СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматная азбука» ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ 1 КЛАСС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» предназначена для 1 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы Е. А. Прудниковой, Е. И. Волковой «Шахматы в школе» 2017г., с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматная азбука» ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ 1 КЛАСС»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32

имени 177 истребительного авиационного московского полка»

Г. о. Подольск



РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей начальных классов

Руководитель ШМО

___________ Рыжкова Н. А.

Протокол №______ от

«___» __________ 20___г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР _____Петрова Н.В.

«___» ___________ 20___ г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №32

__________С.И. Тухватулина


Приказ №______ от

«___» ____________20___ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Шахматная азбука»

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

1 Д КЛАСС




Учебных недель: 33

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 33








Составитель:

Твёрдая Валентина Николаевна,

учитель начальных классов













20___-20___ учебный год

Содержание

1. Общие цели курса «Шахматная азбука» ……………………...………....................................3

2. Планируемые результаты изучения курса «Шахматная азбука» ………….………....…......4

3. Содержание курса «Шахматная азбука» ……..…..……………………..…………………....6

4. Тематическое планирование ……………………………..…….………..…………………….6

5. Календарно-тематическое планирование……………………………………………..……....7

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение………………….…….….8












































Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» предназначена для 1 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы Е. А. Прудниковой, Е. И. Волковой «Шахматы в школе» 2017г., с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.

В 1 классе на внеурочную деятельность «Шахматная азбука» отводится 33 часа в год из расчёта 1 час в неделю.


  1. Общие цели курса «Шахматная азбука».

Цель программы:

создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы подразделяются на общие и образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

  • массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

  • приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

  • открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

  • выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта;

  • привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

  • приобретению знаний из истории развития шахмат;

  • постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

  • овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

  • освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

  • знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

  • изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

  • представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

  • первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

  • приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

  • воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

  • формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.




  1. Планируемые результаты изучения курса «Шахматная азбука».



Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение к занятиям;

  • интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

  • понимание значения и ценности занятий;

  • умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • познавательного интереса к шахматам;

  • эмоционально-ценностного отношения к результатам работы;

  • развитие любознательности и сообразительности;

  • развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

  • развитие наглядно-образного мышления и логики.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • отличать верно выполненное задание от неверного;

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • анализировать предлагаемую информацию;

  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без

нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элемен­тарные задачи на мат в один ход;

  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

  • знать цену каждой шахматной фигуры;

  • использовать технику матования одинокого короля двумя ладьями, фер­зём и ладьёй, ферзём и королём;

  • владеть способом взятия на проходе;

  • записывать шахматную партию;

  • уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, гори­зонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длин­ная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, ко­роль), правила хода и взятия каждой фигуры;

  • иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;



  1. Содержание курса «Шахматная азбука».

Раздел 1. Введение (1 ч)

Введение.

Раздел 2. Шахматная доска и фигуры (3 ч)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Раздел 3. Ходы и взятия фигур (13 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и

подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, 
нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.

Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись

шахматных позиций. Практическая игра.

Раздел 4. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство

и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на

мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между

понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный

шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Раздел 5. Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.

Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Раздел 6. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (4 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности

в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и

неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Основные формы работы: 

индивидуальные, групповые, коллективные (игровая деятельность).


  1. Тематическое планирование.


п/п

Название раздела/темы

Количество часов

на изучение

1

Введение.

1

2

Шахматная доска и фигуры.

3

3

Ходы и взятия фигур.

13

4

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат.

10

5

Запись шахматных ходов.

2

6

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.

4


Итого

33




  1. Календарно-тематическое планирование.


п/п


Тема занятия


Плановые

сроки прохождения

Скорректиро

ванные

сроки

прохождения

Раздел 1. Введение. 1 ч

1

Введение. Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.



Раздел 2. Шахматная доска и фигуры. 3 ч

2

Шахматная доска.



3

Горизонталь.



4

Вертикаль.



Раздел 3. Ходы и взятия фигур. 13 ч

5

Диагональ.



6

Шахматная нотация.



7

Шахматные фигуры и начальная позиция.



8

Ладья.



9

Слон.



10

Ферзь.



11

Конь.



12

Пешка.



13

Превращение пешки.



14

Король.



15

Ценность фигур.



16

Нападение.



17

Взятие. Взятие на проходе.



Раздел 4. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат. 10 ч

18

Шах и защита от шаха.



19

Мат.



20

Пат – ничья.



21

Рокировка.



22

Основные принципы игры в начале партии.



23

Мат двумя ладьями одинокому королю.



24

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю.



25

Мат ферзём и королём одинокому королю.



26

Материальное преимущество.



27

Нарушение основных принципов игры в начале партии.



Раздел 5. Запись шахматных ходов. 2 ч.

28

Партии-миниатюры.



29

Запись шахматной партии.



Раздел 6. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. 4 ч

30

Шахматный этикет.



31

Шахматный турнир.



32

Шахматный турнир.



33

Шахматный турнир.








  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.


Учебно-методическая литература

Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017 – 35 с.


Учебные пособия

Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А.Прудникова, Е.И. Волкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 159 с.

Оборудование рабочего места учителя:

Классная доска.

Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран размером.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного обору­дования и пр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!