государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Максимовка
муниципального района Богатовский Самарской области
Утверждаю Согласовано Программа рассмотрена на заседании МО
Директор школы Зам директора по УВР учителей-предметников
_______________/ Зайнутдинов Р.С. / ______________/Зайнутдинова О.А./ протокол №___ от «___»______________2016г.
«____»________________2016г «____»_____________2016г. Руководитель МО _________ /Карунец Н.В./
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юный эколог»
Программа составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы» Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012
Класс 5-6
68 часов
Программу составила
учитель биологии
Карунец Наталья Васильевна
Максимовка, 2016 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты предусматривают умения:
— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
— выполнять проект;
— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс (34 ч)
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (11 ч)
Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.
Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности. Кружок «Юный эколог» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления достоверной экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Юный эколог».
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.
Ролевая игра «Экологический след нашего класса».
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО».
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (10 ч)
Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.
Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных Народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Юный эколог» (исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете).
Киноклуб: этнографические документальные фильмы об экологической культуре народов России, региона.
Практикум.
Демонстрация опытов.
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО», выпуск газеты.
Уроки для младших школьников, сверстников.
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (13 ч)
Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.
Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.
Формы организации внеурочной деятельности:
Кружок «Юный эколог» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами, консультация у специалистов).
Встречи со специалистами.
Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.
Урок для родителей на тему «Наши полезные советы».
Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО» (корреспонденты, фоторепортёры, художники, редакторы), выпуск газеты.
6 класс (34 ч)
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым (14 ч)
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,
художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, теологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия
Земли.
Формы организации внеурочной деятельности: Кружок «Юный эколог» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).
Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережения. Оформление их результатов в классной газете «ЭКООКО».
Урок для родителей «Учимся жить экономно». Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли. «Природа — наш дом».
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде (13 ч)
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.). Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической
культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикум-тренинг.
Ролевая ситуационная игра.
Практикум, демонстрационные опыты.
Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идёт по следу» (1994), режиссёр А. Бабаян.
Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение (7 ч)
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).
Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
Тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | | | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
Кол-во часов |
1 год обучения (34 часа) |
| Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению. | 11 | Называет предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её. Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек. Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). Анализировать личный опыт поиска необходимой информации, её понимания, правильного использования. Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией. Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации. Доказывать преимущества работы с информацией в группах сотрудничества. Называть правила совместной работы в кружке «Юный эколог», редколлегии классной газеты «ЭКООКО» |
1 | Экология как область научного знания. | 1 |
2 | Потребность человека в благоприятной среде жизни. | 1 |
3 | Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. | 1 |
4 | Источники экологической опасности связанные с деятельностью человека. | 1 |
5 | Природные и антропогенные источники экологической опасности нашего края. | 1 |
6 | Экологическое мышление – условие развития экологической зоркости, умения обнаружить экологическую опасность. | 1 |
7 | Экологический риск – как вероятность опасности. «Юный эколог». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. | 1 |
8 | Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). | 1 |
9 | Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение. | 1 |
10 | Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. | 1 |
11 | Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности. | 1 |
| Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого. | 10 | Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами. Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем. Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания, устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами. |
12-13 | Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. | 2 |
14-15 | Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. | 2 |
16-17 | Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. | 2 |
18-19 | Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. | 2 |
20-21 | Возможность использования традиций прошлого в современном мире. | 2 |
| Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома. | 13 | Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на достоверность. Объяснять своими словами смысл принципа предосторожности. Применять его в работе с экологической информацией. Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от продуктов питания, питьевой воды, окружающего воздуха, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Различать достоверные знания (факты) и мнения о них. Взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения. Публично представлять экологическую информацию, разделяя в ней факты и мнения (урок). Представлять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла. |
22 | Достоверная и ложная экологическая информация. | 1 |
23-24 | Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. | 2 |
25 | Признаки ложной информации. | 1 |
26-28 | Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках. | 3 |
29-30 | Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них. | 2 |
31 | Экологическая безопасность в школе | 1 |
32 | Экологическая безопасность дома. | 1 |
33-34 | Способы снижения экологических рисков. | 2 |
2 год обучения (34 часа) |
| Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым Чувство меры как признак взрослости | 14 8 | Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представлять результаты проектов в классной газете. |
1-2 | Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. | 2 |
3-4 | Причины формирования сходных ценностей у разных народов. | 2 |
5-6 | Ограниченность природных ресурсов на планете. | 2 |
7-8 | Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия | 2 |
| Ресурсосбережение, его виды. | 6 |
9-11 | Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. | 3 |
12-13 | Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. | 2 |
14 | Хартия Земли | 1 |
| Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде Безопасность общения с природой для человека. | 13 2 | Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека. Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды. |
15-16 | Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.) | 2 |
| Природа в жизни человека. | 11 |
17-18 | Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. | 2 |
19-20 | Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, познании. | 2 |
21-22 | Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. | 2 |
23 | Чувство единения с природой. | 1 |
24-25 | Ценность эстетической привлекательности природной среды. | 2 |
26-27 | Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры | 2 |
| Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение | 7 | Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов). |
28 | Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека | 1 |
29-30 | Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). | 2 |
31-34 | Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде | 4 |
Итого: | | 68 | |