Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г. о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ___________ Рыжкова Н. А. Протокол №______ от «___» __________ 20___г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____Петрова Н.В. «___» ___________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 __________С.И. Тухватулина Приказ №______ от «___» ____________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шахматная азбука»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
1 Д КЛАСС
Учебных недель: 33
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 33
Составитель:
Твёрдая Валентина Николаевна,
учитель начальных классов
20___-20___ учебный год
Содержание
1. Общие цели курса «Шахматная азбука» ……………………...………....................................3
2. Планируемые результаты изучения курса «Шахматная азбука» ………….………....…......4
3. Содержание курса «Шахматная азбука» ……..…..……………………..…………………....6
4. Тематическое планирование ……………………………..…….………..…………………….6
5. Календарно-тематическое планирование……………………………………………..……....7
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение………………….…….….8
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» предназначена для 1 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы Е. А. Прудниковой, Е. И. Волковой «Шахматы в школе» 2017г., с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.
В 1 классе на внеурочную деятельность «Шахматная азбука» отводится 33 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Общие цели курса «Шахматная азбука».
Цель программы:
создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы подразделяются на общие и образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта;
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
приобретению знаний из истории развития шахмат;
постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
Планируемые результаты изучения курса «Шахматная азбука».
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение к занятиям;
интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
понимание значения и ценности занятий;
умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
познавательного интереса к шахматам;
эмоционально-ценностного отношения к результатам работы;
развитие любознательности и сообразительности;
развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
развитие наглядно-образного мышления и логики.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
работать по предложенному учителем плану;
отличать верно выполненное задание от неверного;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные
Обучающиеся научатся:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать цену каждой шахматной фигуры;
использовать технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
владеть способом взятия на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
Содержание курса «Шахматная азбука».
Раздел 1. Введение (1 ч)
Введение.
Раздел 2. Шахматная доска и фигуры (3 ч)
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Раздел 3. Ходы и взятия фигур (13 ч)
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и
подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза,
нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.
Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись
шахматных позиций. Практическая игра.
Раздел 4. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство
и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на
мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между
понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный
шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Раздел 5. Запись шахматных ходов (2 ч)
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.
Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Раздел 6. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (4 ч)
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности
в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и
неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Основные формы работы:
индивидуальные, групповые, коллективные (игровая деятельность).
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1 | Введение. | 1 |
2 | Шахматная доска и фигуры. | 3 |
3 | Ходы и взятия фигур. | 13 |
4 | Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат. | 10 |
5 | Запись шахматных ходов. | 2 |
6 | Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. | 4 |
| Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Плановые сроки прохождения | Скорректиро ванные сроки прохождения |
Раздел 1. Введение. 1 ч |
1 | Введение. Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. | | |
Раздел 2. Шахматная доска и фигуры. 3 ч |
2 | Шахматная доска. | | |
3 | Горизонталь. | | |
4 | Вертикаль. | | |
Раздел 3. Ходы и взятия фигур. 13 ч |
5 | Диагональ. | | |
6 | Шахматная нотация. | | |
7 | Шахматные фигуры и начальная позиция. | | |
8 | Ладья. | | |
9 | Слон. | | |
10 | Ферзь. | | |
11 | Конь. | | |
12 | Пешка. | | |
13 | Превращение пешки. | | |
14 | Король. | | |
15 | Ценность фигур. | | |
16 | Нападение. | | |
17 | Взятие. Взятие на проходе. | | |
Раздел 4. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат. 10 ч |
18 | Шах и защита от шаха. | | |
19 | Мат. | | |
20 | Пат – ничья. | | |
21 | Рокировка. | | |
22 | Основные принципы игры в начале партии. | | |
23 | Мат двумя ладьями одинокому королю. | | |
24 | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. | | |
25 | Мат ферзём и королём одинокому королю. | | |
26 | Материальное преимущество. | | |
27 | Нарушение основных принципов игры в начале партии. | | |
Раздел 5. Запись шахматных ходов. 2 ч. |
28 | Партии-миниатюры. | | |
29 | Запись шахматной партии. | | |
Раздел 6. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. 4 ч |
30 | Шахматный этикет. | | |
31 | Шахматный турнир. | | |
32 | Шахматный турнир. | | |
33 | Шахматный турнир. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебно-методическая литература
Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017 – 35 с.
Учебные пособия
Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А.Прудникова, Е.И. Волкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 159 с.
Оборудование рабочего места учителя:
Классная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.