МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тульской области
Администрация муниципального образования г. Алексин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Спас-Конинская средняя общеобразовательная школа №24 имени Героя Советского Союза М.С. Поливановой»
301381 Россия, Тульская область, Алексинский район, с. Спас-Конино
тел.:(48753) 74-6-13 e-mail: [email protected]
РАССМОТРЕНО педагогическим советом ________________________ Гагарина А.В. Протокол №1 от «30» 08. 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по УВР ________________________ Тихонова М.В. Протокол №1 от «31» 08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО И.О. директора МБОУ "Спас-Конинская СОШ №24 им. Героя Советского Союза М.С. Поливановой" ________________________ Анохин А.Ю. Приказ №293 от «31» 08. 2023 г. |
Общеразвивающая программа
по внеурочной деятельности
«Юный эколог».
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов
Срок реализации 1 год
Составитель: Туманова Любовь Юрьевна,
педагог дополнительного образования
2023/2024 учебный год
Пояснительная записка.
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создается система непрерывного экологического воспитания и образования.
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне ее. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеурочной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребенка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
С учетом анализа теории и опыта, накопленного в области экологического образования, была разработана программа экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог».
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 6,5 - 11 лет.
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 30 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий.
Место проведения занятий– учебные кабинеты, пришкольный участок, читальный зал библиотеки, природные объекты села, лаборатории кабинетов химии, биологии.
Цели программы:
Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Задачи:
Обучающие:
дать ребенку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике полученные знания.
формировать представления о краеведческой работе.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;
развивать творческую деятельность.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Методы обучения:
К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. Поэтому, один из важнейших принципов организации работы кружка — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включена информация о состоянии природы родного города и области.
Программа работы кружка строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких направлений, как познавательного, познавательно-развлекательного, практического, исследовательского.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: устные журналы, игры-путешествия на экологическую тему.
Изучение растительного и животного мира, водоемов, родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») посадкой деревьев и кустарников, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках
следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
к формированию таких качеств, как целеустремленность, твердость, стремление к риску, терпение;
к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
Принцип добровольности (зачисление ребенка в группу возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учет возрастных особенностей детей).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребенка).
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности.
Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребенку).
Формы организации внеурочной деятельности:
- учебные занятия;
- познавательные беседы;
- экологические игры;
- викторины;
- поиск информации в читальном зале библиотеки;
- экскурсии;
- наблюдения;
- опыты;
- эксперименты;
- организация выставок, фотовыставок, презентаций;
- защита проектов и исследовательских работ;
- совместная деятельность обучающихся и родителей.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими
учебными предметами, как:
1год обучения (34 часа, 1 час в неделю)
Вводное занятие. Что такое экология.
Углубляем и расширяем представления о экологии. Напоминаем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля.
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке.
Организм и окружающая среда.
Изучение текстов о месте человека в окружающем мире. Моделирование связей организмов с окружающей средой.
Составление правил экологически целесообразного поведения личности.
Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров.
Изучение экосистемы. Экологический проект «Мир, в котором я живу».
Угроза исчезновения.
Изучение представителей редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс и др., их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны.
Заполнение папки исследователя.
Роль неживой природы в жизни живого.
Знакомство с простейшей классификацией экологических связей:
- связи между живой и неживой природой;
- связи внутри живой природы;
- связи между природой и человеком.
Наблюдение за солнцем как источником света и тепла для живых организмов. Анализ приспособления животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Объяснение значения света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Выяснение роли ветра в жизни животных и растений. Различение растений влаголюбивых и засухоустойчивых. Анализ приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.
Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
Многообразие животных.
Знакомство с интересными представителями всех групп животного мира.
Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями представителей насекомых, рыб, птиц, зверей.
Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о животных. Объяснение роли животных в природе и жизни людей.
Наблюдение за потребителями: наличие птиц их виды, грызуны, кошки, собаки, насекомые, ящерицы и др. Описание животного мира участка. Взаимосвязь в экосистеме. Наблюдение за разрушителями: грибы, дождевые черви и др.
Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
Многообразие растений.
Многообразие растений (знакомство с интересными представителями всех групп растительного мира). Изучение участка. Природная зона. Сезоны. Оценивание состояния растительности. Определение видов растений, описание растений. План восполнения зеленых насаждений.
Растения - легкие планеты. Изучение лекарственных растений. Обсуждение мер по их охране. Знакомство с красной книгой, ее назначением. Работа с черной книгой природы.
Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
Охрана животных и растений.
Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края.
Причины исчезновения их и необходимость защиты животных и растений каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных. Влияние человека на природные сообщества района. Посильное участие в охране природы родного края. Групповой проект «Охрана природного сообщества».
Заполнение папки исследователя. Подготовка и выставка презентаций.
Итоговое занятие. Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся
Требования к результатам обучения учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
значение растений и животных для человека;
сезонные изменения в природе;
условия необходимые для развития растений;
простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края
знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой
Учащиеся должны уметь:
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, , анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
выращивать растения в группе;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии);
уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;
подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов края.
уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Юный эколог» 1-4 классы:
Познавательные УУД:
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
умение структурировать знания;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации.
Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
преодоление импульсивности, непроизвольности;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные УУД:
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
умение договариваться, находить общее решение;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные УУД:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Формы и виды контроля
наблюдение за детьми в ходе работы;
экологические игры;
проведение практических работ;
проведение конкурсов;
выставки, презентации;
отчет о проведении опыта, эксперимента;
папка исследователя;
викторины;
разработка и защита творческих проектов.
Тематическое планирование
№ | Название разделов программы | Всего часов |
1. | Что такое экология | 8 |
2. | Живая и неживая природа | 2 |
3. | Многообразие животных | 6 |
4. | Многообразие растений. | 5 |
5. | Охрана животных и растений | 5 |
6. | Групповые работы и творческие проекты | 8 |
7. | Итого | 34 часа |
Календарно тематическое планирование кружка «Юный эколог» 1- 4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Вводное занятие. Что такое экология. | 1 | 01.09. | |
2-3 | Организм и окружающая среда. Место человека в окружающем мире. | 2 | 08.09. 15.09. | |
4 | Связи организмов с окружающей средой | 1 | 22.09. | |
5 | Экологически целесообразное поведение личности | 1 | 29.09. | |
6-7 | Угроза исчезновения. Факторы отрицательного воздействия человека на животный и растительный мир | 2 | 06.10. 13.10. | |
8 | Современные экологические проблемы и меры по их решению. | 1 | 20.10. | |
9 | Роль неживой природы в жизни живого. | 1 | 27.10. | |
10 | Связи живой и неживой природы. | 1 | 10.11. | |
11-12 | Групповая работа. Поделка солнца, животных и насекомых из природных материалов. | 2 | 17.11. 24.11. | |
13-14 | Многообразие животных. Домашние и дикие животные. | 2 | 01.12. 08.12. | |
15-16 | Характерные особенности разных животных. | 2 | 15.12. 22.12. | |
17-18 | Поделка кошки и лисы из природных материалов. | 2 | 29.12. 12.01. | |
19-20 | Многообразие растений. Роль растений в природе и жизни людей. | 2 | 19.01. 26.01. | |
21-22 | Дикорастущие и культурные растения. | 2 | 02.02. 09.02. | |
23 | Поделка гусеницы из природных материалов | 1 | 16.02. | |
24 | Мое любимое животное - рассказ | 1 | 01.03. | |
25-26 | Охрана животных. Животные Красной книги КБР. | 2 | 15.03. 22.03. | |
27-28 | Охрана растений. Растения Красной книги КБР. | 2 | 05.04. 12.04. | |
29-32 | Творческие проекты учащихся. «Домашние животные» Подготовка иллюстраций к проекту. | 4 | 19.04. 26.04. 03.05. 17.05. | |
33 | Итоговое занятие. Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся. | 1 | 24.05. | |
34 | Резервный | 1 | 24.05. | |
| Всего: | 34 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используемая литература:
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
Технические средства обучения: классная доска, магнитофон, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер.