История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного подхода.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. У детей нужно формировать систематические экологические знания, которые должны соответствовать возрастным особенностям, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:
В младшем школьном возрасте формируются основы нравственно-экологической позиции личности.
Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте.
(Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, допущ. Министерством образования и науки РФ, Москва, Мозаика-Синтез, 2007год)
исследовательском.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
Программа адаптированная, составлена на основе факультативного курса «Экология для младших школьников» (автор А.А.Плешаков)
№ За ня тия | Да та | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание и методические приёмы. | Характеристика деятельности | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | Где мы живем, и что нас окружает. | 1 | Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. | Формировать представление о понятии «экология» | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Умение слушать и вступать в диалог | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
2 | | Радости и огорчения. | 1 | Экскурсия в парк. Наблюдения. | Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности человека с природой. |
3 | | Неживая и живая природа. | 1 | Понятия «живая» и «неживая» природа | На отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой. | | Работа с информацией | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
4 | | Какие бывают растения. | 1 | Представления о многообразии растений. | Умение группировать растения, распознавать их. | Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к растениям. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | | |
5 | | В гости к осени. | 1 | Экскурсия. | Наблюдение за осенними изменениями в природе. | Формирование основ безопасной жизнедеятельности | | Умение слушать и вступать в диалог. | |
6 | | Народные приметы об осени. | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | Работа со справочным материалом. | Формирование основ экологического воспитания. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | | Контролировать и оценивать свои действия |
7 | | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | Формировать понятия «дикорастущие и культурные растения» | Раскрыть значения растений для человека. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | | | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
8 | | Растения в жизни человека. | 1 | Экскурсия в уголок природы МДОУ № 50. Рассказы детей о домашних растениях. | Рассказывать о роли растений в жизни людей. | | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | |
9 | | Дикие и домашние животные. | 1 | Рассказы детей о домашних животных. | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | | Умение слушать и вступать в диалог | |
10 | | Живое рядом с нами. | 1 | Многообразие растений и животных. | Формирование представлений о разнообразии природы. | Формирование основных нравственно –эстетических понятий. | | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
11 | | Красная книга. | 1 | Знакомство с Красной книгой, некоторыми растениями и животными, внесенными в неё | Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны. | | Работа с информацией | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
12 | | Возьми под защиту! | 1 | Выявление растений и животных ближайшего окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека. | Обсуждение, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. | | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
13 | | Заочное путешествие по заповедникам. | 1 | Посещение медиатеки. Охраняемые природные территории. | Знакомство с заповедниками, заказниками | | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | |
14 | | Невидимые нити. | 1 | Экскурсия в сосновый бор. Экологические связи в живой природе на примере леса. | Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи». | | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
15 | | В гости к зиме. | 1 | Экскурсия. | Проводить наблюдения во время экскурсий. | Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. | | Умение слушать и вступать в диалог | |
16 | | «Не проходите мимо!». Акция «Кормушка». | 1 | Занятие в кабинете технологии. | Практическая работа. |
17 | | Книги Н. Сладкова о природе. | 1 | Библиотечный час. | Знакомство с книгами Сладкова о природе. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Анализировать речевые ситуации. | | |
18 | | Охраняемые растения и животные. | 1 | Знакомство с охраняемыми растениями и животными. | Работа со справочниками. | | Работа с информацией | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
19 | | Народные приметы о зиме. | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | Работа со справочным материалом. | Формирование основ экологического воспитания. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | | Контролировать и оценивать свои действия |
20 | | Природа и творчество. | 1 | Посещение кабинета рисования. Творческие работы. | Творческие работы. | Формирование основных нравственно эстетических понятий. | | Формирование умения учитывать позицию собеседника. | |
21 | | Птицы и животные зимой. | 1 | Особенности жизни птиц и животных зимой. | Расширение знаний о жизни животных. | | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
22 | | Акция «Помоги деревьям» | 1 | Работа на пришкольном участке. | Практическая работа. |
23 | | Про воздух. | 1 | Знакомство с некоторыми свойствами воздуха, его значением для растений, животных, человека. | Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его охране. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Работа с информацией | Умение слушать и вступать в диалог | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
24 | | Причины и последствия загрязнения воздуха. | 1 |
25 | | Откуда берется и куда девается мусор. | 1 | Источники мусора в быту, его классификация (бумажный, пластиковый, металлический, стеклянный). | Выяснение, чем опасен мусор и что с ним делать, как его можно использовать. | | Анализировать речевые ситуации. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | Контролировать и оценивать свои действия |
26 | | Вторая жизнь вещей. | 1 | Посещение кабинета технологии. | Практическая работа. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
27 | | Откуда в снежках грязь. | 1 | Посещение кабинета химии. Происхождение грязи в снежках. | Проследить распространение загрязняющих веществ в окружающей среде. | Формирование основ экологического воспитания. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | | Контролировать и оценивать свои действия |
28 | | Путешествие по весеннему лесу. | 1 | Экскурсия. | Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
29 | | Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. | 1 | Оценивание различных примеров поведения в природе. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. | | Умение слушать и вступать в диалог | |
30 | | Экология и здоровье человека. | 1 | Экскурсия в центр экологической информации. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. | Формирование основных правил здорового образа жизни | Работа с информацией | | |
31 | | Экологические катастрофы | 1 | Загрязнение водоёмов, воздуха. |
32, 33 | | Хотим сказать всем… (практические занятия) | 2 | Посещение кабинета технологии. Практическая работа. | Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. | | | Формирование умения учитывать позицию собеседника. | Контролировать и оценивать свои действия |
34 | | Итоговое занятие. | 1 | Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. | | | | |
Автор-составитель И.Г.Норенко, Волгоград, Учитель, 2007 год.
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.
учащихся начальных классов. Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев.