СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, как части общей культуры.  Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.  

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный эколог" 2 класс»


ПРОГРАММА кружка «Юный эколог»











Программу разработала

учитель начальных классов

Губарева Светлана Вениаминовна





















г.о. Новокуйбышевск



Пояснительная записка.

Обоснование проблемы.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного подхода.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. У детей нужно формировать систематические экологические знания, которые должны соответствовать возрастным особенностям, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:

  1. Понимание самоценности природы.

  2. Осознание себя, как части природы.

  3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

  4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

  5. Воспитание активной жизненной позиции.

  6. Обучение азам экологической безопасности.

  7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.

  8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

  9. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.



Цель программы экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, как части общей культуры. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).


Участники программы:

  • Педагоги,

  • Руководители направлений,

  • Ученики,

  • Родители.


Сотрудничество:

  • п/к «Ровесник» ДЮЦ,

  • «Центр экологической информации»,

  • ТОС № 6,

  • Жители микрорайона,

  • Педагоги, родители, дети ДОУ № 50


Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:

  • Повышение уровня экологической грамотности;

  • Повышение уровня социальной активности учащихся;


В младшем школьном возрасте формируются основы нравственно-экологической позиции личности.

Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте.

Выпускники детского сада могут:

  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

  • Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной Книге; природе родного края.

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

  • Делать элементарные выводы и умозаключения.

  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

  • Определять происхождение рукотворных предметов.

(Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, допущ. Министерством образования и науки РФ, Москва, Мозаика-Синтез, 2007год)



Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех направлениях работы:

 познавательном;

 творческом;

 практическом;

 исследовательском.



Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.


Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.


Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.



В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

Программа адаптированная, составлена на основе факультативного курса «Экология для младших школьников» (автор А.А.Плешаков)






























За

ня

тия

Да

та

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание и методические приёмы.


Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)


Личностные УУД


Познавательные УУД


Коммуникативные УУД


Регулятивные УУД


1


Где мы живем, и что нас окружает.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Формировать представление о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2


Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк.


Наблюдения.

Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности человека с природой.

3


Неживая и живая природа.

1

Понятия «живая» и «неживая» природа

На отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.


Работа с информацией

формулировать собственное мнение и аргументировать его


4


Какие бывают растения.

1

Представления о многообразии растений.

Умение группировать растения, распознавать их.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к растениям.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание



5


В гости к осени.

1

Экскурсия.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности


Умение слушать и вступать в диалог.



6


Народные приметы об осени.

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Работа со справочным материалом.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


Контролировать и оценивать свои действия

7


Дикорастущие и культурные растения.

1

Формировать понятия «дикорастущие и культурные растения»

Раскрыть значения растений для человека.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.



Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

8


Растения в жизни человека.

1

Экскурсия в уголок природы МДОУ № 50. Рассказы детей о домашних растениях.

Рассказывать о роли растений в жизни людей.


Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог


9


Дикие и домашние животные.

1

Рассказы детей о домашних животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.


Умение слушать и вступать в диалог


10


Живое рядом с нами.

1

Многообразие растений и животных.

Формирование представлений о разнообразии природы.

Формирование основных нравственно –эстетических понятий.


Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

11


Красная книга.

1

Знакомство с Красной книгой, некоторыми растениями и животными, внесенными в неё

Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны.


Работа с информацией

формулировать собственное мнение и аргументировать его


12


Возьми под защиту!

1

Выявление растений и животных ближайшего окружения,

нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека.

Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию.


Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его


13


Заочное путешествие по заповедникам.

1

Посещение медиатеки. Охраняемые природные территории.

Знакомство с заповедниками, заказниками


Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог


14


Невидимые нити.

1

Экскурсия в сосновый бор. Экологические связи в живой природе на примере леса.

Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи».


Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

15


В гости к зиме.

1

Экскурсия.

Проводить наблюдения во время экскурсий.


Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.


Умение слушать и вступать в диалог


16


«Не проходите мимо!». Акция «Кормушка».

1

Занятие в кабинете технологии.

Практическая работа.

17


Книги Н. Сладкова о природе.

1

Библиотечный час.

Знакомство с книгами Сладкова о природе.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Анализировать речевые ситуации.




18


Охраняемые растения и животные.

1

Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

Работа со справочниками.


Работа с информацией

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

19


Народные приметы о зиме.

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Работа со справочным материалом.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


Контролировать и оценивать свои действия

20


Природа и творчество.

1

Посещение кабинета рисования. Творческие работы.

Творческие работы.

Формирование основных нравственно эстетических понятий.


Формирование умения учитывать позицию собеседника.


21


Птицы и животные зимой.

1

Особенности жизни птиц и животных зимой.

Расширение знаний о жизни животных.


Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

формулировать собственное мнение и аргументировать его


22


Акция «Помоги деревьям»

1

Работа на пришкольном участке.

Практическая работа.

23


Про воздух.

1

Знакомство с некоторыми свойствами воздуха, его значением для растений, животных, человека.

Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его охране.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Работа с информацией

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

24


Причины и последствия загрязнения воздуха.

1

25


Откуда берется и куда девается мусор.

1

Источники мусора в быту, его классификация (бумажный, пластиковый, металлический, стеклянный).

Выяснение, чем опасен мусор и что с ним делать, как его можно использовать.


Анализировать речевые ситуации.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Контролировать и оценивать свои действия

26


Вторая жизнь вещей.

1

Посещение кабинета технологии.

Практическая работа.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.


формулировать собственное мнение и аргументировать его


27


Откуда в снежках грязь.

1

Посещение кабинета химии.

Происхождение грязи в снежках.

Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде.

Формирование основ экологического воспитания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


Контролировать и оценивать свои действия

28


Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.


Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения


Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

29


Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

1

Оценивание различных примеров поведения в природе.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.


Умение слушать и вступать в диалог


30


Экология и здоровье человека.

1

Экскурсия в центр экологической информации.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.


Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.


Формирование основных правил здорового образа жизни


Работа с информацией



31


Экологические катастрофы

1

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32, 33


Хотим сказать всем… (практические занятия)

2

Посещение кабинета технологии.

Практическая работа.

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.



Формирование умения учитывать позицию собеседника.

Контролировать и оценивать свои действия

34


Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.





Методическое обеспечение:





  • Программа «Зеленый дом» автор А.А.Плешаков, Просвещение, 2007.

  • Экологическое воспитание в школе.

Автор-составитель И.Г.Норенко, Волгоград, Учитель, 2007 год.

  • Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. Минск, Асар, 1996 год.

  • Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Мастерская учителя, Москва, Вако, 2008г., авторы: Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина.






























Планируемые результаты




К концу занятий в кружке во втором классе учащиеся научатся:


- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;

- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;

- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

- сравнивать домашних и диких животных.


К концу занятий в кружке во втором классе учащиеся смогут научиться:


- различать основные нравственно-этические понятия;

- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;

- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.

























Список литературы




  • Внеклассные мероприятия 1 класс

Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,

Москва, ВАКО,2007год

  • Внеклассные мероприятия 2 класс

Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,

Москва, ВАКО,2007год

  • Внеклассные мероприятия 3 класс

Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,

Москва, ВАКО,2007год

  • Внеклассные мероприятия 4 класс

Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,

Москва, ВАКО,2007год

  • Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для

учащихся начальных классов. Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!