные свойства; решение различных задач по теме: «Остатки и делимость».
Цели: Развивать интуицию и умение предвидеть результаты работы.
Тема 4. Модуль (3ч)
Модуль, раскрытие модуля. Решение простейших уравнений с модулем. Построение графиков функций, содержащих модуль.
Цели: Овладение умениями решать уравнения с модулем, строить графики функций, содержащих модули.
Тема 5. Проценты (2ч)
Решение задач на проценты.
Цель: Овладение умениями решать задачи на проценты различных видов, различными способами.
Тема 6. Числа и выражения. Преобразование выражений (2ч)
Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Цель: актуализация вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований.
Тема 7. Уравнения и неравенства (6ч)
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных).
Цель: Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Цель: Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных).
Цель: Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.
Тема 8. Функции (2ч)
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Цель: Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.
Тема 9. Текстовые задачи (3ч)
.Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Цель: Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.
Тема 10. Уравнения и неравенства с параметром (4ч)
Линейные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Системы линейных уравнений.
Цель: Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами
Тема 11. Геометрические задачи (2ч)
Задачи геометрического содержания.
Цель: Овладение умениями решать Задачи геометрического содержания.
Тема 12. Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА (2ч)
Решение задач из контрольноизмерительных материалов для ГИА.
Цель: Умение работать с КИМами ГИА.
Календарно-тематическое планирование курса
№ урока | Наименование темы курса | Количество часов |
8 класс |
1 | Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку | 1 |
2 | Решение логических задач | 1 |
3 | Круги Эйлера | 1 |
4 | Принцип Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле | 1 |
5 | Чередование, четность, нечетность. Разбиение на пары | 1 |
6 | Четность, нечетность в задачах | 1 |
7 | Простые и составные числа. Деление с остатком в натуральных числах | 1 |
8 | Признаки делимости. НОД числа | 1 |
9 | Решение олимпиадных задач | 1 |
10 | Решение уравнений с модулем | 1 |
11 | Графики функций, содержащих модуль | 1 |
12 | Проценты. | 1 |
13 | Решение задач на нахождение процентов. | 1 |
14 | Числа и выражения. | 1 |
15 | Преобразование выражений | 1 |
16 | Уравнения. Способы решения уравнений. | 1 |
17 | Решение уравнений различными способами. | 1 |
9 класс |
18 | Системы уравнений и способы их решений. | 1 |
19 | Решение систем уравнений различными способами. | 1 |
20 | Неравенства. Виды неравенств и их решения | 1 |
21 | Решение неравенств | 1 |
22 | Функции. Методы построения графиков функций. | 1 |
23 | Способы задания функций и их свойства. Обратные функции. | 1 |
24 | Текстовые задачи. Задачи на движение | 1 |
25 | Текстовые задачи. Задачи на движение на концентрацию, на смеси и сплавы. | 1 |
26 | Текстовые задачи. Задачи на работу, выполнение плановых действий. | 1 |
27 | Уравнения и неравенства с модулем. | 1 |
28 | Решение уравнений и неравенств с модулем. | 1 |
29 | Уравнения и неравенства с параметром. | 1 |
30 | Решение уравнений и неравенств с параметрами. | 1 |
31 | Геометрические задачи. | 1 |
32 | Решение геометрических задач. | 1 |
33 | Обобщающее повторение. | 1 |
34 | Решение заданий КИМов ГИА. | 1 |
Итого: | 34 ч |
Список учебно-методической литературы.
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс./под.ред. Ф.Ф.Лысенко- Ростов-на-Дону:Легион 2007. – 151 с.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-8 классы, 2004.
Глазков Ю. А. Алгебра. 8 класс. Тесты / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. – М.: Экзамен, 2011. – 112 с.
Дудницын Ю. П. Алгебра. Тематические тесты. 8 класс / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с.
Жохов В. И. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
Жохов В.И. Уроки алгебры в 8 классе / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2007.
Лысенко Ф. Ф., Кулабухов С. Ю. ГИА-9. Математика, 9 класс. Тематические тесты. Ростов на Дону «Легион»-М. 2011
Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.
Галицкий М.Л. и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.
Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 7-9 класов сред. шк./ Сост. И.Л. Никольская. – М.: Просвещение, 2007