СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные экологи" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Юные экологи»  представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для учащихся 4 класса  начальной школы и рассчитана на  1 год (35 часов) 1 занятие в неделю. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные экологи" 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» с. Белое

им. Т.Г.Сушкина Красногвардейский район

Республика Адыгея


РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол №1

от 28.08. 2020 г

________ Лактионова О.В.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

______ Михиенко Н.В.

28.08. 2020 г

УТВЕРЖДАЮ

директор

МБОУ «СОШ №4»

______ Лысянская Ю.Н.


28.08.2020 г

Приказ №116 от 28.08.2020г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности




Наименование курса: «Юные экологи» 4 класс

Статус курса базовый

Объём курса – 35 часов

Соответствует ФГОС НОО

Срок реализации – 2020-2021гг

Составитель: учитель начальных классов

Лактионова Ольга Владимировна
















с.Белое

2020г.

Программа «Юные экологи» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для учащихся 4 класса начальной школы и рассчитана на 1 год (35 часов) 1 занятие в неделю. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?


Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.


Задачи программы «Юные экологи»:

1. Формирование у школьников знания основ экологии;

2. Научить использовать полученные знания об экологии;

3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Планируемые результаты освоения, обучающимися программы
внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

  • Овладеть основными экологическими терминами;

  • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;

  • Научиться делать заключение на основе наблюдений;

  • Уметь работать индивидуально и в группе;

  • Быть способными отстаивать свою точку зрения;

  • Выполнять правила поведения в природе;

  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;

  • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;

  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;

  • Уметь изготовлять экологические памятки.




Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам, экскурсиям в парк школы, села.

К концу изучения программы учащиеся получат возможность научиться:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- работать компасом, определить температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

- осознать роль “родного” в жизни человека;

- знать свои права и обязанности;

- составить свою родословную.

Содержание программы для 4 класса

Этот мир придуман не нами”

Люди! Будьте бдительны! Я вас люблю!”.
Юлиус Фучик

1 раздел. “Мы живем на Земле”. (3 часа)

Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека

Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли”, “Только факты”. (Ридерз Дайджест”)

Практическая деятельность: наблюдение за Луной.

2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”. (4 часа)

Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.

Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные ископаемые.

Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.

3 раздел. “И на север и на юг …”. (4 часа)

Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звёздам

Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас. Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса). Составление схему карту своего края или села.

Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.

4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (3 часа)

Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.

Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.

Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.

5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (6 часов)

Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?

Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.

Экскурсия. Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.

Проведение праздника “Осенний бал”.

6 раздел. “Мы - земляне”. (2 часа)

Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.

Демонстрация: генеалогическое древо человека (таблица). Политическая карта мира. Карта Адыгеи, Красногвардейского района.

Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”

7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (4 часа)

Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека. Правила дорожного движения. Конституция – Основной закон жизни.

Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о человеке”.

Экскурсия в сельский медпункт “Ищем ответы на вопросы”.

Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре.

Игра “Зарница”.

8 раздел. “Я - сын своего народа”. (4 часа)

Моя страна – Россия. Гимн. Герб и Флаг. Мой народ. История народа. Культура и быт моих предков. Мой адрес. Экскурсия в краеведческий музей.

Практическая деятельность: проведение народных праздников. Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории села.

9 раздел. “Моя родословная”. (4 часа)

Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеалогическое древо. Лента времени жизни.

Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс “Моя родословная”.

Поисковая работа: “Тайны наших имён”.


Тематическое планирование занятий (35 часов)

Раздел. Тема занятия

Кол.
часов

Из них.

Дата



Теор.

Практ.

Экск.

План

Факт

 

Вселенная и наша планета

3

1

2

 

 

 

1

Вводное занятие “…Да откроются тайны необъятного Мира!” Что за слово “вселенная”? Где край Земли?

 

1

 

 

07.09 

 

2.

Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и весен-ние работы в саду в огороде.

 

 

1

 

14.09 

 

3.

Практ. занятие “Светит месяц, светит ясный. Определение лунных фаз, новая и старая Луна.

 

 

1

 

21.09 

 

 

Земля - планета Солнечной системы

4

2

1

1

 

 

1.

Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)

 

1

 

 

28.09 

 

2 - 3.

Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?”. Экологические проблемы нефтяной промышленности

 

2

 

 

12.10


19.10 

 

4.

Игра-викторина “В гостях у хозяйки медной горы” Полезные ископаемые Адыгеи.

 

 

1

 

26.10  

09.11.20 

 

И на север и на юг…

4

1

2

1

2 четверть. 

 

1.

Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира.

 

1

 

 

 

16.11 

2.

Заочная экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса)

 

 

 

1

 

23.11 

3.

Практическое занятие. Составление карты своего края

 

 

1

 

 

30.11 

4.

Исследовательская работа “Звездочка моя, ясная” (наблюдение над ночным небом)

 

 

1

 

 

7.12 

 

Воздушная подушка нашей планеты

3

2

1

 

 

 

1.

Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?

 

1

 

 

 

14.12  

2.

“Он сказал: Поехали!” (виртуальная экскурсия на космодром)

 

1

 

 

 

21.12 

3.

Практическое занятие. Конкурс рисунков “Самая, самая ….радуга-дуга”.

 

 

1

 

 

28.12 

 

У природы нет плохой погоды

6

1

4

1

 

 

1.

У костра месяцев - братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?

 

1

 

 

3 четв. 

11.01 

2.

Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства.

 

 

1

 

 

16.01 

3.

Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края)

 

 

1

 

 

18.01 

4.

Экскурсия: поход в зимний парк. Сбор материалов. Проведение акции “Птичья столовая”

 

 

 

1

 

25.01 

5.

Творческая работа-сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка-зима!”. Публикации на страницах школьной газеты

 

 

1

 

 

1.02 

6.

Проведение праздника “Зимний бал”

 

 

1

 

 

8.02 

 

Мы - земляне

2

1

1

 

 

 

1.

Жизнь – это чудо! Происхождение жизни на земле.

 

1

 

 

 

15.02 

2.

“Ребята, давайте жить дружно!”. (Игра КВН )

 

 

1

 

 

22.02 

 

Человек – это звучит гордо!

4

1

3

 

 

 

1.

Самое разумное существо на земле (ознакомление строением тела человека). Человеческие возможности.

 

1

 

 

 

1.03 

2.

Каждый человек имеет право….! (Интеллектуальная игра)

 

 

1

 

 

15.03 

3.

Гигиена человеческого тела. Составление режима дня.

 

 

1

 

 29.03.

4четв. 

4.

Соблюдаем правила дорожного движения

 

 

1

 

05.04 

 

 

Я - сын своего народа

4

1

2

1

 

 

1

Мой адрес - Россия, Республика Адыгея. Символика края, района.

1

 

 

 

12.04 

 

2

Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Творческие работы)

 

 

1

 

19.04 

 

3

Экскурсия в краеведческий музей

 

 

 

2

26.04 

 

4

Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории села.)

 

 

1

 

17.05 

 

 

 

Моя фамилия - моя гордость

3

 


 

 

 

1.

Это моя семья. Информация обо всех родственниках.

Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени)

 

 

 

 

1

 

 

 24.05

 

 

 


3.

Практическая деятельность “Моя родословная”. (Составление генеологического древа своей семьи)

 

 

2

 

 31.05

 

 

Заключительное занятие.

1

 

1

 

 

 

 

Итого

35

10

19

5

 

 


Учебный план


п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

Теор.

Практ.

1.

Вселенная и наша планета

3

1

2

2.

Земля - планета Солнечной системы

4

2

2

3.

И на север, и на юг

4

1

3

4.

Воздушная подушка Земли

3

2

1

5.

У природы нет плохой погоды

6

1

5

6.

Мы - земляне

2

1

1

7.

Человек - звучит гордо!

4

1

3

8.

Я - сын своего народа

5

1

4

9.

Моя фамилия - моя гордость!

3

 

4

 

Итого

35

10

25


Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Информационные ресурсы

Для педагога:

  1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..

  2. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.

  3. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).

  4. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.

Литература

  1. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.

  2. Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.

  3. Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!