СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеразвивающая программа по внеурочной деятельности  "Юный эколог" 1-4 классы.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеразвивающая программа по внеурочной деятельности  «Юный эколог». Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Срок реализации 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Общеразвивающая программа по внеурочной деятельности  "Юный эколог" 1-4 классы.»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области‌‌

Администрация муниципального образования г. Алексин‌

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Спас-Конинская средняя общеобразовательная школа №24 имени Героя Советского Союза М.С. Поливановой»

301381 Россия, Тульская область, Алексинский район, с. Спас-Конино

тел.:(48753) 74-6-13 e-mail: [email protected]


РАССМОТРЕНО

педагогическим советом

________________________

Гагарина А.В.

Протокол №1

от «30» 08. 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по УВР

________________________

Тихонова М.В.

Протокол №1

от «31» 08.2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

И.О. директора МБОУ "Спас-Конинская СОШ №24 им. Героя Советского Союза М.С. Поливановой"

________________________

Анохин А.Ю.

Приказ №293

от «31» 08. 2023 г.





Общеразвивающая программа

по внеурочной деятельности

«Юный эколог».

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов

Срок реализации 1 год










Составитель: Туманова Любовь Юрьевна,

педагог дополнительного образования









2023/2024 учебный год

Пояснительная записка.

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создается система непрерывного экологического воспитания и образования.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне ее. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеурочной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.

Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребенка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

С учетом анализа теории и опыта, накопленного в области экологического образования, была разработана программа экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог».

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 6,5 - 11 лет.

Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 30 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий.

Место проведения занятий– учебные кабинеты, пришкольный участок, читальный зал библиотеки, природные объекты села, лаборатории кабинетов химии, биологии.

Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.

Задачи:

Обучающие:

  • дать ребенку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • научиться применять на практике полученные знания.

  • формировать представления о краеведческой работе.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;

  • развивать творческую деятельность.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Методы обучения:

К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. Поэтому, один из важнейших принципов организации работы кружка — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включена информация о состоянии природы родного города и области.

Программа работы кружка строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких направлений, как познавательного, познавательно-развлекательного, практического, исследовательского.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: устные журналы, игры-путешествия на экологическую тему.

Изучение растительного и животного мира, водоемов, родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») посадкой деревьев и кустарников, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках

следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;

к формированию таких качеств, как целеустремленность, твердость, стремление к риску, терпение;

к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребенка в группу возможно только по его желанию).

  2. Принцип адекватности (учет возрастных особенностей детей).

  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребенка).

  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

  6. Принцип ориентации на успех.

  7. Принцип взаимоуважения.

  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

  9. Принцип связи обучения с жизнью.

  10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

  11. Принцип креативности (творчества) и коллективности.

  12. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

  13. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребенку).

Формы организации внеурочной деятельности:

- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- викторины;

- поиск информации в читальном зале библиотеки;

- экскурсии;

- наблюдения;

- опыты;

- эксперименты;

- организация выставок, фотовыставок, презентаций;

- защита проектов и исследовательских работ;

- совместная деятельность обучающихся и родителей.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими

учебными предметами, как:

  • русский язык;

  • литературное чтение;

  • окружающий мир;

  • ИЗО и художественный труд;


1год обучения (34 часа, 1 час в неделю)

Вводное занятие. Что такое экология.

Углубляем и расширяем представления о экологии. Напоминаем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля.

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке.

Организм и окружающая среда.

Изучение текстов о месте человека в окружающем мире. Моделирование связей организмов с окружающей средой.

Составление правил экологически целесообразного поведения личности.

Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров.

Изучение экосистемы. Экологический проект «Мир, в котором я живу».

Угроза исчезновения.

Изучение представителей редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс и др., их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны.

Заполнение папки исследователя.

Роль неживой природы в жизни живого.

Знакомство с простейшей классификацией экологических связей:

- связи между живой и неживой природой;

- связи внутри живой природы;

- связи между природой и человеком.

Наблюдение за солнцем как источником света и тепла для живых организмов. Анализ приспособления животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Объяснение значения света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Выяснение роли ветра в жизни животных и растений. Различение растений влаголюбивых и засухоустойчивых. Анализ приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Многообразие животных.

Знакомство с интересными представителями всех групп животного мира.

Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями представителей насекомых, рыб, птиц, зверей.

Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о животных. Объяснение роли животных в природе и жизни людей.

Наблюдение за потребителями: наличие птиц их виды, грызуны, кошки, собаки, насекомые, ящерицы и др. Описание животного мира участка. Взаимосвязь в экосистеме. Наблюдение за разрушителями: грибы, дождевые черви и др.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Многообразие растений.

Многообразие растений (знакомство с интересными представителями всех групп растительного мира). Изучение участка. Природная зона. Сезоны. Оценивание состояния растительности. Определение видов растений, описание растений. План восполнения зеленых насаждений.

Растения - легкие планеты. Изучение лекарственных растений. Обсуждение мер по их охране. Знакомство с красной книгой, ее назначением. Работа с черной книгой природы.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Охрана животных и растений.

Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края.

Причины исчезновения их и необходимость защиты животных и растений каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных. Влияние человека на природные сообщества района. Посильное участие в охране природы родного края. Групповой проект «Охрана природного сообщества».

Заполнение папки исследователя. Подготовка и выставка презентаций.

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Требования к результатам обучения учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • значение растений и животных для человека;

  • сезонные изменения в природе;

  • условия необходимые для развития растений;

  • простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края

  • знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

Учащиеся должны уметь:

  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, , анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • выращивать растения в группе;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии);


  • уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;

  • подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов края.

  • уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Юный эколог» 1-4 классы:

Познавательные УУД:

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • умение структурировать знания;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение, извлечение информации;

  • определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные УУД:

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;

  • умение договариваться, находить общее решение;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные УУД:

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

  • развитие морально-этического сознания;

  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Формы и виды контроля

  • наблюдение за детьми в ходе работы;

  • экологические игры;

  • проведение практических работ;

  • проведение конкурсов;

  • выставки, презентации;

  • отчет о проведении опыта, эксперимента;

  • папка исследователя;

  • викторины;

  • разработка и защита творческих проектов.

Тематическое планирование

Название разделов программы

Всего часов

1.

Что такое экология

8

2.

Живая и неживая природа

2

3.

Многообразие животных

6

4.

Многообразие растений.

5

5.

Охрана животных и растений

5

6.

Групповые работы и творческие проекты

8

7.

Итого

34 часа

Календарно тематическое планирование кружка «Юный эколог» 1- 4 класс



п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие. Что такое экология.

1

01.09.



2-3

Организм и окружающая среда. Место человека в окружающем мире.

2

08.09.

15.09.



4

Связи организмов с окружающей средой

1

22.09.


5

Экологически целесообразное поведение личности

1

29.09.


6-7

Угроза исчезновения. Факторы отрицательного воздействия человека на животный и растительный мир

2

06.10.

13.10.



8

Современные экологические проблемы и меры по их решению.

1

20.10.


9

Роль неживой природы в жизни живого.

1

27.10.


10

Связи живой и неживой природы.

1

10.11.


11-12

Групповая работа. Поделка солнца, животных и насекомых из природных материалов.

2

17.11.

24.11.



13-14

Многообразие животных. Домашние и дикие животные.

2

01.12.

08.12.



15-16

Характерные особенности разных животных.

2

15.12.

22.12.



17-18

Поделка кошки и лисы из природных материалов.

2

29.12.

12.01.



19-20

Многообразие растений. Роль растений в природе и жизни людей.

2

19.01.

26.01.



21-22

Дикорастущие и культурные растения.

2

02.02.

09.02.



23

Поделка гусеницы из природных материалов

1

16.02.


24

Мое любимое животное - рассказ

1

01.03.


25-26

Охрана животных. Животные Красной книги КБР.

2

15.03.

22.03.



27-28

Охрана растений. Растения Красной книги КБР.

2

05.04.

12.04.



29-32

Творческие проекты учащихся. «Домашние животные» Подготовка иллюстраций к проекту.

4

19.04.

26.04.

03.05.

17.05.



33

Итоговое занятие. Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

1

24.05.


34

Резервный

1

24.05.



Всего:

34




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Используемая литература:

Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.

Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

Технические средства обучения: классная доска, магнитофон, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!