СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе реализации программы ребенок учится анализировать состояние окружающей среды, соблюдение правил поведения в природе становится осознанным.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный эколог" 1 класс»

ФИО Губарева Светлана Вениаминовна

Должность учитель начальных классов

Наименование учебного учреждения ГБОУ ООШ № 4

Город Новокуйбышевск

Название материала


ПРОГРАММА кружка «Юный эколог»






























Пояснительная записка.

Обоснование проблемы.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного подхода.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. У детей нужно формировать систематические экологические знания, которые должны соответствовать возрастным особенностям, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:

  1. Понимание самоценности природы.

  2. Осознание себя, как части природы.

  3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

  4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

  5. Воспитание активной жизненной позиции.

  6. Обучение азам экологической безопасности.

  7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.

  8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

  9. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.



Цель программы экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, как части общей культуры. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).


Участники программы:

  • Педагоги,

  • Руководители направлений,

  • Ученики,

  • Родители.


Сотрудничество:

  • п/к «Ровесник» ДЮЦ,

  • «Центр экологической информации»,

  • ТОС № 6,

  • Жители микрорайона,

  • Педагоги, родители, дети ДОУ № 50


Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:

  • Повышение уровня экологической грамотности;

  • Повышение уровня социальной активности учащихся;


В младшем школьном возрасте формируются основы нравственно-экологической позиции личности.

Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте.

Выпускники детского сада могут:

  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

  • Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной Книге; природе родного края.

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

  • Делать элементарные выводы и умозаключения.

  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

  • Определять происхождение рукотворных предметов.

(Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, допущ. Министерством образования и науки РФ, Москва, Мозаика-Синтез, 2007год)



Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех направлениях работы:

 познавательном;

 творческом;

 практическом;

 исследовательском.



Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.


Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.


Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.



В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.






























За

ня

тия

Да

та

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание и методические приёмы.


Характеристика деятельности

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)


Личностные УУД


Познавательные УУД


Коммуникативные УУД


Регулятивные УУД


1


Что такое экология.

1

Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой.

Сформировать представление о понятии «экология»

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

2


Радости и огорчения.

1

Экскурсия в парк. Наблюдения.

Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

3,4


О Жучках и Мурках.

2

Рассказы детей о домашних животных. Почему их так называют.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей

Формирование основных нравственно –эстетических понятий.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать правильность выполнения заданий.

5


Что окружает нас дома, в школе.

1

Экскурсия по школе. Рассказы о назначении вещей.

Формирование представлений о том, что вещи сделаны людьми, воспитание умения правильно пользоваться вещами.

Формирование основ безопасной жизнедеятельности


Умение слушать и вступать в диалог.



6


Животные и растения в жизни моей семьи.

1

Экскурсия в уголок природы МДОУ № 50. Рассказы детей о домашних животных и растениях.

Рассказывать о роли животных и растений в жизни людей.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.

Анализировать речевые ситуации.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


Контролировать и оценивать свои действия

7


Там, на неведомых дорожках.

1

Экскурсия в сквер.

Формирование представлений о взаимосвязях в лесу.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.



Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

8


«Жалобная книга» природы.

1

Знакомство с «Красной книгой»

Выявление растений и животных ближайшего окружения,

нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека.


Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог


9


Изучаем способы охраны природы.

1

Охраняемые природные территории.

Экскурсия в сквер треста № 25

Знакомство с заповедниками, заказниками

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.


Умение слушать и вступать в диалог


10


Стихи о природе «Экология природы – экология души».

1

Библиотечный час.

Знакомство со стихами о природе и животных.

Формирование основных нравственно –эстетических понятий.


Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

11


Связь живой и неживой природы.

1

Понятия «живая» и «неживая» природа

На отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.


Работа с информацией

формулировать собственное мнение и аргументировать его


12, 13


Разнообразие живой природы.

2

Многообразие растений и животных.

Формирование представлений о разнообразии природы.


Анализировать речевые ситуации.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его


14


Экологические связи в живой природе.

1

Экскурсия в сосновый бор. Экологические связи в живой природе на примере леса.

Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи».


Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

15


Как зимой помочь птицам.

1

Экскурсия. Чем птицы отличаются от других животных. Особенности их обитания, питания, разнообразность.

Проводить наблюдения во время экскурсий.

Практическая работа.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.


Умение слушать и вступать в диалог


16


«Не проходите мимо!». Акция «Кормушка».

1

17


Книги о природе.

1

Библиотечный час.

Знакомство с книгами о природе.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Анализировать речевые ситуации.




18,19


Охраняемые растения и животные.

2

Посещение библиотеки им. Пушкина. Знакомство с охраняемыми растениями и животными.

Работа со справочниками.


Работа с информацией

Умение слушать и вступать в диалог

Контролировать и оценивать свои действия

20


Природа и творчество.

1

Посещение кабинета рисования. Творческие работы.


Формирование основных нравственно –эстетических понятий.


Формирование умения учитывать позицию собеседника.


21


Экологическое занятие «Ручейки и озера».

1

Значение воды в жизни растений и человека.

Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом.


Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения

формулировать собственное мнение и аргументировать его


22


Роль воды в жизни человека.

1

23


Лесные айболиты.

1

Посещение медицинского кабинета. Лекарственные растения.

Работа со справочниками.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Работа с информацией



24


Лесные опасности.

1

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые.

Формулирование правил поведения в лесу.



Умение слушать и вступать в диалог

Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

25


«День Земли», или «Зеленый наряд нашей планеты».

1

Экскурсия в кабинет биологии.

Получение знаний о редких растениях.


Анализировать речевые ситуации.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Контролировать и оценивать свои действия

26


Кто такие насекомые.

1

Знакомство с насекомыми как одной из групп животных.

Получение представлений о многообразии насекомых.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.


формулировать собственное мнение и аргументировать его


27


Что у нас над головой.

1

28


Путешествие по весеннему лесу.

1

Экскурсия.

Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.


Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения


Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе.

29


День птиц, или птичий КВН.

1

Особенности обитания птиц, питания, разнообразие.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным.


Умение слушать и вступать в диалог


30


Экология и здоровье человека.

1

Экскурсия в центр экологической информации.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.


Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.


Формирование основных правил здорового образа жизни


Работа с информацией



31


Экологические катастрофы

1

Экскурсия в кабинет химии.

Загрязнение водоёмов, воздуха.

32


Хотим сказать всем… (практические занятия)

1

Практическая работа. Посещение кабинета технологии.

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.



Формирование умения учитывать позицию собеседника.

Контролировать и оценивать свои действия

33


Итоговое занятие.

1

Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел.








Планируемые результаты




К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся научатся:


- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;

- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;

- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

- сравнивать домашних и диких животных.


К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся смогут научиться:


- различать основные нравственно-этические понятия;

- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;

- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.




Методическое обеспечение:





  • Программа «Зеленый дом» автор А.А.Плешаков, Просвещение, 2007.

  • Экологическое воспитание в школе.

Автор-составитель И.Г.Норенко, Волгоград, Учитель, 2007 год.

  • Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. Минск, Асар, 1996 год.

  • Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Мастерская учителя, Москва, Вако, 2008г., авторы: Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина.



Список литературы




  • Внеклассные мероприятия 1 класс

Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,

Москва, ВАКО,2007год

  • Внеклассные мероприятия 2 класс

Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,

Москва, ВАКО,2007год

  • Внеклассные мероприятия 3 класс

Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,

Москва, ВАКО,2007год

  • Внеклассные мероприятия 4 класс

Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,

Москва, ВАКО,2007год

  • Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для

учащихся начальных классов. Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!