ФИО Губарева Светлана Вениаминовна
Должность учитель начальных классов
Наименование учебного учреждения ГБОУ ООШ № 4
Город Новокуйбышевск
Название материала
ПРОГРАММА кружка «Юный эколог»
Пояснительная записка.
Обоснование проблемы.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного подхода.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. У детей нужно формировать систематические экологические знания, которые должны соответствовать возрастным особенностям, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:
Понимание самоценности природы.
Осознание себя, как части природы.
Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Воспитание активной жизненной позиции.
Обучение азам экологической безопасности.
Формирование умения рационально использовать природные богатства.
Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Цель программы экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, как части общей культуры. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Участники программы:
Сотрудничество:
п/к «Ровесник» ДЮЦ,
«Центр экологической информации»,
ТОС № 6,
Жители микрорайона,
Педагоги, родители, дети ДОУ № 50
Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:
В младшем школьном возрасте формируются основы нравственно-экологической позиции личности.
Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте.
Выпускники детского сада могут:
Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной Книге; природе родного края.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Делать элементарные выводы и умозаключения.
Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
Определять происхождение рукотворных предметов.
(Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, допущ. Министерством образования и науки РФ, Москва, Мозаика-Синтез, 2007год)
Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех направлениях работы:
познавательном;
творческом;
практическом;
исследовательском.
Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
№ За ня тия | Да та | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание и методические приёмы. | Характеристика деятельности | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | Что такое экология. | 1 | Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. | Сформировать представление о понятии «экология» | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Умение слушать и вступать в диалог | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
2 | | Радости и огорчения. | 1 | Экскурсия в парк. Наблюдения. | Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. |
3,4 | | О Жучках и Мурках. | 2 | Рассказы детей о домашних животных. Почему их так называют. | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей | Формирование основных нравственно –эстетических понятий. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Оценивать правильность выполнения заданий. |
5 | | Что окружает нас дома, в школе. | 1 | Экскурсия по школе. Рассказы о назначении вещей. | Формирование представлений о том, что вещи сделаны людьми, воспитание умения правильно пользоваться вещами. | Формирование основ безопасной жизнедеятельности | | Умение слушать и вступать в диалог. | |
6 | | Животные и растения в жизни моей семьи. | 1 | Экскурсия в уголок природы МДОУ № 50. Рассказы детей о домашних животных и растениях. | Рассказывать о роли животных и растений в жизни людей. | Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. | Анализировать речевые ситуации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | | Контролировать и оценивать свои действия |
7 | | Там, на неведомых дорожках. | 1 | Экскурсия в сквер. | Формирование представлений о взаимосвязях в лесу. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | | | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
8 | | «Жалобная книга» природы. | 1 | Знакомство с «Красной книгой» | Выявление растений и животных ближайшего окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека. | | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | |
9 | | Изучаем способы охраны природы. | 1 | Охраняемые природные территории. Экскурсия в сквер треста № 25 | Знакомство с заповедниками, заказниками | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | | Умение слушать и вступать в диалог | |
10 | | Стихи о природе «Экология природы – экология души». | 1 | Библиотечный час. | Знакомство со стихами о природе и животных. | Формирование основных нравственно –эстетических понятий. | | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
11 | | Связь живой и неживой природы. | 1 | Понятия «живая» и «неживая» природа | На отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой. | | Работа с информацией | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
12, 13 | | Разнообразие живой природы. | 2 | Многообразие растений и животных. | Формирование представлений о разнообразии природы. | | Анализировать речевые ситуации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
14 | | Экологические связи в живой природе. | 1 | Экскурсия в сосновый бор. Экологические связи в живой природе на примере леса. | Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи». | | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
15 | | Как зимой помочь птицам. | 1 | Экскурсия. Чем птицы отличаются от других животных. Особенности их обитания, питания, разнообразность. | Проводить наблюдения во время экскурсий. Практическая работа. | Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. | | Умение слушать и вступать в диалог | |
16 | | «Не проходите мимо!». Акция «Кормушка». | 1 |
17 | | Книги о природе. | 1 | Библиотечный час. | Знакомство с книгами о природе. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Анализировать речевые ситуации. | | |
18,19 | | Охраняемые растения и животные. | 2 | Посещение библиотеки им. Пушкина. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. | Работа со справочниками. | | Работа с информацией | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия |
20 | | Природа и творчество. | 1 | Посещение кабинета рисования. Творческие работы. | | Формирование основных нравственно –эстетических понятий. | | Формирование умения учитывать позицию собеседника. | |
21 | | Экологическое занятие «Ручейки и озера». | 1 | Значение воды в жизни растений и человека. | Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом. | | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
22 | | Роль воды в жизни человека. | 1 |
23 | | Лесные айболиты. | 1 | Посещение медицинского кабинета. Лекарственные растения. | Работа со справочниками. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Работа с информацией | | |
24 | | Лесные опасности. | 1 | Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые. | Формулирование правил поведения в лесу. | | | Умение слушать и вступать в диалог | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
25 | | «День Земли», или «Зеленый наряд нашей планеты». | 1 | Экскурсия в кабинет биологии. | Получение знаний о редких растениях. | | Анализировать речевые ситуации. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | Контролировать и оценивать свои действия |
26 | | Кто такие насекомые. | 1 | Знакомство с насекомыми как одной из групп животных. | Получение представлений о многообразии насекомых. | Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. | | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |
27 | | Что у нас над головой. | 1 |
28 | | Путешествие по весеннему лесу. | 1 | Экскурсия. | Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. |
29 | | День птиц, или птичий КВН. | 1 | Особенности обитания птиц, питания, разнообразие. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. | | Умение слушать и вступать в диалог | |
30 | | Экология и здоровье человека. | 1 | Экскурсия в центр экологической информации. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. | Формирование основных правил здорового образа жизни | Работа с информацией | | |
31 | | Экологические катастрофы | 1 | Экскурсия в кабинет химии. Загрязнение водоёмов, воздуха. |
32 | | Хотим сказать всем… (практические занятия) | 1 | Практическая работа. Посещение кабинета технологии. | Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. | | | Формирование умения учитывать позицию собеседника. | Контролировать и оценивать свои действия |
33 | | Итоговое занятие. | 1 | Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. | | | | |
Планируемые результаты
К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся научатся:
- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся смогут научиться:
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.
Методическое обеспечение:
Программа «Зеленый дом» автор А.А.Плешаков, Просвещение, 2007.
Экологическое воспитание в школе.
Автор-составитель И.Г.Норенко, Волгоград, Учитель, 2007 год.
Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. Минск, Асар, 1996 год.
Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Мастерская учителя, Москва, Вако, 2008г., авторы: Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина.
Список литературы
Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,
Москва, ВАКО,2007год
Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,
Москва, ВАКО,2007год
Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,
Москва, ВАКО,2007год
Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,
Москва, ВАКО,2007год
учащихся начальных классов. Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев.