Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматная азбука» для 2-х классов подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООН (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373), Приказа Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373», Примерной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1\15) и авторской программы Е.А. Прудниковой «Шахматы в школе» (второй год обучения).
Цель курса :
создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Основные задачи :
- развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;
- развитие навыков групповой работы;
- развитие активности, целеполагания, личной ответственности;
- развитие образного мышления, расширение представления об окружающем мире ;
- воспитание целеустремленности , самообладания, навыков самодисциплины, бережного отношения ко времени.
Описание места учебного курса в учебном плане
В учебном плане МБОУ «ЛСОШ №2» на изучение курса «Шахматная азбука» по общеинтеллектуальному направлению во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование основ шахматной культуры;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат.
Метапредметные УУД :
Познавательные
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий , воспроизводить по памяти информацию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника).
Регулятивные
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические , учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию , контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
К концу второго года обучения обучающиеся должны :
- владеть терминологией шахматной игры ,понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры;
- уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
- защищать свои фигуры от нападения и угроз;
- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях : двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
- ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
- разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте.
Содержание программы
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат ( 1 ч)
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры (20 ч)
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.
Практико-соревновательная деятельность (13 ч)
конкурсы решения позиций, спарринги (4 ч)
соревнования ( 8 ч)
шахматные праздники (1 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Дата по плану | Дата по факту | Причина корректировки |
1 | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира | | | |
2 | Шахматные фигуры (повторение) | | | |
3 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) | | | |
4 | Мат. Пат. Мат в один ход. Мат одинокому королю королем и ладьей. | | | |
5 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. | | | |
6 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение | | | |
7 | Конкурс решения позиций : как бы вы сыграли? | | | |
8 | Тактический прием «двойной удар» | | | |
9 | Тактический прием «связка» | | | |
10 | Конкурс решения позиций : как бы вы сыграли? | | | |
11 | Тактический прием «ловля фигуры» | | | |
12 | Тактический прием «сквозной удар» | | | |
13 | Мат на последней горизонтали | | | |
14 | Конкурс решения позиций : как бы вы сыграли? | | | |
15 | Тактический прием «открытый шах» | | | |
16 | Тактический прием «двойной шах» | | | |
17-20 | Шахматный турнир | | | |
21 | Основы игры в дебюте : дебютные ловушки | | | |
22-23 | Основы игры в дебюте : атака на короля | | | |
24-25 | Основы эндшпиля : реализация большого материального преимущества | | | |
26-28 | Основы анализа шахматной партии | | | |
29 | Конкурс решения позиций : как бы вы сыграли? | | | |
30-33 | Шахматный турнир | | | |
34 | Шахматный праздник | | | |